История
Вид на Дом Ушковой с улицы Лобачевского
Во время учёбы на естественном факультете Казанского университета Алексей Ушков (1879—1948) — один из сыновей владельца предприятий «Товарищества химических заводов П. К. Ушкова и К°» К. К. Ушкова и внук чайного магната А. С. Губкина — женился на Зинаиде Николаевне Высоцкой — дочери Николая Фёдоровича Высоцкого (1843—1922), профессора хирургической патологии.
В качестве свадебного подарка для жены Алексей Константинович заказал архитектору-строителю Казанской художественной школы и Казанского университетаКарлу Людвиговичу Мюфке проекты перестройки домов в Москве (особняк Ермолова на Пречистенке, 20) и в Казани (здания на Воскресенской улице). О том, кто занимался перестройкой московского здания, точных сведений нет. Реконструкцию казанских зданий осуществил сам К. Л. Мюфке. Оба были выполнены в смешанном стиле с преобладанием ампира и барокко.
Дом Ушковой был реконструирован в 1904—1908 годах (по другим сведениям, в 1903—1907 годах) из трёх домов, располагавшихся на Воскресенской улице. Архитектор был настолько увлечён работой, что даже иногда пренебрегал своей безопасностью:
Он сломал два ребра, но работу не оставил и, отряхнувшись, мужественно полез на леса.
Здание было умело вписано в окружающее пространство. Круговой эркер выполнен по мотивам Воскресенского собора, стоявшего напротив северного фасада. Непосредственно у северного фасада дома, на углу Воскресенской улицы и улицы Лобачевского (бывшей Баратаевской), находится небольшой сквер Лобачевского, в котором стоит памятник Н. И. Лобачевскому. Напротив главного фасада, через улицу, находятся Ректорский дом, а также западное крыло главного здания Казанского университета, пристройкой которого также занимался Мюфке.
Большая часть помещений здания с момента постройки сдавались внаём — под жильё и коммерцию. Например, на первом этаже располагались магазины.
После Октябрьской революции собственность Ушковых была экспроприирована. В 1919 году Дом Ушковой стал главным зданием Центральной губернской библиотеки (с 1923 года — Центральная городская библиотека им. В. И. Ленина, с 1934 года — Областная библиотека им. В. И. Ленина, с 1941 года — Республиканская библиотека им. В. И. Ленина, с 5 ноября 1991 года — Национальная библиотека Республики Татарстан) — одной из крупнейших библиотек Поволжья.
В 2020 году начался процесс переезда библиотеки в новое здание — бывший Национальный культурный центр «Казань». На новом месте библиотека открылась 1 сентября 2020 года, дом Ушковой ожидает реставрация и новое использование.
В доме прекрасно сохранилась первоначальная внутренняя планировка и отделка интерьера.
Постановлением Совета Министров Татарской АССР № 21 от 13 января 1961 года здание было поставлено на охрану как памятник архитектуры местного значения. Указом Президента Российской Федерации № 176 от 20 февраля 1995 года Дом Ушковой признан памятником градостроительства и архитектуры федерального значения.
Интересные факты
- Зинаида Николаевна и Алексей Константинович Ушковы расстались через три года после свадьбы, решив предоставить друг другу полную свободу. А. К. Ушков женился повторно на Александре Михайловне Балашовой, прима-балерине Большого театра. Они жили на Пречистенке в доме по соседству с З. Н. Ушковой.
- Полученной за работу над домом Ушковой суммы К. Л. Мюфке хватило на строительство собственного дома: «особняка Мюфке» на Кирпично-Заводской улице (ныне — улица Хади Атласи, 28).
- В заставке передачи Код молодости (проекта Fam TV) использованы интерьеры лестницы Национальной Библиотеки ведущей на второй этаж, а также белая сакура, и дверные ручки в виде драконов.
Описание
Дом Ушковой представляет собой двухэтажное оштукатуренное кирпичное здание, имеющее в плане форму незамкнутого каре с несколькими небольшими плоскими ризалитами на фасадах.
Внутренняя планировка дома построена по анфиладной системе и отвечает назначению помещений: на верхнем этаже располагались жилые парадные комнаты; на нижнем этаже располагались торговые залы, отделённые коридорами от подсобных помещений.
Входы в торговые помещения размещались на уличных фасадах. Парадный вход в дом находится почти в центре главного фасада. Архитектурная композиция, декоративное убранство фасадов и интерьера, несмотря на разнохарактерность стилей, отличаются высоким мастерством. Два одинаковых по высоте объёма сопрягаются под прямым углом, где на кронштейне помещён круглый эркер, увенчанный куполом, прорезанным люкарнами.
Нижний этаж, стоящий на невысоком цоколе, прорезан глубоким горизонтальным рустом и обработан «под шубу»; почти квадратные витрины окна обрамлены профилированной тягой и завершены ажурными металлическими сандриками. Между этажами проходит антаблемент с узкими горизонтальными филёнками во фризе.
Верхняя часть фасадов декорирована лепным орнаментом с элементами барокко. Для подчеркивания наиболее важных композиционных частей здания в орнамент включены изображения орлов, драконов. Окна верхнего этажа частично прямоугольные и частично с лучковыми перемычками, обрамлены наличниками. Обработка прямоугольных окон очень пышна: перевитые гирлянды и пилястры, несущие полукруглые фронтоны с картушами. Окна с лучковыми перемычками украшены более скромными сандриками с лепниной. Металлические решетки балконов стилистически подчинены основному декору фасада. Венчающий карниз украшен модульонами. Над ризалитами размещаются аттики.
Согласно вкусам конца XIX — начала XX веков каждое помещение отделано в своём стиле (неоготика, бонапартистский ампир, рококо, псевдовосточная стилистика). Мебель в комнатах была подобрана соответственно стилям. Полы почти во всех помещениях из наборного паркета.
Находящийся на втором этаже парадный зал выполнен в стиле ампир: потолки покрыты богатым орнаментом, включающим военную атрибутику (щиты, мечи, орлы, изображения Горгоны, крылатых львов и коней) и вензели «N» («Наполеон»). Десюдепорты лакированных дверей украшены горельефами орлов.
Оригинальный витраж
Стены бывшей столовой обшиты панелями из морёного дуба, а потолок обработан в виде кессонов, в готических мотивах.
В помещении бывшей гостиной, отделанной под рококо, сохранился камин из тёмного мрамора, в ампирных формах.
Главным украшением мавританского зала являются двери, покрытые арабской вязью. Жемчужиной особняка считается «сад-грот» — зал верхнего этажа, напоминающий пещеру: с потолка свисают сталактиты, в расщелинах стен, облицовка которых выполнена из природного ракушечника, пробиваются вьющиеся растения. В огромном аквариуме сохранились раковины, камни, фонтанчик в виде диковинной рыбы.
Интерьер парадной лестницы исполнен в «китайских» мотивах (в духе «Шинуазри») с живописными витражами-картинами, расписанными стенами-панно, обрамлёнными деревом, с имитацией под бамбук, с драконами в ограждении лестницы и на двери.
Кроме того, сохранились витражи на лестнице работы мастерской Шарля Шампиньоля, знаменитого французского мастера.
Исторические жилые дома, в которых уже никто не живет
Дом Кекина
Эффектный дом, расположенный на стрелке улиц Горького и Галактионова, был построен в начале XX века; причём официальное открытие состоялось в 1905 году, а вот первые объявления о сдаче здесь помещений начали появляться в газетах за два года до этого! До революции здесь располагались разного рода учреждения — частная гимназия, правление Казанского округа путей сообщения, винно-бакалейный магазин, галантерейная лавка. А после верхние этажи были перестроены под жилые помещения, и до 2001 года здесь ещё жили люди. Им пришлось рассселиться в рамках Программы ветхого жилья — состояние дома было критическим. А теперь в полностью отреставрированном здании снова кипит жизнь — правда, только офисная и ресторанная.
В доме Кекина вплоть до 2001 года жили люди. Фото: Урбан Медиа
Дом Каретникова
Дом №68 расположился в самом сердце города — на улице Баумана. Его построили в 1888 году и сначала он был одноэтажным. В 1911 году появился и второй этаж, а в здании разместилась гостиница «Бристоль» — впрочем, ненадолго. После революции гостиничные номера преобразовали в квартиры, и до программы переселения из ветхого жилья здесь жили люди. Сейчас дом уже не жилой, как впрочем и большинство домов на улице Баумана.
Верхние этажи этого дома раньше были жилыми. Фото: Урбан Медиа
Первый дом Адольфа Пора
Этот дом в стиле модерн по адресу ул
Гоголя, 29, построенный на рубеже XIX и XX веков, сразу привлекает внимание. Благодаря тому, что его сложная конфигурация с элементами необычной формы, однозначно указывает на стиль модерн, он был признан памятником архитектуры и уцелел
Изначально принадлежал лектору французского языка Казанского университета Адольфу Пору, а потом его вдове. Сейчас дом уже много лет нежилой, его бережно восстанавливают.
Но если вам попадётся объявление о продаже квартиры в «Доме Пора», не спешите радоваться находке — имеется в виду современный ЖК «Дом Пора», который построен по соседству, на месте второго дома, который принадлежал Адольфу Пору. Оригинал сгорел чуть больше двадцати лет назад, и фасад реплики довольно успешно притворяется историческим. А вот цены — нет.
Особняк Адольфа Пора украшает улицу Гоголя. Фото: Урбан Медиа
Дом Дротоевского
Дом с изящным фасадом по адресу ул. Карла Маркса, 56/11 был построен в 1837 году и долгие годы переходил из рук в руки — сначала им владел помещик Дротоевский, с 1870-го года — его дочери, после, с 1880 по 1892 год, им владел купец Криваксин, с 1903 года — купец Молотков. Раньше дом был жилым, но уже более 10 лет там никто не живет — его восстанавливают как офис комитета по охране памятников РТ.
Дом Соболевых
Дом №35 на первой линии улицы Карла Маркса был построен более полутора веков назад, в 1851 году, и до сих пор украшает архитектурный ансамбль улицы. Первым владельцем дома был чиновник Левшин, в собственность Соболевых он перешёл в конце 1870-х годов. В 1888—1891 годы здесь жил учёный-химик Александр Михайлович Зайцев. А сейчас уже никто не живёт — в здании расположилось представительство компании КАМАЗ.
Дом Соболевых теперь является офисом. Фото: Урбан Медиа
Дом Александрова
В доме №16 по улице Карла Маркса теперь работает страховая компания. А в 1842 он был построен для известного торговца чаем купца Александрова и до революции, да и после революции использовался как жилой. С момента постройки дом был отреставрирован, но его первоначальный облик был бережно сохранён.
Дом Александрова служит офисом. Фото: Урбан Медиа
Дом Аристова
Ещё один пример дома с отлично сохранившимся фасадом — дом Аристова по адресу ул. Большая Красная 60/35. Он был построен в конце XIX века, а с 1910 по 1930 год здесь жил видный учёный-физиолог Александр Филиппович Самойлов. В 2021 году с разрешения Комитета охраны объектов культурного наследия Татарстана дом был отреставрирован — был проведён ремонт фасадов, кровли и внутренних помещений. Когда-то здесь располагалось Окружное Артиллерийское Управление, а сейчас в этом здании размещается детский сад №15.
В доме Аристова сейчас располагается муниципальный детсад. Фото: Урбан Медиа
Конечно, исторических домов, которые до сих пор используются, в Казани намного больше. Просто большинство уже перестали быть жилыми; самое распространённое назначение подобных построек в наши дни — размещение кафе и ресторанов. Особенно, если у дома удачное расположение. Как, например, у павильонов бывшего Хлебного базара на «казанской Рубинштейна», улице Профсоюзной, где по ночам кипит клубная и барная жизнь.
А как вы относитесь к жилью в домах с историей? Хотели бы квартиру в подобном здании? Или вас больше привлекают казанские новостройки?