История монастыря
Из монастырской летописи становится понятно, что учреждение было основано в XV веке отшельником по имени Опта.
До принятия иночества он был разбойником, однако со временем раскаялся в содеянном и пожелал посвятить свою жизнь служению Всевышнему.
Монастырь с высоты птичьего полёта
Приняв постриг под именем Макарий, новоиспеченный инок принялся обустраивать территорию пустыни. Однако другое поверье опровергает эту версию, утверждая, что монастырь строился самими подвижниками, получившими знак свыше. Покаяние в своих ранних грехах они выражали неустанным трудом и искренними молитвами.
После окончания строительства и вплоть до 1504 г. обитель населяли и старцы, и старицы. Однако впоследствии на проживание на одной территории иноков и инокинь наложили запрет, и монастырь превратился в исключительно мужское учреждение.
Общий вид на монастырь
В 1689 г. на территории пустыни появился первый каменный храм. С целью ее расширения династией Романовых обители были отписаны земли. Но при Петре I Оптинская пустынь была упразднена – в силу ее малочисленности она не могла оплачивать немалые пошлины. Впрочем, подобная участь тогда коснулась многих монастырей.
С 1724 г. для пустыни наступают новые времена – ее причисляют к комплексу Белевского Спасо-Преображенского монастыря. Но спустя пару лет благодаря прошениям стольника Шепелева обитель вновь становится самостоятельным учреждением. Однако эти изменения не отразились на его финансовом благополучии, он так и продолжал существовать без государственных средств. Конечно, местные бояре оказывали монастырю посильную помощь, но для поддержания подворья в отличном состоянии их не хватало. Поэтому деревянные постройки до 1764 г. обветшали.
Святые врата монастыря
Храмы
действующие
-
Введенский собор — главный храм обители (построен в 1750—1771 годах). Освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы: Имеет три придела: главный — Введения во Храм Пресвятой Богородицы,
северный — преп. Амвросия старца Оптинского, южный — Святителя Николая
Чудотворца.Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария
старцев Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией
Матери.Во Введенском храме совершаются ежедневно: полунощница, ранняя
литургия, панихида, молебен с акафистом преп. Амвросию. В воскресные
дни: ранняя литургия, молебен с акафистом преп. Амвросию. -
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (построен в
1811 году, восстановлен и освящен в 1996 году): Престолы: центральный —
Казанской иконы Божией матери; северный — свв. великомучеников Георгия
Победоносца и Феодора Стратилата; южный — Кресто-воздвиженский.Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Оптинских старцев
Моисея, Антония и Исаакия I. Мощи покоятся под спудом, сверху устроены
мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих. Силами
монастырских братий-иконописцев, стены храма украшаются фресками,
выполненными по древнему способу «влажной» росписи.Это самый большой храм в Оптиной Пустыни, в нём проводится ежедневно
вечернее богослужение, а также воскресные и праздничные поздние
литургии. -
Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери (восстановлен на месте полностью разрушенного храма и освящен в 1998 г.):
Престол один — в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Это храм-усыпальница для обретенных 7-10 июля 1998 г. св. мощей
преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия
(Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Св. мощи семи
преподобных старцев перенесены во Владимирский храм 23 октября 1998 г.
на празднование памяти преп. Амвросия Оптинского и положены в гранитные
раки для поклонения верующих.Во Владимирском храме ежедневно совершаются: исповедь, водосвятный молебен, акафист преподобным Старцам Оптинским.
-
Храм в честь прп. Илариона Великого (построен в 1874 г.):
Находится вне стен монастыря, в одном здании с гостиницей и
паломнической трапезной. Престол один в честь прп. Илариона Великого. Преподобный Илларион (Пономарев) —Старец Оптиной пустыни. В этом храме совершаются Таинства для мирян: крещение, отпевание усопших. -
Храм в честь св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском Скиту
(построен в 1825 г.): Престол один в честь Собора св. Иоанна Предтечи. В
этом храме совершаются богослужения по особому скитскому уставу.
Паломники допускаются на эти богослужения только в престольные праздники
Скита. -
Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»:
Храм построен в 1997—2000 гг. Находится на территории подсобного
хозяйства монастыря. Имеет один Престол, освященный в честь иконы Божией
Матери «Спорительница хлебов». -
Храм в честь Преображения Господня:
Заложен 14 августа 2005 года Святейшим Патриархом Алексием II
во время его последнего посещения Оптиной Пустыни. Освящён 30 декабря
2007 года наместником обители архимандритом Венедиктом. Храм является
новым: на его месте никогда не было храма.Святыни: в храме находятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко).
В этом храме несколько раз в неделю совершается Литургия, служатся водосвятные молебны.
В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский и
Владимирский, всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный
вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцев и
Старцев Оптинских.
Храмы
восстанавливающиеся
-
Храм в честь прп. Марии Египетской:
В настоящее время храм восстанавливается и реставрируется.
-
Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского с храмом в честь Архангела Михаила в нижнем полуподвальном помещении.
Находится на территории Иоанно-Предтеченского скита. В настоящее
время в здании храма размещается паломническая гостиница. Ведутся
ремонтно-восстановительные работы. В подклетном храме в честь Архангела
Михаила служатся водосвятные молебны для паломников, проживающих на
территории скита. Посторонние не допускаются. -
Храм в честь Всех Святых. Находится на бывшем новом
монастырском кладбище за оградой монастыря. После закрытия обители был
полностью разрушен, в настоящее время строится заново.На монастырском кладбище (в юго-восточной части монастыря) находятся
могилы оптинских иноков: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта,
убиенных сатанистом на Пасху 1993 г. В настоящее время на месте их
погребения построена каменная часовня.
Как добраться до Оптиной Пустыни
Помимо организованных экскурсий, до Оптиной пустыни можно добраться и другими путями.
На электричке
Вариант не самый удачный, но с пересадкой в деревне Сухиничи до Козельска из Калуги можно доехать на электричке. Пересаживаться придется на другую электричку, которая ходит всего дважды в сутки (утром и вечером), а автобусы между пунктами не курсируют.
Маргарита Кушниренко
На автобусе
Из Калуги в Козельск часто ездят местные автобусы, дорога занимает 1,5–2 часа. Узнать точное время и цену поездки можно на ресурсе Яндекс. Расписания. Когда окажетесь в Козельске — трудности не кончатся, общественный транспорт до Оптиной пустыни не идет. Можно воспользоваться услугами такси. Такси-сервис Rush единственный в Козельске.
На машине из Калуги
Путь из Калуги до Оптиной пустыни на машине составляет чуть больше часа — около 75 км. Ехать следует по Центральной улице, всегда прямо. В середине пути будет село Перемышль, далее, минув еще 4 деревни, вы окажетесь около Козельска. Не заезжая в него, нужно проехать по кольцу и через реку Жиздра, свернув затем на Оптинское шоссе.
Маршрут из Калуги в деревню Оптина Пустынь — Яндекс. Карты
Из Москвы
Общественный транспорт из Москвы до Оптиной Пустыни в Калужской области — рейсовые автобусы, курсирующие по маршруту Москва — Козельск. Отправление — от автостанции Теплый Стан. В течение дня рейсов несколько, время в пути — чуть больше 5 часов. Расстояние до Оптиной Пустыни от Москвы — около 260 км по автомобильным дорогам.
Видеообзор над монастырем Оптина пустынь
Казанский храм
Казанский храм первым встречает гостей Оптиной пустыни. Дорога от центральных врат ведет прямо к нему.
Построен он в стиле классицизма, с одним куполом, по которому на голубом фоне рассыпаны звезды. Основание заложили в 1805 г., дата окончания строительства – 1811 г.
Трагические страницы истории постигли Оптину пустынь в 1923 г. Тогда на территории монастыря расположилась сельскохозяйственная артель. Казанский храм подвергся разрушению, для удобства проезда техники снесли даже некоторые стены. Дорога проходила прямо через алтарь. Что и говорить о внутреннем убранстве… От него не осталось и следа.
В 90-е годы, после возвращения обители Русской Православной Церкви, храм полностью восстановлен. Интерьер и роспись, какими сегодня любуются посетители, проходила под руководством мастеров – Игоря Юрьевича Самолыго и Евгения Николаевича Максимова.
Центральный престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Кроме него есть еще два придела – с южной стороны в честь Воздвижения Креста Господня, а северный придел посвящен двум великомученикам – св. Георгию Победоносцу и св. Феодору Стратилату.
В Казанском храме под спудом почивают мощи бывших старцев-настоятелей обители: схиигум. Антония и схиархим. Моисея (два родных брата), а также схиархим. Исаакия.
К великим оптинским старцам. Клыково — Оптина Пустынь — Шамордино
Клыково — Оптина Пустынь — Шамордино Отправление — 16 июля в 21 час.00мин. (г. Липецк, ул. Неделина, д. 61 «Люкс Трэвел») Отправление из Ельца в 22 часа 30 мин. (АС № 2, касса «Люкс Трэвел») возвращение — 18 июля в 23 час. 00 мин.
Село Клыково Мужской монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь
Монастырь, где находится Образ Спаса Нерукотворного – мы предлагаем посетить Вам в этой поездке. Многие и многие годы огромное количество людей несли к нему свои беды и радости, искали защиты и помощи. А в 20-е годы 19 столетия в Козельском уезде свирепствовала холера. Людей погибло видимо-невидимо: отпевать не успевали. Вот тогда-то в Село Клыково принесен был образ Спасителя.
Все, кто еще на ногах держался, — и больные, и здоровые – двинулись крестным ходом вокруг села во главе с чудотворной иконой, и, что поразительно, грозная холера отступила. Вскоре страшное бедствие прекратилось вовсе. Более 2-х сот лет прошло, а в Клыкове все еще помнят о чудесном спасении от холеры. Ибо это событие не только в истории записано, но и в сердцах людей.
Пора недолгого расцвета
Северная стена монастыря. Святые ворота и братские корпуса
Вид, который можно было бы назвать современным, если бы не последующие разрушения, монастырь приобрел благодаря трудам наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Павла (Глебова) и назначенного им строителем (1896), а затем — игуменом обители иеромонаха, впоследствии — схиигумена Германа (Гомзина). В 1900 г. освятили собор Смоленской иконы Божией матери, поднявшийся над могилой Зосимы, в верхней точке холма. Обитель, с тех пор именуемую Свято-Смоленской Зосимовой пустынью, окружили крепостные стены с четырьмя угловыми башнями и одной, разбивающей южную сторону ограды на два прясла. Над западной стеной поставили рубленые настоятельские покои. Святые ворота монастыря выходили на север, на почти прямую дорогу к станции Арсаки. К западной воротной башне примкнул келейный корпус, выстроенный на средства великой княгини Елизаветы Фёдоровны. В нем поселился пришедший из Москвы протопресвитер Федор (Соловьев), принявший постриг с именем Алексия.
Келейный корпус
«Тогда здесь была такая глушь, такая тишина, кругом лес, и деревья близко подходили к кельям, так, что ветки их качались у моего окна, а по ним часто прыгали белки», — писал о. Алексий.
Обитель быстро наполнилась монахами, трудниками и паломниками и стала одним из главных центров духовной жизни страны и старчества. Под последним понимается особый вид духовного наставничества прежде всего над братией, но также и над мирянами. Овдовевшая великая княгиня Елизавета Фёдоровна, которой судьба уготовила праведную жизнь и мученическую кончину, здесь, в Зосимовой пустыни, также приняла схиму и вместе с сестрами основанной ей Марфо-Мариинской обители, получала наставления и утешение от старца Алексия. В монастыре побывали Павел Флоренский, Николай Бердяев, Сергей Булгаков, послушником, а затем и монахом обители стал видный чиновник министерства юстиции С. Е. Кожухов.
Св. Алексий
Именно старцу Алексию на Всероссийском Поместном Соборе в ноябре 1917-го было поручено вынуть жребий, определивший имя первого после двухсотлетнего перерыва Патриарха Всея Руси; им стал московский митрополит Тихон (Беллавин).
Так случилось, что в те же годы, что строилась и укреплялась Смоленско-Зосимова пустынь, завершали земной путь прославленные старцы Оптиной пустыни, и, может быть, еще и поэтому монастырь над тихой Молокчей стали называть Северной Оптиной.
На берегу Молокчи
Молокча вблизи монастырских стен
Густые, труднопроходимые леса по краю Владимирского Ополья, через которые тянулись пути к Москве, Переславлю и другим древним русским городам, не всегда были надежной защитой от захватчиков. Предполагают, что некогда стоял здесь над маленькой речкой Молокчей (Молохчей) разрушенный в Смутное время интервентами монастырь, но к концу XVII века от него уже ничего не оставалось, и здешние земли, принадлежавшие теперь дворянам Тимоновым, называли Ульяниной пустошью, по имени одной из прежних владелиц, Ульяны Зворыкиной.
Сюда из Троице-Сергиевой Лавры удалился искавший уединения схимонах Зосима. С собой он принес икону Смоленской Божией Матери – вероятно, поэтому предполагается, что родом Зосима происходил именно из Смоленской губернии. На заросшем лесом холме пустынник поселился вместе со своим келейником Ионой, срубил небольшую часовню, выкопал колодец, потом развел огород и устроил пасеку. Вскоре к старцу присоединились другие монахи, и в новую обитель потянулись за советом и наставлениями паломники. Среди них были не только простые люди — часто посещала Зосимову пустынь любимая сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна. После кончины праведника, завещавшего похоронить его как можно проще и скромнее, царевна направила на погребение большую сумму денег и попросила владимирского архиерея произвести отпевание отшельника, а затем поручила поставить еще одну часовню – над могилой.
Св. Зосима Владимирский
Многие монахи осиротевшей пустыни разошлись по другим монастырям. В 1722 г. обитель упразднили, но через несколько лет восстановили, правда, не надолго. В эти годы к часовне и святому колодцу вновь пошли богомольцы, и в их числе сосланная Анной Иоанновной в Александров дочь Петра, будущая императрица Елизавета. В 1763-м часовню передали в ведение приходского храма близлежащего села Никульского. Тогда и родилась традиция совершать на праздник Преображения крестный ход из Никульского в Зосимову пустынь, завершая праздник ярмаркой. Недовольный этим столпотворением помещик Иван Тимонов в 1798 г. добился переноса икон из часовни в другую церковь, а саму часовню превратил в хлев. Но, по местным преданиям, птицы и свиньи на другое же утро издохли, а вскоре не стало и самого владельца, после чего имение переходило из рук в руки.
Смоленская икона Божией Матери
Обитель угасала и возрождалась вновь. К разрушенной часовне над могилой Зосимы по-прежнему приходили со своими тревогами люди. Спустя полвека очередная владелица продала здешний лес под вырубку известным александровским купцам И. Ф. Баранову и П. С. Зубову. Среди деревьев возвышался простой липовый крест с врезанным в него небольшим медным крестом — и вдруг лесорубы увидели рядом с ним фигуру монаха с кадилом в руках. Необъяснимые явления продолжались; была открыта выложенная камнем могила и сохранившийся гроб — но тут, по свидетельству сторожа Симеона Ермолаева, грянул гром, разразилась гроза, запылали деревья… Пожар прекратился после того, как по пустыни сторож и рубщики двинулись процессией с крестом в руках.
Тогда над могилой старца вдовой уже скончавшегося И. Ф. Баранова вновь была поставлена часовня.
Пустынь еще не раз меняла владельцев, пока в 1874 г. эти земли не были подарены Троице-Сергиевой Лавре. Братия во главе с иеромонахом Прокопием возобновила службы в часовне. Следуя примеру старца Зосимы, завели пасеку и огород. Часовню перестроили в камне. Прокопий, позже принявший постриг и именем Порфирия, сумел найти понимание у московского купца Д. М. Шапошникова. Тот переселился со всей семьей в обитель, и в 1889 г. его стараниями к часовне пристроили алтарь, трапезную, объединив всё под одной крышей. Рядом вырос братский корпус. Тогда же, при устройстве полов в храме, были обретены мощи старца Зосимы.
Расписание богослужений
В храмах монастыря совершаются службы, исповеди, крестный ход и святое таинство Крещение взрослых и детей.
Начало служб по будням, которые проходят во Введенском и Казанском храмах, разное:
- в 5-30 начинается служба во Введенском храме;
- в 9-00 – в Казанском храме.
В выходные и в праздничные дни монахи и паломники собираются в Казанском храме в 5-30. В летние месяцы, когда увеличивается поток верующих, службы проводятся в одно время сразу в обеих церквях. По субботам в 14-30 начинается служба во Владимирском храме, во время которой совершается акафист Пресвятой Богородице. Тем, кто планирует посетить монастырь, лучше заранее узнавать о начале богослужений.
Таинство Крещения проходит в храме преподобного Иллариона Великого. Взрослых крестят по воскресеньям, младенцев – по субботам. Время одно – 13-30. Накануне необходимо явиться на огласительную беседу, которая проходит в этом же храме.
Каждый день монахи обители совершают крестный ход вокруг Оптиной обители после вечерней трапезы. Крестный ход начинается от храма Марии Египетской.
Как добраться
Адрес: Россия, Калужская область, Козельск, деревня Оптина Пустынь
Свято-Введенский ставропигиальный монастырьМонастырь в Козельске
Тел.: +7 48442 50 115 (вахта/коммутатор, для звонка по внутреннему монастырскому номеру дождаться автоответчика), +7 48442 50 110 (канцелярия)
Сайт https://www.optina.ru
Тем, кто собирается в Калужскую область, где находится Оптина пустынь, придется заранее побеспокоиться о маршруте и выбрать вид транспорта, на котором будет удобнее добираться.
Если вы собираетесь ехать на личном транспорте из Москвы, следуйте по Калужскому шоссе до Подольска, потом до Обнинска и Калуги. В Калугу можно не заезжать, объехав город по объездной дороге. После моста через Оку поверните на Козельск. Не доезжая до города 20 км, следует свернуть на деревню Шамордино. Отсюда уже можно будет заметить золоченые купола Оптиной обители.
Не сложно разобраться, где находится и как доехать до Оптиной пустыни и на общественном транспорте. Есть два варианта:
- по железной дороге – из Москвы на любом поезде с Киевского вокзала, который делает остановку в Козельске, дальше на автобусе или на такси;
- на автобусе – междугородный рейсовый автобус до Козельска отходит от автовокзала «Саларьево», в пути вы проведете 5 часов. Автобусы ходят каждый день, расписание можно узнать в здании автовокзала.
С автостанции в Козельске ежедневно ходят автобусы до Оптиной пустыни. Можно воспользоваться этим вариантом или вызвать такси.
Если вы планируете остановиться в монастыре и провести в обители несколько дней, заранее позаботьтесь о бронировании гостиницы. Здесь их несколько. Есть специальные для размещения священников и отдельно стоящие для мужчин, которые собираются принять крещение. Во время проживания они вместе с монахами несут трудовые послушания. Паломнические группы размещают отдельно в номерах разной вместимости. Питание организуется в трапезной, а также можно поесть в кафе за территорией монастыря.
Как добраться до Оптиной пустыни на автомобиле, поезде и автобусе
На собственном автомобиле от Москвы до Оптиной пустыни, если не будет особых пробок, вы доберетесь примерно за 4-4,5 часа. Ехать можно по Киевскому или по Калужскому шоссе, следуя в Козельск. Чуть более длинный, но иногда из-за дорожной ситуации более комфортный путь – через Подольск по Симферопольскому шоссе на Серпухов и далее – на Козельск. Монастырь находится в 4 километрах на северо-восток от этого города.
Если у вас нет машины, то самый удобный путь (но не самый дешевый) такой: от Киевского вокзала в Москве доехать до станции Сухиничи на современном комфортабельном поезде «Иван Паристый»: время в пути – около 3 часов, стоимость билета – около 650 рублей (все цены по состоянию на май 2021 года). От Сухиничей до Оптиной пустыни можно добраться на такси: время в пути – около часа, стоимость – около 800 рублей.
Поезд «Иван Паристый» ходит два раза в день. Если вы не хотите быть «привязаны» к определенному времени, рассмотрите вариант добираться до монастыря через Калугу. Обычные электрички в этот город ходят примерно раз в час-полтора, время в пути – около 3 часов, стоимость билета – около 500-600 рублей. От Калуги до Оптиной пустыни такси обойдется в 900-1200 рублей.
Еще один вариант – наиболее бюджетный, но не очень удобный: от автовокзала у метро «Саларьево» до Козельска несколько раз в день ходит автобус. Время в пути – чуть более 5 часов, стоимость – около 900 рублей. От Козельска до обители за 10-30 минут можно добраться на такси ли на автобусе.
Режим работы Оптиной пустыни
Сама территория монастыря ухожена и облагорожена, но подъездные дороги не отличаются качеством покрытия. От Козельска ведёт дорога протяжённостью в 4 км на северо-восток. Чтобы добраться до обители, нужно пересечь реку Жиздра и двигаться вдоль монастырской рощи. От города Сосенский путь составит 10 км. Маршрутки останавливаются в 1,5 км от локации. Доехать на поезде можно до станции «Тупик» в 2 км от храма.
Кроме паломничества, можно записаться на экскурсию, которая длится около часа. Братия монастыря и экскурсовод расскажут об истории этого места, будничной жизни обители и ее духовном наследии. В дни церковных праздников в монастыре очень много прихожан и паломников. Жителям Калуги и окрестных районов, планирующим посетить пустынь и прогуляться к источникам по лесу, стоит приехать в будние дни.
В монастыре проходят церковные богослужения. Можно послушать мужской хор. Прихожане живут в доме паломника или в отдельно стоящих домиках. Люди посвящают время труженичеству, помогают делами монастырю. Работают книжный магазин, сувенирные лавки, трапезная и чайная. Оборудованы купальни. С 2013 года скит закрыт для мирян. Главные храмы с 10:00 до 17:00 открыты для прихожан, вход к святыням, мощам и иконам бесплатный.
Чудеса Оптиной пустыни
По молитвам старцев Оптиной пустыни не раз свершались православные чудеса исцеления и многие другие. Оптина пустынь — место для паломничества, многие и сейчас ожидают именно чудес, рассказы о них часто встречаются на православных форумах и порталах. Но, конечно, истинное чудо — существование древней обители, прошедшей через множество испытаний. Многие храмы были уничтожены до основания и до сих пор находятся в стадии восстановления. Оптинских старцев и монахов пытали и убивали в богоборческие годы, но обитель до сих пор жива.
Чтобы не впасть в искушения, нам не стоит основывать нашу веру на чудесах. Ведь с нами всегда чудеса православных Таинств — например, таинства Евхаристии. Чтобы стать свидетелями собственных чудес, многие из которых зачастую происходят в душе человека, вы можете отправиться в паломничество в Оптину пустынь, посетить монастырские службы и помолиться вместе с Оптинскими монахами.
Не стоит искушать Господа непременным ожиданием чудес от паломничества, ведь все, что дается нам, дается во имя спасения и, если мы не получили просимое, значит для нашей души это не было необходимо.
История монастыря
Основание и ранняя история Оптина пустынь располагается в Калужской области, недалеко от города Козельска. Это древняя обитель, но история ее основания точно не известна. Сохранилось устное предание, согласно которому основателем монастыря стал местный разбойник по имени Опта. Он раскаялся в своих злодеяниях, стал монахом и собрал маленькую братскую общину.
Первые документальные свидетельства об Оптиной пустыни относятся к 1629-1631 годам. В то время здесь стояла одна деревянная церковь, освященная в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Братия монастыря состояла из двенадцати насельников.
Долгое время Оптина пустынь оставалась маленьким, захолустным, никому не известным монастырем. В петровскую эпоху его даже закрывали на несколько лет. Но в самом конце XVIII века началось возрождение обители, за которым последовал и ее небывалый расцвет.
XIX век. Расцвет обители. Старчество
В 1795 году московский митрополит Платон объезжал свою епархию и обнаружил Оптинский монастырь с тремя престарелыми монахами. Он пленился прекрасным местоположением и задумал устроить там общежительный монастырь. Для этой цели из Пешношской обители сюда прибыл монах Авраамий и с ним двенадцать других монахов. Обитель начала постепенно укрепляться.
Следующим важным этапом в развитии монастыря было устройство при нем скита в честь Усекновения главы св. Иоанна Крестителя. Епископ новосозданной Калужской епархии Филарет, впоследствии митрополит Киевский, очень любил монашество и пожелал основать при Оптиной скит, где желающие иноки могли бы проводить особенно уединенную, строгую и молитвенную жизнь. Для этого дела он выбрал двух братьев-монахов: преп. Моисея и преп. Антония (Путиловых).
Братья были послушниками рославльских старцев. Они проводили благочестивую отшельническую жизнь в усердной молитве и рукоделии. В 1821 году они прибыли в Оптину пустынь и начали строительство скита.
Своим расцветом и славой Оптина обязана настоятельству преп. Моисея, который управлял ей тридцать семь лет. При нем обитель была полностью благоустроена: были воздвигнуты новые храмы, а старые перестроены, построены братские корпуса, каменная ограда с башнями и другие постройки. Монахи возделывали огороды и фруктовые сады. Но внешним благоустройством деятельность настоятеля не ограничилась.
В это время здесь появляется уникальный духовный феномен — старчество. Именно старчество повлекло за собой расцвет Оптиной пустыни и прославило обитель на всю Россию. Философ и историк Г.П. Федотов написал такие строки: «Саров и Оптина — вот два самых жарких костра, у которых грелась вся Россия».
Старец — это опытный в духовной жизни человек, в совершенстве знающий духовно-психические законы и способный, благодаря этим качествам, руководить «новоначальными» на пути к Богу. Часто старец бывает наделен и другими дарами: прозорливостью, чудотворением и пророчеством.
Первым старцем Оптиной пустыни стал преп. Лев (Наголкин) в 1829 году. За ним последовала целая плеяда великих старцев: Макарий, Амвросий, Иосиф, Варсанофий, Нектарий, Никон. И это лишь некоторые из старцев, всего их было 13. Духовные наставники передавали друг другу свой опыт, поддерживая духовную преемственность. Старцы не только руководили насельниками монастыря, но и помогали обращающимся к ним мирянам и паломникам.
Самым известным и почитаемым старцем является преп. Амвросий Оптинский. Его слова поучения отличались точностью, емкостью и образностью и стали впоследствии крылатыми фразами, знакомыми многим верующим
Старец с вниманием и любовью относился к каждому приходящему и никого не оставлял без нужного совета и духовной поддержки
Оптина пустынь оказала большое влияние на русскую культуру XIX века. Монастырь посещали философы, писатели и поэты, ученые, деятели искусства и культуры. Оптину очень любил Н.В. Гоголь, за советом к старцу Амвросию приезжали Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.
Н.В Гоголь писал об Оптиной: «Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто у них как живет: их лица сказывали все. Сами служки поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхожденья; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоухание; все становится приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше».
Насельники Оптиной пустыни вели обширную просветительскую и издательскую деятельность: занимались переводами трудов святых отцов и издательством религиозной литературы.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Оптина__Пустынь
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Оптина пустынь. Фотоэкскурсия Вчера был день памяти преподобных старцев Оптинских, а 2 недели тому назад мы посетили Оптину пустынь.
Оптина пустынь стала известна в XIX веке, когда в ней стал развиваться особой вид духовного наставничества – старчество. Старцы – это опытные монахи, которые после многих духовных и телесных даров достигли большого духовного опыта сподобляются у Господа получить большие дары – наставничества, прозорливости, но главные отличительные черты старцев – любовь к людям, утешение и сострадание, смирение. Древние традиции старчества были возрождены в Оптиной пустыни преподобным Львом в начале XIX века, а самым известным Оптинским старцем был преп. Амвросий (1812—1891). Последним оптинским старцем был преподобный Никон (1888—1931), скончавшийся в ссылке. В Оптиной пустыни бывали многочисленные паломники, и простые люди, и многие деятели русской культуры – Киреевский, Гоголь, Жуковский, Хомяков, братья Аксаковы, Тютчев, Тургенев, Погодин, Вяземский, А.К. Толстой, Достоевский, композиторы Чайковский, Рубинштейн, члены императорской фамилии. А уже после революции закрытую Оптину пустынь посещали поэты Есенин и Бальмонт, ученые Циолковский и Чижевский, будущий маршал Жуков и будущий председатель Совета Министров Маленков, скульптор Коненков. Что же привлекает самых разных людей в Оптиной пустыни?
Икона – собор преподобных старцев Оптинских. А теперь прогуляемся по обители. Когда-то в Оптину пустынь дорога лежала через деревню Нижние Прыски и Козельск, а теперь построена новая хорошая объездная дорога, с которой открывается вид на монастырь
Подъездная территория к монастырю тоже расширилась, есть большая автостоянка.
Местные жители продают мёд и другие продукты
Первым гости монастыря видят храм Всех Святых, расположенный за оградой монастыря – был на монастырском кладбище, разрушен после революции и сейчас полностью восстановлен.
Напротив – ряд жилых домиков, которые сейчас используются как монастырская гостиница с индивидуальными комнатами.
Ещё гостевой дом для паломников – тут условия общежитийные.
Подходим к Святым вратам монастыря
Главный храм обители – Введенский собор, построен в 1750–1771 гг., главный придел – в честь Введения Богородицы во храм, северный — преп. Амвросия старца Оптинского; южный — Святителя Николая Чудотворца. В храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.
Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, был разрушен полностью, восстановлен и освящен в 1998 г. В храме находятся св. мощи преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери — построен в 1811 г., восстановлен и освящен в 1996 г.
Храм в честь преподобной Марии Египетской – только реставрируется
Храм в честь Преображения Господня, построен в 2007 году. В храме находятся мощи преп. Рафаила (Шейченко), исповедника
Старое монастырское кладбище
Жилые помещения
Колокольня
Башни ограды
После осмотра монастыря надо подкрепиться. Обед в столовой при гостевом доме для паломников – пельмени с рыбой.
А теперь – прогулка до скита
Идём по осеннему лесу
Показались скитские ворота
Колодец свт. Амвросия Медиоланского, небесного покровителя старца Амвросия Оптинского
Сейчас вход в скит открывается для паломников только несколько раз в году – во время службы в храме св. Иоанна Предтечи на праздники — Рождество Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы и понедельник Светлой седмицы.
Домик святого преподобного старца Амвросия.
Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского – до революции был больничный храм, сейчас скитская гостиница для трудников.
Ограда скита
Прогулка по Оптиной пустыни заканчивается, но вас ещё ждут прогулки по Шамордино, Спасскому монастырь на реке Угра и некоторым калужским заброшенным усадьбам. Информация взята на сайте Оптиной пустыни https://www.optina.ru/
Паломничество в Оптину пустынь: адрес, как добраться
Адрес Оптиной пустыни: Калужская обл., г. Козельск, монастырь «Оптина Пустынь».
Добраться до святого места можно
- автобусом;
- поездом;
- на личном авто.
Автобусы «Москва-Козельск» и «Москва-Сосенский» каждый день отправляются от автостанции «Теплый Стан». Время в пути составит пять часов.
Прямое железнодорожное сообщение между Москвой и Козельском отсутствует, но паломники могут доехать на электричке, отправляющейся от Киевского вокзала в Москве, до вокзала Калуга-1.
На личном автомобиле из Москвы можно проехать в Оптину пустынь по Киевскому шоссе, Калужскому шоссе или через Подольск.
- Паломничество в Оптину Пустынь или навигатор, монахиня Мария и тетя Валя с ВДНХ…
- Оптина пустынь: годовщина победы
Видео об Оптиной пустыни
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ