Козьмодемьянская церковь (храм космы и дамиана) в муроме

Муром

Муром . Что в первую очередь приходит в голову, когда вспоминаешь этот город? “На муромской дорожке стояли 3 сосны…”. Сосен там не 3, а 333 в периоде. Но мы сейчас говорим не о соснах, а о Муроме. “В заповедных и дремучих страшных муромских лесах…” – опять не то. Всяка нечисть конечно бродит тучей, но не совсем там и не сказать, чтоб сейчас. “Из того ли из города, из Мурома, из того ли из села из Карачарова выезжал удаленький дородный добрый молодец…” – вот это уже очень близко к теме, но и с этим пока повременим. А начать стоит с “Повести Временных лет”, гласящей о пяти древнейших русских городах: “а по тем городам… перьвии насельници в Новегороде словене, … в Ростове меря,… в Муроме мурома”.


Получается, что Муром на добрых 300 лет старше Москвы. Кстати, о столице нашей родины. Муром отстоит от неё на целых 300 км. Чтобы добраться туда, надо пересечь половину Московской и всю Владимирскую область вплоть до берегов Оки. А за Окой начинается нижегородская земля.

Несмотря на столь почтенный возраст, город не может похвалиться особо древними памятниками. Самые старые постройки Мурома относятся к XVI веку – ко временам Иоанна Васильевича IV Грозного. Конечно, это старина. А как же с древностями? Если не искать их материального воплощения, а остановиться на духовных, то с ними всё прекрасно. Ведь Муром – это и страстотерпец князь Глеб, вместе с братом своим Борисом первым на Руси причисленный к лику святых, и покровители семьи и брака святые Пётр и Феврония, и, конечно же, Илья Муромец.

Несмотря на множество действительно святых подвижников, жители Мурома приобрели репутацию “святогонов”. Уж слишком часто они изгоняли тех, кто нёс им слово Божие. Начнём хотя бы с князя Глеба, который, по повелению отца своего Владимира Красно Солнышко, пришёл в Муром на княжение. Прибыл он сюда не как завоеватель, а как просветитель. “И егда приде святый Глеб ко граду Мурому, и ещё тогда неверние быша людие и жестоци, и не прияша его на княжение и не крестишася, но сопротивляхуся ему. Он же отъеха от града 12 поприщ и там пребываша до преставления святаго отца его.” Глеба, также как и его старшего брата Бориса, заманил в ловушку и убил князь Святополк, усыновлённый Владимиром Святославичем. Он хотел воссесть на Киевском столе вместо законных наследников князя Владимира Красно Солнышко. За убийство Бориса, Глеба и их брата князя Святослава он получил прозвище Окаянный, т.е. “Окаиненный” – убивший братьев своих подобно тому, как Каин убил Авеля. Святополк был разгромлен новгородским князем Ярославом Мудрым, бежал и “сгинул в пустыне промеж Ляхи и Чехи”. Почитание Бориса и Глеба началось ещё при Ярославе Мудром, а в середине XI века они были причислены к лику святых.


Возможно, что князь Глеб отошёл от града не на 12, а всего лишь на 2 поприща. В этом случае следы княжьего двора стоит искать на месте нынешнего Спасо-Преображенского монастыря, одного из старейших на Руси. Первое довольно туманное упоминание о нём относится к 1095 году, когда жители города “положиша в монастыри Святаго Спаса” убитого князя Изяслава, сына Владимира Мономаха. Летописцы вновь вспомнили о монастыре лишь спустя четыре с половиной столетия во времена Ивана Грозного (1554 г). Государь повелел построить в обители каменный храм и наделил её землями. Спасо-Преображенский собор, построенный по повелению Государя, сохранился по сей день.


Обок с собором стоит Преображенская церковь. Сама по себе она простенькая, хоть и построена в эпоху дивного русского узорочья (1691 г). Зато пристроенные к ней шатровая колокольня и башенка-сень чудо как хороши.


Ещё в монастыре есть несколько современных часовен. “Военная” часовня во имя св. Георгия Победоносца , покровителя русского воинства


Часовня-костница. В ней ниже уровня земли уложены останки, найденные в монастыре во время реставрации и работ по благоустройству.


Часовня “иконы Богородицы Спорительницы хлебов” выглядит довольно невзрачно, зато именно в ней освящается и монастырский хлеб (очень вкусный), и знаменитые муромские калачи. Монастырской братии удалось отыскать рецепт и возобновить их выпечку. За калачами идти вдоль западной монастырской стены мимо надвратной церкви Кирилла Белозерского и зайти в дверь в красной монастырской стене.


Калачи пользуются заслуженной популярностью и если припоздниться, то их вам не достанется. Придётся утешаться тем, что на муромском гербе изображено аж 3 калача

Современное состояние и описание

В настоящее время церковь Петра и Февронии является полностью действующей. В ней совершаются богослужения.

Много паломников стекается сюда со всей России и не только, чтобы приложиться к раке с мощами муромских чудотворцев.


Мощи Петра и Февронии Муромских

Сама храмовая постройка находится в центре двора обители. Собор небольшой, но выглядит очень празднично. Его украшают прекрасные кованые кресты, изготовленные лучшими мастерами XVII века. Здание искусно отделано поливными изразцами с замысловатыми орнаментами. Купола возвышаются над целым рядом кокошников, добавляющих изящности церкви.

Храм построен в стиле русского узорочья, что отличает его от других церковных сооружений в городе. В исторических летописях также встречается информация, что в начале XIX века крыша храма была выложена черепицей.

Несмотря на то что церковь действующая, в ней постоянно ведутся работы по восстановлению.

Космо-Дамианский храм

городской округ Королёв, г. Королёв, ул. Станционная, д. 43 1786 год Престольный праздник: бесср. и чудотв. Космы и Дамиана Асийских (14 ноября) Приделы

иконы Божией Матери «Казанская» (21 июля, 4 ноября)

Приписные храмы

  • храм Преображения Господня
  • храм свт. Николая Мирликийского
  • часовня вмч. Пантелеимона
  • часовня прп. Серафима Саровского

В 1786 г. тщанием князя Петра Ивановича Одоевского начал строиться доныне существующий кирпичный храм. В XIX в. в Болшеве появилась вторая, теплая церковь в честь Преображения Господня. Здание этой церкви сохранилось до нашего времени. Обезглавленный храм приспособлен под болшевский поселковый совет. С был 1814 г. к Космодемьянской церкви села Болшева приписана Рождественская церковь, что в селе Костине.

В 1878 г. старостой стал С.Алексеев (отец К.С.Станиславского), полностью отремонтировавший Космодамианский храм.

В храме почиталась икона, написанная в память чудесного спасения императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы. На иконе изображены лики святых покровителей августейшей семьи, а также тех святых, которые празднуются 17 октября. Икона была написана академиком Грибковым и поставлена в отдельном богато вызолоченном иконостасе, с неугасимой серебряной лампадой перед ней (икона эта пропала).

В 1900 г. на пожертвования прихожан и местных фабрикантов-иностранцев, благодаря старанию настоятеля храма отца Николая Георгиевского и церковного старосты С.П.Киричко, соорудили южный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Чертежи исполнил архитектор Д.Шнауберг.

В 19291930 гг. церковь разгромили безбожники, однако потом ее вернули верующим.

Протоиерей Николай Георгиевский и протодьякон Андрей Рубин погибли в лагерях. В 1937 г. в храме святых бессребреников Космы и Дамиана служили священник Александр Русинов и диакон Сергий, а также протодиакон Николай Васильевич Тахтуев. Все они были репресированы в 1940 г. и погибли в лагерях в Коми АССР.

Построенный в 1800 г. храм Преображения Господня в советское время был закрыт и осквернен. В 1970-х гг. внешний облик храма окончательно изменился.

В 2001 г. первый этаж здания Преображенского храма отдали в пользование общине Космодамианской церкви для размещения в нем воскресной школы.

В 1915 г. на территории больницы (ныне поселок Первомайский) фабрики товарищества Рабинек выстроили больничную часовню. В 2001 г. обезображенную часовню восстановили.

Летом 2002 г. началось строительство храма-часовни во имя святителя Николая при муниципальном Доме ветерана и Социально-реабилитационном лечебном в поселке Первомайский. 25 сентября 2002 г. храм освятили.

Чтимой святыней является храмовая икона святых Космы и Дамиана с частицей мощей.

С 1997 г. при храме работает воскресная школа, издается газета «Приходской листок» окормляются близлежащие детский сад, а также несколько школ, есть библиотека.

Историческое прошлое

Еще немного истории о храме во имя святителя Николая Чудотворца в городе Муром. По-другому эту церковь называют «Никола Набережный» или «Никола Мокрый». Эти названия образовались из-за местоположения храма. Он стоит на берегу Оки. Во время высоких паводков окская вода доходит до самых стен храма.

Строилась церковь в 1700-1714 годах на средства московского священника Дмитрия Христофорова. До каменной церкви на этом месте стоял деревянный храм, в котором служил его отец.

Рассказывая о «Николе Мокром», всегда не забывают упомянуть интересную особенность: храм возводили тогда, когда Петр I запретил каменное строительство везде, кроме Петербурга. То есть само появление в Муроме Никольской каменной церкви в ту эпоху было событием исключительным.

В 1714 году был устроен иконостас, в 1715 году написаны святые иконы, в 1716 году был вызолочен иконостас, а в 1717 году храм был освящен по благословению Преосвященного Стефана, митрополита Рязанского.

Этот каменный храм сохранился до настоящего времени в своем первоначальном виде. Он пятиглавый, алтарь с тремя полукруглыми выступами, окна в храме в два света. Его архитектура весьма близка к архитектуре других муромских церквей, построенных в 17 столетии.

В 1803 году к этому храму пристроена трапеза: в ней был устроен престол в честь Сошествия святого Духа на апостолов. Престол освящен в это наименование в память прежде бывшей деревянной церкви в честь Сошествия святого Духа, которая стояла ниже Никольской церкви на берегу реки Оки.

В 1847 году трапеза расширена и в ней устроен другой придел в честь священномученика Власия. Прихожане Никольской церкви прежде занимались торговлей скотом, посему и пожелали устроить храм в честь святого Власия, считающегося покровителем стад.

Святыни Никольского храма

В Николо-Набережной церкви сохранилось немало древних икон. Из них особенно почитается прихожанами икона Святителя Николая Чудотворца. Местными жителями она считается чудотворной

Обращает на себя внимание резные изображения Николая Чудотворца Можайского. Митра на нем серебряная, вызолоченная, украшена стразами, риза серебряная

По ценности украшений обращает на себя внимание икона Знамение Пресвятой Богородицы. Риза на ней серебряная вызолоченная, украшена древними камнями

Церковь была закрыта в 1930-е годы. В 1991 году передана Владимирской епархии. Ныне храм знаменит тем, что в нем покоятся мощи святой праведной Иулиании Лазаревской (или Муромской).

Чтобы наиболее полноценно посмотреть город и его окрестности рекомендую забронировать квартиру, комнату или гостиницу на одну или несколько ночей. Посуточное жилье с лёгкостью можно снять в Муроме на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.

Вот и закончилось наше путешествие по муромской земле. Посетив все запланированные святыни и достопримечательности, можно возвращаться домой. Тем более, что впереди нас ждет загадочный природный гейзер-фонтан, который мы почему-то не смогли найти по пути в Муром. Интересно, а есть ли он вообще? Посмотрим…

Наша самостоятельная поездка во Владимирскую область состоялась 2-4 августа 2013 года. О других достопримечательностях Мурома и его окрестностей можно прочитать здесь. А все места, которые мы посмотрели указаны на карте.

Краткая история

Пожалуй, ни один храм в городе не окутан таким количеством легенд и преданий, как этот. По одной из версий, святыня построена на том месте, где в 1552 году находился царский шатёр, из которого Иван Грозный наблюдал за переправой своих войск через Оку

во время Казанского похода.

Дул сильный ветер, и царь простудился, а по выздоровлении приказал заложить церковь во имя святых братьев Космы и Дамиана — врачевателей-чудотворцев, принявших мученическую кончину в Риме

. Муромская дружина, участвовавшая в штурме Казани, переломила исход сражения. Победа над Казанью ознаменовалась возведением в Муроме сразу нескольких каменных церквей.

Предание гласит, что под Космодемьянским храмом погребены пять муромских воевод, павших в боях за Казань. Согласно другой легенде, Иван Грозный поставил здесь свой шатёр, обдумывая план взятия татарской твердыни. На противоположном берегу Оки стоял неприятельский лагерь, который мешал переправе русских войск. Недалеко от государева шатра располагался Кузнецкий посад.

Два брата-кузнеца — Косма и Дамиан — предложили царю свою помощь. Переодевшись в татарскую одежду, они пробрались во вражеский стан и подожгли ханский лагерь. Воспользовавшись переполохом, русский отряд переправился через реку и разбил вражескую рать.

Косма и Дамиан трагически погибли, а в их честь воздвигли красавицу-церковь. Есть также версия, что на месте Козьмодемьянского храма в 1534 году стояла деревянная церковь во имя Ильи пророка. В 1564 году на средства, пожертвованные муромскими купцами и горожанами, воздвигли новый каменный храм.

Где находятся мощи сегодня

В 1921 году после завершения революции мощи возлюбленных Петра и Февронии были вывезены с города Муром и перенаправлены в краеведческий музей на всеобщее лицезрение. В семидесятых годах святые мощи перевезли в хранилище. В начале девяностых годов святыню вернули Церкви. По стечению обстоятельств в этот период времени в городе Муром на местности одного мужского храма был построен – монастырь Святого Петра. Священнослужители приняли решение разместить святые мощи в этом храме.

В Свято – Троицкий монастырь слабого пола переместили священные мощи Петра и Февронии в 1992 году. Из этого монастыря довольно часто их вывозят по многим городам Российской федерации. В 2012 году в Санкт – Петербурге в монастыре на Васильевском острове были украдены священные мощи.

На сегодняшний день православные люди могут помолится оставшимся священным мощам Петра и Февронии в Свято – Троицком храме слабого пола в городе Муром. Каждый день к останкам святых прибывает огромное количество верующих людей. В московском храме Вознесения Господня находится ещё одна небольшая частичка останков непорочных Петра и Февронии.

Петр и Феврония Муромские

На площади около монастырей установлен Памятник Петру и Февронии Муромским, покровителям любви и брака. О жизни и смерти этих святых, а также истории «Дня семьи, любви и верности», который отмечается 8 июля, мы уже писали в посте «Праздник Петра и Февронии: история и традиции». А вот о том, как их мощи оказались в Свято-Троицком монастыре, следует рассказать отдельно.

Первоначально мощи благоверных князя Петра и княгини Февронии покоились в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, построенного над их мощами царем Иваном Грозным в 1553 году. Мощи святых находились в кипарисовой раке, изготовленной позднее, в 1797 году, в приделе верховных апостолов Петра и Павла. Рядом с собором стояла деревянная церковь благоверных Петра и Февронии, разобранная в конце XVIII века, чтобы освободить место для колокольни. Собор, по описаниям, отличался красотой и богатством.

После революции Богородице-Рождественский собор, как и большинство других церквей в России, был разграблен, часть церковной утвари была перевезена в местный краеведческий музей. Туда же в 1921 году были перевезены и мощи Петра и Февронии и выставлены для всеобщего обозрения. В 1924 году собор был закрыт, а в 1934 году передан военному ведомству. В 1939 году стены собора разобрали, колокольня простояла чуть дольше, т.к. она использовалась в как пожарная каланча. Однако затем была уничтожена и она. Ныне на месте собора — Окский парк.

Муром, собор Рождества Богородицы, фото конца XIX веке (из Википедии)

19 сентября 1992 года мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии были перевезены в Троицкий собор Свято-Троицкого женского монастыря. И сегодня сюда приезжают с молитвами о любви и браке.

Тепло от камня

Иногда гости монастыря случайно убеждаются в том, что плита — непростая. Так, пару лет назад приехала в Муром паломница из Перми, желавшая поклониться мощам Петра и Февронии. Вот только в тот день в Троицком монастыре к раке с реликвией тянулась огромная очередь, выстоять которую она не могла из-за больных суставов. Тогда паломница решила зайти в небольшую Благовещенскую обитель, расположенную неподалёку, и там дождаться, когда схлынет поток посетителей. Однако часы, проведённые на ногах, не прошли для женщины даром, колени её сводило от острой боли. Войдя в притвор Благовещенского храма, паломница по какому-то наитию приблизилась к каменной плите, стоявшей у одной из стен, устало к ней прислонилась и от холодного камня вдруг пошло приятное тепло, которое обволокло колени, прогоняя боль. Через некоторое время паломница почувствовала, как её ноги обрели забытую лёгкость.

Деятельность прихода

Приход опекает несколько заведений, среди которых тюрьмы, колония для несовершеннолетних, городское сообщество инвалидов-колясочников и войсковая часть. Также с 2001 года при монастыре действует пансионат «Надежда», оказывающий помощь детям и людям преклонного возраста.

Божественная литургия в Троицком соборе Мурома

Службы совершаются каждый день. В 6:30 по будням служится Божественная Литургия, вечернее богослужение начинается в 16:00. Панихида и молебен осуществляются, как правило, после Литургии.

По воскресеньям Литургия начинается в 7:00, по её окончании над мощами святых совершается водосвятный молебен.

Утро в монастыре

3 августа, суббота, 2 день. С утра просыпаемся довольно рано. Хочется побывать на утренней службе, да и других планов на сегодняшний день у нас немало.

Так как остановились мы в паломническом центре Спасо-Преображенского монастыря, который расположен на его территории, то утренняя дорога до храма у нас заняла ровно 1 минуту (это вместе со спуском со 2-го этажа нашего корпуса).

Утро выдалось очень туманным. Кресты и купола на дальних храмов скрывались в облаках. Воздух был удивительно тихим и свежим, особенно, после вчерашнего ливня.

Очень тихо было и в храме. Инок спокойным размеренным голосом читал молитвы, несколько прихожан или паломников незаметно стояли вдоль стен. Можно было спокойно помолиться, подойти к иконам.

Князь Петр и девица Феврония

В шестнадцатом столетии была написана великолепная книга «Повесть о Петре и Февронии», в которой автор Еразмом Ермолаем в подробностях описал весь жизненный путь этих двух непорочных людей.

В книги автор рассказывает, что Пётр и Феврония в начале тринадцатого столетия проживали в городе Муром. Брачный союз у них весьма необычный для того времени. Государь Пётр начал управлять Муромом в 1203 году, а через пару лет он захворал проказой. В тот период времени не одному врачу не под силу было излечить это заболевание. От безвыходности Пётр принял решение вознести молитвенные слова к Всевышнему.

Как — то раз государю приснился вещий сон. В нём он поведал, что в городе Ярославль живёт одна девушка по имени Феврония, которая способна излечить эту страшную болезнь. Проснувшись утром Пётр приказал гонцам привезти к нему девушку Февронию.

Приехав в Муром, девушка посмотрела на князя и сказала, что вылечит его только при одном условии. Феврония предложила ему жениться на ней в обмен на излечение. Петр безусловно принял её условие, однако в душе он знал, что его не будет исполнять. Девушка принялась натирать все язвы пчелиным мёдом, но прочитав его мысли она оставила одну язву не смазанную. После этого князь пошёл на поправку. Через время от той язвы, которую Феврония не намазала болезнь снова начала разрастаться. Тогда Пётр понял, что он был не прав, когда не сдержал своего обещания. Князь приказал слугам привезти к нему Февронию и на этот раз он сдержал своё обещание женившись на дочке пасечника.

История постройки

В настоящее время мощи святых почивают в храме Живоначальной Троицы, который относится к Свято-Троицкому женскому монастырю. А начиналось всё с крещения города Мурома князем Константином. В месте под названием Вышнее городище возвели Борисоглебский храм. Спустя пятьсот лет там уже стояла церковь из дерева в честь Святой Троицы. Со временем здание обветшало. В 1642 году купец Тарасий Цветнов способствовал закладке нового каменного храма, который стали именовать также.

Троицкий храм в Свято-Троицком монастыре Мурома

Тарасий Борисович по окончании строительства обратился с прошением к епископу о создании на месте нового прихода женской обители. Для этих целей он отдал собственные земли, выкупил участки у других владельцев и пожаловал ценные вещи для проведения богослужений.

Статьи о святых благоверных князьях Петре и Февронии:

Собор подвергался неоднократной переделке. В 1810 году перестроили Трехсвятительский придел. Второй этаж надстроили в 1885 году. Там расположился храм святого великомученика Пантелеимона.

В годы советской власти монастырь закрыли. И только в 1991 году обитель вновь получила статус действующей и была передана Русской православной церкви.

В 1992 году Троицкий храм обрёл свою главную реликвию — мощи благоверных святых Петра и Февронии.

Это интересно: Храм-на-Крови в Екатеринбурге — знакомим с вопросом

Как добраться

Церковь святых Петра и Февронии, как ещё именуют Троицкий собор, находится в монастырском комплексе Свято-Троицкого монастыря в Муроме, Владимирской области, по адресу: площадь Крестьянина, дом 3-а.

На своём автомобиле удобно подъезжать с ул. Коммунистической. Ориентиром может служить здание городской администрации.

На заметку! В храме особенно людно в День семьи, приходящийся на 8 июля. Приезжает много верующих, чтобы в этот символичный для большинства день попросить у муромских святых заступничества и благополучия.

Поэтому если хочется осмотреть саму церковь и без суеты помолиться у мощей, лучше выбрать обычный день, когда на территории монастыря тихо и спокойно.

Муром. Свято-Троицкий женский монастырь

Деятельность прихода

Приход опекает несколько заведений, среди которых тюрьмы, колония для несовершеннолетних, городское сообщество инвалидов-колясочников и войсковая часть. Также с 2001 года при монастыре действует пансионат «Надежда», оказывающий помощь детям и людям преклонного возраста.


Божественная литургия в Троицком соборе Мурома

Службы совершаются каждый день. В 6:30 по будням служится Божественная Литургия, вечернее богослужение начинается в 16:00. Панихида и молебен осуществляются, как правило, после Литургии.

По воскресеньям Литургия начинается в 7:00, по её окончании над мощами святых совершается водосвятный молебен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: