Спасо-Преображенский монастырь в г. Ярославль
Спасо-Преображенский (Спасский, Спасо-Ярославский) монастырь — древний мужской упразднённый монастырь в Ярославле, сыгравший важную роль в местной истории. Располагается около Московского моста через Которосль в Кировском районе города. На его территории находятся памятники архитектуры XVI-XIX веков. Здесь было найдено «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы.Спасский монастырь сыграл важную роль в истории Ярославля, будучи долгое время его духовным, культурным и экономическим центром. Основан он был в XII веке за стенами тогдашнего города около переправы через Которосль, заняв угловое положение в системе городских оборонительных сооружений. В 1216-1218 годах в Спасском монастыре работало первое в Северо-Восточной Руси духовное училище, затем переведённое в Ростов. В 1216-1224 годы в монастыре построили Спасо-Преображенский собор. В честь образования Ярославского княжества в 1218 году, по преданию, у юго-восточного угла собора возвели миниатюрную Входоиерусалимскую церковь, которая не дошла до наших дней. Уже в первой половине XIII века в монастыре образовалась большая библиотека, велась работа по переписке книг.После пожара 1501 года, в котором сильно пострадали строения монастыря, в 1516 году освятили, заново построенный по образу Благовещенского и Архангельского соборов Московского кремля, Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до сих пор — сейчас это древнейшее строение Ярославля, а его фрески, написанные в 1563-1564 годах — древнейший памятник стенописи в городе и один из двух в России, сохранившихся с эпохи Ивана Грозного (второй — Успенский собор Свияжского Успенского монастыря). Тогда же построили первую каменную башню — Святые ворота. Для нового собора московскими и местными художниками был создан большой иконостас. От этого иконостаса до наших дней сохранилось тринадцать икон деисусного чина, храмовый образ и три иконы нижнего, местного ряда.В XVI веке были возведены звонница и Трапезная палата с Крестовой (Рождественской) церковью, а в 1550-1580 — каменные стены вместо старых деревянных. Монастырь стал самой укреплённая частью города, ведь Ярославский кремль никогда не имел каменных стен, а после того как его стены в конце XVIII века были разобраны, ярославским кремлём, зачастую, стали ошибочно называть Спасский монастырь.Любил посещать монастырь царь Иван Грозный. К концу 1560-х годов от него было полученно 55 жалованных грамот, дающих во владение 6 сёл и 239 деревень, рыбные ловли и соляные варницы, а также освобождение от общего тягла на ярославском посаде и судебный иммунитет. Его сын, царь Фёдор, пожаловал монастырю 12 грамот.В 1609 году во время Смутного времени Спасский монастырь и Ярославский кремль выдержали осаду отрядов пана Будзило и воеводы Наумова, продолжавшуюся около месяца, в то время как остальная часть Ярославля была захвачена. От стен монастыря в 1612 году земское ополчение Минина и Пожарского отправилось на освобождение Москвы. С 21 марта по 16 апреля 1613 года в монастыре пребывал будущий царь Михаил Романов, находившийся здесь проездом из Ипатьевского монастыря в Москву, — отсюда он отправил свою первую грамоту — о согласии на престол. В дальнейшем он дал монастырю 18 жалованных грамот.В 1621-1646 гг. перестраивались стены монастыря, пострадавшие во время осады, — они стали более крупными, в значительной мере они сохранились до наших дней. Появились каменные башни — Богородицкая, Угличская (сохранилась), Глухая, Михайловская, Водяные ворота. В последней четверти века был построен Келейный корпус. К концу XVII века длина стен достигает 820 метров, высота — 10,5 метра, толщина — 2,8-3 метра. На стенах и башнях имелось хорошее вооружение — 15 крупных и 17 малых пищалей, 97 карабинов, 14 бочек с порохом.Монастырь владел значительной территорией в западной части города вдоль дороги на Углич, где в XVII в. выросли ряд монастырских слобод — Спасская, Богоявленская и др. (всего более 300 дворов). В результате он стал значительной силой, влиявшей на социальную и хозяйственную жизнь Ярославля, соперничая и иногда конфликтуя с его посадом.
История
История монастыря началась в 1216 г. со строительства Спасо-Преображенского собора: «Князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь Святого Преображения». Древнейший на северо-востоке Руси православный монастырь становится обителью просвещения. До наших дней дошли книги из богатейшей монастырской библиотеки. Отсюда начало свой путь к читателю «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской культуры XII века. С 1985 года в здании Трапезной палаты находится единственный в России музей «Слова…».
Спасо-Преображенский монастырь строился изначально деревянным, а во времена Ивана Грозного был отстроен в камне, его могучие стены и башни надежно защищали город. В Смутное время, в 1609 г. крепость выдержала 24-дневную оборону. С тех времен сохранились лишь Святые ворота да небольшой участок западной стены. Остальные укрепления после осады сильно обветшали и были перестроены.
В 1612 г. Ярославль на несколько месяцев стал столицей Русского государства. Здесь перед решительным походом на занятую неприятелем Москву собирало силы народное ополчение под началом Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Сегодня в экспозиции музея можно видеть уникальную копейку, отчеканенную тогда на ярославском монетном дворе. Год спустя в стенах монастыря Михаил Романов подписал первую царскую грамоту – о согласии принять московский престол.
Как добраться до Спасо-Преображенского монастыря
До остановки «Богоявленская площадь» (или «пл. Богоявления»), расположенной в непосредственной близости от музейного комплекса, можно доехать городским транспортом:
- автобусами — № 4, 4а, 13, 14, 16, 41б, 72, 97с;
- троллейбусом № 5.
На остановке «Комсомольская», находящейся примерно в 170 метрах от Северных и Западных ворот монастыря, следует сойти:
- с автобусов — № 2, 8к, 19к, 33, 42, 76, 97с, 139, 139а, 178;
- с троллейбуса № 9;
- с маршрутных такси — № 36, 37, 45 — 47, 61, 71, 73, 80 — 82, 84, 87, 91, 94, 96 — 98.
Транспортные маршруты Ярославля удобно смотреть на сайте. В городе работают мобильные службы такси Gett, Rutaxi, Maxim, Яндекс. Такси.
Спасо — Преображенский монастырь, Ярославль — видео с квадрокоптера
Житие и время
Спасо-Преображенский монастырь достойно исполнял возложенную на него от основания духовную и обережную миссию. В Смутное время, в 1609 году, братия и Ярославский кремль выстояли месячную осаду отрядов, возглавляемых воеводой Наумовым и паном Будзило, тогда как прочие районы Ярославля были захвачены. От монастырских стен двинулось в столицу народное ополчение под началом Минина и Пожарского.
Осада сказалась на этих самых стенах: в 1621 – 1646 годах их перестраивали, значительно укрупнив и упрочив — в расчёте на новые покушения. Тогда же возводят Богородицкую, Глухую, Угличскую, Михайловскую каменные башни, Водяные ворота. К завершению XVII века общая длина монастырских стен составляет 820 метров при высоте в 10,5 метра и толщине до 3 метров! Кроме того, стены хорошо вооружены: 15 крупными и 17 малыми пищалями, 97 карабинами, 14 бочками с порохом.
В эту пору монастырь — один из крупнейших землевладельцев Ярославля. По дороге в Углич вырастают его слободы — Богоявленская, Спасская и прочие, общим числом более 300 дворов.
В 1747 году в нём в числе первых в государстве открывается славяно-латинская семинария. По прошествии только 30 лет в ней обучаются уже 300 воспитанников. Сегодня это корпус естественно-географического факультета ЯГПУ.
В конце XVIII века монастырь преобразуют в Ярославский архиерейский дом, что немедленно отзывается новым строительством и расширением: монастырь прирастает Семинарским корпусом, Церковью ярославских чудотворцев Фёдора (Чёрного), Константина и Давида, Смоленской часовней, ризницей.
При советской власти монастырь как явление уникальное по разным мерилам сносить даже не планировали, напротив. Первая реставрация памятника проходит в 1918 – 1923 годах, вторая — в 1957—1958.
Сегодня монастырский комплекс включает Собор Спаса Преображения; церкви — Воскресения Христова, Печёрской иконы Богородицы, ярославских чудотворцев Фёдора, Давида, Константина; корпуса — Келейный постройки XVII века, постройки XVII – XIX веков Семинарский и хозяйственные; монастырскую звонницу; Святые и Водяные ворота; Трапезную; часовню Трофима; башни — Богородскую, Угличскую, Михайловскую, Юго-западную; покои настоятелей и другие строения.
Адрес: г. Ярославль, Богоявленская площадь, 25.
Карта расположения:
← Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник |
Святые Ворота Спасо-Преображенского монастыря → |
---|
Похожие публикации:
Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…
Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …
Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался …
Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…
Поделиться ссылкой:
Набережная и Церковь Богоявления
И было утро, и было жарко, а город звал и манил неизведанными улочками, речными просторами и старинными церквями. И это чувство внутри – предвкушение открытия, слегка щекочущее нос и растягивающее в улыбке губы.
Выхожу на Которосльную набережную, впереди уже виднеется башенка Кремля и Американский мост, считающийся самым старым мостом Ярославля. Уже давно перестроена конструкция, давшее название «Американский» и представляющая собой крытый железный каркас, однако имя прижилось.
Перед мостиком поворачиваю к церкви Богоявления – одной из древних и выдающихся святынь земли ярославской. Годом основания считается 1684. До нее здесь располагался деревянный храм XVI века.
Отличается церковь особой росписью, показывающей историю земного служения Иисуса Христа и необычным для Ярославля архитектурным решением. Впрочем, вы всё сможете осмотреть сами. Вход в храм свободный.
Для меня такие места, пропитанные вековой историей, притягательны. Входя внутрь, как будто погружаешься в другое пространство/время, и это ощущается всем существом. Хочется побыть подольше, продлевая то чувство соприкосновения веков.
Отмечу еще одну интересную деталь – с обратной стороны храма (вид от Кремля) на стене сквозь краску проявилось лицо. Что и кто это для меня загадка:
Лицо над рыжеватым пятном
А это вид на храм сверху, с колокольни, расположенной в Кремле, куда я и отправляюсь.
Богоявленская площадь и по центру – Ярослав Мудрый. И вот тут ну нельзя не достать из кошелька тысячу рублей и сравнить.
Ярослав Мудрый является основателем города, памятник ему был воздвигнут в 1993 году. Лицом скульптура обращена к въезжающим со стороны Москвы, символизируя тесные связи со столицей.
На одном из заборчиков площади обнаружена выдра и информация о том, что данные зверьки здесь были не редкостью. Табличка гласит, что у выдры 10 жизней, и если ее погладить, то она поделиться своей жизненной энергией. Заяц Пипус, конечно же, познакомился с сим обитателем ярославской земли.
Здесь же расположен вход в Кремль, всего их несколько. Однако сначала определимся с терминологией, а Кремль ли это? В народе называют данное место Кремлем, хотя на самом деле это Спасо-Преображенский монастырь, или историко-архитектурный заповедник. Кремль когда-то существовал в Ярославле на месте основания города, месте слияния Волги и Которосли, но он был деревянным и давно сгорел.
Для простоты изъяснения, продолжу называть данный заповедник за каменными стенами Кремлем.
«Исток, затерянный во времени…»
Дата основания мужского ныне упразднённого Спасского монастыря достоверно не известна. Первое упоминание о нём исследователи обнаружили в летописи «под годом 1186». Есть и ещё источники — Никоновская летопись, что указывает временем основания 1216 – 1224 годы. Последнее вызывает большое сомнение учёных, так как документы говорят уже о каменном монастыре, хотя точно установлено, что первые стены были из дерева.
Причина основания обители рядом с кремлём Ярославля, у переправы по левому берегу Которосли, была сугубо практической. Монахи в те неспокойные годы были слугами и Господу, и народу, потому сражались за родину наравне с дружинниками, не имея воинской повинности. Спасский монастырь стал фланговой защитой ярославского кремля с запада, в связи с чем и получил сразу же покровительство князей города, в первую очередь — князя Константина.
По его указу в 1216 – 1224 годах в монастыре возводят в камне Спасо-Преображенский собор. Стараниями же Константина возникает духовное училище, которое в 1218 году по своим причинам переведут в Ростов, собирается обширная библиотека, охватывающая не только духовные аспекты, но все современные в те поры области знания и жизни. Спасо-Преображенский ярославский монастырь становится тем, чем были монастыри в Европе после падения Рима, — хранителем знания и культуры.
О тесной связи монастыря с историей города говорит тот факт, что в подклети его нашли успокоение ярославские удельные князья — Фёдор Чёрный с сыновьями Константином и Давидом, Василий Грозные Очи и так до последнего — Александра, которого погребли в 1471 году, уже после того, как Ярославль был присоединён к Москве.
Фёдор Чёрный с сыновьями были в 1463 году объявлены святыми и вошли в только создающийся пантеон русских святых, став одновременно главными святыми покровителями Ярославля.
История Спасо-Преображенского монастыря
Деревянное сооружение было возведено в XII веке на левом берегу реки Которосль, вблизи переправы. В системе городских оборонительных линий ему было выделено стратегически верное место расположения, обеспечивающее защиту города от нападения недругов с западных рубежей.
Отели у Спасо-Преображенского монастыря (Ярославль)
О точной дате основания монастыря достоверных свидетельств нет, но в летописях за 1186 год о нем сохранилось первое упоминание. Ровно через тридцать лет, уже в другом историческом документе, было отмечено начало строительства каменного Спасо-Преображенского собора.
Спасо-Преображенский собор, Эна
В начале XIII века в стенах мужского монастыря появилось духовное училище и богатое для того времени собрание рукописных книг. На территории была возведена небольшая Входоиерусалимская церквушка, не сохранившаяся до наших дней. Спасо-Преображенский монастырь превратился в религиозно-культурный центр Ярославского княжества. Духовники удельных князей позволяли себе вмешиваться в политику и частную жизнь своих подопечных, оставаясь, впрочем, всегда на их стороне. В Соборе хоронили представителей княжеского рода вплоть до окончательного вхождения Ярославля в состав Московского княжества в 1471 году.
В Ярославском монастыре были погребены почитаемые в православии князья-чудотворцы Фёдор, Давид и Константин, митрополиты, архиепископы и заслуживший уважение горожан местный губернатор Ф. Я. Фриде (1838—1896 гг.).
В 1501 году в Спасо-Преображенском монастыре случился сильнейший пожар, в результате которого большинству строений был нанесен серьезный урон. Собор пришлось демонтировать, но фундамент оказался настолько крепким, что его решили не разбирать, а использовать в качестве основы для нового каменного собора. Сооружение возвели по образу и подобию московских храмов и освятили в 1516 году. Древнейшее строение находится сегодня под защитой государства.
В середине XVI столетия монастырь окружили каменными стенами. Именно они позволили пережить осаду Смутного времени.
Внутренние стены Спасо-Преображенского монастыря, Эна
Спасо-Преображенский монастырь являлся самым укрепленным из всех городских строений Ярославля. Сюда любил наведываться Иван Грозный, а Минин и Пожарский получили здесь благословение, отправляясь в освободительный поход на Москву. В XVII веке комплекс усиленно разрастался, возводились новые сооружения, расширялись и укреплялись внешние стены. Монастырская слобода насчитывала более 300 дворов, а влияние священнослужителей неуклонно росло.
Вопросы, вопросы…
Но что случилось с Рубленым городом? Куда исчез кремль древнего города, в то время как многие другие менее значительные города сохранили свои крепости? Этот вопрос терзал меня больше других.
Официально все объясняется просто. Упадок Рубленого города связывают с принятым при Екатерине II решением сделать центром городской застройки площадь вокруг церкви Ильи Пророка в Земляном городе. И тогда укрепления были срыты, овраг частично засыпан, из Земляного города в Рубленый был перекинут Семёновский мост. Такое объяснение порождает новые вопросы. Например, зачем нужно было срывать стены? Не проще ли было оставить все, как есть, выстраивая себе новый центр в отдалении (где это и делалось)?
Еще один вопрос как ярославские картографы в 1813 году определи границы Кремля, если этих самых границ к тому времени уже не было? Почему археологи находят слои XI века не на территории кремля, а за его пределами, например у здания Медакадемии, которая расположена на 300 метров дальше?
А почему Кремль вообще должен быть территориально большим? А может быть, чем древнее кремль, тем он меньше?
Длина стен нижегородского, коломенского, вологодского кремлей, построенных в XVI веке, превышает двух и даже трех километров.
Укрепления Псковского кремля (XI век) протянулись примерно на 900 метров (длина стен города-крепости Пскова, о котором говорилось в упоминаемой выше передаче Фоменко и Носовского ничего общего с укреплениями древнего «крома» не имеют). Площадь детинца составляет примерно 3 Га. Длина стен Ярославского кремля-монастыря едва перевалила за 800 метров, Рубленого города — за километр. Новгородский кремль ограничивается периметром в 1487 метров, и это если учесть, что крепость практически полостью перестраивалась в 1478 году, после того, как Новгород вошел в состав Московского государства.
Однако едва ли можно подтвердить эту гипотезу. Так, например, стены древнего Ростовского Кремля достигали 2700 метров. А укрепления Астраханского кремля, возведенного в конце XVI века, не дотягивают и до полутора километров.
Строительство и обзаведение
Современный собор — результат многовекового строительства. Первый — Константинов — собор простоял до пожара 1501 года. Хоть и был он из камня, но в «большом огне» кладка повредилась, конструкция стала ненадёжна. Собор разобрали, и новый на его месте приглашены были возвести мастера московские, которых прислал специально Василий III. Потому мы и видим сегодня в старейшем ярославском храме очертания несколько московские, вызывающие в памяти главы кремлёвских храмов столицы.
Однако талантливые мастера не стали противоречить формирующейся уникальной традиции строительства ярославских храмов. С обеих сторон собор, сооружённый в 1506 – 1516 годах, будто опоясан галереей с арочными проёмами, в прошлом было и нарядное парадное крыльцо, которое не сохранилось. Галерея служила хранилищем книг и заняла место бывшего ранее «открытого гульбища».
По внутренней архитектуре Спасский собор — четырёхстолпный храм на высоком подклете. Его венчают три шлемовидные главы на массивных (по-московски) барабанах, окружённые (уже по-ярославски) кокошниками и опирающиеся на непокрытые закомары.
О мастерстве московских зодчих говорит удивительная по тому времени пропорциональность, гармоничность всех частей храма. С востока он, с узкими окнами-бойницами и глухими стенами, прост, строг и величествен, словно монах-воин. Западный фасад, со ступенчатым расположением объёмов и раскрытием трёхглавия в перспективе, — сложен, живописен, человечен и говорит о мирском служении монастыря, где молятся за каждого из нас.
В 1563 – 1564 годах собор расписали москвичи Ларион Леонтьев, Третьяк, Фёдор Никитин и ярославцы Дементий и Афанасий Исидоровы. Фрески, писанные ими, — самые древние в Ярославле. Ценность их, однако, не в одной древности: только в двух российских монастырях — в Успенском (Свияжск) и Спасо-Преображенском (Ярославль) сохранилась стенная живопись XVI века в полном цикле.
Тогда же возвели для собора первую башню из камня — Святые ворота — и создали большой иконостас, от которого до сего дня сохранились 13 икон деисусного чина (икон, изображающих моление Церкви за мир в широком понимании слова), храмовый образ и 3 иконы местного ряда (местночтимых святых).
В XVI веке выстроены Рождественская церковь, Трапезная палата, звонница. К концу 60-х годов XVI века от Ивана Грозного пожаловано монастырю 55 грамот, по которым во владение общины переходили 239 деревень и 6 селений, солеварницы и рыбные ловли-угодья. Более того: Грозный пожаловал монастырю освобождение от тягла на посаде и иммунитет в суде.
Продолжил традицию дарения и сын Грозного — Фёдор. Он пожаловал общине 12 грамот с материальным обеспечением.
Значение в истории
Монастырь построили вблизи моста через реку Которосль, такое живописное расположение объясняется практической необходимостью. Близость воды и леса – идеальное сочетание для жизни монахов. В течение нескольких столетий Спасский монастырь выступал в роли не только духовного, но и культурного и экономического центра города и близлежащих деревень.
Его строительство началось в XII веке, недалеко от переправы через реку, монастырь выполнял роль оборонительного сооружения поселения и защищал от набегов татар и хазаров с юго-западной стороны. В предании сказано, что монастырь построили на месте бывшего поклонения языческим богам. Собор повторяет Входоиерусалимскую церковь.
Уже в XIII веке при князе Всеволоде начала работать библиотека, монахи переписывали книги. Но монголо-татарское иго и пожары, последовавшие после их нашествия, стерли из памяти все постройки первого ярославского собора.
Сегодня перед нами постройки XVI-XVII столетия. В то время монастырь стал главной крепостью Поволжья и церковно-феодальным центром. Православная обитель увеличивалась с каждым месяцем, к ней прибавлялись все новые земли, принадлежащие верующим состоятельным людям.
Храм построили по макетам и чертежам Благовещенского и Архангельского в Москве. Самым уникальным в комплексе признано считать не архитектурные постройки, а фрески – они вторые сохранившиеся со времен Ивана Грозного (еще одни находятся в Успенском соборе). Эпоха подарила монастырю и первую башню из камня – святые ворота.
Стены монастыря выдержали множество трагедий, сражений и переворотов. Прошла гражданская война и польская интервенция. Сильно стены пострадали во время осады сподвижников Лжедмитрия II, его сторонники несмотря на 24 дня осады не смогли прорваться в город.
В 1612 году в город приезжают ополченцы Нижнего Новгорода во главе с Пожарским и Мининым. Ярославль становится столицей земель Русских, в то время как Москва захвачена поляками. Историки и исследователи не исключают, что монастырь стал «домом» временного правительства — «Совета всея земли». Из монастыря в этом же году отправляется полчища ополченцев для защиты и освобождения Москвы.
Свою былую мощь Свято-Преображенский монастырь теряет во время правления Петра I, он уже не является государственным центром и заметно проигрывает в числе феодальных прав. Нелегко живется обители и в правление Екатерины, когда финансирование заметно уменьшается и происходит серьезный пожар.
На его восстановление императрица выделили 20 тысяч рублей – это стало последним крупным пожертвованием для развития комплекса.
Одновременно с этим в монастыре работает духовная семинария, с большим числом воспитанников разных возрастов.
В XVIII веке старинные постройки разрушались и сносились, вместо них возводили новые здания, соборы и колокольни, часовни и ризницы. После революции и мятежа белых в стенах обители, она перестала функционировать в качестве храма. В помещениях расположились мастера реставрации. Ризницу охраняли несколько монахов, оставшихся с приходом большевиков к власти. Но это не спасло сокровища ярославской обители. (см. Спасский собор Андроникова монастыря)
Во время войны в монастыре жили военные и раненые, а в 50-х годах реставрационные работы вновь набирали обороты. Уже девять лет спустя на территории бывшей обители начал свою работу музей истории, архитектуры и живописи.
В стенах православного центра Ярославля похоронены канонизированный князь Федор Черный с детьми, архиепископы, князья Ярославля Василий и Александр, митрополиты и другие.