История зилантова монастыря: как на змеиной горе вырос кремль

На змеиной горе

Осенью 1552 года состоялся последний казанский поход Ивана Грозного. 15 октября он вошел в город. В тот же день на берегу Казанки, на могиле воинов, павших при взятии города, названной Новым Русским кладбищем, он основал мужской поминальный монастырь, посвящённый Успению Божией Матери и Всем святым, дав завещание «на веки веков петь панихиды по убиенным родителям нашим». Эта обитель была одной из древнейших в Казани и Среднем Поволжье.

Из-за частых и бурных разливов Казанки, разрушавших деревянную церковь и кельи, около 1560 года её перенесли на возвышенное место — Зилантову гору. Название горы происходит от имени легендарного дракона («змия»), якобы жившего в древности на этом месте. С тех пор за монастырём и утвердилось название — Зилантов.

В XVII веке обитель обнесли каменными стенами. В 1625 году возвели Успенскую церковь, в 1681 году — церковь во имя Всех Святых, дошедшую до нас с изменениями, храм святителя Алексия. В середине XVIII века монастырь имел уже четыре каменные церкви, дворовые постройки и ухоженный сад. Ему принадлежала роща, остаток древнего Ягодного леса, а сам холм с трёх сторон живопис­но огибала Казанка.

Зилантов монастырь никогда не имел всероссийской известности, и в нём не было святынь, привлекавших многочисленных паломников. Самой почитаемой реликвией монастыря была Смоленская икона Божией Матери, якобы привезённая ещё Иваном Грозным.

Строгую жизнь проводили иноки на горе, выполняя завещание о поминовении воинов, молясь о всех от века почивших православных. Здесь читалась Неусыпаемая молитва. В Национальном архиве РТ хранится уникальный Синодик для поминовения всех усопших и убиенных с каплями воска на страницах, начатый ещё в 1560 году. В нём тысячи имен — от царей до князей, бояр и простолюдинов с их родами.

О некоторых настоятелях святой обители хочется сказать особо. Архиепископ Амвросий (Сретенский) (1765 — 1828) организовал в 1812 году общероссийскую подписку по сбору средств и построил Храм-памятник на братской могиле русских витязей. Ему монастырь обязан сооружением могучих зубчатых стен зилантовского кремля и ныне стоящего настоятельского корпуса.

Архимандрит Пётр был настоятелем всего год, впоследствии был утверждён наместником Киево-Печерской лавры. Это ему во сне явился патриарх Никон, которого он особо почитал, предупредил об опасности, грозившей его жизни и прикоснувшись жезлом, исцелил от тяжёлой болезни. В 1829 — 1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Воскресенский) — ученый, монах, аскет, воспитанник Троице-Сергиевой лавры. Архимандрит присутствовал при коронации и миропомазании императора Николая I, получив из рук государя медаль. Вторая их встреча произошла уже в Казани во время посещения императором Зилантова монастыря и могилы воинов на Казанке летом 1836 года.

Святитель Филарет (Амфитеатров) — один из двух «Великих Филаретов» XIX столетия. Поднял монастырь из нищеты, а храм-памятник определил под попечение именитых казанских купцов. Ему город также обязан организацией торжественных крестных ходов от кремля до храма-памятника на могиле воинов, так называемых «казанских именин». Частичка его мощей находится в мощевике Зилантова монастыря.

Архимандрит Антоний (Петров) (1830-1902), знаменитый миссионер, свыше 20 лет проведший в отдаленных районах Сибири и обративший в православие тысячи бурят, эвенков, орочей.

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы — главная архитектурная достопримечательность монастыря. Это четырехстолпный, трехнефный, трехапсидный однокупольный храм. Барабан венчает купол со шлемовидной главой. Лестница в западной стене ведет на хоры.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Длина храма составляет 18 метров, ширина — 14 метров, высота — 19 метров. Во время богослужения здесь могло присутствовать несколько десятков верующих. Предполагают, что собор был усыпальницей для представителей рода Рюриковичей, на что указывает наличие глубоких полуциркульных ниш-аркосолий, предназначенных для погребения.

Крест в закомаре Успенского собора

Среди исследователей нет однозначного мнения относительно заказчика и точного времени постройки храма. Вероятно, он стоит на месте более древней деревянной церкви. По одной из версий, его заказчиком мог быть князь Мстислав Великий (1076-1132) или его супруга, шведская принцесса Кристина. Согласно другой — их сын, князь Изяслав (ок.1097-1154), на что указывает княжеский замок, обнаруженный под сводами храма. Возможно, возведение собора было начато либо одновременно со Староладожской крепостью (1114-1116), либо сразу после него.

Успенский собор

В 1611-1617 годах Успенский монастырь, как и вся Ладога, был разорен шведами. Однако уже в 1617 году, сразу после ухода неприятеля, Успенский собор был заново освящен.

Пристройки и переделки XVIII-XIX веков значительно исказили первоначальный облик храма. В 1762 году при игуменье Евпраксии с западной стороны храма была пристроена каменная колокольня, сменившая ветхую деревянную. В 1802 году к Благовещенскому приделу вместо прежней деревянной паперти была пристроена каменная. В 1829 году каменная колокольня была надстроена третьим ярусом, её высота составила 32 метра.

Прясло Успенского собора

В 1831-1833 годах по проекту петербургского архитектора А.И.Мельникова был перестроен теплый Благовещенский придел. В результате этих перестроек собор, паперти и колокольня составили единый объем. В 1854-56 годах был переделан придел святой великомученицы Варвары, устроенный на хорах в северо-восточной части храма в начале XVIII века. На хорах в юго-восточной части храма появился новый придел во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1855-56 годах в прежде холодной Успенской церкви были устроены печи, она стала теплой. В это же время появился новый иконостас, уничтоженный после революции.

В ходе реставрационных работ 1958-1960 годов первоначальный объем Успенского собора был освобожден от позднейших пристроек. Было раскрыто около 50 кв. метров фресок XII века — около 13 тысяч фрагментов росписи на стенах, столбах и в откосах оконных проемов.

Фрагменты притвора

За время время, прошедшее с момента строительства, культурный слой поднялся на несколько метров, и теперь храм выглядит более приземистым, чем в древности. Успенский собор — первый среди подобных сооружений в Старой Ладоги. Все остальные храмы строились по его подобию.

Богослужения в Успенском соборе проводятся только в летний период. Между РПЦ и Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) постоянно ведутся споры относительно правильной эксплуатации собора.

Барабан и купол Успенского собора

История монастыря в XVII-XX веках

Монастырский ансамбль из камня был построен в XVII столетии. На территории монастыря появились величественный Успенский собор, церковь в честь митрополита Алексия, братские корпуса и хозяйственные постройки.

Собор Троицы Живоначальной Зилантового Успенского монастыря

Известно, что в 40-е годы XVII века в казанской обители жил Суздальский и Тарусский архиепископ Иосиф. Священника обвинили в ереси и сняли святительский сан. Он провел остаток своих дней в Казани и нашел свой последний приют в стенах Зилантова монастыря.

С 1732 по 1740 год в обители находилось высшее учебное заведение местной епархии – Казанская духовная семинария, а потом – Новокрещенская школа. В 1829-1950 годы настоятелем монастыря был профессор Казанского университета по кафедре церковного права – архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский). В это время монастырь посетил российский император Николай I.

Вид на церковь Адриана и Наталии при сестринском корпусе Зилантового Успенского монастыря

В середине XIX века к обители построили отличную брусчатую дорогу. Казанский монастырь процветал! К началу прошлого века было издано три путеводителя по Зилантову монастырю. Появился четвертый братский корпус, а стены Всехсвятского храма покрыли росписями в древнерусском стиле.

После революции и прихода новой власти всё переменилось. В 1918 году отряд красноармейцев без суда и следствия расстрелял настоятеля – архимандрита Сергия (Зайцева) и 10 монахов. Некоторое время обитель простояла бесхозной, а потом здесь создали православную общину. Правда, она просуществовала недолго. В 1928 году всех верующих изгнали с территории старинного монастыря.

Вид на церковь Адриана и Наталии от Игуменского корпуса Зилантового Успенского монастыря

Когда по всей стране проходила активная кампания против религии, было полностью уничтожено древнее монастырское кладбище. От могил монахов, настоятелей и именитых горожан не осталось ни следа. В 1930-1950-е годы в бывшем монастыре находились тюрьма НКВД, детская колония, склады МВД, а потом – коммунальные квартиры. За несколько десятилетий великолепный архитектурный ансамбль был практически разрушен.

В августе 1998 года, когда было принято решение возродить монастырь, как женский, на его территории оставались только настоятельный корпус и Всехсвятская церковь. Все остальные постройки появились в монастыре в последние годы.

Вид на надвратную колокольню с церковью Михаила Архангела (по центру) и церковь Владимира равноапостольного (справа)

История Свято-Успенского монастыря

Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь расположен к северу от Староладожской крепости. Некогда это был центр Богородицкого конца. Южную границу Старой Ладоги маркирует Никольский мужской монастырь.

Там, где сейчас стоит Успенский собор, прежде протекал ручей Грубица, впоследствии засыпанный. На мысу, образованный им и Волховым, некогда располагалось древнее поселение, которое могло быть, по мнению исследователей, одним из центров Старой Ладоги. Затем здесь вырос монастырь Симеона Богоприимца. А позднее — Успенский женский монастырь.

Датой основания Свято-Успенского девичьего монастыря считается 1156 год, а первое летописное упоминание о нем относится к XV веку. В Смутное время монастырь был разграблен, однако его насельницы смогли довольно быстро восстановить обитель. В 1718 году опустошительный пожар уничтожил большую часть монастырских построек.

Новый период строительства начался в XIX веке. В 1823-25 годах в стиле позднего классицизма были построены Западные Святые врата. Крестовоздвиженская церковь, Больничный корпус и другие были построены в 1862 году по проекту архитектора А.М.Горностаева в псевдорусском стиле.

Западные Святые врата и Трапезный корпус

После революции монастырь был закрыт. Верующим его вернули лишь в начале 2000-х годов, в аварийном состоянии. 28 августа 2005 года в Успенском соборе состоялась первая Божественная Литургия. В настоящее время в монастыре возрождена монашеская жизнь.

Ограда, Святые врата и Западный корпус

«Красный террор» и новое время

Своими мучениками прославилась обитель и в XX веке. Штурм Казани красными войсками в сентябре 1918 года начался именно с Зилантовой горы. Надвигавшийся «красный террор» заставил тысячи горожан, в том числе архиепископа Казанского и Свияжского Иакова и священство, покинуть город. Но не ушли монахи обители. Иноки монастыря, отслужив последнюю в своей жизни литургию, трапезничали. Красноармейцы ворвались в трапезную и зверски расстреляли всех находившихся там во главе с архимандритом Сергием (Зайцевым), которого называли миротворцем. Чудом выжил лишь духовник обители престарелый иеромонах Иосиф, который и поведал братии Иоанно-Предтеченского монастыря о страшной трагедии.

В годы советской власти монастырь разграбили, осквернили и почти стёрли с лица земли. Здесь поочередно располагались тюрьма, склады МВД, детская колония, коммунальные квартиры. Когда в конце 1980-х годов оттуда из-за невыносимых бытовых условий переселили всех жителей, то почти вся гора представляла собой сплошную свалку отходов и мусора.

В 1998 году Зилантову обитель вернули Казанской епархии. Монастырь возрожден как единственный женский в Казани и её окрестностях. Настоятельница монастыря сегодня — игуменья Сергия (Лакатош). В июле 2004 года освятили Владимирскую церковь, а в 2006 году при стечении прихожан — Троицкий храм. Действует Успенский собор (бывший Всехсвятский). Зилантова гора после долгих десятилетий запустения и забвения оглашается благовестом.

Как основали обитель

Казанское ханство долго оставалось неприступным и не желало подчиняться воле Москвы. В 1552 году российский государь Иоанн IV Грозный отправился в последний поход на волжский город. 15 октября войска вошли в Казань, и в этот же день царь повелел построить православный монастырь.

Вид на собор Успения Пресвятой Богородицы (Всех Святых)

По преданию, новая обитель возникла возле братской могилы солдат, которые пали в борьбе за город. Неподалеку стояла походная церковь и палатка царя. Поминальный монастырь рядом с Новым Русским кладбище посвятили Успению Пресвятой Богородицы и Всем Святым. Первые монахи дали зарок вечно служить панихиды по убиенным.

Деревянные кельи и храм поставили в низинном месте, поэтому они постоянно страдали от разливов Казанки. Ежегодно в паводок речная вода поднималась и затапливала обитель. В 1559 году Волга разлилась особенно сильно, размыла монастырские стены, и было решено, что братия переберется на возвышенность. Выбор пал на Змеиную гору. С тех пор за монастырем закрепилось название «Зилантов».

Вид на малую колокольню Зилантового Успенского монастыря

По христианской версии, Зилантову гору выбрали не случайно. Новый монастырь поставили там, где погиб первый христианский мученик Казани – святой Иоанн. Из его жизнеописания известно, что праведник родился в Нижнем Новгороде. В 1505 году казанские татары напали на этот город и увели в плен много жителей. Среди них оказался и юноша по имени Иоанн.

После того, как несчастных доставили в Казань, Иоанн стал слугой у дяди хана – Алей-Шпура. Когда хозяин захотел обратить своего нового слугу в ислам, Иоанн ответил отказом и сказал, что будет твердо придерживаться христианской веры.

Вид на собор Троицы Живоначальной Зилантового Успенского монастыря

Ни уговоры, ни пытки не могли сломить его волю. В 1529 году разгневанный Алей-Шпур велел казнить Иоанна. Мученика вывели на гору, нанесли множество смертельных ран и оставили бездыханное тело на морозе. Поздно вечером Иоанн очнулся, дошел до бояр московского князя, которые жили в Казани, и рассказал им о своих злоключениях. Ночью он успел причаститься и умер. Тело Иоанна было тайно погребено на Зилантовой горе.

Самый старый некрополь

Зилантовское кладбище занимало всю северо-восточную половину древней горы. По северной, обращенной к Казанке её части, живописными группами росли вековые вязы, дубы, свидетели исторических событий 1552 года.

Некрополь составлял часть многовековой истории и славного прошлого монастыря. Это самое древнее в Казани «русское кладбище», где ещё 24 января 1529 года было погребено тело святого мученика Иоанна — нижегородца, находившегося в казанском плену. «И положено бысть честное его и многострадальное тело на старом русском кладбище», — как писал о нём святой Ермоген в 1592 году.

А в 1774 году на ней принял смерть от повстанцев Пугачева настоятель монастыря игумен Асинкрит. Название «старого русского кладбища» довольно долго именовалось даже в официальных документах.

На монастырском некрополе хоронили не только священнослужителей, но и имелись семейные усыпальницы именитых горожан Александровых, Тихомирновых, Кондыриных, Крашенинниковых, Шмагиных, Моисеевых, Еремеевых, Нееловых, Растовских, маркизов де Траверсе. В фамильном склепе был похоронен почётный потомственный гражданин Казани, купец 1-й гильдии Иван Иванович Алафузов.

В монастыре похоронена известная казанская благотворительница, подарившая городу здание Пассажа — Ольга Александрова-Гейнс († 29 октября 1927 г.). Здесь нашли свой последний приют князь Василий Болховский († 1801 г.), генерал-майор Ермолай Великопольский († 1802 г.), бывший губернатор Казанской губернии Александр Гейнс († 1892 г.), командир порохового завода Василий Глухов († 1835 г.), архитектор Василий Кафтырев († 1807 г.), генерал-майор Алексей Лецкой († 1800 г.), благодетель монастыря, купец Николай Мясников, подполковник, троюродный брат А. С. Пушкина Александр Неелов († 1844 г.), гвардии капитан, дядя Л. Н. Толстого Николай Юшков († 1828 г.). Не менее трёх тысяч наших земляков упокоилось на монастырском погосте.

Как отмечает известный казанский исследователь Пётр Дульский, некрополь Зилантова монастыря имел немало деревянных резных памятников редкой красоты, что «свидетельствовало о большом чутье форм мастеров, которые с увлечением воплотили в своей работе частицу художественных заветов народного творчества». Кресты-надгробия подчас были настоящими произведениями старинной русской деревянной резьбы, не уступающей по изыс­канности резьбе иконостасов. Когда в советское время кладбище разорили и полностью сровняли с землёй, один крест XVIII века не был уничтожен именно потому, что его причислили к «произведениям искусства» и поместили в качестве экспоната в Национальный музей. Там он находится и поныне. Почти два с половиной столетия не разрушили деревянную резьбу. Четыре изящных столбика в форме миниатюрной башенки-часовенки держат на себе многоярусный витой столбик, увенчанный восьмиконечным православным крестом. Фото­графии этого надгробия есть как в дореволюционных книжках, так и в советских путеводителях по Казани.

В октябре 2006 года в обители установили поклонный крест. Пришло время покаяния.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: