Церковь спаса преображения на нередице

Советские годы

Во время Великой Отечественной войны Спасо-Преображенский храм оказался в самом эпицентре боевых действий. Огнем вражеской артиллерии церкви и ее фрескам был нанесен необратимый ущерб. Рухнули стены, своды и купол. Уцелели лишь некоторые части здания и незначительные фрагменты древней росписи.

В 1944 году ленинградскими студентами под руководством историка, археолога и автора книг о Великом Новгороде М. Каргера были начаты работы по консервации уцелевших остатков Нередицкой церкви

Осторожно разбирали завалы, буквально по осколкам, собирали остатки разрушенной кладки. Укрепив стены изнутри арматурой, они приступили к возведению сводов и купола

Следующий цикл восстановительных работ был произведен в 1958 году под руководством Г. Штендера. Именно эта реставрация считается наиболее полной и удачной. По сохраненным обмерным чертежам удалось воссоздать храм в своем первоначальном облике и сохранить его оригинальные формы XII века.

Реконструкция была выполнена настолько точно и тщательно, что даже опытный глаз специалиста не сразу может понять, что перед ним, по сути, «новодел». Только войдя внутрь помещения и увидев пустую обмазку с осиротевшими стенами, можно почувствовать всю горечь от утраты уникального интерьера.

История церкви Спаса на Торгу

Храмы на Руси возводились по различным причинам и их строительство финансировалось из разных источников. Часто это были так называемые обетные церкви. И тогда деньги на строительные работы давало лицо, по волей которого храм возводился. Так, например, произошло с Богоявленским собором ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря.

Обетным храмом стала и церковь Спаса на Торгу. Деньги для ее строительства собирали всем миром. И свой вклад в это внесла почти каждая ростовская семья. Работы по возведению церкви были начаты в 1685 году и закончены спустя пять лет, в период, когда ростовским митрополитом был Иона III (Сысоевич).

Но и до каменной церкви место на главной торговой площади Ростова не пустовало. Согласно письменным источникам, деревянные храмы на нем возводились с 1206 года. Конечно, такие строения не могли простоять долго и относительно быстро ветшали. К тому же, сделанные из дерева церкви часто были жертвами типичных для тех времен пожаров. А после разорительного польско-литовского нашествия, произошедшего в начале XVII века, место, где всегда стояла церковь, вообще пустовало около 40 лет.

Когда в середине XVII века в Ростове произошла страшная эпидемия моровой язвы (так тогда называли чуму), горожане приняли на себя обет, если смерти прекратятся, построить новый каменный храм. И в 1654 году они исполнили свое обещание. Однако вновь отстроенный храм пострадал во время опустошительного пожара, приключившегося в городе в 1671 году.

Новый храм, который появился через 19 лет, имел два престола, освященных в честь Всемилостивейшего Спаса и Илии пророка. Он играл в Ростове особую роль. Во время церковных обрядов, проводившихся в главном Успенском соборе, именно сюда в день Вербного Воскресенья, во время празднования входа Иисуса Христа в Иерусалим приводили осла. Поэтому можно предположить, что церковь использовали как значимую часть общего соборного комплекса. К тому же, в те времена она не была отделена от Успенского собора стеной.

В 1839 году Спасский храм сильно пострадал после очередного большого пожара, но был постепенно восстановлен. Фрески оказали закопченными, поэтому в 1840-х годах их вынуждены были подновить клеевыми красками. Правда от этого стенопись утратила свой первоначальный яркий цвет, за исключением свода и верхнего яруса фресок.

В XIX веке Спасский храм ждали и другие переделки. К нему пристроили два теплых придела, а рядом возвели новую высокую колокольню (1860 г.). К началу прошлого века эта приходская церковь с четырьмя престолами была крыта железом, имела две колокольни, каменный дом для священнослужителей и деревянные служебные постройки. Ей принадлежал также остров Левский на озере Неро. А прихожанами храма были более 420 местных жителей обоих полов.

Во времена борьбы советской власти с религией храм закрыли, а старинные фрески частично покрыли побелкой. Без малого шесть десятков лет помещение храма использовалось под городскую библиотеку, старейшую в Ярославской области. Все это не лучшим образом отразилось на сохранности церковного здания и его интерьеров. К тому же в этой части Ростова произошел резкий подъем уровня грунтовых вод. И избыточная влажность повредила качество настенных росписей и основание здания, поставив само его существование под угрозу.

В 1960-70 годы силами специалистов, занимавшихся реставрацией храмов Ростовского кремля, Спасской церкви был отчасти возвращен ее первоначальный облик. Сохранили только теплую пристройку XIX века. А в начале 2000-х годов восстановление храма продолжилось уже на средства, выделенные Всемирным Фондом спасения исторических памятников. И, наконец, весной 2009 года церковь с баланса Ростовского музея передали в ведение Ярославской епархии.

История

О времени основания церкви Спаса на Городу сведений не сохранилось. Известно, что она существовала уже в 1-й половине XIII века при ярославских князьях Василии и Константине, которые пожертвовали в храм пустошь Говорово, под селом Пажей. Это владение, подтверждавшееся грамотами царей Михаила Федоровича (1631) и Алексея Михайловича (1646), числилось за церковью до 1917 года.

Свое наименование на Городу Спасский храм получил от местонахождения — в Земляном городе, на краю городской рыночной площади — общественного и делового центра Ярославля до перестройки города в 1778 году.

Храм в конце XIX века

В «великий пожар» 1658 года церковь сгорела. В 1672 году на её месте на средства ярославского купца Игнатия Кислова построен каменный храм с северным приделом «что под башнею». Он возведён по образцу церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, но с учётом местных особенностей. Главный престол храма был освящён в честь праздника Происхождения честных древ Креста Господня.

С 12 июня по 2 августа 1693 года интерьер храма был расписан фресками. Стенописть была выполнена двадцатью двумя ярославскими мастерами во главе с ведущими знаменщиками Лаврентием Севастьяновым и Фёдором Фёдоровым. В 1694 году на средства другого местного купца, Ивана Кемского, был возведён тёплый южный придел. Туда был перенесён престол во имя Святителя Николая, а северный придел переосвятили во имя архидиакона Стефана. В том же году пролёты северной открытой галереи были заделаны и заменены окнами с пышными наличниками.

В 1807 году кирпичные полы храма перестелили на чугунные, а в 1816 году позакомарное перекрытие храма заменено на четырёхскатное с железной кровлей.

В 1831 году храм был значительно перестроен. Южный придел «переправлен снаружи и покрыт железной кровлей с кумполом и сходами, а внутри сделан накатный потолок и поставлен новый иконостас». У западной галереи разобрали крыльцо и часть стены, вместо них пристроили большой притвор в стиле классицизма с двумя входами. Церковь была заново освящена. В 1858 году стенопись храма была обновлена, а в тёплом Никольском приделе почти полностью выпол­нена вновь масляными красками (поздняя запись была снята в ходе реставрации начала XXI века).

Храм в 1964 году

В 1918 году храм значительно пострадал в результате артиллерийского обстрела города красными интернациональными отрядами. Шатёр над северным приделом был разрушен на одну треть своей высоты. Внутри шеи главы колокольни разорвался снаряд. Сильно повреждены главы главного храма. Стены южного придела имели большие сквозные пробоины. В 1919—1920 и 1925—1926 годах проведены ремонтные и реставрационные работы, которые проводились за счёт средств общины верующих, то есть на добровольных пожертвования прихожан.

В конце 1926 года приход закрыт, а здание церкви передано в ведение местного краеведческого музея. В 1930 году были сняты кресты над главами. 20 марта 1935 года постановлением Президиума ВЦИКа здание храма поставлено на государственную охрану. В 1936 году арендатором церкви стало областное отделение Союзутиля, которое использовало её в качестве складских помещений для утиля, а с 1939 года она арендована Яроблторгом и продолжала служить складом для различных товаров. В храме был полностью уничтожен иконостас, сильно повреждены фрески. В 1960-х годах церковь передана в ведение областного управления культуры. С тех пор и до начала 1990-х годов здесь находился книжный склад.

В 1978—1981 годах храм был отреставрирован силами Ярославской реставрационной мастерской. Полностью восстановлены фасады главного объёма, северного придела и колокольни. Водружены золочёные кресты. Ликвидированы наиболее опасные трещины и выбоины. В 1991—1993 годах проведены повторные ремонтно-восстановительные работы.

Царь-освободитель

Самодержец и реформатор Александр II оставил добрую память в народе как царь-освободитель, отменив в 1861 году в России крепостное право. Освобождение от рабства и гражданские права получили 23 миллиона крестьян.

Преобразования в стране и реформы, проводимые императором, шли непросто. За «виновником» трудностей, императором Александром II, началась охота: на царя было организовано 8 террористических покушений. Последнее – на набережной Екатерининского канала – стало роковым для монарха.

1 марта 1881 года народовольцы взорвали карету возвращающегося домой императора. После взрыва царь не пострадал и вышел из поврежденной кареты посмотреть на тех, кто покушался на его жизнь. В это время никем не замеченный террорист Игнатий Гриневицкий кинул бомбу, оторвавшую царю ноги. Через несколько часов государь скончался.

Во время нападения на императора 17 человек были ранены, двое погибли на месте. Террорист Гриневицкий умер в больнице от ран через несколько часов после смерти Александра II. Организаторов теракта приговорили к смертной казни через повешение.

Строительство храма

Горожане наняли лучших строителей, архитекторов и те не подвели. Церковь Спаса на Ильине улице 1374 года получилась очень красивой. Мастера богато украсили стены фигурными розетками, нишами, боровками, наружными фресками, закладными крестами. Игра света и тени северного солнца сделало храм ещё праздничней.

Элементы декора церкви:

  • фасады поделены лопатками;
  • прясла окаймлены двойными арками;
  • окна дополнены нишами;
  • барабан украшают бегунец и поребрик;
  • на фасадах вычурные узорные кресты.

Освятил новую церковь сам владыка Алексей со всем софийским клиром. Поблагодарив прихожан, многозначительно намекнул, дескать, такой храм и расписать надо бы достойно. Но то ли поиздержались ильинцы, то ли нужных мастеров не нашлось, а только четыре года ждал Спас, пока начнутся внутренние работы.

Ликом — к Городу

Уникальность церкви Спаса на Городу — в обращении главного фасада на север, а не на запад, как обязывает традиция. Лицевым фасадом сделали тот, что обращён к людям, сделали его особенно нарядным и сохранили почти без изменений от XVII века.

Стройный храм — без хозяйственного подклёта, с тремя апсидами и пятью большими куполами, увенчанными золотыми крестами на «яблоках», несмотря на объёмы кажется лёгким и «плывущим».

Талант строителей, позволивших храму «плыть», проявился в выборе особых пропорций церкви: её мощные купола на высоких барабанах высотою равняются основному зданию и «поднимают» всю постройку вверх, к плывущим облакам и небу.

Обойдите церковь — с каждой стороны она открывается новой, где-то — скромной, где-то — печальной, но всегда величественной и живой красавицей.

Адрес: г. Ярославль, ул. Андропова, 1 (ул. Почтовая, 3).

Карта расположения:

Спасо-Преображенский собор

  Церковь Михаила Архангела

Похожие публикации:

Спасо-Преображенский собор

При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь Михаила Архангела

Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле

Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле

Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

Успенский кафедральный собор

Ярославский православный собор Успения Пресвятой Богородицы, или, в обиходной речи, Успенский собор, с XVIII по XX столетия имел статус кафедрального – главного в епархии. Воздвигнутый при слиянии Которосли с Волгой и освященный в 1219 г., он был п…

Поделиться ссылкой:

Первая реставрация и изучение памятника

Возросший во второй половине 19 века интерес к отечественной старине способствовал началу исследовательских и реставрационных работ.

В 1903—1904 годах была проведена первая научная реставрация Спаса на Нередице под руководством архитектора П. П. Покрышкина. При этом был почти полностью восстановлен первоначальный внешний облик храма.

Спас на Нередице.
Акварель Н. Мартынова. 1862 г.

Оригинальный облик нередицкой церкви был искажен, как это часто происходило в течение веков: надстроены стены, расширены окна, сделана четырехскатная кровля и глава луковичной формы вместо шлемовидной, положен новый пол из плит. Переделки верхних частей здания были вызваны, возможно, пожаром 1543 г. Но, несмотря на изменения, сохранность Нередицкого храма по сравнению с другими каменными постройками Новгорода 12-13 вв. была очень хорошей.

Спас на Нередице в 1911 г.(Фотография с сайта novgorodmuseum.ru)

В ходе реставрационных работ было укреплено основание храма и обновлены обветшавшие части стен и барабана, разобрана позднейшая пристройка с западной стороны, восстановлены древние проёмы, открыты 24 древних окна, отреставрирована крыша, а четырехскатная кровля была заменена на первоначальное позакомарное покрытие.

Рядом с церковью тогда стояла небольшая шатровая трехъярусная колокольня постройки 18 века. (Остатки колокольни сейчас скрыты деревянным коробом.)

После реставрации Николай Рерих, как будто предчувствуя что-то, писал, обращаясь к художникам: “Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец её. Запечатлейте чудесные обломки прошлого для будущих зданий жизни”.

Прекрасное представление о первоначальной системе Спасо–Нередицкой росписи позволяют составить акварели художника Л. М. Браиловского, исполненные в 1904-1908 гг.

В 1910 году была организована специальная экспедиция Санкт–Петербургского университета и Русского Археологического общества, посвященная изучению и фотографированию фресок.

После 1918 года начинается систематическое копирование фресковых росписей Спаса на Нередице

Большое внимание уделялось поддержанию сохранности росписей

В 1920-х гг. при Российском институте истории искусств была организована копировальная мастерская древнерусской живописи, и в 1925 году сотрудниками и слушателями института были исполнены лучшие копии с нередицких фресок. Их отличительная особенность – точное следование оригиналу в передаче пропорций, цветовых сочетаний, фактуры и манеры живописи древнерусских мастеров.

Церковь Спаса на Нередице сегодня

Сегодняшние фрески храма ассоциируется со старинной работой новгородских мастеров-живописцев. При входе создаётся ощущение скорби, чему способствуют особенности новгородского зодчества, выраженные в массивных столбах и толстых слегка неровных стенах из плитняка. Яркость фресок, которые по направлению к куполу становятся более светлыми, улучшает восприятие, церковь кажется менее мрачной.

В 1992 году Спас на Нередице был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторических памятников Великого Новгорода. Внутри храма сохранилось немного оригинальных фресок, несмотря на разрушение стен. Остатки руин дополнились обновлённым строением, старинную роспись отреставрировали, оставив без изменений изначальный декор.

При посещении Спаса на Нередице желательно обратить особое внимание на апсидную часть церкви — именно на ней сохранились небольшие фрагменты оригинальной росписи. В меньшем количестве уникальные фрески XII века остались в нижней части западной и южной стен храма

Где конкретно находятся фрагменты оригинальной росписи, можно узнать у экскурсовода, самостоятельно отличить новые рисунки от старых не получится.

1319

В Спасский монастырь переносят тело великого князя Михаила Тверского, погибшего в Орде. По истечении 10 месяцев мощи увозят в Тверь. Это первое упоминание Спасского (или Спасопреображенского) монастыря, и на тот момент он был женским.

А история с Михаилом Тверским такая. Его племянник, московский князь Юрий Данилович, обвинил дядю в гибели своей жены Кончаки-Агафьи, сестры ордынского хана Узбека. Это он сделал из зависти, чтобы отобрать не полагающийся ему по закону ярлык на великое княжение. Михаила и Юрия вызвали в Орду, где Михаил Тверской умер под пытками. Ему предлагали сбежать, но он отказался, чтобы не подставлять свой народ.

Юрий же получил ярлык, захватил Можайск и Коломну, однако в итоге был убит в Орде сыном князя Михаила, Дмитрием Грозные Очи, которого самого казнили потом за самоуправство. Временное пребывание останков Михаила Тверского в Спасском монастыре на дворе его убийцы Юрия Даниловича — это, пожалуй, довольно циничный ход.

Архитектурные особенности

Первоначальным архитектором собора стал Константин Андреевич Тон, придерживающийся «русско-византийского стиля» храмового зодчества. Николай I благоволил известному архитектору и, кроме Храма Христа Спасителя, одним из его знаменитых творений стал Большой Кремлевский дворец. Именно поэтому при воссоздании храма было принято решение в точности воспроизвести труд Константина Тона. В воссоздании живописи храма приняли участие более 400 величайших художников современности. Общая площадь росписей составила более 22 тысяч квадратных метров.

Трапезные Храма Христа Спасителя устроены таким образом, что могут использоваться, как по отдельности, так и вместе, соединяясь в одну большую трапезную в особые дни.

Зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя изначально был предназначен для поместных и архиерейских Соборов, здесь проводятся и значимые светские мероприятия.

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Фресковые росписи

Через год после освящения, в 1199 году, стены храма были полностью расписаны фресками.

Фресковые росписи Спаса на Нередице занимали всю поверхность стен, от пола и до верхней части сводов и купола. Это был целостный по своей композиции фресковый цикл. Живописный ансамбль был тщательно продуман до мельчайших деталей и исполнен с высоким профессионализмом.

Храм был расписан группой живописцев, и, при всём разнообразии индивидуальных манер живописи, фресковый ансамбль обладал художественным единством и ярким своеобразием, что говорит о принадлежности всех мастеров к местной новгородской культуре.

Фрески были исполнены в широкой размашистой манере, а образный строй отличается почти эпической масштабностью и жизненностью. Фигуры выглядят крепкими, живыми, а ликам присуща открытость и непосредственность — это те черты, которые, вероятно, были свойственны самим новгородцам. Мастера старались воплотить в нередицких фресках своё представление о Царстве небесном, где преобладают глубокие искренние чувства, переданные здесь прямолинейно и предельно выразительно, где господствуют чистые и яркие цвета.

Роспись была призвана запечатлеть память об умерших княжичах и чувство глубокой веры во всеобщее грядущее воскресение и вечную жизнь. Этим чувством озарены лики и святых, и обычных людей на фресках. Эта вера несла утешение скорбящим по сыновьям князю и его супруге.

Полезная информация

Все тайны, связанные с храмом, каждый турист может попробовать расшифровать самостоятельно. Для этого нужно просто приехать в Петербург. Здание находится по адресу: Наб. канала Грибоедова 2Б, корпус А. В храме Спаса на Крови верующие люди могут попасть на православную службу. В соборе есть свой приход. Расписание богослужений постоянно обновляется на сайте церкви.

Любители памятников искусства оценят красоту собора, записавшись на экскурсию. Предлагаются разные темы. Туристы узнают об архитектуре церкви, ее мозаике и сюжетах изображений. Режим работы предусматривает даже вечерние экскурсии в летний период. В среду музей не работает. Цены на билеты колеблются в пределах от 50 до 250 рублей. Желающим сделать фото или видео разрешают пользоваться аппаратурой без штатива и подсветки.

Запечатлеть неподвластную времени красоту захочется многим посетителям. По мнению британского портала Vouchercloud, храм Воскресения Христова – самый известный туристический объект России. Но ни фотографии, ни описание здания не смогут передать всю красоту собора. Храм откроется тем, кто познакомится с ним лично.

1378

Дмитрий Донской назначает архимандрита Спасского монастыря, своего духовника и хранителя печати Михаила-Митяя московским митрополитом. История такая…

После смерти митрополита Алексия, святителя московского, встал вопрос о его приемнике. Константинопольский патриархат назначил главой Русской церкви митрополита Киприана, преподобный Сергий Радонежский отказался от сана и рекомендовал суздальского епископа Дионисия, а сам Дмитрий Донской, вопреки возражениям, назначил митрополитом Михаила-Митяя, который еще недавно был мирянином и не прошел длительного послушания.

Митрополит Михаил вынужден был отправиться в Константинополь для официального утверждения своего сана. Епископ Дионисий решил опередить его, но был взят под стражу великим князем. Тогда он пообещал никуда не ехать, если его освободят, и за него поручился Сергий Радонежский. Однако непоседливый Дионисий подвел преподобного: как вышел на волю, так сразу сел и поехал.

Но вышло так, что митрополит Михаил в дороге погиб:

Никоновская летопись

После этого начинается полный бардак. Свита усопшего митрополита Михаила в ходе ожесточенных дебатов прямо на корабле выбирает из своей среды митрополита Пимена. Составляются фальшивые грамоты для константинопольского патриарха, который, однако, действительно утверждает в сане Пимена, а Киприана назначает митрополитом Литвы и Малороссии.

Дмитрий Донской критически отнесся к такому повороту событий. На подъезде к Коломне митрополит Пимен был арестован и сослан в Чухлому. В течение года обязанности главы Русской церкви исполняет Киприан, хотя константинопольский патриарх бомбардирует великого князя письмами в поддержку Пимена.

В итоге Дмитрий Донской ссорится с Киприаном, возвращает Пимена, однако быстро заменяет его на Дионисия. Патриарх по просьбе князя утверждает Дионисия, а Пимена судят церковным судом и лишают сана, что не мешает ему еще несколько лет в явочном порядке пользоваться митрополичьими привилегиями. Когда Дмитрий Донской прознал об этом, Пимен тайно поехал в Константинополь, однако на Черном море его захватывают разгневанные кредиторы. С трудом откупившись от них, Пимен освобождается и в итоге умирает в Халкидоне.

О дальнейшем ходе интриг мы расскажем как-нибудь отдельно в нашем паблике, а не в статье о церкви Спаса на Бору.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: