Сергиева приморская пустынь сообщение

Как добраться

Свято-Троицкая пустынь преподобного Сергия Морского (Троицко-Сергиева пустынь, Сергиева пустынь) — православный монастырь, формально находящийся в поселке Стрельна, ныне в Санкт-Петербурге. Он был основан в 1734 году; до 1918 года имел статус первоклассного монастыря; с 1819 по 1834 год находился в ведении Санкт-Петербургских викариев ревловских епископов. Прилегающая к скиту деревня Сергиево, где находится одноименная железнодорожная станция, в 1918 году была переименована в поселок Володарский. В 2010 году вокзалу вернули его первоначальное название.Архимандрит Сергий (Дружинин) (впоследствии епископ) был настоятелем с 1915 года до конца 1918 года; игумен Иоасаф (Меркулов) был настоятелем с начала 1919 года до своей смерти в январе 1930 года; Игнатий (Егоров) был настоятелем до своего закрытия.

Расписание служб

Пятиглавый собор Святой Троицы был построен между 1756 и 1760 годами по проекту архитектора Пьетро Антонио Трезини. Хотя церкви на территории монастыря последовательно закрывались, службы в Свято-Троицком соборе продолжались до 1931 года. Эта красивейшая церковь была взорвана в 1960 и даже в 1963 годах. В первой половине XVIII века на этом месте, на берегу Финского залива, находился двор (приморская дача) великой княгини Екатерины Иоанновны, племянницы Петра I, дочери царя Ивана Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны Соликовой, старшей сестры императрицы Анны Иоанновны, в замужестве герцогини Мекленбург-Сверинской. Брак принцессы не состоялся, и в 1722 году она с дочерью вернулась в Россию, не выдержав жестокого обращения мужа. В 1733 году она внезапно умерла в возрасте 42 лет. После революции и в последующие годы, вплоть до 1960-х, могилы не щадили, как и святыни, а в 1993 году, когда в монастырь после долгого перерыва прибыли первые монахи, здесь уже не было самого красивого некрополя в Европе, а была заасфальтированная площадь. Мое сердце хотело расти, но глаза требовали большего удовольствия, и даже большего, чем было в наличии. Каждый день был запланирован и зарегистрирован, но замена одного дня на другой или перенос мероприятия из-за капризов погоды, если билет не был куплен заранее, не запрещались. И я обещал чередовать солнечные и теплые дни с дождливыми, морозными и холодными. Сегодня был яркий и весенний, радостный, теплый день, который с самого утра обещал быть насыщенным, необычным и интересным! Более того, я планировал его с самого начала, еще дома, рисуя точки на карте, но кто бы мог подумать, что в этот день ближайшее метро будет закрыто! Прождав полчаса и доехав на автобусе до ближайшей станции метро, мне удалось без проблем преодолеть первое препятствие.

Запустение и возрождение

Последним перед революцией настоятелем монастыря был архимандрит Сергий, духовник великих князей Константина Константиновича и Дмитрия Константиновича Романовых, живших в Стрельне и часто молящихся в пустыни. В 1937 году архимандрит был расстрелян, он причислен к лику святых Русской Зарубежной Православной Церковью.

Пустынь закрылась в 1919 году, но богослужения еще продолжались. Число братии тем не менее постепенно сокращалось, последнее пострижение в монашество было в 1926 году.

Около десяти монахов-стариков жили среди воспитанников детской колонии «Труд», открытой на территории обители. В 1931 году монастырь прекратил свое существование. Перед войной здесь открыли школу переподготовки начсостава военизированной охраны промышленных предприятий ВСНХ СССР им. Куйбышева.

Во время Великой Отечественной войны с сентября 1941 года вплоть до снятия блокады в январе 1944 года на территории бывшего монастыря находился фашистский штаб армии. Отсюда велась корректировка артобстрела Ленинграда. Монастырские строения, в особенности Троицкий собор и Воскресенская церковь, сильно пострадали от артиллерийских обстрелов.

В послевоенные годы начались реставрационные работы. Архитектор А. А. Кедринский восстановил Настоятельский корпус и трапезную. Ирина Николаевна Бенуа составила проект реставрации Троицкого собора. К сожалению, в 1962 году собор сняли с государственной охраны и снесли. На его месте устроили плац для открытой на территории бывшего монастыря Средней школы милиции.

Несколько ранее та же участь постигла церковь Воскресения Христова и другие церковные постройки. Надгробные памятники, чудом уцелевшие до лета 1964 года, в один день были снесены бульдозером. Правда, два памятника оставили: фамильный склеп Чичериных (возможно, из уважения к наркому иностранных дел в правительстве Ленина Г. В. Чичерину) и мраморный крест на могиле известного архитектора А. Горностаева.

Восстановление монастыря началось в начале 1990-х годов, первая литургия служилась на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 1993 года. Первые несколько лет насельникам монастыря приходилось делить территорию со Средней школой милиции МВД РФ. Руководство МВД не могло найти подходящего здания, куда бы могла переехать школа. По молитвам насельников монастыря такое здание было найдено и все постройки и территория были переданы монастырю.

В этот период были обретены местночтимые мощи основателя монастыря – архимандрита Варлаама (Высоцкого), друга святителя Игнатия (Брянчанинова) – схимонаха Михаила (Чихачева) и архимандрита Игнатия (Малышева), о котором говорилось выше. На территории монастыря была открыта среднеобразовательная школа с православным уклоном, действует воскресная школа. Производится реставрация и восстановление храмов, братского корпуса, Зубовского корпуса и других построек. Жизнь монастыря течет своим чередом, как говорит настоятель архимандрит Николай (Парамонов): «Главное, чтобы в Духе Святом!».

Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL

Кладбище

См. также: Категория:Похороненные в Сергиевой Приморской пустыни

На кладбище ещё с екатерининских времён, «подобно кладбищам Александро-Невской лавры, Донского и Симонова монастырей в Москве», хоронили умерших из знатных родовитых семей: Апраксиных, Дурасовых, Мятлевых, Строгановых; здесь упокоились также Ольденбургские, Потёмкины, Шереметевы, Зубовы, Энгельгардты, Нарышкины, Опочинины, Голенищевы-Кутузовы, Разумовские, Фредериксы, Стенбок-Ферморы и члены других известнейших в русской истории фамилий. На кладбище хоронили министров, сенаторов, членов Государственного совета, высших сановников, среди них были:

  • государственный деятель князь П. А. Зубов
  • дипломат, канцлер, лицейский товарищ Пушкина — князь А. М. Горчаков
  • генерал П. А. Чичерин,
  • Финляндский генерал-губернатор и командующий войсками Финляндского военного округа, член Государственного совета Н. И. Бобриков,
  • а также потомки великого русского полководца А. В. Суворова.

В период с 24 мая по 11 июня 1813 после кончины М. И. Кутузова его прах покоился в Троицком соборе обители для всенародного прощания, на то время, пока в Казанском соборе готовили его усыпальницу.

В 19 веке здесь были похоронены строители храмов пустыни — архитекторы А. М. Горностаев (в настоящее время могила восстановлена, над ней поставлен крест) и А. И. Штакеншнейдер; поэт И. П. Мятлев, артист и оперный певец В. М. Самойлов.

Массированное уничтожение кладбища началось в 1930-е годы, после того, как в монастырские здания въехала Школа переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР им. Куйбышева; кладбище сровняли с землей, но уничтожить его окончательно помешала начавшаяся война.

Кладбище, могила канцлера А. М. Горчакова

В 1930 г. главный хранитель музеев-некрополей в Александро-Невской лавре Н. В. Успенский
составил список двадцати пяти надгробных памятников, находящихся в пустыни и «подлежащих непременному сохранению». Из родовой усыпальницы Зубовых в фонды Русского музея передали бронзовые и мраморные бюсты работы С. П. Кампиони, С. С. Пименова, П . А. Ставассера. В Некрополь XVIII в. перенесли надгробия А. А. и С. А. Баташевых. В 1931 г. прах В. М. Самойлова и его дочерей Веры и Надежды перенесли в Некрополь мастеров искусств.

К 1993 году, когда в монастыре вновь появились насельники, кладбища уже не существовало, на его месте находился плац, покрытый асфальтом.

В 1995—2000 годы восстановлены надгробия над некоторыми захоронениями: канцлера А. М. Горчакова, архитектора А. И. Штакеншнейдера, принцев П. Г. Ольденбургского и К. П. Ольденбургского, генерала П. А. Чичерина и его супруги, А. А. Куракиной.

Сохранившиеся храмы монастыря

12 мая 1735 архим. Варлаам освятил во имя прп. Сергия первую церковь в пустыни, подарив ей серебряные сосуды. Она была древесной и привезена из усадьбы королевы Параскевы Феодоровны на Фонтанке, где именовалась Успенской.

В 1756—1758 эту церковь поменяли новейшей, разместив на нижнем этаже в северном флигеле. Иконостас и утварь были в неё перенесены из прежней постройки; Иконы написал М. Довгалев. После новейшей отделки это помещение освятил 18 июня 1822 епископ Ревельский Григорий, а 26 апреля 1852 в подвале, в усыпальнице кн. Чернышёвых, был освящён «пещерный» придел Спаса Происхождения Добросовестных Древ.

Делая упор на валютную помощь кн. 3. Н. Юсуповой, арх. А. М. Горностаев в 1854 году приступил к полной перестройке храма в византийском стиле. Он сделал его пятиглавым и двуэтажным, понизу разместив приделы — Христа Спасателя с усыпальницей Апраксиных (освящён 4 июля 1857) и мц. Зинаиды (освящён 28 апреля 1861) с могилами кн. Юсуповых, где стоял иконостас из розового кипариса. Освящение головного придела произвел 20 сентября 1859 митрополит Григорий в присутствии величавых князей Константина Николаевича и Николая Константиновича.

Вмещавший 2000 человек храм освещался 2-мя рядами романских окон с витражами. Внутреннее его место делилось на нефы восемью колоннами из полированного тёмно-красного гранита, которые поддерживали хоры. Потолок, как в ранне-византийских базиликах, был перекрыт древесными опорами. Меж арок Р. Ф. Виноградов (по наброскам М. Н. Васильева) написал на золотом фоне византийский орнамент.

Иконостас был изготовлен по рисунку А. М. Горностаева, с колоннами из порфира и деталями из каррарского мрамора, малахита, лазурита и полудрагоценных камешков. Вида в королевских воротах из золочёной бронзы исполнили акад. Н. А. Лавров, создатель фресок, и М. Н. Васильев.

А. Н. Муравьёв, видный духовный писатель, пожертвовал в 1861 храму серебряный ковчежец с частичками святых мощей, который он получил от александрийского патриарха Иерофея, а в будущем году А. С. Норов — мраморную колонну высотой 60 см с образом Рождества Богородицы, привезенную им из иерусалимского дома свв. Иоакима и Анны. Из золочёного серебра была изготовлена дарохранительница.

Храм был закрыт в 1920-е годы; сохранился, но очень переделан. Вновь открыт в 1993 (1-ая служба свершилась в праздничек Введения 1993 года). В 1994—1995 гг. алтарная апсида храма была расписана, в технике фрески художником С. Н. Спицыным. Создавая проект росписи алтарной апсиды, живописец взял за эталон византийскую иконографию собора Монреале.

Игнатий Брянчанинов

Расцвет пустыни начался в 1834 году, когда ее настоятелем был назначен Игнатий (Брянчанинов). Потомственный дворянин, блестящий воспитанник Инженерного училища, обладающий незаурядными духовными, литературными и другими дарованиями, он отказался от блестящих перспектив и посвятил себя монашескому подвигу.

Более двадцати лет (с 1834 по 1857 год) Игнатий (Брянчанинов) был наместником монастыря и выполнил пожелание императора Николая I: «Я тебе даю Сергиеву пустынь, хочу, чтобы ты жил в ней и сделал бы из нее монастырь, который в глазах столицы был бы образцом монастырей».

Огромными трудами настоятеля Сергиева пустынь действительно встала в один ряд с Донским, Симоновым монастырями, Александро-Невской лаврой. Сам Государь неоднократно приезжал и просил благословения на свои начинания у святителя. Советов и наставлений искали у Игнатия (Брянчанинова) Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский. Игнатию Брянчанинову посвящена повесть Н. С. Лескова «Инженеры-бессребреники».

Игнатий (Брянчанинов), ученик иеромонаха Леонида (Оптинского старца в 1829–1841 гг.), начал восстановление обители с возрождения строгого устава монашеской жизни и упорядочения богослужения, введения «практики умного делания», ежедневной исповеди, как в Оптиной пустыни. Путь стяжания духовного опыта – молитва, и первым шагом на этом пути является пение, своего рода «телесная молитва».

По поводу пения Игнатий Брянчанинов заметил в одном из своих писем (собраны и опубликованы игуменом Марком Лозинским в 1995 году): «…от этой молитвы, сопровождаемой сильною наружною ревностию, также плотскою, переходит человек к сердечному и умственному вниманию, причем ревность действует с тихостию и благообразием». В соответствии с этим формировался и строй жизни Троице-Сергиевой пустыни.

Постижение искусства молитвы начиналось с клиросного пения, и все новоначальные иноки, придя в пустынь, получали послушание в братском хоре. Лучшие церковные композиторы того времени – П. И. Турчанинов, А. Ф. Львов (автор гимна «Боже, царя храни») – писали свои музыкальные произведения для монастырского хора, который в 1840-е годы был признан первым в России монашеским хором. Особенно прославился сподвижник и близкий друг Игнатия (Брянчанинова) схимонах Михаил (Чихачев), бас-октавист.

Михаил (Чихачев), так же как и святитель Игнатий, закончил с отличием Инженерное училище, был пансионером Николая I. Император, приезжая в Сергиеву Пустынь, хлопал по плечу Михаила (Чихачева) и приговаривал: «Мой монах, мой монах!».

Пение как врачевание, как путь разрешения от земных скорбей – один из символов культуры XIX века. При этом Троице-Сергиева пустынь, находясь на перекрестке культуры и религии, была местом притяжения музыкантов и композиторов. Кроме П. И. Турчанинова, А. Ф. Львова, здесь бывал также известный композитор М. И. Глинка, прибегавший, как и многие другие, к духовным советам отца Игнатия.

Игнатий (Брянчанинов) также прославился своими литературными трудами, написанными в кратковременных затворах и в дальнейшем переработанные с высоты пройденного монашеского пути – на покое в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской области. Он собрал и изложил богословское учение Святых Отцов о борьбе со страстями, о возрождении человека путем покаяния. Читая знаменитые «Аскетические опыты», понимаешь глубокий духовный смысл такого явления, как монашество.

Больше чем монастырь

Монастыри всегда были средоточием духовной жизни, добрых дел, благотворительности. В пустыни действовал инвалидный дом, школа, больница для бедных, странноприимная (ежедневный приют для 15–20 странников), госпиталь – во время войны. При монастыре существовала первая в России Сергиевская школа трезвости, основанная игуменом Павлом (Горшковым).

Основатель Александро-Невского общества трезвости отец Александр (Рождественский) ввел в обычай крестные ходы трезвенников в Троице-Сергиеву пустынь в одно из летних воскресений. Помогала пустынь и духовным школам. С 1866 года осуществлялись пожертвования на содержание Санкт-Петербургской духовной семинарии и духовного училища. Архимандриту Игнатию (Брянчанинову) были пожалованы ордена св. Владимира и св. Даниила – за деятельное участие в построении нового храма в городе Сараево (пожертвование иконостаса).

О высоком уровне духовной жизни говорит и то, что к концу 1901 года библиотека монастыря насчитывала более 6000 книг, выписывались журналы: «Вера и Церковь», «Миссионерское обозрение», «Душеполезное чтение», «Исторический вестник», «Вера и разум», «Друг трезвости», «Отдых христианина», «Русский паломник».

Пустынь, с ее строгим уставным богослужением и прекрасным пением монахов, самоотверженным подвигом любви, привлекала потоки богомольцев. Жители Петербурга любили свою Сергиеву пустынь. А знать Петербурга, еще со времен Екатерины II, выбрав пустынь местом погребения своих родных, устраивала фамильные склепы под храмами или рядом с ними.

В 1804 году графы Зубовы избрали Троице-Сергиеву пустынь местом захоронения героя суворовских войн, генерала от инфантерии, члена Государственного совета, директора 2-го Кадетского корпуса графа Валерьяна Зубова. На средства Зубовых в 1809 году был построен Инвалидный дом с церковью Святого великомученика Валерьяна на 30 человек «увечных воинов». В подземной части этой церкви находится фамильный склеп на 27 погребений.

Среди погребенных на монастырском кладбище представители таких семей, как Адлерберги, Апраксины, Голицыны, Зубовы, Кочубеи, Кушелевы, Мятлевы, Нарышкины, Перовские, Строгановы, Толстые, Чичерины, Юсуповы, Яковлевы и многие другие. Почетным по своему статусу считалось погребение Его Императорского Высочества герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, князя Романовского. Здесь также были похоронены канцлер Российской империи А. М. Горчаков, министр народного просвещения А. С. Норов, выдающийся общественный и культурный деятель принц П. Г. Ольденбургский, военные губернаторы Петербурга, выдающиеся архитекторы А. И. Штакеншнейдер и А. М. Горностаев, потомки А. В. Суворова и М. И. Кутузова.

Некоторые часовни и склепы были подлинными произведениями искусства. Территорию обители украшали изящной архитектуры усыпальницы: ротонда-усыпальница семьи Толстых, оранжерея-усыпальница семьи принцев Ольденбургских. После безжалостного разграбления в 1930-е, а особенно в 1960-е годы спасти удалось немногое. В фонды Русского музея из родовой усыпальницы Зубовых были переданы бронзовые и мраморные бюсты работы С. Кампиони, Н. Пименова, П. Ставассера. В Некрополь XVIII века Александро-Невской лавры были перенесены некоторые надгробия, имеющие художественную ценность.

Примечания

  1. . www.encspb.ru. Дата обращения: 2 мая 2021.
  2. Селявкин А. И. В трех войнах на броневиках и танках. — X.: Прапор, 1981.
  3. . Дата обращения: 16 января 2013.
  4. . Дата обращения: 18 января 2013.
  5. Коренцвит В. А. Поиск захоронений на территории Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне // Встречи на Петергофской дороге. Материалы краеведческой конференции. СПб., 2013. С. 9—21
  6. Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия: В 3 т. — СПб.: Изд-во Чернышева, 1996.
  7.  . Дата обращения: 25 января 2013.
  8. Макарий Васильевич Макаров, ум. 1879. Происходил из купеческого сословия, пожертвовал своё состояние пустыни. Схимонах Троицко-Сергиевой пустыни, сподвижник св. Игнатия Брянчанинова.
  9. . Дата обращения: 17 января 2013.
  10. Порфирий Кириллов // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М.: Бизнессофт, ИДДК, 2007.
  11. «Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С.-Петербургская епархия». Спб., 1909. Вып. I. С.29-38.
  12. Урождённая княжна Барятинская, дочь Ивана Барятинского, фрейлина императрицы, Мария Кочубей умерла скоропостижно от лихорадки через 18 месяцев после свадьбы. В память о ней её мать, княгиня Барятинская, открыла Мариинский приют для бедных женщин, а вдовец возвёл в пустыни Покровский храм
  13. Голицын Михаил Павлович (1822—1863), кн., флигель-адъютант с 1851; вице-адмирал с 1866 г.
  14. // Петербургский некрополь / Сост. В. И. Саитов. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1912. — Т. 2 (Д—Л). — С. 639.
  15. . Дата обращения: 16 января 2013.
  16. Кавелин, Александр Александрович // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М.: Бизнессофт, ИДДК, 2007.
  17. Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский. Алфавитный список клира Ленинградской области на 1 мая 1937 года. Публикация А. А. Бовкало и А. К. Галкина. СПб.: Князь-Владимирский собор, 2014. С. 62, 142.

История обители

В начале XVIII века Петр I часто дарил своим сподвижникам и родственником «дачи» – участки земли и небольшие имения, которые находились неподалеку от строящегося города. Отбитые у шведов угодья тогда называли «мызами».

Почти все дачи располагались у дороги на Петергоф, и одним имением владела дочь царя Иоанна V Алексеевича – царевна Екатерина Иоанновна. Когда в 1733 году она скончалась, младшая сестра Екатерины Иоанновны, императрица России Анна Иоанновна даровала приморскую мызу своему духовному наставнику – архимандриту Варлааму (Высоцкому).

Поначалу небольшая пустырь занимала участок земли 180 на 180 м. Чтобы братия имела средства для пропитания, монастырю передали три деревни с крепостными крестьянами и 219 десятин земли. Настоятель Варлаам перенес сюда Успенский деревянный храм из усадьбы на Фонтанке, которой владела царица Параскева Федоровна, и освятил его в честь Сергия Радонежского.

Вид на Братский корпус с Надвратной церковью св. Саввы Стратилата Сергиево Приморской пустыни

Новая пустынь носила имя почитаемого на Руси святого и принадлежала Троице-Сергиевского монастырю. В 1764 году обитель, где жило 20 монахов, получила самостоятельность, и ею стал управлять архимандрит.

Члены царской семьи любили тихий придорожный монастырь и привлекали для строительства храмов этой обители лучших архитекторов и инженеров империи. Троицкий собор, каменные корпуса наместника и кельи для монахов были построены по проекту талантливого зодчего Пьетро Антонио Трезини. В 1760-е годы углы монастырских стен украсили кирпичные башни.

В 1813 году в пустынь привезли забальзамированное тело князя Михаила Илларионовича Кутузова, который скончался во время заграничного военного похода. Пока готовили торжественные похороны в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, гроб с телом фельдмаршала 18 дней простоял в монастырском храме.

Надвратная церковью Саввы Стратилата Сергиево Приморской пустыни

Расцвет обители пришелся на конец XIX – начало XX века. Перед революцией в монастыре жило 100 монахов, и стояло 7 храмов. Из насельников выбирали священников для русского флота. Пустынь владела большим капиталом в 350 тысяч рублей, содержала приют для детей, больницу, маленькую школу, богадельню для пожилых женщин и страноприимный дом.

Последнее пострижение в монахи произошло в 1926 году, а церковные службы в Троицком соборе совершались до 1931 года. Потом обитель закрыли, и братию разогнали.

Несколько монахов остались жить в созданной здесь детской колонии – коммуне «Труд». В бывших храмах появились трудовые мастерские и семилетняя школа, которую посещали 250 детей. В 1930-е годы детское учреждение сменила школа переподготовки начсостава военизированной охраны.

Вид на святые ворота Сергиево Приморской пустыни

Монастырские здания сильно пострадали в военное время. В годы Великой Отечественной войны погибли часовни иконы Божией Матери Тихвинской и иконы Божией Матери Рудненской. После войны в бывшем монастыре размещалась городская школа милиции.

Архитектурный ансамбль монастыря был сильно разрушен во время советской власти. В 1930-е годы, когда в стране шла активная антирелигиозная кампания, из обители вывезли ценности и уничтожили некрополь.

При Н.С. Хрущеве гонения на церковь продолжились. В 1962 году был взорван старинный Троицкий собор. Через два года местные власти уничтожили храм Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1968 году снесли красивейший собор Воскресения Христова.

Угловая башня-библиотека Сергиево Приморской пустыни

Статус памятника архитектуры монастырю присвоили только в 1973 году. Оставшиеся постройки были взяты под государственную охрану, но реставрировать их не стали. В начале 1990-х годов, после того как монастырский комплекс вернули верующим, началось восстановление храмовых зданий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: