Интерьер Исаакиевского собора
Интерьер Исаакиевского собора выполнен в стиле эклектики. Имеет богато украшенное убранство, в том числе мозаикой, живописью и камнем.
Стены облицованы белым итальянским мрамором, низ стен — чёрным сланцем, колонны и пилястры — светло-розовым и вишнёвым тивдийским. Всего на облицовку собора пошло около 14 сортов мрамора.
Внутреннее пространство собора разделено на три нефа массивными перекрытиями с арочными проемами (проходами).
В соборе находятся алтари: главный посвящен Исаакию Далматскому, другие два — Великомученице Екатерине и благоверному Александру Невскому.
Собор освещают семь больших люстр. Вес каждой люстры — 3 тонны.
Своды собора расписаны лучшими из лучших мастерами своего дела.
Росписи в соборе посвящены святым писаниям и идут от начала собора (западная дверь) к иконостасу — от сотворения мира (Адама и Евы) до пришествия Иисуса Христа и страшного суда.
Такая система оформления храмов позволяет наиболее полно раскрыть суть христианского учения в ярких зрительных образах.
Некоторые работы в соборе заменены с традиционной живописи, которая при климате Петербурга быстро портится, на вечную живопись — мозаику, которая не стареет, не портится и не тускнеет.
Всего в соборе 62 мозаики.
Мозаику набирали прямым набором из маленьких кусочков смальт — сплав стекла и окиси металла. В то время было известно 12 тысяч оттенков смальты, что позволяло создавать непревзойденные по красоте и глубине работы. Швы тонировали цветным воском.
Лучшем примером мозаичной церковной живописи в Петербурге является Спас на Крови (храм Воскресения Христова), который считается одним из крупнейших собраний монументальной мозаики в Европе.
Самая большая мозаика в Исаакиевском соборе — «Тайная вечеря», расположенная над царскими вратами иконостаса. Её размер составляет более 18 квадратных метров.
— Вознесение Господне. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-е. С оригинала Т. Неффа;
— Рождество Богородицы. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-е. По оригиналу Т. Неффа;
— Тайная вечеря. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-1902. С оригинала Н. Майкова;
— Святой Петр. Мозаичная мастерская Академии художеств. Первое десятилетие 20 века. С оригинала П. Басина.
В барабане центрального купола видна живопись, изображающая 12-ть учеников-апостолов и Богоматерь во славе, которая в голубом облачении восседает на троне. Рядом с Богоматерью изображен Иоанн Креститель с поднятой рукой.
Поднятая рука от локтя до пальцев — 2,5 метра.
Выше в куполе находится голубь — христианский символ Святого Духа. Голубь, как и окружающие ангелы скульптуры, выполнен в гальванопластики и внутри полый (пустотелый).
Вся скульптура золоченая, голубь медный и покрыт серебром. Размах крыльев голубя равен 2-м метрам 6-ти сантиметрам.
Диаметр купола собора составляет 22 метра.
Внимание в соборе привлекают и большие «скульптурные» бронзовые двери. Самой большой является главная дверь — западная, её площадь составляет 42 квадратных метров, а вес — более 20 тонн
Встроенный зубчатый механизм позволял и позволяет сегодня легко открывать и закрывать дверь двум человекам.
В Исаакиевском соборе, как в полу, так и на стенах, находятся вентиляционные решетки — это так называемая калориферная система Амосова, которая отапливала собор путем проникания горячего воздуха.
В подвалах стояли печи, их топили дровами и углем. Мощности для обогрева не хватало, и даже летом в соборе было +8 градусов.
Потом собор подключили к городской сети центрального отопления. Сейчас зимой в соборе + 19-+18 градусов, влажность — 50-60%.
XX и XXI столетия
В послереволюционные годы здание было национализировано. Впрочем, вскоре его передали прихожанам (соответствующий договор подписали более тридцати человек).
В 20-е годы XX века из собора было изъято сорок восемь килограммов золота и более двух тонн серебра. Примерно в это же время настоятель собора был арестован. Спустя год здание было передано обновленцам (так назывались представители одного из течений в русском православии). В конце 20-х годов договор с ними был расторгнут; в начале 30-х годов XX века храм превратился в антирелигиозный музей.
В 40-е годы здание сильно пострадало от бомбардировок и артобстрела. В военное время в нем хранились экспонаты некоторых других знаменитых музеев страны.
В середине XX века храм был отреставрирован. Именно тогда на его куполе появилась смотровая площадка. В 90-е годы XX столетия в соборе возобновились богослужения. В настоящее время в обществе обсуждается вопрос о необходимости передачи собора под управление Русской православной церкви. Как положительное, так и отрицательное решение этого вопроса имеет множество сторонников. Здание является собственностью города.
Колоннада Исаакиевского собора
Модель лесов для установки колонн
Первое, что бросается в глаза, когда смотришь на Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — это его колонны. Нижний уровень представлен могучими восьмиколонными портиками, получившими дополнительные украшения в виде статуй и барельефов. Верхний уровень – это собственно соборная колоннада.
Колонны сделаны из гранитного монолита, которые добывали под Выборгом и переплавляли по воде в Санкт-Петербург. Чтобы доставить их до строительства, в городе проложили специальную железную дорогу. Уже на месте бригада камнетесов доводила заготовки до требуемого состояния.
Колонны высотой 17 метров весили 114 тонн. Для их подъема использовали специальные леса, спроектированные инженером А. Бетанкуром. Благодаря лесам на подъем одной колонны уходило всего 40-45 минут. Вопреки принятым правилам строительства в России, для Исаакия сначала установили все колонны, а потом уже построили стены.
Верхние 24 колонны, каждая из которых была размеров в 14 метров и весила до 67 тонн, поднимали на высоту в 43 метра. Они составили, так называемый, барабан, на котором позже установили купол храма. Стенки барабана прорезаны 12-ю гигантскими окнами, через которые открывается великолепный вид на город.
Сейчас колоннада преобразована в смотровую площадку, с которой каждый желающий может посмотреть на панораму города, если, конечно, рискнет туда подняться. Дело в том, что туда нет лифта, а ведут две винтовые лестницы, в каждой из которых 262 ступени. По одной из них люди поднимаются наверх, по другой – спускаются. Примечательно, что каждая 10-я ступенька подъема пронумерована. Цифра на ней показывает, сколько еще ступеней надо пройти человеку, чтобы подняться на площадку колоннады.
Проект Исаакиевского собора
Александр I стремился сохранить существовавший третий собор и всего лишь перестроить его, в то время как все архитекторы предлагали построить новый. Тридцатилетний француз Огюст Монферран, прибывший в Россию в 1816 г. по приглашению императора, учел высочайшие требования и сумел использовать алтарную часть, а также южную и северную стены предыдущего храма при проектировании нового.
Император был очень доволен и 20 февраля 1818 г. утвердил проект, повелев немедленно приступать к работам, на которые только в тот же год было потрачено 500 тысяч рублей (весь собор обошелся казне в 23 миллиона рублей серебром). О торжественном акте начала строительства столь значимого здания, вероятно, забыли, поскольку он произошел только через год — 26 июня 1819 г. Более того, в закладном камне, установленном на сваи, речь шла не о закладке, а всего лишь об обновлении заложенного еще при Екатерине I собора. «Обновление» затянулось ни много ни мало на сорок лет.
Однако уже в октябре 1820 г. проект подвергся жесточайшей критике. Опасения оппонентов вызывала прочность фундамента и безопасность возведения купола на разновозрастных стенах, которые при осадке давали неравномерный крен. После тщательной проверки сам Монферран признал справедливость замечаний и подготовил новый проект. До 1825 г. строительство было приостановлено.
История строительства Исаакиевского собора
Второй Исаакий
В 1717 году вместо деревянной постройки начали возводить каменную. Первый камень заложил сам Петр Первый. Второй Исаакий был выстроен в стиле барокко. Внешне имел заметное сходство с Петропавловским собором. Здание простояло около 50 лет. За это время оно постепенно пришло в аварийное состояние. Фундамент постоянно подмывали волны Невы. Дело в том, что тогда гранитных набережных, сдерживающих воды реки, еще не было. А в 1735 строение ощутимо пострадало от пожара, который разгорелся от молнии, ударившей в шпиль.
Третий Исаакиевский собор
Настал час Третьего Исаакия. В 1768 году за дело взялся знаменитый архитектор Антонио Ринальди. В Санкт-Петербурге много зданий, созданных по его проектам и украшающих город. Задумка великого зодчего была прекрасна. Собор должен был быть увенчан пятью куполами, облицован мрамором. Колокольня собора возвышаться почти наравне со шпилем Адмиралтейства. Екатерина Вторая мечтала достойно почтить память Петра Первого. Но строительство собора так затянулось, что до окончания работ она не дожила. Ее сын Павел Первый эстетом не был, часть облицовочного мрамора, привезенного для внешних работ с Исаакием, он забрал для украшения собственной резиденции.
Ринальди отбыл за границу, но строительство собора нужно было как-то завершать. Дело было поручено зодчему Винценцо Бренна, но и он крайне торопился закончить проект. В итоге на прекрасном мраморном фундаменте, установленном Ринальди, Бренна соорудил нечто нелепое и кирпичное. И, к великому сожалению современников этой стройки, гармония начисто отсутствовала, любоваться оказалось нечем. Строительство к 1800 году было завершено, но крайне быстро Третий Исаакий стал разваливаться.
Четвертый Исаакий
В 1809 году Император Александр Первый объявил конкурс на лучший проект собора. Выбор пал на работу молодого архитектора из Франции Огюста Монферрана. Монферран предложил использовать основу, заложенную при Ринальди, а храм возвести пятиглавый классический. Путь от победы Монферрана в конкурсе до непосредственного утверждения проекта и начала приведения собора в гармоничный вид составил почти 10 лет. Строитель-гидравлик Модюи нашел серьезную ошибку в расчетах. Проект был скорректирован и все же утвержден. Новый собор начали строить в 1818 году, а закончили через 40 лет.
Четвертый Исаакий дался потом, кровью и большим количеством человеческих жертв. В своем неудержимом стремлении создать самый грандиозный и роскошный храм Николай Первый лично отслеживал, как продвигается строительство и выделял из государственной казны значительные суммы на него. Ну а результат всеобщих усилий мы можем видеть и по нынешний день.
История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге
Современный храм – четвертый по счету на землях у устья Невы, посвященный этому святому. Судьбу удивительного по архитектуре и перипетиям строительства собора можно назвать счастливой: его не снесли, как Храм Христа Спасителя, в тридцатые годы, не разбомбили в период блокады Ленинграда. С момента освящения в 1858 году Исаакиевский собор стоит в Санкт-Петербурге более 160 лет.
Читать еще: Цена билета и режим работы Исаакиевского собора в 2022 году
Церкви Петровских времен
Первая деревянная церкви святого Исаакия, автор рисунка Шрайбер, В., 1845-1850 год.
Первую небольшую деревянную церковь Исаакия Далматского Петр Алексеевич приказал заложить возле адмиралтейства и верфи в 1710 году. Предположительно храм находился на месте, где сейчас стоит Медный всадник. Через 2 года здесь же царь венчался с Екатериной (в прошлом Мартой Скавронской, в будущем – императрицей Екатериной I).
Открытое балтийским ветрам и дождям здание обветшало за 7 лет. Уже в 1717 году по соседству был заложен новый, каменный храм. По облику он напоминал Петропавловский собор в миниатюре: высокая колокольня со шпилем и ангелом-флюгером на вершине, вытянутый однокупольный корпус самой церкви.
Вторая Исаакиевская церковь, рисунок архитектора Н. Ф. Гербель, 1721 год
Расположение оставалось неудачным. Окрестность часто подтапливалась невскими наводнениями, а два случившихся подряд пожара в 1733 и 1735 годах привели к полной перестройке конструкций. О новом, величественном соборе в честь отцовского небесного покровителя Елизавета Петровна задумалась под конец жизни. Проект ей был представлен архитектором Чевакинским, летом 1761 года, но в декабре государыня скончалась.
Третий храм
Предполагаемый вид Исаакиевского собора по проекту архитектора А.Ринальди, 1765-1784 год
Екатерина II позиционировала себя продолжательницей дел Петра Великого, поэтому ей понравилась идея поставить величественный Исаакиевский собор. План Чевакинского новую императрицу не устроил, кроме выбора места – в 370 м от Невы на более высокой площадке.
Новый храм был заложен в 1768 году по проекту Антонио Ринальди. Предполагался пятикупольный храм сложной конфигурации с традиционной для Санкт-Петербурга многоярусной колокольней. Для внешних стен предполагалось использовать карельский мрамор. К сожалению, из-за плохого финансирования процесс зодчества затянулся на все царствование Екатерины.
Вид на третий Исаакиевский храм во время торжественного возвращения С-Петербургского ополчения на Исаакиевскую площадь, 1814 год
К ноябрю 1796 года стены были подведены к уровню карниза. Вступивший на престол Павел I приказал немедленно закончить стройку. Обласканный при Екатерине Ринальди предпочел покинуть Россию, доделывать собор взялся архитектор Винченцо Бренна.
Денег император дал мало, а остатки заготовленного мрамора приказал использовать на Михайловский замок. В результате проект упростили. Остался только один купол, а колокольня понизилась на этаж. Основной строительный материал сводов – кирпич.
Освятили храм уже после убийства Павла Петровича при Александре I. Готовый вариант Исаакиевского собора на одной из главных площадей Санкт-Петербурга оказался непропорционально приземистым и откровенно некрасивым.
Режим работы Исаакиевского собора
Собор открыт для посещения с 10.00 до 18.00, кроме выходного дня — среды. Стандартный входной билет стоит 450 рублей. С 1 мая до 30 сентября, то есть в туристический сезон, также проходят вечерние экскурсионные программы. Вход возможен до 21.00, но билеты при этом стоят дороже — 600 рублей. Билеты на колоннаду продаются отдельно и стоят 300 рублей, вместе с ними посетители получают аудиогид «Панорама Санкт-Петербурга».
В соборе богослужения проводятся ежедневно, кроме среды. В 8.30 проходят божественные литургии, в 16.45 — вечерние. В 9.30 также проводятся исповеди. Перед церковными праздниками проходят концерты духовной музыки. Посещающим храм во время богослужений следует соблюдать правила: одеваться скромно, не шуметь, не приносить с собой еду и напитки. Можно поставить свечи, оставить записки за здравие и за упокой.
По Исаакиевскому собору проводятся как индивидуальные, так и групповые экскурсии. Для туристов разработано немало тематических экскурсий: одни из них знакомят со скульптурами и живописью храма, другие посвящены подвигу работников собора-музея в военные годы. Также есть экскурсия, позволяющая людям с ограниченными возможностями увидеть панораму города с высоты обзорной площадки.
Добраться до собора можно как на наземном транспорте, так и на метро. Храм находится в 500 метрах от станции метро «Адмиралтейская». Другие ближайшие станции — «Невский проспект» и «Сенная площадь». До собора ходят троллейбусы №5 и №22, автобусы №3, №22, №27, №100, маршрутное такси №К-252. Выходить следует на остановке «Исаакиевская площадь», далее нужно пройти пешком 300 метров до самого собора.
Инженерное чудо
В 1809 году Александр I объявил конкурс проектов на строительство нового храма – красивого, монументального, величественного. Проект Исаакиевского собора одобрили только в 1818 году. Должность «императорского архитектора» получил француз Огюст Рикар де Монферран, который изготовил и передал Николаю I, лично курирующему строительство, 24 проекта будущей церкви. Царь одобрил план пятиглавого храма с колоннами и портиками, который строили 1818-1858 годы.
Исаакиевский собор – образец позднего классицизма, в котором проявились новые направления: неоренессанс, эклектика и византийский стиль. Архитектурный вид храма не характерен для русского храмостроения. Вес собора 300 тысяч тонн, самое тяжелое здание в Петербурге. Высота 101,5метра, ширина 100 метров, диаметр купола 28,5 метра. Внутренняя площадь 4000 квадратных метра, храм вмещает 12000 человек.
Особенности строительства
При строительстве собора использовали оригинальные и дерзкие для своего времени технологии. Для болотистого грунта здание было необычайно тяжелым: потребовалось вбить в основание фундамента 12 000 просмоленных сосновых свай. Здесь покоится 7-метровый гранитно-каменный фундамент сплошной кладки.
В каменоломнях финского побережья, у Выборга, строители вырубали гранитные колонны. Каменотесы изобрели способ извлечения монолитных глыб: сверлили в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина.
В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь которые продевали канаты. Затем 40 человек тянули за них, постепенно выламывая гранитные блоки. Доставляли камни к месту строительства по рельсовым путям, хотя железных дорог в России тогда не было.
Монферран установил 17-метровые колонны до сооружения храмовых стен, что раньше не делалось. С помощью спроектированных лесов 114-тонные колонны, завернутые в войлок, за 45 минут ставились вертикально. На подъем первой колонны с портретом Александра I приехала императорская семья, собрались жители города и иностранцы. Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году.
Храмовые стены толщиной 5 метров покрывали мрамором с внутренней и внешней стороны. Мрамором закрывали и перекрытия кирпичных сводов с железными каркасами. В стенах собора создавались ходы вентиляции, для естественного освещения предназначались световые галереи.
Работа с куполом храма
Купол храма отлили из смеси металлов: чугуна, железа и бронзы с медью, что облегчило вес, и обшили листами позолоченной меди. Внутри купола для улучшения акустики поместили 10000 керамических горшков. В 1841 году на смонтированное купольное основание подняли 24 колонны весом 64 тонны каждая, для того чтобы установить вокруг купола.
Каждую колонну поднимали вверх по специально разработанной схеме. На золочение колонн потратили 100 кг червонного золота. Колоннада собора – самая высокая обзорная площадка в центре города. Купол собора виден с Финского залива.
400 тысяч крепостных по 16 часов в день в будни, праздники и воскресенья работали на стройке века. Четверть крепостных строителей погибла при несчастных случаях и болезнях. К 1842 году собор возвели, потратив 32 миллиона серебряных рублей. Впереди – отделка сроком на 16 лет. Освятили собор 30 мая 1858 года и открыли для служб.
Долгострой XIX века
Долгострой создавался Монферраном 40 лет. По легенде, прорицатель предсказал архитектору смерть после возведения храма, якобы поэтому зодчий не спешил со строительством. Действительно, Монферран не прожил и месяца после окончания работ.
Легенда гласит, что Александр II, осматривая храм, заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Далматского, самого Монферрана с поднятой головой. Отметив гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего зодчий расстроился, слег и умер.
Монферран завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император не дал согласия. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг собора, и вдова похоронила мужа в Париже. Так никому не известный на родине француз архитектор Огюст Рикар де Монферран создал шедевр мировой архитектуры, ставший символом Санкт-Петербурга.
Мозаики
Мысль об использовании мозаики для оформления интерьера пришла Монферрану, когда он понял, что в храме невозможно создать температуру и влажность, подходящие для живописи. В 1845 году решили заменить живопись мозаикой.
Мозаика производилась из смальты — сплава стекла с металлическими красителями, от которых зависел цвет. При соединении золота получаются розовые и фиолетовые оттенки, меди — красный и зеленый цвета, кобальт используется для создания синих тонов.
Мозаика «Рождество Богородицы» по оригиналу Т. Неффа
Для воспроизведения красок живописного оригинала применялись смальты 12 тысяч оттенков.
Копирование икон начали с главного иконостаса, и первым мозаичным исполнением стал образ Христа Спасителя в нижнем ряду. За ним выполнили копии других икон нижнего и среднего чинов. В верхнем скопировали в мозаику «Тайную вечерю».
Золоченные бронзовые Царские врата Исаакиевского собора украшены орнаментом, мозаикой «Благовещение» и мозаичным изображением евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Парадную арку венчает скульптурная группа «Христос во славе» Петра Клодта, воплощающая канонический образ Иисуса Христа.
Царские врата и витраж с изображением Христа
Главный иконостас восхищает декоративным убранством. Когда же открываются Златые ворота, на фоне голубого неба предстанет одетый в пурпурный плащ с золотым шитьем, украшенный изумрудами и аметистами, Воскресший Христос.
Это один из самых больших цветных витражей в Европе, площадь составляет 28,5 кв. метров. Витраж выполнен на мюнхенской витражной фабрике по эскизу немецкого художника Лео фон Кленце.
Витраж «Воскресение Христа» — композиционная доминанта внутреннего оформления Храма. Он занимает почти все пространство алтарного окна, и кажется, что через мгновение Господь войдет в храм.
Малые иконостасы также оформлены живописью, мозаикой и скульптурой.
Иконостас алтаря святой Великомученице Екатерине (расположен справа) венчает скульптурная группа «Воскресение».
Придел Святой Екатерины
Иконостас, посвященный Святому благоверному князю Александру Невскому (слева), венчает композиция «Преображение». Обе работы выполнены Н. С. Пименовым.
Придел Святого Александра Невского (действующий храм, слева от алтаря)
На отделку интерьера Исаакиевского собора ушло 400 кг золота и 1000 кг бронзы. При ближайшем рассмотрении каждая деталь в храме поражает совершенством формы и исполнением. Но интерьер перегружен декором. Пышность и сложность элементов, сверкающая отделка и прихотливые узоры, многоярусные украшения и золоченые орнаменты — все это с трудом воспринимается как единое целое.
Интерьер
С 1931 по 1986 год в храме был установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.
Во время Великой Отечественной войны немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, но осколки снарядов все же оставили следы на колоннах западного портика храма. По легенде, ценности из музеев города (скульптуры, мебель, книги, фарфор) хранились в подвалах здания и поэтому уцелели.
Многие туристы поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора. Отсюда, с высоты 43 метров, можно увидеть панораму города.
В 1991 году было принято решение об использовании храма верующими. Расписание богослужений можно узнать на официальном сайте.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — символ Северной столицы. Его золоченый купол виден ещё с Финского залива. Обилие, разнообразие и красочность отделки придают сооружению парадный вид.