Спасо-елеазаровский женский монастырь в псковской области

Описание архитектуры

После разрушений советской эпохи строения женской обители начали реставрировать уже в наши дни. Сейчас полностью окончены работы в храме Трех Святителей, построена новая башня колокольни, возводятся еще один храм, Воскресная школа и приют. Также восстановлен келейный корпус 1904 года.

Трехсвятительский собор стоит на высоком подклете и представляет собой трехапсидную церковь. В ней освящен придел великомученицы Елисаветы. Колокольня с семью колоколами расположена над лестницей. Скромный храм Архангела Гавриила открыт в белоснежном игуменском доме.

Часовня Спаса Нерукотворного Образа на территории монастыря

У дороги соорудили часовню Спаса Нерукотворного Образа. Кроме того, в композицию монастыря входят два сестринских корпуса, постройки хозяйственного назначения и здание паломнического центра, в котором имеется собственный домовой храм. Двор обители огражден забором. Территория очень ухожена, в теплое время здесь много цветов и зелени.

Русская Православная Церковь

В 25 км к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера стоит Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный прп. Евфросином, Псковским чудотворцем.

По монастырскому преданию крестьянин Елеазар из села Виделибье заинтересовался тем, что в разных церквах Пскова богослужения проходят по-разному. Для выяснения истины он отправился пешком в Константинополь, но и там не нашел единства. Вернувшись в Псков, он поступил в Снетогорский монастырь, где принял иноческий постриг с именем Евфросин. В 1425 г. подвижник покинул Снетогорский монастырь и ушел на Толвское озеро в пустынные леса. В 1447 г. на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трех святителей. После кончины прп. Евфросина, в 1481 г., деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошел под гору, где была выстроена новая каменная Трехсвятительская церковь. По мирскому имени основателя монастырь был назван Елеазаровским (единственный случай такого рода в истории русских обителей).

В первой половине XVI в. Спасо-Елеазаровский монастырь сделался центром духовной жизни. В эти годы в обители подвизался старец Филофей (ок. 1465-1542) — летописец и мыслитель, автор канона на обретение мощей князя Всеволода Псковского и посланий великому князю Московскому Василию III. С именем старца связана знаменитая формула: «Москва — третий Рим». В этот же период в Елеазаровском монастыре было составлено житие прп. Евфросина, проведено редактирование Псковской 2-й летописи, а также переписан экземпляр «Слова о полку Игореве», попавший впоследствии к Мусину-Пушкину.

Главная монастырская святыня — собор Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен ок. 1574 г. и представляет собой великолепный образец средневековой псковской архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей. В 1766 г. к Елеазаровскому монастырю было приписано братство упраздненного Спасо-Великопустынского монастыря, после чего он получил наименование Спасо-Великопустынского. Тогда же в монастырь была передана чудотворная икона, получившая впоследствии название «Спас Елеазаровский». В 1804 г. в Елеазаровскую обитель было переведено братство упраздненного Снетогорского монастыря.

В начале XX века в Спасо-Елеазаровом монастыре жил прозорливый старец Гавриил (Зырянов), ученик преподобного Амвросия Оптинского. К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников; земельные угодья составляли 338 десятин.

После революции монастырь был закрыт и подвергся сильному разорению; помещения обители стали использоваться под склад, а в 1921 г. были переданы под устройство санатория для больных туберкулезом. До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой комплекс.

До восстановления ансамбль монастыря, объявленный памятником архитектуры республиканского значения, состоял из полуразрушенного Трехсвятительского собора (2 пол. XVI — нач. XIX вв.), братского корпуса (1904 г.), остатков каменной ограды. Уникальная монастырская колокольня (XVI в.), не имеющая аналогов в псковской архитектуре, рухнула в середине 1990-х гг.

В 2000 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви. По благословению архиепископа (ныне митрополита) Псковского и Великолукского Евсевия в древней обители был открыт женский монастырь. 28 мая 2000 г., в день памяти преподобного Евфросина, в монастыре прошла архиерейская служба. Этот день считается датой возрождения древнего Спасо-Елеазарова монастыря.

В этот день приняла иноческий постриг в честь преподобномученицы княгини Елисаветы и поступила в число сестер Спасо-Елеазаровской женской обители Татьяна Ивановна Беляева. 17 июля того же года инокиня Елисавета принимает монашеский постриг в честь той же святой, а 25 августа 2000 г. по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Елисавета была назначена настоятельницей Спасо-Елеазаровского женского монастыря. В 2005 г. монахиня Елисавета была возведена в сан игумении.

На протяжении десяти лет игумения Елисавета (Беляева) отдавала все силы на возрождение некогда порушенной и поруганной Елеазаровской обители. Также матушка Елисавета была инициатором и участницей многих православных конференций и чтений. Выступила инициатором возвращения из Псковского музея в Спасо-Елеазаровскую обитель древнего чудотворного образа «Спас Елеазаровский». 4 июня 2010 г. игумения Елисавета (Беляева) скончалась после продолжительной болезни в Боткинской больнице г. Москвы.

Современное состояние

Передача монастыря Русской православной церкви состоялась 28 мая 2000 года в день памяти ее основателя — преподобного Ефросина.

Интерьер Трехсвятительского собора Спасо-Елеазаровского монастыря

Уже в августе того же года патриархом Алексием II настоятельницей обители была назначена монахиня Елисавета, воспитанница старцев Троице-Сергиевой лавры и стариц Дивеевской обители. В сан игуменьи ее возвели в 2005 году. К тому времени уже подходило к завершению восстановление братского корпуса. Восемь монахинь приняли постриг и поселились в новоустроенном монастыре. Освящение колоколов для вновь отстроенной колокольни совершил владыка Евсевий.

Напротив Елеазаровской обители сорок лет прожил отец Николай Гурьянов. Он поселился на острове Залита, хранил с большим благоговением и трепетом Цареградскую икону Богородицы. Возможно, именно благодаря его молитвам монастырь снова вернулся к жизни.

В 2010 году сюда приезжал патриарх Кирилл, который привез лично в дар монастырю древнюю икону XIV века «Спас Вседержитель Елеазаровский».

Это интересно: Спасо-Преображенский мужской монастырь в Рязани: разбираем основательно

Становление монастыря

Много сил приложила братия, корчуя лес и расчищая место, потребное для всех построек, необходимых обители. Больших трудов стоило и возведение храма. Но во всём пребывала с иноками Благодать Божья, и очень скоро меж вековых сосен поднялись к небу его стены. Был он освящён в честь Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Нашлись у монастыря и земные покровители, не скупившиеся на пожертвования. Их щедротами возвела братия многочисленные постройки и обзавелась хозяйством.

Главной же их заботой было служение Богу и духовное возрастание, в котором они брали пример со святых отцов, прославивших Господа многочисленными подвигами веры. Став настоятелем основанного им монастыря, Евфросин обрёл много сподвижников, которые со временем сами положили начало новым обителям, претерпевшим в последующие века множество испытаний, но не пропавшим с лица земли.

Величайшей святыней монастыря была хранившаяся в его стенах икона Божьей Матери, являвшаяся даром Константинопольского патриарха Геннадия II. Она служила выражением преемственности, которая перешла к русской церкви после падения под турецкими ятаганами её византийской сестры.

Спасо-Елеазаровский монастырь

Спасо-Елеазаровский монастырь, расположенный в 30 километрах от Пскова, был
основан как мужской монастырь в 1425 году иноком Снетогорского монастыря
Евфросином. Пройдя долгий путь, он умер в возрасте 95 лет, приняв перед
кончиной схиму с именем Елеазар. В честь этого и назван основанный им Псковский
Спасо-Елеазаровский монастырь.

Эта обитель занимает особое место в мировой истории. Именно сюда, в
пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности
была принесена Цареградская икона Божией Матери  дар Константинопольского
Патриарха Ганнадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею
вселенской ответственности России за православие, за человечество: «Два Рима
пали, а третий стоит, а четвертому не быти».

В Елеазаровской обители союз Москвы и Пскова обозначен
в архитектуре соборного храма: к главному, Трехсвятительскому собору
традиционной псковской архитектуры, пристроен придел Рождества Пресвятой
Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют
единый соборный комплекс. В этом заложен глубокий смысл: Псков мыслится как
начало русской государственности, Москва как ее становление и величие.
Спасо-Елеазаровский монастырь во многом послужил делу объединения русских
земель вокруг Москвы, став их духовным центром и собрав в своих стенах многих
учёных мужей.

В 1574 году была воздвигнута главная святыня монастыря – Собор Трёх
Святителей. Он был освящён в честь Василия Великого, Григория Богослова и
Иоанна Златоуста. В последующие годы много Спасо-Елеазаровский монастырь
перенес много испытаний. Ввиду близости границы, он подвергался нападениям
поляков, литовцев и ливонских рыцарей, неоднократно был разорён и разграблен,
но каждый раз в нем возрождалась иноческая.

После прихода к власти большевиков среди прочих святых обителей был
упразднён и Спасо-Елеазаровский монастырь. Многие из его насельников были
расстреляны. В конце двадцатых годов разорённую обитель передали одному из
псковских институтов, потом были попытки организовать на его территории
сельхозпроизводство  ничто из посаженного упорно не желало расти. После этого
бывший монастырь ещё несколько раз менял владельцев, с каждым разом всё больше
разрушаясь. В Елеазаровской обители открывались Народный дом, дом дефективных
детей, детский туберкулезный санаторий и база отдыха. До 1999 года на
территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилой
комплекс. От более чем двадцати строений остались только соборный храм и
двухэтажный братский корпус. В короткий срок новыми властями было уничтожено
то, что трудами монахов создавалось в течение многих веков.

Монастырь был возрождён к жизни на рубеже нового века, но теперь уже в
качестве женской обители. В мае 2000 года в его храме была впервые совершена
архиерейская служба, которая стала началом новой истории возвращённой святыни.
Были проведены серьезные восстановительные работы. Большую помощь монастырю
оказал академик Д. Лихачёв, лично обратившийся к Министру культуры с просьбой о
выделении средств для проведения ремонта обители .

С возрождением иноческого служения в монастырь потянулись тысячи верующих.
Паломничество в Спасо-Елеазаровский женский монастырь с каждым годом принимает
всё более массовый характер. Люди идут поклониться его святыням, среди которых
главное место занимают чудотворные богородичные иконы «Феодоровская» и
«Цареградская», а также «Спас Елеазаровский.

Как добраться: монастырь находится в 30 км к северу от Пскова. До
Пскова из Москвы удобнее всего добираться на поезде с Ленинградского вокзала.
Из Пскова, с автовокзала, ходят автобусы на Гдов через деревню Елизарово, где и
расположена Елеазаровская обитель. На автомобиле из Пскова можно добраться по
трассе Р-60, ведущей в Гдов. В деревне Елизарово дорога идет прямо вдоль
монастырской ограды.

Адрес: Псковская область, деревня Елизарово

Социальные комментарии Cackle

Деятельность прихода

Монастырь строго соблюдает принятый устав, но помимо этого, занимается и благотворительностью. Сестры обители оказывают помощь нуждающимся семьям как духовную, так и материальную. На реабилитацию принимались люди, зависимые от наркотических веществ. С ними проводилась духовно-нравственная работа.

Святыни Спасо-Елеазаровской обители

В Елеазаровском женском монастыре пребывает Феодоровская икона Божией Матери, перед которой, как гласит предание, молились царь Николай II с супругой и детьми. Она мироточит.

Также в его стенах хранится Цареградский образ Девы Марии и Спас Елеазаровский. Роща, где начиналась история создания обители, также почитается, как священная.

Престольные праздники

  • 5/18 июля — день памяти преподобномучениц княгини Елисаветы и инокини Варвары;
  • 16/29 августа — перенесение Нерукотворного образа Спаса из Едессы в Константинополь;
  • 6/19 августа — Преображение Господне;
  • 15/28 мая — день памяти преподобного Ефросина;
  • 25 апреля/8 мая, 17/30 сентября — икона Богоматери «Цареградская».


Богослужение в Спасо-Елеазаровском женском монастыре

Расписание богослужений

Попасть в храмы обители можно каждый день с утра до вечера. В них проходят богослужения по такому распорядку:

  • в будние дни и субботу с 7:00 идет утренняя служба и Полунощница. С 8:00 начинается Божественная литургия;
  • по воскресеньям и праздничным дням утренние молитвы читаются с 8:00, Литургия — с 9:00;
  • вечерняя служба начинается с 17:00 ежедневно.

Фото и описание

Спасо-Елизаровский (а на старославянском – Спасо-Елеазаровский) монастырь
известен не только в городе Пскове, но по всей России. В этот монастырь,
расположенный посреди лесов в достаточно пустынной местности, была перенесена
знаменитая Цареградская икона Богоматери, подаренная Патриархом Геннадием II из
города Константинополя.

Местоположение Спасо-Елизаровского монастыря буквально освящено для
благоприятной монашеской жизни. Согласно преданию, в давние времена две сестры
из Иоанновского монастыря поселились в этом месте, но здешняя особенно
пустынническая жизнь стала непосильным бременем для сестер. Через десять лет на
это место был прислан монах Евфросин, который был родом из Снетогорского
монастыря. Данное событие произошло в 1425 году.

Евфросин или Елеазар получил достаточно хорошее образование и стал богословом
и книжником. В городе Константинополе Евфросин был принят Константинопольским
патриархом, который дал согласие и благословение на пустынножительную обитель,
основанную рядом с Толвским озером, а также подарил икону Цареградской
Богоматери, что произошло накануне принятия городом Флорентийской унии.

На протяжении своей жизни Евфросин всегда хотел быть пустынножителем, но все
же к нему обратилась братия с просьбой основать монастырь. Поэтому для
Спасо-Елеазаровского монастыря было выбрано отдаленное место, чтобы не нарушать
отшельнического образа жизни. Место для возведения монастыря было выбрано
согласно сну, который увидел Евфросин. Именно на этом месте и были выстроены
кельи, а также поставлен красивый собор. По своему смирению преподобный Евфросин,
после того как основал монастырь, так и не стал настоятелем, не получив даже
священнического сана. Самым первым игуменом Елизаровского монастыря стал игумен
Игнатий. В 1481 году скончался Евфросин в возрасте 95 лет. В память об этом
удивительном человеке обитель назвали в его честь — Елеазаровской. Мощи
преподобного хранятся в Трехсвятительском соборе.

Небольшая пустыня преподобного Евфросина, которая как будто затерялась среди
величественных псковских лесов, стала буквально духовным центром, служащим
объединяющим звеном всех русских земель вокруг города Москвы. В свое время
Псково-Печерская обитель отчаянно выступила за псковский суверенитет, а в
Елеазаровской обители произошло объединение ученых мужей, которые отстаивали
необходимое условие усиления русского государства вокруг Москвы. Лидером данного
движения стал игумен Филофей, который стал автором теории под названием «Москва
– Третий Рим».

В Елизаровском монастыре данного рода союз Пскова и Москвы отчетливо
обозначен в архитектуре соборного храма. К Трехсвятительскому главному собору,
выполненному в рамках традиционной псковской архитектуры, был пристроен придел в
честь Рождества Пресвятой Богородицы, выполненный в характерном московском
стиле. Оба возведенных храма отлично дополняют друг друга, являясь единым
соборным комплексом. Такая идея не зря получила воплощение в данном контексте,
ведь в ней заложен глубокий смысл: изначально город Псков воспринимался как
начальный этап русской государственности, а Москва стала воплощением ее полного
становления и небывалого величия.

В начале 20 века монастырь из третьего класса превратился в обитель второго
класса, что было достигнуто вследствие увеличения количества человек братии,
насчитывающее более двадцати человек. Монастырская братия была традиционно
образована, это значит, что ее членами были люди не мещанского или крестьянского
сословия, а непосредственно из духовенства. Настоятели обители назначались
ректорами Духовной Псковской семинарии, а также принимают на кафедры архиереев
по всей территории России.

Как добраться[править]

Адрес:

180523, Псковская область, Псковский район, п.о. Елизарово

Проезд:

Спасо-Елеазаровский монастырь находится в 30 км к северу от Пскова. До Пскова из Москвы удобнее всего добираться на поезде с Ленинградского вокзала. Из Пскова, с автовокзала, ходят автобусы на Гдов — по дороге они минуют деревню Елизарово, где и расположена Елеазаровская обитель.

Если Вы едете на автомобиле, то из Пскова следует выезжать по улице Леона Поземского (это одна из основных проезжих улиц города) — за городской чертой она переходит в шоссе Р-60, ведущее в Гдов. В деревне Елизарово дорога идет прямо вдоль монастырской ограды (ограда тянется по левую руку).

Телефон:

8(8112) 679-558, моб. 8-905-23-8888-2

https://eleazarovo.ru/

Страница в соцсети «Вконтакте»:

https://vk.com/club182122708

История Спасо-Евфимиева монастыря

Спасо-Евфимиев монастырь был основан в 1352 году князем Борисом Константиновичем (умер в 1394 году) в качестве форпоста Суздальско-Нижегородского княжества. Первым его игуменом стал святой Евфимий, «духовный собеседник» и сподвижник Сергия Радонежского. Первоначально монастырь назывался Спасо-Преображенским, что отражено в названии монастырского собора. После того, как в 1507 году были обретены нетленные мощи святого Евфимия и утвердилось сначала его местное, а потом и общерусское почитание (1549 год), монастырь стал именоваться Спасо-Евфимиевым (Спасо-Евфимиевским).

Киворий, звонница и Спасо-Преображенский собор

В XVI-XVII веках обитель перестраивается в камне. Среди крупных жертвователей того времени — Василий III, Иван Грозный, князья Пожарские и другие. Впрочем, как сообщал Андрей Курбский в письме Ивану Грозному, «А что за городом Суздалем имеется Спасский монастырь, где монахи весьма сребролюбивы и зело пьянственны».

В Смутное время Спасо-Евфимиев монастырь пострадал в результате литовского разорения. Однако обитель быстро оправилась и к концу XVII века монастырь стал одним из самых больших и богатых на Руси. Он владел обширными вотчинами, полями, заставами, лесными угодьями, водоемами. В его собственности находились тысячи крестьян, которые поставляли свою продукцию ко столу монахов и трудились во славу монастыря.

Макет-реконструкция Спасо-Евфимиева монастыря

В 1766 году по указу императрицы Екатерины II при монастыре была организована тюрьма. В 1923 году Спасо-Евфимиев монастырь был преобразован в политический изолятор ОГПУ (с 1934 года —  НКВД), в годы Великой Отечественной войны в нём разместилась тюрьма для военнопленных, а после её окончания — колония для несовершеннолетних.

Цветочная композиция на старом пне

В 1967 году Спасо-Евфимиев монастырь вошел в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Начался трудоемкий процесс реставрации, который не закончен до сих пор. В 1992 году комплекс памятников Спасо-Евфимиева монастыря был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (№ 3310133000).

Памятники архитектуры и музеи Спасо-Евфимиева монастыря. План-схемаВ 1965 году у стен Спасо-Евфимиева монастыря начались съемки фильма «Страсти по Андрею» (в кинопрокате «Андрей Рублев») с заключительной, восьмой новеллы кинокартины «Колокол, 1423 г.» Сценарий Андрея Михалкова-Кончаловского и Андрея Тарковского, режиссер-постановщик Андрей Тарковский, главный оператор Вадим Юсов

Давайте познакомимся с этим великолепным монастырем-крепостью поближе.

СПА́СО-ЕЛЕАЗА́РОВСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ

Фото А.П. Пятнова Спасо-Елеазаровский монастырь. Собор Трёх Святителей. 1560–70-е гг. Фото 2009.

СПА́СО-ЕЛЕАЗА́РОВСКИЙ МОНАС­ТЫ́РЬ во имя Трёх свя­ти­те­лей (Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Ио­ан­на Зла­то­ус­та и Гри­го­рия Бо­го­сло­ва), рас­по­ло­жен в дер. Ели­за­ро­во на р. Тол­ва, в 30 км от Пско­ва. Ос­но­ван в 1440-х гг. мо­на­хом Ев­фро­си­ном (его имя в ми­ру, Елеа­зар, да­ло на­зва­ние оби­те­ли). Пер­вы­ми на­сель­ни­ка­ми С.-Е. м. ста­ли 4 род­ных бра­та ос­но­ва­те­ля, в т. ч. пер­вый игу­мен Иг­на­тий. По бла­го­сло­ве­нию Ев­фро­си­на воз­ник ряд мо­на­сты­рей (Кры­пец­кий, Верх­не­ост­ров­ский на ост­ро­ве в Псков­ском оз., Кня­же-Озер­ский, Маль­ский), за­щи­щав­ших се­ве­ро-за­пад псков­ских зе­мель. На­сель­ник С.-Е. м. Фи­ло­фей в 1-й пол. 16 в. сфор­му­ли­ро­вал цер­ков­но-по­ли­тич. док­три­ну «Мо­ск­ва – тре­тий Рим». В 1766 по­сле при­сое­ди­не­ния уп­разд­нён­но­го Спа­со-Ве­ли­ко­пус­тын­ско­го мон. к назв. «С.-Е. м.» до­ба­ви­лось «Ве­ли­ко­пус­тын­ский». В 1813 оп­ре­де­лён мо­на­сты­рём 2-го клас­са, в 1906 пре­об­ра­зо­ван в об­ще­жи­тель­ный, в 1907 вве­дён об­ще­жи­тель­ный Глин­ский ус­тав по чи­ну Афон­ских оби­те­лей. По­сле 1917 кон­фи­ско­ва­на цер­ков­ная ут­варь, в 1923 С.-Е. м. за­крыт. С 1922 в зда­ни­ях раз­мес­тил­ся «дом для де­фек­тив­ных де­тей», в со­бо­ре с 1926 – На­род­ный дом; во 2-й пол. 20 в. рас­по­ла­гал­ся лет­ний школь­ный ла­герь. В 1994 воз­вра­щён РПЦ (в 2000 от­крыт жен­ский мо­на­стырь).

Ком­плекс С.-Е. м. сфор­ми­ро­вал­ся во 2-й пол. 15 в. Его изо­бра­же­ние со­хра­ни­лось на трёх клей­мах на ико­не нач. 17 в. «Ев­фро­син Псков­ский, Сав­ва Серб­ский, Ио­анн Бо­го­слов и Сав­ва Кры­пец­кий» (Псков­ский гос. му­зей-за­по­вед­ник). В 1911 в ком­плекс вхо­ди­ли: со­бор Трёх свя­ти­те­лей, тё­п­лый храм (при­дел Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы), кор­пу­са на­стоя­те­ля и стар­ца, 2 брат­ских кор­пу­са, 2 гос­ти­ни­цы и хо­зяйств. по­строй­ки внут­ри и за ог­ра­дой (в кон. 1920-х гг. ут­ра­че­ны все де­рев. строе­ния).

Ар­хи­тек­тур­ные и де­ко­ра­тив­ные осо­бен­но­сти од­но­гла­во­го 3-ап­сид­но­го ка­мен­но­го со­бо­ра Трёх свя­ти­те­лей по­зво­ля­ют да­ти­ро­вать его 1560–70-ми гг. С юга к не­му при­мы­ка­ет при­дель­ная ц. Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (пе­ре­строе­на в нач. 19 в.), с се­ве­ра – риз­ни­ца, с за­па­да – за­кры­тая па­перть и 6-гран­ная ко­ло­коль­ня, свя­зан­ные ме­ж­ду со­бой га­ле­рея­ми. Де­кор фа­са­дов на­сы­щен тра­диц. псков­ски­ми ор­на­мен­та­ми (бе­гу­нец, по­реб­рик, бров­ки над ок­на­ми) и эле­мен­та­ми ср.-рус. де­ко­ра (ва­ли­ко­вые раз­во­ды, тя­ги, ар­ка­тур­ные поя­ски, ки­ле­вид­ные ни­ши). Не­обыч­на ар­хи­тек­ту­ра ко­ло­коль­ни, пе­ре­кры­той зон­тич­ным сво­дом (вос­соз­да­на в 2004). Ин­терь­ер хра­ма «заль­но­го ти­па», 4-столп­ный, с по­вы­шен­ны­ми под­пруж­ны­ми ар­ка­ми. Рес­тав­ра­ция про­во­ди­лась в 1957–60 и в 1990–2000-е гг.

В оби­те­ли по­чи­та­лись ико­ны Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рия «Ца­ре­град­ская», по пре­да­нию, при­ве­зён­ная Ев­фро­си­ном из Кон­стан­ти­но­по­ля (не сохр.), и «Елеа­за­ров­ский Спас» (сер. 14 в., в 2010 воз­вра­ще­на в мо­на­стырь).

История основания обители

В небольшой пустыни среди псковских дремучих лесов возле реки Толвы в древние времена поселились монахини из Иоанновского монастыря. Однако для женщин жизнь в таких условиях оказалась слишком сложной, и они вынуждены были покинуть это место.


Спасо-Елеазаровский женский монастырь в Псковской области

В 1425 году сюда пришел инок из Снетогорской обители. В миру его звали Елеазар. Он родился и жил в деревне Виделибье. По преданию, будущий подвижник с малых лет отличался сообразительностью и тонким пониманием Священного Писания. Когда родители решили женить его, Елеазар ушел из отчего дома и не возвращался туда до тех пор, пока мать и отец не оставили своего намерения. Спустя некоторое время молодой человек принял постриг в монастыре с именем Ефросиний.

Монах Ефросиний

Монах был образован и прослыл грамотным богословом. Для уяснения интересующих вопросов касательно богослужений, он пешим ходом прибыл в Константинополь. Принимал гостя сам Патриарх Константинопольский. Перед возвращением Ефросина на родину, он подарил иноку Цареградскую икону Богоматери, давая таким образом свое благословение на основание новой обители.

Желая вести уединенный образ жизни, Ефросин выбирает именно то место, где некогда хотели основать монастырь монахини. Оно идеально подходило для отшельничества — огибаемый двумя рукавами реки, участок под холмом, изолированный от посторонних глаз.

Строительство монастыря

Но со временем к пустынножителю начали стекаться другие отшельники. Сформировалась небольшая братия, жившая в самодельных деревянных кельях. Ефросиния начали просить образовать здесь монастырь, но для сооружения построек просто не хватало площади.

И вот однажды, иноку приснилось необычное сновидение, в котором ему явились три святителя — Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст. Святые велели скопать холм и засыпать землей от него одно из русел речки. Монах поделился откровением, увиденным во сне с братией, и было решено поступить так, как велели святые отцы.


Преподобный Евфросин Псковский, основатель монастыря

На образовавшемся участке появился собор и братские кельи. Логично было бы, если б именно Ефросин стал настоятелем новообразовавшегося монастыря. Но старец был большим аскетом и предпочел не менять уклад своей жизни, оставаясь отшельником. Первым игуменом обители стал Игнатий. Ефросин же оставался для своих учеников наставником и советником.

На заметку! Именно из Елеазаровской пустыни вышли многие подвижники русской земли, которые основали десять новых обителей на Псковщине, а некоторые были причислены к лику святых.

Дожил старец до почтенного возраста 95 лет. Перед смертью им было составлено завещание касательно жизни монастыря, рыбной ловли и так далее. Честные мощи праведника поместили в раку в Трехсвятительском соборе. На закате своих дней Ефросиний принял схиму с мирским именем своим Елеазар.

В память о духовном отце своем братия начала именовать обитель Елеазаровской.

«Третий Рим»

Предполагается, что во время путешествия в Константинополь Евфросинию была открыта тайна «Третьего Рима». Но лишь спустя сто лет, один из преподобных старцев мужского монастыря заявил во всеуслышание, что на Москву ложиться ответственность за сохранность истинной христианской веры в человеческом мире. Первый и второй Рим пали, а третий стоит, четвертому же не быть — так говорил Филофей. Он предупреждал царя Василия Иоанновича, что ему надлежит блюсти законы Божьи и не уповать на богатство и власть.

Русский народ величал самодержца «Православный Царь», проникаясь идеей того, что именно ему следует охранять и защищать христианство от мусульманского варварства и западной ереси.


Ручной листовой колокол на территории монастыря

Небольшая пустынь среди лесов стала мощным духовным центром, объединявшим русские территории вокруг Москвы. Здесь велись переписи летописных книг, в частности, была переписана старая версия «Слова о полку Игореве». Здесь же написали и житие преподобного Ефросина.

Елеазаровская обитель в противовес Псково-Печерской настаивала на соединении с Московским княжеством, поскольку, по теории Филофея, в руках князя московского сосредоточены бразды правления, данные ему Господом.

Спасо-Елеазаровский женский монастырь в Псковской обл.

Со временем он стал принимать последователей и учеников. Первоначальное название монастыря было Сретенский — в память встречи Цареградской иконы Божией Матери, принесенной сюда святым Евфросином из Восточно-Римской империи. На месте встречи иконы забил святой источник, в котором можно окунуться и сейчас. Однако, датой основания монастыря обычно считается 1447 год, когда был воздвигнут первый монастырский храм во имя Трех Вселенских святителей и преподобного Онуфрия Великого.

Посвящение это было избрано после того, как святой Евфросим стал молиться о названии храма обители и на том месте, где сейчас стоит собор, ему было видение Трех святителей, почему с тех пор монастырь стал называться Трехсвятительским. Преподобный Евфросин, начальник псковских пустынножителей, возрастил многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли благодатные семена подвижничества по всей Псковской земле.

В числе учеников преподобного Евфросина, скитских старцев, преподобные Савва Крыпецкий, Досифей Верхнеостровский, Онуфрий Мальский, Иоаким Опочский, Иларион Гдовский, Харитон Кудинский, местнопочитаемые родные братья из Пскова святые игумены Спасо-Елеазаровского монастыря Игнатий, Харалампий и Памфил, погребенные в Спасо-Елеазаровском монастыре. Учеником преподобного Евфросина был и преподобный Серапион Псковский. Вскоре по кончине своей преподобный Евфросин, вероятно принявший в схиме имя Елеазар, стал почитаться как святой, а обитель стала изветстна как Елеазаровская в его честь.

Монастырь был мужским и отличался в древности строжайшим уставом, монахов монастыря называли «железными». Вскоре монастырь стал центром псковского летописания и иконописания. Предполагается, что в XVI столетии здесь переписали Слово о полку Игореве, каковой список и сохранился до XIX века, когда получил название «Мусин-Пушкинский список».

В XVI веке здесь игуменствовал старец Филофей Псковский, выразивший формулу русской православной государственности: Москва — Третий Рим; «Два Рима пали, Третий — стоит, четвертому — не быти». При издании духовных штатов в 1764 году оставлен на своем содержании.

В 1766 году в него переведена братия упраздненного Великопустынского Преображенского монастыря, почему обители также присвоено название Великопустынской и Спасской. В монастырском храме был освящен престол в честь Преображения Господня, и сюда были перенесены святыни Великопустынской обители, включая древний чудотворный образ Спасителя.

В 1813 году монастырь был возведен во 2-й класс, каковым оставался до конца Синодального периода.

С 1884 года при монастыре действовала богадельня. Перед Первой мировой войной в монастыре подвизался старец и духовник великой княгини Елисаветы Феодоровны схиархимандрит Гавриил (Зырянов). С началом войны монастырь был эвакуирован в Казанскую епархию. В годы советской власти обитель была разорена и разрушалась. В 1990-е годы рухнул купол и барабан монастырского собора Трех святителей.

28 мая 2000 года в Спасо-Елеазаровском монастыре, впервые за восемьдесят лет, была совершена Божественная Литургия архиерейским служением. По благословению Псковского владыки Евсевия, а также стараниями и трудами сестер монастыря и жертвователей, обитель возрождается. За четыре года после восстановления монашеской жизни в 2000 году, уже как женский монастырь, Спасо-Елеазаровская обитель была поднята из руин.

На 2007 год основой жизни монастыря является совершение полного круга уставного Богослужения, забота о душепопечении сестер, трудников монастыря и местных жителей. На подворье монастыря в городе Пскове продолжилась реставрация корпуса монастырских келий, действует храм Преполовения Пятидесятницы. Монастырь оказывал духовную и материальную поддержку нуждающемуся населению, благотворительную помощь жителям из социально неблагополучных семей, учащимся школ окресных посёлков. Ежедневно монастырь принимал паломников и гостей, оказывалась духовно-нравственная поддержка наркозависимым, находящимся на реабилитации в монастыре.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: