Описание дворца
Меншиковский петербургский дворец находится на Университетской набережной. К зданию прилегает небольшой двор с открытой галереей, огромный сад с фонтанами, скульптурами в виде античных статуй и оранжереями. Украшает главный портал высокое крыльцо с ведущей на второй этаж дубовой лестницей, которая сохранилась до наших дней, но для посетителей она закрыта. На втором этаже расположен большой «Ассамблейный зал». Здесь Петр I устраивал ассамблеи. Приходить на «петровскую ассамблею» требовалось в европейской одежде, а мужчины обязательно брили бороду.
Ассамблейный зал дворца
Кроме большого зала, на втором этаже находились покои князя и его семьи. Этаж разделен большим залом на женскую и мужскую половины. Здесь располагался кабинет, который получил название «Ореховый» из-за своего оформления. Стены кабинета отделаны ореховым деревом, а пол — из наборного паркета.
На третьем этаже находятся комнаты для обслуживающего персонала. Первый этаж был предназначен для государственных дел хозяина. Здесь были комнаты для приема, зал для проведения официальных мероприятий, комната для дежурных матросов и гребцов, различные мастерские и парадная кухня. Цокольный этаж содержал погреба и жилые помещения для прислуги.
Все убранство дворца выполнено по последним меркам европейской моды того времени. Невысокие комнаты с большими окнами и дверями, украшенные живописью и отделкой из китайского шелка, картинами знаменитых художников. Стены отделаны керамической плиткой из Голландии, присланной князю купцами в качестве презентов. Меншиков был очень богат, не жалел денег на строительство, и в результате его хоромы по роскоши превзошли Летний дворец самого царя. На то время в Петербурге было всего два каменных дворца Летний и Меншикова, но жилище царя имело всего один этаж и было выстроено раньше. Возле дворца находилась своя пристань.
Во дворе рядом с домом выстроили церковь, но после ссылки Меншикова, когда его имение перешло Кадетскому корпусу, ее разрушили. На том месте сделали манеж для обучения кадетов верховой езде.
Сегодня музей принимает посетителей. Для экскурсий открыто 30 комнат дворца, три из которых выглядят как 300 лет назад. В музее собраны коллекции старинных каминов, часов, одежды царя Петра I и самого князя Ижорского, которые время от времени выставляют для посетителей.
Дворец Меншикова сегодня
После реставрации дворцового комплекса, он представлен посетителям в изначальном своем варианте. Первое помещение по ходу экскурсии – это гостевая палата. Шпалеры с античными сюжетами на стенах, массивный стол и шикарные резные кресла, с обивкой из дорогого бархата прекрасно воссоздают атмосферу той далекой эпохи.
На втором этаже главное внимание уделено центральной галерее, занимающей почти весь этаж. Это историческое место, где проводились знаменитые Ассамблеи, вершились государственные дела и подписывались судьбоносные для страны указы
Ореховая комната – жемчужина дворца, она восхищает своим первозданным видом и поражает воображение. Панели из персидского ореха, резная мебель из черного дерева, кажется со временем стали только ярче, а подлинные предметы в интерьере создают полный эффект перемещения во времени.
Есть четыре по-настоящему уникальные комнаты, отделанные на голландский манер кафельной плиткой, расписанной кобальтом. Это спальня Варвары, свояченицы Меншикова и три детские.
В Европе подобных полноценных интерьеров такого типа не существует. Особенность изразцов в их художественном и одновременно прикладном значении.
Изразцовые комнаты по праву считаются гордостью музейной экспозиции и вызывают постоянный интерес посетителей.
Во всех залах дворца представлены подлинные произведения живописи, скульптуры, художественная мебель и предметы прикладного искусства первой трети XVIII века.
Меншиковский дворец великолепен и не подвержен сравнениям. Ведь это первый дворец северной столицы – а первым, как известно, нет равных. Находится архитектурный шедевр на Университетской набережной, 15. От ближайшей станции метро «Василеостровская» можно доехать троллейбусами 1, 10, 11, автобусами 7, 24 и экспресс-автобусом 187 до остановки «Университет».
Да, еду готовили на трех кухнях и потом разносили к столу. Готовили французские повара. Ежедневно привозили несметное количество продуктов. Представить сложно — 2-3 телячьи туши, три десятка рябчиков и цыплят, пуды ветчины и сотни луковиц и яиц. В экспозициях дворца не представлены все три кухни, но есть кухонный интерьер, который интересно посмотреть. Печи, утварь разная. Очень интересно.
Интересные факты:
Территория на Васильевском острове для строительства резиденции была пожалована ближайшему сподвижнику императора Петра I — А. Д. Меншикову после окончания Северной войны со Швецией. На этом месте в 1710 году было построено первое каменное здание в Санкт-Петербурге — Меншиковский дворец, и хотя большинство строительных работ было завершено уже к 1714 году, отделка внутренних интерьеров продолжалась почти до 1727 года. Усадьба протянулась через весь остров — от Большой до Малой Невы, кроме самого дворца здесь располагались церковь Воскресения, деревянный Посольский дворец, двухэтажные палаты секретаря Меншикова, бани, медоварня, хлебопекарня, кузница и регулярный сад. Дворец очень нравился Петру I, не имевшему собственной парадной резиденции, поэтому он часто организовывал в доме Меншикова свои ассамблеи — пиры и торжественные обеды, также здесь игрались сановные свадьбы, например, царевича Алексея и будущей императрицы Анны Иоановны.
Дворец стал ярким выражением архитектурного стиля «петровское барокко». Главный фасад украшали пилястры с каменными капителями и аттик со скульптурами, боковые ризалиты были декорированы фронтонами с позолоченными княжескими коронами и вензелями. По верху дворца была сделана высокая мансарда «с изломом». По центру главного фасада был устроен портик из деревянных колонн под камень, а над ним — лоджия для оркестра, который встречал прибывавших в город по Неве гостей. Интересно, что к самому дворцу был даже подведен от реки специальный канал, заканчивающийся прудом, чтобы лодки могли причаливать прямо к парадному входу.
Интерьер дворца создавался с использованием самых дорогих материалов, многие из них привозились из-за границы. В отделке широко использовалась скульптура, мрамор, золото, серебро, лепнина, керамическая плитка и роспись. Отреставрированные помещения — Ореховый кабинет, анфилада парадных комнат, Большая палата, Большие сени, Кардегардия — являются примером внутреннего дворцового убранства начала XVIII века.
После того, как А. Д. Меншиков в 1727 году был осужден за казнокрадство и отправлен в ссылку, его дворец отошел в собственность казны. Почти сразу же здание с земельным участком передали Кадетскому корпусу. Для нужд образовательного учреждения были построены новые корпуса, а сам дворец получил более упрощенный внешний вид — исчезли мансарда и нарядный центральный аттик.
Реставрация Меншиковского дворца началась только в 1966 году, а в 1981 году дворец стал филиалом Государственного Эрмитажа, и в нем разместилась экспозиция дворянского быта России петровского времени.
Меншиковский дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 15. | |
Меншиковский дворец на карте: |
Как добраться: Дворец находится на Васильевском острове вдоль южного берега между Кадетской линией и Филологическим переулком. Ближайшая станция метро — «Василеостровская». Наземный транспорт — остановки «Университет», «Университетская набережная». |
Описание
Меншиковский дворец был задуман как часть величественной панорамы, встречающей гостей, прибывающих в Санкт-Петербург по морю. Строение выполнено в стиле петровского барокко и состоит из двухэтажного центрального корпуса и примыкающих к нему овальных галерей с двумя павильонами — Церковным и Японским. К павильонам пристроены два флигеля.
Центральный корпус выделяется высокой двускатной крышей и надстройкой — бельведером, украшенным куполом в виде короны. (Бельведер — это легкая открытая площадка, в переводе с итальянского Belvedere означает красивый вид).
Общая длина фасада здания составляет 210 метров. Неудивительно, что гости, прибывающие в Ораниенбаум на кораблях по морю, восхищались величественным зданием, расположенным на возвышенности рядом с берегом.
Внутри строения было немало «диковинок», одна из них — турецкая баня со стеклянной крышей, в которой побывал сам Петр Первый. В качестве внутреннего декора комнат использовались немецкие и голландские изразцы, росписи по штукатурке и холсту, шпалеры и мрамор. Потолок украшали плафоны и лепнина, стены комнат — обои из кожи и китайского шелка, пол был покрыт паркетом из дорогих пород деревьев.
Для императора были устроены две комнаты со скромной обстановкой — лишь стены и печка в них были покрыты кафельными плитками.
Своей грандиозностью и роскошным внутренним убранством дворец в Ораниенбауме превзошел даже дворцовый ансамбль в Петергофе. От его центрального корпуса к Финскому заливу был прорыт канал, по которому корабли с гостями подходили к дворцу.
В XVIII–XIX веках Большой дворец неоднократно перестраивался, изменялась и внутренняя обстановка в зависимости от вкусов его хозяев.
Архитекторы и их вклад в строительство
Для постройки «палат» были приглашены лучшие иностранные архитекторы, а также русские плотники и штукатуры.
Джованни Мария Фонтан и Готфрид Иоганн Шедель
Изначально за стройку взялись архитекторы Джованни Фонтан из Италии. Итальянец занимался фасадом дворца, но вскоре просто не перенес промозглый холод Петербурга, и был вынужден покинуть проект, тогда за работу принялся «мастер дела гипсового и палатного» немец Иоганн Шедель, которого вызвали напрямую из Германии. Именно Иоганн декорировал главные палаты губернаторской семьи.
Доменико Трезини
На помощь архитекторам из Швейцарии был привлечен Доменико Трезини, с которым у князя сложились теплые, дружеские отношения.
Доменико впоследствии участвовал в постройке Петропавловского собора и крепости, Летнего царского дворца, в проекте создания Александро-Невского монастыря. Во всех его работах прослеживается удачное сочетание ордерных элементов и деталей барокко.
Ж.Б. Леблон и Б.К. Растрелли
Архитекторы изменили внутреннее убранство «палат» до неузнаваемости. Комнаты были декорированы панелями из ценных пород дерева, уникальной фаянсовой плиткой, голландскими печами, шелками и редкой живописью.
А.Э. Гессен
Александр Гессен – архитектор советского периода, который придал зданию первозданный вид после изменений во времена существования Кадетского корпуса, отреставрировал фасад, и внутреннее убранство дворца.
Интерьер
Особенности дизайна
Если фасад напоминал современникам об итальянском стиле, то внутри комнат владелец предпочёл использовать голландские мотивы. Помещения отделывали натуральным деревом, голландской и русской плиткой. В период постройки здания специально для этих целей в Стрельне открыли двор по производству расписных изразцов.
Комнаты также декорировали мрамором и росписью под мрамор, но особенную любовь Меншиков питал именно к фаянсовой плитке. Часть помещений была оформлена этим материалом полностью. Например, Варварины покои — комната свояченицы губернатора. Интересно, что рисунок на изразцах стен и потолка в этом интерьере не повторяется. Покои сохранились до нашего времени и открыты для осмотра.
Залы
Первое помещение, в которое попадают посетители, называют большие сени. Это парадный вестибюль, построенный в итальянской манере. Проход к лестнице украшают несколько впечатляющих колонн, стены с мраморной росписью и скульптуры в углублениях под дубовой лестницей.
На втором этаже расположен зал с картинами на стенах, скульптурами и лепниной. Изначально он предназначался для торжеств и ассамблей. Оформление и назначение помещения несколько раз менялось, поэтому в нём почти не осталось духа петровских времён. Например, во времена Кадетского корпуса здесь размещалась церковь.
Ещё одна административная комната — большая палата, украшенная сюжетными гобеленами и скульптурой Аполлона. В ней устраивали официальные приёмы. Кроме того, во дворце находились комната для заседания военной коллегии, столовая, кухни и множество подсобных помещений.
Большие сениСтоловаяПарадный залФото: synoptic_slava
При первом хозяине целый ряд официальных комнат был оформлен в китайском стиле по моде того времени. Позже стены перекрашивали в разные цвета. Например, при недавних реставрационных работах специалисты нашли сохранившиеся яркие лазурные, зелёные и жёлтые фрагменты стен. Вместе с этим были обнаружены личные вещи людей, работавших в доме.
Княжеские покои
В некоторых комнатах восстановлена первозданная отделка и выставлены вещи, принадлежавшие Петру I и хозяину дома. В частности, таким помещением стал ореховый кабинет, в котором Меншиков работал и принимал иностранных визитёров. Стены здесь отделаны натуральной ореховой древесиной — отсюда и появилось название комнаты.
Также в помещении можно увидеть потолочную роспись и оригинальные двери начала XVIII века. Оба интерьерных элемента обнаружили во время реставрации в советский период. В противоположном крыле находятся комната княгини, китайский и красный кабинеты. В каждом из них есть вещи из прошлых веков. Например, в кабинете с живописью сохранился секретер XVII века.
Кабинет Меншикова. Фото: synoptic_slava
Меншиковский дворец. Экскурсии
Если вы интересуетесь историей, хотите больше узнать об эпохе Петра и о дворцовых интерьерах, возможно, стоит взять экскурсию по Меншиковскому дворцу.
Так сложилось, что экскурсии по дворцу Меншикова возможны только по предварительно оставленным заявкам, но это не является большой проблемой — вы всегда можете пересечься с вашим гидом у входа, договориться о времени с ним или сами оставить заявку на сайте и узнать о возможности проведения мероприятия в конкретный день. Продолжительность лекции об истории дворца, его жителях и интерьерах в среднем составляет около часа. За это время вы обойдете большую часть комнат, услышите много полезной и занимательной информации и фактов, о которых не могут сказать картины и стены. Стоимость экскурсии варьируется в зависимости от количества человек в группе, но совершенно точно одно: чем больше группа, тем меньше стоимость для каждого ее члена. Так что, если собираетесь сэкономить, советуем объединиться с другими желающими — так вы и себе, и другим упростите жизнь и немного поднимете настроение.
Судьба Александра Меншикова
Достоверных сведений о происхождении Меншикова не сохранилось, но историки сходятся в том, что семья была незнатной и бедной. Считается даже, что князь не умел писать — такой вывод делают исследователи из-за отсутствия документов, написанных Светлейшим.
Однако незавидный старт не помешал ему достигнуть высот, которые оказались недоступны даже знатным людям того времени. Ещё в юношестве ловкий и умный Меншиков смог сблизиться с Петром I и заслужить его доверие. Сначала он стал бомбардиром в Преображенском полку, а затем камердинером при царе.
Он сопровождал государя в заграничных поездках, участвовал в Азовских походах, а после — в Северной войне и Полтавской битве. Боевые заслуги принесли ему несколько новых званий, а когда военная карьера закончилась, он также энергично приступил к политической.
Меншиков стал губернатором нового города и получил во владение Васильевский остров. Активно участвуя в жизни страны и плетя интриги, он добился большого влияния ещё при жизни Петра, а после его смерти получил почти неограниченную власть.
К 1727 году он успел пройти путь от обычного денщика до Светлейшего князя, полководца и фактически серого кардинала при двух императорах России. Казалось, что преград нет, но именно тогда он потерял всё, что имел.
После смерти Екатерины I Меншиков совершил первый серьёзный просчёт в своей политической карьере, доверив воспитание нового императора своему тайному противнику графу Остерману. Результатом такого решения стала ссылка вместе с семьёй, лишение титула и конфискация всего имущества. Потеряв жену по дороге в Сибирь, сам князь умер от оспы в 1729 году уже в Берёзове, маленьком городе рядом с Тобольском.
Герб рода Меншиковых •Александр Меншиков, гравюра А. Ф. Зубова
Фото и описание
Большой Меншиковский дворец расположен на территории дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» города Ломоносов. Представляет собой старейшее и центральное здание парка. Большой Меншиковский дворец, Нижний сад, Картинный дом, Морской канал и Нижние дома образуют единственный комплекс петровского времени, сохранивший до сегодняшнего дня композиционное единство, стилистическую целостность и законченность.
Ораниенбаумский Большой Меншиковский дворец, как и Петергофский, расположился по краю естественной возвышенности. Протяженность главного фасада, который обращен к Финскому заливу и Нижнему саду, составляет 210 метров. Основная часть дворца – двухэтажная, к ней присоединяются одноэтажные галереи. Они развернуты по дуге и заканчиваются Церковным и Японским павильонами. Перпендикулярно галереям к павильонам примыкают два флигеля. Таким образом, дворец в планировке представлен буквой «П». Границу южного внутреннего двора дворца образуют флигеля.
Большой Меншиковский дворец является памятником петровского барокко. Его построили для ближайшего сподвижника Петра Великого – Александра Даниловича Меншикова. Строительство было начато в 1711 году под руководством архитектора Франческо Фонтана, в 1713 году его сменил Иоганн Готфрид Шедель. Кроме того, в работе над дворцом участвовали Иоганн Фридрих Браунштейн, Андреас Шлютер, а также Николя Пино. Именно он придумал скруглённые галереи, соединяющие дворец и боковые павильоны. Отделка помещений продолжалась до 1727 года, вплоть до опалы А.Д. Меншикова. Но до настоящего времени первоначальную отделку не удалось сохранить, на протяжении XVIII-XIX веков внутреннее убранство менялось неоднократно.
Современниками отмечалась небывалая роскошь загородной резиденции Светлейшего князя. По своему размаху в то время она превосходила Петергоф. Абри де ла Мотрэ, французский путешественник, описывал его так: «Ораниенбаум – великолепный увеселительный дворец… Ничто не может идти с ним в сравнение, ни по великолепию, ни в других отношениях».
Со стороны Финского залива к воротам Нижнего сада подходил Морской канал, как в Петергофе, оканчивающийся фигурной гаванью с пристанью.
Что касается происхождения своеобразного названия Ораниенбаум (в переводе с немецкого языка – «померанцевое дерево»), то существует несколько предположений. Самое известное, больше похожее на легенду, заключается в том, что на землях будущей резиденции Меншикова была разбита оранжерея с померанцевыми деревьями. Над каждым деревом имелась надпись «Oranienbaum». По другой версии, наименование было позаимствовано у немецкого города Ораниенбаум. Третье предположение сводится к тому, что, выбирая название для своей усадьбы, Александр Данилович стремился сделать приятное Петру I и использовал немного измененное название Ораниенбург, которое император в 1703 году дал новому имению Меншикова недалеко от Воронежа. Наконец, согласно последней версии, Ораниенбаум назвали так в честь английского короля Вильгельма Оранского. Король вызывал глубокое уважение и симпатию Петра Великого, граничащие в юности с поклонением.
В 1750-х годах под руководством Бартоломео Франческо Растрелли были окончены работы по отделке парадного двора с южной стороны дворца. В 1760-х-1770-х годах Антонио Ринальди занимается перестройкой террас перед дворцом и созданием системы фигурных лестниц, ведущих в Нижний сад.
Ремонтно-реставрационная деятельность над Большим Меншиковским дворцом, активная фаза которых была начата с начала 1990-х годов, проводилась по проекту архитектора-реставратора Дмитрия Александровича Бутырина.
В 2010 году реставрация фасадов дворца завершилась, а в начале осени 2011 года во дворце был открыт музей.
История Меншиковского дворца
Он расположен на Васильевском острове, который в петровские времена предполагалось прорезать каналами, сделав из него подобие Амстердама. М.И.Пыляев в своей книге «Старый Петербург» указывает, что «название Васильевского острова произошло не от имени командира батареи острова, Василия Корчмина, как полагали многие, но еще гораздо ранее, а именно в 1640 году, в писцовых новгородских книгах этот остров носил название Васильевского».
Дворец Меншикова построен в стиле петровского барокко. В его создании приняли участие такие знаменитые архитекторы, как Д.М.Фонтана в 1710-1712 гг., И.Г.Шедель в 1713-1727 гг., Д.Трезини, Ж.-Б.Леблон, Б.К.Растрелли в 1717-1719 гг. и др. Его архитектура перекликается с Зимним дворцом Петра I.
Дворец Меншикова, гравюра А.Зубова, 1714 г.
Дворец принадлежал Александру Даниловичу Меншикову (1673-1729), ближайшему сподвижнику Петра I, первому генерал-губернатору Санкт-Петербурга, президенту военной коллегии. Полный перечень титулов и званий Меншикова такой: Светлейший князь Российской империи, Священной римской империи и герцог Ижорский, первый член Верховного Тайного Совета Российской империи, президент Военной коллегии, первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга, первый российский сенатор, полный адмирал, генерал-фельдмаршал, генералиссимус морских и сухопутных войск.
Во дворце Светлейшего князя устраивались ассамблеи, приемы, проводились торжества в честь окончания Северной войны. Иностранцы называли дворец «великолепнейшим во всем Петербурге», помещения расположены «великолепно, все здесь просторно, пропорционально, обстановка исключительно изысканная».
Неизвестный художник. Портрет А.Д.Меншикова. Между 1716-1720
Здесь также решались государственные вопросы строительства Санкт-Петербурга, организации армии и создания флота. Меншиков был одним из тех, кто провозглашал европейские ценности, вводил в России новый уклад жизни и этикет. Поэтому во дворце появились такие помещения, как зал для приемов и ассамблей, парадные приемные и спальни, кабинеты, кухни, токарни, комнаты для секретарей и др.
Интерьеры дворца были отделаны в соответствии с модой того времени: использовалось наборное и резное дерево, расписная голландская плитка и изразцы, кожа и ткани.
Парадная лестница из дуба с двумя маршами ведет в парадные покои. Она в целом сохранила архитектурно-декоративное решение петровского барокко.
Многие помещения декорированы изразцами, что было одной из диковин дворца. Часть изразцов была привезена из Голландии, другие выполнены на кирпичных заводах Петербурга, Стрельны, Ямбурга, Копорья. Комнаты производят впечатление уюта и богатства.
Покои Варвары Михайловны Арсеньевой, свояченицы Меншикова, пожалуй, наиболее выразительны. Здесь плитками выделены целые сюжетные линии: голландские пейзажи, пасторальные сценки, морские пейзажи. Эти интерьеры первой трети XVIII века являются единственными в нашей стране.
Одним из самых запоминающихся помещений Меншиковского дворца является Ореховый кабинет. Кабинеты предназначались для хранения раритетов и коллекций. В 1717 году стены были декорированы фанерованным орехом, в их создании приняли участие европейские и русские мастера.
Центральным парадным помещением дворца является Большой зал. Здесь состоялась одна из первых ассамблей в России. После ссылки и смерти А.Д.Меншикова парадный зал и две приемные были перестроены под церковь устроенного во дворце Кадетского корпуса. Однако зодчие сохранили первоначальную отделку стен пилястрами, лепной орнамент и бело-золотую окраску.
Ряд помещений дворца выполнены в китайском стиле, в соответствии с модой того времени.
В 1727 году, после опалы Меншикова и его ссылки в Березов, дворец был передан Первому кадетскому корпусу. До 1924 года здесь существовал музей кадетского корпуса, открытый еще в 1880-х годах.
Меншиковский дворец, фото сделано между 1863-1887 годами
В 1960-х годах во дворце начались реставрационные работы, в ходе которых был открыт первоначальный облик дворца. С 1981 года во дворце функционирует музей.