Расписание богослужений Данилова монастыря
Стоит отметить, что здесь не совершается отпевание, венчание и крещение. Но можно заказать такие молитвы:
- молебен;
- молебен с акафистом;
- записку для литургии;
- сорокауст;
- панихиду;
- на полгода, на год, на два года и на 5 лет.
Святая обитель открыта ежедневно с 6:00 до 20:00. Также каждый день с 8:00 работает церковная лавка. Оптовый отдел Даниловского храма открыт только по будням с 10:00. Детальное расписание служб можно узнать по телефону или при личном обращении к священнику или служащим дома Божьего.
Пусть хранит Вас Господь!
Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Свято-Даниловской обители:
Жизнь создателя обители Даниила Переяславского
Основатель монастыря, почитаемый верующими как святой, появился на свет в 1460 году в Переславле. В миру его звали Дмитрием Константиновым. В 17 лет он принял решение и самостоятельно ушел в калужский Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, где и стал монахом. Спустя 12 лет, Даниил возвратился в родной Переславль и стал жить в Никитском, а после 1495 года — в Горицком монастыре. Здесь он в течение 30 лет прошел путь от монаха до архимандрита.
Свято-Троицкий Данилов монастырь с высоты птичьего полёта
Особое подвижническое устремление Даниила было в поиске умерших на дорогах странников, убитых разбойниками, замерзших и других людей, получивших нечаянную смерть в пути, кого не забирали родные. Найденные тела Даниил хоронил по христианским обычаям в скудельницах. Так раньше называли погосты и места массового погребения.
В 1508 году Даниил построил на месте захоронения несчастных деревянный Всехсвятский храм. С помощью бояр Челядниных, у которых он был духовником, Даниил получил от великого князя Василия III Ивановича разрешение возводить у храма кельи для нового монастыря. Так он стал настоятелем новой мужской обители, поначалу носившей имя Всехсвятской по названию храма.
Вид на соборы Свято-Троицкого Данилова монастыря
По настоянию Василия III в 1525 году Даниил ушел из Гориц и полностью посвятил себя служению в созданном им новом монастыре. Перед смертью, по просьбе Даниила, настоятелем был назначен его ученик Илларион. Умер основатель монастыря в 1540 году. Церковью он канонизирован как святой (1653 г.).
История Свято-Троицкой обители
До самой своей смерти (1533 г.) Василий III покровительствовал монастырю, он почитал Даниила как своего духовника и многократно приезжал в Переславль. По случаю появления на свет долгожданного наследника Василий III выделил деньги на строительство большого Троицкого собора, а Даниил стал крестным отцом сына Василия III, будущего государя Ивана Грозного (1530 г.). Покровительствовал обители и младший брат Василия III – Дмитрий Иванович Жилка, правивший Угличем.
Слева направо: Собор Троицы Живоначальной с церковью Даниила, церковь Всех Святых
Когда Иван Грозный стал царем, он приказал одному из монастырских послушников составить жизнеописание преподобного Даниила, включив в него все имевшиеся на то время сведения об основателе обители. Этот труд проделал один из учеников Даниила — Афанасий, позднее ставший митрополитом Всея Руси.
В Смутное время мужской монастырь сильно пострадал. Его постройки разорили и сожгли, крестьян, находившихся в подчинении у обители, убили, а их дома разграбили (1615 г.). Уцелели только каменные строения, возведенные еще при Данииле. Позже монастырь потратил много сил и средств на восстановление. И жизнь в нем, как и во всем Переславле, к середине XVII века начала налаживаться.
Собор Троицы Живоначальной с церковью Даниила
За последующие полвека монастырь становится одним из самых богатых в округе. Ему принадлежали многие села и деревни с проживающими в них людьми. На то время он единственный из всех переславских обителей был полностью отстроен в камне. Много помогали монастырю деньгами бояре Барятинские. Иван Петрович Барятинский последние свои годы прожил в нем и был погребен здесь в 1701 г., как старец Ефрем.
В XVIII веке на монастырской территории разместили городскую духовную семинарию, а позже – училище. И до 1918 года он считался второклассным монастырем по управлением Владимирской и Суздальской Епархии. В середине 20-х годов прошлого века монастырь закрыли. В годы советской власти на его территории разместили машинно-тракторную станцию, в 1945 году – лагерь для немецких военнопленных и учебную воинскую часть. Церковные богослужения возобновили в монастырских стенах в 1995 году.
Настоятели
- Прп. Даниил Переяславский (1525 — 1540)
- Иларион, ученик Даниилов (17 июня 1539 — 1543)
- Кирилл (1543 — 1572)
- Авраамий (1572 — 1577)
- Сергий (1579 — 1586)
- Иона (Архангельский) (1589 — 1613)
- Игнатий (1613 — 1615)
- Корнилий (1616 — 16120)
- Макарий (1620 — 1628)
- Фома (1628 — 1634)
- Савватий (4 апреля 1635 — ?)
- Макарий (27 декабря 1636 — 1637)
- Иосиф (1637 — 14 марта 1639)
- Корнилий (1640 — 1651)
- Тихон (18 ноября 1651 — упом. до октября 1658)
- Никита (1659 — 1664)
- Герман (упом. март 1665 — 1665)
- Авраамий (январь 1666 — август 1668)
- Григорий (Неронов) (1868 — до июля 1669 )
- Антоний (сентябрь 1669 — 1670)
- Гурий (1670 — 1673)
- Антоний (1673 — 20 января 1675)
- Варфоломей (20 марта 1675 — 1701)
- Досифей (октябрь 1701 — 1710)
- Варлаам (Высоцкий) (1710 — 15 июля 1726)
- Иоасаф (22 января — 31 марта 1727)
- Викентий (1727 — 1731)
- Моисей (1731 — 1732)
- Дионисий (Крапивин) (1732 — 1738)
- Иаков (Данатовский) (2 июля 1738 — 13 сентября 1744)
- Антоний (Платковский) (27 декабря 1744 — 15 июня 1746)
- Панкратий (Чарныйский) (1746 — 6 мая 1753)
- Вонифатий (1753 — 1754)
- Гермоген (16 июля 1755 — 31 августа 1756)
- Каллистрат (24 апреля 1757 — 17 января 1758)
- Иакинф (Карпинский) (17 января 1758 — 1761)
- Никон (Зертис-Каменский) (3 марта — 26 ноября 1761)
- Иоанникий (Микрицкий) (2 февраля 1762 — 25 августа 1768)
- Иосиф (Быков) (16 апреля 1769 — март 1785)
- Амвросий (Карцов) (19 марта 1785 — 19 марта 1792)
- Венедикт (20 октября 1792 — 11 августа 1794)
- Иоасаф (14 декабря 1794 — 10 августа 1797)
- Павел (Предтеченский) (9 августа 1797 — 1803)
- Модест (17 июня 1803 — 30 июля 1807)
- Иосиф (Величковский) (23 июня 1809 — 1814 (9 ноября 1819?)
- Павел (Подлипский) (1 марта 1820 — 26 мая 1830)
- Неофит (Соснин) (12 июня 1830 — 15 ноября 1836)
- Поликарп (Соснин) (20 декабря 1836 — 14 марта 1847)
- Евфимий (Беликов) (14 марта 1847 — 1852)
- Платон (Фивейский) (3 декабря 1852 — 24 мая 1856)
- Леонтий (Лебединский) (1856 — 1857)
- Платон (Троепольский) (18 июля 1857 — 21 марта 1860)
- Павел (Подлипский) (1859 — 1861)
- Герасим (1862 — 1864)
- Авраамий (1864 — 1867)
- Иларион (1869)
- …
- Митрофан (Флоринский) (13 декабря 1876 — 3 июня 1883)
- Иаков (Домский) (1883 — не позднее 8 января 1884)
- Модест (Беневоленский) (1888 — ?)
- Пимен (Малиновский) (1898 — 1899)
- Митрофан (Загорский) (10 апреля 1906 — 15 июля 1912)
- Дамиан (Воскресенский) (12 мая 1918 — 1925)
…
Иоанн (Коваленко) (1998 — 31 марта 2009)
Димитрий (Буров) (31 марта 2009 — 27 июля 2011) игум.
Даниил (Соколов) (19 марта 2014 — 6 июля 2016)
Переславские владыки (с 9 марта 2017)
Пантелеимон (Королев) (с 30 августа 2019)
Использованные материалы
«Трагедия в православной Церкви: убит игумен монастыря», сайт Закон и Порядок,
По другим данным — 2 октября 1669 — 2 января 1670
Поликарпу (Тугаринову Петру Андреевичу (1806 — 1894)) часто ошибочно приписываются факты биографии Поликарпа (Соснина Павла Петровича (1792 — 1868)). У Строева П.М. (стр. 669: 20 декабря 1836 года произведён из инспекторов Астраханской семинарии. В марте 1847 переведён в Ростовский Яковлевский) — Соснин П.П. зовётся Поликарпом (Тугариновым). См. о Петре Андреевиче Тугаринове — журнал «Рыбная слобода» (№3(7), 2014),
Малицкий Н. В., Списки воспитанников Владимирской духовной семинарии 1750 — 1900, Москва: Остоженка, Савеловский переулок, печатня А. И. Снегирёвой, 1902, с. 35.
Определение Св. Синода от 12-15 апреля 1906 года за № 1918// Церковные ведомости. 1906. №16 (22 апреля), с. 186.
Храмы, архитектура
Архитектурный ансамбль монастыря, каким он сложился к XVIII веку, включал храмы, колокольню, братский корпус и многочисленные хозяйственные постройки. Обитель охватила каменная ограда с торжественными главными воротами. Наиболее ценными постройками обители ныне считаются Троицкий собор и трапезная палата с Похвалинской церковью.
Троицкий собор
Монастырский собор во имя Живоначальной Троицы был возведен с по год по велению великого князя Василия Иоанновича в честь рождения сына Иоанна, будущего царя Грозного. Одноглавый собор спокоен и величав, фасады почти лишены убранства. Узкие окна стен и барабана скупо освещают внутреннее пространство. Роспись собора хорошо сохранилась: фрески XVII века свидетельствуют о таланте Гурия Никитина и Силы Савина. Лучшей считается образ Господа Иисуса Христа на куполе в главе храма — один из шедевров монументальной живописи XVII века.
Прочие храмы
Помимо Троицкого собора, уникальной постройкой обители считается трапезная палата с церковью в честь Похвалы Божией Матери. Над местом погребения преподобного основателя поставлена небольшая нарядная церковь с маленькой изящной главкой. Также невелик храм во имя Всех святых года постройки, с больничными палатами. Ещё одной церковью обители ныне является храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
История обители
Как уже говорилось, здание было основано в ХIII столетии. Основателем стал Даниил Московский. Князь при жизни был миролюбивым, смиренным и кротким правителем. Но неоднократно выступал с воинскими действиями, отражая атаки татарских налетчиков. За плодотворную жизнь он приложил очень много усилий для объединения Московского княжества.
Перед своей смертью князь постригся в монахи и был похоронен в своем храме. С 1650-х годов княжеские мощи в Даниловом монастыре, и находятся там по сей день. Посетить их можно в церкви святых Отцов Семи Соборов, которая находится на территории монастыря.
Также находилось старое Даниловское кладбище. На нем похоронено множество известных людей, в частности:
- философ, славянофил А.С. Хомяков;
- писатель Н.В. Гоголь;
- живописец В.Г. Перов.
Но с приходом советской власти некрополь была полностью уничтожена в 40-х годах ХХ столетия. Также в это время коммунисты закрыли аббатство и организовали на его территории колонию для малолетних воров и преступников. Практически полвека деятельность святилища была запрещена. В 80-х годах Брежнев подписал указ о возобновлении православной обители.
На восстановление у монашеской братии ушло около 5 лет. В 1988-м храмы Данилова монастыря становятся центром празднования 1000-летия Крещения Руси. Сегодня это один из главных духовных центром Российской Федерации.
Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Гроба Господня Иерусалим
Оборона Московских рубежей.
Данилов монастырь всегда был важным звеном обороны южных рубежей Москвы. Большую роль сыграл он в 1591 году в отражении нападения крымского хана Казы-Гирея. В 1606 году у Данилова монастыря были бои войск царя Василия Шуйского с бунтовщиками под предводительством Болотникова, потерпевшими поражение. В 1610 году самозванцем Лжедмитрием II, бежавшим из Москвы, монастырь был подожжен, но вскоре вновь отстроен и обнесен кирпичной стеной с семью башнями. В Отечественную войну 1812 года французы осквернили и ограбили храмы монастыря, похитили серебряный оклад с гробницы святого князя Даниила.
Почитаемые святые и святыни
Житие святого Спиридона Тримифунтского
Многочисленные святыни с большим почётом и уважением хранятся в стенах Данилова монастыря. В 2007 году там появилась ещё одна уникальная реликвия: в застеклённом киоте Покровского храма Даниловского монастыря вверху находится икона Спиридона Тримифунтского, а ниже — его башмачок.
С первого взгляда туфелька выглядит как новая, но если хорошенько приглядеться, то можно заметить на ней потёртости.
Жил Спиридон более полуторы тысячи лет назад, но, несмотря на это, известно много фактов из его жизни. Семья его была далеко не бедной, и после смерти родителей Спиридон получил в наследство много денег и земли. Со временем он стал епископом кипрского города Тримифунты.
Земляки не боялись обращаться к богатому, но доброму Спиридону, часто брали у него деньги в долг. «Когда сможешь, тогда и отдашь», — так всегда говорил Спиридон. Но вот случилось горе в его семье: умерла жена, которую он очень любил. Раздав всё бедным и оставив себе лишь посох и одежду, Спиридон начал жизнь скитальца.
Чудеса кипрского святого
Много чудес совершил он в тех местах, где бывал. Говорят, что однажды к нему мать принесла тело недавно утонувшей дочери. Видя горе и слёзы женщины, Спиридон смог оживить девушку. От нахлынувших чувств и такого потрясения мать тут же скончалась. Пришлось Спиридону воскресить и её.
Это только одна из тысячи историй помощи святого людям. Об этом свидетельствуют и рассказы прихожан Покровского храма и в наше время. Так, две женщины задолжали большую сумму. Возвращаясь домой после молитвы святому Спиридону, они неожиданно нашли на земле конверт с большой суммой денег.
При жизни святой совершил множество чудес, но невероятным является и то, что чудеса продолжаются и после земной жизни. Его тело, хранящееся на острове Корфу, до сих пор нетленно и, мало того, поддерживает постоянную нормальную для человека температуру!
По существующей легенде он до сих пор «ходит» по земле и помогает нуждающимся. Этот удивительный факт подтверждают его башмачки, которые чудесным образом изнашиваются до такой степени, что их приходится менять. А изношенную обувь дарят во все церкви и монастыри всего мира! Вот такие чудеса!
Спиридон Тримифунтский помогает в вопросах финансов
Спиридон Тримифунтский помогает, в основном, в денежных делах, во всём, что связано с деньгами. Поэтому здесь часто можно встретить и различных знаменитостей, окружённых людьми в чёрном (охраной), и крутых бизнесменов, даже здесь не расстающихся с мобильными телефонами (хоть здесь это и запрещено). Да даже просто по правилам приличия телефоны в храме рекомендуется отключать.
Но, тем не менее, все стоят у застеклённого ящичка со святым бархатным башмачком и тихонько молятся каждый о своём. Может быть, он и поможет богатому человеку открыть ещё один долларовый счёт со многими нулями. Но если кому-то действительно нужна помощь, то обратившись к Спиридону Тримифунтскому, он её обязательно получит.
А ещё святой Спиридон помогает людям, находящимся в дальней дороге и путешественникам. Так что, теперь и мы будем обращаться и к нему!
Информация для туристов
Даниловский монастырь в Москве ставропигиальный, то есть настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Повседневной жизнью управляет его наместник в сане архимандрита. Монастырь по своему уставу общежительный, что означает общую молитву, труд и трапезу монахов. Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в больницах, детских учреждениях и в местах заключения. Кроме того, осуществляется преподавание в светских и духовных высших учебных заведениях.
Действуют воскресная школа и катехизические курсы для взрослых (преподается учение о православной вере). Здесь расположены издательство «Даниловский благовестник» и различные мастерские. Работает экскурсионная служба. Имеются подворья в Рязанской области и в Подмосковье. Действует храм святителя Николая в Измайлово, являющийся самым высоким деревянным храмом России. Его высота — 46 метров.
Новое разорение
Революция 1917 г. резко изменила положение Церкви. Начались гонения. С первых лет после прихода к власти большевиков Данилов был опорой патриарха Тихона. Иноки поддерживали начинания патриарха, выступали против обновленческого раскола.
В 1918 г. здесь открылась Высшая богословская школа, где вел занятия наместник, епископ Феодор (Позднеевский). Через 2 года его арестовали, с 1924 г. храмах обители запретили богослужения. С 1929 г. монастырь был закрыт.
В его помещениях открыли приемник-распределитель для безспризорников. Храмы перестроены, уничтожено кладбище. Второе запустение Данилова продолжалось до 1982 года, или почти 70 лет.
Как добраться
По Серпуховско-Тимирязевской линии московского метро нужно доехать до станции Тульская. Далее, необходимо выйти на Тульскую улицу и пройти до площади Серпуховской Заставы. С площади нужно повернуть на правую сторону и двигаться по улице Данилевский Вал. Желательно идти вдоль трамвайных путей, так вы доберетесь до ворот Даниловского собора. Несмотря на сложность пути, ее длительность около 10 минут.
Лучшая статья для Вас, переходите: Иоанновский монастырь на Карповке
Точный адрес Данилова монастыря — Россия, город Москва, улица Даниловскай вал, 22. Ближайшее метро Тульская. Индекс 115191.
Фото и описание
Троицкий Данилов монастырь был образован в 1508 году преподобным Даниилом –
одним из самых почитаемых переславских святых. Он стал известным благодаря тому,
что разыскивал погибших странников – находя тела убитых, умерших или замерзших
по дороге, которые были не нужны родным, относил их в скудельницу,
располагавшуюся на том месте, где в наши дни стоит Троицкий Данилов монастырь.
В 1508 году инок возвел здесь деревянную церковь Всех Святых. Во время
постройки здания сюда собралось большое количество людей, жаждущих посвятить
жизнь монашеству. Так образовалась обитель.
Известно, что, спустя некоторое время, бездетный Василий III не раз бывал в
Переславле, и после женитьбы на Е. Глинской у него родился сын Иван (будущий
царь Иван IV Грозный). По этому счастливому случаю в 1530 году на средства,
дарованные Василием III, было начато возведение каменного Троицкого собора,
строителем которого выступил Григорий Борисов. Храм – четырехстолпный, имеет 1
массивную главу, поставленную на высокий и широкий световой барабан. Поначалу
собор имел позакомарное покрытие, позже замененное на более простое и практичное
4-ехскатное. Апсиды − высокие, граненые. Первоначально у храма было 3
перспективных портала (с севера, запада и юга), украшенных килевидными
завершениями. Закомары также были килевидными, но в наши дни они прячутся под
4-ехскатной кровлей.
В 1660 году к собору был пристроен придел, в сущности – отдельная маленькая
церковь над местом погребения святого Даниила. Примерно в это же время собор был
расписан артелью Г. Никитина и С. Савина.
В 1689 году костромскими мастерами была возведена шатровая колокольня,
поставленная на мощное, широкое основание. Ее нижний ярус служил монахам для
хозяйственных нужд; второй ярус был оборудован под ризницу. Ярус звона оформлен
живописными резными арками, в широком шатре имеются маленькие отверстия − слухи.
Восточнее Троицкого храма стояла небольшая, но очень уютная Всехсвятская
церковь, построенная костромскими мастерами в 1687 году. Храм был увенчан одной
главой на высоком барабане, который окружал ряд кокошников. трехчастная апсида
сильно выдавалась на восток. Храм был больничным. В 1753-1788 годах здесь
располагалась Духовная семинария, а после до 1882 года – духовное училище. В
1914 году церковь была уничтожена, место под ней хотели использовать под
кладбище. В наши дни здесь посажены цветы.
Массивное здание к юго-востоку от Троицкого собора − трапезная палата с
храмом Похвалы Богоматери, построенная на пожертвования князя И.П. Барятинского.
Строение отличает сложная внутренняя структура и очень красивая внешняя отделка.
Внутри на втором этаже – большая трапезная палата (самая большая из древних
палат Переславля). Здесь же располагались настоятельские покои и другие
хозяйственные и жилые помещения. Большой трапезный Похвалынский храм замечателен
длинными неширокими гранеными апсидами, высота которых составляет 2 этажа.
Рядом с трапезной находится большой двухэтажный братский корпус, в котором
размещались монашеские кельи, хозпомещения, в подвале были оборудованы ледники
для хранения продуктов.
За братским корпусом располагался хозяйственный двор (конюшни, сараи,
сеновалы), отделявшийся от жилых построек и храмов кирпичной стеной. Здесь
сохранилась маленькая монастырская баня.
Напротив Троицкого собора находятся Святые ворота обители в кирпичной ограде.
Когда-то их завершала надвратная церковь Тихвинской Иконы Божией Матери
(1700-1702 годы).
В период Смутного времени Троицкий Данилов монастырь был сожжен и разорен.
Сохранились лишь каменные здания, возведенные еще при преподобном Данииле.
Нескоро обитель начала возрождаться. Ее расцвет начался благодаря деятельности
ростовского митрополита Иона Сысоевича, открывшего мощи святого Даниила. В
монастырь вновь начали приезжать паломники и поступать пожертвования. Уцелел
даже колодец, выкопанный Даниилом.
В 1923 году монастырь был закрыт, были сняты и переплавлены все колокола.
Позже монастырь перешел к музею и даже был частично восстановлен. В 1995 году
возвращен верующим. В настоящее время ведутся реставрационные работы.
Башмачок Спиридона Тримифутского в Даниловом монастыре
В святой обители можно увидеть очень много разнообразных храмов и икон с частичками мощей Сергия Радонежского, Николая архиепископа, Серафима Саровского, Матроны Московской, святителя Луки. Но наиболее удивительная для всех прихожан святыня Спиридона.
Верующие, святому пишут записку с просьбами и оставляют их в щели между башмачком и образом. Говорят, что Спиридон многим так помогает.
Часовни и храмы
- Храм святых Отцов Семи Вселенских Соборов;
- Храм преподобного Серафима Саровского (с конца ХIХ столетия);
- Храм преподобного Симеона Столпника (ХVII века);
- Храм Киевского Владимира;
- Храм Троицы Живоначальной (с 1833 года);
- Храм Всех Святых (1988 года);
- Поминальная часовня Алонова 1988 года;
- Надкладезьная часовня Алонова 1988 года.