Особенности архитектуры и деятельность троице-измайловского собора в санкт-петербурге

История

Как явствует из названия, собор воздвигнут во имя Святой Троицы для отправления религиозных нужд Измайловского полка.

В 27 году XIX века Николай I, некогда командовавший измайловцами, повелел возвести на месте старой деревянной церкви полноценный каменный храм. Монарх так же принимал деятельное участие в проектировании и благоустройстве здания, нередко заставляя архитекторов пересматривать решения в угоду августейшим вкусам. Именно ему собор обязан существованием трёх приделов, вместимостью (до 3 тыс. чел.) и небесно-голубыми куполами

Главным архитектором проекта стал В.П. Стасов, инженером – П. П. Базен. Начало строительства датируется 13 мая 28 г. XIX в. Разразившаяся война с Турцией не позволила императору и двум из трёх батальонов полка посетить церемонию водружения первого камня.

Второй по величине после Исаакиевского собора новострой Петербурга преподнёс несколько неприятных сюрпризов. Огромный центральный купол дважды «замораживал» строительство. В 30 г. XIX в. из-за неправильно распределённой нагрузки треснуло 16 колонн, а спустя 3 года барабан был и вовсе снесён ураганом. Прямое вмешательство императора ускорило работы по исправлению расчетных промахов и возведению основной деревянной главы, простоявшей 170 лет, вплоть до пожара года.

Измайловский собор Святой Троицы был готов к торжественному освящению уже в 1935 г. Среди оформителей можно отметить:

  • И.П. Оловяшников – отлитие колоколов;
  • С. Гальберг, И. Леппе, К. Грейсон – скульптуры и оформление;
  • В. Шебуев, А. Егоров, А. Иванов, Н. Майков – оформление иконостасов.

При Советском Союзе

При власти Советов храм сменил статус полкового собора на роль рядового прихода. Во время изъятия церковной утвари отсюда вывезли более двух кг золотых и 300 кг серебряных изделий. Прихожане выкупали святыни храма, меняя церковные реликвии по весу на столовое серебро.

С 1923 г. Троице-Измайловский собор побывал в руках обновленцев и вновь вернулся в лоно православной церкви. Священнослужители храма подвергались репрессиям и гонениям. Так протоиерея Михаила Чельцова, противостоящего вывозу церковных ценностей, арестовывали в общей сложности 6 раз, 2 раза приговаривали к смерти и казнили в 30-х гг. 15 лет назад священник был причислен к лику святых и назван покровителем петербуржского Измайловского собора.

Помимо изделий из драгоценных металлов из собора вывезли знамёна Измайловского полка, демонтировали колонну Славы, что вызвало порицание даже со стороны рабочих.

До 1938 г. пастве удавалось отстаивать права на владение храмом. Благодаря пожертвованиям велись восстановительные работы, по окончании которых здание Троице-Измайловского собора было передано декоративной мастерской, а впоследствии рассматривался проект о превращении его в крематорий.

Годы ВОВ оставили уродливые шрамы на фасаде здания. Подвалы были переоборудованы под бомбоубежища, а само здание отвели под хранение трупов.

Реставрация, проведённая в 50-х г. XX в., сгладила страшные следы войны, однако архитектурный памятник вплоть до 90-х гг. эксплуатировался как холодный склад и постепенно приходил в упадок.

Наши дни

В течение 10 лет с 1990 г. сообществом интеллигентов северной столицы проводился капитальный ремонт, реставрация и благоустройство здания. Список работ был колоссальным. Предстояло оснастить Троице-Измайловский собор системами водоснабжения и отопления, полностью восстановить ушедшее великолепие помещений и фасада, имея в распоряжении только серые остовы стен, повреждённую лепнину и потускневшую роспись с отбитыми кусками штукатурки.

Помимо реставрационных работ в помещении подвала был отделан «Славянский зал» и создана иконописная мастерская. С началом реставрации вновь начались регулярные богослужения. В 2005 г. городу петербуржцам вернули реконструированную колонну Воинской Славы.

Августовский пожар 2006 г., бушевавший 6 часов, уничтожил основной и один из боковых куполов. Несмотря на опасность, проходившая церковная служба не прервалась. В ходе происшествия пострадавших не было, а все ценности удалось эвакуировать. Пламя уничтожило 170-летний деревянный купол, но он не остановило жизнь храма. На следующее утро священники читали литургию рядом с ещё курящимся дымом храмом. Несчастье не остановило повседневную жизнь собора, службы проходили ежедневно.

К 2021 г. Свято-Троицкий Измайловский собор вернул былое великолепие вопреки несчастьям.

Живая река русской истории

Сегодняшний златоглавый и белокаменный собор отстроил ученик Сергия, Преподобный Никон, в 1422 году.

Каменно-надежный, он, одновременно, устремлен вверх и воздушен. Величественно красив, но при этом очень скромно украшен – его обвивает только поясок из трех лент резного орнамента.

При строительстве Троицкого собора монахи чудесным образом обрели нетленные мощи святого Сергия Радонежского, ставшие основной святыней этого храма, главной святыней всей Троице-Сергиевой лавры, одной значимых святынь всего православия.

За столетия, то прошли со дня смерти Сергия, изменился мир, исчезли почти все материальные свидетельства той эпохи, но остались неизменными чувства, к которыми верующие приходят к гробу преподобного – боль, радость, надежда, благодарность за помощь.

Каждое утро, полшестого, вот уже много веков, в черных длинных одеждах и клобуках сюда собираются монахи на акафист преподобному, поют величественно и строго. Тогда исчезает время, а тебя подхватывает живой поток русской истории.

Храм-часовня Святой Троицы

Рубрика: Санкт-Петербург

Часовня – историческое напоминание потомкам о том, что на этом месте когда-то стояла первая в городе православная церковь (храм Святой Живоначальной Троицы). Именно здесь проходили праздничные богослужения, в том числе, и после победы над шведами. В стенах храма Петр Первый был коронован на царство после подписания Ништадского мира. Часовня украшает собой Троицкую площадь, внутри нее находится только один зал – маленький, но уютно оформленный. Здесь хранятся мощи святых Харлампия, Петра и Февроньи. С Петроградской набережной, на которой располагается храм-часовня Святой Троицы, открывается красивая панорама Невы.

Из истории часовни

Местом для ее строительства была выбрана Троицкая площадь, где по приказу государя был возведен первый православный храм. Произошло это менее чем через полгода после основания Санкт-Петербурга. По православному календарю на первый день октября 1703 года выпал религиозный праздник – день покрова Пресвятой Богородицы. Площадь в итоге была названа в его честь.

История храма полна невзгод и печальных событий. Неоднократно он страдал от пожаров, но его заботливо восстанавливали, т. к. по рангу он следовал сразу за Исаакиевским собором. В 30-х годах прошлого века по приказу советской власти храм был разрушен, а на его месте через два десятилетия построили другое здание.

К 300-летию основания Санкт-Петербурга «Балтийская строительная компания» планировала возвести на Троицкой площади монументальный 70-метровый храм, но планам не суждено было осуществиться из-за запрета, исходившего от Научного совета по охране культурных памятников. В итоге местом для строительства часовни стала юго-западная часть сквера на Троицкой площади.

Закладка краеугольного камня происходила в мае 2002 года в торжественной обстановке, в присутствии Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Авторство проекта, выбранного на конкурсной основе, принадлежит архитектурному бюро «ЯК». Храм-часовня построен на средства «Балтийской строительной компании» и является подарком городу.

Адрес: Троицкая площадь 2а, Петроградский район, город Санкт-Петербург, Россия.

Карта расположения:

Соловецкий камень

  Михайловский сад

Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины

Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств

На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские триумфальные ворота

В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Памятник Екатерине II

К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади

Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

Поделиться ссылкой:

Троицкий собор

Троицкий собор

Троицкий собор — один из утраченных храмов Санкт-Петербурга и, пожалуй, самый известный из них. Он был построен на площади при Петропавловской крепости годах по проекту Доменико Трезини. Деревянные стены церкви были готовы к осени 1710 года . Торжественное освящение церкви состоялось 4 июля 1711 года в присутствии князя Меншикова . Храм заложили в память победы над шведами под Выборгом, назвали в честь Святой Троицы. По этой церкви стали называть и площадь — Троицкой.

Долгое время Свято-Троицкий собор был главным кафедральным храмом города, здесь объявлялись царские указы. Перед храмом устраивались смотры и парады войск, гулянья и маскарады. Именно здесь в 1721 году проходили торжества по случаю окончания Северной войны и заключению мира со Швецией. Здесь 22 октября 1721 года Петру I был пожалован титул императора. На колокольне собора были укреплены часы, снятые с Сухаревской башни в Москве.

Деревянное здание Троицкого собора быстро ветшало. Уже в 1732 году Канцелярия от строений решила: «За ветхостию оной церкви и с колоколни часы и часовые колокола чтоб снять, ибо от тех часов никакого плезиру не имеетца и непрестанно вредятся и в близости от той церкви имеются часы на Петропавловской колоколне

» . Ещё через шесть лет Канцелярия сообщала: «На колоколной башне у той церкви крест с маленким купидоном от погоды надломился и весма покривил, что впредь от болших ветров может упасть… на оной церкви лантернин, на котором спиц со крестом надломило, весма ветх и починить оный лантернин за ветхостию никак невозможно » .

Старый Троицкий собор был разобран согласно указу императрицы Елизаветы Петровны от 9 февраля 1743 года. На его месте был построен новый храм, который спроектировал Герман ван Болес. Новый Троицкий собор освятили 17 мая 1746 года. Он не был похож на первый храм петровского времени. Это здание представляло из себя два сруба в два бревна с проливкой внутри известью, снаружи было обшито тёсом, покрашено масляной краской, внутри оштукатурено, покрытой крышей из железных листов. Двухъярусная колокольня венчалась луковичной главой, а купол над основным объёмом церкви по диаметру был практически равен его площади. Купол завершался ещё одной луковичной главой.

В июле Канцелярия от строений приказала соорудить вокруг храма ограду, которая бы препятствовала гуляющему по площади скоту. Но 27 марта 1747 года Троицкий собор сгорел дотла.

В июле 1752 года Елизавета Петровна повелела перенести на место сгоревшей церкви храм из Летнего сада. От последнего был использован строительный материал, а Троицкий собор был восстановлен по чертежу ван Болеса.

Последний раз собор отстраивали после пожара 1913 года, ремонт происходил в 1923 году.

В 1928 году Свято-Троицкий собор закрыли, а в 1930-м снесли, не смотря на только что проведённую реставрацию.

В 1990-е годы широко обсуждалась идея восстановления Свято-Троицкого собора. Однако по ряду причин собор строить не стали, а на углу площади в 2002-2003 годах построили небольшую часовню во имя Пресвятой Троицы. По её окружности славянской вязью написано «Сей храм сооружен в дар к 300-летию Санкт-Петербурга трудами Балтийской строительной компании».

Поделиться

Рейтинг 0%

1 Малиновский К. В. : «Санкт-Петербург XVIII века». Издательство «Крига», 2008 — 576 стр.

2 Петров П. Н.

: «История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного городского управления». Издательство «Центрполиграф», 2004 — 782 стр.

Архитектура, убранство

Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.

Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.

Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.

Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором. Роспись собора производили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев.

Полукруглый иконостас, выполненный в мастерской А. Тарасова, оформлен коринфскими колоннами и композиционно образует единое целое с надпрестольной сенью. Образа были написаны В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, А. Е. Егоровым, Н. А. Майковым и В. К. Сазоновым.

В 1872 году из Исаакиевского собора были переданы образа работы Т. А. Неффа и Д. Бузато. В соборе почиталась икона «Успение Пресвятой Богородицы».

Иконы для боковых приделов были переданы из прежнего храма. Из первоначальной церкви были также переданы атласный иконостас И. Г. Адольского, иконы «Христос — Великий Архиерей» и «Воскресение Христово» (1738 года) с частицей мощей.

На стенах собора висели трофейные турецкие знамёна, захваченные в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 годов, знамёна полка. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. В витринах хранились ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также мундиры августейших шефов.

К освящению собора Николаем I были подарены яшмовые сосуды в золотой оправе и яшмовая дарохранительница в виде храма с колоннами из розового агата.

В храме находилась трехъярусная бронзовая люстра весом около 5 тонн, изготовленная в 1865 году («утилизирована» при закрытии собора в 1938 году).

Измайловский собор имеет подсобные помещения в подземном этаже, которые к 1990 году были затоплены водой. После проведения поэтапной реконструкции, был устроен зал, который получил название «Славянский». Зал расписан художниками творческой мастерской Владимира Куликова. Его зрительным и смысловым центром является образ Господа Вседержителя, выполненный в мозаичной мастерской Екатерины Огородниковой.

Территория собора

Собор является композиционным центром Троицкой площади.

В память Русско-турецкой войны 1877—1878 годов 12 (24) октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Д. И. Гримма из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Колонну венчает фигура Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне. В 1925 году предполагалось заменить памятник на монумент декабристам. В январе 1930 года он был отправлен на переплавку, в 1969 году перед собором был установлен бюст В. П. Стасова работы скульптора М. Т. Литовченко. В 2005 году памятник архитектору был демонтирован, а Колонна Славы — восстановлена.

В 1894—1895 годах, напротив храма, по проекту С. П. Кондратьева в память двух чудесных избавлений от смерти: спасения императорской семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году и спасения будущего императора Николая II в Японии — была выстроена в ампирном стиле часовня святого Александра Невского. Белый позолоченный иконостас часовни был вырезан П. С. Абросимовым, иконы написал И. А. Тюрин. Часовня была закрыта в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны снарядом был сбит купол, а затем в ней размещалась торговая точка и склад. Работы по восстановлению начались в августе 1998 года, а 26 ноября её освятил митрополит Владимир (Котляров). Витраж и реставрация лепки выполнены творческой мастерской художника Владимира Куликова.

Традиции

В дореволюционное время прихожане блюли следующие традиции:

В престольный праздник на соборной площади происходил полковой парад с окроплением знамен святой водой;
В праздник Спаса Нерукотворного образа на Фонтанку отправлялся крестный ход для водосвятия;
В праздник Успения Пресвятой Богородицы крестный ход шёл по окрестным улицам
12 октября (старый стиль) служилась заупокойная литургия, в которой участвовал весь полк, в память о битве при Горном Дубняке.

Троицкий собор – собор Измайловского полка – собор Святой Живоначальной Троицы

Николай I принял решение о строительстве церкви из камня, когда-то он командовал Измайловским полком. В те годы темпы работ были стремительно быстрые, и уже 25.05. 1835 года новый собор был освящён в праздничной обстановке. Белый собор с пятью яркими куполами синего цвета, считается подлинно грандиозным сооружением тех времён. Один из крупнейших соборов Санкт-Петербурга: Исаакиевский собор строился значительно ранее, а закончил строиться позднее. Для постройки Троицкого собора были применены достаточно простые материалы, из-за того что здесь оказался устойчивый грунт по сравнению с главным невским руслом. Троицкий собор достигает высоты 80 метров, а Исаакиевский собор выше на 20 метров. Вмещается в собор до 3 000 человек сразу. Украшают купола яркие звёзды, их можно увидеть почти на 20-ти километровом расстоянии от города. Установлены на стенах памятные доски со списком погибших героев в русско-турецкой войны. Бронзовые скульптуры ангелов в нишах, автором этих работ является скульптор Гальберг. Во внутренней части содержатся трофеи, взятые с поля сражения военной кампании 1877-1878 гг. Его главной святыней является икона Превышающей всех святости Богородицы, датируемая 15-ым столетием.

Санкт‑ПетербургЯндекс.Карты — поиск мест и адресов, городской транспорт

Фото и описание

Одним из самых монументальных и значительных храмов Санкт-Петербурга является
Троице-Измайловский собор. В 1730 году, вскоре после восшествия на престол
императрица Анна Иоанновна издала указ о формировании нового гвардейского
пехотного полка, получившего название Измайловского и ставшего третьим
лейб-гвардейским полком Российской армии после созданных Петром Первым
Семеновского и Преображенского. В 1733 году полк был переведен в северную
столицу.

Одной из первоочередных задач нового полка стала постройка церкви. Её решено
было сделать походной, так как у полка не было еще постоянного
месторасположения. Храм-шатёр в летний период размешался вблизи устья реки
Фонтанки, в деревне Калинкиной, а зимой гвардейцы молились в приходских храмах.
Чуть позднее полку были отведены земли выше по реке, и тогда архиепископом
Сильвестром было принято решение о строительстве для полка деревянного храма. В
1754 году началось сооружение деревянного собора Святой Живоначальной Троицы в
слободе Измайловского полка. Храм был спроектирован по образцу пятикупольных
церквей, имеющих в своём плане равноконечный крест. Купола в них располагались
по сторонам света.

Время, а особенно великое наводнение 1824 года, сильно разрушили деревянный
храм, поэтому на личные средства императора Николая I, когда-то командовавшего
Измайловским полком, по проекту знаменитого архитектора В. П. Стасова на том же
самом месте был сооружен великолепный каменный храм, общая высота которого
составляла около 80 метров. Храм возводился 7 лет – с 1827 по 1835 годы. При
разработке проекта храма Стасов использовал те же принципы, по каким была
построена церковь-предшественница: всё тот же греческий равноконечный крест и
тот же принцип расположения куполов — не по диагонали, а над рукавами креста, по
странам света. Архитектор здесь сочетал приёмы классицизма с традиционными
формами русского зодчества. Купола были тесно сдвинуты, поэтому издалека они
воспринимаются как нечто целое. Голубая облицовка, украшенная золотыми звездами,
на обычно пасмурном северном небе Петербурга, создаёт радостное и праздничное
настроение. Здание крашено великолепным скульптурным фризом, четырьмя портиками
из коринфских колонн и чугунными треножниками на балюстрадах. Всё это придают
ему пышность и нарядность. В нишах зданиях выставлены скульптуры ангелов работы
скульптора С. И. Гальберга. Постройка Троицкого собора справедливо оценивалась
его современниками как весьма значительное достижение российского зодчества.

Троице-Измайловский собор вмещает более 3 000 человек. Главный купол собора
был вторым по величине деревянным куполом в Европе. Просторный, светлый
интерьер. 24 стройные коринфские колонны, поддерживающие барабан главного
купола, искусно отделанного кессонами с розетками, создают эффект того, что он
словно парит в воздухе. Колонны и пилястры внутри храма облицованы белым
мрамором. Малые купола расписаны золотыми звездами по голубому фону, создают
дополнительные подкупольные интерьеры, в одном из которых расположен резной
иконостас.

В 1938 году собор был закрыт. Были планы по превращению его в городской
крематорий, к счастью, неосуществленные. Но храм всё равно пришел в запустение
из-за использования его под овощехранилище, а особенно во время блокады
Ленинграда. После войны были проведены широкие работы по восстановлению фасадов
здания, завершенные в 1960-х годах, но внутреннее убранство его пришло в полный
упадок из-за бесконечной перемены пользователей, ничего не предпринимавших для
его сохранения. К 1990 году, когда здание было возвращено Церкви и в нем
возобновлены богослужения, из всего богатейшего имущества, многое из которого
было уникальным и бесценным с художественной точки зрения, остались только стены
храма.

25 августа 2006г собор страшно пострадал от пожара, начавшегося на
строительных лесах восстанавливаемого главного купола. Сгорели все деревянные
конструкции центрального купола, частично уничтожены два малых купола.

К концу 2007 года были закончены работы на малом северном куполе,
ликвидированы последствия пожара, осуществлены подготовительные работы по
монтажу конструкций, по технологии клееного бруса, которая была выбрана для
основы главного купола. Весной следующего года началась внутренняя роспись
храма, проводился монтаж каркаса центрального купола храма. К 2009 году была
отремонтирована верхняя часть иконостаса главного придела собора. Сейчас ведутся
широкомасштабные реставрационные и ремонтно-восстановительные работы наружных
стен собора.

История Свято-Троицкого собора в Санкт-Петербурге в 19-м веке

Первая полковая деревянная церковь, построенная по инициативе Императрицы Елизаветы Петровны, была необратимо утрачена в 1824 году в результате разрушительного наводнения. В 1827 году Император Николай I будучи бывшим командиром лейб-гвардии Измайловского полка повелел начать строительство нового каменного большого Свято-Троицкого собора в Санкт-Петербурге. Храм был торжественно заложен в 1828 году на Измайловском проспекте.

Строительство собора велось по проекту зодчего В. П. Стасова и инженера П. П. Базена под личным руководством Императора Николая I. Для устройства фундамента в сложные по своей геологии грунты было забито 9000 свай. В плане собор представлял собой равносторонний крест, цоколь был облицован гранитом. Стены и колонны возводились из кирпича и укреплены металлической арматурой. Центральный купол должен был возвышаться на высоком с полуциркульными окнами барабане. В 1830 году при возведении центрального большого барабана и купола несущие колонны дали трещины из-за ошибки в расчетах. Работы по укреплению колонн и устойчивости главного купола выполнил инженер П. Базен. Боковые купола на высоких с окнами барабанах были расположены по осям крестообразного в плане храма. Снаружи все четыре придела с торцов были оформлены классическими портиками с колоннами, по бокам в нишах были установлены скульптуры. Основной объем собора был украшен праздничным фризом, на котором фигуры ангелов чередовались с лавровыми гирляндами.

В 1832 году Свято-Троицкий собор был освобожден от лесов, но 23 февраля 1833 года главный купол сорвало бурей, частично пострадала кирпичная кладка стен. Новый проект главного купола выполнил инженер П. Базен. В 1834 году купола собора были покрыты голубой краской с золотыми звездами.

Внутреннее пространство храма получилось очень светлым за счет белого цвета стен, пяти световых барабанов и огромных полуциркульных окон. 86 колонн коринфского ордера поддерживали центральный барабан с куполом. Старинные полковые образа были сгруппированы в особые киоты. Внутренние поверхности куполов храма расписал ярославский крепостной художник Тимофей Медведев с сыном Петром. Иконы для иконостаса были написаны известными академиками живописи того времени, многие иконы выполнил живописец-самоучка Николай Майков. Над алтарем была утроена сень, представляющая собой праздничную полуциркульную двойную колоннаду, увенчанную надписью «Сим знаменем победиши», довершал композицию огромный золоченый крест и голубь — символ Духа Святого.

В большой степени сформировали внутренний облик храма огромные иконы работы Тимофея Неффа с образами святых покровителей России: Спасителя, Божией Матери, Святого Исаакия Далматского, Святого Благоверного князя Александра Невского, Святых апостолов Петра и Павла, Святителя Николая Чудотворца, Великомученицы Екатерины. Позже иконы были заменены на мозаичные копии.

Особо почиталась старинная икона с образом Воскресения Христова в серебряной ризе с мощами Святых Иоанна Златоуста, Первомученика архидиакона Стефана, Великомученицы Варвары, частицей древа Креста Господня, а также иконы Успения Божией Матери и Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Накануне праздника Святой Троицы 25 мая 1835 года состоялось торжественное освящение Свято-Троицкого собора на Измайловском проспекте.

Историко-архитектурная справка

Троице-Измайловский собор построен по указу императора Николая Первого для удовлетворения духовных нужд солдат и офицеров гвардейского Измайловского полка, которым Николай когда-то командовал. На время постройки Троице-Измайловский собор был самым большим храмом России. Архитектором собора выступал В.А. Стасов, создавший величественное и гармоничное здание в стиле ампир. Некоторые этапы и события в истории собора:

  • 1828 г. Закладка собора;
  • 1835 г. Освящение собора;
  • 1867 г. Венчание в Троицком соборе Ф.М.Достоевского с А.Г.Сниткиной;
  • 1886 г. Открытие перед собором памятника «Воинская Слава»;
  • 1894 г. Отпевание в соборе первого ректора Санкт0Петербургской консерватории композитора Антона Рубиншейна;
  • 1895 г. Освящение часовни Троице -Измайловского собора на углу Измайловского проспекта и 1-й Роты (сейчас — 1-й Красноармейской улицы).

После революции 17-го года для православной Церкви наступили тяжёлые времена. Священнослужители подвергались репрессиям — некоторые священники Троицкого собора были расстреляны, другие — осуждены. Церковные ценности реквизировали. Памятник «Воинская Слава», построенный из трофейных турецких пушек был продан на металл. В годы блокады Ленинграда здание собора использовалось в качестве места для склада трупов. После войны собор, сильно пострадавший от бомбежек, был реставрирован, однако, настоящее его возрождение началось только в 90-х гг, когда сам собор передали Петербургской епархии.

Снос Монумента Славы и возведение памятника зодчего Стасова

20 столетия в начале 30-х гг. монумент пришлось сносить из-за политических соображений. Государству, находящемуся в дружеских отношениях, не следует упоминать о прошедших неудачах Турции. Россия заключила с Турцией договор Бриана – Келлога, который стал самым важным достижением дипломатии во времена СССР. Обезопасить территорию СССР на границе с Турцией было особой причиной для демонтажа. Снесение мемориала для того, чтобы власти Турции не согласились на предложение Адольфа Гитлера напасть с южной стороны на Советский Союз в нелёгкие годы Второй Мировой Войны, было не самым важным поводом. Скорее всего имелись своеобразные повседневные задачи – проезд трамваев у собора. Вместо монумента Славы был установлен бюст зодчего Стасова, автора плана возведения Троицкого храма.

Интересные факты

Одновременно с формированием в 1730 году по указанию Анны Иоанновны третьего пехотного полка императорской гвардии при нем создается походная церковь-палатка с иконостасом, выполненным москвичом Иваном Адальским. Дополнительно для служения приобрели оловянную и медную утварь. По решению императрицы, полковая церковь освящалась близ Фонтанки 12 июля 1733-го во имя Троицы.

В начале 40-х годов того же века переносной храм обретает постоянное место прописки в Санкт-Петербурге – первоначально на Адмиралтейском острове, а потом на Измайловском проспекте, о чем свидетельствует генеральный городской план 1755 года. Тогда же возникает необходимость в строительстве капитального сооружения, рассчитанного на несколько тысяч прихожан.

Царствовавшая Елизавета Петровна возжелала увидеть проект «такого фасону, как прежнею в России архитектурою церкви строились». За образец был взят план сооружения в селе Керстове Ямбургского уезда. Церковь, по решению обер-архитектора Растрелли, возводилась в дереве на каменном фундаменте с расчетом будущего строительства такого же здания, и была украшена иконами в греческой стилистике. 1 июня 1756 года архиепископ Силивестр освятил главный придел во имя святой Троицы, второй — во имя святого Иоанна Воина.

Время и разрушительное наводнение 1824 года привели храм в плачевное состояние: по этой причине он был разобран в 1828 году.

Далее события развиваются трагически и предсказуемо.

1924 год: закрыта часовня и передана под кафе, затем — пивной ларёк, в годы войны и после — под склад.

1925 год — из собора вывозят все военные трофеи;

1932 год — Президиум Ленсовета постановляет взорвать храм, чтобы на его месте и из его останков построить театр для рабочих — после обращения прихожан во ВЦИК храм оставляют;

1938 год — собор официально закрыт;

1940 год — из собора планируют сделать крематорий, но храм спасают учёные, доказавшие губительность крематория в центре города — только таким аргументом можно было пронять новые власти; в блокаду в соборе хранят трупы умерших от голода;

после войны настроения властей существенно изменились: в 1952 – 1967 годах проведён ряд работ по восстановлению купола и фасадов;

собор до 90-х годов служит неотапливаемым складом и разрушается;

1990 год — возвращён РПЦ;

2004 год — возобновлена реставрация собора.

Последнее, верим в это, испытание собор пережил в августе 2006 года. Загорелись строительные леса, превратив в считанные минуты купол в огромный пылающий над городом факел. В 17:10 большой купол обрушился на внутренний свод — сгорели деревянные конструкции 170-летнего возраста.

Следствие не установило причины пожара. А в 2007 году правительство Петербурга выделяет 58 миллионов на малые купола. Последующие расходы также впечатляют: на реставрацию фасадов — от 1 миллиарда рублей, на восстановление большого купола — 120 миллионов рублей.

В 2008 году открыты малые купола и установлен крест на главный купол.

В 2010 году отделаны фасады собора и завершено восстановление главного алтаря.

В 2011 году собору навеки передана частица мощей св. Матроны Московской.

Теперь храм восстановлен, ведутся лишь мелкие работы. Из всех испытаний — временем, огнём, стихией и безверием — он вышел чистым, белоснежным, словно облако на синем июльском небе. Сияют звёзды, плывёт увенчанный ими, словно воинскими наградами, многострадальный храм — над дворами, улицами, рекой…

Адрес: Санкт-Петербург, Измайловский просп., 7а.

Ближайшее метро: метро Технологический институт-1; метро Технологический институт-2; метро Балтийская.

Сайт: www.izmsobor.ru

Карта расположения:

Православный приход храма Великомученика и Целителя Пантелеймона

  Петропавловский собор

Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины

Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств

На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские триумфальные ворота

В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Памятник Екатерине II

К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади

Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

Поделиться ссылкой:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: