Троице-сергиева лавра

Впечатления

Если вы не на машине, то езжайте на электричке с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад (город был переименован на референдуме в 1993 году). От станции идти пешком минут 10-15. Или на автобусе от метро ВДНХ. Если вы хотите погрузиться в историю, то конечно лучше ехать в группе паломников от одной из многочисленных паломнических служб. Или в экскурсионной группе: Лавра включена в маршрут «Золотое кольцо России». Но можно заказать экскурсию прямо на месте, в т.ч. в Лавре. Можно переночевать прямо в Лавре в одной из двух монастырских гостиниц, или в городском отеле поблизости.

Если ваша цель – побывать на литургии или исповедоваться, то надо ехать засветло, потому что службы здесь начинаются в 7 утра. Ну или оставайтесь до ежедневной вечерней службы. Кроме Успенского собора, каждый день служат в Покровском храме Духовной академии, храме Иоанна Лествичника при семинарии.

Исповедь принимают не только перед литургией, но и отдельно в надвратном Храме Рождества Иоанна Предтечи. Как правило, верующие отстаивают очередь, чтобы поклониться мощам святого Сергия Радонежского, а затем набирают воду в открытом еще им роднике.

Для особо отважных и нуждающихся архимандрит отец Герман в пятницу, субботу и воскресенье в Петропавловском подворье чуть в стороне от храмового комплекса служит чин изгнания злых духов. И хотя братия Лавры в большинстве относится к этой процедуре настороженно. К Герману съезжаются буквально сотни людей со всей страны.

Только надо иметь в виду, что все службы и таинства совершаются по монашескому чину – долго, без малейшего отступления от канонов и снисхождения к грешникам. Все-таки не случайно название Лавры было использовано в названии ультраконсервативной радиостанции «Радонеж», ставшей притчей во языцех, и учредивших эту радиостанцию православного братства (впрочем, официально не имеющих отношения к Лавре). Зато после многочасового паломничества можно позволить себе прогуляться вокруг Лавры, где выстроена неплохая инфраструктура. Например, многие хвалят ресторан «Русский дворик».

Литература

  • Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне… . (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург. Сойкин П.П.. 1994 .
  • Ильин М., Моисеева Т.. Москва и Подмосковье: Справочник-путеводитель.. Москва. 1979 .
  • Беляев С. В память вечную будет праведник… : Обретение мощей свт. Московского Филарета, свт. Московского Иннокентия и архим. Антония. Журнал Московской Патриархии. Москва. 1996 . № 12. с. 57-67.
  • Беляев С. Обретение святых мощей прп. Максима Грека.. Журнал Московской Патриархии.. Москва. 1996 . № 9. с. 74-77..
  • Григорьева Т. Встреча с Лаврой. Благовест. Самара. 1997 . № 19. с. 6..
  • Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В.. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М.. Издательство братства святителя Тихона. 2001 . 320.

Успенский собор

Один из выразительнейших сооружений Лавры – Успенский собор – возведен по указу Иоанна IV в 1559-1585 гг. Пятиглавый, лаконичный и одновременно нарядный облик собора увенчан лазоревыми и золотым куполами луковичной формы со звездами.

Выполненный по канонам владимиро-суздальского зодчества, храм демонстрирует белокаменный аркатурно-колончатый пояс. Обустройство Успенского храма было проведено при царе Федоре Иоанновиче, в работе над фресками и иконостасом работали выдающиеся иконописцы XVII века – Симон Ушаков, Дмитрий Григорьев и представители их иконописной школы.

Интересный факт: лазоревые со звездами купола Успенского собора указывают на связь с Богородицей и Рождеством Христа, рождение которого ознаменовала Вифлеемская звезда.

С западной стороны, на паперти собора захоронены Борис Годунов со своей семьей. После разрушения паперти, над захоронением установлена белокаменная палатка-усыпальница.

Режим работы Троице-Сергиевой лавры

Монастырь в Сергиевом Посаде открыт для посещения каждый день с 5 утра до 9 вечера, а в церковные праздники — весь день. Выставки доступны для осмотра с 10 утра до 6 вечера со среды по воскресенье. Допускается использование фотоаппарата, однако есть ограничения: нельзя фотографировать монахов и записывать богослужения, а также необходимо отключить вспышку при съёмке росписей в целях обеспечения их сохранности.

Доехать до лавры из Москвы можно как на машине по Ярославскому шоссе, так и на общественном транспорте: на электропоезде с Ярославского вокзала до Сергиева Посада или на маршрутном такси с остановки «Кооперативная улица» до «Белый пруд — Центр-музей-заповедник». Остановку от монастыря отделяет расстояние в полкилометра, которое туристы преодолевают пешком. Дорога из Москвы до монастыря занимает до двух часов.

Как добраться

Из Москвы до монастыря добраться очень легко. Достаточно воспользоваться электричкой, которая отходит с Ярославского вокзала. Нужно сесть на те, которые едут в Балакирево или Александров. При помощи железнодорожного транспорта можно преодолеть путь за полтора часа.

От станции метро “ВДНХ” отходит автобус под номером триста восемьдесят восемь. Если не попасть в пробку — путь займет всего час. Быстрее всего добираться до лавры при помощи собственного автомобиля. Сергиев Посад находится на сорок шестом километре ярославского шоссе.

Строительство оборонительных сооружений

В XIV–XVII веках Русь испытывала сильнейшее давление на востоке от Золотой Орды, на западе — от Литовского княжества. Противостоять этим силам могло только единое государство. В масштабах всего Русского государства стала создаваться единая оборонительная система.

Троице-Сергиев монастырь, расположенный на подступах к Москве, стал важной крепостью, призванной защитить столицу. Сооружение новых оборонительных сооружений монастыря началось в 1540–1550-х годах

Тогда была построена каменная стена протяженностью около 1,5 километров в форме неправильного четырехугольника с 12-ю башнями (к настоящему времени сохранилось 11). Естественной преградой для неприятеля были овраги, а дополнительными препятствиями стали вырытые ров и пруд

Сооружение новых оборонительных сооружений монастыря началось в 1540–1550-х годах. Тогда была построена каменная стена протяженностью около 1,5 километров в форме неправильного четырехугольника с 12-ю башнями (к настоящему времени сохранилось 11). Естественной преградой для неприятеля были овраги, а дополнительными препятствиями стали вырытые ров и пруд.

В середине XVII века крепостные сооружения были укреплены, усовершенствованы и приобрели современный вид.

Стены крепости имеют три боевых яруса, а большинство башен — шесть ярусов. Самые интересные из них — Пятницкая и Красная, Уточья и Пивная башни.

  • Пивная башня имела запасной, или тайный, выход из крепости, через который проходили вылазки во время осады крепости в начале XVII века
  • Угловая Уточья башня названа так потому, что, согласно преданиям, царь Петр Первый стрелял из нее уток, плавающих в пруду рядом с крепостной стеной
  • На Пятницкой башне ранее была вышка для наблюдения за окрестностями. Во время осады крепости башня была разрушена и заново построена в 1640 году
  • Красная башня, здесь расположены главные ворота в крепость. За ней ранее находилась построенная в 1513 году надвратная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Позже она была перестроена в церковь, увенчанную пятью куполами в честь рождества Святого Иоанна Предтечи.

Троице-Сергиева Лавра в Советское время

В мае 1920 года состоялось последнее богослужение и вскоре в помещении обители был организован историко-археологический музей. Вся братия была выселена и стала жить в трудовых коммунах. Через девять лет большая часть монастырских колоколов была снята и переплавлена, уцелели лишь колокол «Лебедь» 1593 года и «Никоновский» 1420 года.

Монашеская жизнь возвратилась в обитель в послевоенные годы. Первая литургия прошла в ночь на Пасху 21 апреля 1946 года.

До 1983 года монастырь был резиденцией российских патриархов, позже она была перенесена в Московский Данилов монастырь.

Троице-Сергиева Лавра – одна из самых почитаемых обителей у русского народа. Тысячи верующих и паломников спешат поклониться ее святыням, а многочисленные туристы любуются памятниками истории и архитектуры, созданными лучшими мастерами XV–XIX веков. С 1993 года Троице-Сергиева Лавра находится под охраной Юнеско.

Храмы и другие строения, коими богата Троице Сергиева Лавра

До сих пор отмеченный мельком, самый большой храм, вокруг которого кажется построенной вся Троице Сергиевская Лавра, на самом деле не старейший. Но заказ самим Иваном Грозным, о чем упоминалось, и дата завершения – 1585 год говорят сами за себя. Отмечалось явное сходство с московским аналогом, но многие находят общие черты с новгородским Софийским собором. Здесь символика расцветки куполов трактуется следующим образом: золотой главный посвящен Спасителю, голубые с золотыми звездами – Богородице, это традиционно.

При этом сходство с новгородской Софией исчерпывается арочными стенами и пятиглавием, нарушается громоздким входным крыльцом и мало выступающими апсидами. Живописно смотрятся расписные арки над апсидой, фон картин с небесами перекликается с расцветкой куполов. Поскольку нынешнее посещение не предполагает осмотра интерьеров, скажем только о главной реликвии собора. Он хранит деревянный гроб, в котором находились мощи Сергия Радонежского со дня упокоения до 1585 года.

Храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов

Названный храм на всего на полвека моложе самого старого из всех, что имеет Троице Сергиева Лавра. Все прочие ему в возрасте уступают, хотя выглядит ветеран вовсе не по-стариковски. Колокольня, совмещенная со световым барабаном единственного купола – довольно редкое планировочное решение в православии. Подобные звонницы в старину именовали всполошными, колокол там звонил в случае угрожающей опасности. Свою роль он успешно выполнял в период Смутного времени, при польско-литовской блокаде.

Духова церковь хранила мощи религиозного публициста Максима Грека и наместника Антония, которым Троице Сергиевская Лавра управлялась 46 лет. Сейчас останки перенесены в церковь Сергия Радонежского, здесь осталось надгробие московского митрополита Платона (Левшина), о котором вскоре вспомним. Запоминаются архитектурные особенности храма, в частности, высокие апсиды, почти достигающие верха закомар. Колокольные проемы оформлены кокошниками, звук усиливался, направляясь в купол-резонатор.

Наконец, древнейший храм – Троицкий собор

Троицкий собор построен в 1423 году, зодчим был ученик преподобного Сергия, монах Никон Радонежский. Именно он наследовал игуменство монастыря, активно занимаясь параллельно строительной деятельностью. Собор выстроили в рекордный годовой срок, конструктивно он достаточно прост. Стены имеют по три разделительных лопатки с килевидными закомарами, в центре четверика основание и цилиндрический световой барабан с куполом. Здесь Троице Сергиева Лавра сохраняет главную реликвию – мощи основателя в серебряной раке.

Останки Сергия Радонежского и обретены были в процессе строительства, они открылись лично Никону. У собора постоянно много людей, желающие прикоснуться к реликвии. Южнее апсид собора видна еще одна, не сразу понятная. Только присмотревшись, отсюда можно определить, что рядом – еще одна церковь. Ее можно принять за южный придел Троицкого собора, первоначально так и задумывалось. Никоновская церковь построена в 1548 году над могилой архитектора собора, оба храма одноглавые, с позолоченными кровлями и куполами.

История

Имя Сергия Радонежского неразрывно связано с историей обители. Великий подвижник перенес саму идею монастырского служения из Киевской Руси на север, в Московское княжество. Это поистине уникальное сооружение — лавра (Сергиев Посад). История его началась в 1337 году, когда Варфоломей (будущий Сергий) вместе со своим братом поселились северо-восточнее Покровского Хотькова монастыря в глухих местах, где принимали постриг их родители.

Позднее к мужчинам присоединились другие верующие, и в новом поселении очень скоро появился храм Святой Троицы, построенный из дерева, и некоторые хозяйственные постройки. Когда Варфоломей стал монахом Сергием, занявшим пост игумена, вокруг монастыря появился небольшой городок, который стал основой нынешнего Сергиева Посада.

Во время нашествия Едигея деревянный храм был разрушен, но уже в XV веке на этой земле появились первые каменные строения. Постепенно монастырь разрастался, и в 1744 году он получил статус лавры — высший в иерархии монастырей. После 1917 года монахи были выселены из обители, однако в 1946 году ее деятельность была возобновлена. В конце ХХ века уникальный комплекс пережил масштабную реконструкцию.

Основные храмы Троице-Сергиевой Лавры

Вы войдете в Лавру через Святые ворота. Сразу за ней над следующей аркой вы увидите церковь Рождества Иоанна Предтечи – надвратный храм 1693-1699 годов. В те времена это были основные ворота монастыря, но десятилетия спустя обитель обнесли высокими стенами и построили новые ворота.

Миновав арку, вы увидите большой одноглавый Духовский храм. За ним находится Троицкий собор – старейший храм обители, построенный в 1422-1423 годах вместо деревянной церкви, которую, по преданию, построил сам преподобный Сергий. В этом соборе в серебряной раке находятся мощи святого.

Троицкий собор (слева) в Троице-Сергиевой Лавре

Большая церковь с раскрашенными разными цветами стенами слева от вас – Трапезный храм (более правильное название – храм преподобного Сергия с Трапезной), построенный в 1686-1692 годах в стиле нарышкинского барокко – «праздничного» яркого и необычного стиля.

Посмотрите чуть правее: огромный храм – это Успенский собор, самый большой в монастыре. Он был возведен в 1559-1585 годах, и в его оформлении принимали участие самые знаменитые живописцы: Симон Ушаков расписывал иконостас, Дмитрий Григорьев – стены. Первоначально деревянная рака с мощами Преподобного Сергия Радонежского находилась в Успенском храме.

Успенский собор и надкладезная часовня в Троице-Сергиевой Лавре

За Троицким собором находится небольшая площадь. Дойдя до нее вы увидите колокольню – самую высокую в России и барочную надкладезную часовню XVII века, а в центре – под сенью чашу с крестом, где, как и в часовне, можно набрать воду.

Дальше, за колокольней высится церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) – красивое здание в стиле барокко. Правее за оградой, куда доступ простым паломникам закрыт – бывший путевой дворец царя Алексея Михайловича. Правитель частенько бывал в Лавре, поэтому и повелел обустроить себе резиденцию. Сейчас в Царских чертогах находится Московская духовная академия.

Точное время богослужений в разных храмах Троице-Сергиевой Лавры вы узнаете на официальном сайте монастыря.

Троицкий собор

Пожалуй, самая древняя постройка, которой славится лавра Сергиева Посада. Интерьер строения украшают уникальные фрески, работы Андрея Рублева и Даниилы Черного. Здесь же бережно хранятся мощи Сергия Радонежского, который основал монастырь.

Храм был построен в 1423 году по указанию Никона, ученика и сподвижника Сергия, на месте той самой первой церкви из дерева. Он полностью возведен из белого камня и своей архитектурой напоминает храмы Московского Кремля. Никоновский придел был добавлен к сооружению в 1548 году. До 1917 года наружные стены собора были украшены фресками, которые позднее были утрачены. Сейчас стены окрашены белой краской.

В этом древнем культовом сооружении лавры хранится главная святыня обители, к которой съезжаются тысячи православных паломников из нашей страны и из-за рубежа – чудотворные мощи Сергия Радонежского. Белокаменный храм, который венчают золотые купола, расписывал Андрей Рублев. К сожалению, подлинники его фресок не сохранились до нашего времени. О былой красоте тех изображений можно судить лишь по более поздним копиям. Скромная одноглавая белоснежная церковь, расположенная по соседству с великолепным собором, построена над местом захоронения Никона Радонежского, преемника и верного ученика Сергия.

История создания

Свое начало этот удивительный монастырь берет в тридцать седьмом году четырнадцатого века, когда Сергий Радонежский стал жить на холме Маковец. Несколько лет этот человек жил в одиночестве, однако потом пришли новые насельники, заселили пустыню. Так и появился монастырь. Данное объединение сыграло очень большую роль в жизни России. Монастырь оказывал влияние на политическую жизнь, народ всегда знал что можно обратиться за помощью именно сюда. Служители монастыря предпринимали активные действия для изменения политической ситуации в стране, например, против татаро-монгольского ига. Позже монастырь поддержал Петра I в его борьбе с царевной Софьей. Во многом, он смог играть такую значительную роль благодаря своему расположению — по пути от сердца страны к Северу. Поэтому его заслуженно включили в систему обороны столицы.


Троице-Сергиева лавра

Сам Сергиев Посад не существовал бы без монастыря — он вырос вокруг Троицо-Сергиевой лавры, поэтому их пути неразрывно связаны. По мере своего развития, монастырь приобретает все большее количество земель. Благодаря активному росту и своему влиянию, он получает звание лавры в середине восемнадцатого века. Спустя три десятка лет поселение, образовавшееся вокруг него, называют городом, именуемым Сергиев Посад.

Монастырь, который впечатляет и  сейчас, рос и множился в течение не одного века. Сама лавра получала и получает поддержку очень значительных лиц. Сейчас на территории монастыря находится около полусотни строений.

Первым из них стал Троицкий собор. Под ним находится гроб основателя этой великой лавры, Сергия Радонежского. Собор был возведен в начале двадцатых годов пятнадцатого столетия. Ранее на земле, которой сейчас располагается храм, была возведена деревянная церковь. Для того чтобы построить Троицкий собор, привлекли знаменитых архитекторов. Последние отлично справились с задачей, храм полностью соответствовал архитектурным веяниям тех времен. Храм имеет крестово-купольную форму, сложен из блоков белого камня. Собор имеет скромные размеры и совсем мало декора.


Троицкий собор

Интерьер данного сооружения расписывали знаменитые сейчас художники-иконописцы: Андрей Рублев и Даниил Черный. Именно они были руководителями артельи иконописцев. Знаменитая икона “Святая Троица” была написана Андреем Рублевым именно здесь, для этого собора. Она находилась Троице-Сергиевой лавре вплоть до тридцатых годов двадцатого века, когда была передана в Третьяковскую галерею. К сожалению, все росписи собора не дожили до наших дней, во многом это произошло из-за сильных разрушений, которым они подверглись.


Успенский собор

Второй крупной постройкой, вошедшей в состав сооружения архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад, стал Успенский собор.

Дальнейшее развитие Троице-Сергиевой лавры

Сергий руководил Троицкой лаврой почти до смерти в 1392 году. За полгода до кончины игумен передал управление ученику Никону Радонежскому. Смерть духовного лидера и основателя обители не прервала расширение монастыря, который переживал разные периоды в истории. Развитие сменялось упадком и разрушением, а когда отступали «темные» времена, наступала эпоха расцвета.

XV–XVI века

Черной датой в истории монастыря стал 1408 год, когда армия хана Едигея разграбила и сожгла обитель. Удар захватчиков хоть и оказался болезненным для лавры, но власть монголо-татар на Руси таяла, и приближалось время освобождения русских земель. Поэтому следующие два столетия обитель отстраивалась и развивалась.

Монахи Троицкой лавры составляли летописи, переписывали рукописи, создавали иконы. Последователи преподобного написали его житие. Деревянную церковь перенесли восточнее, а на ее месте возвели каменный Троицкий собор. В строительстве участвовали сербские мастера, которые нашли убежище в обители после поражения в битве на Косом поле против турок-османов.

В процессе строительства нового храма обрели мощи преподобного Радонежского. В работе по художественному оформлению собора участвовали Андрей Рублев и Даниил Черный. Укрепилось религиозное значение монастыря для правителей в Кремле: Василий III посещал обитель после удачного похода на Псков, Иван Грозный сделал то же самое, когда завоевал Казань.

Во второй половине XV столетия на территории монастыря появилось второе каменное здание – двухэтажная трапезная. В XVI веке развитие обители связано с Иваном Грозным, который вложил в перепланировку и строительство священного объекта 25 тыс. руб.

Царь одобрил возведение нового крупного Успенского собора, но строительство затянулось, в процессе случился пожар, который нанес большой ущерб монастырю. Достроили храм после смерти Ивана Грозного.

XVII – начало XVIII века

Руководство монастыря не поддержало польских ставленников Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, из-за чего лавра оказалась в 16-месячной осаде. Польско-литовская армия пыталась захватить обитель, но защитники мужественно отражали атаки врагов. В стенах монастыря повально болели цингой, которая погубила 2 тыс. человек. Гарнизон сократился до 200 бойцов, но оборона продолжалась до тех пор, пока князь Михаил Скопин-Шуйский не снял осаду.

«Оборона Троице-Сергиевой лавры», картина Сергея Милорадовича / Фото: wikimedia.org

Лавра понесла тяжелые потери и получила крупный материальный ущерб. Но после героической обороны авторитет монастыря в глазах обывателей вырос, увеличились пожертвования. Руководство обители не только отстроило стены, но и возвело новые объекты: колокольню, царские хоромы, двухэтажный корпус келий, больничные палаты и церковь Зосимы и Савватия.

После многомесячной осады обитель вступила в эпоху процветания. Монастырь владел кирпичным заводом, который бесперебойно поставлял стройматериалы. В водоемах, которые окружали обитель, разводили рыбу, по берегам разбили фруктовые сады, построили ветряные мельницы.

Троицкая лавра сыграла ключевую роль в судьбе Петра Великого, который в ходе Стрелецкого бунта укрылся в стенах обители. Руководство монастыря поддержало наследника престола в борьбе за власть. Но правитель впоследствии мало внимания уделял лавре из-за Северной войны и строительства Санкт-Петербурга.

Расцвет

Период выпал на эпоху правления Елизаветы Петровны. При императрице монастырь получил почетное звание лавры. В XVIII столетии построили новую колокольню, для которой отлили царь-колокол весом 66 т. В середине века произошел сильный пожар, который уничтожил деревянные постройки, что ускорило преображение монастыря.

Прочное финансовое положение позволяло обители не только возвести новые строения вместо уничтоженных огнем, но и отчислять деньги в пользу армии. Богатство монастыря основывалось на торговле и пожертвованиях. Троицкая лавра была в числе крупнейших землевладельцев России. На территории, которая принадлежала обители, жило 100 тыс. крестьян.

Начало XX столетия

На старте нового века, который готовил монастырю много испытаний, обитель продолжала отстраиваться. На территории лавры с 1895 года работала типография, в стенах которой печатались труды философов Павла Флоренского, Климента Охридского и других. Работали лавки, гостиницы, мастерские, которые производили кресты, подсвечники, детские игрушки.

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры в 1890-х годах / Фото: wikimedia.org

В начале XX столетия в лавре жило 400 монахов. Кроме того, к обители приписали ряд небольших монастырей и скитов, в том числе Гефсиманский скит, который основал святитель Филарет Московский.

История

Сергий Радонежский со своим старшим братом Стефаном, в то время являвшимся иноком Покровского Хотькова монастыря (в этой обители родители братьев приняли постриг), в 1337 г. начали обустраиваться на холме Маковец. В истории монастыря эту дату начали считать годом основания.

Первое сооружение, построенное братьями на юго-западе холма – деревянная церковь, освященная в 1340 г. во имя Святой Троицы. Позднее вокруг нее появились немногочисленные кельи. Спустя некоторое время Стефан покинул брата и ушел в Богоявленский монастырь. Сергий Радонежский пробыл в одиночестве недолго, пустые кельи скоро заняли странствующие монахи. Пустынь стала именоваться особножительным монастырем, а через несколько десятков лет в нем появился общежительный устав.

Территория обители условно разделялась на 3 части: оборонительную, общественную и жилую. В центре возвышалась церковь Святой Троицы, кельи, окружающие трапезную, а на заднем дворе были хозпостройки и разбиты огороды. Территорию оградили деревянным частоколом, над воротами появилась еще она церковь, освященная в честь Дмитирия Солунского. Первые несколько лет игуменом обители был Митрофан, который и провел постриг Варфоломея и нарек Сергием.

Сергий Радонежский стал игуменом монастыря после смерти Митрофана. С этого времени Троицкий монастырь превратился в центр духовной жизни русских земель. За благословением к Сергию перед сражением с Мамаем приезжал сам князь Дмитрий Иванович. Иноки принимали участие в Куликовской битве, хотя это и было нарушением устава, монахи получили благословения преподобного Сергия.

За годы правления Сергий сделал много для монастыря, но здоровье начало подводить преподобного. За 6 месяцев до кончины он передал управление обителью своему верному ученику Никону Радонежскому. Умер Сергий в 1380 г.

Троицкий монастырь практически полностью был уничтожен во время набега войск хана Едигея (1408). Вскоре самые неприятные события остались в прошлом и начался расцвет обители. На протяжении нескольких веков монастырь считался центром культурного и религиозного развития Российского государства.

С 1540 по 1550 гг. вокруг территории обители шло строительство белокаменной стены, протяжность которой составила 1500 м. В оврагах на северной, восточной и западной сторонах были устроены запруды, а с южной – перед стеной выкопан огромный пруд.

В середине XVI ст. Троицкий монастырь получил статус архимандрии, а к концу века превратился в самую крупную обитель на территории России.

Смутные времена для монастыря наступили в 1608 г. Обитель 16 месяцев находилась в осаде, устроенной польско-литовскими войсками. Несмотря на все тяжести монастырь выстоял, превратившись в один из оплотов Минина и Пожарского.

Последний враг появился у монастырских стен в 1618 г., был это польский королевич Владислав. После начался период расцвета.

За монастырскими стенами укрывались в смутные времена царевна Софья Алексеевна, царевичи Иван и Петр, а в 1689 г. Петр I бежал сюда из Москвы. Во времена его правления на территории монастыря построена Трапезная церковь.

В 1699 г. на средства, пожертвованные Строгановыми, возвели надвратную церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Во времена правления преемников Петра Великого особого внимания монастырю не оказывалось, и лишь после того, как на престол взошла Елизавета начался новый период расцвета: открылась духовная семинария, а в 1744 г. Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус лавры, а его главой стал Митрополит Московский.

В 1745 г. начались масштабные работы по реконструкции лавры. Все здания выкрасили в яркие тона, которые больше подчеркивали белизну декора в виде лепнины. Внешний и внутренний облик монастырских построек ничуть не уступал в роскоши царским дворцам.

Во второй половине XIX ст. лавра владела огромными земельными угодьями, вела торговлю солью, предметами быта, деланными в местных мастерских, и зерном. В начале XX в. на территории обители заработали типография, торговые лавки, открылись новые мастерские и гостиница для паломников.

С приходом советской власти жизнь в монастыре закончилась: монахов выгнали, а храмы и соборы закрыли. В некоторых постройках разместились клубы, зернохранилища и конюшни.

Возобновились службы в Успенском соборе только в 1946 г.

Масштабные восстановительные работы и реконструкция на территории Троице-Сергиевой лавры началась в начале 90-х гг. прошлого века. После окончания у главных ворот торжественно открыли памятник Сергию Радонежскому.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: