Внутренняя роспись, убранство и иконы
Интерьер храма также прост, как и его внешняя отделка. Во второй половине XII века внутренние стены собора расписали фресками. К большому сожалению, они были утрачены во время реставрации храма в 1893 году. Только два небольших фрагмента росписей удалось сохранить. И теперь они экспонируются в государственном Историческом музее. Более поздние фрески, выполненные в XIX веке, не представляли особой художественной ценности, поэтому при современной реставрации были зачищены. И сейчас на стенах Спасо-Преображенского собора никаких росписей нет. В XIX веке в соборе установили новый иконостас из мрамора в псевдовизантийском стиле, который сохранился до наших дней.
Купол Спасо-Преображенского собора
В 30-е годы прошлого века здесь также проводились большие реставрационные работы. Во время них были найдены желтые, зеленые и коричневые напольные плитки, выполненные из майолики. Такие же плитки белого цвета с голубым орнаментом, по мнению реставраторов, скорее всего, украшали церковные хоры.
Одной из чудом сохранившихся реликвий стал серебряный портир XII века (церковная чаша), которую передал в дар собору Юрий Долгорукий. Хотя часть исследователей считает, что этот портир сделан владимиро-суздальскими серебряниками позднее – в XIII веке, и был подарен храму внуком Юрия Долгорукого – Юрием Всеволодовичем. Гладкая чаша имеет простую форму и украшена искусно вырезанными на серебре медальонами, на которых изображены христианские святые. А по ее венцу проходит надпись. Сейчас этот драгоценный портир хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Декор двери Спасо-Преображенского собора
А Третьяковская галерея экспонирует одну из самых известных храмовых икон собора – «Преображение Господня», написанную знаменитым иконописцем Феофаном Греком в 1403 году. Во всем мире она признана шедевром русского иконописного искусства. В Москву эта икона попала для реставрации в 20-е годы прошлого века, да так и не была возвращена в Переславль. И сегодня в Спасо-Преображенском соборе выставлена ее точная копия.
Этот древний храм продолжает удивлять исследователей и историков и сегодня. В 2014 году в нем проводились работы по укреплению фундамента, и в ходе них была обнаружена печать архимандрита XIII-XIV века.
Свод Спасо-Преображенского собора
Как удобнее добраться до собора
Прежде всего необходимо попасть в сам Переславль-Залесский. Сделать это можно автомобилем (наиболее удобный вариант), на такси или же используя общественный транспорт.
- На авто из столицы следует выехать по трассе, ведущей в Холмогоры. Расстояние до города составляет 120 километров (от МКАД). Необходимо доехать до 134 км: здесь находится КПП и развилка, после чего продолжать движение прямо (по указателю). Через полкилометра вы окажетесь в городе.
- Достаточно удобное автобусное соединение со столицей: практически каждый час со второй платформы Щелковского автовокзала отходят автобусы в этот город, а также проходящие через Переславль рейсы (до Костромы, Ярославля). Билеты на них лучше брать заранее, особенно накануне праздников.
- Что касается железнодорожного сообщения, в городе оно отсутствует – ближайшие станции находятся в селах Берендеево и Рязанцево. Однако автобусы отсюда в Переславль ходят достаточно редко. Еще один вариант – доехать до Сергиева Посада (с ним есть автобусное сообщение) или до Александрова (электричка сюда отправляется с Ярославского вокзала).
- От автовокзала в Переславле-Залесском можно взять такси, сесть на автобусы №6,1, 3 или пройтись пешком (расстояние до собора составляет около 4 км). Для этого необходимо двигаться по улице Московской, которая продолжается улицей Кардовского. Далее необходимо повернуть на Валовое кольцо (слева), а затем – на Красноармейский переулок (направо). Потом необходимо идти по Садовой улице, а после ее пересечения с Валовым кольцом – свернуть направо. Собор будет находиться с правой стороны.
Уничтожение образцов настенной живописи
В результате их бездушия и профессиональной некомпетентности, проявленных во время реставрационных работ, проводившихся в храме в конце XIX века, были навсегда утрачены бесценные фрески, датируемые последней четвертью XII века. О том уровне, на котором они были выполнены древними мастерами, можно составить представление лишь по единственному фрагменту, чудом уцелевшему и хранящемуся ныне в Московском историческом музее. На нём изображён ветхозаветный пророк Симон.
Из отчётов комиссии, следившей за ходом реставрации, известно, что фрески, изображавшие сцены Страшного Суда и Богородицу, сидящую на престоле, были сняты со стен и упакованы в деревянные ящики. Так как ни один из музеев не согласился принять их на хранение, эти образцы древней живописи были просто свалены в сарае, где пребывали в полном беспорядке.
Со временем они пришли в полную негодность, и в 1895 году особой Археологической комиссией их дальнейшее хранение было признано нецелесообразным. Так как благочестие не позволило просвещённым варварам выбрасывать на помойку священные изображения, то их просто утопили в озере.
Переславский кремль
Монастырь и собор находятся на территории Переславского кремля, в самом центре города. Кремль основали в XII веке. Крепость в те годы была со всех сторон окружена водой. На протяжении двух километров были насыпаны валы. Они сохранились и сегодня. Их высота варьируется от 10 до 12 метров.
В Средневековье на гребне вала выстроили деревянные крепостные стены, на которых располагались башни. Такие оборонительные сооружения были построены уже в 1194 году сыном основателя кремля Юрия Долгорукого, Всеволодом Большое Гнездо.
В XIII веке это была одна из мощнейших крепостей во всей Владимиро-Суздальской земле. Превосходил ее только Владимирский кремль. К башням, в которых были устроены ворота, подводили мост через ров с водой. Правда, сколько всего было башен в Переславском кремле, неизвестно до сих пор. Большая часть сооружений не сохранилась.
Спасо-Преображенский собор многие годы являлся единственным каменным сооружением кремля. Все остальное было деревянное. В домонгольскую эпоху к собору примыкали княжеские хоромы, тоже деревянные, от которых к собору и башням вели лестничные переходы.
История собора
Храмовое сооружение имеет богатую историю. Старинная постройка на сегодняшний день ушла под землю на 90 см. Толщина стен составляет более метра.
Возведение и основание
Князь Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха, основал собор в 12 веке. Стены сооружения выложены из хорошо обтесанных блоков белого камня по полубутовой технике. Каменные блоки укладывались почти без связующих материалов и подгонялись друг к другу с большой точностью. Затем щели между булыжниками засыпали обломками камня, щебня и кирпича. Получалась стена, которая заливалась раствором извести. Подобная техника укладки испол ьзовалась, в основном, в Риме.
Ленточный фундамент храма сделан из булыжника и извести. Основание уходит на глубину, примерно, на 1,2 метра и доходит до плотного слоя глины.
Историческая судьба
Смерть Владимира Мономаха приостановила строительство святыни. Андрей Боголюбский, сын Долгорукого, завершил работы по возведению через 5 лет, в 1157 году.
В этом храме был крещен Александр Невский. Собор стал местом захоронения для русских князей. В его стенах обрели свой покой сын Александра Невского – Дмитрий Александрович и внук Александра Невского — Иван Дмитриевич.
Молельню разоряли много раз. Происходило это во времена татаро-монгольских набегов. Много ценностей было украдено. Собор восстанавливали после каждого набега.
В храме проводились собрания Русской православной церкви с 1310 года. Сергий Радонежский здесь был принят в сан священника. Сам Иван Грозный несколько раз приезжал на богомолье.
При советской власти храм работал, но с перебоями, и в конце концов был закрыт. Пока собор пустовал произошло разрушение здания и крыша протекла.
Большевики вывезли:
- святые реликвии;
- церковную утварь;
- дорогие дары, принадлежащие святой земле.
Реставрировали здание в 2000-х годах.
Основные преобразования:
- выполнено восстановление и укрепление стен;
- крест позолочен;
- заменена кровля.
История фресок
Храм пострадал не только от вредного воздействия влаги и времени. Наибольший урон ему нанесли реставраторы.
«Страшный суд» и «Богоматерь на престоле» — это фрески, которые нашел в 1862 году Н.А. Артлебен, знаменитый зодчий (архитектор) и краевед. В 1893-94 гг. проводили реставрацию, и святыни были аккуратно сняты с тонким слоем стен. Их уложили в ящики — реставрацию хотели проводить в Москве, так как не имели возможности провести ее на месте. Деньги на перевозку выделены не были.
На собрании Археологов в 1895 году было принято решение о том, что фрески не заслуживают дальнейшего хранения. Их беспорядочно сложили в холодном подвале. Хорошо сохранился только один небольшой кусок. На него можно полюбоваться в Московском Историческом музее. Фрагмент носит такое название – поясное изображение апостола Симона.
Все фрески, которые когда-то давно являлись украшением святыни, в 19 веке (в процессе реставрационных работ) были счищены. Посчитали, что они не представляют никакой ценности. И теперь в соборе просто пустые стены.
Современное положение
Сейчас храм является памятником старины и принадлежит Никольскому монастырю. Службы в нем проводятся редко, всего 3 раза в год. Собор носит статус музея-заповедника и является главным экспонатом.
В течение года туристы тысячами посещают Переславль Залесский. Многие паломники приезжают сюда для того, чтобы попасть внутрь храма и насладиться духом давно ушедших времен. На сегодняшний день музей принял более 70 000 человек.
Вместо заключения
Переславль-Залесский считается городом красивых монастырей и интересных музеев
Но, если немножко заглянуть в его историю, то можно узнать, что именно здесь находится один из древнейших каменных храмов XII века, который по своему величию и красоте нисколько не уступает белокаменным памятникам Владимира и Суздаля, которые занесены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, но почему-то обделен должным вниманием
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…
Если вы собираетесь в Переславль, то обязательно посетите Красную площадь, чтобы своими глазами увидеть эту уникальную церковь, это займет совсем немного времени.
Святыни и иконы
На территории храма находится историческая ценность — богослужебная чаша 12 века, выполненная из позолота. Ее подарили Юрию Долгорукому. Чаша украшена красивым орнаментом, сверху по краю выгравировано имя Георгия Победоносца. До 1930 года она хранилась в музее, впоследствии ее передали в Оружейную палату.
Также в музее находится икона Преображения, написанная Феофаном Греком. Церковная утварь тоже выставлена в соборе. Икона теперь хранится в Третьяковской галерее.
На заметку! С 1925 года в музей завезли огромную икону «Распятие» или «Седмь Таинств». Образ написал переславский живописец Стефан Казаринов в 1682 году.