Алексеевский монастырь

Парк Победы

Парк Победы.
121

Напротив кремлевского комплекса находится прекрасная зеленая зона для отдыха и прогулок на свежем воздухе. По территории протекает Каменный Ручей, с берега которого открывается прекрасная панорама кремля. В парке установлен памятник, посвященный горожанам, павшим в годы Великой Отечественной войны: перед сверкающим на солнце обелиском пылает вечный огонь.

Встречаются здесь и развлечения: карусели, тир, катания на лодках и велосипедах. В летние месяцы проходят музыкальные представления. Кроме того, на территории парка оборудованы торговые ряды, где можно приобрести одежду и сувениры.

Адрес: Парк победы, Углич, Ярославская область, Россия.

Богоявленский монастырь

Богоявленский монастырь.
122

История женского Богоявленского монастыря насчитывает порядка 700 лет. Построенный из дерева на территории кремля, он позже был перенесен ко рву у Ростовской дороги. Постепенно он «оброс» постройками, включая Богоявленский собор, возведенный в середине XIX в.

При большевиках монастырь закрыли, разграбили, а монахинь изгнали. Монастырские помещения превратили в школы и коммуналки. В начале XX в. обитель была возвращена верующим.

Сейчас особое внимание в ансамбле монастыря на себя обращает Богоявленский собор, монументальный и внушительный. Также здесь находится Федоровский храм, интересный своими классическими очертаниями, и Смоленская церковь

Святые реликвии монастыря – частицы мощей и иконы – делают его популярным направлением среди паломников Углича.

Адрес: Богоявленский монастырь, улица 9 Января, Углич, Ярославская область, Россия.

Полезная информация для туристов

Старинная обитель открыта для всех желающих с утра до вечера. Туристов бесплатно пускают в храмы, музей митрополита Никодима, дом-музей тайной монахини Алексии и народную художественную галерею. Насельницы монастыря проводят для гостей интересные экскурсии.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи Алексеевского монастыря (слева), церковь Успения Пресвятой Богородицы — Успенская Дивная церковь (справа)

Церковные службы проходят ежедневно – в 8:00 и 17:00. При монастыре открыт кризисный центр «Покров» и семейный приют для девочек-сирот. Обитель оказывает благотворительную помощь угличским семьям, которые воспитывают детей с проблемами развития.

Угличский кремль


Угличский кремль.
386

Кремль в Угличе был заложен еще в середине X в. на берегу реки Волги. Крепостные постройки не раз разрушались и перестраивались. К сожалению, сами укрепления до наших дней не дожили, сохранились только остатки рва, которым был обнесен кремль.

Однако на территории уцелело множество старинных построек, которые составляют архитектурный и музейный комплекс. В их числе – великолепный Спасо-Преображенские собор, палаты угличских князей, церковь Димитрия на Крови и здание гордумы, построенное в классическом стиле в 1815-м.   

Адрес: Угличский Кремль, Углич, Ярославская область, Россия.

Архитектурные памятники и святыни

Вид на часовню с территории монастыря

Сегодня в монастыре можно увидеть три церкви. Успенская «Дивная» — выдающийся памятник русского храмового зодчества XVII столетия. Церковное здание отличают красивые линии и оригинальная схема построения. Изящный храм увенчан тремя шатрами, которые напоминают трезубую корону.

К основному объему примыкает двухэтажная трапезная. Оформление фасадов «Дивной» церкви неброское, но каждая деталь декора подчеркивает стройные пропорции. В храме можно увидеть почитаемую икону – «Свечу Неугасимую» или «Вратарницу Угличскую», на которой Божия Матерь держит в руках свечу, жезл и четки.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи Алексеевского монастыря

Алексеевский храм стоит в обители с XVI века. Кто был автором проекта, точно не известно. Искусствоведы предполагают, что здание возвели зодчий из Ростова Григорий Борисов или итальянские мастера, приглашенные из Москвы. Церковь претерпела две капитальных перестройки – в 1829 и 1930-х годах.

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи был построен в традициях верхневолжского зодчества в 1681 году. Церковь славится лучшими в Угличе поливными изразцами и старыми настенными росписями.

Храмы править

Успенская Дивная церковь править

Церковь Успения Богородицы — выдающийся памятник древнерусской архитектуры XVII века, построенный в 1628 г. Здание удивляет как своим совершенством, так и оригинальной, необычной конструкцией. Храмовую часть здания венчают три главы в форме трезубцев. Навесы здания, расположенного на холме и обращенного вверх, придают ему изящество и легкость.

К малой части церкви примыкает столовая. Массивная колонна в центре скамьи поддерживает купола. На первом этаже церкви располагались богослужебные помещения. В прошлом парадное крыльцо граничило с северной стороной церкви. Декоративное убранство церкви скромно и просто, каждая деталь подчеркивает общие пропорции церкви.

Алексеевская церковь править

Церковь была построена в начале XVI века, вероятно, ростовским архитектором Григорием Борисовым и, возможно, с помощью итальянских мастеров из Москвы. В 1629-1631 годах он был перестроен после периода смуты, а с южной стороны была пристроена часовня Богоявления. Церковь была в значительной степени перестроена в XIX веке (возможно, по плану, составленному под влиянием или при участии губернского архитектора Я.П. Панкова после 1829 года, церкви был придан классицистический вид и пристроена скамья), но, согласно эскизу И.Н. Потехина, основной объем и апсиды сохранились до переоборудования здания в художественную галерею в 1930-х годах. В начале 2000-х годов архитектурно-археологическая группа Угличской археологической миссии Государственного Эрмитажа под руководством Е.А. Туровой открыла фасад и арки. А. Турова обнаружила, что здание XVI века почти полностью сохранилось (кроме утраченных собраний) и было включено в объем более поздних реконструкций. Характерной особенностью церкви были узкие арки, напоминающие арки зданий Григория Борисова в Борисоглебске (1522-1524) и Данилова монастыря в Переславле-Залесском (1532).

Алексеевский женский монастырь в г. Углич

Самый древний из угличских монастырей — Алексеевский — построен на возвышенности, называемой в древности Огневой горой. Монастырь был основан в 1371 году крупным московским политическим деятелем митрополитом Алексием как идейный форпост набирающего силы Московского государства. Вплоть до 16-го века постройки монастыря были деревянными. В 1534 году здесь строится первое каменное здание угличского посада — Алексеевская церковь. К сожалению, в 19 веке она была полностью переделана, и теперь уже ничто не напоминает самую старую из каменных церквей Углича.В период польско-литовской интервенции 1608-1611 годов Алексеевский монастырь был почти полностью разрушен, угличане, защищавшие подступы к городу, убиты. Очевидно, в память о жителях города, погибших при осаде монастыря, в 1628 году здесь строится трёхшатровая Успенская церковь с трапезной, белым обелиском взметнувшаяся ввысь. За красоту и необычность архитектуры церковь на вершине Огниевой горы в старину назвали Дивной. Отсутствие в трапезной кухни, подсобных помещений наводит на мысль о том, что «Дивная» предназначалась не для обычных трапез, а для торжеств. Безвестный зодчий, возводя «Дивную», строил храм-памятник, подобно собору Василия Блаженного в Москве, церкви Вознесения в Коломенском.Трёхшатровая каменная церковь — явление для Углича исключительное: до «Дивной» и после неё подобных сооружений здесь не было. Появление каменной шатровой церкви объясняется, видимо, непосредственным влиянием московского зодчества. Рядом с «Дивной» располагается церковь Иоанна Предтечи (1681 г.). Это первый бесстолпный храм города. Тяжелый куб основного объема храма с непропорционально большой апсидой создает впечатление некоторой приземленности и грузности постройки. В интерьере храма сохранились росписи XIX века. В 30-е годы в монастыре были разобраны колокольня, башни и стены ограды, хозяйственный корпус, уничтожено кладбище, где похоронены многие именитые горожане. Реставрационные работы, начавшиеся в 1920-х годах под руководством П. Барановского и И. Грабаря и продолженные сотрудниками Ярославской реставрационной мастерской в 50-е годы, помогли спасти памятники монастыря от разрушения, вернули ему первоначальный облик. В настоящее время монастырь передан Русской Православной церкви. Начаты работы по восстановлению ограды, хозяйственных и жилых построек, проводятся богослужения.

Угличская икона

Угличская икона Пресвятой Богородицы.

Икона Божией Матери «Вратарница Угличская» — святой чудотворный образ с более чем вековой историей, в которой до сих пор остается очень много загадок.

Место пребывания иконы «Вратарница» — Алексеевский Угличский монастырь, где, по преданию, Матерь Божия именно в этом образе явилась игумену Евангелу, занимавшему настоятельскую должность в 1864-1872 годах. К этому времени относит исследователь конца XIX столетия И. Виноградов появление в обители образа, «на котором изображено видение архимандриту Евангелу Богородицы с посохом в левой руке и свещею в правой». И если верно мнение И. Виноградова, что икона была написана в те годы, то в течение почти тридцати лет она пребывала в безвестности.

Только в 1894 году эта икона прославилась благодаря следующему событию. В Алексеевский монастырь из Петербурга прибыл один больной купец. Он рассказал, что во сне ему явилась Божия Матерь и повелела отправиться в Углич, где находится Ее икона, от которой он получит исцеление. По описанию купца братия догадались, о какой иконе идет речь. Из кладовой, где по неизвестным причинам в то время находилась икона, ее торжественно перенесли в Успенский храм монастыря и отслужили молебен. Больной купец действительно получил исцеление, и в благодарность принес в дар серебряную вызолоченную ризу для иконы. С тех пор от иконы стали совершаться чудеса. По актам, составленным Ярославской Духовной консисторией с 1894 по 1900 год, было подтверждено более сорока чудесных исцелений. Эти сведения содержатся в книге «Сказания о чудотворных иконах Божией Матери и о Ея милостях роду человеческому», где икона названа «Вратарница Угличская» и описана так: «Богоматерь на сей иконе изображена в виде монахини с жезлом и четками в левой руке и свечой в правой руке».

Интересные сведения находим и в «Ведомости о состоянии Угличского Алексеевского монастыря за 1910 год», где сказано, что «у иконы Божией Матери, именуемой «Вратарница», устроен резной иконостас, вызолоченный на полимент с рамою и стеклом, при архимандрите Феофане». Архимандрит Феофан управлял Алексеевским монастырем с 1893 по 1898 год, и, по всей вероятности, в ведомости речь идет именно о той «вызолоченной ризе», которую принес в дар «Вратарнице» исцеленный петербургский купец.

В какое время угличская икона стала называться «Свеча Неугасимая Огня Невещественного» неизвестно, а название «Вратарница», без сомнения, указывает на ее афонское происхождение. Тем более, что при взгляде на угличский образ трудно не заметить его удивительное сходство с особо почитаемым в Русском Андреевском скиту на Афоне образом «Игумения Святой Горы». На нем Пресвятая Богородица изображена стоящей на облаке над Афоном — в игуменской мантии с жезлом и свитком в левой руке, а правая рука Ее сложена для благословения.

Монастырь в Смутное время

Одним из самых драматичных периодов в истории Углича и Алексеевского монастыря было время Великого перелома, после которого в монастыре была построена церковь Успения Богородицы.

В 1609 году город, еще не до конца оправившийся от так называемой Гондуновской катастрофы, подвергся нападению захватчиков. Его осадил гетман Ян Сапега, командующий всеми вооруженными силами Речи Посполитой.

За деревянными стенами монастыря храбро сражались 60 братьев-монахов, а вместе с ними около полутысячи горожан и жителей окрестностей, искавших в Угличе освобождения от гнета захватчиков. Их сопротивление было долгим и упорным, но в конце концов захватчики одержали верх и вошли в святую обитель. Резня была жестокой, и, по словам некоторых летописцев, выживших поляков заживо заперли в подвале из злости на их долгое сопротивление.

В те дни в Угличе царили смерть и страшное разрушение, город горел, был подожжен захватчиками, а поверженный Алексеевский монастырь лежал в руинах. Враг разрушил городской собор, княжеский дворец и лишь одна из каменных комнат дворца шотландских князей чудом уцелела.

Успенская церковь была построена в 1628 году на вершине Горящей горы и вскоре была названа жителями Божественной из-за своей красоты и оригинальности. Церковь до сих пор является самым известным элементом монастырского комплекса.

На самом деле таких церквей было всего несколько, и не только в Угличе, но и во всей России. И только две сохранились до наших дней — «Дивная» в Угличе и «Одигитриевская» в Вязьме. В 1681 году рядом с Успенской церковью была построена церковь Святого Иоанна Крестителя, первая церковь такого рода. Первые церкви без залов в Угличе.

Алексеевский монастырь, в состав которого входила Божественная церковь, первоначально был окружен каменной оградой со Святыми воротами, которая, в отличие от церкви, со временем была почти полностью разрушена. Когда в годы советской власти был утрачен и местный Покровский монастырь, Успенская церковь осталась старейшим зданием Углича.

Монастырь всегда был стабильной опорой церковной и государственной власти. Известно, что с 1698 года в крепких стенах монастыря содержались стрелецкие узники — участники знаменитого восстания против царя Петра I, увековеченного на известной картине художника Василия Сурикова.

Кто убил царевича Дмитрия?

Царевич Дмитрий — сын Ивана IV Грозного и его седьмой жены Марии Нагой, родился в 1582 году. Церковью брак считался незаконным, так как разрешалось только три брака, поэтому Дмитрий не мог претендовать на царский трон. Тем не менее, после смерти Ивана Грозного в 1584 году царевич с матерью были сосланы в Углич.

Трагедия произошла 15 мая 1591 года. Восьмилетний царевич играл с ребятами в «ножички» во дворе княжеского дворца, где и погиб от ножа — у него было перерезано горло. Мать погибшего ребенка обвинила в убийстве московских чиновников, приставленных Борисом Годуновым приглядывать за опальным царевичем. Горожане, поднятые набатом колокола, растерзали предполагаемых убийц.

Началось следствие, вошедшее в историю, как Угличское дело. В Углич прибыла следственная комиссия во главе с князем Василием Шуйским — будущим русским царем. Было допрошено 150 человек, итог следствия — несчастный случай в результате припадка падучей (эпилепсии), когда царевич наткнулся на собственный ножик. Горожане были осуждены за самосуд, объявлены мятежниками и сосланы за Урал, а вместе с ними и колокол, оповестивший о смерти царевича. Прежде чем сослать колокол в Сибирь, его высекли кнутом, урезали ухо и вырвали язык. Царица-мать Мария Нагая была отправлена в монастырь и пострижена в монахини под именем Марфа.

Картина Михаила Нестерова «Дмитрий, царевич убиенный» (1899)

Впоследствие версия о убийстве царевича Дмитрия по указу Бориса Годунова получила большое распространение и была основной. В 1606 году царевич был канонизирован. Есть еще одна версия — вместо Дмитрия был убит другой ребенок, а царевич был тайно отправлен в безопасное место. Именно эта версия привела к появлению самозванцев — Лжедмитриев, всего их было четыре, и Смутному времени (1598-1613) — одному из самых страшных периодов в истории России. Во время которого страну сотрясали гражданская война, польско-литовская и шведская интервенции, а также политический и экономический кризисы.

Установить истину, кто убил малолетнего царевича пока не предоставляется возможным. Возможно, когда-нибудь появятся источники, подтверждающие ту или иную версию и эта загадка истории будет раскрыта.

Музей свистульки

Музей свистульки.
91

Очаровательный музей, который особенно интересно посетить с детьми, целиком посвящен различным свистулькам. Этот народный инструмент впечатляет не только красивым звучанием, но и – всегда – ярким и уникальным дизайном.

В Музее свистульки представлены сотни экспонатов всевозможных форм, размеров и расцветок. Преимущественно, изготовлены они из глины. Также в музее проходят мастер-классы по гончарному ремеслу – увлекательному занятию, которое оценят и дети, и взрослые. А чудесную свистульку можно приобрести и забрать с собой на память о путешествии.

Адрес: Студия керамики Углич Музей, улица Ольги Берггольц, Углич, Ярославская область, Россия.

Углич

Углич . Продолжение отчёта о поездке в Углич и Мышкин. Углич – город раскрученный, вдоль и поперёк исхоженный туристами. Однако были мы в нём давно, кто-то три, а кто-то и добрых десять лет назад. Первым делом мы отправились в

Оглавление

Угличский кремль

Кремлём его можно назвать с большой натяжкой, деревянные стены давным давно разобраны за ветхостью, земляных валов не видно, лишь Каменный ручей в это дождливое лето был хорошо заметен. Из города в кремль и наоборот ведёт каменный Соборный мост.


а в конце моста стоит городская дума.

Почему то вначале мы пошли не в собор, а в церковь царевича Димитрия, что “на крови”. “Наше всё” Александр свет Сергеевич вслед за Карамзиным заклеймил Бориса Годунова печатью царе- и детоубийцы. На самом деле всё не так просто. Димитрий был незаконнорожденным от седьмого брака царя Ивана, не признанного церковью. Кроме того в ту пору благополучно здравствовал и царствовал его старший брат Фёдор Иоаннович, так что особого резона убивать Димитрия у Бориса Годунова не было. Гибель царевича позже привела к смуте, гражданской войне и иностранной интервенции в ходе которой Углич разорили и сожгли “поляки и казаки”.

Углич. Церковь царевича Димитрия “на крови”

Церковь царевича Димитрия построена “к столетней годовщине” на месте гибели отрока. Яркий праздничный облик храма как то не соответствует месту трагедии.

При входе в церковь написана фреска царевича Димитрия с ножичком в руке.

Росписи храма уникальны и по сюжетам, и по манере исполнения. Невысокая сводчатая трапезная расписана на темы сотворения мира и грехопадения.

Начало книги Бытия: ” и тьма была над бездною и дух Божий носился над волнами”.

Дни творения.

Грехопадение.

Изгнание из рая.

Иконостас церкви написан в конце XVII века.

На стенах четверика мастера написали Символ веры. Я приведу часть из 12 членов. “Верую… и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго,

Распят же за ны при понтийском Пилате и страдавшего,

Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

…и жизни будущаго века. Аминь.

Западная стена, обычно занятая Страшным судом, представляет историю гибели царевича Димитрия.

Здесь же находятся угличский ссыльный колокол.

носилки, в которых мощи царевича перенесли в Москву в Архангельский собор.

и икона-мощевик царевича Димитрия. В неё вделаны орешки, которые по преданию были в руке царевича в момент гибели.

Неподалёку у стены “палат царевича Димитрия” стоит памятник, созданный Александром Рукавишниковым в 2015 году по образу картины Михаила Нестерова “Царевич убиенный”.

Затем пошли смотреть…

Углич. Палаты удельных князей

Это малая часть хором удельного князя Андрея Большого, построенных во второй половине XV(!) столетия. Сохранился только двухэтажный каменный терем, реставрированный в самом конце XIX века академиком архитектуры Султановым.

Архитектор переложил старинные своды и добавил пышное шатровое крыльцо.

Мы попали только на первый этаж палат: собрались было на второй, да подошла толпа с теплохода, зашли попозже, но кованая дверь оказалась заперта. Зато на первом этаже нам попались интересные артефакты: вериги юродивого весом килограмм 15.

Меры веса и объёма сыпучих тел: четверть (6 пудов), которая делилась на осьмину, полуосьмину и четверик.

Изящные туфельки, которые носили богатые горожанки в XIX веке.

Углич. Спасо-Преображенский собор

поражает не столько архитектурой, типичной для XVII века, сколько дивными росписями в совершенно европейской манере. Собор построили не в XVII, а в начале XVIII столетия. Предшествующий каменный храм, возведённый при Андрее Большом в XV веке, пережил польско-литовское нашествие, хоть и пострадал от пожара. Однако стены и своды дали трещины и спустя сто лет решено было построить новый собор.

Мощный четверик собора перекрыт сомкнутым сводом и увенчан пятиглавием. Сверху на фасадах видны ложные закомары. Всё-всё, продолжения архитектурного анализа не будет

Успенская Чудная церковь

Церковь Успения Пресвятой Богородицы — выдающийся монумент древнерусского зодчества XVII века, построен в 1628 году. Здание поражает как своим совершенством, так и уникальной, необыкновенной схемой построения. Храмовая часть строения заканчивается 3-мя шатровыми главами, образующими вроде бы трезубую корону. Устремленные ввысь шатры строения, размещенного на возвышенности, присваивают зданию грациозность и легкость.

К маленькой храмовой части примыкает трапезная. Мощный столб в центре трапезной поддерживает своды. В нижнем этаже церкви были служебные помещения. Ранее с северной стороны к церкви примыкало парадное крыльцо. Декоративное убранство церкви робко и просто, любая деталь подчеркивает общие пропорции храма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: