Архитектура
Кирпичная церковь, не имеющая точной даты постройки, по совокупности стилевых признаков относится к 1-й половине XVIII века.
Бесстолпный двусветный одноглавый четверик, вытянутый вдоль поперечной оси, с трапезной и двухъярусной колокольней. Представляет собой трехчастную бесстолпную церковь (храмовая часть, трехъярусная колокольня и трапезная — между ними). Четверик храма под коробовым лотковым сводом увенчан маленькой главкой на глухом барабане. Иконостас трёхярусный.
Храм расположен на высокой береговой террасе, у дороги, при входе в город. Храм разделял верхнюю часть Свияжска — крепость и нижнюю — посад, где жили мещане и ремесленники.
До революции основными композиционными элементами городского ансамбля были три архитектурных комплекса на верхнем плато острова: Успенский и Иоанно-Предтеченский монастыри и Рождественский собор. После разрушения Рождественского собора в 1931 году, церковь Константина и Елены стала исполнять роль доминирующей церкви в общей композиции в восточной окраине Свияжска.
История храма
В 1551 году перед решающим штурмом Казани Иоанн IV Грозный распорядился построить крепость в Свияжске. Помимо деревянного форта и казарм для солдат, в новом поселении возвели первый приходской храм. По преданию, место для него выбирал сам русский государь. Когда небольшая деревянная церковь была закончена, ее посвятили равноапостольным царям Константину и Елене.
Вид церкви святых Константина и Елены со стороны Московской улицы
Известно, что первым священником храма стал отец Герман, который создал свияжскую Богородице-Успенскую мужскую обитель
. В 1564 году первосвященник города принял титул архиепископа и перебрался в Казань.
Самая ранняя запись о свияжской церкви датируется 1568 годом. Спустя 17 лет после основания она была упомянута среди девяти приходских храмов Свияжска в писцовой книге. В древнем документе сохранилась запись, что церковь стояла «на площади, напротив больших Рождественских ворот».
Вид церкви святых Константина и Елены со стороны Болотной улицы
В середине XVI века все городские постройки делали из дерева. Со временем церковь обветшала и ее решили заменить на каменную. Предполагают, что новый храм был построен в конце XVII или в начале XVIII века. Тогда колокольня стояла отдельно от здания.
Храм имел три престола. Главный был посвящен Константину и Елене, южный – христианскому богослову и проповеднику Андрею Критскому, а северный – епископу Ростовскому и Суздальскому Леонтию. В притче числились три священника, просвирня, пономарь и церковный сторож. Все они получали денежное и хлебное жалование из казны, поэтому церковь была «ружной».
Вид церкви святых Константина и Елены с Волги
Она находилась на границе города. С запада от храма возвышались свияжские укрепления, а внизу располагался посад, где стояли мастерские ремесленников и дома мещан. В начале XVIII столетия постройка приобрела современный вид – колокольню и основной объем соединила приземистая трапезная, а в 1855 году храм был приписан к главному городскому собору.
В конце XIX – начале XX столетия свияжская церковь процветала. На деньги епархии и благотворителей были построены два придела и часовня с южной стороны. Известно, что большие суммы на нужды храма пожертвовала местная купчиха Н.И. Саврасова. В церкви было освящено два престола – в честь Георгия Победоносца, почитаемой верующими иконы Владимирской Богоматери и Константина и Елены.
Вид на вход и колокольню церкви святых Константина и Елены
С приходом советской власти ситуация изменилась. Во всех частях государства, в том числе и в Казани, религиозные организации стали активно притеснять. Несмотря на проводимую в стране политику атеизма, свияжскую церковь долго не трогали. Потом был утрачен северный придел, а в 1929 году – разрушена маленькая часовня.
Храмы и монастыри епархии исчезали один за другим. Многие здания были взорваны и разобраны на строительные материалы, а на богослужения в старинной церкви беспрепятственно приходили люди. Так продолжалось до 1939 года, когда настоятель иерей Анатолий Романовский отслужил последний молебен. После этого свияжский храм закрылся.
Общий вид на церковь святых Константина и Елены
Поначалу добротное каменное здание переделали под кузницу, а потом – под склад. В 1980-е и в начале 1990-х годов бывший храм считался филиалом Государственного музея Татарской АССР, поэтому внутри размещались музейные экспозиции, и проводились выставки.
Наконец, по просьбе христианской общины Свияжска здание вернули Церкви. После долгого перерыва, в начале июня 1993 года было проведено первое богослужение.
Прихожане, волонтеры и строители начали масштабную реставрацию. В 1994 году, при расчистке территории с севера от церкви было найдено два захоронения со множеством останков людей. Безвинно погибших перезахоронили в общую могилу, и над ней был поставлен большой поклонный крест.
История появления достопримечательности
Неслучайно в столице Крыма появилась церковь Константина и Елены. Симферополь в качестве главного города Таврической провинции образовался не на пустом месте,
а совсем рядом с татарским поселком Белая Мечеть, где квартировали императорские части. Однако наших храмов на данном пятачке не было.
В середине 1780-х гг. командир полка Б. Тищев приобретает маленький татарский дом, хозяева которого – ортодоксальные мусульмане – по понятным причинам уплыли в Турцию. На сем клочке земли и построили церковь, поименованную в честь указанных святых. После ухода русских солдат до 1786 г. святыня пустовала. Но в том году очередной глава губернии – Каховский – повелел создать иконостас. Храм снова стал действующим.
Через год сюда «занесло» саму Екатерину II. Следуя из Бахчисарая в Карасубазар, она останавливалась в Симферополе и возмущалась бедностью именно этой церкви. Она же распорядилась возвести недалеко новый, Петропавловский собор. Через 7 лет императрица подарила Константино-Еленинскому приходу богатый ритуальный реквизит и два одеяния для священников (в полной комплектации). Однако приказ великой царицы был воплощен в начале следующего столетия.
После строительства Петропавловского собора церковь перестала иметь былое значение, куплена богатым генералом В. Поповым и превращена в домашнюю часовню. Новый хозяин провел реконструкцию, сделав сооружение намного краше. Тем не менее, в 1914 г. заведение снова становится общественным – в Первую мировую войну церковь получает статус полковой.
В революционные годы ее приписали к Петропавловскому собору, в 1924 г. хотели закрыть, а через 5 лет передали здание местному аэроклубу. От первоначального сооружения остались только элементы декора и форма главного корпуса. В начале 90-х гг. помещение вернули местной православной епархии – его воссоздали по одному из чертежей конца XIX века.
Церковь Николая Чудотворца с колокольней
Церковь в честь Святителя Святого Николая Чудотворца еще известна под названием Никольской трапезной церкви, заметить ее несложно — к ней примыкает 43-метровая колокольня. Храм является одним из старейших зданий монастыря, его строительство датируется 1555-1556 годами, т.е. практически с самого основания обители.
Колокольня была построена чуть позже храма, но также является памятником архитектуры XVI века. Такие высокие колокольни XVI века практически не сохранились в России, единственное исключение — колокольня «Иван Великий» в Московском кремле, но тут стоит вспомнить, что в XVI веке она была ниже Свияжской, а высоту 82 метра получила только после достройки в XVII веке.
Никольская трапезная церковь
Колокольня Успенского монастыря в Свияжске
Историки и архитекторы очень часто сравнивают Московскую колокольню со Свияжской, да и церкви при них. Они похожи не только внешне, но и внутренним устройством. Нам, к сожалению, не удалось попасть внутрь Никольской церкви, так как она открыта лишь для монахов монастыря.
Церковь Николая Чудотворца с колокольней
Церковь Николая Чудотворца в Свияжске
Братский корпус и церковь Германа Казанского и Митрофана Воронежского
Братский корпус Успенского Свияжского монастыря был построен в XVII-XVIII веках и, как и другие здания на территории обители, является памятником архитектуры федерального значения. За всю свою многолетнюю историю корпус братии перестраивался и видоизменялся семь раз. В советское время здесь даже располагалась одна из тюрем ГУЛАГа, а позднее — психбольница.
Братский корпус Успенского монастыря
С восточной части к корпусу братии примыкает небольшая церковь, освященная в 1799 году в честь святителей Германа Казанского и Митрофана Воронежского.
Церковь Германа Казанского и Митрофана Воронежского
Но, безусловно, главной жемчужиной Успенского Свияжского монастыря является Успенский собор.
Как добраться
Достопримечательность Свияжска находится на северо-восточной оконечности острова. Храм стоит в 150 м от берега, на перекрестке улиц Константиновская, Успенская, Московская и Болотная. Если вы добираетесь на автомобиле, из Казани нужно выезжать по трассе М-7 в сторону российской столицы. На развязке, после автомобильного моста над рекой Свиягой поверните направо по указателю «Свияжск», и через 11,5 км вы будете на месте.
Иконостас церкви святых Константина и Елены
Остров имеет статус музея-заповедника. Посторонние авто туда не пускают, поэтому нужно запарковаться на охраняемой стоянке перед въездом в Свияжск. Идите пешком по улице Успенская, и через 1 км она выведет вас к храму.
Летом, в сезон навигации из Казани до острова удобно доплыть на теплоходе. Дорога по воде занимает два часа. Церковь расположена в шаговой доступности от речного вокзала Свияжска.
Рейтинг достопримечательности:
← СВИЯЖСК | РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН | РОССИЯ → |
Архитектурные особенности
Старинную церковь по праву считают одной из достопримечательностей Республики Татарстан. После того, как в 1930-е годы был разрушен высокий Рождественский собор, она стала композиционным центром восточной части острова. Белоснежные стены и блестящие купола притягивают взоры! Особенно роскошный вид на храм открывается всем, кто добирается до Свияжска водным путем.
Поклонный крест на месте захоронения
Кирпичное здание возведено в лучших традициях русского храмового зодчества конца XVII – начала XVIII веков. Трехчастная бесстолпная постройка-«корабль» состоит из храмовой части, трапезной и колокольни, которые вытянуты в одну линию – с востока на запад.
Лаконичный четверик церкви имеет коробовые и лотковые своды. Поверх него возвышается глухой барабан с аккуратной луковичной главкой. С востока к зданию примыкает трехлопастная апсида. Так как храм стоит на склоне, абсида находится ниже основного объема.
Низкая одноэтажная трапезная имеет коробовые своды и двухскатную кровлю. С запада от нее стоит красивая трехъярусная колокольня. Два нижних яруса имеют вид четвериков. Выше располагается восьмерик звонницы с арочными проемами, а венчают постройку невысокий сферический купол и глухой барабан с золоченой луковичной главкой.
В декоративном убранстве церкви прослеживаются традиции древнерусского каменного зодчества и элементы барокко. Полуколонки и фронтоны на наличниках окон стилизованы под петушиные гребешки, а карниз украшают кронштейны в виде ступенек.
Вид на крестильню
С севера от храма находится маленькая крестильня, которая появилась в 2010-2012 годах. С юга видна изящная часовня, построенная по проекту архитектора Е.В. Игнатьева на деньги благотворительного фонда «Возрождение». Часовня выполнена в стилистике храма, поэтому они идеально дополняют друг друга. Небольшая территория обнесена невысокой оградой на каменных столбах.
История Свияжского Успенского монастыря
Свияжский Успенский монастырь был основан в 1555 году архиепископом Германом. Мы уже в который раз удивляемся перипетиям российской истории, особенно той ее части, что касается религии. Григорий Фёдорович Садырев-Полев (уже после пострига стал Германом) является потомком Смоленских князей, которые управляли одним из богатейших российских княжеств. Он родился в 1505 году в городе Старица, а постриг принял в Иосифо-Волоцком монастыре под Волоколамском, где познакомился с игуменом Гурием, который после того, как стал архиепископом Казанским, пригласил Германа стать игуменом только что основанного Свияжского Успенского монастыря.
Свияжский Успенский монастырь
Святитель Герман, архиепископ Казанский
Но вернемся к монастырю. При Германе в Свияжском Успенском монастыре были построены каменные храмы, появилось подворье в Казани, которое в последствие стало самостоятельной обителью. В общем, Герман приложил все свои усилия, чтобы всего за несколько лет сделать монастырь одним из богатейших в России. В XIX веке после изъятия части церковных земель в пользу государства, монастырь потихоньку стал приходить в упадок.
В 1918 году был зверски убит его настоятель, а позднее Успенский монастырь закрыли совсем, а его сокровища разграбили. Причем ценные вещи искали везде, вскрыли даже раку с мощами святого Германа, и лишь чудом удалось сохранить чудодейственные мощи. В советское время на территории монастыря располагалась психиатрическая больница, которую упразднили лишь в 1994 году, а спустя три года, в 1997 году, монастырь был возвращен верующим и начал новый этап своей истории.
Вход в Успенский монастырь в Свияжске
Несмотря на все перипетии судьбы, монастырю в Свияжске удалось сохранить свой уникальный архитектурный ансамбль XVI века. Несмотря на то, что святых обителей в нашей стране более тысячи, похвастаться архитектурой допетровской эпохи могут совсем не многие. Мы видели подобное лишь в Спасо- Евфимиевом монастыре в Суздали, в Ферапонтовом монастыре Вологодской области и Иосифо-Волоцкой обители под Волоколамском. Зная, что архитектура монастыря во многом уникальна, мы во время нашего посещения в основном смотрели именно на нее.
История[править]
По благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря в селе Орловка зарегистрирована православная община: Религиозная организация «Православный приход храм во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, г. Севастополя, Симферопольской и Крымской Епархии».
Храм был заложен в июне 2021 года. На месте постройки храма духовенство заложило капсулу и первый камень будущего строения.
Храм построен по модульной технологии. В Крыму по ней возведены ещё четыре православных храма.
14 августа в День праздника изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня благочинный Севастопольского церковного округа протоиерей Сергий Халюта в сослужении настоятеля храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены с. Орловка протоиерея Александра Бондаренко совершил молебное пение перед установкой креста на купол строящегося храма.
Как добраться
Достопримечательность Свияжска находится на северо-восточной оконечности острова. Храм стоит в 150 м от берега, на перекрестке улиц Константиновская, Успенская, Московская и Болотная. Если вы добираетесь на автомобиле, из Казани нужно выезжать по трассе М-7 в сторону российской столицы. На развязке, после автомобильного моста над рекой Свиягой поверните направо по указателю «Свияжск», и через 11,5 км вы будете на месте.
Иконостас церкви святых Константина и Елены
Остров имеет статус музея-заповедника. Посторонние авто туда не пускают, поэтому нужно запарковаться на охраняемой стоянке перед въездом в Свияжск. Идите пешком по улице Успенская, и через 1 км она выведет вас к храму.
Летом, в сезон навигации из Казани до острова удобно доплыть на теплоходе. Дорога по воде занимает два часа. Церковь расположена в шаговой доступности от речного вокзала Свияжска.
Рейтинг достопримечательности:
Рейтинг 4.00
← СВИЯЖСК | РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН | РОССИЯ → |
История храма
В 1551 году перед решающим штурмом Казани Иоанн IV Грозный распорядился построить крепость в Свияжске. Помимо деревянного форта и казарм для солдат, в новом поселении возвели первый приходской храм. По преданию, место для него выбирал сам русский государь. Когда небольшая деревянная церковь была закончена, ее посвятили равноапостольным царям Константину и Елене.
Вид церкви святых Константина и Елены со стороны Московской улицы
Известно, что первым священником храма стал отец Герман, который создал свияжскую Богородице-Успенскую мужскую обитель. В 1564 году первосвященник города принял титул архиепископа и перебрался в Казань.
Самая ранняя запись о свияжской церкви датируется 1568 годом. Спустя 17 лет после основания она была упомянута среди девяти приходских храмов Свияжска в писцовой книге. В древнем документе сохранилась запись, что церковь стояла «на площади, напротив больших Рождественских ворот».
Вид церкви святых Константина и Елены со стороны Болотной улицы
В середине XVI века все городские постройки делали из дерева. Со временем церковь обветшала и ее решили заменить на каменную. Предполагают, что новый храм был построен в конце XVII или в начале XVIII века. Тогда колокольня стояла отдельно от здания.
Храм имел три престола. Главный был посвящен Константину и Елене, южный – христианскому богослову и проповеднику Андрею Критскому, а северный – епископу Ростовскому и Суздальскому Леонтию. В притче числились три священника, просвирня, пономарь и церковный сторож. Все они получали денежное и хлебное жалование из казны, поэтому церковь была «ружной».
Вид церкви святых Константина и Елены с Волги
Она находилась на границе города. С запада от храма возвышались свияжские укрепления, а внизу располагался посад, где стояли мастерские ремесленников и дома мещан. В начале XVIII столетия постройка приобрела современный вид – колокольню и основной объем соединила приземистая трапезная, а в 1855 году храм был приписан к главному городскому собору.
В конце XIX – начале XX столетия свияжская церковь процветала. На деньги епархии и благотворителей были построены два придела и часовня с южной стороны. Известно, что большие суммы на нужды храма пожертвовала местная купчиха Н.И. Саврасова. В церкви было освящено два престола – в честь Георгия Победоносца, почитаемой верующими иконы Владимирской Богоматери и Константина и Елены.
Вид на вход и колокольню церкви святых Константина и Елены
С приходом советской власти ситуация изменилась. Во всех частях государства, в том числе и в Казани, религиозные организации стали активно притеснять. Несмотря на проводимую в стране политику атеизма, свияжскую церковь долго не трогали. Потом был утрачен северный придел, а в 1929 году – разрушена маленькая часовня.
Храмы и монастыри епархии исчезали один за другим. Многие здания были взорваны и разобраны на строительные материалы, а на богослужения в старинной церкви беспрепятственно приходили люди. Так продолжалось до 1939 года, когда настоятель иерей Анатолий Романовский отслужил последний молебен. После этого свияжский храм закрылся.
Общий вид на церковь святых Константина и Елены
Поначалу добротное каменное здание переделали под кузницу, а потом – под склад. В 1980-е и в начале 1990-х годов бывший храм считался филиалом Государственного музея Татарской АССР, поэтому внутри размещались музейные экспозиции, и проводились выставки.
Наконец, по просьбе христианской общины Свияжска здание вернули Церкви. После долгого перерыва, в начале июня 1993 года было проведено первое богослужение.
Прихожане, волонтеры и строители начали масштабную реставрацию. В 1994 году, при расчистке территории с севера от церкви было найдено два захоронения со множеством останков людей. Безвинно погибших перезахоронили в общую могилу, и над ней был поставлен большой поклонный крест.
Последние статьи
-
Зачем советскому самолету Ту-134 была нужна полностью остекленная кабина 10.03.2023, 23:15 -
«Тор»: как скандинавский бог грома и молний помогает охранять русское небо 10.03.2023, 21:50 -
Как после Второй мировой войны делили немецкий флот, и из-за какого корабля спорили больше всего 10.03.2023, 19:38 -
+1 Откуда посреди пустынь появляются старые суда, и почему их никак не получается изучить 10.03.2023, 17:24 -
+1 7 грозных, но крайне малоизвестных видов холодного оружия со всего мира 10.03.2023, 15:43 -
+1 Русское барокко: узнаваемые образцы нарышкинского стиля в архитектуре 10.03.2023, 13:30 -
Чем опасно замерзшее изнутри лобовое стекло автомобиля 10.03.2023, 11:45 -
7 ошибок в оформлении кухни, за которые дизайнер точно не погладит по голове 10.03.2023, 10:38 -
Что приготовить из остатков еды: 5 сытных блюд для всей семьи 10.03.2023, 09:47 -
+2 Зачем на клавиатуре компьютера нужна странная клавиша под названием «меню» 9.03.2023, 23:32
Все статьи
Свияжск, архитектура и достопримечательности
Тому, что Свияжск уцелел, он целиком обязан царским людям, выбравшим место для крепости на самом высоком холме. Город Свияжск, основанный в 1551 г. царем Иваном Грозным, стал первым православным городом в Среднем Поволжье и на некоторое время центром христианизации всех народов Поволжья. Пока татары еще оказывали какое-то сопротивление, зодчие Постник Яковлев и Иван Ширяй возводили великолепные монастыри и храмы, которые, чтобы не гневить грозного царя, русская знать просто осыпала драгоценными дарами. И еще долгое время именно Свияжск, а не Казань, был столицей всего региона.
Деревянные укрепления Свияжска были сработаны на славу и простояли почти двести лет, пока не были разобраны в первой трети XVIII в. Город утратил как стратегическое,так и торговое значение: купеческие суда шли мимо него. Но пока еще он оставался одним из важнейших центров паломничества к монастырским святыням. В 1781 г. было учреждено Казанское наместничество, и Свияжск расстался со своим «столичным» положением.
Пережив несколько опустошительных пожаров, к концу XIX в. Свияжск стал совсем незаметным уездным городком. Когда начались революционные события 1917 г, в Свияжске проживало три тысячи человек. Установление советской власти и ее атеистических законов означало полный упадок Свияжска. После 1917 г. известные на всю Россию монастыри — Успенский и Иоанно-Предтеченский, а также отдельные храмы были закрыты, братия изгнана, церковные ценности национализированы. В 1932 г. Свияжск лишился статуса города и стал селом.
И уж совсем поразительные изменения ожидали Свияжск в 1956 г., когда при заполнении Куйбышевского водохранилища село превратилось в остров. Его храмы вполне могли бы уйти под воду вместе с 18 другими, из соседних сел и деревень, что после образования Куйбышевского водохранилища оказались на дне Волги. Свияжск спасло только то, что в XVI в. для строительства крепости «царь Шигалей» выбрал место над рекой на вершине горы Круглой.
Самые значительные достопримечательности Свияжска — два его монастыря: Иоанно-Предтеченский и Богородице-Успенский, расположенные в западной части острова. Ансамбль Иоанно-Предтеченского монастыря включает деревянную Троицкую церковь — самую старую постройку Свияжска и последнюю уцелевшую часть Свияжской крепости, построенную из оригинальной мышкинской лиственницы. Это еще и единственная деревянная церковь Татарстана, и старейший православный храм всего Нижнего Поволжья.
В XVII в. в монастыре появилась первая каменная постройка — Сергиевская церковь, возведенная псковскими зодчими, трудившимися на строительстве Казанского кремля. В центре монастыря высится массивный — самый большой в Свияжске — собор иконы Всех Скорбящих Радости, построенный из красного кирпича в концеXIX в. и представляющий собой классический пример неовизантийского стиля, близкий по своей архитектуре к Кронштадскому собору.
Богородице-Успенский монастырь, входящий в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположен на противоположной от Волги стороне острова. Это выдающееся творение русского зодчества возведено Постником Яковлевым (Бармой) и Иваном Ширяем: предположительно, именно они построили собор Василия Блаженного на Красной площади. Если это так, тогда легенда о том, что Иван Грозный ослепил зодчих, не имеет под собой основания, поскольку монастырь построен позднее. Славу монастырю принесли его уникальные и прекрасно сохранившиеся фрески XVI в. В 1556 г. в монастыре построили Никольскую церковь — редчайший образец церкви-колокольни с массивной башней на почти монолитном основании. Туристов в нее не пускают, она только для монахов.
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Успенский собор — самый большой храм Свияжска, и, конечно же, уникальный памятник архитектуры (других в монастыре просто нет). Фактически Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь начался именно с этой церкви, заложенной в 1556 году и освященной в 1561 году. Как правило, все русские монастыри начинаются с деревянных церквей, так издавна повелось на Руси — даже самые богатыре из них не могут позволить себе начать строительство с каменного храма. Но Свияжск оказался исключением, ведь обе каменные церкви обители были построены еще при жизни Германа Казанского — основателя Успенского монастыря.
Успенский собор в Свияжске
Причем Герман не только «построил» эти храмы, но и его жизнь в обители была тесно с ними связана: при Никольской церкви находилась келья, в которой он жил, а в Успенском соборе несколько лет служил Божественную Литургию. Сейчас же в храме хранятся его мощи, которые являются главной святыней Успенского монастыря.
Успенская церковь в Свияжске
Успенский собор очень напоминает белокаменные церкви Пскова и Великого Новгорода, но все равно по-своему уникален. Конечно же, с течением времени внешний вид церкви менялся. Так в 1857 году, спустя почти 300 лет, появилось главное крыльцо, да и вообще был изменен внешний вид всего западного фасада.
Крыльцо Успенского собора
Помимо мощей Святого Германа, второй важной реликвией собора являются фрески XVI века. Их площадь более 1000 квадратных метров, причем до наших дней они сохранились почти в первозданном виде
В России всего два храма, в которых можно увидеть полный цикл стенной живописи эпохи Ивана Грозного.
Первый — это Успенский собор в Свияжске, а второй находится в Ярославле, в соборе Спасо-Преображенского монастыря. К сожалению, мы не смогли попасть внутрь и оценить всю красоту и разнообразие живописных стен, так как внутри ведутся реставрационные работы и собор закрыт для посещения.
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Рядом с собором находится небольшое монастырское кладбище, где находится братская могила и памятный крест.
Монастырское кладбище
Монастырское кладбище
Монастырское кладбище
Интерьеры и святыни
Внутри церковь очень уютная, и в ней сразу ощущаешь себя, как дома. В восточной части установлен трехъярусный иконостас. Большинство икон – новые. Некоторые были написаны отцом Сергией (Коробцевым), который возглавляет местную общину с 1995 года.
Самой древней считается икона «Господь Саваоф», которую искусствоведы датируют XVIII веком. В церкви есть несколько икон XIX столетия. Верующие приходят сюда, чтобы помолиться перед православными святынями – Свияжской иконой Богоматери, образом почитаемого в России Сергия Радонежского и иконой с частицей мощей святителя Германа Казанского.
Настоятельский корпус
В самом углу монастыря разместилось небольшое двухэтажное здание Настоятельского корпуса, в некоторых источниках его еще называют Архиерейским. Этот корпус был построен во второй половине XVII века и внешне очень похож на терем из русских сказок. Считается, что больше нигде в Казани и окрестностях не сохранилось ни одного жилого здания, построенного в XVII веке — храмы есть, а вот жилых домов больше нет. Так что и Настоятельский корпус Успенского монастыря в Свияжске по-своему уникальный памятник архитектуры. Кстати, подобное здание мы видели в Костроме, когда посещали Ипатьевский монастырь.
Настоятельский корпус Успенского монастыря
Архиерейский корпус Успенского монастыря
В советское время в Настоятельском корпусе находились палаты психиатрической больницы. Чуть дальше мы увидим Никольский храм, который поражает своей мощью и красотой.
Заключение
Успенский монастырь в Свияжске — это одно из мест, ради которого люди вообще сюда едут. Мы были настроены довольно скептически, ведь мы уже посмотрели не один десяток монастырей по всей России, и казалось бы, нас сложно чем-то удивить. Но Свияжску это удалось — храмы XVI века и необыкновенная благодать (как бы пафосно это сейчас не звучало) придают этому месту какую-то особую атмосферу.
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…
Несмотря на то, что Свияжск довольно раскрученное туристическое место, в Успенском монастыре не создается ощущения, что ты в музее, как например в знаменитой Троице-Сергиевой лавре в Подмосковье. Но Успенский монастырь далеко не единственная достопримечательность острова-града Свияжска, но о них мы расскажем как-нибудь в другой раз.