Переславль-залесский. горицкий успенский монастырь. адрес, история святыни, описание

Архитектура монастыря

Архитектура монастыря отличается множеством мелких деталей, выполненных с предельной точностью.

Проездные ворота

Проездные ворота – это образец русского зодчества (середина – II половина XVII в.). Они находятся в восточной части ограждения комплекса.

Внешняя стена ворот обрамлена резными, массивными арками, богато украшена разными архитектурными элементами, скульптурными фигурами. По 2 невысоких круглых колонны расположены с обеих сторон портала внизу. Над каждой парой столбов (в нише) вылеплен скачущий конь.

Палата привратника

Небольшое строение находится слева от входа в восточные (проездные) ворота. В старинных документах его называют палатой привратника. 2 наружных фасада здания украшены очень богато и пышно, наподобие княжеских или архиерейских домов. Наличники имеют сложные узоры, стены отделаны повторяющимися балясинами, поребриками, маленькими полуколонками.

Трапезная палата

По западному фасаду строения определили, как оно выглядело раньше. Когда стену очистили от толстого слоя старой штукатурки, под ней оказались очертания старинных наличников обрамлявших когда-то окна.

Внутри постройки имеются необычные своды разных форм, а также весьма интересные распалубки, расположенные над дверными, оконными проёмами. Впечатляюще выглядит помещение трапезной палаты находящейся на втором этаже. В центре его стоит столб восьмигранной формы. Он поддерживает высокие потолки.

Звонница

Звонница выстроена в XIX веке (второй половина). Сама постройка небольшая, она визуально делит северную ограду обители на две половины. Сегодня её используют как смотровую площадку. Со второго яруса посетители могут видеть старинный город и озеро.

Современный облик

Монастырские строения

  • Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище;
  • церковь Богоявления с колокольней (XVIII век), ныне методический отдел,
  • церковь Всех Святых с Трапезной палатой (конец XVII века), ныне экспозиция и хранилище;
  • церковь Николая Чудотворца (XVII—XVIII века), ныне действующий храм, проводятся Богослужения;
  • церковь Гефсимания (разобрана на кирпич для духовного училища, в музее в качестве одного из экспонатов хранится колонна бывшего храма);
  • святые ворота и палата привратника, ныне туристический отдел;
  • крепостные стены и башни (XVII—XVIII века), ныне хранилища.

Церковь Всех Святых

Рядом с Успенским собором находится еще один архитектурный памятник Горицкого монастыря — церковь Всех Святых с трапезной палатой.

Храм, построенный во второй половине XVII века, простоял пустым сто лет с 1780 по 1880 год. В 1883 году церковь отремонтировали, и она стала выполнять функции домового храма при духовном училище.

Вплотную к церкви пристроено здание духовного училища, построенное в конце XIX века. Перед входом можно увидеть трофейные пушки и ядра XV-XVI века. В наши дни здесь разместилась картинная галерея.

Между Успенским собором и церковью Всех Святых находится небольшая звонница, построенная, как и духовное училище, в XIX веке.

На втором уровне звонницы находится смотровая площадка, откуда открывается отличный вид на Плещеево озеро и Переславль-Залесский, при этом вход сюда совершенно бесплатный.

Помимо деревянной часовни из деревни из деревни Старово, которую мы видели на входе, в Горицком монастыре есть еще два привезенных памятника.

Один из них — бюст Юрию Долгорукову, основателю Переславля-Залесского, а второй — часовня святого Георгия из деревни Фонинское Переславского района.

Горицкий монастырь в Переславле-Залесском оставил о себе очень неоднозначное впечатление: с одной стороны понимаешь, что это музей и летний театр — сувенирные ряды и прочие развлечения воспринимаются нормально, с другой стороны, никак не удается отделаться от впечатления, что это монастырь, и все эти внешние атрибуты начинают раздражать. В общем, немного странно и непривычно.

Переславль славится своими музеями и переславский музей-заповедник самый классический из всех музеев города.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

В этом месте нет представлений, как в музее утюга и чайника, не найдете вы и необычных экспонатов, как в музее паровозов, на наш взгляд здесь немножко скучновато, но ради видов, которые открываются со смотровых площадок монастыря, стоит побывать здесь хотя бы раз.

Как добраться до монастыря

Из Москвы до Переславля-Залесского есть рейсовые автобусы: «Москва – Переславль-Залесский», «Москва – Ярославль», «Москва – Кострома» и другие. Это единственное прямое сообщение (расстояние – 144 км).

Отправление ежедневно от автовокзала на ВДНХ, с утра до вечера. Длительность поездки – 2 – 3 часа. В городе (с автостанции) можно добраться до монастыря пешком за 20 минут, доехать на автобусе №1 (остановка «Музей») или взять такси.

На автомобиле основной путь из столицы проходит по трассе М8 Москва – Ярославль. От МКАДа необходимо проехать 110 километров до поста ГИБДД. За ним слева будет дорога, которая ведёт в Переславль-Залесский.

В Переславле нет железнодорожного вокзала. Добираются от ближайших станций села Рязанцево (22 км) и с. Берендеево (20 км) через Александров на автобусе или такси. Более приемлемый маршрут: московский ЖД вокзал – Сергиев Посад (электричка идёт 1 час 30 минут). Затем едут автобусом до Переславля (70км, 40 – 60 минут).

Экспозиции

Особую ценность коллекции музея-заповедника составляют предметы из экспозиции «Серебряная кладовая». В ней собраны предметы ювелирного искусства XVI–XIX веков, взятые из ризниц местных монастырей и храмов, подвергшихся разрушению. Некоторые изделия связаны с именами русских правителей, видных представителей знати и церковных служителей. Один из центральных экспонатов — печать константинопольского патриарха Афанасия I, найденная в 2014 году в ходе археологических исследований в Спасо-Преображенском соборе. Эта поистине уникальная вещь была создана в XIV веке. Также здесь можно увидеть великолепные образцы лицевого и орнаментального шитья.

Еще одна постоянная экспозиция знакомит посетителей с особенностями иконописных произведений XV–XVIII веков. Талант переславских мастеров был известен и за пределами родного города — написание икон им заказывали даже московские церкви. Кроме того, здесь представлены работы московских иконописцев, которые писали иконы для местных храмов.

В собрание музея входят образцы деревянной скульптуры и резьбы, созданные в период с XVI по XIX век. Резьба по дереву была традиционным промыслом жителей края, в нем они достигли настоящего мастерства. Выставленные предметы — целостные скульптурные композиции и отдельные фрагменты свидетельствуют о таланте и художественном вкусе местных умельцев.

Вид на территорию со звонницы, Светлана Аубекерова

С бытом дворянских усадеб знакомит выставка «Венок усадьбам», в ней представлены предметы быта, вывезенные из разрушенных имений. Здесь можно увидеть мебель, оружие, посуду, книги, фамильные портреты и другие любопытные экспонаты. А как же жили простые люди? Об этом расскажет экспозиция, посвященная крестьянскому быту. В ней собраны предметы, окружавшие жителей русской деревни, произведения их промыслов — костюмы, обувь, украшения, гончарные изделия, вышивка, резьба и т. д.

В музее можно увидеть полотна русских живописцев XVIII–XX веков. Среди них выделяется коллекция провинциального портрета и картины, на которых запечатлены красота и дух города в разные эпохи.

Актуальные цены на посещение Переславского музея-заповедника

Святые ворота и Церковь Николая Чудотворца

Одной из самых древних построек монастыря считаются Святые ворота. Точная дата постройки их неизвестна, но ученые склонны предполагать, что появились они уже в XVII столетии. Церковь Николая Чудотворца над Святыми воротами была построена позже, в конце XVII века. После упразднения Переславской епархии в церкви не проводились богослужения, а сейчас там находится одна из экспозиций музея.

Напротив проездных ворот, через которые осуществляется вход на территорию Горицкого монастыря, можно увидеть небольшую деревянную часовню. Она была привезена в Переславль в 1983 году из деревни Старово, расположенной неподалеку. Сейчас здесь касса музея-заповедника, здесь приобретаются билеты во все экспозиции, а также билет на колокольню.

Именно с колокольни мы и начнем свое знакомство с архитектурными памятниками Горицкого монастыря.

Известные монахини

В 1563 году после доноса Ефросинья Старицкая была насильно пострижена в монахини под именем Евдокии и отправлена в основанный ею монастырь и «поволи же ей государь устроити ествою и питьем и служебники и всякими обиходы по ее изволению, и для береженья велел у нее в монастыре бытии Михаилу Ивановичу Колычеву да Андрею Федоровичу Щепотьеву да подьячему Андрею Шулепникову». Вместе с ней в монастыре под именем Александра жила Иулиания Дмитриевна, урождённая княгиня Палецкая, жена князя Юрия Васильевича, родного брата царя Ивана Васильевича.

В 1569 году вслед за расправой со Старицкими была убита и Ефросинья с сопровождавшими её монахинями и слугами. Существуют различные версии этого убийства. Согласно горицкой рукописи, опричники утопили в Шексне четырёх женщин: инокинь Евдокию, Марию, Александру и игуменью Анну. Тело Евдокии было погребено в Горицком монастыре, а после её канонизации останки стали почитаться как святые мощи. В 2007 году в нём были найдены два женских погребения, одно из которых, предположительно, принадлежит святой Ефросинье.

В 1575 году Иван Грозный заключил в монастырь под именем Дарья свою четвёртую жену, Анну Колтовскую. Есть сведения, что часть своего более чем пятидесятилетнего монашества она провела в Горицах.

В 1591 году после убийства царевича Дмитрия мать его, Мария Нагая была сослана в Николовыксинскую пустынь, а затем в Горицкий монастырь под именем Марфа. В память об убитом сыне она возвела придел при Воскресенском соборе.

В 1606 году Лжедмитрий I выслал в Горицкий монастырь Ксению Годунову, дочь Бориса Годунова, там она была пострижена под именем Ольга.

В 1727 году, после опалы Меньшикова, вместе с его семьёй 11 сентября была сослана и Варвара Арсеньева, а затем от Клина 15 октября она была отправлена под конвоем капитана Шушерина в Александров в Александро-Успенский девичий монастырь. Однако, после обнаружения в Москве подметного письма в пользу Меньшикова и открытия в розыске попыток Варвары облегчить свою учесть через заступничество духовника царицы Евдокии, она была послана в Белозерский уезд, в Горицкий девичий монастырь и пострижена в монахини 29 мая при унтер-офицере Веревкине иеромонахом Феофаном Талузским и наречена Варсонофией.

В 1739 году в монастырь была насильно привезена молодая знатная девушка. По мнению некоторых историков, это была Екатерина Долгорукова, несостоявшаяся жена императора Петра II.

В 1810 году обитель возглавила игуменья Маврикия, в миру Мария Ходнева (08.04.1778 — 18.07.1861), управлявшая ею в течение сорока пяти лет. При поддержке архимандрита Феофана Новоезерского, определенного в 1819 году благочинным Горицкого монастыря, она смогла высоко поднять духовную иноческую жизнь и внешнее благосостояние обители. При игуменье Маврикии были пострижены монахини, проявившие себя в будущем великими подвижницами: Феофания, в миру Александра Сергеевна Готовцова, (15.02.1787 — 16.05.1866) и Варсонофия, в миру Мария Никитична Крымова, (30.06.1800 — 02.02.1866). В 1845 году Феофания была назначена игуменьей Воскресенского Новодевичьего монастыря, возобновляемого в Санкт-Петербурге. Помощницей её в 20-летних трудах стала Варсонофия.

Гора Маура

Недалеко от монастыря есть еще одно весьма интересное место — это гора Маура, одна из достопримечательностей этих мест. Гора Маура живописно возвышается над водными просторами и лесами. С ее склонов открываются прекрасные виды на реку Шексну и село Горицы, а с другой стороны, когда здесь еще не было высоких деревьев, было хорошо видно Сиверское озеро с Кирилло-Белозерским монастырем, леса, поля и старинные деревеньки. По преданию, именно с этой вершины и увидел преподобный Кирилл Белозерский то место, которое некогда ему было указано в видении для возведения новой обители. А еще на вершине этой горы есть большой камень с выемкой, напоминающей очертаниями след ноги. Если верить народной молве, то на камне чудесным образом запечатлелся след ступни Кирилла Белозерского, поэтому камень почитается как одна из святынь этих земель.

Гора Маура расположена рядом с селом Горицы и в 6-7 км от города Кириллова. Это природный памятник, один из наиболее удивительных объектов природного парка «Русский Север». По своему геологическому происхождению гора представляет собой огромное меловое образование с тремя вершинами высотой от 60 до 184 м, в далеком прошлом принесенное сюда скандинавским ледником. Покрытая густым еловым лесом и цветущими лугами, гора Маура привлекает своей природой, хотя и не такой дикой и первозданной, какой видел ее преподобный Кирилл .

На вершину горы ведет оборудованная экологическая тропа. На стендах, поставленных работниками национального парка, можно прочитать информацию о местной флоре и фауне, почвах и минералах.

Начало экологической тропы на гору Маура

Холм покрыт елово-сосновым лесом с большим разнообразием кустарников и трав. Прекрасные луга поражают обилием редких растений. Одних только орхидей на горе насчитывается 10 видов (а в целом в заповеднике — 23 вида). Теплолюбивые орхидеи прекрасно адаптировались к вологодскому климату, столь не похожему на привычные для этих растений тропики. В целом гора представляет собой интересный природный феномен, так как растительность ее южного склона свойственна лугам и полям средней полосы России, а северный склон — лесам притундровой тайги, то есть северу Архангельской области и Карелии.

Монастырские храмы и строения

Собор Успения Пресвятой Богородицы возвели между 1753 – 1861 г.г. Его спроектировал архитектор Иван Яковлевич Яковлев. Массивное четырёхугольное строение окружено крытыми галереями, имеющими широкие окна в форме арок. Здание венчают 5 небольших куполов.

Карта Горицкого успенского монастыря в Переславль-Залесский

В восточной части постройки к ней пристроен полукруглый выступ (апсида) покрытый полукуполом. С каждого его бока возвышается башнеобразный, восьмигранный придел, завершающийся небольшой главкой, которая оснащена световыми барабанами, слуховыми окнами (люкарнами).

Большой колокол весом – 149 пудов 19 фунтов стоит в нише западной стены. Специально для города Переславля-Залесского его отлили на заводе Павла Николаевича Финляндского в 1865 г.

Снаружи здание довольно скромное. Внутри интерьер собора имеет роскошное убранство – панно в стиле барокко, пышную лепнину, живописные фрески. Красоту создавали самые лучшие зодчие Ново-Иерусалимской обители. Бесспорным произведением искусства считается величественный, многоярусный, резной иконостас. Его изготовил известный мастер из Москвы – Яков Жуков.

Он покрыт позолотой, украшен всевозможными фигурными скульптурами, растительными орнаментами, барочными колоннами. Живописцы из Нового Иерусалима рисовали иконы. Храм открыт в тёплый период года. Трёхэтажная Гефсимания была отстроена рядом с собором. Она соединила бы его и церковь Всех Святых. Оставалось только сделать крышу.

Но планы не осуществились, обитель закрыли, строительство прекратилось. Впоследствии Гефсиманское здание разобрали на кирпичи, а из них построили духовное училище. Сохранили только колонну, которая находится в музее.

Самой высокой постройкой обители считается маленькая церковь Богоявления, оснащённая колокольней в четыре яруса. Строительство началось в 1768 г., завершилось – 1777 г.

Сам небольшой храм находится на первом этаже. Здание покрыто возвышающимся куполом, имеющим слуховые окна. Увенчивает его маленькая главка. В верхнем этаже колокольни имеется площадка. С неё отлично просматривается весь город и озеро Плещеево.

Храм Всех Святых возвели во 2-й половине XVII в. вместо каменной постройки XVI в. Квадратное трёхапсидное здание. К нему примыкают трапезные палаты. Оно увенчано пятью маленькими главами.

Позже его перестраивали. Строение пустовало больше 100 лет (1780-е – 1880-е). Отремонтировано в 1883 г. Оно было домовым храмом при духовном училище вплоть до 1918 г.

Святые ворота считаются одними из самых древних строений обители. Они появились в XVII столетии. Их нижний ярус с широкой аркой пышно отделан фигурным кирпичом.

К концу этого же века над воротами надстроили церковь Николая Угодника. Квадратная постройка покрыта четырёхскатной крышей. Поверх неё друг на друге стоят два уменьшающихся восьмигранника венчающихся маленьким куполом. По бокам храма тянутся галереи

Весь ансамбль представляет собой гармоничное соединение московского барокко и узорочного стиля. Храм действующий, передан РПЦ. В нём находится святыня – башмачок святителя Спиридона Тримифунтского.

Дар Святейшего Патриарха Константинопольского привезла матушка Ефросинья из греческого города Керкира, что на острове Корфу. Также есть иконы, которые мироточат. Каменное ограждение обители достраивали в XVIII столетии. Оно невысокое, украшено бойницами. Очень искусно выполнены башни, стоящие вдоль стен, выходящих на северную сторону. Функция ограды декоративная.

В XIX веке к трапезным палатам Всехсвятской церкви пристроены Корпуса духовного училища. Там же располагались квартиры преподавателей. Сейчас в здании находится картинная галерея.

Пруд выкопали на территории обители в XVIII в. Неподалёку находится водоём, откуда по трубам поступает вода. Растут фруктовые деревья высаженные сотрудниками музея вдоль берегов в 1925 г.

Одноглавую часовню имени Святого Георгия Победоносца привезли из деревни Фонинское в 1980-х годах. Ещё одну такую же часовню (в честь Покрова), украшенную пятью главами, доставили из д. Старово в 1983 г. Внутри неё расположилась музейная касса. Оба строения деревянные, относятся к XIX веку.

Музею передали в 1963 г. бюст Юрия Долгорукого – основателя города Переславля-Залесского. Его выполнил скульптор С.М.Орлов. Он повторил московский памятник, который стоит на Тверской площади.

Это интересно: Церковь Богоявления Господня Горицкого Успенского монастыря: выкладываем по пунктам

Монастырские храмы и строения

Обнесенный невысокой стеной, монастырский комплекс очень красив и возвышаясь над крышами Переславля, словно парит над городом. Самые старые его постройки сохранились с XVI-XVII века. Это белокаменная крепостная стена с бойницами и караульными переходами, служившая для защиты обители от неприятеля, три башни и двое ворот, Палаты привратника, церкви Николая и Всех Святых, а также трапезная палата.

Вид на восточные (Проездные) ворота

Святые ворота с возведенной над ними одноглавой Никольской церковью являются выдающимся памятником древнерусского зодчества. И специалисты многократно описывали их в различных изданиях, как образец слияния двух существовавших в те времена стилей — узорочья и очень популярного московского барокко.

Проездные ворота также считают настоящим архитектурным шедевром. Они сделаны в восточной монастырской стене и служили для хозяйственных целей

По сравнению с простыми и гладкими стенами, их нарядное убранство нельзя обойти вниманием. Ворота обрамляют большие арки, над которыми установлены фигурки вставших на дыбы коней

Надстройку над этими воротами сделали позже — ближе к концу XIX века.

Слева направо: церковь Всех Святых, собор Успения Пресвятой Богородицы

Главный монастырский храм – пятиглавый Успенский собор возводили в 50-60-е годы XVIII века по проекту архитектора И.Я. Яковлева. Однако, в связи с упразднением Переславской епархии, он так и не был достроен. Замысел архитектора лучше всего виден на восточном фасаде этой церкви. Композиционно храм представляет собой пирамиду, устремляющуюся вверх.

Скупое наружное оформление контрастирует с богатым барочным внутренним убранством — пышной белой лепниной на голубом фоне, роскошными паникадилами и живописными настенными панно. Над этой красотой трудились лучшие мастера из Ново-Иерусалимского монастыря. Многоярусный покрытый позолотой иконостас сделан руками мастера из Москвы Якова Жукова. А иконы для него изготовлены живописцами из Нового Иерусалима.

Собор Успения Пресвятой Богородицы Горицкого монастыря

Самой высокой на монастырской территории является Богоявленская церковь с четырехъярусной колокольней. Со смотровой площадки на верхнем ярусе колокольни виден весь Переславль-Залесский. Она, как и главный собор, с XVIII века не была достроена. После того как епархию упразднили, колокола с этого храма сняли и перевезли в тогдашнюю столицу, на колокольню в Петропавловской крепости.

С XIX века осталось здание, которое занимало Духовное училище, баня и звонница. В качестве строительного материала при возведении Духовного училища использовались кирпичи обветшавшей церкви Гефсимания.

Церковь Всех Святых Горицкого монастыря

Колонну этого разобранного древнего храма поместили в музейную экспозицию. А как домовый храм Духовное училище использовало пятиглавую отремонтированную церковь Всех Святых, возведенную в XVI веке.

На монастырской территории стоят также деревянные часовни (XIX в.), которые перевезли сюда в 80-х годах прошлого века из окрестных деревень Фонинское и Старово. Такие часовни назывались «обыденскими». Их возводили всей деревней, или, как тогда говорили, «миром».

Слева направо: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Богоявления Господня

В времена архиерейский резиденции, на ее территории выкопали пруд, чтобы в случае пожара вода для тушения была рядом. А в 20-е годы прошлого века вокруг этого пруда разбили фруктовый сад.

Осенью 2014 года в судьбе монастыря произошли новые перемены. Его исторические помещения получила в пользование Ярославская епархия Русской православной церкви. И сейчас ведутся работы по освобождению помещений от музейных коллекций и восстановлению его как монашеской обители, которые планируется завершить за 4 года.

Звонница Горицкого монастыря

История города Переславль-Залесский

Переславль-Залесский был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким, который за 5 лет до этого основал Москву. Как известно, прозвища просто так не дают, и прозвище «долгорукий», очевидно, тоже неспроста. Долгие или, по-другому, длинные руки могут рассказать многое о своем хозяине. Судя по всему, сын киевского князя Владимира Мономаха Юрий любил простирать свои руки ко всему, что видел. Он очень хотел править в Киеве, как и его отец, но, к сожалению, он не был старшим сыном, и ему пришлось довольствоваться княжествами в центральной части современной России. Регулярно пытался взять киевский престол силой, и порою это удавалось, но вскоре он снова его терял – желающих княжить в Киеве всегда было хоть отбавляй (как и сейчас ).

В промежутках между походами на Киев Юрий Долгорукий образовывал оборонительные крепости в самых благоприятных для этого местах. Так и появились города: Москва, Юрьев-Польский, Дмитров, ну, и конечно, виновник нашего сегодняшнего «чаепития» — Переславль-Залесский.

Бесплатный совет:

Находясь в самом центре России, недалеко от Москвы, Переславль-Залесский, безусловно активно участвовал в жизни нашего нестабильного и во все времена веселого государства. В эпоху так называемой феодальной раздробленности, когда княжества Руси жили сами по себе, да еще активно воевали между собой, Переславль действовал в содружестве с Москвой. А в темные времена монгольского ига, именно в Переславле прошел съезд бояр и князей, на котором было выработано принципиальное решение о начале освобождения Руси от цепкой хватки ненавистного врага. Это событие стало переломным в жизни нашего государства.

Еще одно значимое для Руси событие свершилось в 1220 году. В Переславле-Залесском родился Александр Невский. Потом, конечно, он не имел отношения к этому городу, но то, что переславская земля дала Руси такого человека уже много значит.

Судьба монастыря

Что же до монастыря, то судьба его также незавидна, как и его насельниц. Не раз стены обители разрушались и монастырь сжигали и разоряли войска, пришедшие в эти земли. Но, все же монастырь всякий раз восстанавливали – ведь негоже дворянкам жить в руинах. После церковной реформы, которая отбирала монастырские земли в пользу государства, монастырь лишился богатых угодий, и жил лишь за счет пожертвований и помощи Кирилло-Белозерского монастыря.


Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Возрождение монастыря началось после 1810 года, когда настоятельницей стала игуменья Маврикия. Много сделала она для монастыря, возродила хозяйство, да и делами благочестивыми прославилась. Даже ездила на прием к императору Александру.

А вот после прихода Советской власти монастырь и вовсе был упразднен. Кстати, перед приходом большевиков матушке Карелии, которая на то время была настоятельницей Горицкого монастыря пришла сама Ефросинья Старицкая и предупредила, о грядущих бедах. Монахини спрятали все добро и разошлись, осталось лишь несколько послушниц, которые не захотели покидать обитель. Судьба их незавидна, после страшных пыток, и всех утопили в Шексне (история повторилась как при Иване Грозном).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: