Города и страны
Европа
Париж, достопримечательностиУлицы ПарижаСтрасбург, ФранцияЛурд, ФранцияКольмар, ФранцияНормандия, ФранцияТрувиль, ДовильАнси, Французские АльпыШамони, Французские Альпы
Кельн, ГерманияФрайбург, ГерманияОффенбург, ГерманияВупперталь, ГерманияГельзенкирхен, ГерманияХаттинген, ГерманияМюнстер, Германия
Венеция, ИталияСтреза, ИталияВерона, Италия
Жирона, ИспанияКадакес, ИспанияПорт Льигат, Музей Сальвадора ДалиФигерас, Музей Сальвадора ДалиТенерифе, Канарские острова, ИспанияЛансароте, Канарские острова, ИспанияГран Канария, Канарские острова, Испания
Хорватия, ИстрияВенло, НидерландыБратислава, СловакияПарки городов России и мираГибралтар Великобритания
Ближний и Дальний Восток
Китай туристическийИерусалим, ИзраильМертвое море, ИзраильЭйн-Бокек, ИзраильЭйлат, ИзраильЕгипет, Марса АламЛечение в ИзраилеПетра, Иордания
Россия
Александров, Александровская СлободаКалининград — КенигсбергБалтийск — ПиллауКуршская косаСветлогорскСочиКисловодскТроице-Сергиева ЛавраВеликий НовгородПереславль-ЗалесскийРостов ВеликийЯрославльСочиРоза ХуторСириус СочиПросторы России
Улицы Москвы
Берсеневка — Золотой Остров»
Кузнецкий мост
Варварка
Никольская улица
Никольская пешеходная
Остоженка
Маросейка — Покровка
Поварская улица
Солянка улица
Воздвиженка
Театральный проезд
Камергерский переулок
Арбатская площадь
Арбат Старый
Площадь Яузские Ворота
Елохово
Площадь Европы
Лермонтовская площадь
Карачарово, Москва
Проспект Академика Сахарова
Матросская тишина, СИЗО-1
Вилюйская ул., СИЗО-4
Изумрудная улица
Старообрядческая улица
Школьная улица
Музеи Москвы
Развлекательные центры
Туристическая полиция в Москве
История Авраамиева Богоявленского монастыря
Основателем монастыря считают ростовского святителя преподобного Авраамия. Предание о создании обители описано в Житии этого святого. Там сказано, что на берегу Неро издавна стоял каменный идол, посвященный языческому богу Велесу. Местные жители почитали его как помощника в сельскохозяйственных работах, а также как бога мудрости и обрядовых песнопений. Согласно христианскому тексту, явившийся Авраамию Апостол Богослов вручил ему жезл, увенчанный крестом, с помощью которого и был сокрушен языческий идол. А на его месте построили деревянный храм в честь Апостола Богослова, и вокруг него стала собираться братия.
Авраамиев Богоявленский монастырь с высоты птичьего полёта
Позже Авраамия посвятили в сан архимандрита устроенной им мужской монашеской обители. Преподобный Авраамий был очень почитаем верующими как проповедник, прожил долгую жизнь и был погребен в Богоявленском храме. В XV веке он был канонизирован православной церковью.
Мужская обитель выполняла двоякую функцию. Она была центром распространения христианской веры среди местного языческого населения и одновременно играла роль крепости, защищая подходы к Ростову. Примечательно, что в середине XVI века, перед военным походом на Казань монастырь посетил царь Иван Грозный. Он увидел жезл Авраамия и взял его с собой на поле битвы, оставив крест в обители. После победы над татарами царь выделил средства для строительства нового кирпичного Богоявленского собора, посвященного взятию Казани, а позже переслал в дар возведенному храму ценные книги и иконы.
Вид Авраамиева Богоявленского монастыря с озера Неро
Во время польско-литовского нашествия, которое произошло в начале XVII века, монастырь, как и весь Ростов, сильно пострадал. И почти полвека обитель восстанавливалась и собирала средства на новое каменное строительство. Известно, что значительные денежные вклады для ремонта монастыря были сделаны царем Федором Михайловичем и членами его семьи.
В середине XVIII века после канонизации Дмитрия Ростовского в городе возвысился Спасо-Яковлевский монастырь. А выстроенный на окраине Авраамиев отошел на второй план, хотя его продолжали навещать члены царской семьи. Здесь бывали также Иоанн Кронштадтский и патриарх Тихон.
Слева направо: Собор Богоявления Господня, церковь Николая Чудотворца
В 1914 году закончилась многовековая история мужского монастыря. Немногих оставшихся монахов переселили с Спасо-Яковлевскую обитель. А территорию передали монашкам Ефросиниевого Полоцкого монастыря и Витебскому епархиальному училищу, перевезенным из Белоруссии. Но они пробыли на территории обители недолго.
С наступлением советской власти началась череда гонений на монастырь. В 1918 году у монашек отобрали весь сельскохозяйственный инвентарь. Потом была изъята вся ценная богослужебная утварь, а часть монашеских келий стали использовать под служебное жилье. В июле 1929 года окончательно запретили проводить церковные службы, разобрали монастырскую ограду и снесли некрополь. Мощи преподобного Авраамия переместили в местный музей. Оставшиеся насельники подверглись арестам и репрессиям. Богоявленский храм использовали под зерновой склад. Введенскую церковь – для детского сада, санатория и вытрезвителя. А трапезную настоятельского корпуса – под разнообразные жилищные конторы Ростова.
Собор Богоявления Господня Авраамиева Богоявленского монастыря
Передача монастырских строений церкви произошла в 1994 году. К этому времени большинство из них находилось в плачевном состоянии. И потребовалось много сил и времени для восстановления храмов и территории. Активные реставрационные работы в монастыре ведутся и в настоящее время.
Настоятели
- прп. Авраамий Ростовский
- Дионисий (упом. 1238)
- свт. Игнатий (? — 19 сентября 1262)
- Стефан (упом. 1288)
- Григорий Пельшемский (нач. XV века)
- Корнилий (упом. 1546)
- Иоаким (упом. 1552)
- Иона (упом. 1563 — 1564)
- Феодорит (упом. 1571)
- Иосиф (упом. 1589)
- Феодосий (упом. 1598)
- Иосиф (упом. 1613 — 1618)
- Симон (упом. 1629- упом. 1633)
- Пимен (упом. 1636)
- Гермоген (? — 1640)
- Иона (Сысоевич) (упом. февр. 1646 — 22 августа 1652)
- Варлаам (24 декабря 1652 — ?)
- Дионисий (упом. 1655 — упом. 1667)
- Антоний (упом. 1668)
- Нифонт (упом. 1677)
- Герасим (1680 — 1688)
- Иоасаф (упом. 1701)
- Адриан (1706 — 1723)
- Гавриил (1727 — 1742)
- Георгий (18 июля 1742 — 1743)
- Иосиф (3 сентября 1743 — 27 марта 1775)
- Авраамий (Флоринский) (27 марта 1775 — 9 февраля 1786)
- Ювеналий (Смирнов) (18 мая 1786 — 16 мая 1793)
- Никон (10 мая 1798 — 30 ноября 1799)
- Иоасаф (Сретенский) (1 марта 1800 — 24 октября 1808)
- Неофит (Докучаев-Платонов) (6 февраль 1820 — 15 августа 1821)
- Нафанаил (Павловский) (26 июля 1821 — 1830)
- Макарий (Зимин) (9 октября 1830 — 9 апреля 1836)
- Николай (Доброхотов) (9 апреля 1836 — ?)
- Афанасий (Дроздов) (24 апреля 1841 — 8 августа 1842)
- Иоасаф (Покровский) (21 сентября 1842 — 24 августа 1844)
- Софония (Сокольский) (август 1844 — 1847)
- Иоанникий (Горский) (29 июня 1847 — 3 февраля 1850)
- Никодим (Казанцев) (3 апреля 1850 — 1854)
- Антоний (Радонежский) (6 мая 1854 — 15 июня 1858)
- Иустин (Охотин) (26 мая 1858 — 6 августа 1871)
- Нафанаил (Леандров) (1873 — 1878)
- Феодосий (Рождественский) (23 августа 1878 — 31 марта 1881)
- …
- Николай (Воскобойников) (1912 — ?)
Как добраться до Авраамиева Богоявленского монастыря
Обитель расположена по адресу: улица Желябовская, 32. Это место находится с северо-востока от Ростовского кремля, в районе Петровской Слободы.
На автомобиле. В Ростов ведет федеральная автотрасса М8, связывающая Москву и Архангельск. От столицы до города — 220 км, а от Ярославля – 55 км. Доехав до ж/д вокзала, нужно свернуть к городскому центру. Отсюда, следуя по улице Луначарского, не доезжая Ростовского кремля, по улицам Окружной, Бабеля и Рабочей можно подъехать к территории монастыря. Перед входом в обитель расположена небольшая парковка на 10-15 машин.
Настоятельский корпус Авраамиева Богоявленского монастыря
Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. А из центра Ростова к монастырю можно подъехать на рейсовых автобусах или маршрутках.
Рейтинг достопримечательности:
← РОСТОВ-ВЕЛИКИЙ | РОССИЯ → |
Ростов Великий достопримечательности
Богоявленский соборБогоявленский Авраамиев монастырь — один из древнейших монастырей России. Основан в 1080 в период создания древних обителей Киева и Великого Новгорода преподобным Авраамием Ростовским на месте поклонения языческому идолу Beлесу.
В 1553 году по повелению царя Ивана Грозного первый деревянный Богоявленский храм был перестроен в камне и расписан. Богоявленский собор — одно из высших достижений ростовской школы зодчества XV-XVI веков.
Ансамбль монастыря также включает: надвратный храм Николая Чудотворца (1690-е годы), церковь Введения с трапезной, братский и настоятельский корпуса, трапезную, башни, парк. С возведения Введенского храма архимандритом Ионой Сысоевичем в 1650 году началось возрождение каменного строительства в Ростове после смуты начала XVI века.
1918 году была проведена национализация церковного имущества. Здания монастыря использовались под жилье рабочих фабрики «Рольма», для детских яслей, склада зерна, медвытрезвителя, стены монастыря разбираются местными жителями и организациями на различные нужды.
С 3 марта 1926 г. все постройки Авраамиева монастыря передаются Ростовскому музею.
К концу XX века постройки монастыря оказались разорены и нуждаются в значительном ремонте.
В декабре 2003 года по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии был возрожден.
Надвратная церковь Николая Мирликийского (Никольская)
озеро Неро
Архитектурные памятники на территории монастыря
До середины XVI века все монастырские строения были сделаны из дерева. Первый каменный храм – Богоявленский собор сохранился до наших дней. Он ровесник знаменитого храма Василия Блаженного, который находится на Красной площади Московского кремля, и построен в 1553-1554 годах.
Купола собора Богоявления Господня
Собор получился поистине величественным. Высокое четырехстолпное квадратное в плане основание увенчано пятью главами. С южной стороны здание значительно расширено пристроенной галереей, в углу которой возведена стройная шатровая колокольня. Храм с тремя абсидами стоит на высоком подклете. Все строение не имеет строгой симметрии, но выглядит очень гармонично и живописно. Здание собора многократно перестраивалось. Исследователи считают, что его колокольню и барабаны, поддерживающие главки со временем надстроили. Кроме того, сложное подзакомарное перекрытие крыши было заменено на более практичное четырехскатное.
В соборе освящены три предела. С архитектурной точки зрения наиболее красив восточный, посвященный основателю монастыря, преподобному Авраамию. Этот придел венчает живописный шатер.
Монастырское кладбище Авраамиева Богоявленского монастыря
Второе каменное строение, сохранившееся в монастыре, – Введенская церковь. Она появилась здесь в 1769 году, когда обитель оправилась наконец от разорения, принесенного Смутными временами. Это произошло во время настоятеля монастыря Ионы, который впоследствии стал ростовским митрополитом Ионой III. В новом однокупольном храме обустроили два прихода. Один из них посвятили Введению во храм Пресвятой Богородицы, а другой – соловецким чудотворцам Зосиме и Савватию. Храм построили из крупного кирпича в классическом стиле и покрыли восьмискатной кровлей. Под его алтарной частью сохранилось место, где был погребен отец митрополита Ионы III схимонах Сысой. Первоначально из Введенской церкви по переходу можно было попасть в Богоявленский собор. Но со временем этот переход разобрали.
В 80-е годы XVII века в обители появилась новый каменный надвратный Никольский храм с двумя башнями по краям. Его возвели над западным входом в монастырь на средства, выделенные боярами Мещериновыми. Спустя время, после пожара, произошедшего в 1730 году, и удара молнии в 1826 году церковь значительно перестроили. Руководил этими работами известный ярославский зодчий Петр Яковлевич Паньков, превративший церковь в храм-колокольню. И сегодня мы видим Никольскую церковь значительно измененной и отличной от первоначальной задумки архитекторов, за исключением сохраненного декоративного убранства фасада. Сейчас в церкви находится рака с мощами преподобного Авраамия.
Церковь Николая Чудотворца Авраамиева Богоявленского монастыря
До наших дней дошло также здание настоятельского корпуса, построенного в 1837 году, и невысокая, в один этаж, трапезная, которую возвели в 1892 году. А от старой монастырской каменной ограды не осталось и следов. Сейчас вместо нее вокруг территории установлена металлическая решетка.
Из несохранившихся архитектурных памятников нужно отметить также часовню, построенную в конце XVIII века на средства городского головы купца Н.А. Хлебникова. Часовня была разобрана в 1930 году. Она стояла над местами погребений почитаемых в Ростове старца Пимена и юродивого Стахия (Афанасия). По дошедшему до нас преданию, поводом для возведения часовни было исцеление Хлебникова от сильной головной боли, благодаря молитвам Пимена.
История
Предание об основании монастыря содержится в Житии Авраамия
Ростовского. Согласно преданию, на этом месте некогда стоял
каменный идол Велеса, которому поклонялись древние жители этих
мест. Он был разрушен благодаря апостолу Иоанну Богослову, который
явился сюда после молитвы отшельника Авраамия и дал ему жезл: им и
был сокрушён идол. На месте поверженной языческой святыни отшельник
построил храм и основал монастырь.
Ксения Кабанова @ Foursquare
В исторической науке вопрос о времени и обстоятельствах
основания монастыря считается спорным. Е. Е. Голубинский
и А. П. Кадлубовский отказываются считать Авраамия
основателем обители (которая впервые упоминается в Лаврентьевской
летописи под 1261 годом) и рассматривают его как церковного деятеля
XIV века (а временем написания первоначальной редакции жития
большинство учёных признаёт XV век).
Nabi Korkmaz @ Foursquare
Жезл Авраамия долгое время хранился в монастыре. Перед походом
на
Казань царь Иоанн Грозный совершил паломничество в монастырь и
взял отсюда желз Авраамия. После взятия Казани царь в
1553—1555 годах построил в монастыре собор во имя Богоявления
Господня — один из наиболее ранних памятников обетного
строительства, предпринятого Иоанном IV по взятии Казани (1552);
также один из первых многопрестольных храмов средины XVI века, в
которых программа посвящений получает выражение в устройстве
придельных церквей.
В смутное время монастырь был разграблен поляками. В середине
XVII века при архимандрите Ионе возведены каменные Введенская
(1650) и надвратная Никольская (конец XVII века) церкви.
Лёлечка @ Foursquare
В 1914 году на территорию обители были временно переведены
Евфросиниев полоцкий женский монастырь, Витебское епархиальное
училище; насельники же переселились в ростовский
Спасо-Яковлевский монастырь.
C @ Foursquare
В 1923 году в монастыре верующие окрестных слобод организовали
религиозную общину, первым настоятелем которой стал архимандрит
Неофит (Коробов). 3 марта 1926 года здания монастыря были
официально переданы Ростовскому музею древностей, однако община
продолжала существовать до 16 июля 1929, когда постановлением
Президиума ВЦИК она была ликвидирована. После её закрытия
духовенство, окормлявшее членов общины, перешло служить в
Успенский собор Ростова.
Фото и описание
Богоявленский Авраамиев монастырь – один из наиболее древних в Ростове
Великом. Монастырь располагается на берегу озера Неро. Монастырь был основан в
конце 11 – начале 12 вв. Авраамием Ростовским, который поселился на берегу
озера, около языческого капища, где стоял идол Велеса. По легенде, преподобный
Авраамий, который хотел сокрушить идола, после видения ему отправился в
Царьград. Отойдя от Ростова, рядом с переправой у Ишни он встретил Иоанна
Богослова, вручившего ему чудесный посох. Посохом этим Авраамий и сокрушил
идола, а на Ишне построил церковь в честь Иоанна Богослова. На месте же
языческого капища, где он разрушил идола, Авраамий основал Богоявленский храм.
К преподобному сразу пошли верующие, которые хотели остаться рядом с ним; так
на берегу озера Неро появился мужской монастырь, просуществовавший на протяжении
многих столетий до 1915 г. В 15 в. Авраамия Ростовского канонизировали, хотя его
мощи почитались еще с конца 12 в.
До 16 в. монастырские постройки были деревянными. Лишь в 1553 г. по
распоряжению Ивана Грозного был построен монументальный с несколькими приделами
собор Богоявления Господня, который является ровесником московского храма
Василия Блаженного. Храм в монастыре был построен также в честь взятия Казани
русским войском
Внимание, проявленное царем к Авраамиеву монастырю, не
случайно. По монастырской летописи царь, отправляясь на Казань, взял в поход
святыню монастыря − посох Иоанна Богослова, который хранился здесь вместе с
мощами Авраамия
Существует версия, которая не подтверждена историческими
документами, о том, что для строительства храма Иван Грозный присылал мастера
Андрея Малóго.
Богоявленский собор представляет собой четырехстолпное высокое здание,
которое увенчано пятью главами. Оно стоит на высоком подклете, расширено
галереей с юга, как многие ярославские храмы. Ярославская архитектурная манера
проявилась также в том, что в юго-западной части галереи установлена колокольня,
а восточную часть завершает придел.
В храме имеется три придела, которые посвящены Иоанну Богослову, Авраамию
Ростовскому, Иоанну Предтече. Особенно выделяется юго-восточный придел в честь
Авраамия Ростовского, который венчает красивый шатер. В приделе – мощи св.
Авраамия, с его крестом от чудесного жезла и шапкой архимандрита.
Собор не раз перестраивался, надстраивалась колокольня и, очевидно, были
сделаны выше барабаны. Фигурное позакомарное покрытие, которое придавало собору
устремленность ввысь, было заменено на простое четырехскатное. Но это не
помешало собору сохранить прежнюю грандиозным и величественность.
Когда игуменом монастыря был будущий ростовский митрополит Иона Сысоевич, в
монастыре построили вторую каменную церковь − Введенскую. Она относится к 1650
г.. Это обычная классическая трапезная монастырская церковь, в плане –
четырехугольная, с одной главой и восьмискатным покрытием, построена она из
большемерного кирпича. Скорее всего, изначально она соединялась с Богоявленским
собором переходом-галереей. который позднее был разобран. В подклете этого храма
сохранилось захоронение схимонаха Сысоя, отца Ионы.
В 1691 г. на пожертвованные боярами Мещериновыми средства построили
надвратную церковь в честь святителя Николая. В середине 19 в. эта церковь была
сильно перестроена.
На территории монастыря до настоящего времени также сохранились
настоятельский корпус и трапезная палата 1892 г. Ограда монастыря почти не
сохранилась, которая была возведена в 18 в.
В советское время была разрушена часовня над могилой старца Пимена. По
преданию, Пимен был подвижником и затворником, он не снимал вериг до конца
жизни. Своими молитвами он исцелил купца Хлебникова от мигрени, а тот в
благодарность после смерти старца построил над его могилой часовню. В обители
сохранялись вериги старца, весящие около 25 кг, и гири. Некоторые богомольцы,
возложив на себя эти вериги, три раза обходили часовню Пимена.
Монастырь в разное время посещали члены царской семьи, будущий Патриарх
Тихон, Иоанн Кронштадский.
В 1915 г. сократившуюся братию перевели в Спасо-Яковлевский монастырь, а в
здания обители въехали сестры из белорусского Полоцкого монастыря, привезшие с
собой мощи игуменьи Евфросинии, основательницы своей обители. Несколько позже
монахини снова вернулись в Полоцк.
В советские времена из монастыря были изъяты ценности, часть келий была
занята рабочими квартирами. В 1929 г. богослужения в монастырских храмах были
запрещены, мощи Авраамия были перенесены в музей. Многих монахов арестовали и
репрессировали. Богоявленский собор был отдан под склад зерна, во Введенском
храме разместился сначала детский сад, затем – санаторий, а потом −
вытрезвитель.
Использованные материалы
-
Баталов А. Л. Авраамиев Ростовский монастырь // Православная энциклопедия, М., 2000, сс. 163-165
- Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин, Москва, 1908, с. 925 — 926
- Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви, СПб., 1877, сс. 339-341
РФ ГАЯО. Ф. Р-148. Оп. 1. № 41. Л. 2-4
РФ ГАЯО. Ф. Р-6. Оп. 1. № 53. Л. 63
Денисов Л.И. Указ. соч., с. 926
Уволен на покой
Уволен на покой. Скончался 21 мая 1776 года
Переведен из Толгского монастыря, скончался 30 ноября 1799
У Строева — Антоний Рождоственский
Определение Священного Синода от 2004.03.26 // ЖМП, 2004, № 4
Литература
- Иустин (Охотин), архим. Описание ростовского Богоявленского Авраамиева мужского второклассного монастыря Ярославской епархии. Ярославль, 1862
- Титов А. А. Ростовский Богоявленский Авраамиев мужской монастырь Ярославской епархии. Серг. П., 1894
- Орешников А. В. Шитый покров на мощи св. Авраамия Ростовского, находящийся во Флоренции // Археологические известия и заметки ИМАО. М., 1894. Т. 2. С. 44-47
- Баниге В. С., Милорадович А. Н. Памятник Казанской победы в Ростове (Богоявленский собор Авраамиева монастыря XVI века) // КСИА. Л., 1974. Вып. 139. С. 118-126
- Баталов А. Л. Богоявленский собор ростовского Авраамиева монастыря и многопридельные храмы Северо-Восточной Руси второй половины XVI в. // История и культура Ростовской земли: Тез. докл. науч. конф. Ростов, 1991. С. 21-23
- Баталов А. Л. Идея многопрестольности в московском каменном зодчестве середины — второй половины XVI в. // Русское искусство позднего средневековья: Образ и смысл: Сб. М., 1993. С. 103-141
- Мельник А. Г. К вопросу о первоначальном облике Богоявленского собора ростовского Авраамиева монастыря // История и культура Ростовской земли. Ростов, 1992. С. 174-198
- Мельник А. Г. Первоначальный интерьер Богоявленского собора ростовского Авраамиева монастыря // Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1992. Вып. 2. С. 71-79
- Пуцко В. Г. Крест прп. Авраамия Ростовского // История и культура Ростовской земли, 1994. Ростов, 1995. С. 96-104
- Вахрина А. П. Шитые надгробные покровы Авраамия Ростовского // Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1995. Вып. 8. С. 113-128
- Третьякова А. Крест Авраамия Ростовского // Пластические искусства: Исслед. молодых: Сб. М., 1997. С. 153-163.