25 главных мечетей казани

Полезная информация для посетителей

Мечеть имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Кроме самого храма, на территории прихода стоят деревянный дом муллы и двухэтажное здание медресе.

Мусульманский храм действующий. Туристы могут попасть внутрь в любое время, кроме намазов. Всех желающих пускают в мечеть свободно, независимо от вероисповедания. Гостей просят уважать мусульманские традиции. Посетители перед входом снимают обувь. Женщины должны входить в храм с покрытой головой и в одежде, которая закрывает колени и плечи. Деревянная лестница в минарете изрядно обветшала, поэтому для туристов эта часть храма недоступна.

Одна из особенностей старинной мечети – кошки. Местные жители и имам подкармливают животных, поэтому кошки любят собираться возле храма. Туристов просят по возможности тоже брать угощение для кошек.

История строительства мечети

Каменная мечеть появилась в конце XIX столетия, но история храма началась намного раньше. В начале XIX века юго-западные окраины города стали заселяться работниками мыловаренных заводов, которыми владели Китаевы, Апанаевы и Юнусовы. В 1804 году возник мусульманский приход, и на деньги Габдельмазита Абубакирова был построен небольшой деревянный храм. Первая одноэтажная мечеть без минарета стала духовным центром для местных рабочих.

В 1851 году один из самых богатых купцов Казани и городской глава Мустафа Назирович Азимов выделил средства, на которые был возведен новый деревянный храм с минаретом. В это же время состоятельные заводчики Крестовниковы выстроили неподалеку самую большую в губернии фабрику, где варили мыло и стеарин. Количество рабочих-мусульман в Казани резко выросло, и район города или «махалля» стали называть «Заводским».

Стеарин и мыло охотно покупали по всей России, производство ширилось, а жителей Заводского района становилось все больше. В 1886 году в махалля было уже 57 домовладений, в которых жили 450 душ мужского пола. По правилам российской статистики тех времен женщин и детей в подушный учет не включали.

Верующим требовалась более вместительная мечеть, и они попросили разрешения для ее строительства у городских властей. Спонсировать стройку взялся сын Мустафы Азимова – купец первой гильдии и владелец двух фабрик Муртаза Азимов. Старое здание мечети не было сломано. Его разобрали и аккуратно перевезли в деревню Чита Лаишевского уезда.

В 1887 году прихожане Заводского района получили разрешение на возведение новой мечети. Кто был автором проекта не известно. Кирпичное здание строили три года. Храм принял верующих в 1890 году, уже после кончины своего благодетеля – купца Муртазы Азимова.

Примечательно, что в Азимовской мечети служили два поколения священников из одной семьи. С 1849 по 1888 год приход возглавлял Абдулвали Абдулгафаров, а потом его сменил сын – Хисаметдин. Именно он организовал при храме магометанское училище на 60 человек.

Для медресе «Гаффария» было построено одноэтажное здание рядом с мечетью. Когда появился каменный храм, медресе сделали двухэтажным. В 90-е годы XIX века в этих стенах обучался известный татарский драматург Галиаскар Камал.

Архитектурные особенности мечети

Старая мечеть заметно выделяется среди соборов и храмов Казани. Она была построена в период эклектики. В конце XIX века архитекторы стремились возрождать старые традиции, но не копировали прошлое целиком. Азимовская мечеть вобрала все лучшее, что было создано на протяжении столетий, и стала выдающимся памятником культовой исламской архитектуры.

Казанский храм относится к типу двухзальных мечетей-джами. Пятигранный михраб ориентирован на Мекку, поэтому здание стоит по диагонали углового участка. Входы в мечеть ведут с улицы и со двора. Стройный минарет высотой 51 м пристоен с северного торца.

Прямоугольное здание окрашено в нежно-зеленый цвет, имеет скругленные углы и пологую четырехскатную крышу. Под основными молельными залами располагается освещенный цокольный этаж с двумя рядами колонн. Сегодня здесь находятся вспомогательные помещения и молельный зал для женщин.

Трехъярусный минарет стоит на собственном фундаменте, как это было принято в древних минаретах Константинополя. Высокая башня увенчана красивым ребристым шатром, а внутри расположена винтовая лестница, которая выводит на площадку для муэдзина. Минарет освещается за счет небольших щелевидных окон.

Круглую площадку наверху украшает ажурная металлическая ограда. На вершине минарета и в орнаменте ограды храма видны шестиугольные звезды. Знак гексаграммы используют многие религии, в исламе этот символ называют «печатью Сулеймана».

Нельзя не восхищаться великолепным декоративным убранством казанского храма! Фасады здания покрыты затейливой белокаменной резьбой. На стенах можно увидеть узоры в виде «сельджукской цепи», кессоны, «сталактитовые» карнизы, узкие лопатки на ребрах минарета и другие архитектурные приемы, которые призваны подчеркнуть особую красоту мечети.

Анфиладные залы освещают восемь пар высоких окон. Стрельчатые переплеты и многолепестковые окна-розетки с цветными витражами очень эффектно смотрятся на просвет.

История храма в XX веке

В 1930-е годы страна активно боролась с религией. По постановлению Центрального исполнительного комитета республики Татарстан мусульманский приход закрыли, а внутренне убранство храма полностью уничтожили.

В советское время о существовании бывшей мечети мало кто знал. Добротное здание из кирпича использовалось под разные нужды. Внутри размещалась школа киномехаников, куда приезжали учиться со всего Татарстана. Цокольный этаж был разделен на учебные классы, в которых стояли парты и кинопроекторы.

Красивый храм не снесли только потому, что он находился рядом с огороженной территорией закрытого предприятия «Радиоприбор». На заборе секретного завода висела табличка «Иностранцам проход запрещен». Рассказывают, что охранники проявляли такую бдительность, что не подпускали близко к предприятию не только иностранцев, но и жителей Казани.

В те времена стены здания были окрашены в мрачный краснокирпичный цвет. О том, что это была мечеть, напоминал только высокий минарет. В 1950-е годы в бывшем храме устроили кинотеатр. По воскресеньям здесь собирались жители окрестных улиц и смотрели новинки советского кинопроката. Иногда на премьерные показы приезжали даже актеры из столицы СССР.

Прихожанам храм вернули в 1989 году. В начале 1990-х годов была проведена реконструкция мечети по проекту архитектора Рафика Вагизовича Билялова.

Внутреннее убранство

Внутри мечеть не менее красива, чем снаружи! В оформлении использованы восточно-мусульманские мотивы, которые создают романтический образ храма. Великолепный декор интерьера и выверенные пропорции рождают у посетителей чувство восхищения и торжественности.

Широкий стрельчатый портал и боковые двери с цветными витражами связывают между собой первый и второй молельные залы. Плоское перекрытие поддерживают четыре стройные колонны, а нежно-голубые стены освещает большая золоченая люстра из хрусталя.

Глубокая ниша михраба – места, которое обращено к Мекке, поражает даже искушенных ценителей декоративного искусства. Боковые стены михраба покрывает изысканный резной орнамент из камня, а по сторонам можно увидеть золоченые цитаты из Корана.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: