Как возник Углич
Именно здесь, в далёкие годы располагался Угличский кремль — первое городское укрепление, которое дало начало городу Углич. Расположен он был в удобном для обороны месте, укреплён земляными валами и деревянными стенами, которые множество раз разрушались и восстанавливались.
Угличский Кремль — один из самых старых в России. В летописях он впервые упоминается в 10 веке! Со временем вокруг крепости образовался город.
В начале 17-го века его население составляло 45 тысяч человек. В Угличе было 186 церквей и 12 монастырей. При Лжедмитрии город был полностью разрушен и сожжен. Самозванному правителю не нужны были свидетели убийства законного наследника царевича Дмитрия. В результате в городе выжило около 500 человек.
Восстановление города состоялось уже при новом царе: Михаиле Федоровиче Романове.
Во времена Екатерины-2 кремлевская стена сильно обветшала. Прямой угрозы нападения на Углич вражеских народов в то время не было. Поэтому по приказу императрицы крепостная стена была разобрана. А о восстановлении нового оборонительного сооружения никто из подданных не решился спросить. Вот так и остался Кремль без защитной стены.
Церковь Димитрия на Крови: история
На месте гибели юного царевича Димитрия в начале XVII века поставили сруб под часовню, разрушенный в 1609 году при разорении Твери поляками. В 1630 году по указанию царя Михаила Федоровича здесь построили небольшую деревянную церквушку, которую в 1681–92 гг. сменила каменная церковь Димитрия на Крови в ее современном виде. Строение возводили на царские пожертвования. Последние два года строительству покровительствовала родственница матери царевича Анна Васильевна Черкасская. Храм был освящен в 1692 году.
Царевич Димитрий
Мальчик с трагической судьбой был младшим сыном Ивана IV Васильевича, прозванного Грозным из-за жестокого характера, и его последней, шестой (седьмой) жены Марии Федоровны Нагой. По церковным канонам она считалась сожительницей царя, а это значит, что Димитрий был незаконнорожденным. После смерти мужа Мария вместе с сыном была удалена в Углич регентским советом, еще до вступления на престол Федора I Ивановича, сына Ивана Грозного от первого брака и, как оказалось, последнего представителя московской ветви Рюриковичей.
Причина трагической гибели восьмилетнего Димитрия в полдень 15 (25) мая 1591 года до конца не выяснена, она до сих пор остается спорной. По одной версии, царевич смертельно ранил себя во время приступа падучей болезни, по другой — ему случайно попали в горло заостренным железным стержнем во время игры «в свайку», по третьей — его убили наемники, посланные шурином царя Федора I и будущим государем Всея Руси Борисом Годуновым. Он, якобы, опасался, что Димитрий в случае смерти старшего брата займет царский трон, хотя, будучи незаконнорожденным, царевич на это права не имел.
Северный фасад, Ирина Порунова
После гибели царского сына в Углич из Москвы прибыла следственная комиссия, которая сделала вывод, что мальчик скончался в результате несчастного случая при невыясненных обстоятельствах. В дальнейшем появлялось несколько самозванцев-Лжедмитриев, утверждавших, что настоящий царевич не пострадал, он был тайно вывезен и спрятан, а вместо него погиб другой ребенок.
Царевича похоронили в храме Преображения Господня, на месте которого в начале XVIII века возвели Спасо-Преображенский собор. В 1606 году Димитрий Угличский был канонизирован, и раку с его нетленными мощами перенесли в некрополь Архангельского собора Московского Кремля. Согласно преданию, носилы с ракой остановились как вкопанные на выходе из Углича, и сопровождающим пришлось долго молиться угличской земле, чтобы она отпустила мощи царевича. Впоследствии носилы вернули назад, и они стали предметом поклонения.
Рака и носилы, Максим Ершов
Дата трагической смерти Димитрия стала торжественным праздником — Царевичевым днем. 15 (25) мая совершался крестный ход, к реликвиям подносили малышей до 8 лет, а затем в городском саду организовывали для них развлечения. Культ Дмитрия в государственном масштабе активно поддерживали Романовы, так как первый царь этой династии Михаил Федорович мог вполне повторить судьбу убиенного Димитрия. Однако в 1613 году избранного царем 16-летнего юношу спас от гибели Иван Сусанин. Именно Михаил Федорович выделил средства на строительство деревянной церкви в 1630 году.
Святыни[править]
В 2016 году исполняется 205 лет одной из почитаемых святынь — иконы святого мученика Иоанна Воина. Образ был подарен храму угличским купцом Михаилом Александровичем Хорхориным.
Также исполняется 205 лет храмовой иконе Царевича Димитрия, написанной в 1811 г. угличскими мастерами для этой церкви. Известно, что она участвовала во всех крестных ходах по городу Угличу, проводимых на праздник Покрова Божией Матери.
У правого клироса находится рака с частицей мощей Царевича Димитрия и плащаница.
Здесь же ковчег с мощами Святого благоверного князя Романа Угличского. Он был третьим Угличским князем и на княжеском престоле возвысился добродетелями и благочестием до лика местночтимых святых.
Мощи были обретены в 1495 году. В 1595 году было его всеобщее прославление. В 1611 году во время Польско — литовской интервенции мощи пострадали от пожара и по светящемуся столбу над ними были вторично обретены из пепла. С 1930 года находились в Угличском музее, а в 1989 году переданы церкви.
У левого клироса находится ковчег с мощами младенца мученика Иоанна (Чеполосова), убиенного 25 мая (8 июня) 1663 года. Он показал высокое исповедничество любви к Богу и родителям, отказавшись учиться магии, за что и претерпел жестокие мучения от своего учителя-изувера. Вскоре мощи были чудесно обретены и прославлены церковной комиссией. Уже его родители строившие храм на могиле сына, молились ему.
В малом иконостасе придела Кирика и Иулитты находится чудотворный образ Покрова Пресвятой Богородицы, принесенный из разоренного в 1930 г. Покровского монастыря.
По преданию икона приплыла по воде и остановилась напротив монастыря. Инок Боголеп — пекарь пришел на берег за водой и увидев образ возвестил братии. Икону достали из воды и поместили в храм. Она сразу проявила себя многими чудотворениями и исцелениями. В честь иконы был построен собор и монастырь стал называться Покровским. С этой иконой ежегодно совершались крестные хода.
Здесь же — чтимые икона Божией Матери «Нечаянная Радость», Мироточивая икона «Тихвинская», явленная икона Корсунской Божией Матери с источника села Станы и Афонский образ Святителя Николая.
У выхода — храмовая икона Угличских Святых, написанная в 1951 году к 150-летию храма по благословению настоятеля храма иеромонаха Никодима (Ротова) в последствии Митрополита и видного иерарха Русской Православной Церкви.
На храмовом погосте покоится местное духовенство, у могил которого молятся паломники.
Таинственная смерть Царевича Дмитрия в Угличе: судьба и легенды
Гибель царевича Дмитрия до сих пор является одной из исторических загадок. Был ли Дмитрий убит в результате интриг или его смерть являлась несчастным случаем? Существует несколько версий, но к единому мнению ученые не приходят. Царевич Дмитрий, погибший 15 мая 1591 года, был сыном Ивана Грозного. Со смертью престолонаследника прервалась династия Рюриковичей и наступила династия Романовых. А для Руси наступило Смутное время. Нераскрытые обстоятельства гибели привели к появлению нескольких Лжедмитриев, якобы чудесным образом спасенных наследников. Царевич Дмитрий не прожил даже 9 лет. Однако его короткая жизнь повлияла на судьбу России и едва не привела к развалу независимой державы. Его нашли с перерезанным горлом во дворе, куда он отправился погулять. Позже на этом страшном месте был возведен храм, в алтаре которого было обозначено место, где был найден царевич. Ходит легенда, что ежегодно в день его гибели на этом месте проступала кровь.
Официальная версия, которую озвучил председатель комиссии Василий Шуйский, гласила, что молодой царевич сам себя ранил во время приступа эпилепсии. Однако его мать Мария Нагая утверждала, что царевич погиб от рук злодеев, подосланных Борисом Годуновым.
Царевич Дмитрий считался незаконнорожденным и не мог претендовать на престол. Его мать, Мария Нагая, была восьмой женой Ивана Грозного, но церковь данный брак не признавала законным. После смерти отца на престол взошел Федор Иванович, который отправил мачеху и брата в город Углич. Дмитрия Ивановича провозгласили удельным князем, однако его права правления были сильно ограничены.
Сведения о самом царевиче противоречивы. В одних описаниях он представлен ангелочком, а в других жестоким и вспыльчивым, точной копией своего отца в младые годы. Федор Иванович был болезненным и слабым, детей у него не было, поэтому семейство Нагих рассчитывало на возможное восхождение Дмитрия на престол.
Желание править страной не покидает и Бориса Годунова, шурина царя Федора Ивановича и боярина Василия Шуйского, который позже в результате интриг в сторону своего оппонента все же взойдет на престол. Именно он, чтобы избавить страну от Лжедмитриев и сохранить власть, повелел перевезти мощи царевича Дмитрия в Москву в Архенгельский собор. Для этого использовались обитые парчой носилки и рака, которые до сих пор хранятся в Угличском храме. Мощи оказались нетленными и царевича провозгласили святым.
Церковь Димитрия на крови, Дмитрий Угличский
Церковь Дмитрия на крови — второй по старшинству памятник Угличского кремля, ее построили на месте гибели царевича. В самом начале XVII века на этом месте появилась деревянная часовня, а в 1630 году ее заменили на деревянную церковь. Согласно преданиям, ежегодно в день смерти маленького Дмитрия в храме на песке проступала кровь, как раз в том самом месте, где умер царевич.
Строительство каменной «церкви на крови» началось в 1692 году, а сейчас это визитная карточка Углича — именно этот храм можно увидеть на большинстве сувенирной продукции, которая подается тут же неподалеку.
Внутри храма располагается одна из музейных экспозиций, поэтому попасть в храм не так просто: в летний сезон одна экскурсионная группа непрерывно сменяет другую, и чтобы затесаться между ними придется постараться.
Внутри храма можно увидеть росписи, сохранившиеся с XVIII века. Большинство из них посвящены трагическим событиям, которые произошли на этом месте в 1591 году. Вторым известным экспонатом Церкви Дмитрия на крови является ссыльный набатный колокол. В «ссылку» его отправили в город Тобольск за то, что он своим звоном оповестил о смерти царевича все окрестности, что привело к народному бунту и казни предполагаемых убийц.
Причем колокол не только «сослали» на триста лет в Сибирь, но и оторвали ему «ухо» и «язык», а еще высекли плетьми. Это не шутка — колокол действительно посчитали виновником всех бед, так что если вы считаете, что в плохом настроении виноват будильник, можно оторвать ему что-нибудь и сослать в туалет.
Колокол дождался амнистии и в 1892 году, и после разрешения императора Александра III был возвращен в Углич, где стал одним из первых экспонатов угличского музея. Правда существует версия, что из Тобольска вернулся другой колокол, а тот исчез бесследно, но в этом пусть разбираются историки, а нам лишь хочется верить, что мы своими глазами видели в Угличе колокол, который стал свидетелем таких событий нашей истории.
История
О возведении церкви сложено красивое предание. Летом 1606 года мощи царевича Дмитрия были перенесены из города Углич в Москву, при этом процессия начала движение в сторону московской дороги. В то время, когда мощи проходили через Иоанно-Богословский монастырь, носилки вдруг остановились и «застыли» на месте, больше не сдвинувшись с места. По причине данного обстоятельства многие решили, что стоит идти только по ростовской дороге, по которой шествие и было продолжено. Перед тем, как покинуть город, процессия опять остановилась для того, чтобы многочисленные верующие горожане смогли окончательно проститься с мощами царевича. На протяжении суток под открытым небом духовенство проводило богослужение.
В период проведения Божественной Литургии было замечено удивительное событие, которое стало основанием для возведения храма – из гроба царевича Дмитрия на земную поверхность полилась небольшая струя крови – именно это и послужило началом заложения на этом месте церкви.
Святыня была бережно собрана представителями духовенства и вложена вместе с частицами земли с раку, выполненную из серебра. Спустя месяц, процессия прибыла в Москву, а тело царевича навсегда упокоилось в здании Архангельского собора Кремля. Таким образом, жители Углича смогли обрести у Бога великого чудотворца и заступника.
Спустя некоторое время, на том месте, где в последний раз горожане прощались с мощами царевича Дмитрия, была возведена небольшая часовня. В конце 1693 года на месторасположении кремлевской часовни перенесли старинный теплый храм, действующий при Спасо-Преображенском соборе, ведь тогда в кремле выстраивали новый храм. Предыдущая церковь простояла на этом месте в течение 40 лет – вплоть до 1729 года – тогда здесь возвели каменный храм, освященный в честь Святых Иулиты и Кирика и царевича Димитрия. После того, как с момента постройки прошло 50 лет, в некотором отдалении от нее выстроили существующий до сегодняшнего дня храм, названный в честь Димитрия «на поле».
Во внутренней части до сегодняшнего дня сохранились росписи, относящиеся к 1836 году; они особенно близки по манере исполнения к фрескам, находящимся при Спасо-Преображенском соборе, действующем при Угличском кремле. Согласно сказанному, многие ученые полагают, что два храма расписывались одной артелью. В обеих церквях встречаются иллюзорные формы, представленные кессонированным сводом, колоннами, а также сюжетами, в которых проявляется лаконичность кладбищенского храма. Сегодня можно увидеть и оформленный в виде триумфальной арки резной иконостас.
Можно считать совпадением, но церковь Царевича Димитрия «на поле» ни разу не закрывалась – видимо город по-настоящему обрел своего покровителя. В годы правления советской власти это был единственный в Угличе храм, который не был закрыт и оставался действующим.
История церкви
В 1584 году умирает царь Иван Грозный. На царствование приходит Федор Иванович, но фактически правит страной Борис Годунов. Под его влиянием самый младший сын ушедшего царя Дмитрий вместе с матерью Марией Нагой и ее многочисленными родственниками был выслан в Углич.
15 мая 1591 года (о версиях гибели идут научные споры до сих пор) царевич погибает. В тихое послеобеденное время его находят во внутреннем дворике раненым в шею. Мальчик умирает на глазах у кормилицы. Мать обвиняет в злодеянии дьяков, присланных Годуновым.
Горожане, узнав о гибели царевича, убивают двенадцать московских дьяков, слуг и несколько посадских. На место прибывает следственная комиссия, которую возглавляет Василий Шуйский. Она устанавливает причину и объявляет, что погиб мальчик в припадке эпилепсии, наткнувшись на нож. Горожане за смертоубийство государевых людей были обвинены в «измене» и очень жестоко наказаны. Убиенный царевич Димитрий был похоронен в дворцовом храме.
Смерть отрока впоследствии была использована современниками с корыстными намерениями. В стране не было порядка, к власти рвались самозванцы, которые выдавали себя за царевича. Так называемый Лжедмитрий в истории появлялся трижды. В 1606 году мощи убиенного царевича торжественно перевозят в Московский кремль и располагают в Архангельском соборе. Причиной этому событию стало появление первого из Лжедмитриев.
Возведение и основание
Существует красивая легенда о ее возведении. Летом 1606 года мощи царевича Дмитрия перенесли из города Углич в Москву. Процессия двигалась в сторону московской дороги. Когда мощи проходили через Иоанно-Богословский монастырь, носилки вдруг остановились и буквально «застыли» на месте.
Многие решили, что стоит идти по ростовской дороге, и шествие было продолжено. Покидая город, процессия еще раз остановилась, чтобы многочисленные верующие горожане смогли проститься с царевичем. На протяжении суток под открытым небом священники проводили богослужение.
Во время Божественной Литургии люди заметил удивительное событие, ставшее причиной основания храма на этом месте. Из гроба царевича Дмитрия на землю пролилась небольшая струйка крови. Это событие послужило началом закладки на этом месте церкви.
Историческая судьба
Спустя некоторое время на месте прощания горожан с мощами царевича Дмитрия построили небольшую часовню, которая простояла совсем недолго: в 1611 году сгорела во время войны с поляками. В 1630 году на месте убийства царевича Димитрия воздвигли первую деревянную церковь. Строение простояло на этом месте 40 лет. В конце 1693 года на ее место перенесли старинный теплый храм, действующий при Спасо-Преображенском соборе.
В 1729 года был возведен каменный храм, освященный в честь Святых Иулиты и Кирика, а также царевича Димитрия. Через 50 лет с момента постройки поодаль от нее выстроили существующий до сегодняшнего дня храм, названный в честь Димитрия «на поле».
В годы советской власти это был единственный в Угличе храм, который ни разу не был закрыт и всегда оставался действующим.
Современное положение
Сегодня храм представляет собой каменную церковь Димитрия на Крови, которая была построена в период между 1798 и 1814 годами. Красивое сооружение стоит при въезде в город Углич со стороны Ростова Великого. Храм находится на улице Ростовской, имеет небольшой размер, был освящен во имя царевича Дмитрия «на поле».
Храм Дмитрия с самого своего основания имел статус памятника. На месте, где была пролита кровь отрока, сегодня установлен алтарь. В 2001 году церковь Царевича Димитрия на Крови в Угличе выдвинули кандидатом в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2021 году была включена британской газетой The Telegraph в число 23 самых прекрасных церквей мира. Также она указана во всех путеводителях по Золотому кольцу, ее посетили миллионы людей: паломников и туристов.
Внутри храма Царевича Димитрия «на крови»
Внутреннее убранство храма выглядит одновременно и скромно, и уютно. Здесь находится немало исторических реликвий, связанных с судьбой царевича, такие как ссыльный колокол, носилки и рака для переноса мощей отрока в Москву, а также слюдяной светильник, который освещал дорогу этой печальной процессии.
Безусловная достопримечательность интерьера здания — уникальная дверь трапезной, которая сохранилась еще с момента постройки храма. Она красочно расписана и искусно декорирована ажурными заклепками из кованого металла.
В числе свидетелей рождения этой церкви сохранилось и немало образов в ее иконостасах. Один из них, установленный в трапезной, датируется XVII веком, храмовый же иконостас был изготовлен ориентировочно в 1867 году, стилизован под эпоху барокко и покрыт резьбой с позолотой. Оба иконостаса содержат светлые образы работы мастеров Московской Государевой Оружейной палаты, лучших российских изографов своего времени.
Наибольшее же впечатление при посещении этого храма оставляет его настенная живопись.
Темам Страшного суда и «Чуда о Хонском монастыре» посвящены сюжеты росписи притвора здания, созданной в XVIII столетии. Сразу же возле входа в храм посетителей встречает изображение царевича-отрока в полный рост. Далее, за старинной дверью, в трапезной можно увидеть стенопись 1788 года.
Между окнами первого и второго света располагаются фрески на темы молитвословия «Символ Веры», над ними изображены известные русские святители.
Обращает на себя внимание и масштабная композиция «Убиение царевича Димитрия», отражающей именно «угличскую» версию убийства царевича в отличие от «московской», в основе которой предполагается несчастный случай. Росписи фактически иллюстрируют всю угличскую трагедию
Майские события 1591 года в них развиваются последовательно, слева направо.
Память о царевиче Димитрии
Святой благоверный царевич Димитрий Угличский (Московский) признан в православии как покровитель детей, особо нуждающихся (сироты, инвалиды). В 1997 году детский фонд России ввел Орден святого благоверного царевича Димитрия. Награждают им деятелей за большой вклад в защиту и помощь детям. С XVII века его лик размещен на гербе и с 1999 года — на флаге города.
28 мая празднуется День царевича Дмитрия. В 2011 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла этот день приобрел статус Всероссийского православного детского праздника.
Бережно хранится память о тех тяжелых временах и в реликвиях, которые находятся в музее.
Ссыльный колокол
Известили жителей о гибели царевича, ударив в набат. Звон набатного колокола собрал народ для отмщения убийцам. Позднее, расправляясь над участниками самосуда, Борис Годунов велел наказать и колокол: был отрезан язык (как человеку), и он вместе с угличанами-мятежниками стал первым ссыльным колоколом .
Перевезли его в город Тобольск, на территорию присоединенной к Российскому государству Сибири. Ссыльные волокли колокол на себе. В 1677 году во время пожара он расплавился, но в память о несправедливой каре в XVIII веке отлили подобный ему по весу. В конце XIX века уже опальный колокол был возвращен обратно.
Носилки и рака
На этих носилках мощи Димитрия несли в Москву. Потом реликвия была возвращена обратно и стала предметом поклонения. Стала частью культа святого и рака, изготовленная из дерева и парчи, в которой находились мощи.