BRT или метробусы
BRT или Bus Rapid System — это, конечно, не стамбульское изобретение. Во многих мегаполисах мира такие системы давно действуют. Особенность в том, что автобусы едут по собственной выделенной линии, таким образом избегая пробок. Правда их маршруты проложены вдалеке от достопримечательностей, и туристам вряд ли будет полезны, пользуются им стамбульцы. Он идет из азиатской части города в отдаленный район в европейской части, можно увидеть это на карте.
Как я писал выше, стоимость проезда зависит от расстояния. Минимум это 2,5 лиры, максимум — 5,2 лиры. Есть также и ночные автобусы — цена проезда в них фиксированная — 3,85 лиры.
Городские электрички
До 2013 года в Стамбуле существовали две линии городской электрички: одна — на европейском части, а вторая – на азиатской. Однако, в связи со строительством подводного железнодорожного тоннеля под Босфором, а также модернизацией железнодорожной инфраструктуры, начиная с 29 октября 2013 года по новому тоннелю началось движение поездов.
Электричка Марамай
Этот железнодорожный проект Стамбула называется Марамай (Marmaray). Поначалу он имел длину 14 километров и состоял только из 5 станций, включая три подземных станции: Еникапы (Yenikapı), Сиркеджи (Sirkeci) и Ускударе (Üsküdar). Но позднее к нему были подключены существующие до этого линии пригородных поездов европейской и азиатской частей города.
В настоящее время общая протяженность Марамай составляет 77 километров и насчитывает 43 станции. Поезда линии следуют от станции Халкалы (Halkalı) в европейской части Стамбула до станции Гебзе (Gebze) в азиатской части города по пути проходя под проливом Босфор через тоннель «Мармарай».
Время в пути между конечными станциями Халкалы и Гебзе составляет около 105 минут.
Время работы электрички Марамай – с 6-00 до 00-00. Частота движения поездов составляет 8-15 минут.
С помощью электрички Мармарай очень удобно добираться из аэропорта имени Сабихи Гекчен до центра Стамбула.
Актуальную информацию об электричке Марамай можно уточнить официальном сайте.
Перечень станций
Список станций, обслуживающих обе ветки линии М1, таков:
- “Еникапы” ─ пересадка: M2, “Мармарай”, İDO.
- “Аксарай” ─ пересадка: T1.
- “Эмниет Фатих”.
- “Топкапи Улубатли” ─ пересадка: T4.
- “Байрампаша Малтепе”.
- “Сагмалджилар”.
- “Коджатепе”.
- “Отогар”.
Станция “Еникапы” является не только старейшей, но и основной транспортно-связующей. На ветке M1ᴀ расположены станции:
- “Теразидере”.
- “Давутпаша УТУ”.
- “Мертер” ─ пересадка: метро-бас.
- “Зейтинбурну”─ пересадка: T1, Metrobüs.
- “Бакиркой Инджирли”.
- “Бахчелиевлер” ─ пересадка: метро-бас.
- “Атакой-Шириневлер” ─ пересадка: метро-бас.
- “Енибосна”.
- “ДТМ Истанбул Фуар Меркези”.
- “Ататюрк Хавалимани” ─ аэропорт.
На M1ʙ размещены станции:
- “Эсенлер”.
- “Мендерес”.
- “Учуюзлю”.
- “Багджилар Мейдан” ─ пересадка: T1.
- “Киразли” ─ пересадка: M3.
Схема показана ниже.
На линии М2 можно найти следующие станции метро Стамбула:
- “Хаджыосман”.
- “Дарюшшафака”.
- “Ататюрк Ото Санайи”.
- “ИТУ Айазага”.
- “Сейрантепе”.
- “Санайи Махаллеси”.
- “4 Левент”.
- “Левент” ─ пересадка: M6.
- “Гейреттепе” ─ пересадка: метро-бас.
- “Шишли Меджиккой” ─ пересадка: M7, метро-бас.
- “Османбей”.
- “Таксим” ─ пересадка: F1, T2.
- “Шишхане” ─ пересадка: F2, T2.
- “Халич”.
- “Везнеджилер” ─ пересадка: T1.
- “Еникапы” ─ пересадка: M1ᴀ, M1ʙ, Marmaray, İDO.
Схема показана на фото ниже.
Третья линия включает станции:
- “Метрокент Башакшехир”.
- “Башак Конутлари”.
- “Сителер”.
- “Тургут Озал”.
- “Олимпият”.
- “Зия Гокалп Махаллеси”.
- “Икителли Санайи”.
- “Источ”.
- “Махмутбей”.
- “Ени Махалле”.
- “Киразли” ─ пересадка: M1ʙ.
На линии М4 расположены:
- “Кадикёй” ─ пересадка: T3, İDO.
- “Айрилик Чешмеси” ─ пересадка: Marmaray.
- “Аджибадем”.
- “Юналан” ─ пересадка: метро-бас.
- “Гёзтепе”.
- “Енисахра”.
- “Козьятаджи”.
- “Боштанджи”.
- “Кючюкяйли”.
- “Малтепе”.
- “Хузуреви”.
- “Гюльсуйу”.
- “Эсенкент”.
- “Хастане Адлийе”.
- “Соджанлык”.
- “Картал”.
Станции Yakacık, Pendik и Kaynarca стамбульский метрополитен пока не использует. На пятой линии имеются такие станции:
- “Юшкюдар” ─ пересадка: Marmaray.
- “Фистикаджачи”.
- “Багларбаши”.
- “Алтунзаде”─ пересадка: метро-бас.
- “Кисикли”.
- “Булгурлу”.
- “Умрание”.
- “Чарши”.
- “Яманевлер”.
- “Чакмак”.
- “Иламуркую”.
- “Алтыншехир”.
- “Имам Хатип”.
- “Дудуллу”.
- “Неджип Фазил”.
- “Чекмекой”.
На М6 можно воспользоваться станциями:
- “Левент” ─ пересадка: M2.
- “Ниспетийе”.
- “Этилер”.
- “Боджазичи Юниверситеси”.
Moovit — поможет посмотреть за движением трамвая и автобуса
«Moovit» (Андроид, iOS) – популярное в мире приложение для удобных поездок по городу. Оно позволяет отслеживать и строить маршрут с учётом движения общественного транспорта – метро, автобуса, трамвая, троллейбуса, электрички и так далее. Приложение получило статус лучшего приложения Google Play в 2016 году, и позволяет отображать движение транспорта в более чем 3400 городах по всему земному шару.
Приложение покажет, где находится ваш трамвай в реальном времени, вовремя оповестит вас об актуальных изменениях в работе транспорта и изменениях в схемах маршрута. Здесь имеется транспортный навигатор с удобными инструкциями следования от А точки до точки Б. Программа покажет время приезда вашего трамвая до вашей остановки, напомнит, когда следует сойти.
Приложение также может похвалиться своим международным сообществом волонтёров, помогающих в развитии транспортной инфраструктуры своего города.
После запуска приложения выберите ваш город. Затем нажмите на кнопку «Маршруты» снизу справа.
Далее выберите сверху вкладку «Трамвай» и вы увидите перечень всех трамвайных маршрутов.
Выбор кнопки «Остановки» позволит вам увидеть, когда придёт трамвай к нужной остановке. Просто найдите на карте нужную остановку, тапните на ней, и вы увидите, когда к ней подойдёт ближайший транспорт.
Аренда автомобиля в Стамбуле
В том случае, если вы не очень любите пользоваться городским общественным транспортом, или ваше путешествие по Турции не ограничивается только осмотром Стамбула, оптимальным решением будет взять в аренду автомобиль.
В Стамбуле, в том числе в его аэропортах располагается большое количество офисов по прокату автомобилей. Правда аренда на месте, особенно в высокий сезон, обойдется значительно дороже.
Чтобы этого избежать и выбрать для вашего путешествия наиболее подходящий автомобиль по самой выгодной цене, вам следует забронировать автомобиль заранее.
В этом вам поможет мировой лидер в сфере онлайн бронирования автомобилей — Rentalcars.com, на сайте которого вы можете посмотреть цены прямо сейчас.
Найдите дешевые авиабилеты в Турцию
Если вы еще не купили билеты в Турцию, чтобы вдоволь насладиться ее достопримечательностями, попробуйте поискать дешевые авиабилеты сейчас.
Найдите лучшую цену на отель в Стамбуле
Выбрали отель на Booking? Сравните цену этого отеля на более 50 ведущих сайтах и сервисах бронирования и найдите самое лучшее и выгодное предложение!
Summary
Article Name
Транспорт Стамбула: полный обзор с описанием
Description
Общественный транспорт Стамбула: метро, автобусы, трамваи, электрички, фуникулеры, канатные дороги, паромы. Часы работы, карты, схемы, виды и стоимость проездных билетов
Author
Publisher Name
Ontrips.ru
Publisher Logo
Связка метро со скоростным трамваем
Само по себе метро в Стамбуле не имело бы особого значения, если бы не было связано станциями пересадки с другими видами транспорта. Дело в том, что, например
, из аэропорта Ататюрка до центра города только на одном метро добраться нельзя. Это можно сделать, только пересев на скоростной трамвай. Однако не пугайтесь – это не вызывает проблем
, потому что на этом направлении метро и трамвай очень гармонично связаны. На самом деле, не все даже сразу понимают, что едут уже на другом виде транспорта.
Фактически
линии скоростного трамвая — это продолжение метрополитена. Пересадка между метро и трамваем бывает двух видов.
Короткая пересадка
– самая удобная. Вы доезжаете до нужной станции, выходите из электрички метро, по указателям следуете на линию трамвая, проходите турникет, оплачивая проход транспортной картой. И всё!
Вы уже на линии трамвая. Всё организовано так, будто вы переходите с одной линии метро на другую, только при этом производите оплату за пересадку. (Кстати, оплата при пересадке происходит со скидкой!). Таким образом, например, организована пересадка на станции Зейтинбурну (Zeytinburnu). Эта станция пересадки полезна нам потому, что через неё мы поедем из аэропорта Ататюрка к отелю до района Султанахмет (исторический центр города).
Длинная пересадка
– не очень удобная, но в целом тоже несложная. Суть её заключается в том, что вы полностью выходите со станции метрополитена и оказываетесь на улице города. Теперь вам надо пройти по улице на станцию скоростного трамвая. На перрон скоростного трамвая заходите через турникет, приложив карту. Проход также будет засчитан со скидкой. Эта пересадка называется длинной, потому что по улице порой предстоит пройти достаточно далеко. Например, расстояние между станцией метро Аксарай (Aksaray) и станцией скоростного трамвая Юсуфпаша (Yusufpaşa) около 350 метров. Эта пересадочная связка интересна нам, если мы едем с главного автовокзала Стамбула (Otogar) к отелю до района Султанахмет (исторический центр города). Надо понимать, что на такую пересадку необходимо закладывать больше времени, когда планируете маршрут, потому что нужно не только дойти до места, но ещё и разобраться, куда именно идти.
Кстати!
Метро в Стамбуле имеет связку не только со скоростным трамваем, но и с метробусом. Это что-то вроде скоростного автобуса, который движется по специальной выделенной полосе, минуя городские пробки. Однако этот вид транспорта для туристов по большому счету бесполезен, он важен для жителей города, которые добираются из спальных районов. Чаще всего вы будете пользоваться скоростным трамваем
, метро и паромами
.
T1 Kabataş-Bağcılar Tram Line
- Багджилар
- Güneştepe
- Yavuzselim
- луковичный
- рейдеры
- Гюнгерен
- Merter Textile Centre
- Свяжитесь с участником Мехмет напрямую
- Зейтинбурну
- Mithatpaşa
- Сейитнизам-Аксемсеттин
- Меркезэфенди
- Cevizliвиноградник-AÖY
- Топкапы
- Pazartekke
- Якорь-Sehremini
- Fındıkzade
- Hasseki
- Yusufpaşa
- Аксарай
- Лалели-Стамбульский университет.
- Беязит-Гранд Базар
- Cemberlitas
- Султанахмет
- Gulhane
- Сиркечи
- Eminonu
- Karakoy
- оружейный
- Fındıklı-Architect Sinan Ü.
- Kabataş
интеграция
Трамвайная линия T1 считается одной из наших магистралей с высокой пропускной способностью и маршрутом, поэтому она дает возможность перенести свой маршрут на другие транспортные средства общественного транспорта во многих точках своего маршрута.
- На станции Bağcılar, линия метро M1B Еникапы-Киразлы
- M1A Станция метро Yenikapı-Atatürk Airport и линия Metrobus на станции Зейтинбурну,
- CevizliСтанция студенческого общежития Bağ-Atatürk, линия метро,
- T4 Topkapı на станции Топкапы — трамвайная линия Mescid-i Selam,
- M1A Yenikapı-Atatürk Airport и линии метро M1B Yenikapı-Kirazlı на станции Юсуфпаша,
- M2 Линия метро Yenikapı-Hacıosman и эксплуатация Marmaray на станции Аксарай,
- На станции метро Лалели-Стамбул M2 линия метро Yenikapı-Hacıosman,
- Мармарайская операция на станции Сиркечи,
- С морскими предприятиями на станции Eminönü,
- F2 Каракёй-Бейоглу на станции Каракёй, историческая линия туннелей и взлетно-посадочные полосы,
- Kabataş F1 Таксим- ВокзалKabataş Возможна пересадка на фуникулер, City Lines, İDO и морские паровозы.
Важные станции метро для туристов
-
Ататюрк Хавалимани
(Ataturk Havalimani) – здесь находится главный аэропорт Стамбула, имени Ататюрка. -
Отогар
(Otogar) – здесь находится главный автовокзал Стамбула, который называется Отогар. Отсюда можно уехать путешествовать по стране, например, или в центр страны в . -
Аксарай
(Aksaray) – эта станция метро в Стамбуле имеет пересадку на станцию скоростного трамвая Юсуфпаша (Yusufpaşa). Полезна, когда мы едем из исторического центра на главный автовокзал города. -
Зейтинбурну
(Zeytinburnu) – эта станция метро имеет пересадку на станцию скоростного трамвая, которая тоже называется Зейтинбурну (Zeytinburnu). Полезна, когда мы едем из аэропорта Ататюрка к отелю в исторический центр города в район Султанахмет.
Друзья, всем привет!
Стамбул сегодня — это огромный муравейник с населением уже близким к 15 миллионам человек, добрая половина которых просто вынуждена практически каждый день перемещаться из одной части города в другую.
Для тех, кто живет в мегаполисах и знаком с ежедневной рутиной «на работу – с работы» должны понимать, о чем мы говорим. Не смотря на весьма и весьма современную систему общественного транспорта здесь, по статистике каждый обыватель в среднем тратит 91 минуту на транспортное сообщение в течение дня.
А это, извините, ого и времени в обрез на личностное саморазвитие!
1,5 часа в день – это вам не за хлебом в соседний ларек сбегать и не на рынок через дорогу сгонять. Времени уходит более, чем нужно.
Транспорт в Стамбуле: Метро
Подземка в Стамбуле открыта с 6:15 до полуночи, в настоящее время на европейской стороне есть две линии, которые связаны с Еникапы. Также есть линия на азиатской стороне (M4), но она не представляет для туристов особого интереса, потому что она еще не связана с аэропортом Сабиха Гокчен.
Аэропорт Ататюрк-Йеникапи (M1A) это метро в основном позволяло туристам добраться до центра Стамбула из старого аэропорта на европейской стороне — аэропорта Ататюрк — через Йеникапи, чтобы добраться до метро M2. Отныне аэропорт Ататюрк принимает только грузовые и пассажирские рейсы VIP-класса.
Поскольку новый аэропорт (IST) еще не обслуживается метро, эта линия не обязательна для прогулок по Стамбулу.
Стамбульское метро
Yenikapı-Hacıosman (M2): это самая важная для туристов линия метро в Стамбуле, которая вам больше всего понадобится во время вашего пребывания. С начала года его расширили, теперь можно, например, попасть в старый город с площади Таксим.
Основные остановки M2 :
- Йеникапы — эта станция является транспортным узлом Стамбула. От Еникапы вы можете использовать Мармарай (это метро, проходящее под Босфором), что позволит вам добраться до Ускюдара на азиатской стороне.
- Халич — это самая полезная станция для туристов, желающих добраться до старого города или, наоборот, покинуть его, чтобы открыть для себя другие районы Стамбула. Здесь вы будете недалеко от Базара специй и трамвайной остановки Eminönü (T1).
- Шишхане — расположен на улице Истикляль, он соединяет вас с фуникулером Tünel, расположенным в непосредственной близости от станции, а также с районом Галата.
- Таксим — Расположенный на площади Таксим, вы можете быстро дойти пешком до районов Бейоглу, таких как Джихангир или Чукурджума. Вы также можете использовать фуникулер (F1), чтобы добраться до Кабаташа, чтобы добраться до Принцевых островов от его пристани, а также трамвай (T1), чтобы добраться до старого города.
- Османбей — расположен в нескольких минутах от центрального района Нисанташи. Это очень приятный район с множеством баров и ресторанов, а также роскошных и дизайнерских магазинов.
- Левент — это деловой район Стамбула. Рядом с метро есть два крупных торговых центра: Metrocity и Kanyon.
- İTÜ Ayazağa — расположен недалеко от шикарного торгового центра İstinye Park (чтобы добраться до него, вам придется немного пройти пешком или взять такси или маршрутку). Эото ТЦ — рай для всех любителей моды и роскоши; вы найдете там все самые роскошные бренды.
Мармарай: европейская и азиатская стороны соединены этим метро, которое проходит под проливом Босфор. Это позволит вам отправиться на азиатскую сторону из Еникапы или Сиркеджи. Две остановки на азиатской стороне — Ускюдар и Айрылык Чесмеси. Вы можете использовать M4, чтобы добраться до района Кадыкёй.
Ветка Эюп — Пьер Лоти
Канатная дорога Эюп — Пьер Лоти была открыта в 2005 году в рамках развития исторической и туристической инфраструктуры района Золотой Рог. Цель ветки TF2 — облегчение доступа горожан и иностранных туристов к холму Пьер Лоти, который является одной из важных смотровых площадок Стамбула. Длина ветки — 420 метров, у нее всего две станции.
Нижняя станция канатной дороги находится на набережной Золотого Рога, в нижней части известного османского кладбища султана Эйюпа.
Вход на нижнюю станцию Эюп
Стоит отметить, что это самое главное кладбище в Стамбуле, составляющее определенный туристический интерес.
При входе вы увидите такие терминалы:
Терминалы на станции Эюп
Садимся в любую из двух таких кабинок:
Кабинки Телеферик
И поднимаемся вверх!
Верхняя станция канатной дороги Эюп — Пьер Лоти расположена на холме Пьер Лоти:
Верхняя станция — Пьер Лоти, сразу над ней смотровая площадка
Отсюда открывается великолепная панорама Стамбула:
Красивый панорамный вид на Стамбул со смотровой площадки на станции Пьер Лоти
На вершине смотровой площадки установлен бинокль. Отличное место для селфи и фотосессий! Правда, днем здесь очень людно.
Маршрут канатной дороги Эюп — Пьер Лоти на карте
Кабинки стамбульской канатной дороги поднимаются от Эюпа до Пьер Лоти прямо над кладбищем:
Канатная дорога Эюп-Пьер Лоти проходит над ухоженным османским кладбищем султана Эюпа
На верхней станции работает известное кафе под открытым небом — Пьер Лоти. Заведение для туриста специфическое, ведь столики стоят прямо над кладбищем. Тем не менее, пустым кафе не бывает, а в сезон найти трудно найти свободные места.
Интервал движение поездов канатной дороги Эюп — 5 минут. Состав имеет два вагона, весь путь проезжает за 2,7 минуты. В каждой кабинке перевозится 8 человек. Сиденья можно сложить, поставив инвалидную коляску.
Интересно, что внизу кабинки двигаются прямо над проезжей частью:
Возле станции Эюп кабинки двигаются прямо над дорогой
На входе на станции Пьер Лоти и Эюп бывают небольшие очереди.
Канатная дорога Эюп (Стамбул): как добраться
От Султанахмета ехать на трамвае Т1 до остановки Лалели. Оттуда пешком до автобусной остановки Eyup — Teleferik. Она находится возле станции метро Vezneciler. Там сесть на автобус 86V и ехать 16 остановок до станции Teleferik Pierreloti.
Если добираться до Телеферик из любого района на метро, то нужно выйти на станции метро Байрампаша. Оттуда на 390 маршрутке до Teleferik Pierreloti.
Фуникулеры в Стамбуле
В Стамбуле функционирую четыре фуникулера.
1. Линия F1 Таксим-Кабаташ (Taksim — Kabataş), пролегающая от остановки трамвая под названием «Kabataş» до станции метрополитена, расположенной на площади Таксим.
Длина линии: 0,64 км. Количество станций: 2. Продолжительность поездки: 2,5 минуты.
2. Линия F2 Каракёй-Бейоглу (Karaköy — Beyoğlu Tarihi Tünel).
Это фуникулер «Тюнель» (Tünel) — подземный фуникулер, который является общественным транспортом города и одним из старейших ныне действующих фуникулеров в своём роде.
Верхняя станция фуникулера носит название Бейоглу (Beyoğlu) и расположены в конце улицы Истикляль, а нижняя — Каракёй (Karaköy) и расположена вблизи Галатского моста. Подробнее о фуникулере Тюнель…
3. Линия F4 Университет Бокарай-Ашиян (University/Hisarustu — Asiyan), которая тянется между районом Румели Хисар и парком Ашиян, расположенном на берегу Босфора. Линия облегчает доступ между побережьем Босфора и линией метро M6 (станция «Boğaziçi Üniversitesi — Hisarüstü»).
Длина линии: 0,8 км. Количество станций: 2. Продолжительность поездки: 2,5 минуты.
4. Линия F3 Сейрантепе-Вадистамбул (Seyrantepe — Vadistanbul), которая тянется над землей от стадиона Türk Telekom Arena до Vadistanbul.
Из-за того, что линия фуникулера F3 проходит по бетонному виадуку, он позиционируется как монорельс, хотя технически — это фуникулер.
Северо-западная конечная станция фуникулера F3, станция Вадистанбул, расположена в стеклянной сфероидной структуре, которая соединяется со 2-м этажом торгового центра Вадистанбул. Юго-восточная конечная станция, станция Сейрантепе, расположена под землей на северной стороне скоростной автомагистрали O-2. Туннель под скоростной автомагистралью соединяется со станцией М2.
Важные маршруты на метро в Стамбуле для туристов
Большинство направлений в метро не имеет абсолютно никакого интереса для туристов, потому что они ведут в спальные районы Стамбула. Важных маршрутов всего два.
Аэропорт Ататюрка – Исторический центр Стамбула
. Этот маршрут – самый востребованный, так туристы добираются из аэропорта имени Ататюрка (станция Ататюрк Хавалимани (Ataturk Havalimani)) до станции Султанахмет (Sultanahmet).
В аэропорту Ататюрка идем на станцию метро Ататюрк Хавалимани
(Ataturk Havalimani). Это линия метро М1А
. Едем до станции метро Зейтинбурну
(Zeytinburnu). Выходим из вагона и совершаем пересадку на скоростной трамвай, станция которого тоже называется Зейтинбурну
(Zeytinburnu). Эта линия трамвая Т1
. Далее едем до остановки трамвая Султанахмет
(Sultanahmet).
Автовокзал – Исторический центр Стамбула
. Этот маршрут полезен, если вы приехали в Стамбул на автобусе, либо собираетесь после посещения Стамбула поехать дальше по стране, например, в .
На главном автовокзале города идем на станцию метро Отогар
(Otogar). Это линия метро М1А
. Едем до станции метро Аксарай
(Aksaray). Выходим со станции метро на улицу. Далее переходим на светофоре через бульвар Adnan Menderes Vatan Blv. На другой стороне будет парк. Обойдите парк справа и выйдите на улицу Murat Paşa Sok. Идите по этой улице до пересечения с улицей Turgut Ozal Millet Cad. Как раз на пересечение этих улиц будет остановка скоростного трамвая Юсуфпаша
(Yusufpaşa). Время на пересадку (если знаете, как идти) – 5 минут. Если едете первый раз, то заложите ещё минут 15 на то, чтоб «разобраться, как идти». Расстояние, которое надо пройти по улице, около 350 метров. Теперь садимся на скоростной трамвай и едем до остановки Султанахмет
(Sultanahmet).
Фуникулер, канатная дорога и трамвай в Стамбуле
Трамваи Стамбула. Городские железные дороги Стамбула не простились еще со столь старыми видами транспорта, как трамваи. Более того, наряду с современными шустрыми, просторными и очень комфортными вагонами бегают пара «ностальгических» красненьких ретро-трамвайчиков. Итак, действующие линии:
Т1, от Kabataş до Bağcılar — современные скоростные вагоны. Это самая популярная трамвайная линия города, поскольку проходит через исторический центр, такие достопримечательности, как Султанахмет, Айя-София, Топкапы, Долмабахче и живописную набережную района Эминёню с большой транспортной развязкой.
График работы: с 06:00 до 00:00, интервал 2-5 минут.
Т4, от Topkapı до Mescid-i Selam — тоже современный быстрый трамвай в Стамбуле. Маршрут ведет из центрального района Фатих к северной окраине города. Туристам этот маршрут может быть интересен лишь, если отель находится неподалеку от его остановок.
График работы: с 06:00 до 00:00, интервал 2-5 минут.
Т3, от Kadıköy до Moda — ретро-вагоны Nostalgic Tram. Это маленькая кольцевая ветка в красивом азиатском районе Кадыкёй. На протяжении маршрута нет крупных достопримечательностей, но довольно много уютных кафешек, магазинов одежды и сувениров, в округе несколько мечетей и зеленых парков, удобный транспортный узел в направлении европейской части города.
График работы: в будни с 07:00 до 21:00, в выходные в 10:00 до 20:00, интервал 7-10 минут.
Стоимость проезда во всех трамваях такая же, как и в метро.
Ретро-вагон Nostalgic Tram в Стамбуле
Фуникулер Стамбула. Описать рельсовый городской транспорт в Стамбуле невозможно без упоминания подземного фуникулера Tünel. Стамбульский Тюнель по возрасту переплюнул даже местные трамваи и на сегодня входит в число старейших в мире действующих фуникулеров такого рода — в 2025 году он будет отмечать 150-летние. На транспортной карте его единственную ветку F2 с двумя станциями Karaköy и Beyoğlu, путь между которыми занимает всего 1,5 минуты, вы увидите в европейском районе возле площади Таксим, между Босфором и заливом Золотой Рог. Тут же неподалеку еще две фуникулерные ветки, открывшиеся в начале 2000-х: подземная F1 от Taksim до Kabataş (в пути 2,5 минуты) и очень эффектная наземная F3 от Seyrantepe до Vadistanbul AVM (в пути 2,5 минуты). Примечательно, что у каждого из фуникулеров разные владельцы, однако оплата за проезд единая — по İstanbulkart.
График работы: F1 — с 06:00 до 00:00 с интервалом 3 минуты; F2 Tünel — с 07:30 до 22:45 с интервалом 5 минут; F3 — с 07:20 до 23:00 с интервалом 5 минут.
Стоимость проезда в фуникулерах такая же, как и в метро.
Фуникулер в Стамбуле, наземная ветка F3 / Фото: tramways2007/flickr
Канатная дорога в Стамбуле. Общественный транспорт в Стамбуле имеет еще одну изюминку. Туристы ее очень любят. Во-первых, из комфортабельных кабинок можно свысока наблюдать размеренную жизнь города, а не тоннельные стены. А во-вторых, ведут дороги в интересные для прогулки и отдыха локации. В мегаполисе две канатки, обе курсируют на европейском берегу, неподалеку от центра:
ТF1 от Maçka до Taşkışla, в пути 3,5 минуты. Линия протянута над глубоким оврагом района Шишли, где раскинулся зеленый живописный парк.
График работы: с 08:00 до 19:00, интервал 5 минут.
ТF2 от Eyüp до Piyer Loti, в пути 2,7 минуты. Канатка находится на побережье Золотого Рога, ведет к излюбленному туристами и местными жителями холму Пьер Лоти, на котором одна из самых лучших смотровых города и кафе с видом на бухту.
График работы: с 08:00 до 22:00, интервал 5 минут.
Стоимость проезда на канатных дорогах такая же, как и в метро.
Канатная дорога в Стамбуле, ветка ТF2 / Фото: raillynews.com
Проездные на городской транспорт
Здесь два варианта:
жетоны. Действуют везде, кроме долмушей. Жетон на разовую поездку стоит 4 лиры. Купить можно на всех крупных станциях метро, остановках трамваев, метробусов и на причалах вот в таких терминалах:
Предупреждаем! Автоматы очень не любят мятые деньги и купюры в 20 лир!
«Истанбулкарт». Про нее расскажем подробно, чтобы в поездке не возникло вопросов. Карта пропустит вас на все виды транспорта, кроме долмушей. Сам проездной стоит 6 лир.
Александр Покаташкин
вложения в карту отбил быстро:
Поездка по Istanbulkart обойдётся в 2,3 лиры. А если вы собираетесь ехать с пересадками, то первая пересадка спишет с карты 1,65 лиры, вторая — 1,25 лиры, третья — 0,85 лиры. Можно пользоваться одной картой на двоих, но тогда пересадки будут оплачиваться по полной стоимости.
Ольга
рассказывает, как пополнить «Истанбулкарт»:
- Пополнить Истанбулкарт можно в автоматах – что мы и делали не раз. Автоматы мелочь не принимают, хорошо принимают купюры по 10 лир, купюры по 5 лир у нас принимали через раз, купюры по 20 лир автомат не принимал. Такие автоматы есть на площади Эминёню, на конечной остановке трамвая Кабаташ, Таксиме и других местах.
- В газетных и табачных киосках.
- В районе Баязид и Султанахмета — пополняют в каждом киоске с дёнерами.
- В магазинах и где угодно, где увидите надпись «Akbil» и «IstanbulKart».
Запоминайте! В таких терминалах карты не продаются. Они только для пополнения.
Канатная дорога TF1 и TF2
Первая череда кабинок TF1 берет высоту в районе парка Демократии, немного выше дворца Долмбахче и стадиона футбольной команды Бешикташ.
Длина подвеса 333 метра (каждому) по которому скользят 2 шестиместные кабинки. Дорога занимает 3 минуты.
Есть подозрение, что это дело рук сети отелей Hilton, чтобы проживающие по одну сторону в Hilton Istanbul Bosphorus могли ездить в гости в Hilton Parksa Istanbul.
Часы работы 08:00 — 19:00 с интервалом движения в 10 минут. Билеты стандартные.
Вторая линия TF2 была натянута в 2005 году между побережьем залива Золотой Рог и холмом Пьер Лотти. На холме расположено известное кафе и кладбище. Так что вашими попутчиками могут быть как туристы, так и поминальная процессия.
Итальянские проектировщики Leitner Group умудрились построить здесь самую дорогую подвесную дорогу в Турции за 5 миллионов Евро.
Стоит заметить, что на обоих склонах, где расположены подвесные канатные дороги, есть и пешеходные альтернативы.
Катается с 08:00 до 22:00 с интервалом в 10 минут.
Немного истории
Метро Стамбула Метро Стамбула зародилось в 1988 году, и вначале носило название «Istanbul Transportation». Уже спустя год была открыта первая ветка М1, соединяющая с аэропортом Ататюрка. Сегодня она является частью городской железнодорожной системы протяженностью 259,85 км (на метро приходится 115,3 км), куда также входят трамвай, фуникулер и канатная дорога.
Бесплатный вход и услуги гида во дворце Топкапы, соборе Святой Софии, Голубой мечети, на Большом базаре и т. д.
Купить Tourist Pass
Минуйте очереди за билетами на входе в собор Святой Софии, дворец Топкапы, цистерну Базилика
Купить комбо-билет
Билеты на общественный транспорт, проход без очереди в 12 ведущих музеев, туры с гидом и круиз по Босфору.
Купить Welcome Card
Кстати говоря, первым рельсовым подземным транспортом был фуникулер (Тюнель), курсирующий между станциями Каракёй и Бейоглу в европейской части культурной столицы Турции. Его открытие состоялось в 1875 году, что почти на сто лет раньше метрополитена.
Вначале он был на паровой тяге, но после реконструкции в 1971 году стал электрическим. Поскольку он и сегодня благополучно возит пассажиров, эффективно дополняя транспортную сеть Стамбула, в обозримом будущем от него точно не собираются отказываться.