Церковь петра митрополита в переславле-залесском

Фото и описание

В Переславле-Залесском, а именно на улице Садовая, дом 5 находится одна из
самых знаменитых церквей большого города – церковь Петра Митрополита. Этот храм
является одной из самых редчайших построек, действующих самостоятельно.
Предположительно, храм был выстроен не ранее 17 столетия на месте ранее
существовавшей старинной деревянной церкви, самые первые летописные упоминания о
которой относятся к 1420 году. Храм Петра Митрополита расположен на большой
территории ранее действующего «государева двора». Считается, что именно в этом
месте святой митрополит Петр проживал, когда пребывал в Переславле.

Как только было принято решение о возведении церкви, стало ясным, что храм
освятят во имя святого Петра, который в свое время был митрополитом не только
Киевского княжества, но и всея Руси. Как известно, митрополит Петр всегда был
особо почитаем у православных верующих. При жизни он смог перенести митрополичью
кафедру из города Владимир, в котором она до этого находилась, в Москву, что
произошло по приглашению князя Ивана Калиты. Незадолго до своей смерти в 1326
году митрополит Петр начал заложение знаменитого Успенского собора в Московском
Кремле.

Из истории России можно узнать, что жизнь и деяния митрополита Петра пришлись
на самый разгар кровопролитных княжеских междоусобиц. Его деятельность известна
также тем, что он всеми силами старался примерять неугомонных князей между собой
и посещал большое количество городов, в которых проводил многочисленные
проповеди. Погребение святого митрополита Петра произошло при Успенском соборе
рядом с алтарной частью собора. В 1339 году он был канонизирован. Московские
князья еще при жизни почитали этого святого, по причине чего существует
несколько приделов в храмах, включая и храм Василия Блаженного, которые
посвящены именно ему.

Церковь в Переславле-Залесском совершенно необычна по своей форме, ведь,
согласно плану, он представлена крестообразной и абсолютно лишена каких-либо
выступающих на наружную сторону апсид. Храм имеет граненый шатер, который
выставлен на несколько рядов, состоящих из кокошников. Первоначально главный
храмовый объем окружался открытой галереей или гульбищем, но, спустя некоторое
время, а именно в 17 столетии, аркаду гульбища просто заложили. В 1793 году в
храмовом подклете была обустроена нижняя церковь, освященная в честь Михаила
Архангела. Существующая на сегодняшний день колокольня имеет высокий шпиль, а ее
возведение пришлось на 19 век на месте предшествующей ей старинной звонницы.

Что касается внутреннего убранства, то оно относится к 19 веку, при этом до
нашего времени дошли большие старинные двери, ведущие в верхний храм.

После того, как деревянная церковь Митрополита Петра пришла почти в полную
негодность, было решено возвести каменный храм. Считается, что решение о
постройке каменной церкви пришлось на пору последних лет правления Ивана
Грозного, особенно почитавшего Митрополита Петра в качестве своего покровителя.
Скорей всего, Иван Грозный пожертвовал денежные средства на строительство церкви
в Переславле, с которым царя связывали тесные связи, а именно обустройство
большого Никитского монастыря, а также частных богомолий, в свое время
возводимых во имя самых знаменательных и запоминающихся событий храма. Многие
историки утверждают то, что Иван Грозный именно данным образом хотел увековечить
царевича Ивана – убитого им сына.

В середине 19 столетия были проведены реставрационные работы в храме под
руководством академика В.В. Суслова. Спустя некоторое время, храм снова
отреставрировали, при этом в ходе работ была полностью восстановлена старинная
кровельная форма. Позже, в период между 1965 и 1968 годами реставрация снова
продолжилась: была восстановлена первоначальная форма окон, обновлена кирпичная
кладка, а вот штукатурка 19 века была сбита.

Рекомендации

  1. Вера Траймонд, Архитектура Древней Руси XV-XVII век. , Париж, Герман ,2003 г., 337  с. ( ISBN  2-7056-6434-3 ) , стр.  58
  2. .
  3. ↑ и (ru) П. В. Ильинский: Церковь Петра Митрополита / Ильинский, П. В. Петро-митрополитская церковь в г. Переславле-Залесском / П. В. Ильинский // Труды Владимирской учёной архивной комиссии. Владимир, 1904. Т. 6.
  4. (ru) Константин Тихонпавов / Тихонравов, Константин Никитич | Тихонравов К. Н. / Грамота митрополита Киевского и всея Руси 1420 года на селе Славитино / Грамота Фотия митрополита Киевского и всея России 1420 года на село цримотики Н. Тихонравов // Владимирские губернские ведомости . 1858. № 20. С. 77.
  5. (ru) Усов П.С. Сохранение древних памятников Руси / Усов, П. С. Сохранение древних памятников в России / Усов, Павел Степанович | С. Усов // Исторический вестник . — 1885. — Т. 19 января.
  6. (ru) И.Б. Поуричев, древние памятники живы! / Пуришев И. Б.  Древним зданиям — жить! / И. Б. Пуришев // Коммунар. — 1982. — 24 декабря.
  7. (ru) Л. Б. Козлова Жемчужина древнего зодчества / Козлова, Л. Б. Б. Жемчужина древнерусского строительства / Л. Б. Козлова // Коммунар . 1988. 4 июня.
  8. Н.В. Левисткая / Левицкая, Н. В.  Предлагаем принять участие / Н. В. Левицкая // Коммунар . 1988. 12 мая.
  9. (ru) Монастыри и церкви на Ярославских землях / Монастыри и храмы земли Ярославской. — Ярославль; Рыбинск, 2000. — Т. 2. — С. 56—57.

Никольский монастырь

Единственной большой утратой монастырского Переславля был собор Никольского монастыря.

Эта обитель в низинной части города основана в XIV веке св. Дмитрием Прилуцким. Посетил его однажды и прп. Сергий Радонежский. С начала 20го века монастырь стал женским.

В годы гонений весь монастырский комплекс был капитально загажен и попорчен. Однако сейчас это самое благоустроенное место города. Собор (в стиле Ростовского зодчества XVI-XVII вв.) был полностью выстроен заново всего несколько лет назад.

Редкий случай, когда новый храм настолько вписался в силуэт древнего города, в монастырский ансамбль.


Собор Никольского монастыря.

С 12 июня нынешнего года в соборе у амвона стоит драгоценный Корсунский Крест — древняя святыня Никольской обители, двухметровое произведение древнерусских ювелиров. Крест выполнен в конце 17 века, покрыт золотыми пластинками, украшен серебряными клеймами с изображением двунадесятых праздников. Он содержит мощи многих святых: Иоанна Предтечи, ап. Павла, свт. Василия Анкирского, мч. Виктора, вмчч. Димитрия Солунского и Георгия Победоносца, мц. Христины, Марины, русских святых — свт Игнатия Ростовского, блгв. Кн. Василия Ярославского и др.

Сотрудники музея внимательно инспектируют то, как охраняется Крест — как раз при нас монахиня показывала двум сотрудницам музея сохранность пломб на стеклянном ковчеге-киоте.

Также, в монастырском соборе находятся обретенные мощи свв. прп. Корнилия и благов.кн. Андрея Смоленского. Вся территория обители представляет собой большой сад.


Никольский монастырь. Двор.

* * *

Архитектура храма

Переславский храм Петра Митрополита необычен по своей архитектуре. У него нет типичных для русских церквей выступающих абсид. А в плане эта церковь представляет собой правильный равноконечный крест. Шатер храма граненый и выставлен на несколько рядов с арками в виде кокошников. Верх церкви увенчан железной чешуйчатой головой, имеющей форму срезанной луковицы.

Сначала основной объем шатра с трех сторон окружало двухэтажное гульбище. Но в XVII веке эту открытую галерею заложили. Рядом с церковью прежде стояла деревянная звонница. Со временем она обветшала, и в 1821 году на ее месте построили колокольню, увенчанную поднимающимся в небо шпилем.

Интерьер церкви, дошедший до наших дней, относится к XIX веку. Более ранний декор, росписи и предметы церковной утвари, к большому сожалению, не сохранились.

История церкви в честь святителя Петра Митрополита

Первый документ, в котором упоминается деревянный храм, построенный в честь Петра Митрополита — это грамота 1420 года. Он стоял на старом «государевом дворе». Так называли место, где жили великие князья. Здесь Петр останавливался, когда бывал в Переславле. И именно здесь, в княжеских палатах, в 1311 году проходил знаменитый суд над ним.

После того, как деревянная церковь окончательно обветшала, решено было заменить ее на каменную. Историки считают, что такое решение принял сам государь Иван Грозный. Он почитал Петра своим духовным покровителем и выделил на возведение нового храма необходимые деньги. Часть историков склоняется к тому, что царь хотел этим замолить грех убийства своего сына – царевича Ивана. В пользу версии об участии Ивана Грозного в строительстве церкви говорит и тот факт, что ее решено было поставить на «государевом» (или княжеском) дворе.

Храм был построен из кирпича с дубовыми связями. Здание горизонтальным поясом разделили на два яруса. Такое архитектурное решение по экономическим затратам было очень недешевым. Освящение новой церкви произошло 27 сентября 1584 (или 1585) года.

Подвалы храма использовали для хранения боеприпасов и пороха переславского военного гарнизона и как тюрьму для «государевых» преступников, попавших в опалу. Позже Переславская Провинциальная Канцелярия разместила в этих подвалах свою казну.

До 1781 года церковь содержалась на деньги государственного бюджета. В самом конце XVIII века нижний этаж храма — подклет очистили и приспособили под новую теплую церковь, которую освятили в честь архистратига Михаила. А на верхнем, холодном этаже остался престол в честь святителя Петра Митрополита Киевского и Всея Руси. В XIX веке приход этого храма насчитывал около 300 человек.

Первые реставрационно-восстановительные работы в церкви прошли в 1888-1893 годах. Ими руководил опытный реставратор и российский архитектор Владимир Васильевич Суслов (1857-1921), известный исследователь памятников русского зодчества.

До 1940 года церковь была действующей. Потом ее закрыли и стали использовать под складское помещение.

В 1957 году прошлого века масштабные работы Ярославской научно-реставрационной мастерской восстановили первоначальную форму окон и старинную кровлю этого храма. Реставраторы укрепили кирпичную кладку, они стесали штукатурку, положенную в XIX веке, и открыли старинные арки. А в 1970-е годы — восстановили храмовую галерею.

В 1991 году храм передали верующим. В нем сохранились два иконостаса, фрагменты настенной живописи и древние полы из плинфы – тонкого обожженного кирпича, а также старинные двери, ведущие к храму на верхнем этаже.

Сейчас церковь закрыта. Снаружи и внутри она довольно сильно обветшала и нуждается в новых масштабных реставрационных работах.

Г. Переславль-Залесский

Церковь Петра митрополита

В 1310 г. в Преображенском соборе Переяславля состоялся собор епископов Русской Церкви, оправдавший святителя Петра, митрополита Московского, от клеветы. Митрополит Пётр был рукоположен по просьбе князя Юрия Галицкого патриархом Константинопольским. Он приехал в 1308 г. в Киев, а в следующем году переехал во Владимир. Против него восстал епископ тверской Андрей. Он тайно послал патриарху Константинопольскому донос на Петра.

Патриарх изумлён был доносом и послал доверенное лицо исследовать дело на месте. «Священнейший митрополит Киевский и всея России! — так писал святейший Афанасий, — возлюбленный во Св. Духе брат и сослужитель нашего смирения. Избранием Св. Духа поставлен ты пастырем и учителем словесного стада Христова. Но вот из вашего племени и твоей области дошли до моего слуха слова тяжкие о тебе. Они смутили мою мысль. Постарайся очистить и исправить дело». Пётр принял искушение с надеждою на Бога, защитителя невинных. Составился собор в северном Переяславле. Здесь были между прочими «боголюбивый ростовский епископ Симеон и преподобный Прохор, тогда игумен». Это было, без сомнения, во 2-й половине 1310г., так как блаженный патриарх Афанасий в начале 1311 г. уже отказался от кафедры, и игумен Прохор, присутствовавший на соборе, в 1311 г. посвящен в ростовского епископа.

Заседание открылось в нижнем этаже, где ранее заседал суд. В прихожей на окне я заметил священника Петромитрополитской церкви отца Константина Снятиновского, постоянного посетителя всех собраний вообще. Это был такой же постоянный посетитель собраний, как священник Богословской церкви отец Константин Никольский — непременный тушитель всех пожаров. Собрание проходило в разгорячённой атмосфере, но никак нельзя было ожидать того, чем оно закончилось и какие трагические имело последствия. Лично я во всем виню Соколова, не смалодушествуй он, и всё было бы в порядке. В прениях кто-то из рабочих начал кричать, угрожать, и вот Соколов в страхе бросается в большое, человеческого роста, окно, выбивает оба стекла и выпрыгивает на улицу. Под окнами стояло ещё человек сто молодежи. Соколов бросился бежать по снежному насту к Никольскому монастырю, за ним сначала побежали было несколько человек, но очень скоро возвратились.

Отец Константин, как потом передавали его жена и дочь, в это время читал вечернее правило перед завтрашним Богослужением. Красногвардейцы ворвались в дом и потребовали, чтобы он немедленно одевался и отправлялся с ними. Дочь хотела его проводить, но ей запретили под страхом расстрела. Больше отца Константина живым никто не видал. Был он на допросе в Совете. Был слух, что когда его оттуда выводили, то один красногвардеец уже ткнул его в спину штыком. Часов в одиннадцать ночи красногвардейцы подъехали на подводе к земской больнице и выбросили тело отца Константина выбежавшей навстречу больничной прислуге со словами: «Нате вам вашего попа». В это время признаки жизни в теле отца Константина ещё были. Это бессмысленное убийство повергло в ужас весь город. Растерялись, видимо, и сами члены Совета. Отряд Хахаева бесчинствовал в городе ещё три дня и, наконец, ушёл обратно, всю дорогу от города до Берендеева производя стрельбу и бросая гранаты. Забегая вперед, я должен сказать, что месяца через полтора после этого я, возвращаясь пешком со станции Берендеево (ездил в Москву в университет на экзаменационную сессию), на средине пути присел в придорожной канаве закусить и почувствовал сильный трупный запах. Начал искать и в придорожных кустах нашёл сильно разложившийся труп, прикрытый солдатской шинелью.

После закрытия монастырских храмов в церкви Петра Митрополита служил будущий священномученик Евгений (Елховский).

Конец ознакомительного фрагмента.

Жизнь Петра Митрополита

Митрополит Петр почитается всеми православными верующими. Он родился во второй половине XIII века на Волыни, а в 12 лет принял монашеский постриг. Петр прошел большой путь церковного служения и к концу XIII века стал игуменом.

Юрий Львович, тогдашний великий князь Галицкий и Волынский, направил его в православную религиозную столицу — Константинополь с целью посвящения. И в 1308 году патриарх церкви Афанасий сделал Петра митрополитом Киева и Всея Руси. Вернувшись из Константинополя, около года новый глава русской церкви жил в Киеве, а затем перебрался во Владимир.

Это было время междоусобной вражды между великими князьями Москвы и Твери. Петр активно поддерживал московского князя Юрия. За это тверской епископ Андрей обвинил митрополита перед патриархом. Ему была поставлена в вину симония, то есть продажа церковных должностей. Для суда над Петром в 1311 году был созван представительный Переславский собор. На нем, благодаря горячему заступничеству московских князей, митрополита оправдали.

В российской истории этот церковный иерарх прославился активной деятельностью и заботами по примирению враждовавших удельных князей. Петр неустанно ездил по большим и малым городам и выступал в них с проповедями, призывая не допускать бессмысленные кровавые междоусобицы между соседними княжествами, которые только ослабляют русскую землю. Тем самым он способствовал централизации и укреплению Московского государства.

В 1325 году по приглашению московского князя Ивана Даниловича (Калиты) Петр из Владимира переехал в Москву. В начале августа следующего, 1326 года митрополит участвовал в закладке Успенского собора в Московском Кремле. А 21 декабря того же года Петр умер и был захоронен в каменном склепе в алтаре основанного им собора.

Еще при жизни многие русские князья почитали Петра, как святого. В его честь строились церковные приделы. Такой придел есть и в храме Василия Блаженного на Красной площади в Москве. В 1339 году Православная церковь канонизировала Петра как святителя.

Архитектура Сен-Пьер-ле-Метрополит

Церковь построена из кирпича. Каждый из двух нижних этажей имеет форму начертанного креста . На первом этаже фасады разделены на три части плоскими колоннами и соединены наверху арками. На каждом из этих фасадов есть одно окно. Вверху колокольня, поддерживаемая сводами, без внутренних столбов, имеет восьмиугольную форму. Небольшие арки следуют одна за другой по сторонам восьмиугольника у подножия колокольни. Над ним возвышается восьмиугольный световой люк . Его окна образуют простые щели. Его небольшая черепичная крыша имеет форму нарезанного лука. В XVIII — м  веке, подогреваемый церковь была построена на первом этаже, который посвящен архангелу Михаилу . К нему ведут подъезды с полукруглыми арками. Открытая галерея отделяет первый этаж от часовни, установленной на втором этаже и не отапливаемой. Он посвящен Петру Московскому . До 1821 года рядом с церковью стояла деревянная колокольня. Затем с южной стороны место заняла каменная колокольня совершенно другого стиля.

Внутренний вид пирамидальной колокольни церкви Сен-Пьер-ле-Метрополит

Храмы города Переславля

Г. Переславль-Залесский. Преображенский собор
Г. Переславль-Залесский. Собор Владимирской иконы Божией Матери иЦерковь Благоверного князя Александра Невского
Г. Переславль-Залесский. Церковь Петра митрополита
Г. Переславль-Залесский. Церковь Преподобного Сергия Радонежского
Г. Переславль-Залесский. Церковь Сретения Господня
Г. Переславль-Залесский. Церковь Сорока мучеников Севастийских
Г. Переславль-Залесский. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Г. Переславль-Залесский. Церковь Симеона Столпника
Г. Переславль-Залесский. Черниговская часовня
Троицкая слободка. Церковь Святой Троицы
Г. Переславль-Залесский. Смоленско-Корнилиевская церковь

2. Древняя история

Церковь известна с 1420 года как деревянная. Каменная церковь освящена 27 сентября 1584 или 1585 (7093) года.

О времени построения этой церкви не сохранилось никаких письменных свидетельств и об этом только можно предполагать гадательно, частию по преданию, частию по архитектурным особенностям церкви. По преданию, эта церковь построена или в конце XIV или в начале XV века, после открытия мощей святого Петра митрополита (1360—1361 гг.), кем-либо из чтителей покойного святителя, который был оклеветан, а потом оправдан на Переславском соборе в 1310 году. Ввиду того, что церковь значится с XVII в. на государевом старом дворе, можно думать, что она была домовой дворцовой церковью и что строителем её был кто-нибудь из великих князей Московских. Относить постройку данной церкви к XV веку заставляет и оригинальный шатровый верх её, который появляется в архитектуре русских церквей с этого времени.

В патриарших окладных книгах Петромитрополитская церковь упомянута в первый раз под 162 (1654). До 1781 года она была ружною, состояла «на жалованьи государства».

Первоначальное устройство нижнего этажа, с толстыми стенами и сводами, назначено было для заточения лиц, попавших под опалу великого князя. Может быть, под этими самыми сводами в 1492 году заточён был углицкий князь Андрей Васильевич Большой со своими детьми Дмитрием и Иваном, схваченные в Угличе и привезённые в оковах в Переславль. (Андрей на следующий год умер, а братья были переведены в вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь.) В Переславле же заточён был в 1543 году князь Иван Иванович Кубенский.

Впоследствии здесь, под сводами, помещалась денежная казна Переславской Провинциальной Канцелярии. К 1792 году помещение под церковью было очищено.

Церковь реставрировалась по проекту В. В. Суслова в 1880-х годах.

Наружные стены к 1885 году были заштукатурены вгладь и окрашены в мрачный густо-лиловый цвет. Внутри храма всё ново, пёстро и безвкусно. Старинная альфресковая живопись уничтожена и сделана новая на масле.

Другие интересные места


Новая хлебная биржа Здание новой хлебной биржи построено в 1912 году по проекту московского архитектора Александра Васильевича Иванова.


Памятник на могиле Н.А. Морозова Морозов Николай Александрович (1854-1946) – русский ученый, революционный и общественный деятель, почетный член АН СССР (1932).


Колесо времени страны ямщика Колесо-один из самых древних символов. И символизирует он и движение, и солнечную энергию, и силу, и, даже, вечность.


ООО «Ярославский комбинат молочных продуктов» Сегодня ООО «Ярмолпрод» — стабильно развивающееся предприятие с многолетними традициями производства высококачественной молочной продукции. На предприятии завершена реконструкция основного производства и постоянно проводится его модернизация.


Ростовская пряница. Пряничное заведение купцов Смысловых Уникальный музей в Ростове Великом, Ярославской области


Бар “Явка” #4 из 41 ресторана в Рыбинск. Мы используем в приготовлении местную рыбу (судак,щука) и мясо от местного производителя.


Музей Александра Невского Частный музей Александра Невского открылся в Переславле 6 декабря 2012 года в день памяти святого благоверного князя. Этим долгожданным событием горожане и многочисленные гости города обязаны общественному деятелю, депутату Ярославской областной Думы, создателю Благотворительного Фонда имени Александра Невского Владимиру Корюгину.


Ярославская Филармония, XX в. Перед вами здание ярославской областной филармонии. В 1948 году дом более старой постройки был реконструирован под концертный зал. В соответствии с тенденциями времени зданию был предан классический облик со всеми атрибутами ордерной системы, завершающейся треугольным фронтоном. О том, что в этом помещении происходят сценические действия, свидетельствуют театральные маски, размещенные над входом.


Медведицкий Овраг / Стадион «Спартаковец» Ярославль возник в первой половине XI века на Стрелке при слиянии рек Волги и Которосль. По легенде город был основан Ярославом Мудрым на месте древнерусского поселения–селища «Медвежий угол». Поселение X–XI веков занимало небольшой участок в южной и центральной частях Стрелки и тянулось вдоль берега Которосль по направлению к Медвежьему оврагу, что ограждал Стрелку с напольной стороны.


Дом жилой 1937 г. Перед вами здание, построенное в 1937 году по проекту архитектора Сергея Васильевича Капачинского, на  месте, где  ранее  располагались церкви Варваринского  прихода. Этот роскошный пятиэтажный жилой дом был сооружен на базе использования лучших образцов классицизма и ренессанса.  Считается, что прообразом этого здания послужил палаццо Капитанио в Виченце прославленного итальянского архитектора Андреа Палладио.


Памятник археологии «Усть-Шексна» XI-XVI вв. На правом берегу Шексны, при впадении её в Волгу находится памятник археологии «Усть-Шексна», крупное торгово-ремесленное поселение XI-XVI вв. – предшественник г. Рыбинска.


Рождества Богородицы женский монастырь Рождества Богородицы женский (в прошлом Девичий) монастырь расположен в центре города, за восточной стеной Ростовского Кремля. Это первая женская обитель в Ростове. Основана она была святителем Феодором, архиепископом Ростовским, между 1390 и 1394 годами.
Святитель Феодор, в миру Иоанн, был родным племянником, пострижеником и любимым учеником Преподобного Сергия Радонежского, внуком преподобных Кирилла и Марии, рожденных на Ростовской земле.


Дом романовского купца — старообрядца Частный музей находится в доме постройки начала XIX века, который принадлежал купцу Апахову.


Кинотеатр «Киномакс Аура» В основном репертуаре кинотеатра недавно вышедшие в прокат блокбастеры.


Аквапарк «Тропический берег» Первый Ярославский аквапарк соответствует всем современным требованиям по безопасности, предоставляет самые широкие возможности для отдыха на воде и пользуется популярностью у жителей и гостей города.


Рок-Пельмень Кафе Пельменная

3. Советский период

В 1957 году под руководством Е. М. Караваевой реставрировано лемеховое покрытие церкви.

Церковь реставрировалась по проекту И. Б. Пуришева в 1970-х. Галерея восстановлена в облике, близком к первоначальному.

В 1988 году церковь находилась в аварийном состоянии. Надеясь восстановить её, горком ВЛКСМ и сотрудница Переславского музея-заповедника Н. Левицкая предлагали разместить на первом этаже видеобар или молодёжное кафе, на втором этаже клуб международной дружбы. Это предложение не имело успеха.

В 1991 году церковь возвращена Русской православной церкви.

В настоящее время реставрация церкви остановлена. Доступа внутрь нет, двери заперты. Время от времени проходят церковные службы.

Церковь Петра Митрополита: что рядом?

Церковь Петра Митрополита находится в относительной близости от следующих
достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует
принять во внимание условную близость объектов.

Владимирский собор и церковь Александра Невского

~ 0.1 км

Музей утюга

~ 0.2 км

Переславский кремль

~ 0.2 км

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

~ 0.2 км

Покровская церковь в Переславле-Залесском

~ 0.5 км

Симеоновская церковь в Переславле-Залесском

~ 1.0 км

Смоленско-Корнилиевская церковь

~ 1.3 км

Никольский монастырь

~ 1.4 км

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: