Покровский женский монастырь в суздале

Фото и описание

Женский Покровский монастырь, основанный в 1364 году, расположен на низком берегу Каменки. Монастырь известен как место ссылки неугодных представительниц знатных родов и царских фамилий. В подклете собора Покрова Богородицы находится усыпальница, где в числе других «венценосных» монахинь похоронены жена Великого московского князя Василия III Соломония Сабурова, дочь Ивана III Александра, пятая жена Ивана Грозного Анна Васильчикова. В числе сосланных в монастырь — дочь Бориса Годунова Ксения и первая жена Петра I Евдокия Лопухина. В каменном одноэтажном здании XVII века восстановлен интерьер приказной избы, в подземелье которой находилась монастырская тюрьма.

Ансамбль монастыря складывается из белокаменной ограды с 9 башнями, в том числе двумя башнями с каменными шатрами, уникальной Благовещенской надвратной церкви, Покровского собора с пристроенной колокольней, Зачатьевской трапезной церкви, нескольких монастырских зданий.

Центром монастыря является Покровский собор, который был построен в 1518 году. Его белые стены и керамический пол могли бы создать впечатление подчеркнутого аскетизма, но великолепные иконы и произведения художественного шитья, являющиеся гордостью музея, делали интерьер изысканным и праздничным. С собором соединяется галереей шатровая колокольня — первоначально столпообразная церковь Происхождения честных древ креста — с главкой. Шатер над ней появился в конце XVII века.

Рядом с собором была построена трапезная палата с церковью. Это большая двухэтажная постройка, декорированная орнаментом из красного кирпича. Зал трапезной палаты очень просторный, с мощными сводами, опирающимися на один столп, находящийся в центре зала. Облик композиции заканчивает шестигранная звонница. К палате примыкает маленькая Зачатьевская церковь, обозначенная снаружи лишь изящной главкой.

Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью, построенные в 1510-1518 годах, — своего рода крепостная башня с двумя арками — большой проездной и малой для пешеходов. Это уникальный образец древнерусского зодчества, сочетающий в себе функции крепостной башни и церкви. Собственно церковь располагается в верхней части квадратной в плане башни и представляет собой небольшой четверик, окруженный с двух сторон галереей с арочными проемами. По композиции она повторяет большой Покровский собор, хотя украшена более богато.

Мавзолей князя Дмитрия Пожарского

С восточной стороны Спасо-Преображенского собора расположен мраморный мавзолей. Трагична его судьба. В прошлом у алтаря Спасо-Преображенского собора находилась родовая усыпальница князей Пожарских и Хованских — усердных вкладчиков обители. В 1858-1885 годах на народные пожертвования над могилой князя Дмитрия Пожарского (1578-1642) был возведен резной мраморный мавзолей с мозаичным панно с образом Спасителя. Проект был выполнен архитектором, профессором Академии художеств А.М.Горностаевым. В 1933 году эту постройку разобрали.

К 2009 году по сохранившимся чертежам и фотографиям мавзолей воссоздали поблизости от прежнего места. В усыпальницу ведет бронзовая дверь с барельефом. Над могилой Пожарского установлен резной крест. Рядом с ним — чудом уцелевший фрагмент фасада старого мавзолея Д.М.Пожарского.

Воссозданная усыпальница князей Пожарских

Крест на месте захоронения князя Дмитрия Пожарского и мавзолей. Между ними — фрагмент фасада мавзолея XIX века, обнаруженный во время археологических раскопок

Спасо-Преображенский собор и усыпальница князя Дмитрия Пожарского

Архитектура Покровского монастыря в Суздале

Исторический комплекс Покровского монастыря дошел до нашего времени в достаточно полной мере. Сохранились собор в честь Покрова Божией Матери (1510-1518, возведен по инициативе и на средства Василия III), Зачатьевский храм с трапезной (1551, построен на средства Ивана Грозного в память о его умершей дочери Анне), Благовещенская церковь над Святыми вратами (1518), трехъярусная шатровая колокольня (1515, построена при Василии III, шатер надстроен в XVII в.), часовня (XVI в.), Приказная палата (XVII в., в ней находилось управление вотчинами монастыря), поварня (XVII в.), ряд других построек.

Сохранился древний колокол (1589, был подарен князем Демидом Черемисиным). Главной святыней монастыря являются святые мощи преподобной Софии Суздальской (в миру Соломония Сабурова, насильно разведенная жена великого князя московского Василия III), пребывающие в Покровском соборе (в подклети, в усыпальнице знатных инокинь, была устроена ее гробница).

Посещение действующего Покровского монастыря позволяет узнать, как жили в нем монахини и послушницы раньше и как они живут сейчас. В считавшемся в княжеский и царский период привилегированным Покровском монастыре никогда не было подлинного равенства между насельницами. Многое в условиях их пребывания в монастыре зависело от размера их посрижного вклада, пожертвований родственников в этот монастырь, отношений с настоятельницей (игуменей), казначейшей, благочинной, другими членами монастырского совета.

Покровский монастырь был полуобщежительным. Это значит, что послушницы и монахини имели свою собственную одежду, обувь, мебель, утварь, качество которых зависело от средств, выделенных для них. При прибытии нужно было внести большой вклад на пострижение (этот монастырь считался привилегированным, вклад в него был большим, только состоятельные женщины могли себе подобное позволить), размер пострижного вклада влиял на условия расселения и жизни в обители. Чтобы улучшить пребывание конкретной монахини, ее родственники делали богатые вклады в монастырь, думали они и о том, что это будет еще и способствовать замаливанию их грехов, грехов их предков (кроме улучшения условия пребывания их родственниц в этой обители).

Судьба очень многих женщин, ставших монахинями этого монастыря, была трагичной. Нередко страдали не только рядовые монахини, но и настоятельницы. Так, в конце XIX в. жертвой завистников стала даже знаменитая настоятельница этого монастыря Милитина. Она была дружна со многими состоятельными суздальцами, особенно тесной была ее дружба с семьей богатого купца Шишкина. При помощи своих состоятельных друзей и прежде всего Анны Александровны Шишкиной Милитине удалось сделать очень многое для благоустройства монастыря. Тогда построили богадельню для престарелых монахинь и монастырскую баню, открыли церковно-приходскую школу с ремесленным классом (где девочек учили рукоделию), за монастырской стеной возвели гостиницу для богомольцев, церковный монастырский хор стал лучшим в Суздале, на храмовые праздники устраивались торжественная богатая трапеза для монахинь обители и большие приемы для монастырского духовенства и городского начальства. Но успехам требовательной, порой жесткой в делах Милитины многие завидовали, ее оклеветали — незаслуженно обвинили в сокрытии подлога драгоценной ризы из монастырской сокровищницы, поэтому разжаловали в простые монахини. Милитина очень страдала от незаслуженных обвинения и унижения, вскоре она отправилась. Ее похоронили около Покровского собора, у монастырской стены. Последней настоятельницей монастыря была в 1915-1923 гг. матушка Мария (Либеровская), которая после его закрытия стала служить простой псаломщицей в одном из суздальских приходских храмов. Ее незаслуженно обвинили в действиях против советской власти, арестовали, сослали в лагерь на Север, в 1937 г. ее в возрасте 72 лет расстреляли в г.Иванове.

Хотя княжеский и царский периоды Покровский женский монастырь славился прежде всего из-за своей визуальной красоты и строгости религиозной жизни, все помнили о его особой значимости как места заточения опальных княгинь и цариц, своего рода духовной тюрьме для женщин аристократического рода. Почти все они здесь умирали и были похоронены, главным образом в полуподвальном склепе под Покровским собором. Некрополь Покровского монастыря имеет историческое значение, особенно — усыпальница под Покровским собором.

Аптекарский огород и фруктовый сад

Пройдя через проездную башню, мы оказываемся на огромной монастырской территории. Справа за невысокой оградой — Аптекарский огород, где монахи выращивали лекарственные растения. За ним — фруктовый сад. Растениеводство было одним из видом монашеского послушания. В наши дни Аптекарский огород и сад воссозданы заново. Здесь произрастает более 70 видов лекарственных трав, плодовые и ягодные деревья и кустарники. Рядом с ними у крепостной стены находится детская площадка.

Аптекарский огород и монастырская башня. За ними виднеется колокольня церкви Смоленской иконы Божией Матери

Аптекарский огород

Аптекарский огород

Фруктовый сад

Колодец

Крепостные стены и башни

Уже издали замечаешь мощные крепостные стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря, сооруженные по всем правилам фортификации. Особенно эффектно они смотрятся со стороны речки Каменки. Впечатление, что эти стены выдержали не одну оборону. Но нет, они были построены в 1660-1664 годах, когда монастырь уже утратил своё оборонное значение. Протяженность стен составляет 1160 метров, насчитывается 12 башен. Это немногим меньше общей длины крепостных валов Суздальского кремля — 1400 метров.

Стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря и река Каменка

Стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря

Многоугольная башня

В XX веке их состояние стало критическим: произошло глубинное разрушение контрфорсов, в результате чего на стенах появились огромные трещины и они наклонились. В 2003 году началась уникальная реставрация, благодаря которой укрепления удалось спасти. В фундамент для заполнения пустот закачивался специальный раствор, стены скрепили металлическими связями. Были восстановлены шатровые завершения башен, галереи боевых ходов, кирпичная кладка и отделочная обмазка стен.

Стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря

В сквере перед массивной проездной башней установлен памятник князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, выполненный по проекту скульптора Азгура и архитектора Захарова в 1955 году.

Сквер перед Спасо-Евфимиевым монастырем

За памятником находится проездная башня с двумя киотами, в которых установлены иконы Христа Спасителя и святого Евфимия Суздальского.

Бюст Дмитрия Пожарского

Высота проездной башни составляет 22 метра. Она квадратная в плане, её мощь сглажена нарядным декором — суздальским узорочьем. Внутри находятся кассы музея и книжная лавка.

Проездная башня Спасо-Евфимиева монастыря

Проездная башня со стороны монастырской территории

История

Монастырь основан в XIV веке и продолжал достраиваться вплоть до XIX века. С момента основания, монастырь — мужской. Своё название он получил в честь первого игумена — святого преподобного Евфимия Суздальского, призванного в Суздаль основателем монастыря, князем Борисом Константиновичем.

Его деревянные стены стали защитой от врагов. В XVI—XVII вв. собор реконструировали: сделали белокаменным — в таком виде он и сохранился до наших дней. Правда, новые стены уже не знали боевых сражений: набеги на город прекратились. Соответственно, нынешние стены ансамбля монастыря стоят уже около IV–V веков, помнят многих и многое.

Возведение новых масштабных построек в XVI—XVII вв. оказалось возможным только при помощи больших пожертвований состоятельных жителей страны. Свой материальный вклад в обновление монастыря внесли даже Иван Грозный и его отец, великий князь Василий III.

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор. Сейчас с трудом верится, что он постепенно вырастал из маленькой церквушки. Особенно интересно то, что по сей день стены собора хранят фрески XVI века с фасадов здания и росписи XVII века от знаменитых мастеров Гурия Никитина и Силы Савина.

В 1642 г. с восточной стороны собора в фамильном некрополе был похоронен князь Дмитрий Пожарский, наиболее известный как герой борьбы с польско-литовскими войсками

Его род делал вклад в развитие местных территорий.
Романовы тоже не обделили вниманием это место. В 1837 году монастырь посещал цесаревич Александр Николаевич, а 16 мая 1913 года в честь празднования 300-летия дома Романовых сюда заезжали Николай II и великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия

Затем случилась революция 1917 года. Эти времена оказались самыми сложными для религиозных сооружений. Спасо-Ефимовскому собору повезло: его не снесли, а адаптировали под современные нужды. Так началась новая история монастыря.

После революции здесь размещались в разное время и воинские части, и тюрьма для политзаключенных (она была возведена еще при Екатерине II), и даже концлагерь. Во время Великой Отечественной войны здесь был оборудован лагерь для военнопленных. После победы в 1945 году в стенах храма основали колонию для девочек. Историю об этих заключениях рассказывают сейчас на экскурсиях в тюремном корпусе.

В 1967 году монастырь, наконец, вновь признали культурным памятником, и начали реставрировать. Последняя глобальная реставрация ансамбля пришлась на 2001—2008 гг. Сейчас он часть Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

В 1991 г. белокаменный Спасо-Евфимиев монастырь включили в список мирового наследия ЮНЕСКО. В наши дни любой желающий может добраться до Суздаля и прикоснуться к богатой и противоречивой русской истории.

↑ История создания

Покровский женский монастырь был основан в средине XIII столетия (1364г) и до сих пор хранит множество тайн, легенд и загадок. Его старые божественные здания с деревянными кельями окружены мощной стеной с девятью неподвижными каменными башенками.

По древнему преданию своему возникновению девичий монастырь благодарен чуду — спасению князя Андрея Константиновича. Во время путешествия с Нижнего Новгорода в Суздаль по Волге на государево судно налетел ураган. Великий князь в молитве пообещал построить в округе женский монастырь.

Обещание в последствии выполнил и назвал его в честь Покрова Богоматери. Духовное процветание монастыря — это правление князя московского Василия III, начало XVI века. По велению правителя и вложению огромных денежных средств, монастырь был полностью построен.

Покровский женский монастырь в Суздале фото

Каменное строительство дало жизнь Священным вратам с надвратной церковью Благовещения Пресвятой Богородицы, самому Собору Покрова Пресвятой Богородицы и многим другим хозяйственным и жилым строениям.

Молясь о рождении будущего наследника престола, великий князь с первой супругой Соломией зачастую посещали Суздаль. Но молитвы прошли мимо Господа — государыня оказалась бесплодной. В 1525 году Соломию Сабурову, названную Софией, постригли в монахини и заточили в стены Покровской обители, где и провела она остаток своего существования.

Помимо государыни сюда ссылали и других женщин знатного рода. Среди них: племянница и дочь Ивана III, Благоверная царя Василия Шуйского — Екатерина, его маленькая наследница Анастасия, Евдокия Лопухина и другие родовитые особы.

История Покровского монастыря в Суздале

Первоначально монастырь был деревянным, но постепенно в нем увеличивалось число каменных строений. В начале XVI в. монастырь посетил великий князь Московский Василий III, выделивший затем большие средства на строительство в нем каменных построек. В большой мере благодаря вниманию к этому монастырю со стороны Василия III началось обстоятельное визуальное совершенствование и стабильная с финансовых позиций жизнь этой обители.

Любил приезжать в Покровский монастырь в Суздале царь Иван Грозный, делавший в него богатые вклады, наделивший его льготами. Покровскому монастырю в конце XVII в. принадлежали 7 тысяч крепостных; он (как и Спасо-Евфимиев монастырь) был крупнейшим феодалом Суздаля. Покровский монастырь стал местом пострижения для многих представительниц знатных боярских и княжеских родов, при этом нередко в нем постригались насильно или ссылались в него русские великие княгини, царицы и царевны, ставшие ссыльными инокинями и обычно похороненные в нем. Усыпальница монастыря хранит прах знатных инокинь, ставших жертвами влиятельных и даже первых лиц в государстве, в том числе Василия III, Ивана Грозного. При этом нужно особо отметить, что Василий III и Ивана Грозного не столько ценили духовно-религиозные достоинства этого монастыря, сколько оценивали его как надежное место для содержания неугодных им женщин, насильно постриженных в монашество.

В 1923 г. Покровский монастырь закрыли, его ценности национализировали. После косметической реставрации монастырских построек в 1950-1960-е годы в них разместили музейные экспозиции. В 1980-е годы в монастыре разместили туристско-гостиничный комплекс: построили деревянные одноэтажные высококомфортные домики со всеми удобствами для состоятельных и чаще всего иностранных неправославных туристов, коммерческий ресторан, а позже — коммерческую баню с парильней.

В 1992 г. монастырь возродился. Поначалу в возрожденной обители монашеская жизнь протекала в невероятных условиях. В великолепно обустроенных деревянных домиках расселялись и вели светскую жизнь состоятельные туристы, в большей мере — иностранцы, в ресторане гремела музыка, в комфортабельной бане было много посетителей, мужчин и женщин. Но к концу 2000-х годов полными хозяевами в монастырском комплексе стали монахини. Покровский монастырь посещают туристы, экскурсанты, растет в него поток паломников. Постепенно нормализуется жизнь монахинь,которые содержат небольшое хозяйство, пасут коров, ловят рыбу, обрабатывают огород, вышивают пелерины, иконы, облачения для священников высокого сана. Есть в монастыре своя иконописная мастерская. Все чаще экскурсии в монастыре теперь проводят монахини или послушницы. Многие ценности не возвращены еще этому монастырю, в первую очередь это конфискованные у него после 1917 г. иконы, пребывающие в лучших музеях России — в Третьяковской галерее, в Русском музее и других.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: