Церковь царевича димитрия «на поле»

Церковь царевича Димитрия «на крови» (Углич)[править]

Церковь Святого царевича Димитрия – наиболее известный храм Углича. Он стоит на высоком мысе в месте впадения Каменного ручья в Волгу. Этот храм упомянут во всех путеводителях по Золотому кольцу и Волге, его посетили миллионы людей: паломников и туристов.

После гибели царевича Димитрия 15 мая 1591 года на заднем дворе княжеского дворца была построена часовня. Но простояла она недолго, до времени разорения Углича поляками. Потом в 1630 году на этом месте появился шатровый деревянный храм в честь царевича Димитрия, а при нем – зимняя церковь Михаила Архангела.

В алтаре первоначального храма располагалась гробница, под которой находилось то место, где была пролита кровь царевича. По легенде в каждую годовщину смерти кровь выступала на песке. Это мог наблюдать сам царь Алексей Михайлович, когда в 1663 году побывал в Угличе. Пораженный увиденным он пожертвовал церкви крест на храмовую икону.

Каменный храм на месте старого деревянного был построен в 1692 году, нижний этаж в нем занимала церковь Михаила Архангела, верхний – церковь царевича Димитрия. Оформили храм в московском живописном стиле того времени. Основной объем здания поднимается на подклете и состоит из четырех частей: храмовой части, алтаря, паперти с колокольней и трапезной.

Адрес:

Ярославская область, г. Углич, Кремль, д. 3.

Церковь Димитрия на Крови: история

На месте гибели юного царевича Димитрия в начале XVII века поставили сруб под часовню, разрушенный в 1609 году при разорении Твери поляками. В 1630 году по указанию царя Михаила Федоровича здесь построили небольшую деревянную церквушку, которую в 1681–92 гг. сменила каменная церковь Димитрия на Крови в ее современном виде. Строение возводили на царские пожертвования. Последние два года строительству покровительствовала родственница матери царевича Анна Васильевна Черкасская. Храм был освящен в 1692 году.

Царевич Димитрий

Мальчик с трагической судьбой был младшим сыном Ивана IV Васильевича, прозванного Грозным из-за жестокого характера, и его последней, шестой (седьмой) жены Марии Федоровны Нагой. По церковным канонам она считалась сожительницей царя, а это значит, что Димитрий был незаконнорожденным. После смерти мужа Мария вместе с сыном была удалена в Углич регентским советом, еще до вступления на престол Федора I Ивановича, сына Ивана Грозного от первого брака и, как оказалось, последнего представителя московской ветви Рюриковичей.

Причина трагической гибели восьмилетнего Димитрия в полдень 15 (25) мая 1591 года до конца не выяснена, она до сих пор остается спорной. По одной версии, царевич смертельно ранил себя во время приступа падучей болезни, по другой — ему случайно попали в горло заостренным железным стержнем во время игры «в свайку», по третьей — его убили наемники, посланные шурином царя Федора I и будущим государем Всея Руси Борисом Годуновым. Он, якобы, опасался, что Димитрий в случае смерти старшего брата займет царский трон, хотя, будучи незаконнорожденным, царевич на это права не имел.

Северный фасад, Ирина Порунова

После гибели царского сына в Углич из Москвы прибыла следственная комиссия, которая сделала вывод, что мальчик скончался в результате несчастного случая при невыясненных обстоятельствах. В дальнейшем появлялось несколько самозванцев-Лжедмитриев, утверждавших, что настоящий царевич не пострадал, он был тайно вывезен и спрятан, а вместо него погиб другой ребенок.

Царевича похоронили в храме Преображения Господня, на месте которого в начале XVIII века возвели Спасо-Преображенский собор. В 1606 году Димитрий Угличский был канонизирован, и раку с его нетленными мощами перенесли в некрополь Архангельского собора Московского Кремля. Согласно преданию, носилы с ракой остановились как вкопанные на выходе из Углича, и сопровождающим пришлось долго молиться угличской земле, чтобы она отпустила мощи царевича. Впоследствии носилы вернули назад, и они стали предметом поклонения.

Рака и носилы, Максим Ершов

Дата трагической смерти Димитрия стала торжественным праздником — Царевичевым днем. 15 (25) мая совершался крестный ход, к реликвиям подносили малышей до 8 лет, а затем в городском саду организовывали для них развлечения. Культ Дмитрия в государственном масштабе активно поддерживали Романовы, так как первый царь этой династии Михаил Федорович мог вполне повторить судьбу убиенного Димитрия. Однако в 1613 году избранного царем 16-летнего юношу спас от гибели Иван Сусанин. Именно Михаил Федорович выделил средства на строительство деревянной церкви в 1630 году.

Архитектурные особенности и интерьеры

Живописное одноэтажное здание с пятью главами, трапезной и колокольней было возведено в 1798-1814 годах в традиционной манере, которая тяготеет к классическому стилю. Старинную церковь нельзя назвать архитектурным шедевром, но ее отличают гармоничные пропорции и изящные линии. Тонкие барабаны и узкая, устремленная в небеса колокольня делают постройку почти невесомой.

Небольшой храм прекрасно вписывается в окружающую застройку и имеет статус памятника истории и культуры. Высокий двухэтажный четверик с персиковыми стенами украшен четырьмя белыми тосканскими колоннами, строгими карнизами и пилястрами, а зеленая кровля на церкви и колокольне – круглыми отверстиями – люкарнами. Аккуратные главки имеют синее покрытие под лемех и золоченые кресты.

Внутри сохранились росписи 1836 года, которые во многом повторяют фрески одного из самых красивых соборов и храмов Углича – Спасо-Преображенского собора. Историки полагают, что обе церкви расписывала одна и та же артель живописцев. К сожалению, история не сохранила имена талантливых изографов. Красочные росписи на стенах были отреставрированы в 1986 году под руководством Е. М. Масловой.

Интерьеры провинциального храма довольно скромные. Внутри можно увидеть колонны и большой резной иконостас, который имеет форму триумфальной арки.

Смерть царевича Дмитрия

25 мая 1591 г. царевича нашли на дворе его терема – с перерезанным горлом. И это, пожалуй, единственная информация о его смерти, которая никогда не вызывала сомнений.

Смерть царевича Димитрия в 1591 г.. Литография П. Иванова по рис. Б. А. Чорикова. Ок. 1836 г.

Установление причины смерти при расследовании

Сразу же возникли две версии:

  • жителей Углича, матери Димитрия, его родственников – бояр Нагих; она сводилась к тому, что царевич был убит несколькими людьми, подосланными царем Борисом Годуновым; стоит сказать, что это даже не «версия», но убежденность, возникшая, что называется, «по горячим следам»: сразу же ударили в набат, сбежался народ, более того – поймал и тут же, самосудом, казнил убийц, которыми посчитали Осипа Волохова (то был сын няньки царевича, которая вступила в сговор с убийцами), Никиту Качалова и Данилу Битяговского, которые были соответственно племянником и сыном дьяка Михаила Битяговского, надзиравшего за Димитрием и его матерью;
  • следственной комиссии, возглавляемой боярином Василием Ивановичем Шуйским; она установила, что Димитрий был болен «падучей немочью», то есть эпилепсией, причем обострение болезни началось у него дня за два до смерти, после чего последовало некоторое облегчение; когда его отпустили поиграть во двор, в руках ребенка оказался ножик (он метал его вместе с другими ребятами, играя в «тычку») – и тут начался приступ.

Поскольку второй версии держалась власть, жители города были наказаны за самосуд ссылкой в Сибирь. Туда же отправился их вечевой колокол. Дело было закрыто, как несчастный случай.

Церковь Димитрия на Крови

На угличском волжском берегу в 1591 году в возрасте восьми лет был убит царевич Димитрий, младший сын Ивана Грозного. Предание гласит, что в этот же час по улицам города промчался Архангел Михаил на огненном коне, который и возвестил жителям о печальном событии. Легенда также говорит о том, что на каждую годовщину смерти Димитрия на месте убийства сквозь песок проступает кровь невинного дитя.

В начале XVII века тут была воздвигнута деревянная часовенка, которая в 1630 году превратилась в церковь. Современное здание строилось постепенно, его возведение началось еще в 1681, а закончилось лишь к 1882 году. Храм декорировался в нарядной манере, присущей концу XVII века. Стены окрасили в ярко-красный цвет, символизирующий кровь, а мелкие детали — в белоснежный: наличники, карнизы, полуколонны.

Интерьер расписан Петром Хлебниковым. Здесь можно увидеть прославленный колокол, который возвестил о смерти царевича Дмитрии, за что и был сослан в Сибирь. Вернули его из Тобольска только спустя три века — в 1892 году, когда на территории кремля был создан музей. В храме находятся реликвии, связанные с гибелью царственного ребенка: слюдяной фонарь, носилы и рака, в которых в 1606 г. его останки переносили в Москву.

Носилы и рака, в которой переносили останки царевича Дмитрия

Сейчас церковь не имеет своего прихода, являясь памятником истории и архитектуры на территории Угличского Кремля, и ожидает включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие ценители искусства считают ее красивейшим храмом в мире. Так в 2017 году популярное британское издание The Telegraph включило церковь Димитрия на Крови в список «23 самые прекрасные церкви мира».

Церковь Димитрия на Крови: история

На месте гибели юного царевича Димитрия в начале XVII века поставили сруб под часовню, разрушенный в 1609 году при разорении Твери поляками. В 1630 году по указанию царя Михаила Федоровича здесь построили небольшую деревянную церквушку, которую в 1681–92 гг. сменила каменная церковь Димитрия на Крови в ее современном виде. Строение возводили на царские пожертвования. Последние два года строительству покровительствовала родственница матери царевича Анна Васильевна Черкасская. Храм был освящен в 1692 году.

Царевич Димитрий

Мальчик с трагической судьбой был младшим сыном Ивана IV Васильевича, прозванного Грозным из-за жестокого характера, и его последней, шестой (седьмой) жены Марии Федоровны Нагой. По церковным канонам она считалась сожительницей царя, а это значит, что Димитрий был незаконнорожденным. После смерти мужа Мария вместе с сыном была удалена в Углич регентским советом, еще до вступления на престол Федора I Ивановича, сына Ивана Грозного от первого брака и, как оказалось, последнего представителя московской ветви Рюриковичей.

Причина трагической гибели восьмилетнего Димитрия в полдень 15 (25) мая 1591 года до конца не выяснена, она до сих пор остается спорной. По одной версии, царевич смертельно ранил себя во время приступа падучей болезни, по другой — ему случайно попали в горло заостренным железным стержнем во время игры «в свайку», по третьей — его убили наемники, посланные шурином царя Федора I и будущим государем Всея Руси Борисом Годуновым. Он, якобы, опасался, что Димитрий в случае смерти старшего брата займет царский трон, хотя, будучи незаконнорожденным, царевич на это права не имел.

Северный фасад, Ирина Порунова

После гибели царского сына в Углич из Москвы прибыла следственная комиссия, которая сделала вывод, что мальчик скончался в результате несчастного случая при невыясненных обстоятельствах. В дальнейшем появлялось несколько самозванцев-Лжедмитриев, утверждавших, что настоящий царевич не пострадал, он был тайно вывезен и спрятан, а вместо него погиб другой ребенок.

Царевича похоронили в храме Преображения Господня, на месте которого в начале XVIII века возвели Спасо-Преображенский собор. В 1606 году Димитрий Угличский был канонизирован, и раку с его нетленными мощами перенесли в некрополь Архангельского собора Московского Кремля. Согласно преданию, носилы с ракой остановились как вкопанные на выходе из Углича, и сопровождающим пришлось долго молиться угличской земле, чтобы она отпустила мощи царевича. Впоследствии носилы вернули назад, и они стали предметом поклонения.

Рака и носилы, Максим Ершов

Дата трагической смерти Димитрия стала торжественным праздником — Царевичевым днем. 15 (25) мая совершался крестный ход, к реликвиям подносили малышей до 8 лет, а затем в городском саду организовывали для них развлечения. Культ Дмитрия в государственном масштабе активно поддерживали Романовы, так как первый царь этой династии Михаил Федорович мог вполне повторить судьбу убиенного Димитрия. Однако в 1613 году избранного царем 16-летнего юношу спас от гибели Иван Сусанин. Именно Михаил Федорович выделил средства на строительство деревянной церкви в 1630 году.

Описание

На высоком мысу при впадении в Волгу Каменного ручья стоит церковь Святого Царевича Димитрия, – несомненно, самый известный угличский храм, который упоминается во всех путеводителях по Волге и Золотому кольцу, который видели уже не тысячи, а миллионы туристов и паломников. Мы не будем пересказывать историю гибели царевича. Скажем лишь, что после трагедии 15 мая 1591 г. место на заднем дворе княжеского дворца не было забыто. Уже вскоре оно было отмечено часовней. Но она простояла недолго, лишь до разорения города поляками. Затем в 1630 г. вместо нее появился деревянный шатровый храм Царевича Димитрия и при нем теплая церковь Михаила Архангела. В алтаре первого храма была гробница, под которой сохранялось то самое место, где пролилась кровь Димитрия. И она, как повествуют легенды, выступала из песка каждый раз в годовщину смерти. Это чудо, но в неурочное время смог наблюдать царь Алексей Михайлович, в 1663 г. побывавший в Угличе. Он, пораженный происшедшим, пожертвовал крест на храмовую икону. В 1692 г. на месте деревянного построили новый каменный храм, в котором нижний этаж был церковью Михаила Архангела, а верхний – Царевича Димитрия. Его оформили в ярком московском стиле той поры. Основной объем поднят на подклет и состоит из обычных для храма четырех частей – поставленных в одну линию алтаря, храмовой части, трапезной и паперти, над которой возвышается колокольня. Алтарь полукруглый, к нему еще примыкает пристроечка, расширяющая нижний алтарь. Храмовая часть особенно изыскана и высока. Над ней парит стройное пятиглавие, ну, а трапезная, как водится, более скромна. С запада на паперть ведет крыльцо, по которому можно подняться на второй этаж. С севера паперть продолжала небольшая галерея, связывавшая все части храма. Шатровая колокольня своим слаженным силуэтом довершает абрис. Все углы отмечены лопатками, сводам соответствуют пояски. На окнах узорные и крупные наличники с кокошниками и колонками. А под кровлей четверика встретится ярус кокошников, хотя храм не имеет внутренних столбов, – такова дань традиции. Внутри церковь уютна и скромна. Этим она отличается от очень торжественного Спасо-Преображенского собора. От времени строительства остались многие иконы в иконостасах. А один из них, стоящий в трапезной, принадлежит XVII веку. Храмовый установлен в 1866 г. Он выполнен с подражанием барочному стилю. Росписи церкви сложны и удивительны. Некоторые из них – 12 клейм на северной и южной стенах храмовой части, иллюстрирующие Символ Православной веры, – могли быть выполнены артелью известного царского изографа П.Ф. Билиндина, которая написала и многие иконы для храма. Позднее их поновляли и переписывали. Все остальные сюжеты принадлежат живописцам артели Сапожникова и выполнены в 1772 г

Из них, конечно, привлечет внимание большая храмовая композиция «Убиение царевича Димитрия», занимающая западную стену. В ней в драматичных и ярких тонах рассказана вся история – царевич, выходящий из дворца, совершенное злодеяние, набатный звон, расправа горожан с убийцами, перенесение мощей Димитрия в Москву

Живопись алтаря на тему смерти и воскресения Иисуса Христа. Теме соответствуют нарочито темные тона, оставляющие мрачное, серьезное настроение. Интересный ансамбль – росписи трапезной (1787-1788). Они были выполнены живописцем Петром Хлебниковым и повествуют о сотворении мира и грехопадении Адама и Евы. В клеймах наверху представлены дни творения, а в центре свода в окружении ангелов парит Господь Саваоф. На стенах – история первых людей. Тут мы замечаем слишком смело и откровенно написанные обнаженные тела, что вовсе не типично для храма. Но на исходе XVIII века при Екатерине II такая вольность даже в провинции была возможна. Фигуры написаны, хоть и не во всем совершенно, но естественно, с хорошим знанием анатомии, что тоже было данью времени и новым художественным достижением. Позднее к ним, как на небезызвестной фреске Микеланджело, какими-то поборниками благонравия были приписаны пояса, прикрывшие наготу. На своде паперти в круглых клеймах написаны заповеди блаженства. Северная галерея церкви в 1861 г. была заменена крупным эклектичным приделом Царевича Димитрия и ярославских князей Федора, Давида и Константина. В нем хранилась походная церковь угличской дружины, в 1855 г. отправившейся на Крымскую войну. В наше время в церкви Царевича Димитрия один из отделов музея. Кроме упоминавшихся художественных произведений тут можно увидеть реликвии, связанные с царевичем, в том числе знаменитый ссыльный колокол. Время от времени в церкви совершаются службы.

Царевич?

Тем не менее, Мария считалась «царицей», жила во дворце в этом статусе. Дмитрия же титуловали царевичем, хотя, с учетом незаконности царской женитьбы, и сын его являлся незаконнорожденным, следовательно, никак не мог наследовать престол. Однако, уже в первые годы его жизни дело шло к тому, что принимать престол после стареющего и уже больного Ивана Васильевича, будет вообще некому:

  • у царя было два законных сына от первой жены, Анастасии Романовой (с кончиной которой, как говорят многие историки, в характере царя начинаются необратимые изменения к худшему); это были Иван и Феодор;
  • но Иван погиб при невыясненных обстоятельствах (молва приписывала его смерть отцу, в гневе поднявшего руку на сына); Феодор, реальный наследник, сам не имел детей, при этом – имел слабое здоровье, что грозило прерыванием династии.

А из остальных жен царя лишь вторая, Мария Темрюковна, родила сына, Василия, умершего еще младенцем. Таким образом, кроме Дмитрия, никаких наследников в случае смерти Феодора Иоанновича просто не просматривалось. Именно в этом причина почтения, которым пользовалась его мать и того, что незаконнорожденного именовали царевичем: прерывание династии казалось многим среди политической элиты страшнее нарушения церковных канонов.

Святыни[править]

В 2021 году исполняется 205 лет одной из почитаемых святынь — иконы святого мученика Иоанна Воина. Образ был подарен храму угличским купцом Михаилом Александровичем Хорхориным.

Также исполняется 205 лет храмовой иконе Царевича Димитрия, написанной в 1811 г. угличскими мастерами для этой церкви. Известно, что она участвовала во всех крестных ходах по городу Угличу, проводимых на праздник Покрова Божией Матери.

У правого клироса находится рака с частицей мощей Царевича Димитрия и плащаница.

Здесь же ковчег с мощами Святого благоверного князя Романа Угличского. Он был третьим Угличским князем и на княжеском престоле возвысился добродетелями и благочестием до лика местночтимых святых.

Мощи были обретены в 1495 году. В 1595 году было его всеобщее прославление. В 1611 году во время Польско — литовской интервенции мощи пострадали от пожара и по светящемуся столбу над ними были вторично обретены из пепла. С 1930 года находились в Угличском музее, а в 1989 году переданы церкви.

У левого клироса находится ковчег с мощами младенца мученика Иоанна (Чеполосова), убиенного 25 мая (8 июня) 1663 года. Он показал высокое исповедничество любви к Богу и родителям, отказавшись учиться магии, за что и претерпел жестокие мучения от своего учителя-изувера. Вскоре мощи были чудесно обретены и прославлены церковной комиссией. Уже его родители строившие храм на могиле сына, молились ему.

В малом иконостасе придела Кирика и Иулитты находится чудотворный образ Покрова Пресвятой Богородицы, принесенный из разоренного в 1930 г. Покровского монастыря.

По преданию икона приплыла по воде и остановилась напротив монастыря. Инок Боголеп — пекарь пришел на берег за водой и увидев образ возвестил братии. Икону достали из воды и поместили в храм. Она сразу проявила себя многими чудотворениями и исцелениями. В честь иконы был построен собор и монастырь стал называться Покровским. С этой иконой ежегодно совершались крестные хода.

Здесь же — чтимые икона Божией Матери «Нечаянная Радость», Мироточивая икона «Тихвинская», явленная икона Корсунской Божией Матери с источника села Станы и Афонский образ Святителя Николая.

У выхода — храмовая икона Угличских Святых, написанная в 1951 году к 150-летию храма по благословению настоятеля храма иеромонаха Никодима (Ротова) в последствии Митрополита и видного иерарха Русской Православной Церкви.

На храмовом погосте покоится местное духовенство, у могил которого молятся паломники.

Сын Ивана Грозного

Известно, что:

  • Дмитрий родился, вероятно 29 октября 1582 г., на день памяти мученика Уара; тогда традиционно принято было давать царским детям «княжеское имя», в данном случае – Димитрий, и так называемое «прямое», святого, память которого выпадает на день рождения;
  • сохранилась также «мерная» (соответственно росту новорожденного) икона его святого покровителя – вмч. Димитрия Солунского, написанная по велению отца, государя Ивана IV.

Мерные иконы сыновей Иоанна Грозного

Есть также данные, что царь сразу назначил сыну удел – Угличское княжество, однако документально они не подтверждены. Может быть, потому, что в отцовстве царя сомнений нет, а вот в статусе Дмитрия, как наследника престола – есть, и немалые.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: