Церковь александра невского в переславле-залесском

Успенский собор.

Успенский собор – главное сооружение Горицкого монастыря – начал строиться в середине 1750-х гг. Собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Поражает своим размахом интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него писали мастера из Нового Иерусалима. Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря.

Городские валы Переславля.

В 1759 году крепостные стены Переславля были разобраны. Однако, к счастью, на то, чтобы полностью срыть земляные укрепления и устроить на их месте бульвар, как это делалось во многих городах, в переславской казне не хватило денег, и теперь мы можем видеть древние валы, заметно вросшие в землю, практически в полном объеме, конечно, уже не такие высокие, хотя в некоторых местах высота их и поныне достигает 10 метров. На валы во многих местах есть подъем, и гуляя по ним, можно с нового ракурса увидеть весь Переславль-Залесский. Сегодня земляные валы Переславля внесены в список памятников федерального значения. (Адрес: Переславль-Залесский, ул. Валовое кольцо)

Шатровая колокольня.

Шатровая колокольня (1668), примыкающая к трапезной, находится между Никитским собором и Благовещенской церковью. Столп – восьмигранный, украшенный горизонтальными поясками. Площадка для колоколов и звона, накрытая шатром с заложенными «слухами», окружена широкими арочными проемами.

Вторая, более новая колокольня – надвратная, в три яруса, была построена в первые десятилетия XIX века. В ней был устроен храм Архангела Гавриила. Колокольня намного выше старой и выдержана в традициях своего времени, чем резко отличается от всего остального ансамбля, за исключением разве что завершений башен, поставленных на месте прежних шатров в том же XIX веке.

Колокольня с Богоявленской церковью.

Главная вертикаль монастыря – колокольня с Богоявленской церковью – начала строиться в 1760-х гг., потом строительство застопорилось и было доведено до конца в 1780-х гг. Это внушительное и величественное четырехъярусное здание с маленькой церковью в нижнем ярусе. Сейчас на колокольне устроена просторная смотровая площадка, откуда открывается, пожалуй, лучший и самый полный вид на весь город.
В советское время в Горицком монастыре был создан краеведческий музей, один из первых в республике – он был основан в 1919г. Сейчас в Горицком монастыре Переславля по-прежнему остается музей. Зимой Успенский собор закрыт для осмотра в целях сохранности интерьеров; нет в зимнее время входа и на колокольню. (Адрес: Музейный пер, д. 4)

Церковь Александра Невского.

Церковь Благоверного князя Александра Невского (1740-е гг.) была построена на средства переславского купца Филиппа Фадеевича Угрюмова (Угримова) на пару с соседней Владимирской церковью. Оба храма относились к Богородицко-Сретенскому (Сретенско-Владимирскому Новодевичьему) монастырю, находившемуся на Красной площади города, вблизи Преображенского собора. Вскоре после возведения новых храмов монастырь был упразднен, а церкви сделали приходскими.

От монастыря осталась только часть стены со сторожкой. До 1930-х годов между храмами стояла высокая колокольня, она была разобрана при реконструкции Ярославского шоссе. У Александро-Невского храма много общих архитектурных черт с Владимирским собором; вероятно, строили их не только в одно время, но и одни и те же мастера. У храма крупные луковичные купола, посаженные на узкие высокие барабаны, отчего храм кажется более приземистым, чем он есть на самом деле. На луковицах поставлены высокие и красивые резные кресты. Полукруглый свод основного объема храма высоко поднят, фасады практически лишены украшений. У основного четверика храма два ряда окон, здание планировалось светлым, но позднее часть оконных проемов нижнего яруса была заложена. В апсиде также прорезаны широкие и высокие окна с полукруглыми завершениями. Окна трапезной – прямоугольные, но их верхнюю часть украшают небольшие полукружия.

В советское время храм некоторое время продолжал действовать, оставаясь в ведении церковной общины. В ноябре 1925 г. храм был ограблен, воры похитили ценности XVII-XVIII веков. С 1930-х годов в храме была устроена центральная городская библиотека. Позднее положение ухудшилось – в алтаре сделали хлебный магазин (соседний Владимирский собор использовался как пекарня), а в остальной части − гараж Леспромхоза. Внутреннее убранство церкви было почти полностью утрачено. Комиссия, посетившая Переславль-Залесский в 1936 году, постановила сохранить оба храма как часть интересного архитектурного ансамбля Красной площади. В начале 1990-х годов Александро-Невский храм был возвращен верующим, сейчас в нем проводятся богослужения. (ул. Советская, 12)

История города

Переславль-Залесский — один из древнейших городов, расположенный в пределах Ярославской области, в 140 км от Москвы, на берегу Плещеева озера, в месте впадения в него реки Трубеж. Город был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким.


Памятник основателю Переславля-Залесского князю Юрию Долгорукому на территории Горицкого Успенского монастыря в Пересавле-Залесском

Первоначальное название города — Переяславль — в честь более древнего города — Переяславль-Русского (ныне Переяславль-Хмельницкий на территории Украины). В свою очередь последний был основан и назван так князем Владимиром Святославичем. Основанный Юрием Долгоруким, Переславль находился за лесами в Залесье — области полей и земледелия, поэтому к названию города стали добавлять дополнительное определение: Переяславль-Залесский. С XV века произношение изменилось на Переславль-Залесский. После смерти князя Юрия Долгорукого Переславль-Залесский потерял свое значение как столицы Северо-Восточной Руси, и его развитие приостановилось. Однако город остался одним из важнейших уделов. Около 1220 года в нем родился князь Александр Невский. В 1276-1294 годах княживший в Переславле Дмитрий Александрович Переяславский, сын Александра Невского, был великим князем Владимирским, хотя его резиденция по-прежнему находилась в Переславле. Таким образом, в это время Переславль-Залесский вновь стал фактической столицей Северо-Восточной Руси. В 1302 году, после смерти князя Ивана Дмитриевича, город по его завещанию отошел к Московскому княжеству. Начиная с 1302 года город управлялся московскими наместниками, а иногда выдавался в кормление пришлым князьям. В XV и XVI столетиях Переславль составлял вотчину московских князей. Переславль-Залесский сильно пострадал в годы Смутного времени. В 1708 году город был приписан к Московской губернии. С 1719 года — центр Переславской провинции Московской губернии, а с 1778 года — уездный город Владимирского наместничества, а потом и губернии. С 1929 года — центр Переславского района Ивановской промышленной области. В 1936 году Переславль-Залесский вошел в состав Ярославской области.


Вид на Успенский собор (между 1753-1761 годами) и Всехсвятскую церкви Горицкого монастыря в Переславле-Залесском

Владимирский собор

Владимирский собор. У этого храма — богатая и не очень счастливая история.


Владимирский собор.

Строился он как собор Сретенского монастыря, потом стал приходским, потом начал служить городским собором — все же древний Преображенский — совсем небольший… Ну а потом храм был закрыт, стройная колокольня — разрушена и стал собор служить новой власти… хлебопекарней. Сейчас в нем выставка-продажа изделий местных художников. Грубо побеленные стены. Неуютно в исковерканном храме. И только в одном маленьком приделе уже возобновилась молитва…

Храм Петра-Митрополита — изящный, древний, шатровый, середины XVI века.


Храм Петра-Митрополита.

Увы, запертый и запущенный. На крыше прорастают деревья.


Храм Петра-Митрополита. Запустение.

А ведь в храме есть свой новомученик — в 1918 году ее настоятель священник Константин Снятиновский был убит восставшими безбожниками.

* * *

Заметно, что сейчас в городе немалая доля населения — православные. Даже в кафе, где мы перекусывали, за соседним столиком оказалась большая православная семья (а точнее, видимо, несколько родственных семей) — с детьми разных возрастов. Радостные простые современные русские люди…

* * *

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: