Введенский толгский женский монастырь епархиальный женский монастырь

История Толгского монастыря в Ярославле

Свято-Введенская обитель была учреждена в начале XIV столетия святителем Прохором, носившим тогда сан епископа. По пути к Ярославлю преподобный остановился на ночь недалеко от города. Внезапно проснувшись ото сна, он увидел большой столп света, исходящий с другого берега Волги. Утром на том месте был обретен святой лик Пресвятой Девы Марии, а к полудню возведена первая церковь во имя Богородицы. Вскоре было дано благословение на построение Свято-Введенского монастыря и назначен настоятель.

Свято-Введенская обитель была основана в XIV столетии

16 сентября 1392 года образ Божьей Матери замироточил, и к нему потянулись паломники. Однако уже через несколько лет лавра сильно пострадала от пожара. Единственной сохранившейся святыней была чудотворная икона, которую повторно обрели за стенами обители в кедровой роще. Сам скит не упразднили, как многие с такой же судьбой, а отстроили заново.

В середине XVI столетия Толгский монастырь посетил Иоанн Грозный. Царь, у которого на тот момент были скованны болезнью ноги, долго молился перед святым образом, слезно прося Богородицу об исцелении. Вскоре он уже смог вставать, а его здоровье пошло на поправку. Благодарный владыка отчислил Свято-Введенской лавре немало денег из казны и велел возвести каменный собор на территории обители.

В первые десятилетия XVII века монастырь был почти полностью разорен, однако вновь святой лик Царицы Небесной остался нетронутым. После прихода игумена Гордиана (конец XVII ст.) скит снова начал процветать. Тогда был возведен Введенский собор и закончено строительство главных ворот. Вскоре лавра обзавелась еще одной церковью – во имя Нерукотворного Образа Христа. Рядом с ней построили двухэтажный жилой корпус. В середине XVIII столетия там было устроено офицерское общежитие, а потом из него сделали больницу. С 1806 года помещение отдали под духовную семинарию.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь в Ярославле

На протяжении двух веков монастырь посещали царские и высокопоставленные особы. Сюда приезжала Екатерина Великая, Николай II, преподобный Игнатий. В 1914-м скит отметил свое 600-летие, а спустя 14 лет его закрыли, передав монашеские кельи под пользование горожанам.

Второе рождение Свято-Введенской лавры началось с 1987 года, когда ее начали активно восстанавливать.

История монастыря

Толгский монастырь был основан в 1314 году. Предание связывает это событие с обретением иконы Богородицы на реке Толге, ставшей его главной святыней. Считается, что первая церковь Введения Богородицы во храм, в которой поместили чудесную икону, была построена ровно в тот же день. Разумеется, она была деревянной. Такие церкви на Руси называли «обыденными».

Монастырь строился и богател. Как и многие русские обители он был разорен во время Смутного времени. В XVII веке он отстраивается: появляются новые кирпичные храмы на месте деревянных, ставится каменная ограда. Это строительство связывается с именем игумена Гордиана, который возглавлял монастырь 27 лет: с 1673 по 1700 год. При нем же был собран и записан самый пространный вариант «Сказания о Толгской иконе», в котором описано ее появление и чудеса, которые от нее происходили. Именно этот текст является главным источником о ранней истории монастыря.

Монастырь продолжает изменяться и строиться и в XIX веке: появляются новые келейные корпуса, гостиница для паломников. В начале XX века пышно празднуется 600-летие обители, и происходит большой ремонт. С 1907 года по 1914 епископом Ярославским и Ростовским и настоятелем монастыря был о. Тихон (Белавин) — будущий патриарх. Как священномученики сейчас почитаются наместники монастыря в начале XX века: архимандриты Серафим (Самойлович) — он был расстрелян в 1937 году, и Мефодий (Львовский) — расстрелян в 1919-м.

В 1918 году Толгский монастырь поддерживает ярославский мятеж против большевистской власти и помогает укрываться его участникам после подавления. В августе 1918 года сюда врываются красногвардейцы. Здесь было обнаружено 12 офицеров, с оружием и документами. Разумеется, все они были арестованы, и сам монастырь также подвергся репрессиями. Но все-таки обитель продолжает существовать до 1929 года. В гостинице поселились монахини из разоренного женского Казанского монастыря, часть помещений заняли детская колония, богадельня и воинская часть. Но в 1930-х годах отсюда выселяют уже всех. Территория была передана Волгострою, который занимается строительством гидроэлектростанций на Волге, помещения были заняты под жилье сотрудников и технические сооружения. Потом сюда возвращается детская колония.

В 1987 году, когда отмечалось 1000-летие крещения Руси, монастырь был возрожден. Он стал первым открытым после революции женским монастырем. Сейчас это одна из самых богатых, красивых и процветающих обителей России.

Архитектурный ансамбль

Большая территория огорожена стенами, а внутри ряд зданий разного назначения. Строились в разные столетия, и почти все сохранились до наших дней, кроме деревянных строений. Помимо архитектуры, тут можно прогуляться по кедровому лесу, где самое старое дерево высажено в 1810 году. Также есть ещё более старый сад с небольшой часовней.

Храмы

Самым древним является храм в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня 1625 года. В пристройке располагается главная святыня. Здание однокупольное. Введенский 1681-1683 годов с сохранившейся росписью стен 1690 года. Имеет пять куполов зелёного цвета и праздничную входную группу. Однокупольный Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая 1672 года. Центральная церковь в честь Нерукотворного Образа Спасителя (Спасский). Новая церковь в честь святой великомученицы Варвары 2006 года.

Стены и башни

Башни созданы в XVII и одна в XIX веке: юго-восточная, западная, западная воротная, юго-западная, северная воротная и т.д. Всего насчитывается 12 штук, каждая разной формы и размера со шпилем наверху. Между собой они соединены стенами, в которых устроены переходы, а также есть ворота.

Корпуса

Монашки не только здесь служат, но и живут. Поэтому есть несколько корпусов: настоятельский, Крестовоздвиженский, у восточных ворот и Никольский. Ещё Спасские кельи. Большая часть возведена в XVIII веке.

Другие постройки

Самое высокое строение – колокольня 1683 года в 28,5 метров. Затем в 1825 году ей достроили ещё ярусы, и она стала выше 50 метров. Внутри находится 11 колоколов, а наверху купол с крестом. В 1863 году заложили небольшую часовню в память убитых в 1609 году.

Советский период в жизни обители

Советская власть объявила священников своими врагами: в 1918 году расстреляли послушника Толгского монастыря и двух иеромонахов. В 1928 году монастырь закрыли, с колокольни сбросили колокола, святыни отправили в музей, а монахов прогнали. Иеромонаха Григория, пытавшегося отстоять монастырь, сослали в Сибирь.

В начале 30-х годов в соборе устроили бетонный бассейн площадью 1000 кв.м для испытаний макета Ярославской плотины для будущей Средневолжской ГЭС. К счастью, проект не утвердили, грунт в районе Толги не подошел для строительства.

В 1935 году в монастыре образовали детскую колонию НКВД. Хозяйственный двор и луг на берегу Толги обнесли бетонной оградой и рядами колючей проволоки. Здесь устроили псарню и конюшню, склад и мастерские, комнату отдыха для охраны, клуб и гараж.

Незанятую площадь монастыря превратили в жилье для горожан. Жители по-своему перестраивали неудобные помещения, прорубали новые двери и окна.

В 1947 году Толгский монастырь включили в список архитектурных памятников, охраняемым государством. В 1987 году, когда монастырь передали церкви, колонию расформировали.

Описание Толгской обители

А. П. Крылов в своем описании Толгского монастыря в 1860 году писал: «С южной стороны монастыря за архиерейским домом возвышается кедровая роща – это сад монастырский. Аллеи дерев во всей роскошной красоте своей, расстилающие густую тень по дорожкам, группы кедров, высящихся в своей дикой прелести, цветники, благоухающие ароматами, обширный пруд, в волнах своих, как в зеркале, отражающий перспективно предметы, – все это делает сад мирным и приветливым приютом… В предании сохранилось, что кедровая роща насаждена в XVI веке, в царствование Иоанна Васильевича Грозного… настоятелем Толгской обители игуменом Феодосием… Церкви, здания и сад Толгского монастыря окружаются каменной стеной с девятью башнями и двумя воротами».Монастырь за свою историю претерпевал пожары и разорения, в 1609 году он был захвачен литовцами. (Соборный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы, величественной архитектуры, построен в 1681-1683 гг. Здесь находилась главная святыня монастыря чудотворная Толгская икона Богоматери. – прим. Н. Бондарева) Издавна здесь существовала традиция высоких паломнических посещений. В 1553 году в Толге побывал царь Иван Грозный (получивший здесь чудесное исцеление), в 1681 году – патриарх Никон. В 1683 году Толгскую обитель посетил царь Федор Алексеевич с сестрами, а в 1763 году – императрица Екатерина II. «Государыня слушала здесь в соборном храме пред иконою Богоматери молебен, прикладывалась к ней и затем обозревала замечательный монастырский кедровый сад. 21 мая 1913 года «благополучно царствующий Государь Император, следуя благочестивым предкам, совершил из Ярославля со своим августейшим семейством паломничество в Толгский монастырь, где после молитвы перед святой иконою изволил гулять в кедровом саду».

Фотографии С.М. Прокудина-Горского, старинные открытки

Фото 1-10 — Сергей Михайлович Прокудин-Горский, 11-12 — старинные открытки

После 1917 года в монастыре размещались и производства, и склады, и тюрьмы, колония для малолетних преступников. Лишь с 1990 года началось возрождение обители, теперь здесь женский монастырь.Кедровый сад (площадь 1,8 гектара), примыкающий к территории монастыря с юга, почти прямоугольный в плане, обнесен со всех сторон каменной стеной с круглыми башнями по углам южной стены и с входом в надвратной башне северной стены.Основой композиционного решения сада является система из четырех прудов, разделенных узкими дамбами (по дамбам проложены тропиночные проходы), имеющая подковообразный план с закруглением в южной части. Стороны «подковы» параллельны западной и восточной стенам сада, причем у западной стены пруды проходят почти вплотную, а от восточной отстоят примерно на 30 м. Главная композиционная ось совпадает с осью «подковы». Центром композиции сада является круг лип (120–160 лет), символизирующий 12 апостолов (сохранилось 11 деревьев), расположенный в южной части «подковы». Диаметр круга 18 м, высота лип 20 м, диаметр – 60–70 см. Посадка лип служит «зеленой беседкой», где можно укрыться от летнего зноя. Вокруг лип растут небольшие группы малины и сирени, в зарослях которой видна одинокая могила со скамьей.

Архивные фото и открытки

Фото материалы с сайта http://montolga.ru/

Четырехсотлетние посадки кедра сибирского тянутся севернее липового круга – 5 рядов через 10 м, шаг посадки – 4 м. Ряды сохранились фрагментарно, выпало около 50% кедров, но рядность хорошо читается. Высота кедров 18 м, диаметр – 60–70 см. Некоторые кедры суховершинят, имеются сухобочины, дупла, раны, усыхание сучьев, но в целом деревья не утратили живописности и продолжают плодоносить. Исторический облик участка нарушен молодыми посадками: 3 куртины молодых яблонь и клена ясенелистного в северной части; 2 ряда клена ясенелистного с саженцами лиственниц в рядах (не совпадают с рядами кедров); бессистемная хаотическая посадка саженцев кедров корейских нарушает историческую регулярную планировку участка и не соответствует историческому породному составу.

По внутренним берегам восточных прудов тянется ряд старовозрастных лип, включающий единичные березы. Вдоль западной стены по берегу пруда имеются рядовые посадки: три старых кедра и восемь лип. У круглых башен южной стены небольшие группы лип, дубов, лиственниц. В юго-восточной части сада (между прудом и стеной) фрагмент рядовой посадки старых кедров, севернее – узкая поляна.Прогулочный маршрут начинается от входа в северной стене, тянется вдоль пруда внутри «подковы», далее, изгибаясь, проходит сквозь липовый круг и дамбу (в центре закругления «подковы») и, огибая пруды с восточной стороны, проходит по дамбе между прудами в северной части, замыкая маршрут у входа в сад.

Восстановление монастыря

За давностью лет оказались утерянными и многие документы последующего периода, поэтому о становлении монастыря и его дальнейшем развитии исследователи получили представление в основном из хранящегося в нем «Сказания», включившего в себя описание многочисленных чудес, явленных через икону Толгской Божьей Матери. До наших дней дошло несколько редакций этого литературного памятника, наиболее ранняя из которых относится к 1649 году и принадлежит перу монаха Толгского монастыря Михаилу. В нем он подробно рассказывает о 38 чудесах, явленных на протяжении почти трех столетий.


Смотреть галерею

Свое повествование инок Михаил начинает с пожара, о котором уже упоминалось в статье, и рассказывает о том, как при поддержке многочисленных благотворителей и жертвователей монахам в короткий срок удалось вернуть к жизни сгоревшую святыню. Разумеется, и тут не обошлось без чудес. Одно из них связано со щедрым вкладом, который был сделан купцом Прохором Ермолаевым, специально прибывшим из Нижнего Новгорода, чтобы помолиться перед иконой Толгской Божьей Матери об исцелении своих парализованных ног. К вящей славе чудотворного образа, домой он возвратился уже здоровым.

Храмы и постройки монастыря

Введенский собор построен в 1683 году на месте явления иконы Божией Матери. Это уже четвёртый храм.

Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая — покровителя всех плавающих и путешествующих, построен в 1672 году. На надвратном храме мозаичное изображение ярославских чудотворцев.

Монастырская звонница построена в 1685 году на средства князя Н.Я. Львова. Прежние колокола не сохранились, так как были сброшены в 1928 году.

Толгский монастырь Введенский собор

Надвратный храм в честь святителя Николая и Святые врата

Святые врата — главный вход в Толгский монастырь

Толгский монастырь Колокольня монастыря

Крестовоздвиженский храм — самая старая постройка на территории монастыря. Построен в 1625 году при наместнике игумене Серапионе на средства царя Михаила Федоровича Романова. Здесь находится главная святыня обители — Толгская икона Божией Матери.

В первой половине XVIII века при больничных палатах построена Спасская церковь (начало XVIII века).

Толгский монастырь. Крестовоздвиженская церковь

Бывший больничный корпус, справа Спасская церковь

Когда под Спасским храмом меняли трубы, обнаружили могильные плиты: А.П. Мельгунову, П.А. Обрескову и Н.А. Тучкову.

во времена Екатерины II возглавлял Ярославскую губернию. В то время в состав Ярославской губернии входили нынешние Вологодская, Тверская и часть Новгородской.

П.А. Обресков   государственный чиновник, тайный советник, сенатор, статс-секретарь императора Павла I.

Одна из могильных плит принадлежит Н.А. Тучкову   герою, участвовавшему в военной операции перехода через Альпы под командованием Суворова, и герою Бородинской битвы.

Как считают литературоведы, именно Николай Тучков стал прототипом Андрея Болконского в произведении «Война и мир» Л.Н. Толстого. Знаменитый писатель, будучи в Ярославле, читал дневники покойного князя Н.А. Тучкова, впечатлился прочитанным и создал этот образ.

Толгский монастырь. Памятная доска на Спасской церкви П.А. Обрескову

Толгский монастырь. Памятная доска на Спасской церкви Н.А. Тучкову

На территории Толгского монастыря единственная деревянная постройка — часовня, построенная в честь основателя монастыря епископа Трифона. Эта часовня с «секретом»: здесь всегда можно найти чистую родниковую воду, так как установлена она над колодцем.

При Иване Грозном на территории монастыря монахами был выкопан пруд глубиной 4 метра. В этом чудесном пруду сегодня живут лебеди. Мы видели, как чёрный лебедь сопровождал своих птенцов-лебедёнышей.

Крытый переход от собора к трапезной. Деревянная часовня Трифона

Лебеди в пруду Толгского монастыря

Пристань у Толгского монастыря

Толгский монастырь — потрясающее место! Как говорят, ни одного случайного человека здесь не бывает. Если сюда приезжают, значит, есть воля Божья, чтобы увидеть эту красоту и вдохнуть здесь чудный монастырский воздух. Монастырь — это духовный санаторий. Жителям городов иногда полезно оторваться от цивилизации и очутиться в этом особом месте, пообщаться с монахинями и разобраться в самом себе.

Вот и завершилось ещё одно чудесное путешествие!

Основные даты

7 августа 1314 года архиепископ Ростовский Прохор, согласно его житию, чудесным образом обрёл на берегу Волги в 8 верстах от Ярославля Толгскую икону Божией Матери. Весть о чудном явлении Образа Божией Матери доходит до Ярославля. Мгновенно стекается сюда множество народа разного звания, возраста и состояния. Общими усилиями к полудню отстраивается церковь, а к вечеру архиепископ Прохор освящает её во имя Входа во храм Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Вносит в неё Образ Божией Матери, названный «Толгским» от небольшой речки Толги, протекавшей на том месте и впадавшей в Волгу, и тогда же устанавливает всегдашнее празднование явлению Её в 8-ой день месяца августа. В тот же день при сей церкви благословляет быть монастырю и определяет в него настоятеля-игумена.

Слово «толга» происходит, видимо, из исчезнувшего языка древнего финно-угорского народа меря, проживавшего ранее на территории Ярославской области. «Толга» в родственных мерянскому языку мордовских и марийском (пыстыл

) языках означает «птичье перо».

В 1553 году монастырь посетил царь Иван Грозный.

В 1609 году во время смутного времени поляки убивают иноков Толгского монастыря

В 1625 году на территории монастыря был построен Крествоздвиженский храм.

В 1654 — вторичное спасение Ярославской земли от моровой язвы. В 1652 году был построен построение Никольский храм, а в 1681—1683 годы был построен Введенский собор.

В 1763 года монастырь посетила императрица Екатерина II.

В 1812 году в Спасском храме был похоронен герой войны 1812 года генерал-лейтенант Н. А. Тучков.

В 1862 году в Толгский монастырь приезжал епископ Игнатий (Брянчанинов).

В 1883 году монастырь посетил цесаревич Николай Александрович Романов.

В 1893 году на территории монастыря строится часовня в память об убиенных в 1609 году иноках.

В 1913 году в связи с празднованием 300-летия дома Романовых Толгский монастырь посетил Российский император Николай II с августейшим семейством.

В 1914 году праздновалось 600-летие со дня основания монастыря. К юбилею монастырь были проведены большие ремонтные и реставрационные под руководством его настоятеля игумена Серафима (Самойловича).

В 1928 году Толгский монастырь был закрыт.

В декабре 1987 года Толгский монастырь был открыт, став первым женским монастырём в РСФСР.

В 1988 году мощи святителя Игнатия, обретённые в Николо-Бабаевском монастыре, были перенесены в Толгскую обитель.

В сентябре 1990 года на стене Спасского храма была открыта мемориальная доска в память о месте упокоения героя Бородинской битвы генерал-лейтенанта Николая Алексеевича Тучкова (Тучкова 1-го)

В 2008 году монастырь посетил председатель Правительства России Владимир Путин, который подписал распоряжение о передаче всех монастырских зданий из аренды в собственность монастыря.

Часовни монастыря

Помимо храмов в монастыре выстроено несколько часовень. Первая была возведена при епископе Ионафане, в 1893 году, над местом гибели иноков в страшном пожаре, устроенном литовскими захватчиками в 1609 году. Позже, в 1911 году, часовню украсили настенными росписями. Во времена Советского Союза в часовне устроили мусорную свалку. Реставрация часовни закончилась в 1994 году. Каждый год в день гибели иноков (31 мая) здесь совершается заупокойная служба.

В 2000 году во имя святителя Трифона, основателя монастыря, была построена накладезная часовня. Это единственное деревянное строение на территории Толгского монастыря.

«К пустому колодцу люди не пойдут»

Не секрет, что многие монастыри выживают за счет паломников и экскурсантов

Но нам важно, чтобы человек не просто заказал требы и выслушал информацию, а чтобы он почувствовал особую благодать святого места, над чем-то задумался и захотел остаться в Церкви. Поэтому на экскурсиях мы говорим не только об исторических событиях, но и обращаемся к опыту жизни наших современников, пытаемся найти ответы на философские и богословские вопросы.

Святейший Патриарх Кирилл, понимая важность миссионерского служения монастырей и потребность в священнослужителях и клириках, способных раскрывать глубины православного вероучения невоцерковленным гражданам, особенно представителям интеллигенции и молодежи, благословил создать богословские курсы для монашествующих. Наши сестры, ежедневно общающиеся с десятками, а то и сотнями людей, вновь сели за парты, чтобы освежить в памяти учение Церкви

«К пустому колодцу люди не пойдут», и не потянутся к нам, если мы не будем являть образец мудрости или хотя бы образованности.

В современном мире монашество не может остаться безучастным к проблемам людей. Сестры вкладывают всю душу в общение с людьми и надеются, что брошенные семена благовестия Христова дадут всходы в частной жизни человека. Проведение экскурсии по монастырю – это искусство. Встречая группу, монахиня должна понять настрой, культурный уровень и запросы аудитории. Светским туристам мы больше рассказываем об интересных фактах и архитектуре, а для верующих людей акцент делается на святынях, находящихся в монастыре. Отрадно видеть, как человек, впервые приехавший к нам, духовно преображается, переосмысливает что-то в жизни и уезжает от нас окрыленный надеждой и верой. Иногда, впервые побывав у нас, приходит на первую исповедь и приступает ко Причащению.

Однажды на экскурсии молодой человек сильно мешал рассказу сестры, вставляя нелестные комментарии по поводу убранства и архитектуры. В конце экскурсии, попрощавшись с основной частью группы, сестра решила найти подход к душе слушателя и попросила его объяснить, что же так задело его в рассказе. Вместо аргументации он начал высказывать свое несогласие с общецерковной политикой вообще и «неправильным» устройством церковной иерархии. Выслушав его, сестра предположила, что причина в личном неудачном опыте встречи со священником. Действительно, однажды в трудный момент жизни Михаил отправился в ближайший храм и, попытавшись заговорить со спешащим на требу священником, не получил с его стороны участия и утешения. Так бывает, к сожалению. Мы оказываемся неготовыми к внимательному выслушиванию проблем других людей, и часто по уважительным причинам. В тот день сестра-экскурсовод долго разговаривала с Михаилом, сколько позволило время. И он успокоился, «отпустил» ситуацию

Монахини не всегда имеют возможность или силы уделить внимание для ответов на вопросы туристов. Но мы стараемся на всякий день хранить мирный дух и поддерживать людей молитвой.

Нередко бывает и так: тот, кто приехал получить новые внешние впечатления и «отметиться», сделав селфи на фоне древних стен, останавливается и переключает внимание на свое внутреннее состояние. Словно шоры снимаются с его глаз, и он замирает перед открывшейся красотой

Однажды на моих глазах светские парень с девушкой, режиссер и журналистка, приехавшие записать проходной репортаж о монастыре, почувствовали присутствие Божие и оба заплакали перед Толгской иконой. Их души словно прозрели и стали очищаться в присутствии святыни.

Отдельная категория посетителей – это юные экскурсанты

Очень важно поговорить с маленькими собеседниками. Обсудить с ними вечные вопросы и образно рассказать про монастырь

С детками, чтобы им было не скучно, мы проводим подвижные игры, но, войдя в храм, приглашаем их тихо сесть на скамеечки, чтобы внимание было сконцентрировано на созерцании и беседе. А сколько вопросов у юных правдоискателей: «Живет ли Бог на облачках?», «Есть ли рай для хомячков?», «Можно ли молиться за любимую кошку?», «Может ли Бог помирить маму с папой?» Порой эти вопросы заводят в тупик

Но непременное условие во встречах с детьми – искренность

Очень важно, какой фундамент будет заложен в душу маленького человека, на каких примерах будет формироваться его мировоззрение. Детки, вернувшись с экскурсии домой, рассказывают близким о монастыре и продолжают задавать мамам и папам сложные вопросы

Те, в свою очередь, тоже задумываются и, бывает, вновь приезжают к нам со своими чадами.

Новости:

20 августа 2020

В Толгском монастыре накануне престольного праздника прошло архиерейское богослужение

/Новости епархиальных монастырей

28 июля 2020

В праздник Крещения Руси в Толгском монастыре звонили в колокола

/Новости епархиальных монастырей

12 мая 2020

Митрополит Вадим совершил всенощное бдение в Толгском монастыре

/Новости епархиальных монастырей

17 декабря 2019

Митрополит Пантелеимон поздравил настоятельницу Толгского монастыря с днем тезоименитства

/Новости епархиальных монастырей

09 октября 2019

Завершился ремонт Свято-Введенского Толгского монастыря

/Новости епархиальных монастырей

21 августа 2019

Митрополит Пантелеимон возглавил в Толгском монастыре престольный праздник в честь Толгской иконы Богоматери

/Новости епархиальных монастырей

20 августа 2020

В Толгском монастыре накануне престольного праздника прошло архиерейское богослужение

/Новости епархиальных монастырей

28 июля 2020

В праздник Крещения Руси в Толгском монастыре звонили в колокола

/Новости епархиальных монастырей

12 мая 2020

Митрополит Вадим совершил всенощное бдение в Толгском монастыре

/Новости епархиальных монастырей

17 декабря 2019

Митрополит Пантелеимон поздравил настоятельницу Толгского монастыря с днем тезоименитства

/Новости епархиальных монастырей

09 октября 2019

Завершился ремонт Свято-Введенского Толгского монастыря

/Новости епархиальных монастырей

21 августа 2019

Митрополит Пантелеимон возглавил в Толгском монастыре престольный праздник в честь Толгской иконы Богоматери

/Новости епархиальных монастырей

Последнее десятилетие перед закрытием обители

Присвоив себе право распоряжаться всем движимым и недвижимым имуществом обители, власти не замедлили этим воспользоваться. Не прошло и года, как часть монастырских построек была отдана под детский летний лагерь, в который каждый год приезжали школьники из Ярославля. Но это было только начало. В 1923 году по распоряжению партийного руководства была закрыта находившаяся неподалеку женская обитель, а для оставшихся без крова насельниц выделили часть помещений Толгского монастыря, и это несмотря на то, что он был мужским.

Так, лишенные права распоряжаться собственным имуществом и обремененные заботами о своих новых постояльцах, монахи прожили до начала 30-х годов. В этот период службы в храме продолжались, несмотря на то, что колокола со звонницы были сняты и отправлены в переплавку. Но затем вышло правительственное постановление о закрытии монастыря, и использовании его территории с расположенными на ней постройками для нужд народного хозяйства. На долгие десятилетия духовная жизнь в стенах древней обители была вытеснена суетой тленного мира.

Смотреть галерею

В современном мире важно иметь единомышленников

У нас, как и во многих приходах, действует воскресная школа. Пока дети занимаются с монахинями и их помощницами, мамы и папы слушают лекцию батюшки

Важно, когда при монастыре или храме создан крепкий приход. Люди не просто приезжают на богослужение, но продолжают общаться вне монастырских стен

Начинают дружить дети – знакомятся и родители. В современном мире важно иметь единомышленников. Наши прихожане организуют совместные выезды за город, участвуют в спортивных соревнованиях, обретают крестных и крестников. Приход живет единым духом. И, видя высокую «духовную планку», заданную монахинями, люди в частной жизни являют пример настоящих христиан. Годами наблюдаешь за одним и тем же человеком: вот юноша оканчивает университет и приходит причаститься перед защитой диплома. А через год он стоит в очередь на исповедь уже с молодой женой. Еще через несколько лет отец семейства ровняет своих пострелят перед Чашей. А потом малыши идут в первый класс, и к нам в воскресную школу…

Сейчас в России более 800 монашеских обителей. Мы все плывем на одном большом церковном корабле, глава которого – Христос. И мы хотим, чтобы как можно большее количество людей почувствовали Церковь своей духовной матерью, а страну – Родиной. Верим, что Пресвятая Богородица благословляет каждого человека, с верой приложившегося к Ее чудотворному Толгскому образу. Пусть Благословение Царицы Небесной пребудет с Вами!

Фото из архива Толгского монастыря

Из истории основания монастыря

Начало основания монастыря относится к 1314 году, когда в Ярославле правил благоверный князь Давид. Он был сыном Федора Черного, который в годы татаро-монгольского ига и междоусобных войн князей сохранил мир и процветание Ярославской земли.

Однажды архиепископ Ростовский и Ярославский Прохор возвращался домой после посещения подведомственных ему территорий. Он остановился на ночлег на правом берегу Волги там, где в нее впадает река Толга. Его свита, состоящая из священников и других служителей церкви, разбила палатки.

В полночь Прохор внезапно проснулся и увидел яркий свет, который освещал окрестность. Он пошел на этот свет и оказался на другом берегу Волги. Высоко в воздухе он увидел икону Божией Матери, держащей на руках младенца Иисуса Христа. Он стал молиться перед иконой со слезами на глазах от увиденного им чуда.

Затем епископ возвратился к палатке, где спали его спутники. Утром они собрались в дальнейший путь. Прохор ничего не рассказал им о том, что случилось с ним ночью. Архиерей стал искать свой посох, но его нигде не было. Вдруг его осенило: он забыл посох там, где был ночью – на другой стороне Волги. Ему пришлось рассказать об этой тайне своим сопровождающим. Священники отправились все вместе искать посох. На том месте, где архиепископу Прохору явилось чудо, они нашли икону Божией Матери, которая стояла между деревьев. Рядом с ней был архиерейский посох.

Прохор понял, что это – знак свыше. Он заложил на месте явления иконы храм. В него была перенесена чудотворная икона Божией Матери. Епископ Прохор дал свое благословление на создание при этом храме монастыря.

Бесчинства польских интервентов

Тяжкие испытания, выпавшие в период Смутного времени на долю всей России, не обошли стороной и Свято-Толгский монастырь. На этот раз враг рода человеческого избрал своим оружием польских интервентов. Вторгшийся 18 мая 1609 года на его территорию отряд Адама Вишневецкого разграбил все, что можно было унести с собой, а саму обитель предал огню. Более сорока иноков, попытавшихся оказать сопротивление врагу, пали под ударами польских сабель. Позднее над их братской могилой была возведена часовня.

Смотреть галерею

Попустив разорение Толгского монастыря, Господь тем не менее сберег для россиян чудотворную икону Божьей Матери, хранившуюся в его стенах. Святыню удалось заранее вывести из обители, и спрятать в надежном месте. В те годы она была особенно дорога людям, поскольку, благодаря многим явленным через нее чудесам, снискала славу первой, среди особо почитаемых икон Ярославского края. Сразу после изгнания польских интервентов оставшиеся в живых иноки приступили к восстановлению своей поруганной и сожженной святыне.

Расписание богослужений

Монастырь открыт для посетителей круглый год. Время работы может меняться в зависимости от сезона. Экскурсии пускают строго по расписанию, а вот церковные службы проводят ежедневно в одинаковые часы:

  • будние дни – 7:00 и 16:00 (летом 17:00);
  • воскресенья, праздники – 8:00 и 16:00.

Монастырь открыт для паломников круглый год Добраться до места можно на автомобиле или поездом. Достаточно доехать до центра города, а оттуда пересесть на рейсовый автобус, паром или такси. Находится обитель по адресу: Ярославль, поселок Толга, 1.

Посетившие хоть раз Свято-Введенский монастырь рассказывают о благостном умиротворении и укреплении веры после паломничества. Там они могут приложиться ко многим святыням, а также попросить Всевышнего о помощи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Богородицы удел

Толгская обитель возникла во время монголо-татарского нашествия и княжеских междоусобиц и поставлена «не от царей и богатства, а слезами, постом и молитвою». Основание обители связано с загадочным явлением ростовскому епископу Трифону чудотворной иконы Богоматери.

В 1314 году владыка Трифон, возвращаясь домой после осмотра епархии, остановился на ночлег на берегу Волги, в 6 км от Ярославля. В полночь епископ проснулся, вышел из шатра и увидел на противоположном берегу Волги неизъяснимо сияющий огненный столп и мост к нему через реку.

Пройдя по мосту, он увидел, что свет исходит от иконы Божьей Матери, стоявшей в воздухе. Помолившись, епископ вернулся в шатер и лег спать. Собираясь утром в путь, епископ не нашел посоха и повелел служителям искать его на другом берегу реки. Посох, стоящий на земле между деревьями рядом с иконой Божьей Матери, обнаружили в указанном епископом месте.

Там, где нашли икону и посох, владыка повелел заложить церковь, которую освятили во имя Введения Богородицы в храм. Вскоре здесь вырос мужской монастырь, выстроенный с упованием на помощь Божию и названный Толгским по имени протекающей неподалеку речки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: