Ростов великий: троице-сергиев варницкий монастырь

Святыни

«Вратарница», обладающая чудодейственной силой, остается главной святыней монастыря, к ней постоянно приходят поклониться паломники.

Каждую среду на вечернем служении воздается хвала святому образу, Царице Небесной, Заступнице обители и города.

Список чудотворной Иверской иконы Божией Матери

В верхней церкви находится плащаница Пречистой Божьей Матери с частицами ее гробницы, святой образ Николая Угодника с миром, привезенным с итальянского города Бари, и ковчежец с частицами святых останков прп. Оптинских старцев.

Нижняя церковь Димитрия Ростовского обладает несколькими иконами, имеющими частицы святых мощей:

  • Димитрия;
  • Тихона Задонского;
  • старцев Киево-Печерской лавры;
  • святого Мелетия Харьковского.

На заметку! Здесь же можно помолиться у святого образа Матронушки Московской.

Случайная неслучайная встреча

И однажды случилось чудо. Когда мальчик пас лошадей, он увидел человека в чёрном одеянии. Сквозь горючие слёзы попросил он неизвестного помолиться за него. Этот момент отражен в картине художника Михаила Нестерова «Святое видение отроку Варфоломею».

Когда мальчику было лет 15, его семья совсем обеднела. И чтобы спасти всех от голода и нужды отец вынужденно решил переехать в Радонеж. После смерти родителей, Варфоломей принял монашеский постриг и стал монахом Сергием. В глухом лесу, на берегу речки Кончуры основал он церковь в честь Святой Троицы. Постепенно число иноков в ней росло, и сейчас это — Троице-Сергиева лавра.

Кроме неё Сергий Радонежский построил ещё большое количество храмов, у него было много учеников и сподвижников. До сих пор известны несколько великих монастырей, основанных преподобным или по его благословению. Например, Высоцкий монастырь в Серпухове, расположенный недалеко от Москвы.

Много хорошего и полезного сделал он для Руси, о многих чудесах, которые он совершил в своей жизни, нам известно. Так, перед Куликовской битвой Дмитрий Донской пришёл к монаху Сергию за советом и благословением. И кроме добрых слов напутствия, получил ещё и предсказание о победоносном возвращении домой русского войска.

Одно из чудес святого — воскрешение маленького мальчика. Отец на руках принёс его святому с просьбой об исцелении сына. Но не успел он даже договорить, как мальчик умер. Со слезами пошёл безутешный отец готовить маленький гроб. Но в это время Сергий Радонежский горячо стал молиться Господу, и вернувшийся отец увидел живого и здорового сына.

Умер настоятель в конце сентября 1392 года. Нетленные мощи его сейчас находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Множество икон написано в его честь, множество храмов носят его имя. Только в Москве их около 70! Возвышаются они не только в городах России, но и за рубежом: в ЮАР, в Черногории и других странах.

Современная жизнь

Освящение единственного в Ростовском крае женского монастыря стало толчком к открытию приходов и построению храмов.

Молитва является основой жизни насельниц обители, число которых в настоящее время 35. Они с утра до вечера непрестанно читают Псалтирь.

Богослужение в Свято-Иверском монастыре

Утро начинается в женском монастыре в 6.00 с молитвенного правила, после чего, пребывая в молитвенном состоянии, сестры в послушании, кротости, терпении, с любовью работают, кто поет в клиросе, кто ухаживает за розами, иные задействованы на скотном или птичьем дворе.

День заканчивается общим сбором и вечерним молитвенным правилом, благодарственной молитвой Творцу за прожитый день.

На заметку! Святой источник открыт для окунания каждый день с 8.00 до 19.00, существует множество свидетельств о чудодейственной силе родниковой воды из этого святого озерца.

Престольные праздники

Церковь Иверской иконы Богоматери принимает гостей на престольные праздники несколько раз в году.

  • 20 января в честь перенесения списка иконы «Иверская» со священной афонской горы в обитель в Ростове-на-Дону.
  • 25 февраля православные всего мира воздают честь памяти Иверскому святому образу Богородицы.
  • 26 октября совершается служение в память о принесении в 1648 г. Иверской иконы.
  • Придел святителя Димитрия Ростовского отмечает престольные праздники дважды в году.
  • 4 октября воздается хвала Господу за обретение святых мощей святителя Ростовского.
  • 10 ноября — день преставление святого Димитрия перед Всевышним Творцом.

Музей финифти

5

1

Финифть — техника художественного нанесения эмали, прославившая Ростов Великий не менее, чем белокаменные церкви. Музей финифти есть на территории Ростовского кремля, его коллекция насчитывает 2500 эмалевых миниатюр. Но лучше отправляться сразу на фабрику «Ростовская финифть». В фабричном музее хранится старинная церковная утварь, иконы, панно, шкатулки, ювелирные украшения, предметы быта XVIII века. Технология «огненного письма», как называли финифть древние византийцы, славится долговечностью. Старинные предметы не потеряли красок и выглядят как новые. 

Адрес:

Борисоглебское ш., 3 На карте

Здесь святая сама земля

Недалеко от монастырских стен установлен Поклонный крест. Так отметили люди то место, где мальчик Варфоломей впервые встретил инока.

В 700 метрах от монастыря построена и уже работает православная гимназия, в которой бесплатно обучаются дети из Ростова и близлежащих сёл и деревень. Примерно в километре от монастырских стен имеется святой источник с чистой, прохладной водицей.

Монахи собственноручно собирают на пасеке ароматный мёд. Здесь также выпекают вкусный бездрожжевой хлеб, разнообразную выпечку, делают квас. Всё это, а также церковную литературу, книги про историю монастыря можно купить в местной церковной лавке.

Молебен в обители проходит ежедневно, начинается он в 6:15. По будничным дням службы начинаются в 7 часов утра, а в праздники и выходные — в 9 часов. Вечерние службы начинаются в 16:30, а по воскресеньям и в праздники — в 17 часов.

Ежедневно с 8 до 19 часов в монастыре проходят экскурсии. Длится осмотр Варницкой достопримечательности с экскурсоводом около часа. Стоимость для взрослых 100 рублей, для детей 50.

Здесь же, при монастыре работает гостиница, отель для паломников с удобными номерами, где можно спокойно отдохнуть. А в трапезной, по вашему желанию, вас вкусно покормят завтраком, обедом или ужином за 100, 250 рублей и 150 рублей соответственно.

В Ростове ж.д. вокзал и автовокзал находятся в одном месте. Оттуда до Варниц ходят автобусы. Там всего около 3 км. Как видите, всё предусмотрено здесь для удобства гостей. Так что приезжайте, вас здесь ждут!

Координаты для автолюбителей: 57.20224, 39.37767.

Вы можете посмотреть расположение мужского монастыря на карте (нажмите «+», чтобы приблизить объекты).

Наша поездка в Троице-Сергиев Варницкий монастырь состоялась 18 июля 2016 года. Другие достопримечательности Ярославской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

Борисоглебовский монастырь мужской монастырь на дороге из Ростова в Углич

Борисоглебовский монастырь — мужской монастырь на дороге из города Ростова в Углич. Монастырь находится в поселке под названием Борисоглебовский. Весь комплекс монастыря сложился еще в допетровское время. Тогда монастырь был одним из богатейших монастырей в Ростовской митрополии.

Борисоглебовский монастырь мужской монастырь. Фото: 4turista.ru

Существует повесть об этом монастыре, в которой указывается тот факт, что место постройки храма было выбрано преподобным Сергием Радонежским. В этом месте большую известность получил преподобный Иринарх Затворник, который жил здесь в конце 16 века.

Также здесь находились такие известные люди, как архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон, Епископ Угличский Амфилохий. В 1764 году монастырь был передан во владение Екатерины второй и графа Орлова. Ежегодно в день празднования Бориса и Глеба здесь проходила довольно большая и богатая ярмарка.

В 1924 году монастырь упразднили. В советские годы в здании монастыря находилась почта, склады, отделение госбанка.

В 1928 году в храме был открыт музей. В 1994 году музей стал делить свое помещение с вновь возрожденным монастырем до 2015 года. Здание с того времени охраняется как памятник истории и культуры. В Благовещенском соборе Борисоглебовского монастыря хранится деревянный крест, который принадлежал преподобному Сергию Радонежскому. Также в обители монастыря находятся мощи преподобных Павла и Федора Ростовских, мощи Иринарха Ростовского и других.

Ростовский кремль

11

1

Строительство Ростовского кремля продолжалось 20 лет и закончилось в 1680 году. В XVII веке город уже не нуждался в мощном оборонительном сооружении, поэтому укрепления были сделаны в упрощённом виде. С самого начала Ростовский кремль был резиденцией архиереев Ростовско-Ярославской епархии 

Кремль состоит из трёх частей. Центральная — Архиерейский двор с тремя храмами. Вознесенский собор, обращённый входом к Успенскому, задумывался как Святые ворота. Второй храм — большая надвратная церковь Иоанна Богослова, третий собор Спаса-на-Сенях — главный на Архиерейском дворе — был домовой церковью митрополитов. К нему примыкает Белая палата. 

На Соборной площади стоит Успенский собор, возведённый в XVI веке — самый красивый и мощный в Ростове Великом. Архитектура напоминает московский Успенский собор. До наших дней сохранился старинный барочный иконостас, установленный в 1736 году и знаменитая ростовская звонница — старинные колокола чудом избежали переплавки в советское время. Некоторые звоны исполняются по сей день. Третья часть Ростовского кремля — Митрополичий сад.

  • Адрес:

    152151, Кремль На карте

История Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря

На берегу озера, где возвышается комплекс современного монастыря, с середины XIII века стояли храмы женской обители. Ее основательницей считается Мария, приходившаяся дочерью князю Михаилу. Она была замужем за ростовским князем Васильком Константиновичем. В 1238 году страшная трагедия вошла в жизнь Марии. Княгиня потеряла супруга, который погиб во время битвы с татарами на реке Сить. Став вдовой, Мария жила в новой Спасо-Песоцкой обители до своей кончины, а незадолго до смерти постриглась в монахини. В честь нее монастырь долгое время называли Княгининым. Сегодня напоминанием о древней женской обители служит сохранившаяся церковь Спаса на Песках.

Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро

История мужского монастыря начинается на 150 лет позже женского – в 1389 году. Его стали строить рядом с Княгининой обителью, благодаря решению епископа Ростовской епархии святителя Иакова. Первоначально новый монастырь именовали Зачатьевским, а после кончины Иакова обитель стали называть его именем.

Со временем храмы на обеих монастырских территориях ветшали. В 60-х годах XVIII века более богатый женский монастырь был упразднен указом императрицы Екатерины II, а его земли и здания отданы мужской обители. Свежее дыхание монастырской жизни пришло вместе с митрополитом Ионой, который прославился возведением каменного Ростовского кремля. В конце 80-х – начале 90-х годов XVII века митрополит вложил средства в строительство кирпичной церкви над местом погребения святителя Иакова и построил в камне старый Зачатьевский храм. Саму обитель в это время стали числить за Архирейским домом в Ростове, и это спасло мужской монастырь от разорения.

Вид на Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь с озера Неро зимой

В начале 1700-х годов в монастырских стенах поселился святитель Димитрий, выполнявший в Ростовской епархии обязанности митрополита. Он прожил здесь семь последних лет своей жизни и был похоронен в Зачатьевском храме. Для хранения его мощей императрица Елизавета Петровна заказала красивую сделанную из колывановского серебра раку. Но смерть государыни помешала передать дары в обитель. Поэтому в 1763 году на торжествах, посвященных возложению мощей святителя Димитрия в раку, присутствовала уже новая царица – Екатерина II.

Во второй половине XVIII века на монастырской территории выросло много каменных строений, которые заменили обветшавшие деревянные постройки, – ограда с угловыми и надвратными башнями, новые храм и колокольня, а также различные здания для братии и хозяйственных нужд. Чуть позже в монастыре построили огромный храм, освященный в честь Дмитрия Ростовского.

Слева направо: Димитриевский собор, Яковлевская церковь, Зачатиевский собор

После того, как в 30-е годы XIX века на территории обители возвели заново каменную церковь Иакова, монастырь принял облик, известный нам сегодня. Он вырос в законченный архитектурный ансамбль, восхищавший всех, кто бывал в старинном русском городе, своей массивностью и величием.

С наступлением нового советского периода в истории России в 1923 году обитель закрыли. А спустя 5 лет запретили проводить богослужения во всех ее храмах. Помещения братских келий передали детскому саду, под квартиры, военную базу и склады. В эти годы монастырь лишился практически всей своей ценной утвари. Лишь в 1991 году обитель вернули верующим, и несколько лет понадобилось для ее восстановления и реставрации.

Слева направо: Северные ворота, Димитриевский собор

Монастырь в наши дни

Варницкий монастырь радует приветливой красотой. Его храмы смиренно вписаны в смиренную природу русской земли. Рядом с Троицким собором – нарядная колокольня.

Стены и своды Троицкого собора украшены гипсовыми картушами с живописью. В каждом приделе – резной золочёный иконостас, иконы – в серебряных окладах.

Церковь Введения во храм пресвятой Богородицы, построенная в 1827 году на пожертвования прихожан-купцов, пережила богоборческий период и украшает монастырь.

Надвратная церковь во имя преподобных Кирилла и Марии появилась над северными воротами монастыря в наши дни. Высокая церковь с одной золотой главой возведена в 2003-2006 годах. В храме – просторная и светлая крестильня с большой купелью.

Монастырский колодец с чистой водой, именуемый Сергиевым и разрушенный после закрытия монастыря с трудом расчистили и вернули в обитель. На месте встречи Варфоломея с иноком поставлен крест в память о явлении отроку Ангела.

Вокруг монастыря – каменная ограда с 4 башнями по углам. В южной стене – Святые ворота, над которыми высится картина «Явление отроку Варфоломею Ангела Божия», выполненная масляными красками на железном листе насельником Варницкого монастыря иеродиаконом Меркурием.

В 2014 году монастырь отметил 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Троице-Сергиевский монастырь уникален тем, что сохранил место рождения, физическое и духовное возрастание мальчика, ставшего «обителью Святой Троицы».

Здесь нет ни мощей, ни чудотворных икон. Варницкий монастырь, построенный на месте родительского дома преподобного Сергия с памятным крестом, – уже является святыней.

Торговые ряды

7

1

Самые старые торговые ряды появились вдоль северной стены Ростовского кремля в XVIII веке. Длинный ряд лавок с арочными проёмами протянулся до часовни Успенского собора. К этому же времени относится Емельяновский ряд, названный в честь купеческой семьи, принимавшей непосредственное участие в строительстве. Емельяновские постройки отличаются друг от друга по стилю — от совсем простых до пышно украшенных зданий. 

Мытный двор был построен позже — в 30-х годах XIX века. Каменное здание Гостиного двора появилось вместо сгоревшего деревянного десятью годами позже. В XIX столетии Ростовская ярмарка, проходившая в торговых рядах, была третьей по величине в Российской империи. Сегодня Торговые ряды Ростова продолжают использоваться по назначению — в исторических зданиях расположены магазины, сувенирные лавочки, на Мытном дворе шумит городской рынок. 

Адрес:

50 лет Октября, 1 На карте

История обители

Место, где находится в Ростове Спасо-Яковлевская обитель, знает каждый в этом городе — располагается она в одном из живописнейших мест города. Окруженный каменными стенами, монастырь представляет собой богатый архитектурный ансамбль с несколькими церквями, колокольней и святым источником, вода которого, по словам служителей, исцеляет от многих недугов.


Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, Ростов Великий

Спасо-Яковлевский монастырь — первая обитель, которая после трудного периода, связанного с закрытием церквей и преследованием священников советской властью, была отреставрирована и возвращена Ростовской епархии. Издревле на месте, где вот уже шесть столетий устремляется своими куполами в самое небо Спасо-Яковлевская обитель, располагались несколько храмов, принадлежащих женскому монастырю, относящемуся по времени к XIII веку.

Интересно! Считается, что основала монастырь жена ростовского князя — Василька Константиновича, Мария. Случилось так, что в начале XIII столетия супруг Марии был убит в битве с татарами, происходящей на реке Сить. Мария же, переживая кончину мужа, ушла жить в женскую обитель, которая именовалась Спасо-Песоцкой, где прожила до самой смерти, незадолго за которой приняла постриг и стала монахиней.

Известно, что в качестве посвящения Марии эту женскую обитель, зная историю жизни этой княгини, довольно часто именовали Княгининой. В наше время о тех временах напоминает лишь небольшая, чудом сохранившаяся, церковь Спаса на Песках.

Возведение монастыря

Через 150 лет, в 1389 году, неподалеку от Спасо-Песоцкой обители начали возводить мужской монастырь. Изначально было принято решение именовать мужскую обитель Зачатьевской, но после смерти святителя Иакова, погребенного на территории монастыря, монастырю было присвоено имя Спасо-Яковлевской обители. К началу XVIII века многие храмы мужской обители пришли в негодность, равно как и храмы обители женской. По той причине, что содержать и проводить ремонтные работы сразу в двух монастырях стоило больших финансовых вложений, Екатерина Великая издала указ, в соответствии с которым все строения, а также земли женского монастыря были переданы в собственность обители мужской.

Произведенное объединение двух православных святынь ростовской земли позволило в этот же временной период обновить монастырские постройки, провести ряд реставрационных работ, а также построить небольшую кирпичную церковь в том месте, где был погребен святитель Иаков и некогда был выстроен Зачатьевский храм, не сохранившийся до XVIII века.

Интересен тот факт, что в этот временной период Спасо-Яковлевскую обитель прикрепили к Архиерейскому дому, находящемуся в Ростове, спасая тем самым монастырь от гибели. Говоря в целом о том, насколько важным для истории мужской Спасо-Яковлевской обители стал XVIII век, можно заметить, что уже к 1850-м годам территория монастыря разрослась несколькими постройками из камня, заменившими старые деревянные, также появилась новая ограда, с башнями на углах (одна из которых смотровая), храм и колокольня и множество помещений, предназначенных для хозяйственных нужд. Ближе к концу века на территории мужского монастыря появился большой храм, который был освящен в память о Дмитрии Ростовском.


Историческое фото монастыря в начале ХХ века

К середине XIX века монастырь стал таким, каким знают его сегодня многие. Именно в это время был возведен храм Иакова, находящийся и сегодня на территории обители. Все те изменения, которые происходили со Спасо-Яковлевским мужским монастырем на протяжении века, превратили некогда разрушающиеся мужскую и женскую обитель в законченный архитектурный ансамбль, демонстрирующий величие русского православия.

Период разрушений

В годы правления советской власти, Спасо-Яковлевская мужская обитель, как и многие храмы и монастыри России, была закрыта. В некоторых храмах, правда, продолжались еще некоторое время богослужения, однако в 1938 году прозвучал последний для горожан колокольный звон, призывающих к заутрене. Строения, где были размещены кельи монахов, довольно быстро занял детский сад, некоторые из них были отданы под квартиры и даже склады и военную базу. Но самым жутким для наставников теперь уже бывшего монастыря был не этот факт — была разграблена и уничтожена вся церковная утварь.

Лишь к 1991 году Спасо-Яковлевскую Димитриевскую обитель удалось вернуть ростовской епархии. А дальше монастырь ждал длительный период реставрационных и восстановительных работ.

О расположении и названии

Полное наименование монастыря звучит так – Спасо-Яковлевский Димитриев мужской. Что означает длинный набор слов? И еще вопрос – почему один из его храмов находится за пределами монастырских стен? Начнем с названия. Точнее, с конца названия.

Многие улыбнутся: «Ну, то что мужской – понятно, раз там живут только мужчины».

А вот сами монахи так никогда не скажут. Во-первых, они приходят в монастырь НЕ жить, но – спасаться. А во-вторых, неверно утверждать, что там находятся одни мужчины. Нет обителей только с монахами-мужчинами или исключительно с женщинами-монахинями.

Дело тут вот в чем: любое церковное таинство проводится только священником-мужчиной. Поэтому для совершения обрядов мужское присутствие обязательно в женском монастыре, с другой стороны, в мужских монастырях всегда есть мирские женщины, выполняющие те или иные работы, к примеру, на кухне или в пекарне.

Недавно узнала вовсе удивительное: оказывается, на Житомирщине вот уже полвека существует – и не католический, а православный! – Мужской, и, одновременно, женский монастырь. В тихом пристанище Свято-Георгиевской обители поселка Городница вместе молятся и трудятся 46 сестер и 40 братьев …

Идем дальше. Благодаря обретенным в 1757г. мощам митрополита города Ростова Димитрия, в знак уважения к этому святому, к названию добавилось Димитриев.

А ранее, в 1389 году в Ростове занимал епископскую кафедру Иаков. Любопытный момент: Был он НЕ только современником заступника и молитвенника земли русской преподобного Сергия , но и его земляком.

Высоко взлетел Иаков, выходец из простых крестьян, за благочестивую жизнь свою удостоился быть поставленным епископом. Но судьба предназначила ему неожиданно отложить все апостольские дела и основать маленькую обитель, которая потом пышно разрастется в Спасо-Яковлевский монастырь Ростова Великого.

Случилось так, что в эту пору была осуждена на казнь некая ростовская женщина. За какие провинности последовало столь строгое наказание, летопись умалчивает, туманно называя их «беззакониями». Но несчастная бросилась к ногам Иакова, умоляя о снисхождении. Глава епархии проявил милосердие и «не выдал ее на смерть», избрав карой преступнице покаяние.

Это так возмутило ростовского князя и граждан города, что они изгнали сразу ставшего неугодным епископа.

Изгнанный Иаков вышел к озеру, снял свою святительскую мантию, расстелил ее на воде, встал на нее и поплыл. Люди бежали по берегу вслед за чудом и умоляли простить их. Плащ пристал к берегу, святой простил раскаявшихся ростовчан, забыл нанесенную ему обиду, но назад в город не вернулся. Так на этом месте возникла святая обитель, в которой соорудили братские кельи с деревянной церковью в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Здесь же в Яковлевском монастыре и закончил Иаков свои дни.

Но, надо заметить, вблизи незапланированно возникшей обители, вот уже больше века существовал еще один монастырь – Спасо-Песоцкий. Его, в самый разгар монгольского нашествия, основала необыкновенная женщина – ростовская княгиня Марья Черниговская. Из всего монастырского ансамбля до нас дошло единственное сооружение – Спасо-Преображенский собор, перестроенный в камне в XVII веке.

В 1765 году императрица Екатерина Великая упразднила древнюю обитель Спаса на Песках. Земли отошли государству, а все храмы и здания, ему принадлежавшие, были приписаны к Спасо-Яковлевскому Дмитриеву мужскому монастырю. Принадлежать-то они стали, но физически так и остались на прежнем месте. Вот почему так оказалось, что Церковь Спаса Преображения находится вне каменной стены с башнями, ограждающей существующую обитель.

Ростов Великий. Рождественский монастырь

Рождественский (Девичий) монастырь был основан в XIV веке (некоторые источники указывают точную дату − 1391 год) и был расположен в пределах оборонительного городского вала. Основателем монастыря был ростовский архиепископ Феодор, племянник Сергия Радонежского. В книге С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» указана главная святыня обители − дар ее основателя: «Здесь находится богато украшенная жемчугом и драгоценными камнями чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, по преданию — благословение святителя Федора созданной им обители, списанная им лично с подлинника. Ежегодно 1 августа святая икона переносится в Ярославль и остается там до 8 сентября». Первоначально обитель была деревянной, поэтому самой старинной сохранившейся постройкой монастыря является собор Рождества Богородицы, построенный в конце XVII века при Ионе Сысоевиче. Есть предположение, что храм строили те же мастера, что работали и на строительстве Архиерейского двора. Возведение храма продолжалось до 1702 года, а летом 1715 года он был расписан. Два яруса росписей посвящены прославлению Пресвятой Богородицы. Храм – очень просторный, двухэтажный, с одной главой над основным объемом и одной небольшой главкой над приделом. Прежде при нем была шатровая колокольня, но она была разрушена. В конце XVIII века в монастыре были построены каменные кельи и настоятельские покои. А спустя еще некоторое время, в 1810-х годах, обитель была обнесена каменной стеной с небольшими декоративными башенками. Последней кирпичной постройкой обители стала трапезная церковь Тихвинской Иконы Божией Матери (1842-1846). Это здание сохранилось, но в сильно изуродованном виде − без глав. От стен монастыря хорошо виден небольшой остров на озере Неро. Он носит название Рождественского и прежде был собственностью монастыря; на нем сестры выращивали траву для своего хозяйства. В 1926 году монастырь был закрыт, в храме Рождества Богородицы разместили архив. В 1990-х годах монастырь возвратили церкви, началось его возрождение. Вместо снесенной колокольни сейчас посреди монастырского двора стоит скромная изящная деревянная башенка-колокольня, стилизованная под древнерусские башни. Постепенно восстанавливают и реставрируют все здания обители. Сейчас сложно узнать в небольшом, тесно стоящем комплексе зданий монастырь − над ним поднимается всего одна глава собора, нет ни колокольни, ни Святых ворот, ни куполов над трапезной церковью… Но есть надежда, что скоро все это будет, и монастырь заживет прежней полной жизнью.

Адрес:

Авраамиев Богоявленский монастырь

6

1

Авраамиев Богоявленский монастырь ведёт историю со времён крещения Руси. По преданию, в X веке отшельнику Авраамию явился апостол Иоанн Богослов, который благословил инока на сокрушение идола Велеса и дал ему в руки свой жезл. На месте, где стоял поверженный Авраамием языческий Велес, в 990 году был построен первый храм монастыря, в котором крестилось всё население Ростова Великого и где хранился жезл Авраамия. Историки оспаривают дату основания обители, основываясь на том, что первые упоминания о ней относятся к концу XIII века. 

В XVI веке перед походом на Казань царь Иоанн IV Грозный посетил монастырь и изъял жезл Авраамия, дав обет в случае победы построить в монастыре храм. Так в 1555 году появился собор Богоявления Господня. 

После революции монастырские стены стали разбирать. К концу XX века Богоявленский собор — жемчужина русского храмового зодчества — находился в аварийном состоянии. Его начали восстанавливать, сделав подворьем Андроникова монастыря. В 2004 году подворье преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь. На территории активно развивается монастырское хозяйство и продолжается реставрация храмов.

Адрес:

Желябовская ул., 32 На карте

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: