Великокняжеская усыпальница
Собор соединен крытой галереей с Великокняжеской усыпальницей, построенной при соборе для погребения великих князей — членов дома Романовых.
Если в самом соборе погребены коронованные представители Российского Императорского дома, то в Великокняжеской усыпальнице — особы, имевших титул великих князей и княгинь, а также князья императорской крови и члены породнившейся с Романовыми семьи Богарне, имевших титул герцогов Лейхтенбергских и светлейших князей Романовских.
Великокняжеская усыпальница была построена в 1896-1906 годах архитекторами Д.И. Гримм, А.О Томишко и Л.Н. Бенау. Освящена в качестве предела святого благородного великого князя Александра Невского.
С 1954 года Великокняжеская усыпальница входит в музейный комплекс истории Петербурга.
Из Петропавловского собора в Великокняжескую усыпальницу ведет крытый переход — галерея (коридор), вдоль которого расположены бывшие царские комнаты для ожиданий.
В 1908-1915 годах в усыпальнице состоялось пять погребений и восемь захоронений были перенесены из Петропавловского собора.
В 1992 году здесь был погребен правнук Александра II — великий князь Владимир Кириллович, а в 1995 году из Кобурга в усыпальницу перенесен прах его родителей.
Фото выхода из собора — галерея, связывающая собор и усыпальницу
В духе нового времени
Строительство Петропавловской колокольни продолжалось 8 лет. Всё это время богослужения проводились в деревянной церкви. Неповторимость сооружения проявлялась не только в огромной высоте, но и в особом символизме, утверждающем царское могущество на Балтике, а, так же, в его форме с чертами, присущими европейским светским зданиям.
Выполненная в 3 яруса, она, как бы устремляется ввысь, врезаясь в небеса высоченным двадцати пяти метровым шпилем, сверкающим позолотой. А на вершине огромная фигура Ангела Хранителя высотой более 3-х метров, размахнула огромные, в 3, 8 метра шириной, крылья.
Путешествуя по Европе, царь был потрясён часами с курантами, увиденными им на стенах голландского костёла. Новаторский дух не позволил ему остаться безучастным. Не торгуясь, он заказал 3 экземпляра подобных механизмов. В 1720 году в уже Петербурге куранты стали отбивать время. Удивительные часы с боем были доставлены Россию и водружены на колокольню, на которой ещё предстояло позолотить каркас шпиля 25 метровой высоты. Часы были очень важны для Петра. Он предавал им символическое значение, вывода страны из унизительного запустения к европейскому уровню.
Музей в Петропавловском соборе
Помимо архитектуры и внутреннего убранства собора, захоронений монарших особ посетители могут увидеть несколько экспозиций, которые дают представление об истории достопримечательности. В галерее, соединяющей собор и усыпальницу, находятся царские комнаты с отреставрированными интерьерами. Они строились параллельно с возведением усыпальницы, в них члены императорской семьи отдыхали во время посещения собора. Царские комнаты созданы по проекту архитектора Леонтия Бенуа, они состояли из приемной, гостиной, курительной и комнаты отдыха для дам. Для обстановки комнат была использована мебель, изготовленная на известной фабрике Мельцера.
К сожалению, в советское время отделка стен и обстановка были утрачены, частично восстановить интерьеры удалось благодаря сохранившемуся проекту архитектора. В наши дни экспозиция состоит из двух комнат, в которых размещены портреты монарших особ, живописные виды города в XIX веке. Также представлены религиозные экспонаты — предметы облачения священнослужителей, церковная утварь, икона на ткани. Есть экспонаты, связанные с традициями захоронения и почитания памяти членов императорской семьи.
Разработана также экскурсионная программа с осмотром экспозиции, находящейся в колокольне. Она рассказывает об истории ее строительства и реставрации, демонстрирует чертежи и фотографии. Посетителей знакомят с коллекцией колоколов, уникальным колокольным инструментом, рассказывают о знаковых деталях архитектуры колокольни — ангеле на шпиле и курантах. Кроме того, с колокольни открывается прекрасный вид на город.
Константин
История ангела. Подвиг небесного кровельщика Петра Телушкина
В петербургской экскурсионной среде есть давний анекдот:
— Скажите, каких размеров ангел на шпиле? — В натуральную величину.
На самом деле размеры скульптурного ангела немалые: высотою фигура 3,48 метра, весом — 250 килограммов, крылья расправлены на 3,56 метра. Это не первая — петровская — скульптура. Та была ещё и флюгером, потому сразу приняла на себя все невзгоды гнилого невского климата — ветры, грозы, бури и дожди. Особенно полюбился ангел небесному огню — молниям. Много раз они били в него, пока в 1756 году ударившая в шпиль молния не подожгла колокольню. Пожар оказался столь велик, что колокольню отстраивают заново в течение… 20 лет. Не до того было самодержцам. Строили долго и отстроили плохо. В 1829 году порыв ветра накреняет ангела. Правительство Николая I на полноценный, читай — дорогой, ремонт выделять деньги отказывается. Кажется, судьба города накренилась вместе с ангелом-хранителем — таким его считали все горожане.
Но — что не может государство, то осилит народ. К начальнику строительного комитета приходит Пётр Телушкин — молодой кровельщик — и заявляется исправить всё без дорогих строительных лесов и в самом скором времени. Его слова приняли как небылицу, но — что делать? Позволили.
В те поры строительные подрядчики в залог своей работы оставляли золото — на случай, если что сделают не так. У Телушкина ни золота, ни даже лишней копейки отродясь не было. «Санкт-Петербургские ведомости» писали о нём: «заложил… жизнь свою…».
Этот типично лесковский герой даже вознаграждения не попросил — только 1471 рубль для приобретения материалов. 8 октября 1830 года обвязал себя ярославский левша верёвкой, закрепленной к внутренним конструкциям собора, и стал подниматься к ангелу. Он воспользовался тем, что золочёные листы шпиля в стыках образуют выступы, а от основания шпиля до яблока специально наделаны крюки. Цепляясь руками и босыми ступнями за острые выступы, долез Телушкин в первый день до яблока.
9 октября, снова поднявшись к яблоку, Телушкин закрепил ноги в петлях и горизонтально повис у шпиля, чтобы забросить большую петлю верёвки на крест. Забросив, мастер перебрался через яблоко к ангелу. Тут он закрепил верёвочную лестницу, по которой и поднимался к ангелу на протяжении шести последующих недель. Изо дня в день, под ветром и дождём, ранним снегом Телушкин закреплял оторванные листы, укрепил крест, поправил крылья ангелу. За ним следил едва не весь Петербург, беззвучно молясь всем силам небесным. Одним из наблюдавших был Алексей Оленин, президент Академии художеств. Он потом пригласил Телушкина к себе и расспросил в подробностях о подвиге — по-другому люди и не называли работу мастера, а на основании рассказа написал статью. Увидеть лицо героя сегодня можем и мы: на картине Г. Чернецова «Парад на Царицыном лугу в Санкт-Петербурге в 1831 году» среди героев, красавиц и государственных мужей — просто й крепостной (у него и фамилия по владельцу) парень, крестьянин и мастеровой — небесный кровельщик, спасший для Петербурга его ангела-хранителя…
Наградили Телушкина 3 000 рублей и серебряной медалью «За усердие».
Спасённого ангела сняли в 1858 году, когда меняли деревянные детали шпиля на стальные. Вместо неё поставили другую по рисунку Р. Залемана. Новый ангел, уже не флюгерного типа, простоял до 1991 года, после провёл несколько лет на реставрации (тоже не до него тогда было…) и только в 1995 году был поднят на шпиль вертолётом.
Так и стоит теперь — с лицом прямо петровским, с высоко поднятой рукой, будто сжимающей что-то невидимое. Легенда говорит, что в руке — меч, которым защищает ангел северную столицу.
Назначение здания в наши дни
Сейчас объект служит усыпальницей всех российских императоров и императриц, а также великих князей и считается главной достопримечательностью города. На территории были погребены:
- Петр Великий;
- Елизавета Петровна;
- Екатерина Вторая;
- Александр III;
- Мария Федоровна;
- и все остальные императоры и императрицы
Прах некоторых князей был перемещен на территорию в последние годы (например, в 2006 году исполнили указание матери Николая II, которая хотела быть погребенной рядом с мужем).
В настоящее время музей открыт для посещения по договоренности, в нем проводятся службы и важные мероприятия по праздникам. Мы поможем вам попасть в историческое место на выгодных условиях, организуем комфортный отдых во время поездки. Обращайтесь!
Экскурсии по Санкт-Петербургу и пригородам
Различные варианты туров в Санкт-Петербург:
Индивидуальные, сборные и для организованных групп; Еженедельные туры от 2 до 10 дней; Праздничные и событийные туры — Новый Год и Рождество, 23 февраля, 8 марта, майские праздники, Весенний и Осенний праздники фонтанов в Петергофе, Алые паруса, День города и День ВМФ
Здание Петропавловского Собора
Соборное сооружение внешне
более сравнимо с обычным среднеевропейским строением, чем с русским православным храмом. Выполнено оно в форме прямоугольника 30х60 со скромным и довольно строгим оформлением (уплощенные колонныепилястры илица херувимов в оконном декоре).
Декор окошек Петропавловского собора
Западный фасад является основанием колокольного сооружения, а восточный украшен фреской с сюжетом Предстояния апостолов перед Христом (худ.П.Титов). Внутреннее пространство перед алтарем — снаружи выделено куполом
, установленном на барабанной основе.
Купол Петропавловского собора (слева от колокольни)
Внутренний интерьер
храма, как и его внешний силуэт, абсолютно не соответствовал принятым в те времена российским стандартам. Надо учитывать, что сооружение собора шло в победоносный для России период Северной войны, в период переустройства страны и возвышения роли императора-реформатора. Все эти факторы отразились в парадности и торжественности отделки собора, территория которого была поделена пилонами на три части.
Интерьер Петропавловского собора
Интерьеры отделаны мрамором
,яшмой иродонитом . Росписи и лепка выполнялись известными художниками. Освещался храм хрустальными бронзово-позолоченными люстрами. От пяти люстровых светильников 18 века сохранился только один, который находится сегодня перед алтарем.
Нарядный декор внутреннего интерьера; обилие света, обеспеченное большими окнами; разделенное пилонами пространство; лепка и росписи – все это придает храму праздничную атмосферу. Всем своим содержанием храм олицетворял радость победы над шведами, прославлял отечественную военную доблесть
и героизм. Петропавловский собор какое-то время был также и местом сохранения знамен и атрибутов воинской славы.
Памятником и произведением искусства русской резьбы по дереву бароккского стиля является удивительный 20-метровый храмовый иконостас
, который был создан умельцами вОружейной палате по рисункам Д.Трезини. На примере этого иконостаса отчетливо видно каксветскость начала вторгаться в церковное искусство – именно этим выразительно выделяется петровское время.
Иконостас собора
Царские врата
, расположенные по центру иконостаса, похожи на триумфальное сооружение. Они увенчаны скрещеннымиключами – это как бы и ключи от рая Св.Петра и, в то же время, герб новой столицы. Иконостас собора отличается отсутствием горизонтальности иконных рядов и наличием не характерных для русских храмовскульптур .
Скульптурная группа — фрагмент Иконостаса (Царские врата)
Имеющиеся иконы отражают важные в историческом плане события, объединенные идеей победы российской государственности и единения церковной и светской власти.
Царские врата иконостаса
Значительное место в иконостасе отведено ветхозаветным
персонажам. Самого Петра часто сравнивали с Самсоном, который руками задушил льва. А поскольку лев был символом герба Швеции, то Петр, победивший ее, естественно отождествлялся с Самсоном. Очень непривычны и образыХриста и Богоматери на престолах, которые находятся по обе стороны от Царских врат. Оба они одеты в царские земные одеяния времен Алексея Михайловича. А младенец, чей лик очень напоминает Петра, держит в руке державу. Чем не единение власти земной и небесной.
Богоматерь иконостаса (фрагмент)
Среди икон иконостаса можно увидеть и изображение петербургского хранителя Александра Невского
, и причисленных к рангу святых из династии Рюриковых князейВладимира , Ольгу иБориса с Глебом . В предалтарном пространстве расположена трибуна для читающего проповедь священника и императорское место с атрибутикой монаршей власти.
Кафедра проповедника
Петропавловский собор выполнял функцию Кафедрального
до 1858 года, затем эта роль перешла к Исаакиевскому собору. Статус же Петропавловского храма свелся только к роли царскойусыпальницы , хотя ею он был с начала своего существования. В этом храме никогда не проводились никакие церковные обряды, кроме отпевания и панихид. А отпевали здесь только членовДома Романовых .
С начала 90-х годов прошлого века в храме проводятся панихиды по представителям императорской семьи. В начале нынешнего века в соборе возобновились службы.
Интересные факты:
Первая деревянная церковь Святых Петра и Павла была построена на территории Петропавловской крепости в 1703-1704 годах одновременно с закладкой самого форта. Каменный собор в стиле петровского барокко был возведен прямо на ее месте в 1712-1732 годах архитектором Доменико Трезини. При этом отдельные элементы храма выполнялись различными мастерами — 40-метровый шпиль на здание установил голландец Харман Ван Болос, часы тоже были привезены из-за границы, позолоченный резной иконостас изготовил в Москве Иван Зарудный, также в отделке и росписи парадного интерьера храма принимали участие художники Меркульев-Поспелов, Артемьев-Протопопов, Воробьев, Негрубов, Зыбин, Матвеев, Гзель, Ярошевский, Захаров и многие другие. Внутри собора было оборудовано особое царское место, украшенное резной золоченой короной и малиновым бархатом.
Внешний вид Петропавловского собора не похож на прочие русские церкви и более напоминает западный храм — стенами, окнами, отсутствием пятиглавия. И одно время он даже задавал новую церковную моду, но в середине XVIII века традиция строить в России подобные храмы прекратилась.
Высокая колокольня собора имела и вполне прикладное военное значение, с нее было удобно наблюдать за вероятным приближением вражеских войск к стенам крепости.
До освящения нынешней версии Исаакиевского собора в 1858 году Петропавловский собор имел статус кафедрального при Санкт-Петербургской епархии.
При Петре I собор стал местом захоронения членов царской фамилии. Первой здесь погребли малолетнюю дочь Петра и Екатерины — Наталью, а позже стали хоронить и остальных венценосных особ. Начиная с Петра I здесь покоятся все императоры и императрицы до Николая II включительно, за исключением Петра II и Ивана VI. Почти все надгробия оформлены беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами, а императорские — дополнительно украшены двуглавыми орлами.
Собор также является памятником русской воинской славы, здесь находятся многие военные трофеи, например, такие реликвии, как шведские знамена и штандарты, взятые под Полтавой и во время других сражений в ходе Северной войны и прочих войн.
После революции 1917 года Петропавловский собор закрыли, в 1924 году он стал музеем, но с 2000 года в соборе возобновилась богослужения — сначала только по праздничным дням, а потом и более регулярные.
Изображение Петропавловского собора находится на заднем плане 50-рублевой российской банкноты.
Золотой шпиль собора с фигурой летящего ангела считается одним из главных символов и архитектурной доминантой города, и вплоть до 2012 года Петропавловский собор с высотой 122,5 м оставался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге, пока не уступил пальму первенства двум новым жилым небоскребам.
Здание Петропавловского собора включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 7. | |
Петропавловский собор на карте: |
Как добраться: Собор находится на Соборной площади внутри Петропавловской крепости. Ближайшая станция метро — «Горьковская». Наземный транспорт — остановки «Проспект Добролюбова», «Введенская улица», «Сытный рынок», «Станция метро Горьковская», «Троицкая площадь». |
Особенности архитектуры и внутреннего убранства
Храм окрашен в благородный оттенок слоновой кости, позолоченный купол красиво переливается при солнечном свете. Декоративные элементы гармонично сочетаются с общим стилем оформления (барокко). Здание украшено в лучших традициях западноевропейской культуры.
Ангел с огромными крыльями, расположенный на шпиле, символизирует величие и безграничность веры. На фасаде с восточной стороны изображена фреска «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом» (Титов). Западная часть заполнена пилястрами.
Над крышей размещены яркие символы:
- массивный барабан;
- восьмиконечная корона;
- золотистая башня.
Петропавловский собор хорошо виден во многих районах Санкт-Петербурга. Высокое здание часто служит ориентиром для местных жителей и туристов. Церковь много раз видоизменялась из-за естественного износа и природных бедствий. Прототипом объекта стало здание биржи, расположенной в Копенгагене, где работал Трезини.
Петропавловский собор по внешнему виду напоминает лондонскую церковь Сент-Мартин. Внутри здания располагается огромный парадный зал. В оформлении были использованы:
- яшма;
- родонит;
- мрамор.
Пол выложен известняковыми плитами. Стены украшены работами художников (Негрубов, Воробьев). Декоративные элементы изготовлены лучшими мастерами:
- Петр Зыбин;
- Антонио Квадри;
- Игнацио Росси.
Собор оснащен паникадилами, созданными из дорогого стекла, качественного горного хрусталя и бронзы. Внутри есть царское место, которое обтянуто благородной тканью бордового цвета, украшено бахромой и гербом.
Иконостас в высоту достигает 20 м. Изображения художников сохранились до наших дней с 1729 года. В соборе размещены известные иконы:
- апостолы Петр и Павел;
- мученики Борис и Глеб;
- Владимир и Ольга (Рюриковичи).
Сооружение сначала изготавливалось в Москве (в Кремле), а затем по частям доставлено в место назначения. Иконостас в форме триумфальной арки отличается от стандартных конструкций, которые оформляются в виде сплошных стен. Экспозиция украшена резными элементами, позолотой и объемной скульптурой с архангелами, которые усмиряют дракона.
Рядом с алтарем находится кафедра, предназначенная для проповеди. К ней можно подняться по винтовой лестнице, украшенной библейскими изображениями. Поблизости находятся фигуры евангелистов и апостолов. Сакральное место очень почитается священнослужителями и посетителями собора.
Нездешний собор
Вид собора строг. Его украшают, кроме пилястр, лишь головки херувимов по наличникам, на востоке — фреска П. Титова с изображением апостолов Петра и Павла, предстоящих перед Христом.
Достаточно строго, притом по-имперски пышно внутреннее убранство храма. Наподобие европейских храмов, разделено пространство мощными колоннами и освещено пятью барочными хрустальными люстрами на бронзовых позолоченных каркасах. Продуманно и символически украшено оно росписями на библейские сюжеты, исполненными Негрубовым, Воробьёвым, Гзелем, Захаровыми, Бельским, Ярошевским, Игнатьевым, Соловьёвым.
Главное богатство Петропавловского собора — иконостас. Его, как и ангела, придумал Доменико Трезини, изобразив против правил в виде триумфальной арки — символом российской победы в Северной войне. Иконостас вырезали из липы и дуба (другой вариант — лиственницы) 50 московских мастеров под руководством Ивана Зарудного в 1722 – 1726 годах. Зарудный внёс много своего в мелкую отделку резьбы, потому его считают соавтором Трезини.
В 1727 году иконостас в разобранном виде привезли в Петербург, уже в соборе собрали и позолотили. Два года после Андрей Меркульев «со товарищи» писали иконы святых покровителей города — апостолов Петра и Павла, Александра Невского, Рюриковичей — Владимира, Бориса и Глеба, княгини Ольги.
Частью иконостаса стали скульптуры архангелов Михаила и Гавриила, стоящие по сторонам царских врат; фигуры Соломона и Давида по бокам иконы Воскресения Христа. Сквозь ажур царских врат видна золочёная сень на витых колоннах.
Ещё одно европейское заимствование — кафедра для проповедей у левой колонны с аллегорическим изображением притчи о сеятеле. По законам барочной симметрии по другую сторону от кафедры — резное из дерева царское место с атрибутами власти — короной, скипетром и мечом. Кресла нет — государь по православному обычаю молился стоя, за ним так поступали и последующие самодержцы и самодержицы.
Пётр ввёл совершенно невиданную для храмов традицию — приносить в собор ключи от поверженных городов и знамёна противника. Два века хранились в Петропавловском соборе турецкие и шведские знамёна, потом их отдали в Эрмитаж, заменив копиями.
Два престола в храме — Петра и Павла и великомученицы Екатерины. На колокольне — 103 колокола, 31 из которых — от 1757 года. Там же — карильон, ещё одна диковинка, до которых император был великий охотник. С помощью особого часового механизма карильон заставляет колокола исполнять мелодии. Восстановлен карильон усилиями Йозефа Хаазена — директора Королевской школы карильона в городе Мехелен (Бельгия) — ещё одного левши, которые по всей земле, где знают, чтут русского царя-плотника.
…В Петропавловском соборе никогда не совершали таинств венчания, крещения — только отпевали уходящих императоров. Потому во всём он особ, не привязан к жизни этой — обыденной, мирской, хоть иногда и праздничной. Он нездешний не потому, что напоминает о европейских храмах. Он просто — нездешний.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Петропавловская Крепость, 1 (территория).
Карта расположения:
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра → |
---|
Похожие публикации:
Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…
Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…
Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…
Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…
Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…
Поделиться ссылкой:
Великокняжеская усыпальница
К концу 19 столетия храмовая территория заполнилась уже 46-ю надгробьями, поэтому вблизи от собора начинается возведение Великокняжеской Усыпальницы, соединенной с храмом галереей с Царским подъездом. Строилась она с 1896 года для отдельного захоронения княжеских представителей императорской фамилии. После ее постройки (1908 г.), сам соборный некрополь оставили только для императоров и их жен, а все некоронованные члены царской фамилии должны были покоиться здесь — в Великокняжеской Усыпальнице, освященной как Храм Св.Александра Невского.
Великокняжеская усыпальница Петропавловского собора
Хотя Усыпальница является архитектурным строением конца 19- начала 20 столетий, ее фасадное оформление сочетается с оформлением собора, и они смотрятся гармонично как единое целое. Внутреннее оформление Усыпальницы было довольно богато. Здесь можно видеть и сердобольский гранит, и белый итальянский мрамор, темные лабрадорские колонны. А вот беломраморный иконостас вместе с бронзовыми царскими вратами был утрачен вскоре после революционных событий 1917 года.
Усыпальницу окружили чугунной решеткой, рисунок которой повторял рисунок решетки Летнего сада. Это было личное пожелание Александра Третьего.
Ограда у входа в Великокняжескую усыпальницу
Если в храме места захоронений готовились только после кончины представителя царской династии, то в Усыпальнице изначально было подготовлено 60 погребальных камер. Первое захоронение здесь состоялось уже через 4 дня после освящения Усыпальницы – это были похороны великого князя Алексея Александровича. А всего до 1915 года здесь нашли последнее пристанище 13 великокняжеских Романовых. Причем 8 из них – это перенесенные захоронения из собора.
После свержения монархии, с 1918 года и собор, и Усыпальница стали собственностью Музея революции. Здесь проводились экскурсии, и с 1919 года церковные службы прекратились. В 50-х годах Музей революции передал эти историко-архитектурные сооружения Историческому музею, и только тогда начались первые реставрационные работы, которые продолжаются до сегодняшних дней.
В 90-е годы 20 столетия захоронения представителей романовской династии возобновились. Здесь нашел вечный покой князь Владимир Кириллович — правнук Александра Второго (1992 г.), а позднее сюда же были перезахоронены останки его родителей (1995г).
И Собор Петра и Павла и его великолепная Колокольня очень интересны для туристических посещений. Однако, нужно помнить, что вход в них платный, а по средам — выходной. В другие же дни собор работает с 10.00 до 18.00.
Факты о Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге короткой строкой:
- Длина главного здания: 61 м.
- Ширина: 27,5 м.
- Высота стен: 15 м.
- Высота иконостаса: 20 м.
- Размеры ангела (четвертого по счету): крест – 6,5 м, высота фигуры – 3,2 м, размах крыльев – 3,8 м.
- Высота купола с крестом: 72 м.
- Первоначальная высота колокольни со шпилем: 106 м.
- Наивысшая точка собора после реконструкции 1858 года: 122,5 м.
- Период строительства: 21 год.
Внутреннее убранство Петропавловского собора в Санкт-Петербурге
Единый зал Петропавловского собора в Санкт-Петербурге разделен двумя рядами пилонов (колонн) на 3 нефа. Его оформление больше напоминает парадный зал дворца. К этому и стремился Петр I. В период строительства завершилась Северная война, Россия превратилась в империю. Новый храм должен был стать главным памятником победы.
Для украшения интерьеров использованы различные виды мрамора, яшма, родонит. Своды оформлены лепниной, звездными и цветочными орнаментами. Чуть ниже по стенам расположены не иконы, а картины с библейскими сюжетами. Собор освещается пятью огромными паникадилами (люстрами) из венецианского стекла и горного хрусталя. Из них только ближнее к алтарю – подлинное, XVIII века. Остальные – копии, восстановленные в послевоенное время.
Царское место
При оформлении собора использованы не только иконы, но и многочисленные скульптуры, что тоже относится к традициям католической церкви:
- архангелы Михаил и Гавриил по бокам царских врат;
- Давид и Соломон:
- Ангелы и Господь Саваоф;
- Святой дух в виде голубя;
- Апостолы в иконостасе и украшении кафедры.
Царское место перед иконостасом у южной стены – возвышение, покрытое пурпурным бархатом под золотой сенью в виде короны, – кресла не предполагало. Императоры и императрицы молились стоя, как обычные прихожане.
Кафедра
Кафедра для проповедей напротив царского места по северной стене –из католических традиций (православные священники обычно проповедуют с амвона). Она выполнена в виде лестницы. В ее ограждении – картины на тему «Сначала было слово».
Особенности иконостаса Петропавловского собора
Царские врата иконостаса собора
Иконостас высотой 20 м выполнен в форме триумфальной арки. Он не закрывает алтарь от молящихся, как это принято в православии. Его легкие, ажурные контуры устремляют взгляды вперед и вверх. Царские врата скопированы с входной группы в Версальский парк.
Изготовление иконостаса было заказано мастерам Грановитой палаты. Каркас его деревянный. В покрытии использовано матовое и глянцевое сусальное золото, что при солнечном свете создает фееричное мерцание. При реставрации 2011 года этот эффект сохранен.
Иконы выполнены русскими мастерами, но в западных традициях. Богородица изображена Всецарицей: на троне, в торжественном облачении, с короной Екатерины I. Говорили, что и лицом она похожа на супругу Петра.Иисус – в облачении царей допетровского времени, в митре московских патриархов. Обе главные иконы символизируют не только мир горний, но и величие российских правителей.
https://youtube.com/watch?v=EiOMPbJzFXI
Храм славы
В Петропавловском соборе хранились захваченные шведские знамена и штандарты. После Октябрьской революции их передали в Эрмитаж. В настоящее время восстановлены их копии.