Благовещенский мужской монастырь

Как молиться перед иконой

Святым благоверным Петру и Февронии Муромским молятся о семейном благополучии и о счастье в браке.

Молитва первая О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая О угодницы Божии, благовернии княже Петре и княгине Февроние, к вам прибегаем и к вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных (имена), святыя молитвы ваши ко Господу Богу и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние. И ходатайствуйте нам у Царя Небеснаго житие благополучное и добрую христианскую кончину. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога во веки веков. Аминь

Молитва девушки ко Господу о скором замужестве О, Всеблагий Господи, я знаю, что великое счастие мое зависит от того, чтобы я Тебя любила всею душею и всем сердцем моим, и чтобы исполняла во всем святую волю Твою. Управляй же Сам, о Боже мой, душею моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе Одному, ибо Ты Создатель и Бог мой. Сохрани мя от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают мя. Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же ми охоту к трудолюбию и благослови труды моя. Поелику же Закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи мя, Отче Святый, к сему, освященному Тобою, званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: нехорошо человеку быть одному и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множитися и населяти землю. Услышь смиренную молитву мою, из глубины девичего сердца Тебе возсылаемую; дай мне супруга честнаго и благочестиваго, чтобы мы в любви с ним и в согласии прославляли Тебя, милосерднаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Благовещенский собор

Собор был возведен на месте старого разобранного храма. В ходе разбора деревянного сооружения Благовещенский монастырь в Муроме обрел мощи святых князей. В первозданном виде до наших дней не сохранился этот храм, поскольку несколько раз его перестраивали и сегодня, к сожалению, в его внешнем облике практически ничто не напоминает сооружение, которое было возведено московскими мастерами, которых прислал Иван Грозный.

Благовещенский собор высится на высоком подклете, и представляет собой прямоугольник, вытянутый с юга на север. Такая планировка вполне характерна для культовых сооружений XVI века. Архитектурные детали собора близки архитектуре московского зодчества. Собор отличается монументальными пропорциями и строгими формами. Здание по вертикали разделено широкими лопатками-пилястрами на три равных части. Основаниями барабанов является высокий карниз с зубчиками. Кокошники опираются на лопатки-пилястры.

Стены Благовещенского собора представляют собой сложную скульптурную конструкцию, которая состоит из по-разному обработанных оконных наличников: зубчатой короной или килевидным кокошником. Колонки наличников представлены разными по цвету кубышками и бусинами. Архитектурные детали собора имеют много общего и с муромскими традиционными памятниками, и с образцами московского зодчества XVII века. Однако муромские храмы по характеру узоров составляют отдельную, особую группу в истории зодчества России.

В архитектурном отношении исключительным можно считать южный фасад. Благодаря очень строгим пропорциям, сохранившимся с XVII века, здесь создана совершенная и гармоничная композиция. Есть подклет, по сути являющийся мощным цоколем, вход в который, обрамляют пилястры. На них опирается фронтон сложной конструкции. В боковых частях находятся окна арочной формы, утопленные в нишах.

Во время нашествия польско-литовских войск пана Лисовского (1616) монастырь очень пострадал. Собор был безжалостно разорен и разграблен. После завершения войны и смуты, монастырь стали восстанавливать не сразу, и вновь не обошлось без милостей царя. При этом основные средства для восстановления собора и обители были выделены муромским купцом Т. Б. Цветнов, который в самом конце своей жизни в монастыре принял постриг, получив имя Тихон. Здесь же он был и погребен.

Хотя собор одноэтажный, благодаря двум рядам окон создается необычное впечатление, что он двухэтажный. Этот интересный прием использовался во многих храмовых сооружениях XVI-XVII веков.

Обет Ивана Грозного

Князь Константин и его сыновья были причислены к лику святых Макарьевским собором в 1547 году, а уже спустя пять лет Иван Грозный молился новым чудотворцам накануне похода на Казань. Царь дал обещание Богу, что если возьмёт Казань, то построит в Муроме каменный храм и учредит монашескую обитель. Так и случилось: сразу после победы Иван Грозный прислал в Муром артель зодчих.

Памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронье на фоне Благовещенского монастыря

В основанном царём Благовещенском соборе нашли приют мощи благоверного князя Константина и его сыновей. И поныне их нетленные тела покоятся в одной раке, символизируя верность единому делу. С первых дней своего существования Благовещенский монастырь пользовался царскими милостями. Царь прислал из Москвы богатую церковную утварь, даровал братии «милостыню неоскудну» и несколько деревень

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Свято-Благовещенский мужской монастырь

Согласно церковному преданию, деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была сооружена на этом месте еще в конце XII века святым благоверным князем Константином (Ярославом Святославовичем, умер в 1205 году), внуком Ярослава Мудрого. Главной святыней храма была икона Богоматери, привезенная князем из Византии — впоследствии она стала называться Муромской.

В 1552 году, во время казанского похода, Муром посетил Иван Грозный. В 1553 году по его указу был основан Благовещенский монастырь. В Благовещенском соборе покоились мощи князя Константина, канонизированного в 1547 году.

В 1616 году поляки разграбили и разрушили монастырь. В 1664 году на средства муромского купца Тарасия Борисовича Цветнова Благовещенский собор был вновь отстроен, а на колокольне установлены часы. В отечественную войну 1812 года в монастыре хранились русские святыни — Иверская и Владимирская иконы Божией Матери.

В 1919 году монастырь был закрыт, однако богослужения в соборе продолжались. В 1923 году мощи благоверных князей Константина, Михаила и Феодора были перевезены в краеведческий музей, где находились до 1989 года. В 1940 году собор был закрыт, однако два года спустя вновь открыт как приходской храм. В 1946 году в нем служил иеромонах Пимен, будущий Патриарх Московский и всея Руси (1910-1990, патриарх с 1971 года). В 1991 году в Благовещенском монастыре была возобновлена монашеская жизнь.


Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыре


Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыре


Благовещенский мужской монастырь, надвратная Стефаниевская церковь, 1716 год


Благовещенский мужской монастырь, надвратная Стефаниевская церковь


Строения на территории Благовещенского мужского монастыря


Колокольня Благовещенского мужского монастыря

С территории Благовещенского монастыря видны купола храмов соседнего Свято-Троицкого женского монастыря, расположенного рядом — их разделяет только небольшая дорога.


Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре


Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре


Благовещенский монастырь и стены Свято-Троицкого монастыря

Реликвии Благовещенского монастыря

Кроме мощей благоверных князей, в Благовещенском монастыре покоятся мощи епископа Василия Муромского, совершившего таинство крещения над суровыми язычниками Мурома, а также нетленные останки преподобного Иулиана (Кочукова)

— подвижника XVII века. Элемент торжественности в убранство храма привносит барочный иконостас. Он состоит из шести золочёных ярусов, богато украшенных резьбой с растительными орнаментами. Здесь можно увидеть несколько старинных икон: «Благовещение» и «Святая Троица», датируемые XVI — XVII веками, «Муромские святые на фоне панорамы города» (XVIII век).

Келейный корпус Благовещенского монастыря

Муромский иконостас в Благовещенском храме напоминает своего старшего собрата из Успенского собора во Владимире

, но он миниатюрнее и младше (изготовлен в 1797 году). Просторные залы собора благоухают миррой и ладаном, горят свечи, а красивые голоса женского хора прославляют Бога. Спокойная церковная атмосфера вселяет в душу умиротворение.

Рейтинг достопримечательности

Рейтинг 5.00

← МУРОМ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ МОНАСТЫРИ МУРОМА РОССИЯ →

История

Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает св. бл. князю Константину (Ярославу) Святославичу.

Согласно церковному сказанию, жители Мурома долгое время исповедовали языческую религию, обожествлявшую силы природы. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово, находившееся неподалеку от города.

Вскоре на «Старом вышнем городище», укрепленном тыном и земляными валами, возвели первый муромский храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом поставили княжеский дворец. Тело убиенного князя Михаила было положено при храме. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен Благовещенской церкви. В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора.

Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского храма по обету царя Ивана Грозного. Он посетил Муром в 1552 году во время похода на Казань, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы, и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве каменного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением торжественно поставили в новом Благовещенском соборе.

Благовещенский монастырь пользовался высочайшими милостями. Царь прислал для церковных нужд всю необходимую утварь, дал братии «милостыню неоскудну» и земельные владения, которые расширились в XVII веке.

В 1616 году монастырь разорили поляки, расхитив многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Новые «государевы милостыни» помогли восстановить обитель. Собор был перестроен заново. В 1652 году к нему был пристроен придел Иоанна Богослова. В конце XVII столетия рядом с Благовещенским храмом воздвигли высокую шатровую колокольню.

В 1655 г. вместо деревянной надвратной церкви во имя первомученика архидиакона Стефана построили скромный каменный храм того же наименования (в последствии она неоднократно перестраивалась). В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду третьего класса. Управлял им архимандрит. В 1811-1812 годах обитель обнесли каменной оградой.

В 1812 г. в стенах храма нашли приют чудотворные иконы Божией Матери Владимирская и Иверская, вывезенные из Москвы во время нашествия Наполеона. Иконы находились в Благовещенском монастыре до 20 октября 1812 г. В память об этом знаменательном событии городским духовенством ежегодно совершался крестный ход вокруг города. Список с Иверской иконы Божией Матери, хранящийся в соборе, стал особо почитаться после этих событий.

В 1866 г. монастырь отнесли к разряду второго класса. В 1867-1882 гг. им управляли епископы Муромские, викарии Владимирской епархии.

Монастырь был закрыт в 1919 году. Братия поселилась в городе, продолжая служить в соборе. 22 мая 1923 года произошло вскрытие мощей св. благоверных князей Константина, Михаила и Федора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 года.

Последний настоятель монастыря схиархимандрит Михаил был арестован и подвергнут репрессиям в конце 1930-х годов.

В 1940 году Благовещенский собор закрыли, но два года спустя вновь открыли, уже как приходской храм, до 1991 г. он оставался единственным действующим храмом в городе.

В сентябре 1991 года указом святейшего Патриарха и Священного Синода в древней Благовещенской обители возобновилась иноческая жизнь.

Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские

Картина художника Александра Простева

Жили в XIII веке и правили Муромом. Интересна история их встречи: Петр заболел проказой, и ее вызвалась лечить простолюдинка Феврония. Вместо платы за лечение она предложила князю взять ее в жены. Петр и Феврония полюбили друг друга и пронесли чистое и глубокое чувство сквозь всю свою жизнь.

Их «неравный» брак привел к тому, что бояре сначала выгнали супругов из города, но, погрязнув в борьбе за правление, признали свою вину и попросили князя и княгиню вернуться.

Незадолго до кончины по обы­чаю русских князей Петр и Феврония приняли монашество. Они жили в разных монастырях, но умерли в один день и час. Супруги завещали положить их тела в один общий гроб, но, посчитав непристойным хоронить монаха и монахиню в одном гробу, их похоронили отдельно. Однако на следующий день их тела чудом оказались рядом. И тогда уже никто не дерзнул разлучать их вновь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: