Памятник Екатерине II
В створе Малой Садовой улицы высится знаменитый на всю Россию памятник императрице Екатерине II работы скульпторов М.А. Чижова, исполнившего саму статую императрицы, и А.М. Опекушина, создавшего скульптурное убранство пьедестала. Им в работе помогал художник М.О. Микешин.
Сложный по своей композиции памятник покоится на пьедестале из разных сортов гранита с каменоломен Карельского перешейка. Центральная часть монумента – фигура императрицы Екатерины высотой 4,35 метра, со скипетром и лавровым венком в руках, в царской горностаевой мантии, с высшим орденом Империи (Святого Андрея Первозванного).
Вокруг пьедестала располагаются фигуры государственных деятелей второй половины XVIII столетия: фельдмаршал граф Пётр Александрович Румянцев-Задунайский, светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин, генералиссимус князь Александр Васильевич Суворов, поэт и государственный деятель Гаврила Романович Державин, директор Петербургской Академии наук Екатерина Романовна Дашкова, знаменитый дипломат князь Александр Андреевич Безбородко, президент Императорской Академии художеств Иван Иванович Бецкой, адмирал и мореплаватель Василий Яковлевич Чичагов и генерал-аншеф граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский.
Открытие памятника состоялось в 1873 г., причём его сооружение на протяжении более чем десяти лет обошлось казне в 316 тыс. руб. Сквер, первоначально созданный Росси в 1832 г., перепланировали и впоследствии обнесли невысокой металлической оградой, изготовленной на петербургском заводе Сан-Галли. В настоящее время восстановлена планировка 1878 г., состоящая из трёх круглых площадок по одной оси и двух пар дуговых дорожек.
Строительство Аничкова дворца
Когда по приказу императрицы в 1741 году начали строительство нового дворца, Санкт-Петербург не был еще тем великим городом, который мы знаем сейчас. Многих тогда удивило решение государыни, так как в то же время возводили Зимний дворец и Петергоф в Царском селе. В те времена на месте Невского была простая просека, а сам будущий дворец находился на окраине города. По замыслу Елизаветы он должен был стать украшением въезда в столицу. Его фасад обращен к Фонтанке. С этой же стороны были бассейн с пристанью. Аничков дворец стал первым из множества построенных в этом районе.Первоначальный проект дворца в стиле барокко и в виде разноэтажного здания в форме растянутой «Н» и создал Михаил Григорьевич Земцов. Но он умер в 1743 году так и не закончив строительство. Продолжал курировать работы его ученик Григорий Дмитриевич Дмитриев, а завершил все – Бартоломео Франческо Растрелли. Последний архитектор внес довольно много правок к первоначальному проекту Михаила Земцова.Центральная часть дворца имела три этажа. Она была соединена крыльцом с боковыми флигелями той же высоты. На них расположились ребристые купола в виде луковиц. Парадный двор украшал бассейн, а задний с западной стороны – регулярный сад. Его обустраивал в 1743 году Людвиг Киндер Тапера, англицский садовник, которого специально для этого пригласили из Стрельны. Фасады дворца украшали высокие по тем временам крыльца с портиками и балконами. Внутри дворца было много росписи. Ее выполняли Алексей Петрович Антропов, Иван Яковлевич Вишняков, братья Бельские и другие умелые художники того времени. После окончания отделочных и ландшафтных работ дворец стал немного похож на Петергоф.В 1751 году после окончания большей части строительных работ провели освящение домовой церкви Аничкова дворца, расположенной на втором и третьем этаже бокового флигеля по стороне Невской перспективы. Она отличалась необычайным богатством отделки: терхярусный резной иконостас с позолотой и барочными орнаментами достигал одиннадцати метров. Официально годом завершения строительства Аничкова дворца считается 1751, но на протяжении последующих десятилетий его неоднократно перестраивали согласно вкусам новых владельцев.
Особенности архитектуры Аничкова дворца
Раньше район реки Фонтанка был пригородом Петербурга, а на месте Невского проспекта находилась обычная лесная поляна. По замыслу авторов проекта, Аничков дворец был предназначен стать украшением города при въезде. От реки Фонтанки был проведен канал, который заканчивался мини-портом. Дворцовая усадьба располагалась на обширной территории между улицей Садовая и Фонтанкой.
Центральная часть фасада главного здания была украшена двойными колоннами и пилястрами, а окна украшала декоративная лепнина. Прямо за главным зданием и до самой Фонтанки простирался роскошный сад с многочисленными фонтанами и аллеями из аккуратно подстриженных деревьев. Над одноэтажным зданием с видом на парк располагалась открытая терраса с видом на реку.
Отсюда открывался прекрасный вид на фейерверки, которые часто устраивались для царской семьи во дворцовом саду. Во дворце долгое время жил поэт Василий Жуковский, который был преподавателем Александра II и имел здесь собственные апартаменты. При входе во двор комплекса растет памятное дерево. Это русская береза, которая была посажена Комаровым и Титовым — знаменитыми космонавтами.
При императоре Александре I всего за два года архитектор Старов, которому было поручено заниматься реконструкцией, кардинально перестроил все здание, оформив его в соответствии со стилем классицизма. Исчезли черты барокко на разных высотных уровнях, роскошная лепнина была разрушена, порт перекрыт. В результате этих изменений Аничков дворец приобрел строгость и суровость.
Царский дворовый комплекс состоит из бокового трехэтажного и центрального корпусов. Внутри зданий находятся роскошные двухцветные залы. Они соединены с более низкими двухэтажными зданиями. Такая архитектурная композиция была характерна для «дорастреллиевского» периода существования барокко в России. К стилю барокко можно отнести многочисленные пилястры на роскошных колоннах, которые украшают главный вход комплекса.
Уникальным для стиля петровского барокко является то, что архитектор использовал много разных скульптурных композиций и элементов декора, подчеркивающих роскошь царских залов. Со стороны фасада, граничащего с Невским проспектом, дворцовый комплекс увенчан золотым куполом церкви Воскресения Христова. От Невского проспекта комплекс был отделен высокой каменной стеной, имеющей три входа, оформленных большими воротами.
Советское время
После революции дворец был приватизирован государством. Поначалу тут разместилось министерство продовольствия. Далее, с 1918 по 1935 год, была оборудована экспозиция городского музея.
Отмечу, что не именно Санкт-Петербурга (Петрограда-Ленинграда), а городов, как таковых, вообще. Возглавлял его архитектор Л. А. Ильин. В залах бывшего Императорского Кабинета функционировали «офисы» коммунальной и социальной гигиены, а также библиотека Музея города. Период церковных репрессий коснулся и домового храма дворца. В итоге, в 1926 году его купола снесли и переплавили. Что касается музея, то в 1928 закрыли и его. Имущество было распродано и роздано для других экспозиций.
Образование Дворца пионеров
И вновь – исторический зигзаг. Я вам уже рассказывала, что в стенах Аничкова дворца воспитывались царские наследники, а в конце XIX века даже находилась школа для детей служащих . Это словно положило начало появившемуся тут в 1937 году грандиознейшему в стране Дворцу пионеров и школьников.
Для этой цели Аничков дворец вновь переделали (по эскизам А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского). Две комнаты здания были украшены палеховской росписью по мотивам произведений А. С. Пушкина и А. М. Горького.
Во Дворце сразу открылось более ста секций и кружков.
Уверена, что всем известны имена: Виктор Корчной, Станислав Жук, Алиса Фрейндлих, Лев Лурье, Елена Образцова…
Профессиональный звёздный путь этих людей начался именно в данном Ленинградском дворце пионеров.
Аничков дворец в Великую Отечественную войну
Расскажу теперь о судьбе дворца в то трагическое для всей страны время.
Уже с октября 1941 года по май 1942 года на его территории работал хирургический госпиталь. Сам Дворец не закрывал свои двери для детворы все страшные блокадные дни! Несмотря ни на что, именно тут в 1942 году был проведён выпускной для ленинградских школьников. Кроме того, проходили здесь и новогодние елки, и творческие олимпиады.
А концертные бригады художественных кружков Дворца пионеров, превозмогая слабость от голода, выступали перед бойцами в госпиталях и в воинских подразделениях.
Неспроста 70 молодым артистам были вручены медали «За оборону Ленинграда». Пострадавший от артобстрелов комплекс дворца к 1945 году уже сумели восстановить.
Интересные факты
- В 1786 году в садовой галерее обществу представили в Аничковом дворце рояль – новый музыкальный инструмент.
- Здесь проводили торжественные приемы и придворные балы, на которых блистала супруга Пушкина Наталья Николаевна.
- В ноябре 1836 года Александр Пушкин приглашен во дворец на личную аудиенцию к Николаю I, чтобы предотвратить дуэль с Дантесом.
- В 1838 году на средства, вырученные лотереей во дворце, из крепостной неволи выкупили Тараса Шевченко.
- На правах наставника наследника престола в личных апартаментах жил поэт Василий Андреевич Жуковский.
- Здесь впервые показали немое кино и открыли школу для детей служащих.
- Перед главным входом растет березка, посаженная космонавтами Владимиром Комаровым и Германом Титовым.
- В 1936 году во дворце появились залы, расписанные по мотивам сказок Александра Сергеевича Пушкина.
История
Начал строиться в 1741 году по указу императрицы Елизаветы, только что взошедшей на престол в результате очередного переворота. Проект разноэтажного здания в виде растянутой буквы «Н» был создан одним из первых архитекторов новой столицы Михаилом Земцовым, однако тот скончался в 1743 году. Завершал строительство в стиле высокого барокко уже Бартоломео Растрелли.
Аничков дворец. Гравюра, раскраска акварелью. Я. Васильев по рисунку М. И. Махаева, 1753 год
В это время Фонтанка служила окраиной города, а Невский проспект был ещё просекой. Таким образом, дворец должен был украсить въезд в столицу. От Фонтанки к дворцу был прорыт специальный канал, завершавшийся у входа небольшой гаванью. Отсюда и необычное положение дворца, стоящего к Невскому проспекту боком. Построенный дворец, напоминавший с устроенным рядом садом, фонтанами, цветниками Петергоф, Елизавета подарила своему фавориту Алексею Разумовскому. Впоследствии дворец неоднократно выступал в качестве подарка, обычно на свадьбу. После восшествия на престол Екатерина II, выкупив его у брата Разумовского — Кирилла, сочла более всего уместным подарить его также своему фавориту графу Григорию Потёмкину. К подарку были присовокуплены 100 тыс. рублей на обустройство дворца «по вкусу». В итоге дворец был переделан в 1776—1778 годах архитектором И. Е. Старовым в стиле классицизма, поэтому характерная для барокко разноэтажность постройки была уничтожена, лепнина исчезла, гавань засыпана. В результате дворец стал более строгим, но и монотонным.
В конце XVIII века дворец был откуплен в казну, некоторое время в нём находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого впоследствии на набережной Фонтанки перед дворцом архитектором Кваренги было построено два отдельных корпуса, которые закрыли обзор дворца с Аничкова моста. В 1809 году Александр I подарил дворец своей любимой сестре великой княгине Екатерине Павловне как приданое на свадьбу с принцем Георгом Ольденбургским. Когда в 1816 году та повторно вышла замуж и уехала из России, дворец опять был куплен в казну.
В следующем, 1817 году Александр I подарил дворец на бракосочетание своему брату Николаю Павловичу, будущему Николаю I. При нём зодчий Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца, а также включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского театра (ныне площадь Островского): он пристроил с юга дугообразный «сервизный корпус», соорудил ограду вокруг дворцового сада и построил на его западной стороне два одноэтажных павильона. После восшествия на престол и переезда в Зимний дворец Николай переселялся сюда на время поста, здесь же проводились придворные балы. Когда Зимний дворец реконструировался после пожара 1837 года, императорская семья переехала в Аничков и проживала в нём некоторое время. После смерти императора в 1855 году дворец был переименован в «Николаевский», однако название не прижилось.
Во дворце воспитывался и сын императора Александр, будущий Александр II, одним из его учителей был друг Пушкина поэт Василий Жуковский, который имел во дворце собственную квартиру. Он же обучал русскому языку императрицу Александру Федоровну. 23 ноября 1836 года на аудиенцию к императору был приглашён Александр Пушкин, от которого Николай потребовал воздержаться от дуэли.
В 1841 году Николай подарил дворец, опять же на свадьбу, сыну Александру, а тот через четверть века — также на свадьбу сыну, будущему Александру III. Опасаясь террористов, Александр III выбрал дворец в качестве своей резиденции. В это время была построена глухая стена со стороны площади. После его смерти дворец служил резиденцией вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Интерьеры дворца неоднократно подвергались переделкам в связи с желаниями новых владельцев. В результате обновлений помещений 1870-х годов в библиотеке и «музее» императора Александра III в окнах появились витражи мастерской Владимира Дмитриевича Сверчкова.
После революции недолго здесь просуществовал музей города, в 1925 году он был закрыт, и только 12 февраля 1937 года во дворце открылся Ленинградский Дворец пионеров, ныне Дворец творчества юных и Аничков лицей. Во время Великой Отечественной войны, 1 октября 1941 года во Дворце пионеров был открыт хирургический стационар. Он проработал всю первую блокадную зиму, приняв значительное количество раненых людей. Весной 1942 года госпиталь был переведён из Дворца, и в мае Дворец пионеров был вновь открыт для блокадных детей.
Перед главным корпусом Аничкова дворца растёт берёза, посаженная космонавтами Германом Титовым и Владимиром Комаровым.
Особенности интерьеров Аничкова дворца
В формирование ансамбля интерьеров внесли вклад многочисленные зодчие, создавая неповторимый облик, изменяя, добавляя, заново переделывая. Архитекторы Земцов, Дмитриев, Растрелли обновили и украсили дворец.
Для отделки фасада использовали итальянский мрамор, оникс и травертин (древний отделочный камень), лепнину и мраморные статуи, позолоченные украшения.
В отделке интерьеров Аничкова дворца главную роль играет мебель и убранство стен. Изделия из хрусталя, стекла, фарфора, яшмы создают уют и неповторимый колорит залов. Украшает интерьер зелень в горшках и в специально отведенных местах по всей комнате.
Аничков дворец в XVIII веке
Завершилось строительство здания в 1756 году. Когда граф Разумовский скончался, Аничков дворец перешёл во владение его брата, президента Академии наук, графа Кирилла Григорьевича Разумовского, а затем в 1775 году усадьбу арендовало петербургское купечество, устроившее во дворце большой маскарад на 2500 человек.
В 1776 году Екатерина II выкупила дворец у Разумовского и подарила его графу Г. А. Потёмкину. В последующие два года дворец был перестроен для Потёмкина по проекту И. Е. Старова — с той поры дворец имеет классический, а не барочный облик. В 1779 году в саду была создана галерея с экзотическими тропическими растениями. В галерее князь устраивал маскарады, на которых играли до сотни музыкантов, и другие увеселительные мероприятия. Затем Потёмкин продал Аничков дворец купцу Шемякину. Решив что от царских подарков отказываться не подобает, Екатерина II снова выкупила дворец и отдала его Потёмкину. Однако в 1785 году усадьба оказывается проданной вновь, на этот раз в казну.
В 1794 году в здании было решено разместить Кабинет Его Императорского Величества. Аничков дворец стал личной канцелярией царя. В 1795 году в одном из павильонов дворца временно хранили книжное собрание Иосифа Залусского, ставшее основой для создания Публичной библиотеки, а в 1799 году западную часть усадьбы передали Театральной дирекции.
Фото: ipetersburg.ru
История Аничкова дворца
Дворцовый комплекс Аничков построен прямо на Невском проспекте, находится на территории, которая ранее принадлежала одному из подданных Петра Великого. Наименование дворца происходит от Аничкова моста, который находится поблизости и пересекает Фонтанку. Комплекс был выстроен в старинном стиле барокко. Дворец стал главной резиденцией царицы Елизаветы. Фасад основного здания выходит на набережную реки Фонтанка.
Реконструкция длилась более 13 лет и была завершена в 1754 году. В 1775 году Аничков дворец был взят в аренду на небольшой срок купечеством Петербурга. Комплекс стал центром проведения масштабного маскарада, в котором принимало участие более 2500 знатных персон. Немного позднее императрица Елизавета передала этот дворец графу Разумовскому, после его смерти комплекс был возвращен назад императорскому семейству.
Следующая правительница России, Екатерина Великая, подарила роскошный Аничков комплекс своему фавориту князю Потемкину. Известный архитектор Старов произвел в конце XVII века реконструкцию и сделал несколько перестроек, чтобы немного усовершенствовать здание, осовременить интерьер. Старов решил сделать оформление в классическом архитектурном стиле, добавив много нового в интерьер залов и изменив фасады.
В этот период вокруг всего дворца был разбит большой сад, а окружающий ландшафт был спроектирован в английском стиле, который подразумевал работающие фонтаны, подстриженные деревья и роскошные клумбы с розовыми кустами. После смерти князя Потемкина дворец снова был возвращен во владение царской семьи. При императоре Александре I, получившем в наследие эту резиденцию, в архитектуру снова были внесены изменения.
Оформление помещений дворца и нескольких фасадов вновь было заменено на неоклассический вариант. Но специалисты считают, что он не везде вписался в стиль дворцового комплекса. Через три года Александр I передал дворец своей родной сестре, великой княгине Елене. Тогда здания снова начали перестраивать, а интерьер залов и помещений был снова обновлен и видоизменен.
В 1817 году в помещениях дворцового комплекса поселился будущий император Николай I. Во время его пребывания во дворце архитекторы снова изменили несколько помещений и бальных залов. Когда впоследствии Николай перебрался в Зимний дворец, он постоянно наезжал и в Аничков дворец: в период Великого поста и больших праздников здесь часто устраивались придворные приемы и балы.
В 1837 году, после сильного пожара в Зимнем дворце, в Аничкове недолго пришлось находиться всей августейшей семье, которая затем вернулась в главную резиденцию. Впоследствии в Аничкове жил и воспитывался юный сын императора, цесаревич Александр, одним из преподавателей которого был знаменитый русский поэт Василий Жуковский. Преподавателю были предоставлены в пользование отдельные апартаменты в здании.
В конце XVIII века дворцовое здание выкупили обратно в государственную казну, затем там недолго располагался кабинет самого императора. Позже архитектор Кваренги построил для царского кабинета отдельную комнату в соседнем здании. После Октябрьской революции Аничков дворец на короткое время стал городским музеем истории. В 1937 году в зданиях комплекса был размещен детский Дворец пионеров.
Великая Отечественная война привнесла свои грустные коррективы в историю Аничкова дворца. В силу острой необходимости внутри помещений и роскошных залов этого старинного исторического здания разместился хирургический госпиталь, спасший много жизней защитников блокадного Ленинграда. В 1942 году госпиталь перенесли, а в зданиях комплекса вновь открыли Дворец пионеров и школьников.
Аничков мост
Нынешний каменный Аничков мост через реку Фонтанку сооружен в 1785 г., но его история началась в петровское время.
В 1715 г. царь Пётр повелел выстроить деревянный мост через Фонтанку. Как тот мост выглядел, мы точно не знаем, но известно, что строился он инженерным батальоном под командованием инженер-полковника Михаила Аничкова. Так мост получил имя, которое перешло и его каменному преемнику.
Во второй половине XVIII в. Аничков мост по многим причинам не мог оставаться в таком виде, и его перестраивают в камне, возведя здесь один из каменных однотипных мостов с башнями на быках. Это случилось в 1783–1787 гг., и как выглядел мост, можно судить по аналогичному сохранившемуся Чернышёву мосту.
В 1830-е гг. уже каменный Аничков мост перестал удовлетворять возросшему движению по Невскому проспекту, и власти решили перестроить важную для города переправу. Работы начались в 1841 г. с разборки старого моста и завершились в 1842 г. Новый Аничков мост лишился массивных башен, но приобрёл украшение в виде скульптурных композиций «Укротители коней», изготовленных бароном П.К. Клодтом для Адмиралтейской набережной. Первые две скульптуры – «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» – установили на мосту уже в 1841 г. Две другие скульптуры изготовили из гипса, и они копировали установленные. Только в 1851 г. Клодт создал ещё две скульптуры с новым сюжетом.
История
Дворец начали возводить по указу Елизаветы Петровны в 1741 году. Пришедшая к власти после дворцового переворота, совершившегося при помощи гвардейцев Преображенского полка, императрица впоследствии повелела на месте полкового двора выстроить дворец.
Проект здания в стиле барокко начал разрабатывать Михаил Земцов, однако спустя два года после начала работ он скончался. Какое-то время строительство вел Григорий Дмитриев. Завершал же работу по возведению дворца Франческо Бартоломео Растрелли .
Дворец достроили к 1756 году. Елизавета преподнесла его в дар своему фавориту Алексею Разумовскому. После его смерти дворец перешел во владение младшего брата Кирилла, у которого был выкуплен в 1776 году императрицей Екатериной II. Она также преподнесла дворец в качестве подарка. Удостоился такой чести граф Григорий Потемкин. К подарку Екатерина добавила 100 тысяч рублей, которые были потрачены на перестройку и обустройство дворца.
Царственные владельцы
В конце XVIII века, в 1785 году, Аничков дворец отошел в императорскую казну. Здесь разместили Кабинет Его Императорского Величества.
В 1809 году Александр I подарил его в качестве приданого своей сестре — Великой княжне Екатерине Павловне. Когда в 1816 году княгиня покинула Россию, дворец снова отошел в казну.
В 1817 году император Александр I снова подарил дворец по случаю бракосочетания. На этот раз своему брату — будущему императору Николаю I. Николай часто проживал во дворце во время поста, проводил здесь придворные балы. И даже поселился здесь на время реконструкции главной императорской резиденции — Зимнего дворца. Здесь рос и воспитывался его сын Александр — будущий император Александр II. Одним из его учителей был поэт Василий Жуковский, которому здесь была отведена собственная квартира.
https://youtube.com/watch?v=iGTHPrKcHRk
В 1841 году Николай подарил дворец на свадьбу сыну Александру, который будет коронован на царство в 1856 году. В 1845 году у Александра II родился сын — будущий император Александр III.
Александр III Александрович в 1866 году обвенчался и в свою очередь получил в качестве свадебного подарка Аничков дворец. Его супругой стала датская принцесса Дагмара, которая после обряда венчания была наречена Великой княжной Марией Федоровной. В этом браке появился на свет сын Александра III и Марии Федоровны — император Николай II, которому суждено было стать последним российским монархом. В стенах Аничкова дворца прошло детство Николая.
Александр III выбрал Аничков дворец в качестве своей резиденции. Опасаясь террористов, он повелел возвести глухую стену со стороны площади. После смерти Александра III в 1894 году Аничков дворец перешел во владение Марии Федоровны, которая стала его последней царственной хозяйкой.
Дворец творчества юных
После свершившейся в 1917 году Октябрьской революции Аничков дворец национализировали. С разной продолжительностью здесь функционировали Министерство продовольствия и Музей города.
С началом Великой Отечественной войны и блокады во дворце развернули хирургический стационар. Он принимал раненых всю первую блокадную зиму. В мае 1942 года Дворец снова открыл двери для школьников. В тяжелые блокадные годы во Дворце продолжали работать кружки, библиотека. Здесь проходили олимпиады и новогодние праздники. Детский танцевальный ансамбль Дворца пионеров выступал в военных частях и госпиталях. Воспитанникам ансамбля впоследствии были вручены медали «За оборону Ленинграда».
Сейчас здесь функционирует более чем 200 кружков различной направленности, на любые предпочтения и вкусы:
- наука
- техника
- искусство
- спорт
- общественная деятельность
Юные петербуржцы развивают таланты и с увлечением занимаются во Дворце. В его стенах:
- организован свой оркестр, театральная студия и класс хореографии
- обучают пению и игре на музыкальных инструментах
- работает студия изобразительного искусства и фотостудия
- проводят фестивали и конкурсы, олимпиады и научные конференции и многое другое
За более чем 80-летнюю историю существования Дворца в качестве детского образовательного учреждения выпускниками стали будущие деятели науки, искусства и спорта, достигшие выдающихся результатов. А наиболее талантливые школьники имеют возможность завершить среднее образование в Аничковом лицее.
На базе Дворца творчества юных традиционно проводят финал Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».