Современное состояние монастыря
Введенский собор
Сразу после передачи обители церкви, началось ее восстановление. Возглавил работы старец Илий. Речь шла не только о возвращении храмам их первоначального вида, но и о духовном возрождении обители, о возвращении Оптиной ее значения как важнейшего центра православия.
Сегодня на территории располагается 8 действующих церквей в прекрасном состоянии. Восстановлены, помимо храмов, и другие постройки:
- Введенский собор является главным храмом монастыря. Рака со святыми мощами преподобного Амвросия расположена в северном пределе, рака со святыми мощами о. Нектария — в трапезной;
- Владимирский храм был построен заново на месте не сохранившегося больничного храма. Этот храм-усыпальница семи великих старцев обители: Льва, Макария, Илариона, Анатолия, Иосифа, Варсонофия, Анатолия;
- Восстановлен и скит, где жили оптинские старцы. Но доступ в него закрыт для всех, кроме иноков, служащих богослужения день и ночь;
- Лазаретная башня соседствует с больничным корпусом. Здесь на сегодняшний день открыта гостиница для паломников.
А как же старцы? Есть ли они сегодня в обители?
Это интересно: старец Илия, проживший в обители 20 лет, сегодня является духовником святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, духовником Троице-Сергиевой лавры и Оптиной Пустыни. Учитывая почтенный возраст старца – ему 85 лет – и обремененность делами духовника, он практически неуловим и недоступен для простых людей.
Но слава обители по-прежнему велика. Сюда стремятся паломники, верующие, желающие стать трудниками монастыря, в поисках покоя и смысла жизни. С 14 июля 2018 года наместником монастыря является епископ Можайский Леонид.
Расцвет Оптиной пустыни
Этап возрождения Свято-Введенского монастыря начинается с его посещения митрополитом Платоном Левшиным (памятный визит датируется 1796 г.). Пораженный небывалой красотой данной местности, он занялся восстановлением общежительной сферы пустыни. На тот момент братию монастыря представляло всего 3 человека, и ни один из них не являлся священником.
Ходатайством митрополита Московского был назначен настоятель обители – в должность вступил иеромонах Авраамий (почтенный старец прибыл из Песношской пустыни). Прошел год, и в братии состояла дюжина человек. Но духовный расцвет Козельского ставропигиального монастыря пришелся лишь на 20-е годы XIX столетия, когда епископ Калужский подписал решение о его благоустройстве.
Стены монастыря
Присоединение Оптиной пустыни к Калужской епархии пошло ей только на пользу, ведь она получила такого серьезного попечителя, как епископ Калужский Феофилакт. В 1809 г. население обители состояло уже из 30 человек. С приходом в монастырь нового духовника архимандрита Моисея в пустыни возрождается старчество, то есть особенная духовно-попечительская деятельность. Примечательно, что обращаться к святым старцам за помощью и советами могли как члены братии, так и простые обыватели, посещавшие пустынь. Так некогда убогое учреждение превратилось в один из значительных духовных центров, расположенных на российской земле.
Колокольня (слева), церковь Казанской иконы Божией Матери (по центру)
С каждым годом численность иноков в монастыре все возрастала и к концу XIX столетия достигла двухсот душ. В те же годы благодаря стараниям Оптинских старцев калужская земля пополнилась еще тройкой монастырей, но уже женских. Это Казанская Свято-Амвросиевская пустынь, Дугненский монастырь «Отрада и Утешение» и Казанская Белопопытовская община.
«За грехи наши смиренно приемлем»
Многие звонят, спрашивают, как обстановка в Оптиной? Отвечаю, что в целом в Оптиной всё по-старому. Ежедневно совершаются все положенные богослужения – в скиту и в самом монастыре. Наместник, братия – на местах. Дополнительно из-за угрозы распространения вируса начали служить акафист перед чудотворным образом Калужской Божией Матери. Людей в храмах стало меньше, но храмы далеко не пустые.
Пользуясь тем, что живу рядом со знаменитым монастырём, не упустила возможности поговорить о пандемии с одним из её насельников. Не стану называть имени священника, монахи этого не любят, но скажу, что мой собеседник весьма уважаемый здесь батюшка.
– Батюшка, на днях в связи с указом Путина о продлении карантина на месяц, патриарх Кирилл призвал верующих подчиниться светским властям, не посещать храмы. Значит, отмечать Пасху придётся дома? Как к этому относиться?
– Пасха – праздник победы Господа над смертью, Христос «смертью смерть попрал». Если мы действительно веруем, что Христос – победитель смерти, то не должны бояться болезней, не должны малодушествовать. Ведь даже в блокадном Ленинграде церкви не закрывались, верующие имели возможность участвовать в таинствах – и участвовали.
Позиция Патриарха в данном случае понятна, он не мог сказать по-другому, слишком большая на нём административная ответственность. Но храмы не будут закрываться, и это тоже воля первоиерарха. Поэтому каждому верующему предстоит решить для себя самому, пойдёт ли он в храм на Пасхальное богослужение (нарушая предписания светской власти), или останется дома по объективным причинам, если, скажем, чувствует какое-то физическое недомогание. Совсем иное дело, если человек откажется от участия в таинствах Церкви из страха по маловерию – это грех.
– Люди опасаются, что закроют храмы.
– В Оптиной, слава Богу, храмы закрываются только на уборку…
– В связи с коронавирусом, какую проблему можно назвать главной? Что вообще происходит? Говорят, что вирус лишь предлог для насильственного вакцинирования и чипизации, что под прикрытием пандемии происходит глобальный переход на «цифру».
– Главная проблема остаётся одной – спасение души. Если Господь благословит нам пострадать за Него, став исповедниками – это ли не милость? Уже совсем скоро нам будет дан шанс исповедовать Христа: без колебаний, без страха, словом и делом отстаивая исключительность нашей веры. Бог – Любовь и Он таков всегда… И в последние времена тоже. Я ответил на Ваш вопрос?
– Наместник Оптиной говорит о возможных гонениях на Церковь. Что он имеет в виду?
– Он предупреждает братию о том, что возможны провокации, призывает сохранять бдительность. А гонения будут, об этом почти все старцы говорили. Но гонения не открытые, как в ХХ веке, а изощрённые, будут заставлять предавать Христа хитростью и многие не устоят.
– Стоит ли запасаться едой и лекарствами?
– На Руси крестьяне вообще-то так и жили, что всегда имели запасы продовольствия. Сейчас люди стали расслабленными, полагаются на авось. Но это неправильно. Конечно нужно иметь запас питания минимум на полгода. Лекарств тоже.
– Стоит ли верующим покидать мегаполисы?
– Об этом ещё когда старцы говорили. В городах будет очень сложно выжить. Сейчас ситуация становится совершенно прозрачной.
– Какой духовный смысл происходящего сегодня?
– Мы спрашиваем удивлённо: «Господи, за что?» Но кого мы хотим обмануть, Бога? Всё, что сейчас происходит – наказание за грехи… Кому много дано, с того много и спросится. Так вот, России было дано очень много, но мы не оправдали. А поэтому, по делом нам! За грехи наши смиренно приемлем. Нужно готовиться…
– К чему, батюшка? Ко второму пришествию?
– Нет, к смерти.
– Так значит коронавирус всё-таки опасен?
– Это великий обман. Самое опасное – нераскаянный грех.
Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России
Престольные праздники и святые источники
В Оптиной пустыни чрезвычайно почитаются старцы, прославившие эти земли своей мудростью и беспрекословным служением Господу. Здесь проводится около 20 торжеств, посвященных этим праведникам, среди которых имена Анатолия I, Исаакия II, Варсонофия, Нектария, Никона и др.
Праздник Воздвижение Креста Господня в Оптиной пустыне
В обители также отмечаются престольные праздники: Перенесение мощей святого Николая Угодника, Торжество Преображения Господня, Введение Девы Марии во храм, Воздвижение Креста.
Интересно! В летописях известно множество чудесных событий, произошедших на территории монастырского комплекса.
Способностью исцеления обладает живительный источник, вырытый по научению преподобного Амвросия. Чудотворными качествами также обладают родники святителя Пафнутия и Серафима Саровского. В некоторых источниках разрешено только купаться, так как вода насыщена сероводородом, а в других находится освященная, пригодная для питья, очищающая тело и разум жидкость.
Легендарный монастырский комплекс привлекает паломников, желающих получить мудрый совет старцев, поучаствовать в богослужениях и очиститься от мирской суеты. Оптина пустынь прошла долгий путь, познав радости становления и горести потерь, но сегодня она возвращает былое величие и открывает врата для всех желающих приобщиться божественных тайн.
Живописные места даруют умиротворение и оберегают братию и гостей от шума городской безостановочной погони за иллюзорным счастьем.
Свято-Введенская Оптина пустынь
Оптинские старцы
Старцы представляют нам живую летопись монастыря. В 1996 году преподобные старцы пустыни причислены к лику местных святых. Самым известным для современников считается святой Амвросий, руководивший пустынью более 30 лет.
Сохранилось сотни писаний о чудесах проповедничества и исцеления Иеросхимонахом. Несший в мир любовь к Богу, почитание, уважение и необходимость неуклонной молитвы, он расширил и облагородил монастырь. Дар старчества он унаследовал у Леонида и Макария. В его правление в обители появился Шамординский женский приход. А его писания и письма распространяли христианскую мудрость по земле русской.
Смирение в людях воспитывал старец Макарий. Он начал издание книг местных старцев и перепечатку русских монахов.
Моисей записал свое имя как главный благотворитель обители. В его время пустынь стала домом не только для паломников, но и всех странников. Он активно восстанавливал старые храмы и строил новые соборы. Его брат игумен Антоний руководил работой скита на протяжении 14 лет. Он обучал юных монахов и старцев благочестию, сподвижничеству и милосердию.
Отец Макарий запомнился современникам своим стремлением обратить к вере заблудших душ. Он читал проповеди, разговаривал с каждым прихожанином и старался найти для них путь к Богу.
Отец Евфимий подарил пустыне замечательных учеников и проповедовал путь к Богу через послушание и круглосуточную молитву в уединении.
Даром утешения Бог наделил отца Анатолия. В писании говорится, что так как молился он не мог никто, сила его обращений к Богу в разы превышала все нынешние.
Святые Иссакий, Иосиф и Варсонофий руководили обителью в тяжелое время раскола и отказа от религии (1810-1913 годы).
Анатолий утешал прихожан и тех, кто стал жителями лесопилки в Советское время. В эти годы к монастырю не переставали приходить паломники и старцы
Нектарий говорил о важности смирения, даровавшего исцеление и чудотворение всем просящим. Больше всего гонений от безбожников пришлось на участь Никона и Исаакия II. Символом Оптиной пустыни сегодня является старец Илий – один из самых загадочных представителей российского духовенства
Отец Илий славится своим Божьим даром возведения храмов. Под его руководством соборы возводятся без отрыва от текущих работ. Сподвижник прошел тяжелые годы отказа от веры, десять лет провел в Афоне и никогда не терял уверенности в Божьем промысле
Символом Оптиной пустыни сегодня является старец Илий – один из самых загадочных представителей российского духовенства. Отец Илий славится своим Божьим даром возведения храмов. Под его руководством соборы возводятся без отрыва от текущих работ. Сподвижник прошел тяжелые годы отказа от веры, десять лет провел в Афоне и никогда не терял уверенности в Божьем промысле.
Старцы и новомученики Оптиной пустыни
На иконе «Собор Преподобных Оптинских старцев» традиционно изображаются 14 старцев: иеросхимонах Лев (Наголкин) 1768–1841, Иеросхимонах Макарий (Иванов) 1788–1860, Схиархимандрит Моисей (Путилов) 1782–1862, Схиигумен Антоний (Путилов) 1795–1865, Иеросхимонах Иларион (Пономарев) 1805–1873, Иеросхимонах Амвросий (Гренков) 1812–1891, Иеросхимонах Анатолий (Зерца-лов) 1824–1894, Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) 1810–1894, Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) 1837–1911, Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) 1845–1913, Иеросхимонах Анатолий (Потапов) 1855–1922, Иеросхимонах Нектарий Оп-тинский 1853–1928, Иеромонах Никон (Беляев) 1888–1931, Архимандрит Исаакий II (Бобраков) 1865–1938
Молитва старцев имеет благодатную силу, поэтому так важно для многих попасть в Оптину, чтоб поклониться святыням
Канонизация собора Оптинских старцев состоялась в 1996 году. Это событие ознаменовало дальнейшее развитие Оптинской пустыни и приток большого числа паломников в последующие годы. Празднование памяти преподобных старцев Оп-тинских – 24 октября.
Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и испо-ведников 15 человек из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века. А в 1993 году Россию потрясло убийство трех Оптинских монахов на Пасху: иеромо-наха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пуш-карева). Книга Нины Павловой «Пасха красная» повествует об этих событиях и чи-тается на одном дыхании.
Оптинские старцы
Оптинское старчество основал
Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768–1841)
Огромное количество обездоленных и паломников стекалось в Оптину пустынь, чтобы стать свидетелями многочисленных чудес, творимых старцем. Учеником и сотаинником старца Льва был
Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788–1860)
Он понес подвиг старческого окормления, а основой жизни христианина считал смирение. Известны слова старца: «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет».
Еще одним учеником старца Льва был
Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782–1862)
Он был кротким и мудрым. Застал расцвет Оптиной пустыни, во многом своим расцветом обитель обязана именно ему. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Сподвижником и братом Схиархимандрита Моисея (Путилова) был
Схиигумен Антоний (Путилов) (1795–1865)
Будучи смиренным молитвенником, он нес тяжелый крест телесной немощи. В болезни, незадолго до своей кончины он говорил «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».
У старца Макария был преемник
Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805–1873)
Он был известен тем, что возвратил в лоно Церкви многих, отпавших от нее и скончался в молитве, сжимая четки в руках.
Одним из самых известных Оптинских старцев был и остается
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812–1891)
Он известен многочисленными чудесами. Будучи учеником старцев Леонида и Макария, старец Амвросий унаследовал от них благодатный дар, он служил людям тридцать лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри. Широко известны письма и наставления старца Амвросия. Он прославлен в лике святых.
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1894)
Был известным молитвенником и подвижником, также окормлял Шамординскую женскую обитель. Его знали, как человека обладающего уникальным даром утешителя во всякой скорби.
Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810–1894)
Управляя обителью, он обладал удивительной добротой и смирением, а двери его келии всегда были открыты для страждущих. Убранство его келии отличалось простотой и аскетичностью.
Среди множества старцев Оптиной пустыни один застал всю тяжесть поругания святого места. И вынужден был стать свидетелем богоборчества. Этим старцем стал
Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865–1938)
Четыре раза он находился за свою веру в тюремном заключении по ложным обвинениям и был расстрелян 8 января 1938 года. Его святые мощи не обретены и захоронены в братской могиле. Его кончина увенчана страданиями за Господа нашего Иисуса Христа.
Подворья
В ведении Оптиной пустыни находятся два подворья в Москве и в Санкт-Петербурге:
- храм святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе – одно из старейших религиозных сооружений. В 30-е годы прошлого века он не избежал горькой участи многих других церквей, в его стенах располагались авторемонтные мастерские и склады, а настенная роспись и иконы безжалостно уничтожались. С 1997 года храм является монастырским подворьем, в нем совершаются богослужения, работает воскресная школа.
- Монастырское подворье в Санкт-Петербурге представляет роскошная пятикупольная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ее история ведется с 1721 года. В стенах храма находится крупнейшая в Северной столице православная библиотека, при церкви открыта воскресная и иконописная школа, организовано питание бездомных.
Престольные праздники
Праздничными богослужениями в обители отмечают особо почитаемые дни в честь православных старцев, значимых событий. Главный престольный праздник монастыря отмечается 21 ноября – Введение во храм Пресвятой Богородицы. А 24 октября празднуется Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших.
В честь особо чтимых икон Пресвятой Богородицы Владимирской (8 сентября, 6 июля, 3 июня) и Казанской (21 июля, 4 ноября) совершается праздничное богослужение пять раз в году. А 28 октября здесь отмечают праздник в честь иконы Богородицы «Спорительница хлебов».
Также отмечаются праздники в честь преподобных старцев и великомучеников:
- Иоанн Предтеча, пророк – 7 июля (Рождество), 11 сентября (Усекновение главы), 6 октября (Зачатие), 20 января – Собор;
- Феодор Стратилат, великомученик – 21 февраля, 21 июня;
- Георгий Победоносец, великомученик – 6 мая;
- Икона Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» – пятница Светлой седмицы;
- Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель – 22 мая, 19 декабря;
- Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская» – 8 сентября, 6 июля, 3 июня;
- Икона Пресвятой Богородицы «Казанская» – 21 июля, 4 ноября;
- Преображение Господне – 19 августа;
- Воздвижение Животворящего Креста Господня – 27 сентября;
- Преподобный Иларион Великий – 3 ноября;
- Амвросий Оптинский, преподобный – 10 июля, 23 октября.
Дни памяти Оптинских старцев
В монастыре чтут преподобных Оптинских старцев. Несмотря на то, что выделен престольный праздник Собора всех святых Оптинской пустыни, сподвижникам православной веры посвящаются определенные дни.
Также памяти старцев посвящены тропарь и кондак. В 2006 году в обители появилась особая икона, на которой изображены 14 бородатых старцев, держащие в руках свитки. Перед ней читают специальную молитву.
Дни памяти:
- прп. Исаакия II Оптинского – 8 января;
- прп. Анатолия I Оптинского – 7 февраля;
- обретение мощей прп. Исаакия I – 13 февраля;
- прп. Варсонофия Оптинского – 14 апреля;
- прп. Нектария Оптинского – 12 мая;
- прп. Иосифа Оптинского – 22 мая;
- прп. Моисея Оптинского – 29 июня;
- прп. Никона Оптинского – 8 июля;
- обретение мощей прпп. Старцев: Амвросия, Варсонофия, Льва, Макария, Иллариона, Анатолия – 10 июля;
- обретение мощей прп. Нектария в Оптину Пустынь – 16 июля;
- прп. Анатолия II Оптинского – 12 августа;
- прп. Антония Оптинского – 20 августа;
- прп. Исаакия I Оптинского – 4 сентября;
- прп. Макария Оптинского – 20 сентября;
- прп. Иллариона Оптинского – 1 октября;
- обретение мощей прп. Иосифа – 16 октября;
- прп. Амвросия Оптинского – 23 октября;
- прп. Льва Оптинского, Собор прпп. Старцев Оптинских – 24 октября;
- обретение мощей прп. Моисея и Антония – 26 декабря.
История храма
Живописная церковь появилась в мужском монастыре в то время, когда его настоятелем был Моисей. В 1822 году в обители начали возводить трапезную для монахов, деньги на строительство которой пожертвовала богатая землевладелица Анна Сергеевна Ртищева.
Вид храма от Введенского собора
Трапезная была закончена через два года игуменом Даниилом. Нижний этаж двухэтажной каменной постройки отдали под место, где послушники и монахи собирались для приема пищи и совместных молитв. В 1827 году внутренние помещения расписали живописными фресками, и на стенах появились изображения святых и сцен из Евангелия.
В середине XIX столетия монастырскую трапезную перенесли во вновь построенное каменное здание, а освободившуюся постройку по завещанию помещицы переделали под домовый храм. В начале лета 1858 году на его освящение приехал глава местной епархии Григорий. Новую церковь посвятили сразу двум почитаемым христианами святым: праведнице Анне, родившей мать Иисуса Христа, а также святой Марии Египетской. В склепе под спудом нашла последний приют храмоустроительница — А. С. Ртищева, поэтому старую церковь часто называют Аннинской.
Вид храма от церкви Владимирской иконы Божией Матери
В 1880-е годы на частные пожертвования храм реконструировали, добавив к нему два новых придела. Всеми работами по переустройству занимался русский архитектор и художник Михаил Федорович Грановский. В начале зимы 1885 года Калужский епископ Владимир освятил новые приделы, и они получили имена князя Александра Невского и миланского священнослужителя и проповедника Амвросия Медиоланского.
С приходом советской власти Аннинскую церковь закрыли. Долгие годы она простояла в запустении и была сильно разрушена. В конце концов от некогда живописного православного храма остался один уродливый каменный остов. С восстановлением монастыря монахи организовали масштабные реставрационные работы по воссозданию утраченной святыни, и 2011 год был освящен первый из восстановленных приделов.
История Оптиной пустыни
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь – именно так официально сейчас называется эта обитель – один из древнейших в России. Кто решил его основать – доподлинно неизвестно. В источниках упоминается только, что Романовы пожертвовали уже существующему монастырю земли, а при Петре I некоторые малочисленные пустыни, в том числе пустынь близ Козельска, были упразднены. Всего в тот период по всей Руси закрылось около 500 монастырей. Оптинских монахов перевели в Преображенский монастырь городка Белева, но через пару лет пустынь вновь открыли, однако средств для существования у братии почти не было.
Настоящее возрождение обители началось в конце XVIII столетия, когда на Оптину пустынь обратил внимание митрополит Московский и Калужский Платон, а через три десятилетия местный Калужский епископ (который впоследствии станет митрополитом Киевским Филаретом) повелел обустроить в ней скит. Оптина стала одним из духовных центров России
Святые врата Оптиной пустыни
В начале XX века Оптина пустынь была большим процветающим монастырем. Богослужения совершались в 6 храмах обители и двух храмах Иоанна-Предтеченского скита. В библиотеке хранилось около 60 тысяч книг и рукописей.
После революции в 1918 году монастырь был закрыт. Сразу начались аресты руководителей монастыря и обыски в братских кельях. Сначала из трудоспособных монахов организовали артель «Оптина пустынь», но в 1923 году закрыли и ее. Около 300 иноков были изгнаны, некоторых их них арестовали и отправили в лагеря. Земли и скотный двор, стадо коров, ранее принадлежавшие монастырю, отошли к «Семхозу». На некоторое время на территории обители открыли в музей, но уже в 1927 году его деятельность прекратилась. Имущество обители был разобрано местными жителями, часть вещей распродали на аукционе, устроенном прямо на папертях собора. В это же время было разорено кладбище: чугунные памятники и ограды отправили на переплавку, мраморные и гранитные надгробия сложили грудами, могильные холмы сравняли с землей. Редкие книги из собрания отправили в Москву в библиотеку имени Ленина, остальные за бесценок разобрали местные жители для хозяйственных нужд.
Здания обители много раз меняли хозяев: в них располагались коммунальные квартиры, лесопилка, дом отдыха, концлагерь для поляков, воинская часть. После войны строения, в том числе и монастырскую стену, начали разбирать на кирпичи.
Последний оптинский монах из живших в обители до революции скончался в 1981 году, не дожив всего 6 лет до момента, когда Оптину пустынь вернули церкви. С 1987 года начинается восстановление обители.