Андреевский собор на васильевском острове в санкт петербурге история кратко

Церемония венчания потомка Романовых в Исаакиевском соборе

1 октября 2021 г. в Исаакиевском соборе состоялось торжественное мероприятие, собравшее в Петербурге большое количество представителей императорских домов Европы. Им стало венчание потомка российской императорской семьи — великого князя Георгия Романова с дочерью итальянского дипломата Ребеккой Беттарини, в православии принявшей имя Виктория Романова.

На церемонии присутствовала Мария Владимировна Романова — внучка великого князя Кирилла Владимировича и мать Георгия, считающая себя Императрицей Всероссийской. В доме Романовых главенство ветви Кирилловичей оспаривают, поэтому скептически отнеслись к венчанию.

Церемония проводилась митрополитом Петербургским и Ладожским Варсонофием. Данное событие широко освещалось в СМИ, как первое венчание Романовых в Санкт-Петербурге спустя 120 лет.

Разорение собора

После закрытия собора на металлолом отправили все имеющиеся в святом месте металлические изделия. Среди них были 22 колокола, различная церковная утварь.

Среди колоколов был очень старый экземпляр, отлитый в 1752 году К. Глазовым. Его вес был более 154 пудов. Другие колокола были изготовлены позже – в 1759-1789 гг. В 1894 году собору подарили часы с огромными колоколами, которые били каждые пятнадцать минут. Несколько раз в день звучала мелодия. Все это церковное добро было разорено.

Со второй половины 1931 года на территории собора был размещен кооперативный склад. Спустя несколько лет в присоборном сквере возвели памятник Ленину. В 2001 году его убрали из сквера и перенесли в парк Юного ленинца, а на его прежнем месте был установлен памятный гранит.

«Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман (князь Эристави), Ч.8»

20-25 января 2012 года

Оказалось, что частицы мощей святых Адриана и Натальи — большая редкость в России. Есть они лишь в Воронежском Благовещенском Кафедральном соборе в храмовых иконах Адриана и Натальи. Сам собор известен тем, что в нем повторена мозаика Константинопольского собора Софии.

Это воронежское почитание Адриана и Наталии обращает на себя внимание Ведь именно Митрофан Воронежский предрек Петру I строительство нового города — всемирно известного ныне, как Петербург. При этом он указал на Казанскую икону Божией Матери, которая поможет императору Петру осуществить этот грандиозный план

С тех пор и Петр I, и его сестра Наталья особо выделяли Казанскую Богородицу.

Икона же самого Митрофана Воронежского с частицей его мощей является одной из важный святынь храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне.

Мне думается, значимым в этой истории является ещё и то, что Воронеж- это колыбель русского флота, что объединяет его и с Плещеевым озером, и с Петербургом, и с Пошехоньем, и безусловно, с Крымом и Черноморской акваторией. Т.е. некая морская и якорная тема здесь присутствует.

В Покровские дни 2011 года частица мощей святой мученицы Натальи была привезена настоятелем миланского прихода в Италии — иеромонахом Амвросием (Макаром) в Парафию Адриана и Натальи Украинской Православной Церкви Киевской митрополии (Западно — Русской, Киевско — Литовской), кафедра которой до 1620 года располагалась в Вильно.

Андрей Первозванный

Апостол Андрей — первый из учеников Иисуса, посвятил свою жизнь проповедям и обращении людей в христианство. Он принёс в мир много добра и совершил множество чудес, однако, как и многие апостолы, принял мученическую смерть. Это произошло в греческом городе Патры по приказу языческого правителя Иегата, который поручил сделать муки Андрея невыносимыми. С радостью принявший смерть во имя Господа, апостол молился даже когда силы покидали его. Перед кончиной он произнёс: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Тело его засияло ярким светом, отчего народ, наблюдавший за умирающим распятым уверовал.

И по сей день Андрей Первозванный остаётся одним из самых почитаемых православных святых. В его честь возносят молитвы, памятники и храмы. В этой статье вы найдёте самые популярные из них.

Конкурсы

В 1897 году флот объявил международный архитектурный конкурс на проект Кронштадтского собора и учредил фонд для финансирования строительства. Как правило, для России проект спонсировался государством, предназначался для ВМФ штата, но изначально финансировался за счет личных пожертвований военнослужащих ВМФ и общественности. С 1898 по 1913 год со всех военнослужащих Балтийского флота на финансирование строительства взималось 1/400 зарплаты; Это составило 280 тысяч рублей без учёта действительно добровольных пожертвований. Позже, по мере развития проекта, стало очевидно, что частных пожертвований недостаточно, и государственная казна покрывает большую часть расходов.

В конкурсе были определены размеры собора по количеству прихожан — 1 тыс. Человек, 16 саженей на квадратный метр . Это было намного меньше, чем современные соборы, построенные в провинциальных городах ( Нижний Новгород — 2 000 прихожан, Харьков — 4 000), больше наравне с « гарнизонными церквями», построенными на Кавказе и в Конгресс-Польше ( Кельце — 900 прихожан). Заказчик был хорошо осведомлен о новых строительных технологиях и приветствовал их использование, поскольку это помогало сбалансировать бюджет. Цокольный этаж был зарезервирован только для котлов и хранилища топлива, что позволило сэкономить на строительстве второй «зимней (то есть отапливаемой) церкви». Спецификации не предписывали конкретного архитектурного стиля . Напротив, они настаивали на сокращении затрат и запрещали использование такой «роскоши», как мозаика или роспись на внутренней поверхности купола. Эти ограничения провалили первый конкурс. Только три архитектора осмелились участвовать, повторно использовав уже знакомые прошлые проекты; все три были отклонены.

Второй конкурс 1897 года также потерпел неудачу; единственный проект, достойный исполнения, был слишком мал для намеченной цели. Наконец, в 1898 году военно-морской флот снял некоторые ограничения по размеру и стоимости; на этот раз здание должно было быть достаточно большим, чтобы его можно было видеть с большого расстояния; «Крест собора должен быть первым предметом, видимым для приближающихся кораблей». Antony Томишко , автор Крестов , выиграл этот конкурс, представив Россию Revival проект следующего Константин Thon «s русско-византийской традиции.

Николай II обычно одобрял проект; Иоанн Кронштадтский призвал к немедленному началу строительных работ. Однако новоназначенный командир Кронштадтской базы адмирал Степан Макаров счел черновик Томишко художественно слабым и маловатым для этой цели. Он попросил Императора пересмотреть свой выбор; После почти двухлетних задержек Николай согласился отказаться от черновика Томишко в июне 1900 года.

Схема Ваганьковского кладбища

Телефон

+7.

В храме можно заказать требы. Для тяжелобольных совершаются таинства:

  • исповедь;
  • соборование;
  • причастие на дому или в больнице.

При подготовке православного погребения с помощью Ritual.ru можно передать записку об упокоении, сделать заказ на совершение заупокойных треб:

  • отпевания на дому и в храме;
  • заочного отпевания, если тело умершего отсутствует;
  • панихиды;
  • сорокоуста.

Комплект для похорон в православной традиции:

Покрывало (саван), нательный крест, крест в руку, венчик на голову, листок с разрешительной молитвой, крест надгробный восьмиконечный.

Средний размер пожертвования на отпевание в храме

При отпевании, по сложившейся традиции, принято вносить посильное добровольное пожертвование. В среднем его сумма составляет от двух до пяти тысяч рублей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОН

ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ОБРЯДУ

Подробнее

Легенды

Санкт-Петербург – это один из самых мистических городов России. Почти каждое дореволюционное здание в нём обладает какой-либо загадочной или романтической легендой. Есть такая и у Андреевского собора. Считается, что на небольшом кладбище рядом с ним похоронена «Государыня-Невеста» Екатерина Алексеевна Долгорукова. На ней собирался жениться внук Петра I, император Пётр II, но не успел. Всего за две недели до свадьбы он умер от чёрной оспы. Из-за весьма призрачных перспектив стать императрицей Екатерине Долгорукой вместе с семьёй пришлось пережить многолетнюю ссылку и даже год заточения в монастыре. Вернуться в свет она смогла лишь после восшествия на престол дочери Петра I Елизаветы.

Существует также церковное предание о том, что именно в Андреевском соборе в середине XVIII века управлял хором Андрей Фёдорович Петров. Умер он внезапно и очень быстро. Тогда его супруга пожертвовала всё имущество бедным и передала дом во владение унтер-офицерской вдове с условием, что та всегда будет пускать нищих переночевать. После чего Ксения перестала откликаться на своё имя и называлась Андреем Фёдоровичем, став юродивой. Предполагают, что так она хотела отмолить грехи любимого мужа, умершего без покаяния. Вскоре многие местные жители заметили, что встреча с женщиной приносит удачу, и она стала весьма известной в городе. В православии юродство считается религиозным подвигом, поэтому после смерти она была возведена в ранг святой и до сих пор известна под именем блаженной Ксении Петербургской.

Собор святого апостола Андрея Первозванного в настоящее время является действующим. Желающие могут посетить проходящие в нём службы, а также полюбоваться внутренним убранством и достопримечательностями.

Фото на фоне Исаакиевского собора

В конце октября 2021 г. имя Исаакиевского собора невольно оказалось связанным со скандалом. Блогер и Instagram-модель Ирина Волкова сфотографировалась в стрингах на фоне Исаакия и выложила фото в Instagram. Но большой резонанс вызвал не данный факт, а то, что девушку за фото у Исаакиевского собора задержала полиция.

Было возбуждено уголовное дело об оскорблении чувств верующих, девушке грозило до 1 года лишения свободы. Но, на следующий день после извинений в суде, блогершу отпустили. Особое удивление вызывает данное событие, тем что Исаакиевский собор — это музей, а не храм. Но в России явно появился новый тренд — сажать за фото в нижнем белье.

Франция: лунинский «Лжедмитрий» и биография Святого томского старца Федора Уварова — сына Натальи Ярославовой (Уваровой), как считают историки

15 февраля 2012 года

Его наставник Платон (Левшин) — это законоучитель наследника российского престола великого князя Павла Петровича, согласно указа Екатерины II. Он также был настоятелем Троице-Сергиевой Ларвы, членом Священного Синода, основал Вифанию. С 1775 года Платон (Левшин) был архиепископом московским и директором Славяно-Греко-Латинской академии, учрежденной патриархом Иоакимом, основавшим церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. «По вступлении на престол императора Павла Петровича 6 ноября 1796 года, протестовал против введения последним практики жалования духовенству государственных орденов. Явился одним из 2-х первых иерархов, сопричисленных к ордену Андрея Первозванного, совершил его коронацию … 15 сентября 1801 года совершил коронацию Александра I и его супруги Елисаветы Алексеевны…» (Платон (Левшин)).

Таков был учитель архиепископа Евгения (Казанцева), в судьбе которого произошел уникальный случай в год восстания декабристов, прямо предшествующий году «исчезновения » Фёдора Александровича Уварова…

Старец Феодор тщательно скрывал свое происхождение, не называя своих родителей даже высокопоставленным духовным лицам. Он говорил лишь, что Святая Церковь о них молится. О себе старец Феодор открыл часто навещавшему его епископу, Афанасию Иркутскому только то, что имеет на свой подвиг благословение святителя Филарета митрополита Московского»…

Филарет вступил в Российское Библейское общество сразу же по его основании и оставался его членом до конца, то есть до официального запрещения общества в 1826 году. С 1814 года — директор Общества; с 1816 года — вице-президент. Для Библейского общества он перевёл на русский язык Евангелие от Иоанна

Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Ап. Андрея Первозванного». В августе 1837 года — в день 25-летия Бородинского сражения участвовал в торжественной закладке грандиозного Храма Христа Спасителя, а позднее активно содействовал его возведению»

На Духовные Академии и Императорскую Академию я уже не однажды обращала внимание. В данном же случае, считаю важным обратить внимание на Библейское общество

На год его ликвидации 1826. На фигуру М.М.Сперанского, на орден Андрея Первозванного и Василия Великого.

Сперанский и Библейское общество ещё встретятся в этой истории в контексте Александра Михайловича Голицына, принимавшего участие, вместе с помещиком Уваровым, в строительстве церкви погоста Троице Подлипы (Шуромский стан), около которой похоронена Наталья Михайловна Ярославова-Уварова и её супруг Александр Артамонович Уваров. (Подлипы (Подлипье) Переяславского уезда, Владимирской губернии).

Что касается, Ордена Андрея Первозванного, то среди вещей старца Федора Кузмича, была цепь Ордена Андрея Первозванного.

Учимся друг у друга

Судьба собора

В начале XX века православная община Андреевского собора была одной из самых активных в городе. При храме действовало крупнейшее в России приходское благотворительное общество, председателем которого был известный географ, сенатор, профессор Академии наук, сенатор П.П. Семенов-Тянь-Шанский. Широкой известностью пользовался народный хор Андреевского собора. В 1914 году при храме было создано миссионерское общество.

После изъятия церковных ценностей в 1922 году в жизни собора произошел трагический перелом. Настоятель собора протоиерей Николай Платонов ушел в обновленческий раскол. Впоследствии он стал обновленческим «митрополитом ленинградским» и первым женатым епископом в Петрограде. Такой поступок настоятеля поколебал веру многих знавших его людей. Собор обезлюдел, даже несмотря на то, что в 1930-х годах обновленцы присвоили ему звание «кафедрального». Николай Платонов в 1938 году публично отрекся от веры в Бога и стал антирелигиозным пропагандистом. По преданию, лишь в 1942 году в блокадном Ленинграде он принес покаяние и присоединился к Православной Церкви, причастившись Святых Таин. Вскоре после этого он умер от голода.

Клирики собора и наиболее активные прихожане, не пожелавшие отрекаться от веры, были расстреляны в 1938 году. Тогда же приход был официально закрыт решением Ленгорисполкома, с куполов сняли кресты, а здание передали тресту художественно-промышленного производства.

После войны здание было передано институту «Ленморниипроект». В 1978 году на главном куполе собора сотрудники института установили антенну радиосвязи.

В 1980 году в соборе разместили антропологические коллекции Института антропологии и этнографии им. Миклухо-Маклая.

В 1988 году по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (впоследствии Святейшего Патриарха) началась работа по возвращению собора Церкви. В 1989 году был совершен первый молебен. В 1990 году власти вернули верующим алтарь и подкупольную часть храма, начались регулярные богослужения. При этом за фанерной перегородкой в нефе и в приделах продолжали стоять шкафы с черепами из коллекции Института антропологии и этнографии.

В 1991году общине была возвращена церковь Трех Святителей вселенских, а в декабре 1992 года — все здание Андреевского собора.

В 1994 году настоятелем прихода был назначен протоиерей Михаил Мокрополов.

Примечания

  1. ↑ Архивированная копия. Дата обращения: 7 марта 2008. Архивировано из оригинала 4 мая 2008 года.Архивированная копия. Дата обращения: 7 марта 2008. Архивировано из оригинала 4 мая 2008 года.
  2. Содержание этой надписи приводит к выводу, что тело умершей княгини погребено было сначала в ограде Андреевского собора. Дата переноса праха княгини в Трёхсвятительскую церковь неизвестна. Неизвестно, когда и кем сооружена плита с надписью.
  3. История храма на сайте Андреевского собора Архивировано 2 мая 2008 года..
  4. Энциклопедия Санкт-Петербурга. www.encspb.ru. Дата обращения: 29 апреля 2021. Архивировано 30 апреля 2021 года.
  5.  // Неделя строителя. — СПб., 1894. — № 38. — С. 195.

Андреевский собор

Еще одна аномальная зона Санкт-Петербурга находится на Васильевском острове в районе Андреевского собора. Этот храм стоит на пересечении большого проспекта и 6-й линии.

Купол Андреевского собора то и делоподвергался напастям: в него биламолния, он трескался и проваливался

Роковой храм

Возведение Андреевского собора было задумано еще в 1724 г. при Петре I. Шведский архитектор Никодемус Тессин Младший даже выполнил чертежи по просьбе русского императора, однако смерть Петра не позволила воплотить проект в жизнь.

Строительство началось в 1728 г. Изначально появилась деревянная церковь. Однако ее тут же стали преследовать неприятности. В 1761 г. в купол попала молния, и храм полностью сгорел. Новое строение возвели уже из камня, но в 1766 г. и его купол треснул и обвалился.

Андреевская церковь на Большом проспектеВасильевского острова. Литография.Фердинанд-Виктор Перро. 1841

Создателя собора, архитектора Александра Францевича Виста, тут же арестовали. В ходе разбирательства выяснилось, что подрядчики поставили некачественные строительные материалы. Зодчего не осудили, но от возведения храма отстранили, и дальше его карьера пошла под откос. Строить он продолжал и даже много, но заказы были незначительными, а вскоре о нем и вовсе забыли. Дальнейшая судьба Александра Виста, как и год его смерти, неизвестны.

Портрет Сергея Геннадиевича Нечаева(1847–1882)

В своем труде Сергей Нечаев писал: «Революционер — человек обреченный; у него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни имени. Он отказался от мирской науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает… только науку разрушения, для этого изучает… механику, химию, пожалуй, медицину…. Он презирает общественное мнение, презирает и ненавидит… нынешнюю общественную нравственность».

Аномальная зона

Почти напротив собора находится знаменитый квартал аптекарей и аптека Пеля, а рядом с ней — здание Андреевского училища. Старинный дом с гармоничным фасадом выстроил архитектор Фёдор Иванович Волков еще в XVIII в. На первом этаже здания располагались классы, а на втором — квартиры учителей.

В 1797 г. Андреевский собор стал храмомордена Святого Андрея Первозванного

Среди преподавательского состава было несколько интересных личностей. Одна из них — Сергей Геннадьевич Нечаев — известный нигилист и революционер, лидер «Народной расправы». Он жил в 1860-х гг. и, как ни странно, вел Закон Божий. Его перу принадлежит знаменитый «Катехизис революционера». В 1869 г.

Нечаев и члены его организации убили студента Иванова, нарушившего дисциплину. Этот эпизод послужил основой для романа Достоевского «Бесы», а сам революционер стал прототипом Петра Верховенского. С конца XIX в. в училище на втором этаже жил преподаватель арифметики и инспектор Фёдор Кузьмич Сологуб, человек мрачный и суровый. Именно здесь он дописывал свой роман «Мелкий бес», в котором вывел образ спятившего учителя Ардальона Передонова.

Портрет Фёдора Кузьмича Сологуба(1863–1927)

История создания Исаакия

Современный Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – не первый храм с таким названием, а четвертый. Первая деревянная церковь в этих местах была построена в далеком 1710 году по указу императора Петра I, в честь малоизвестного в России византийского монаха Исаакия Далматского, причисленного к лику святых. Петр I родился в день его памяти — 30 мая.

Первая Исаакиевская церковь располагалась напротив центральных ворот Адмиралтейства и была самой простой и крошечной — «чертежный амбар». В ней были обвенчаны Петр I и его вторая жена Марта Скавронская, впоследствии ставшая Екатериной I.

В 1717 году начали строить новую, уже каменную церковь на месте, где сейчас установлен Медный всадник. Но ее пришлось срочно разбирать — грунт под фундаментом начал оседать, храм часто подтапливало водой.

Третью Исаакиевскую церковь в 1768 году начала строить Екатерина II по проекту Антонио Ринальди, но не успела завершить ее до своей смерти. Построенный наполовину храм, празднично облицованный мрамором, император Павел приказывает достроить дворцовому архитектору Винченцо Бренна. Оставшийся неиспользованный мрамор он забирает для строительства Михайловского замка, а Исаакиевский собор был достроен в кирпиче.

Храм считался неудачным из-за нелепого вида кирпичной кладки на мраморном основании. В правление императора Александра I в 1809 году был объявлен конкурс на лучший проект перестройки Исаакиевского собора. Несколько лет конкурсная комиссия рассматривала предложения таких выдающихся архитекторов, как Андрея Воронихина, Джакомо Кваренги, Чарлза Камерона и других. Но все они предлагали проекты с нуля, а требовалась перестройка существующего храма.

В 1816 году глава Комитета по делам строений и гидравлических работ Августин Бетанкур предложил императору проект французского архитектора Огюста Монферрана, недавно приехавшего из Франции. Монферран представил целых 24 рисунка с разными проектами собора и был утвержден императором. В 1818 году произошла торжественная закладка нового Исаакиевского собора.

Церковь Трёх Святителей

Новый собор не отличался ни красотой постройки, ни особыми
удобствами. Деревянное здание было холодным и маловместительным, с
одним приделом. Это здание не соответствовала духовным нуждам
растущего населения Васильевского острова. В сильные зимние морозы
было сложно проводить богослужение и женщины и дети всю зиму были
лишены возможности бывать в церкви. Так как в то время это было
неотъемлемой частью жизни, такое положение вещей заставило прихожан
еще в 1740 году обратиться к императрице Анне Иоанновне с просьбой
о разрешении построить при co6оре тёплую церковь и освятить её во
имя Знамения Пресвятой Богородицы, хотя окончательное решение
повергали на благовоззрение её величества и святейшего синода.


dsc07970.jpg — mardy78 @ Flickr

6 апреля 1740 года было получено высочайшее разрешение,
исполнение постройки было поручено строившему старый собор
архитектору Трезини. 2 июля 1740 года состоялась закладка
церкви.

За недостатком средств строительство шло очень медленно.
Известно, что в качестве материала для постройки был даже
употреблён материал, оставшийся от починки дома персидского посла в
Санкт-Петербурге. После двадцати лет строительства церковь была,
освящена 17 сентября 1760 года во имя Трёх Святителей с приделом на
хорах во имя Благовещения. Иконостас в этом приделе, престол,
жертвенник и прочая церковная утварь были перенесены из разобранной
церкви 1-го кадетского (шляхетского) корпуса, бывшей некогда
домовой церковью князя Меньшикова.

Санкт-Петерб́ург (St. Petersburg) — Андреевский собор (Andreyevsky Cathedral) — jaime.silva @ Flickr

4 июля 1761 года деревянный Андреевский собор постройки 1728
года сгорел до основания в результате попадания молнии.


GAlexandrova @ WikiCommons

Причт собора вплоть до осени 1703 года совершал богослужения в
Трёхсвятительской церкви. 6 октября того года протопресвитером
Григорием Тимофеевым и прихожанами преосвященному Гавриилу,
архиепископу санкт-петербургскому и шлиссельбургскому была подана
просьба о разрешении сбора пожертвований на постройку новой
каменной церкви. а</center>]]

История

История появления Андреевского собора начинается ещё во времена правления Петра I, выразившего желание, чтобы на Васильевском острове построили церковь. Она должна была посвящаться святому Андрею Первозванному, которого монарх считал своим покровителем. Пётр даже заказал проект у шведского архитектора. Но тот закончил и прислал его в Россию лишь в 1725 году, к этому времени первый император России уже скончался.

Жена Петра Екатерина I выделила на строительство деньги и издала «Увещевание», целью которого было побудить кавалеров ордена Андрея Первозванного оказать содействие храму. Однако перипетии российской истории продолжали негативно отражаться на судьбе будущей церкви. По целому ряду причин её строительство было завершено лишь в 1731 году. Считается, что архитектором выступал известный в то время Карло Джузеппе Трезини. В итоге прихожане получили довольно тесное деревянное здание, не отличавшееся особенной красотой. 

Население Васильевского острова быстро увеличивалось, так что церковь святого апостола Андрея Первозванного после 12 лет существования была переведена в ранг собора. Произошло это не без участия именитых её прихожан, в числе которых был и Михайло Ломоносов, и при поддержке обер-прокурора святейшего синода.

В 1761 году храм поразила молния, и он сгорел. Строительство нового каменного собора по проекту архитектора Александра Францевича Виста было завершено лишь через 19 лет. Именно это здание в переходном от барокко к классицизму стиле и сохранилось до сих пор. В XIX веке храм подвергся частичной перестройке, однако внешний облик его при этом был изменён незначительно.

В 1869 году при соборе было создано Общество вспоможения бедным, которое вскоре стало одним из крупнейших благотворительных организаций Петербурга. Под его попечением находились больница, приют для неизлечимо больных, детский приют и дешёвые квартиры для бедных женщин. Долгое время председателем Общества был известный географ, граф Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский.

После революции 1917 года собор, как и многие другие религиозные строения, сильно пострадал. Сначала из него были изъяты все культовые предметы, сделанные из серебра, включая даже оклады икон. Этому пытались помешать прихожане храма, возглавляемые самим патриархом Московским и Всероссийским Тихоном. Члены комиссии по изъятию даже были избиты. Впоследствии многие из прихожан и патриарх за это попали под суд. Сам храм перешёл под управление обновленческих православных групп, которые во всём поддерживали новую власть в стране. Затем при создании бульваров была снесена часовня собора. Ещё через несколько лет храм лишился колоколов – они сначала были переданы в Петропавловскую крепость, а после переплавлены.

Несмотря на это собор продолжал функционировать, а в 1937 году на средства прихожан был отреставрирован и позолочен иконостас. Но уже на следующий год Ленгорисполком постановил храм закрыть. С куполов были сняты кресты, нижняя часть иконостаса заколочена фанерой, и здание перешло в пользование художественного треста.

В годы Великой Отечественной войны Андреевский собор был оборудован средствами противовоздушной обороны. Обстрелы и бомбардировки нанесли серьёзный ущерб его крыше, фасаду и внутренней отделке. После войны храм был частично отреставрирован, несколько раз менял хозяев, подвергался ремонтам и перестройкам. Процесс возвращения здания церкви в 1988 году начал лично митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, впоследствии ставший патриархом Московским и всея Руси. Полностью здание перешло в ведение церкви в 1995 году, после чего начался процесс его полной реставрации.

Исаакиевский собор во время блокады

Во время начала Великой Отечественной войны началась эвакуация культурных ценностей из музеев Санкт-Петербурга и дворцов Петергофа, Пушкина, Гатчины, Ломоносовска и Павловска в тыл страны. Все вывезти не успели и оставшееся было решено свезти в одно место в Ленинграде, таким хранилищем и стал Исаакиевский собор.

Выбор на него пал неслучайно. Согласно городской легенде на экстренном собрании, созванном для решения, где разместить музейное хранилище, один старый артиллерист предложил использовать подвалы Исаакиевского собора. По его словам, немцы, обстреливая Ленинград, будут использовать купол Исаакия, как ориентир и захотят сохранить собор для пристрелки.

И действительно, Исаакий ни разу не подвергся прямому артобстрелу, хотя и пострадал от войны. До сих пор можно увидеть следы от осколков бомб и снарядов на его гранитных колоннах, от сырости были сильно повреждены росписи, мозаики и мрамор.

В июле 1941 года в Исаакиевском соборе было создано объединенное хозяйство музеев. Группа альпинистов для маскировки собора закрасила серой масляной краской его позолоченный купол и звонницы. Окна были заложены кирпичом и мешками с песком, рядом с собором установлены аэростаты воздушного заграждения, в Александровском саду разместились зенитные батареи.

В больших деревянных ящиках везли в собор музейные ценности: фарфор, картины, ткани, монеты, книги и многое другое. Всего здесь было собрано около 120 тысяч уникальных предметов. За ними продолжали смотреть хранители, которые приехали из пригородов Санкт-Петербурга и разместились жить в холодных и сырых подвалах Исаакия, среди них было трое маленьких детей.

В условиях голода и холода музейные хранители проветривали вверенные им ценности, выносили сушить на солнце, включая старинную, тяжелую мебель, вели научно-исследовательскую работу, вместе с бойцами ПВО дежурили на крыше и колоннаде, спасая храм от зажигательных бомб.

После полного окончания блокады 27 января 1944 года хранители покинули Исаакиевский собор. В память об их малоизвестном подвиге в подвале собора в 2005 году была создана мемориальная выставка «Чтобы помнили…», где воссоздана атмосфера блокадного времени. На мемориальной доске в подвале выбиты 101 имя хранителей, служащих и рабочих военного времени.

Послевоенная реставрация Исаакиевского собора осуществлялась с 1945 по 1963 годы.

Что посмотреть рядом

Те путешественники, которые планируют посетить духовные места Москвы, могут разработать собственный маршрут, включив в него Донской, Новодевичий, Андреевский мужской монастырь. Они находятся неподалеку. Туристы, которые планируют посещение бесплатных экскурсий по Воробьевым горам, встречаются у монастыря летом несколько раз в неделю и имеют возможность осмотреть уютную местность, которая отражает жизнь монахов. Если вы гуляете в Нескучном саду или парке Горького, дойти до этой достопримечательности можно пешком. Выше монастыря расположена смотровая площадка Воробьевы горы, открывающая живописные виды на Кремль, Москва-Сити, Нескучный сад, МГУ.

Ярославовы, Светлояровы раскольники и казаки у места явления «Надежды в конце Мира » — Табынской иконы Хазарской епархии в Башкирии Ч.3

7-9 апреля 2012 года

Возможно, размышления на эту тему и были в исследованиях: « О зачатии и рождении Петра» и в «Похвале Петру I» Фонтенеля Вернара из фондов Н.М.Михайловского.

Сам вологодский «водоосвятный сервиз», вероятно, юбилейный и посвящен пятилетию царевича Петра I.

В семье царевича Петра I был явный культ Андриана и Натальи, обусловленный, как видится, именем матери Петра I — царицы Натальи Нарышкиной, воспитанницы боярина Артамона Матвеева («Царское имя Натали от царя Аттилы и мужская Ё (Yo) версия современной политики России»).

Поэтому при жизни Петра I были особо распространены соборы Андрея Первозванного, а также церкви, посвященные Адриану и Наталье.

В фондах Н.М. Михайловского упоминаются:

«Письма Петра патриарху Адриану «о Владимирской иконе».

«В 1700 году митрополит Ростовский и Ярославский, опять же, Иоасаф (Лазаревич, † 1701) благословил возвести в Андриановом монастыре Пошехонья, над святыми вратами, церковь во имя святых Адриана и Наталии с приделом во имя преподобного Михаила Малеина».

В данном случае, упоминается второй Иоасаф Ростовский и Ярославский после Иоасафа ( князя Оболенского). Михаил Малеин — основатель сети Афонских монастырей, также символизирует представителя

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: