Ярославский казанский женский монастырь

История монастыря

Толгский монастырь был основан в 1314 году. Предание связывает это событие с обретением иконы Богородицы на реке Толге, ставшей его главной святыней. Считается, что первая церковь Введения Богородицы во храм, в которой поместили чудесную икону, была построена ровно в тот же день. Разумеется, она была деревянной. Такие церкви на Руси называли «обыденными».

Монастырь строился и богател. Как и многие русские обители он был разорен во время Смутного времени. В XVII веке он отстраивается: появляются новые кирпичные храмы на месте деревянных, ставится каменная ограда. Это строительство связывается с именем игумена Гордиана, который возглавлял монастырь 27 лет: с 1673 по 1700 год. При нем же был собран и записан самый пространный вариант «Сказания о Толгской иконе», в котором описано ее появление и чудеса, которые от нее происходили. Именно этот текст является главным источником о ранней истории монастыря.

Монастырь продолжает изменяться и строиться и в XIX веке: появляются новые келейные корпуса, гостиница для паломников. В начале XX века пышно празднуется 600-летие обители, и происходит большой ремонт. С 1907 года по 1914 епископом Ярославским и Ростовским и настоятелем монастыря был о. Тихон (Белавин) — будущий патриарх. Как священномученики сейчас почитаются наместники монастыря в начале XX века: архимандриты Серафим (Самойлович) — он был расстрелян в 1937 году, и Мефодий (Львовский) — расстрелян в 1919-м.

В 1918 году Толгский монастырь поддерживает ярославский мятеж против большевистской власти и помогает укрываться его участникам после подавления. В августе 1918 года сюда врываются красногвардейцы. Здесь было обнаружено 12 офицеров, с оружием и документами. Разумеется, все они были арестованы, и сам монастырь также подвергся репрессиями. Но все-таки обитель продолжает существовать до 1929 года. В гостинице поселились монахини из разоренного женского Казанского монастыря, часть помещений заняли детская колония, богадельня и воинская часть. Но в 1930-х годах отсюда выселяют уже всех. Территория была передана Волгострою, который занимается строительством гидроэлектростанций на Волге, помещения были заняты под жилье сотрудников и технические сооружения. Потом сюда возвращается детская колония.

В 1987 году, когда отмечалось 1000-летие крещения Руси, монастырь был возрожден. Он стал первым открытым после революции женским монастырем. Сейчас это одна из самых богатых, красивых и процветающих обителей России.

Архитектурные памятники на монастырской территории

Главный храм монастыря – Казанский собор был возведен архитектором и ректором Императорской академии художеств Авраамом Ивановичем Мельниковым с 1835 по 1845 год.

Массивное здание построено в традициях позднего классицизма. Согласно им, к четверику с трех сторон пристроены строгие портики с колонами. А основной объем завершают пять световых барабанов с крупными луковичными главками. При соборе в 1828 году построили высокую колокольню, которая была снесена в годы советской власти.

Теплый Покровский храм возведен в 1820-1830 гг. Известно, что камни в его основание были заложены настоятельницей обители Маргаритой и архиепископом Авраамием при большом стечение верующих в день проведения крестного хода. Храм имеет два придела.

Сретенская церковь построена в конце 70-х – начале 80-х годов XIX века на деньги игуменьи обители Феофании и в прежние времена служила домовым храмом для настоятельниц обители. А сейчас является домовым храмом для православной гимназии.

Деревянная звонница

История собора

Пережив невзгоды междоусобиц и орды захватчиков, первоначальный храм простоял до XVI века. Но здесь его настигло другое несчастье – пожар. В самом начале века храм сильно пострадал от огня и разрушился. Усилиями горожан он был восстановлен. Именно с тем периодом связано одно из значимых событий в истории собора – обретение мощей князей Владимира и Константина Всеволодовичей, которые становятся главной святыней храма.

  1. В XVII веке после очередного пожара собор был вновь перестроен.
  2. В XVIII веке собор становится кафедральным, его неоднократно расширяют и модернизируют.
  3. В XIX веке первому среди храмов Ярославля собору покрывают купола золотом. Он приобретает вид, знакомый нам по описаниям и редким фотографиям современников и приближенный к современному собору.
  4. После революции собор был закрыт для богослужений, в нем сначала устроили склад, а затем и вовсе взорвали.
  5. В начале XXI века, в преддверии празднования тысячелетия Ярославля, было принято решение о строительстве в городе Успенского кафедрального собора. Причем однозначно оговаривалось, что новый храм не будет в точности повторять уничтоженный. Первый камень был заложен в 2005 году, а строительство началось в 2006 году.
  6. А уже в 2010 году, 12 сентября, новый Ярославский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы был освящен.

Сейчас это белокаменное сооружение, увенчанное пятью позолоченными куполами. Главный купол имеет высоту 50 метров. Одновременно собор может вместить более четырех тысяч верующих. На месте, где был алтарь разрушенного храма, неподалеку от входа в новый собор, расположена скульптурная композиция Троица.

Скульптурное изображение троицы, расположенное у входа в кафедральный собор.

Современное состояние и режим посещения Казанского монастыря

Сегодня в монастыре живут насельницы, и его территория открыта для паломников и туристов ежедневно. Но пока монастырь не самостоятелен, а приписан к Толгской обители. Он является центром духовного образования в городе. С 2006 года здесь открыта православная гимназия, которую разместили в бывшем корпусе настоятельницы. В регентской школе монастыря готовят церковнослужителей для православных храмов местной епархии.

В обители запланированы большие строительно-реставрационные работы по воссозданию утраченной колокольни Монахини хотят установить гранитный крест на месте деревянного креста – мемориала, посвященного жителям города, погибшим в 1918 году. Предстоит также благоустроить территорию и завершить реставрацию Казанского храма.

История образования монастыря

Легендарную историю обретения Казанской иконы Богоматери девятилетней девочкой Матроной на казанском пепелище 1579 года знакома, пожалуй, всем. Этот обретенный образ практически сразу был признан чудотворным, и к нему устремились паломники из других городов.

Помогла исцелиться Богоматерь и находящемуся по делам в Казани купцу Герасиму Трифонову, который приобрел ее список и привез его в город Романов (ныне Тутаев) в 1588 году. Причем и приобретение списка, и доставка его в Романов были осуществлены, согласно преданиям, по воле самой Богородицы, увиденной Герасимом в сновидениях. Исполняя ее же волю, совместно с жителями Романова, Герасим сооружает деревянную Церковь во имя иконописного образа, где тот и пребывает до наступления Смутных времен.

Икона Казанской Богоматери

В начале 17 века, после взятия Романова польско-литовскими войсками, чудесная икона Богородицы Казанской попадает в захваченный поляками Ярославль. Одни считают, что ее переезд связан с неким литовским офицером, другие связывают это событие с православным Яковом Любским. Возможно, что это одно и то же лицо.Так или иначе, но икона, в конечном счете, попала к ярославскому старосте и была установлена в приходском Храме Похвалы Богоматери.

Во время мощного и последнего наступления польских войск на Ярославль Икона Казанской Богоматери была временно перенесена в тогда еще деревянную Церковь Рождества Христова около Волжской набережной. Защитники города верили, что именно Богоматерь помогла спасти город, ведь ни Ярославский Кремль, ни Спасо-Преображенский монастырь враги тогда взять не смогли.

Церковь Рождества Христова

После этих событий Пресвятая Богородица является в сновидениях дьякону Крестовоздвиженского храма Елеазару с волеизъявлением установить для ее образа церковь. Сооружение нового храма происходит в 1610 году на посадской территории недалеко от границы Земляного города. Туда переносится спасенная романовская икона, которая теперь называется Ярославская-Казанская. А в Романов отправляется ее список, который устанавливают взамен прежнего образа в местный Казанский храм.

А вокруг нововозведенной Казанской Церкви Ярославля стали селиться монахини из уничтоженной врагами Рождественской женской обители, находившейся ранее в районе нынешней Богоявленской площади. Более 70 монахинь начали строить кельи для проживания, хозяйственные здания и т.д. Таким образом, самопроизвольно произошло основание новой женской обители, ставшей преемницей Рождественского монастыря.

Польский ротмистр и земский староста

В феврале 1609 года город был захвачен польско-литовскими интервентами. Офицер вражеского войска Яков Любский забрал Казанскую икону и вместе с ней приехал в Ярославль, намереваясь увезти ее в Польшу. Ярославцы, прослышав об этом, бросились умолять Любского оставить образ. Он долго не соглашался, однако в какой-то момент вдруг сам принес икону горожанам (был, видимо, ему небесный знак), при этом собирался снять с нее драгоценный оклад. Тогда земский староста купец Василий Лыткин предложил за цельную икону немалые деньги, но офицер, вторично устыженный свыше, отдал ее безвозмездно.

Образ разместили в приходском храме Похвалы Пресвятой Богородицы, и почти сразу же ярославцы испытали на себе милость Царицы Небесной: несмотря на то что полякам и сторонникам самозванца Лжедмитрия II удалось захватить и сжечь Спасскую слободу, попытка их овладеть самим городом провалилась. После трехнедельной осады неприятели «со стыдом отошли от Ярославля».

Вскоре Богородица вновь явилась Герасиму Трифонову, который был уже иноком здешнего Спасо-Преображенского монастыря, и повелела поставить в Ярославле «храм в честь Казанского Ея образа, и тогда Она будет им и городу невидимо твердыня и стена паче всякия ограды и оружие от супротивных супостат».

Жители пошли крестным ходом искать место для будущего храма – нашлось оно на еще незастроенной северо-западной окраине посада. Здесь и появилась деревянная церковь. Икону, перенесенную в новый храм, стали называть Ярославской Казанской и почитать заступницей города.

Архитектурные памятники на монастырской территории

Главный храм монастыря – Казанский собор был возведен архитектором и ректором Императорской академии художеств Авраамом Ивановичем Мельниковым с 1835 по 1845 год.

Массивное здание построено в традициях позднего классицизма. Согласно им, к четверику с трех сторон пристроены строгие портики с колонами. А основной объем завершают пять световых барабанов с крупными луковичными главками. При соборе в 1828 году построили высокую колокольню, которая была снесена в годы советской власти.

Теплый Покровский храм возведен в 1820-1830 гг. Известно, что камни в его основание были заложены настоятельницей обители Маргаритой и архиепископом Авраамием при большом стечение верующих в день проведения крестного хода. Храм имеет два придела.

Сретенская церковь построена в конце 70-х – начале 80-х годов XIX века на деньги игуменьи обители Феофании и в прежние времена служила домовым храмом для настоятельниц обители. А сейчас является домовым храмом для православной гимназии.

Деревянная звонница

Ярославль или Романов?

Возле храма сразу же стали селиться монахини располагавшегося в сожженной Спасской слободе Рождественского монастыря, и возникла новая обитель – Казанская.

От иконы продолжали совершаться чудеса. Например, исцелились полупарализованная старица Анисья и посадский человек Константин, долгое время бывший в исступлении ума.

Между тем обитатели Романова обратились к царю Василию IV Шуйскому с просьбой разрешить вернуть икону из Ярославля обратно в их город. Однако Патриарх Ермоген своей грамотой определил быть чудотворному образу в Ярославле «впредь неподвижно», а для Романова «списать… такой же образ… и обложить и приклад приложить такой же, как и у чудотворного образа». В марте 1611 года список с подобающей честью был препровожден в Романов и поставлен там, где стояла прежняя икона, в Казанской церкви.

История образования монастыря

Легендарную историю обретения Казанской иконы Богоматери девятилетней девочкой Матроной

на казанском пепелище1579 года знакома, пожалуй, всем. Этот обретенный образ практически сразу был признан чудотворным, и к нему устремились паломники из других городов.

Помогла исцелиться Богоматерь и находящемуся по делам в Казани купцу Герасиму Трифонову

, который приобрел ее список и привез его в городРоманов (ныне Тутаев)в 1588 году . Причем и приобретение списка, и доставка его в Романов были осуществлены, согласно преданиям, по воле самой Богородицы, увиденной Герасимом в сновидениях. Исполняя ее же волю, совместно с жителями Романова, Герасим сооружает деревянную Церковь во имя иконописного образа, где тот и пребывает до наступления Смутных времен.

Икона Казанской БогоматериВ начале 17 века

, после взятия Романова польско-литовскими войсками, чудесная икона Богородицы Казанской попадает в захваченный полякамиЯрославль . Одни считают, что ее переезд связан с неким литовским офицером, другие связывают это событие с православным Яковом Любским. Возможно, что это одно и то же лицо.Так или иначе, но икона, в конечном счете, попала к ярославскому старосте и была установлена в приходскомХраме Похвалы Богоматери. Во время мощного и последнего наступления польских войск на Ярославль Икона Казанской Богоматери была временно перенесена в тогда еще деревянную Церковь Рождества Христова около Волжской набережной. Защитники города верили, что именно Богоматерь помогла спасти город, ведь ни Ярославский Кремль, ни Спасо-Преображенский монастырь враги тогда взять не смогли.

Церковь Рождества Христова После этих событий Пресвятая Богородица является в сновидениях дьякону Крестовоздвиженского храма Елеазару

с волеизъявлением установить для ее образа церковь. Сооружение нового храма происходитв 1610 году на посадской территории недалеко от границы Земляного города. Туда переносится спасенная романовская икона, которая теперь называетсяЯрославская-Казанская . А в Романов отправляется ее список, который устанавливают взамен прежнего образа в местный Казанский храм.

А вокруг нововозведенной Казанской Церкви Ярославля стали селиться монахини из уничтоженной врагами Рождественской женской обители

, находившейся ранее в районе нынешней Богоявленской площади. Более 70 монахинь начали строить кельи для проживания, хозяйственные здания и т.д. Таким образом, самопроизвольно произошло основание новой женской обители, ставшей преемницей Рождественского монастыря.

Алексеевский монастырь

Рекомендовать место

2

3

Монастырь появился в 1371 году благодаря Московскому митрополиту. Он дал поручение иноку Андриану, чтобы тот нашел достойное место. Небольшой холм, сразу на въезде в Ярославль, показался монаху самым удачным. Строительство деревянного монастыря заняло считанные месяцы. По окончанию властями города было решено сделать его еще и передовым постом перед Ярославлем.

Белые стены из камня монастыря воздвигли в XVI веке. В период нашествия польско-шляхетских войск обитель разорили и сожгли. Ходят легенды, что за непокорность и нежелание сотрудничать с завоевателями некоторых монахов заживо закапывали в землю. Память о погибших увековечили строительством Успенской церкви. Ее прозвали Дивной за необычайную архитектуру. Храмовые главы выглядят как трезубец. С парадного входа к зданию примыкает резное крыльцо. К церкви пристроена трапезная.

Рядом с Церковью Успения Пресвятой Богородицы в 1681 году построили Церковь Иоанна Предтечи. Тоже не менее красивую.

Деятельность прихода

Казанский монастырь в Ярославле один из первых был восстановлен в своем религиозном статусе — еще в 1988 году при советской власти. С началом его работы монахини получили список с той самой чудотворной иконы, которая до сих пор считается утраченной. Эта копия была создана монахинями этого же монастыря, но перед самым его закрытием большевиками. Теперь список вновь занимает свое место на иконостасе.

Сегодня насельницы постоянно живут в обители, но она не считается самостоятельной и относится к Толгскому монастырю. Тем не менее территория открыта для посещения паломниками ежедневно. Управляет монахинями игуменья Екатерина (Гаева).

Расписание богослужений

Ежедневно тут проходят богослужения по установленному расписанию:

  1. По будням и праздникам утренняя литургия в 6:30.
  2. По будням вечерняя служба в 17:00.
  3. По субботним праздникам всенощное бдение в 17:00.

Богослужение в Казанском женском монастыре

Помимо этого, работает православная гимназия, где учителями выступают священники и доктора наук, при этом дисциплины преподаются и мирские, и религиозные. Функционирует регентская школа, где готовят служителей для храмов Ярославской епархии. Кроме этого, монахини совершают миссионерское, катехизическое служение и паломническую и социальную службы.

Регулярно с 2002 года в июле тут проводятся крестные ходы с иконой Богородицы. Паломники двигаются по берегу Волги до города Рыбинска и возвращаются обратно по другому берегу.

Святыни и престольные праздники

Среди святынь, хранящихся в обители, находятся:

  1. Мощи святителя и мученика Агафангела, которые были переданы монахиням только в 2000 году.
  2. Список с иконы Богородицы «Казанская» 1918 года.

Казанская икона Божией Матери главная святыня монастыря

Паломники могут поклониться святыням, а также приехать на торжественные богослужения в престольные праздники монастыря:

  1. День памяти образа Богородицы «Казанская» — 21 июля и 4 ноября.
  2. Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября.

История создания

Основанию Казанского монастыря предшествовало необычайное явление чудотворной Ярославской Казанской иконы Божией Матери ( день празднования 8/21 июля ) В 1588г, она была привезена из города Казани романовцем Герасимом Трифоновым.Сама Матерь Божия пророчески благодатию Своею предрекла о своей святой иконе. И с первых же дней от иконы происходили чудесные исцеления.
Спустя 21 год со дня чудного обретения, в пору тяжелых не только для города, но и для всей страны событий Смутного времени 1608-1614гг., Ярославская -Казанская икона Божией Матери стала считаться Покровительницей Ярославля.Именно в это тяжелое время проявилось заступничество чудотворной иконы Казанской Богородицы, именуемой впоследствии Ярославской. В те дни дьякону Елеазару от чудотворной иконы было повеление Матери Божией поставить храм в честь Казанского Ее образа, и тогда Она будет и городу » твердыня и стена, паче всякия ограды…». И в 1610г. на пустопорожнем месте в северо-западной части посада-Земляного города- у заболоченного древнего источника(р.Нетечи) возведен был деревянный храм в честь защитившей город Ярославской Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 1649г. был построен первый каменный храм, но основное строительство обители началось в начале 19в.. Казанский собор строился с1835 по 1845г. Казанский монастырь славился на всю Россию своей золотошвейной и иконописной мастерской. С установлением советской власти,как и многие обители земли Российской,Казанский монастырь был упразднен. С 1919г. в соборе был склад икон и иконостасов со всего города. С лета 1920 по 1922г. в бывшем монастыре — один из городских концентрационных лагерей (административный). С 1928 по 1998г. в соборе размещался областной архив. 1 августа 1998г. вновь была открыта Казанская обитель. К дню Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 1998г. был обустроен и начал действовать Сретенский храм, бывшая домовая игуменская церковь. В начале 1999г. Казанский собор передан монастырю и начаты работы по его реставрации. И в день летней Казанской, 21 июля 2001г.- открытие для Богослужений Казанского собора. С 2000 по 2005г. отреставрированы фрески на сводах собора.С 2007г. при монастыре действует регентская школа Ярославской семинарии. В Казанской обители с 2000г. покоятся чудотворные мощи священноисповедника Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского, причисленного к лику святых. Все возвращается » на круги своя», и Ярославская Святыня становится Кафедральным собором. Ярославский Казанский монастырь наполняется живыми токами единственного вечного Источника жизни Господа нашего Иисуса Христа по молитвам Державной Помощницы Пресвятой Богородицы.

История существования обители

Дальнейшее существование монастыря, получившего название Казанского

, развивалось традиционно. Монахини вели немудреное хозяйство и проводили много времени в молитвах. Ежегодно монастырем организовывался пешийкрестный ход с несением иконы Богоматери от стен монастыря к городу Романову, а с 19 века верующие стали ходить в Рыбинск. Росло число монахинь, многие из которых выделялись иконописным и золотошвейным мастерством, также обитель славилась церковным песнопением.

С 17 до середины 18 века монастырь существовал, согласно царским грамотам, на таможенные отчисления. При Екатерине Второй

Монастырь сегодня

07.12.1987 года, после возвращения монастыря церкви, началась его новейшая история. В следующем, 1988 году, по благословлению Ростовского и Ярославского архиепископа Платона из разрушенного Николо-Бабаевского монастыря в Толгскую обитель перенесли моща св. Игнатия Брянчанинова (рака с его мощами ныне хранится в Крестовоздвиженской церкви, у южной стены монастыря). 25 сентября 1988 года монахиня Варвара приняла сан игуменьи и была назначена настоятельницей первого женского монастыря, открывшегося в России после антирелигиозных гонений народа большевиками. До этого события монахиня Варвара жила в Киевском Покровском монастыре, в Горней обители на Святой земле, обучалась в регентской школе Троице-Сергиевой лавры, она была одной из первых насельниц, прибывших в разрушенный и оскверненный Толгский монастырь, как добраться сюда стало дозволительно.

За 27 лет настоятельства Варвары в монастыре произошли значительные перемены. В 1980 году обитель лежала в руинах, стены сохранились лишь местами, храмы были разорены и разрушены, везде лежали горы мусора. Предстояла долгая и трудная работа по восстановлению, которая потребовала от его насельниц поистине героического труда. В 1990 году в возрождающемся монастыре впервые с 1928 года зазвенел колокол, а в 2003-м ему была возвращена его главная и самая почитаемая святыня – Толгская икона Богоматери, которая хранилась в Ярославском художественном музее с момента закрытия монастыря.

Введенский собор

Первое здание Введенской церкви было построено для помещения в нее главной святыни Толгского монастыря – чудотворной Толгской иконы Божьей Матери. Сооруженная за один день в 1314 году, церковь простояла до пожара, уничтожившего практически весь монастырь в начале 15-го века. Нынешнее пятиглавое здание собора было сооружено в 81-82 годах 17-го века. К 90-му году того же века на средства, полученные от царей, собор был украшен фресками, над которыми работали 26 искустных мастеров. Фресковая роспись разбита на 7 сюжетных ярусов. 48 сцен двух нижних ярусов раскрывают легенды об иконе Толгской Божьей Матери, третий ярус рассказывает про «Страсти Христовы», четвертый описывает молитву «Отче Наш», Заповеди блаженств и Символ Веры, а три верхних яруса иллюстрируют притчи и жизнь земную сына Божьего Иисуса Христа. На протяжении многих веков фрески периодически поновлялись (последний раз ко дню празднования 300-летия правления династии Романовых — в 1912 году). До наших дней уцелела лишь небольшая часть фресоковой росписи, большинство изображений было разрушено в советское время.

В годы Советского Союза собор Введения во храм Пресвятой Богородицы практически был разрушен. Сначала в нем проводились испытания гидроэлектростанции, которую предполагалось построить неподалеку от монастыря (к счастью, грунт оказался непригодным для этих целей, обитель была спасена). Затем, во времена нахождения возле монастыря детской колонии, в соборе были устроены конюшня и псарня.

Но и на этом не закончились испытания для фресковой росписи. К сожалению, недавно остатки великолепных фресок, чудом уцелевших на крыльце собора, были неудачно поновлены, в ходе чего их исказили практически до неузнаваемости, разрушив древнюю их красоту.

Введенский Кафедральный собор холодный, поэтому службы здесь проводятся только в теплое время — с мая по сентябрь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: