Оптина пустынь

История

Точную дату, когда был основан монастырь Оптина пустынь, историки назвать не могут. Возможно, его основание уходит корнями в средневековье. Документальные подтверждения деятельности обители ведут отчет от конца XIV века. Все остальные более ранние сведения основаны на легендах и преданиях.

XV—XVIII века

По одной из легенд Оптину пустынь основал раскаявшийся разбойник Опта, принявший постриг с именем Макарий. Он собрал на землях современной Калужской области братию, вместе с которой стал жить монастырской жизнью. Известно, что до инока Макария в обители жили и монахи, и монахини, такие монастыри назывались Оптиными.

Но с 1530 года Соборное определение запретило общее проживание и в монастыре стали жить только мужчины. Оптина пустынь стала прибежищем для старцев-отшельников. От мира непригодная для землепашества земля, где находится монастырь Оптина пустынь, была отрезана рекой Жиздрой, здесь монахов никто не беспокоил, и они могли спокойно вести духовную и созерцательную жизнь.

Во времена царствования царя Бориса Годунова Оптина пустынь начала получать вклады на содержание от царственных особ. В смутное время она пережила разорения в ходе войн с Литвой, стихийные пожары, другие бедствия. А в 1689 году на территории монастыря началось строительство первой каменной церкви в честь Введения Пресвятой Богородицы. Обитель процветала, в ее владении были мельница и огороды, переправа через реку Жиздру, верующие молились в деревянной церкви, монахи жили в 12 кельях.

Во времена правления царя Петра I материальное состояние монастыря постепенно приходило в упадок. Государство нуждалось в деньгах, которые шли на войну со шведами и строительство Санкт-Петербурга. Оптина пустынь, как и другие монастыри была обложена оброком, у нее отобрали мельницу и переправу. Бедственное положение старцы принимали безропотно, занимались рыбной ловлей, которая приносила хоть какие-то копейки.

В 20-е годы XVIII века обитель сначала была признана «малобратным монастырем», а потом и совсем упразднена. Только в 1726 году указом Екатерины I статус монастыря Оптина пустынь был восстановлен, обители вернули монастырское имущество. В конце XVIII века возрождение монастыря шло полным ходом, ему во многом способствовал епископ Калужский Феофилакт и московский Митрополит Платон.

XIX век

С началом XIX века начался период процветания Оптиной пустыни, застройки территории и становления, как духовного центра России. Построена трехъярусная колокольня, а к ней пристроены флигели для братских келий. На пожертвования возвели Казанский храм и больничную церковь.

В 1821 году при монастыре устроили скит, где размещались отшельники. С разных земель сюда тянулись люди, а их духовной жизнью ведал старец Амвросий. В Оптиной пустыни начали издавать книги. В обители побывали многие известные люди того времени. В их числе русский писатель Ф. М. Достоевский, который тяжело переживал смерть сына.

XX век

Времена богоборства и гонения на православие принесли обители разрушения. Монастырь закрыли, разрушили его храмы, надругались над святым местом. В храмах устроили лесопилку, а скит стал Домом отдыха. Старцы и насельники были изгнаны с территории.

В 1939 году по приказу Берии в монастыре располагался концлагерь, в котором размещалось более 5000 польских военнослужащих. Почти все они позднее были расстреляны в Катыни. В годы Великой Отечественной войны сюда доставляли советских офицеров, побывавших в немецком плену. А после войны долгое время на территории монастыря располагалась воинская часть.

Только в 1987 году Оптину пустынь вернули Русской православной церкви, а 3 июня 1988 года после долгих лет забвения здесь состоялось первое богослужение.

Что можно привезти из Оптиной Пустыни

Каким бы удивительным и захватывающим не было путешествие, всегда со святого места хочется привезти что-то особенное на память. Тем более, что Оптина Пустынь очень щедра на подарки. На территории монастыря находятся несколько православных лавок, где каждый может подобрать себе приятный и очень полезный сувенир. И это не просто подарок, это частичка благодати намоленного веками места.

Самым наилучшим подарком может стать икона. Здесь можно приобрести иконы с ликами Оптинских старцев, иконы прп. Амвросия Оптинского и всех святых, которые когда-либо служили в этой обители.

Также можно привезти:

  • книги;
  • жития святых;
  • лампадки;
  • нательные кресты;
  • чётки.

Из Оптинского монастыря непременно нужно увезти освященную воду, елейное масло и немного землицы в мешочке.

Но самое главное для человека – привезти домой кусочек той благодати, в которую посчастливилось окунуться и «не растерять» её по дороге.

XIX век – время книгоиздания

В это время в пустыне жили и трудились 150 человек, но главное начало девятнадцатого столетия сформировало особый порядок ведения и длительности службы, отец Моисей упрочил позиции Оптины и развил ее благосостояние и устройство.

С 1839 года в монастыре начинают издавать духовную литературу с писаниями святых. Над книгами трудились местные монахи. Известный раскольник Иеросхимонах Иоанн, поверивший в единство Бога, создал шесть писаний о неправоте его бывшей веры. Одними из первых в Оптине стали писания о молдавском старце Паисии Величковском.

Исследователи и духовники современности уверены, что издательская деятельность пустыни сыграла не менее значимую роль в формировании православного христианства, чем проповеди и молитвы старцев.

К концу века в пустынь ехали творческие люди: писатели и поэты, публицисты и философы. «Братья Карамазовы» созданы Достоевским именно в Оптине. Одинокая природа и молитвы сподвигли его великое произведение.

Отец Амвросий, живший в то время в пустыне, не одобрил показательной простоты Толстого: граф приехал в монастырь в лаптях. Не сошелся Амвросий во взглядах и с философом Соловьевым.

История монастыря

Из монастырской летописи становится понятно, что учреждение было основано в XV веке отшельником по имени Опта.

До принятия иночества он был разбойником, однако со временем раскаялся в содеянном и пожелал посвятить свою жизнь служению Всевышнему.

Монастырь с высоты птичьего полёта

Приняв постриг под именем Макарий, новоиспеченный инок принялся обустраивать территорию пустыни. Однако другое поверье опровергает эту версию, утверждая, что монастырь строился самими подвижниками, получившими знак свыше. Покаяние в своих ранних грехах они выражали неустанным трудом и искренними молитвами.

После окончания строительства и вплоть до 1504 г. обитель населяли и старцы, и старицы. Однако впоследствии на проживание на одной территории иноков и инокинь наложили запрет, и монастырь превратился в исключительно мужское учреждение.

Общий вид на монастырь

В 1689 г. на территории пустыни появился первый каменный храм. С целью ее расширения династией Романовых обители были отписаны земли. Но при Петре I Оптинская пустынь была упразднена – в силу ее малочисленности она не могла оплачивать немалые пошлины. Впрочем, подобная участь тогда коснулась многих монастырей.

С 1724 г. для пустыни наступают новые времена – ее причисляют к комплексу Белевского Спасо-Преображенского монастыря. Но спустя пару лет благодаря прошениям стольника Шепелева обитель вновь становится самостоятельным учреждением. Однако эти изменения не отразились на его финансовом благополучии, он так и продолжал существовать без государственных средств. Конечно, местные бояре оказывали монастырю посильную помощь, но для поддержания подворья в отличном состоянии их не хватало. Поэтому деревянные постройки до 1764 г. обветшали.

Святые врата монастыря

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Сегодня Введенский собор встречает гостей Оптиной пустыни во всем великолепии. Он построен из кирпича, имеет форму креста и занимает центральное место в обители. С востока от него раскинулось небольшое монастырское кладбище.

Основной двухсветный объем венчает изящное пятиглавие. Центральная, более массивная луковичная главка отливает позолотой и видна отовсюду даже в пасмурные дни. Окружающие ее четыре главы покрашены в темно-синий цвет и декорированы блестящими золотыми звездами. Все пять главок завершаются ажурными позолоченными крестами.

Многочисленные перестройки сделали архитектуру собора довольно эклектичной. С юга и севера храм имеет строгие классические портики с треугольными фронтонами и стройными колоннами. С запада в него ведет массивная паперть, похожая на работы тосканских зодчих, а приподнятые на тонких барабанах главки напоминают о лучших традициях барокко.

Иоанно-Предтеченский скит

Иоанно-Предтеченский скит в Оптине пустыни находится за монастырской рощей. При его устройстве запрещалось рубить лес, чтобы скит был закрыт от взоров людей. Здесь сохранились домики, в которых останавливались писатели Николай Гоголь и Федор Достоевский.

Одна из старейших построек монастыря — деревянная церковь Иоанна Предтечи 1822 года, сооруженная из леса, который рос на месте скита.

В нем происходят круглосуточные богослужения по особому скитскому уставу, паломники допускаются на эти богослужения только в престольные праздники скита.

Также на территории скита находится храм в честь св. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского с храмом в честь Архангела Михаила в нижнем полуподвальном помещении, где проводятся водосвятные молебны для паломников, проживающих на территории скита. В здании храма расположена гостиница для паломников.

Оптина пустынь открыта для всех желающих посетить ее главные храмы — Введенский, Казанский и Владимирский, где благословляется свободный вход и доступ к святыням обители.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: