Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Муроме: что рядом?
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Муроме находится в относительной близости от следующих
достопримечательностей этого региона
В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует
принять во внимание условную близость объектов.
Театр-Музей Ильи Муромца
~ 0.2 км
Музей иллюзий и наук «Предел Эшера»
~ 0.5 км
Вознесенская церковь в Муроме
~ 0.6 км
Музей Героя Советского Союза Н.Ф. Гастелло
~ 1.0 км
Муромский историко-художественный музей
~ 1.0 км
Колокольня Троицкого монастыря
~ 1.1 км
Казанская надвратная церковь Троицкого монастыря
~ 1.1 км
Троицкий собор Троицкого монастыря в Муроме
~ 1.1 км
Святители города
Подобных примеров можно привести немало, так как чудесная плита помогла многим посетителям храма. Вот только происхождение реликвии до сих пор остаётся загадкой. А появление её связывают с именами крестителей Мурома — святого князя Константина и его сыновей Михаила и Фёдора, день памяти которых в городе отмечают 3 июня. На долю этих святых выпало много испытаний. Муром очень долго не принимал крещения. И вот, узнав об этом в 1097 году, прибыл в город православный правитель — князь Константин. Он приехал вместе с женой Ириной и сыновьями Михаилом и Фёдором, а также привёз икону Богородицы, полученную из Византии. Но жители языческого Мурома не хотели православного правителя, не пустили его в город и начали осыпать бранью со стен. Константин не испугался столь «ласкового» приёма и послал к муромлянам для переговоров старшего сына Михаила. Но горожане убили знатного парламентёра, а тело выкинули за стены города. Такое злодейство вынудило Константина решиться на штурм Мурома. Войдя в город, князь основал в центре подворье и первую православную церковь в его черте — Благовещенский храм, что впоследствии положило начало одноимённой обители. Константин сразу же показал себя добрым и справедливым правителем, но язычники Мурома так и не желали признавать его своим князем. Вскоре в Муроме вспыхнул бунт, во время которого княжеское подворье было окружено восставшими. Муромляне требовали, чтобы Константин покинул город. Константин вышел к ним один без оружия с иконой Богородицы в руках. И тут заветный образ засиял ярким светом, который вразумил язычников и заставил их раскаяться в своих прегрешениях.
Краткая история
Смысл праздника заключается в том, что смерть (успение) есть временный сон для человеческой плоти до воскрешения при Втором пришествии Христа, за которым последует вечная жизнь. Душа, разлучаясь с телом, предстаёт перед живым Господом. Таким образом, Успение символизирует торжество вечной жизни над смертью. Ещё со времён князя Владимира Успенские храмы строились по всей Руси.
Одна из церквей, посвященная упокоению Пресвятой Девы Богородицы, находится в Муроме, на пересечении улиц Свердлова и Красноармейская. Она видна ещё издали благодаря высокой двухъярусной колокольне. Первые упоминания об Успенской церкви относятся к 1566 году — она была деревянной, как и все здания того времени. В 1790 году 28-летний купец Дмитрий Лихонин, торгующий юфтью (дублёной кожей) предоставил сумму, достаточную для возведения каменной церкви.
На месте хрупкого деревянного здания появился одноглавый каменный храм. Он имел два престола: главный, освящённый во имя Успения Божией Матери, и придел в честь христианского святого Дмитрия Солунского, принявшего мученическую смерть за свою веру. В 1829 году была переделана трапезная, а в 1836 году к храму пристроили колокольню. Интерьер Успенского храма обставлен церковной утварью, иконами, имеются богослужебные книги, но особо почитаемых древностей в церкви нет.
Время закрытия, разрушения:
В конце двадцатых годов XX века храм разделили на две половины: в одной шли службы, другая половина была отобрана у верующих, в ней был организован клуб.
В 1931 году храм окончательно закрыли, были снесены купол и колокольня. Клуб перевели на время из здания, в правой стороне храма расположили МТС (Машинотракторную станцию).
В годы Великой Отечественной войны в храме были возобновлены службы (по воспоминаниям старожилов Гречкиной М.И.,Колесниковой Т.И.), но после войны церковь вновь отдана в распоряжение ДК пос.Медвенка.
Время восстановления (восстановлен ли храм, возобновлены ли службы на месте храма).
В 1945-1946 гг. в поселке Медвенка на улице Пролетарской перешел в ведение государства частный дом человека, сотрудничавшего с фашистами. По воспоминаниям старожилов, родственников, претендующих на дом не нашлось, и с 1947 года этот дом дважды отдавали то в распоряжение архива, то Русской Православной Церкви как молельный дом.
В 1989 году дом был окончательно отдан РПЦ, и с этого времени началось строительство нового храма Успения Пресвятой Богородицы. Храм строили всем миром. Олейников Андрей Кириллович много способствовал строительству храма (жертвовал денежные средства, покрыл крышу железом, произвел другие работы). Колесникова Т.И., Багликова З.Я. и многие другие не жалели ни сил, ни средств. Отец Андрей Ерега обращался к руководителям организаций и предприятий разных форм собственности за пожертвованиями, многие из них помогли денежными средствами, строительными материалами, рабочими. Таким образом, в 1990 году храм был построен, в сентябре 1994 г. освящен Высокопреосвященным Ювеналием (Тарасовым), митрополитом Курским и Рыльским и действует по настоящее время.
Престольный праздник в пос.Медвенка – Успение Пресвятой Богородицы. Традицией праздника является посещение праздничного богослужения, затем дома разговение после Успенского поста, часто приглашаются гости из других сел или города. В ожидании праздника православные наводят дома особую чистоту, чтобы встретить праздник в благолепии.
Фото и описание
В городе Муром на Красноармейской улице, дом 41А находится уникальный архитектурный памятник – храм Успения Божией Матери. Как известно, большое количество храмов по всему миру освящено в честь Успения Богородицы. Издавна считается, что в этот праздник ученики Иисуса Христа, которые проповедовали христианство в самых разных странах, необыкновенным образом очутились в Иерусалиме для погребения Богоматери. Таким образом, смысл праздника кроется в том, что успение или смерть – это лишь временное состояние человека, а после Второго пришествия Христа будет дарована вечная жизнь. Именно в честь этого праздника была освящена церковь в Муроме.
Успенский храм виден издалека, ведь его двухъярусная колокольня очень высока. Самые ранние упоминания о храме относятся к 1566 году, когда он был еще деревянным. В 1790 году при денежной поддержке богатого купца Дмитрия Лихонина, была выделена сумма на строительство каменной церкви. Церковь выстроили одноглавую, а в ней находился один престол, при этом главный был освящен в честь Успения Богоматери, а второй – в честь Дмитрия Солунского, погибшего мученической смертью.
В середине 1829 года была выстроена трапезная комната, после чего в 1836 году была пристроена колокольня. В храме есть множество икон, богослужебных книг и церковной утвари. Что касается внешних изменений, то храм не перестраивался после 1836 года, при этом внутреннее убранство много раз изменялось.
Важно отметить, что Успенский храм является подлинным памятником эпохи классицизма. История храма насчитывает более 220 лет, а за это время церковь претерпела огромное количество реставраций и разного рода дополнений, который касаются внешнего вида
К сожалению, до настоящего времени не сохранился главный придел – он был разрушен. Сегодня можно увидеть трапезную комнату и колокольню, которые соединены друг с другом небольшим крыльцом. Помещение трапезной комнаты сделано прямоугольным и покрыто при помощи двускатной кровли, венчающейся главкой и крестом. Центральная часть фасада сделана в виде выпуклого ризалита, который создает единую пространственно-объемную композицию и завершается треугольным фронтоном. Присутствующий ризалит выполняет функцию объединяющего звена трех оконных проемов, искусно украшенных различными декоративными элементами, например, заглубленный прямоугольник. Декоративное оформление карниза выполнено при наличии «сухариков», то есть небольших прямоугольных выступов, совместно образующих протяженный прерывистый ряд.
Колокольня Успенского храма сделана граненой и в плане представлена прямоугольной, а ее венчание представлено полусферой и шпилем. Нижний ярус звонницы украшается большими арочными проемами, которые обрамляются расположенными вертикально колоннами. Все фасады нижнего яруса завершаются треугольным фронтоном. Верхний ярус располагает полуциркульными оконными проемами, а также арочными проемами-звонами, сквозь которые можно увидеть колокола.
В период правления советской власти Успенский храм был закрыт на довольно продолжительный промежуток времени, но вскоре службы возобновились в теплом приделе святого Дмитрия Солунского. В 1923 году храм полностью разорили, а также обезглавили основной объем, нанеся большой ущерб внутреннему и внешнему виду Успенской церкви. В 1940 году все церковные службы в храме были прекращены даже в приделе. Именно в таком изуродованном состоянии храм простоял вплоть до 2000-х годов, причем в нем в различные периоды располагалось множество организаций и производств.
В середине 2011 года были предприняты необходимые меры, касающиеся первоначальных действий по восстановлению главной алтарной составляющей храма
Данное духовно значимое и особенно важное мероприятие не состоялось бы без поддержки Евлогия – архиепископа Владимиро-Суздальской епархии, который стал первым человеком, заложившим первый камень в основание будущего церковного придела. На сегодняшний день Успенский храм находится во власти Владимиро-Суздальской епархии
Сведения о репрессированных священно и церковнослужителях.
По воспоминаниям старожилов в 1925 году арестовали в Медвенке диакона Моисея Иосифовича Полищука, который не вернулся из мест заключения. В настоящее время продолжается поиск информации о нём. В книге С.Н. Емельянова «Попытки модернизации органов церковного управления Русской Православной Церкви в условиях религиозной политики государственных органов власти в годы Гражданской войны (1917-1920 гг.)», читаем: «Так, прихожане Успенской церкви Медвенской слободы Обоянского уезда на сходе 12 июля 1920 г. постановили закрыть существующую вакансию диакона в приходе из-за бедности жителей слободы. Но, направили в Епархиальный совет прошение возвести, в сан диакона псаломщика М.Полищука с оставлением за ним в последующем содержания псаломщика».
Просмотров: 10748
Скачать страницу в виде PDFВнимание! В PDF сохраняется только содержимое страницы! без оформления сайта!После скачивания файла, вы сможете его распечатать.
← Храм Архангела Михаила Храм Николая Чудотворца →
о Боге и Церкви:
-
18.07.2021
Непогреши́мость (безошибочность) – 1) свойство, пр…
869
-
03.06.2020
О СВЯТОМ ВСЕЛЕНСКОМ ПЕРВОМ СОБОРЕ / «Пидалион», в переводе с греческого «кормило», …
1364
-
19.12.2019
ПРИНЦИП «СОГЛАСИЯ ОТЦОВ» И СОВРЕМЕННЫЕ НАПАДКИ НА НЕГО / Священник Георгий Максимов…
1549
-
06.01.2023
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипа…
123
-
14.10.2022
Десятословие по христианскому законоположению / святитель Григорий Палама из Доброт…
209
-
23.04.2022
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям…
498
-
19.03.2022
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к архипастыр…
411
-
26.12.2021
Протестант попал в Церковь Нового Завета. Для спасения одной Библии мало, нужно быт…
637
-
23.11.2021
Чтобы такое помышление о смерти принесло весь свой плод, надлежит тебе при сем, пос…
451
-
19.11.2021
Сюрприз для протестантов | Библейские беседы
594
-
02.11.2021
О деструктивных организациях, действующих на территории РФ | Протоиерей Александр Н…
638
-
30.10.2021
Падение «миссионеров» и модернизм | Иерей Георгий Максимов | Лучшее из интервью на …
634
-
29.10.2021
Профессор Роман Силантьев: «Мы наблюдаем рассвет медицинской конспирологии. Она отв…
553
-
28.10.2021
Хэллоуин: что это и как относиться? отец Георгий Максимов
648
-
25.10.2021
Интервью с Митрополитом Тихоном (Шевкуновым) / Его называют духовником Владимира Пу…
544
-
22.10.2021
Роман Силантьев — С толком TALK | 7 мая 2021 г. | Секты, деструктивные сообщества |…
501
-
22.10.2021
Плод веры. 15 сентября. Доктор исторических наук Роман Силантьев | Секты, деструкти…
519
-
22.10.2021
Плод веры. 8 сентября. Доктор исторических наук Роман Силантьев | Секты, деструктив…
491
-
22.10.2021
О хранении чувств / преподобный Никодим Святогорец / Почему ум порабощён чувственны…
728
-
14.10.2021
Когда Бог не принимает жертвы и молитвы / о. Георгий Максимов
443
-
14.10.2021
ПОПЫ НА МЕРСЕДЕСАХ. О.Георгий Максимов о Церкви и власти, Михалкове и богатстве / В…
455
-
13.10.2021
Ошибки при исповеди: как их избежать? / Иерей Георгий Максимов
553
-
11.10.2021
Учение о мытарствах и его противники | Иерей Георгий Максимов | Записал подробное в…
476
-
09.10.2021
Разведопрос: ученый-исламовед Роман Силантьев (часть 2)
394
-
09.10.2021
Разведопрос: ученый-исламовед Роман Силантьев (часть 1)
436
-
09.10.2021
«На их руках кровь». Сектовед Силантьев о лжестарцах и псевдоправославных сектах
587
-
07.10.2021
Святейший Патриарх Алексий II о Кочеткове: «Какая дьявольская гордыня».
Именно го…388
-
07.10.2021
«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещае…
419
Современное состояние
Каждый день в монастыре проходят богослужения, он стал настоящим источником духовно-просветительской деятельности. Главная церковь – Благовещенский собор, относящийся к 16 веку. Здание было единственным пережившим разорение и разрушение, учиненное поляками
Его филигранная отделка внешняя отделка в стиле русского узорочья уникальна и приковывает к собору всеобщее внимание
Кроме собора, на территории находятся Надвратная Стефаниевская церковь 1716 года возведения, шатровая колокольня, в крипте расположены мощи Василия Муромского, в некрополе – прах горожан, оставивших след в истории Мурома. Довершает архитектурный ансамбль современного облика монастыря ограда с башенками, возведенная еще в 1811 году.
Престольные праздники: Успения Пресвятой Богородицы — Август 28 [по н.с.]
История Успенского храма п.Медвенка
Возведенный в 1823 году храм Успения Пресвятой Богородицы изображен во всей красоте на картине нашего земляка – художника Е.М.Чепцова «День кооперации в деревне» 1926 года. На картине отчетливо видны портики, купол, колокольня церкви, ограда вокруг кладбища. Эта картина находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Художник, наверное, и не подозревал, что храм ждет печальная участь, и что он навечно оставляет медвенцам образ прекрасного сооружения.
Согласно «Справочной книге о церквах, приходах и причтах Курской епархии за 1908 год», изданной в г.Курске в 1909 году в типографии П.З. Либермана, в храме Успения Пресвятой Богородицы слободы Медвенка Обоянского уезда было три престола. В состав прихода входили следующие приселки: Тимофеевка и Петровское Обоянского уезда.
Согласно «Ведомости о церкви Успенской, состоящей Обоянского уезда Курской епархии в слободе Медвенка за 1916 год», хранящейся в областном архиве г. Курска, церковь построена в 1823 году тщанием прихожан. Здание каменное с такою же колокольней, в одной связи, прочна, крыта железом. Престолов три: средний – в честь Успения Пресвятой Богородицы, северный – во имя Святителя Николая, южный – в честь иконы Богородицы «Казанская».
Земля при церкви состоит: усадебной с погостом церковным — 2 десятины, пахотной — 33 десятины, сенокосной в особом угодии состоящей из 7 десятин причту и 7 десятин церкви в расстоянии 7 верст от церкви. Земли сии находятся в бесспорном владении причта и церкви; на землю имеется специальный план, который хранится в целости в церковном архиве.
По описи Успенской церкви 1920 г. – хранящейся в областном архиве, храм каменный, холодный, один этаж. Количество окон – 19 и 4 полуокна, полы деревянные, глав две, покрыты железом, гладкие. Время последнего ремонта – 1912 г., колокольня каменная – 7 колоколов: 1- 100 п.7 ф., 2 – 62 п.23 ф., 3 – 25 п., 32 ф, 4 – 9 п. 29 ф., 5 – 2 п. 2 ф., 6 – 30 ф., 7 – 31 ф. Год сооружения колокольни – 1823, ограда каменная, двери железные. Кладбища при церкви нет. Роспись храма новая. Решетка у алтаря железная. Иконостас – деревянный, золоченый, 3 яруса. Время исполнения 1864 г. и 1873 г. Последний год возобновления 1920. Киоты в алтаре 4 и в храме 9. Количество икон – 44. Аналой – 7 и другой утвари 76 наименований.
Церковный совет Успенской церкви сл. Медвенка нашел необходимым возбудить ходатайство о возвращении в приход храма двух риз Казанской Божией Матери и Николая Угодника весом 26 ф., т.к. ризы изъяты с храмовых икон, о возвращении их просят граждане общины, а если будет недопустимо возвращение, то сделать обмен части серебра и продуктов, каких именно и сколько.
Список служителей:
Соловьев Виктор Иванович – священник;
Полищук Моисей Иосифович – диакон;
Годяцкий Григорий Кириллович – псаломщик.
Имелся церковный совет из 10 человек. Список членов Успенского религиозного общества в сл.Медвенка Обоянского уезда в 1923 г. – 1254 чел. подписан членами церковного Совета:
И. Лепескин, Г. Козявкин, Н.Шматченко, М. Ревенко, М.Бабенко.
Настоятели храма (их биографии, время служения в храме)
По данному вопросу в настоящее время имеются следующие сведения:
? – 1962 г. о.Павел;
1962 г. — ? – о.Георгий;
1967 г. – настоятель о.Анатолий Филин;
1989-1997 гг. – настоятель о.Андрей Ерега;
С 1997-по 2007 г.– настоятель о.Сергий Васин.
С 2007 по 2015 г-настоятель о.Виталий Киреев
С 2015 г.-настоятель по настоящее время о.Андрей Барабаш
История Успенского собора
Начало строительства первоначального здания Успенского собора было положено при князе Андрее Боголюбском в 1158 году. Архитекторы того времени задумывали постройку как самый главный кафедральный храм Владимиро-Суздальского княжества и Руси. Над ней трудились архитекторы из Греции, Галича и Киева, а также немецкие мастера. Поэтому во время строительство укрепились и внешнеполитические отношения князя Андрея Боголюбского.
Первоначально Успенский собор был шестикупольным, трехапсидным, его построили из качественного белого камня. По данным раскопок он имел три притвора, а цоколь был построен непрофилированным отливом. После пожара, в 1185 году, князь Всеволод Большое гнездо увеличил алтарную часть, а по углам добавились четыре дополнительные главы. Благодаря перестройке Успенский собор обрел большую вместительность. Практически в таком виде без учета реставраций здание сохранилось и до сегодняшнего дня.
Вид на Успенский собор во Владимире с высоты птичьего полета
Постепенно собор преображался, в нем была произведена и роспись. Однако в 1185 году он значительно пострадал от пожара и требовал восстановления. В то время князем был Всеволод III Большое Гнездо, он же и принял решение существенно расширить постройку, в результате чего у нее появились дополнительные боковые галереи, а также четыре малые главы. Кроме того, были построены дополнительные арки, внутреннее пространство храма увеличилось.
Своды храма поддерживаются шестью столпами, а золоченый шлем увенчал главу, вознесенную почти на 5 метров выше Киевской Софии. В 1161 году греческие изографы расписали стены собора, а три года спустя в него была перенесена Чудотворная икона Божией Матери. С тех пор образ получил название Владимирской иконы Божией Матери.
Владимирская икона Божией Матери
В 1238 году город Владимир был взят войсками хана Батыя, а великая княгиня и владыка Митрофан заперлись в здании. Все находящиеся внутри Успенского собора погибли, поскольку монголы подожгли собор. Позже великокняжеская семья и погибшая Агафья Всеволодовна с детьми были канонизированы как Владимирские мученики.
Княгиня Агафья Всеволодовна
После пожара 1185 года, уничтожившего многие постройки, Успенский собор был реконструирован. Старый храм оказался внутри сооруженных с юга, севера и запада построек. Новый собор стал более просторным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами. В соборе сохранилось около трехсот квадратных метров композиций фресок и их фрагментов, написанных Даниилом Черным и Андреем Рублевым:
- “Страшный суд”;
- “Лоно Авраамово”;
- “Преображение”;
- “Крещение”;
- “Сошествие Святого Духа”;
- “Введение Богородицы”;
- “Жертвоприношение Иоакима и Анны”.
Сохранились в соборе и фрески 12 века: святые в арках, пророки, павлины, орнаменты.
Фрески в Успенском соборе во Владимире
В специальных арочных нишах стоят раки с останками князей и епископов. Высоко под куполом два высеченных из камня льва. Со свода взирает Христос, ангелы и апостолы.
Каменный лев на стене Успенского собора во Владимире
В 1411 году, посланный Суздальско-Нижегородским княжичем, татарский царевич Талыч совершил набег на Владимир. Ворвавшись в Успенский собор, Талыч не нашел большей части ценностей. Отец Патрикий спрятал сокровища в тайнике внутри храма и не выдал их местонахождение. Под пытками священник принял мученическую смерть. Полчища орды не только ограбили храм, но даже с куполов содрали золотое покрытие.
С одной из сторон к собору примыкает небольшая пристройка – храм святого Георгия, построенная в 1862 году.
Храм святого Георгия в Успенском соборе во Владимире
Высокая колокольня 1810 года заменила прежнюю, шатровую, разбитую ударом молнии.
Колокольня Успенского собора во Владимире
Следующее обновление Успенского собора было произведено по приказу Екатерины II в 1767 году. Процесс производился в духе того времени и в первую очередь затронул иконостас – рублевский стиль сменился барочным. Тогда же, в течение двух веков, постепенно изменялся и внешний вид здания, была возведена колокольня.
В советские годы новую колокольню пытались превратить в парашютную вышку, Георгиевскую церковь разобрать. К счастью ансамбль уцелел.
Реставрация собора во Владимире производилась и в двадцатом веке. Самая масштабная была проведена в 70-80-х годах, в процессе которой были покрыты золотом купола и специальным составом – белый камень. Тогда же улучшили внутренний климатически режим, а также обновили фрески.
Как добраться
Адрес: Россия, Владимирская обл., г. Муром, ул. Красноармейская, д.1Б
Тел.: +7(49234)2-05-02
Благовещенский мужской монастырьМонастырь в МуромеПравославный храм в Муроме
Муромский Свято-Благовещенский мужской монастырь не зря называют центром духовной жизни, он и располагается в центре города на Красноармейской улице, д.1Б. До монастыря можно доехать на автобусах 5, 26, 41, 43, 45 или маршрутных такси т18, т37, т50, т57 до остановки, именуемой «Благовещенская площадь».
Город Муром находится во Владимирской области, до него можно доехать по железной дороге, на автомобиле или на автобусе.
Монастырь открыт для посещения каждый день, проводятся недорогие экскурсии для групп организованного характера, не превышающих по численности 25 человек.
История Успенского собора во Владимире
История Успенского собора во Владимире начинается в 1158 году, в момент правления великого князя Владимирского – Андрея Боголюбского. В XII веке Андрей Боголюбский пришёл к власти и превратил городок Владимир в столицу княжества. По указу князя данный собор и был построен в качестве главного собора не только столицы, но и всего княжества. Строительство храма пришлось на 1158–1160 годы.
Роспись Успенского собора началась в 1161 году. В это время появились живописные ковры из фресок, уникальные витражи, различная утварь, украшенная драгоценностями. Декор фасада представлял собой удивительные лепные орнаменты, а закомары имели рельефные композиции. В западной части собора были лестницы, ведущие к княжеским хорам. Такая пышность внутреннего убранства храма практически не имела конкуренции на Руси.
В 1185 году в Успенском соборе произошел страшный пожар, который практически полностью разрушил здание. Всеволод III – младший брат Андрея Боголюбского, который был у власти в тот период, принял решение восстановить храм и расширить его. В результате реконструкции в Успенском соборе появилось несколько дополнительных галерей, располагавшихся по бокам, а над пристройками были размещены золотые главы.
После восстановления заметно увеличились габариты храма. Дополнительные галереи стали служить княжескими усыпальницами (так, мощи Андрея Боголюбского, убитого заговорщиками в 1174 году, покоятся в одной из галерей). Большинство драгоценностей были безвозвратно утрачено во время пожара. Перестроенный храм был полностью видоизменен, однако сохранил свою уникальность.
После событий, датируемых концом XII века, Успенский собор ещё несколько раз переживал страшные катастрофы, которые приводили к полному разрушению храма и требовали капитального восстановления. После каждой реставрации храм терял какие-то важные детали своего убранства, но приобретал новые. За всю историю он выдержал несколько сильнейших пожаров, разграблений и разрушений.
Дальнейшие обновления храма произошли только через пару веков. Так, в 1411 году Успенский собор пострадал во время грабежей татарского царевича. В первой половине XV века в храме появились росписи, выполненные известнейшими и по сей день иконописцами — Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным. Следующее масштабное обновление прошло в XVIII веке по указу Екатерины II. Главным изменением стал новый иконостас.
В XIX веке храм продолжил претерпевать изменения, которые коснулись, в первую очередь, его экстерьера. Так, были построены контрфорсы, расширены окна и модернизирована кровля. На территории Успенского собора были достроены колокольня и придел во имя Георгия Победоносца. С конца XIX века и по сей день собор продолжает реставрироваться.
Примечательно, что за свою историю собор менял название. Так, изначально храм назывался Андреевским собором в честь князя Андрея Боголюбского, по указу которого был возведен. Однако, позже название сменилось на Успенский собор, или собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире, которое храм носит и по сей день. Успенский собор включен в список памятников мирового наследия ЮНЕСКО.