Потешный дворец: история, описание, фото

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

В 1505 г. скончался Иван III. Его последним деянием стала закладка на Соборной площади нового храма, который бы стал его усыпальницей. Заканчивать собор пришлось его второму сыну Василию, который, не слишком полагаясь на собственные таланты, не столько проводил свои начинания, сколько завершал отцовские замыслы. И в этом преуспел. Через три года после смерти Ивана III собор был готов и освящен во имя Архистратига Михаила. Туда перенесли все мощи прародителей великого князя, присоединив к ним прах Ивана III. С этого почтительного жеста и началось княжение Василия. C тех пор внешне собор мало изменился.

Одним из последних погребений в его истории стало помещение сюда останков Ивана Алексеевича, брата Петра I. После этого царей стали хоронить в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Единственным исключением в 1730 г. стал Петр II, скоропостижно скончавшийся в Москве. Дальнейшая участь храма повторила судьбу всех кремлевских соборов: в 1917 г. он пострадал при обстреле большевиками, после чего был закрыт, а ценности расхищены (реквизированы) новой властью.

Когда сносился Вознесенский монастырь, в подклет собора перенесли 35 усыпальниц русских цариц и великих княгинь, до того хранившихся в уничтоженной обители. С 1955 г. собор функционирует в качестве музея.

История

После прихода к власти новой династии — Романовых, в кремле начинается строительство дворцовых помещений, которые отражали представления о том, как должна выглядеть царская резиденция. Сначала на территории крепости появился царский дворец с каменными жилыми покоями, позднее его стали называть Теремным дворцом. Затем был возведен Патриарший дворец для патриарха Никона. В 1651 году были выстроены боярские хоромы для Ильи Дмитриевича Милославского, который приходился царю Алексею Михайловичу тестем. Позднее их стали называть Потешным дворцом.

Для строительства была выбрана территория рядом с царской резиденцией, однако стоит отметить, что место было не самым удачным — участок был сильно вытянут, с одной его стороны находилась крепостная стена, а с другой узкая улица, что повлияло на архитектуру здания. Оно состояло из парадного и хозяйственного дворов, соединенных проездной аркой. Сооружение украшал белокаменный резной декор, который отделял этажи друг от друга, расположение жилых помещений было схоже с анфиладной планировкой.

Интересной архитектурной особенностью стала домовая церковь Похвалы Богородицы, расположенная над средней частью восточного фасада дворца. По канонам алтарь церкви не должен был находиться над жилыми помещениями нижнего этажа, поэтому его вынесли наружу. Для этого было придумано интересное решение — архитектор спроектировал наклонные машикули, поддерживающие алтарь церковного сооружения. В основе этой опоры находятся прочные белокаменные блоки, вставленные в кирпичную кладку. Такое решение нетипично для русской архитектуры, возможно, его увидел сам Милославский во время поездок в Германию или Голландию, есть предположения, что там он мог нанять мастеров, которые занимались постройкой дворца.

pavlov-kld

В одной из частей сооружения имелась плоская крыша с висячими садами, ее использовали как церковную паперть. После смерти Милославского хоромы отошли в казну, позднее к ним пристроили каменный переход, соединяющий их с дворцом царя. Во дворце жили члены царской семьи, со временем здесь стали проводиться потехи — театральные представления, которые с удовольствием посещали представители правящей династии и придворные. В силу этого дворец стали называть Потешным. Известно, что выступала на сцене и царевна Софья, дочь Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской.

С приходом к власти Петра I во дворце стало размещаться полицейское управление, после переноса столицы в Санкт-Петербург и отъезда царского двора в здании проживал комендант крепости, и размещались службы канцелярии. В 1806 году сооружение было перестроено — завершение церкви разобрали, а фасады приобрели характерные особенности неоготики. Во второй половине XIX века архитектор Шохин провел работы по возвращению зданию исконной архитектуры, однако это не было полноценной реставрацией, имела место лишь стилизация.

После прихода большевиков к власти в самом Потешном дворце и его пристройках жили со своими семьями члены Совета народных комиссаров. Известно, что несколько лет во дворце находилась квартира Иосифа Сталина и его семьи. С этим связана и трагическая история — в одной из комнат сооружения совершила самоубийство его жена Надежда Аллилуева.

В 1970-е годы проводились исследования дворца, реставраторы разработали проект воссоздания глав домовой церкви, который удалось реализовать только в начале 2000-х годов. В ходе реставрации фасадов на наличниках парадного этажа удалось обнаружить белокаменную резьбу, на которой можно увидеть изображения реальных и фантастических животных, цветы, сцены рыцарских турниров. Была отреставрирована часть фасадов, которым возвратили исторический цвет. Работы коснулись и некоторых интерьеров сооружения, в ходе которых специалисты обнаружили интересные детали — белокаменный кессонированный потолок и орнаментальные росписи на стенах.

В наши дни во дворце размещаются служебные помещения Комендатуры Кремля.

Татьяна Лискер

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА

Иван III пригласил итальянских инженеров Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари для строительства княжеского дворца, какого еще не было на Руси. Уже в 1485 г. Марко Руффо начинает возводить Казенную палату, которая предназначалась для хранения казны, затем Марко заканчивает Набережную палату, которая становится первым зданием на княжеском дворе. Но венцом всего замысла должна была стать Грановитая палата, задуманная как один огромный парадный зал.

Здание должно было производить ошеломляющее впечатление и на иностранных послов, и на подданных. Расписали Грановитую палату только при царе Федоре Иоанновиче, на стенах есть посвященная ему композиция. Главная идея — прославление царской власти, напоминание о предках и религии. Входили в палату через Святые сени, в которые государь поднимался по Красному крыльцу. Когда был введен обряд царского венчания, именно по его устланным коврами ступеням поднимался царь, приняв в Успенском соборе корону из рук патриарха. Отсюда кланялся в пояс народу.

Имелась особая потайная комната для цариц, которым запрещалось присутствовать на церемониях, но они могли следить за происходившим через специальное окошко. В Грановитой палате проходили все торжественные церемонии и государственные мероприятия: объявлялось имя престолонаследника, заседали земские соборы, отмечались победы русского войска. В 1552 г. Иван Грозный праздновал здесь взятие Казани, в 1709 г. Петр I — полтавскую победу и в 1721 г. — заключение Ништадтского мира, означавшего конец Северной войны.

В красном углу палаты стоял резной царский трон из темного дуба, на котором монарх восседал во время официальных торжеств. Начиная с XVIII в. нижний этаж палаты использовался в качестве караульного помещения, а в XIX в. стал гауптвахтой. Сейчас в нем размещается резиденция патриарха Московского и всея Руси.

Летний сад – детище императора

Грандиозные насаждения, названные Летним садом, Пётр I решил создать в том месте, где соединяется река Фонтанка с Невой. Выбранное императором место для Летнего сада оказалось островом, который с севера омывала Нева, с юга – река Мойка, на востоке граница – правый берег Фонтанки, с западной стороны прорыли канал, названный Лебяжьей канавкой.

По замыслу Петра, Летний сад заложили ранней весной 1704 года. Начало работ оказалось очень сложным и трудоёмким делом. Для осушения топкой болотистой местности привозили плодородную землю, рыли каналы и пруды, создавали твердую поверхность, чтобы посадить деревья.

Зелёные насаждения

Со всей России и Западной Европы в Летний сад привозили саженцы дуба, лип, вязов и клёнов, рябины и ели, кедра и пихты, коренья белых лилий и кусты душистой сирени, луковицы голландских тюльпанов и семена лекарственных трав. Индийские деревья и травы доставляли на кораблях.

В Летнем саду выращивали фруктовые деревья, ягодные кусты и овощи. Здесь росли яблони и вишни, груши и смородина. Между деревьями на грядках – петрушка и морковь, свёкла и бобы, огурцы и душистые травы. Для хранения в зимнее время тропических деревьев и кустов здесь построили девять оранжерей.

Планировка сада

Под контролем царя в саду работали русские и иностранные архитекторы, садовники и огородники. Геометрически правильная территория будущего парка делилась продольными, лучистыми и поперечными аллеями.

На центральную аллею, широкую и продольную, выходят фигурные цветники. За цветниками – аллеи молодых лип. Кроны деревьев подстригали в форме куба, шара или пирамиды. Рассаженные вдоль прямых аллей подстриженные деревья образовывали стены-шпалеры высотой 3 метра.

Фонтаны

Особую роскошь придавали Летнему саду фонтаны: 50 водомётов, устремлённых вверх, соперничали по красоте со знаменитыми фонтанами Версаля. Водоёмы фонтанов изготовляли из мрамора, украшали раковинами и резным деревом, мрамором и свинцовыми позолоченными вазами.

Постоянное журчание струй воды, рябь и всплески в огромных чашах, сверкающие перламутром и серебром брызги наполняли сад жизнью.

Неподалёку от центральной аллеи по велению Петра вырыли огромный овальной формы пруд, в центре которого устроили небольшой островок с красивой беседкой.

Временами на остров прибывал император, которого перевозил по воде на небольшом челне придворный карлик, ловко управляясь с посудиной. Здесь царь в тишине и одиночестве обдумывал государственные дела.

Скульптуры и павильоны

В Летнем саду строили Лабиринты – запутанную планировку дорожек, пересекающихся между собой. Площадки, образованные такими дорожками, украшали фонтанами, беседками и скульптурами. Летний сад украшают 200 скульптур: герои античной мифологии, учёные и философы древнего мира.

В 1714 году построили Грот – красивейший садовый павильон, украшенный разноцветным мрамором и раковинами, резными мраморными нишами, скульптурами и органом. Яркая роспись купола, зеркала и резьба, декоративные тропические растения и мраморные полы дополняли убранство Грота, который называли диковинкой Петербурга.

Осуществилась мечта русского императора. В безоблачный день в саду всё струилось, переливалось, сверкало, воздух наполнялся ароматом душистых трав и цветов, слышалось журчание фонтанов и пение птиц.

С середины XVIII века Летний сад перестал считаться царской резиденцией и его разрешили посещать петербургской знати, а с 1755 года сад открыли для публичных гуляний. Так Летний сад стал лучшим местом Петербурга для прогулок и отдыха.

Археологические окна на Ивановской площади

Археологические окна – общеизвестный способ показывать культурные слои, так называемые «порталы в прошлое», в которых можно увидеть фундаменты утраченных монастырей и дворцов. В 2017 году на Ивановской площади были открыты два археологических окна. Это конструкция, позволяющая под стеклом увидеть место раскопок.

C середины XX в

Кремль привлекает пристальное внимание археологов. Тем не менее, он недостаточно изучен: современные функции Кремля как места размещения высших органов государственной власти долгое время сдерживали археологические работы

Демонтаж 14-го корпуса Московского Кремля, построенного в 1930-1932 гг., открыл уникальные возможности не только для археологического изучения восточной части Кремлёвского холма, но и для наполнения современного ансамбля Кремля подлинными элементами наследия, раскрывающими его исторический облик.

ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА

Со времен Ивана III на территории Московского Кремля располагалась Казённая палата. В 1737 г. (при императрице Анне Иоанновне) Казенная палата сгорела. Уцелевшие ценности перенесли в Теремной дворец, а старое здание разобрали. В 1806–1810 гг. главный архитектор Москвы И. В. Еготов построил для хранения кремлевских сокровищ новое здание — Оружейную палату.

По свидетельствам современников, Оружейная палата представляла собой огромное здание, не уступавшее размерами Арсеналу. В 1812 г. ценности из Оружейной палаты перевезли в Нижний Новгород, а в 1814 г. возвратили обратно. Палата, открытая для посещений, стала первым кремлевским музеем.

Однако здание плохо подходило для хранения ценных экспонатов, поскольку не отапливалось и было пожароопасным. В 1920-х гг. во время кампании по изъятию церковных ценностей в Оружейную палату свозили сокровища из церквей и монастырей. Сюда же стекались экспонаты из частных коллекций, после чего в ней открылся Музей прикладного искусства. В 1967 г. на нижнем этаже Оружейной палаты разместилась выставка «Алмазный фонд».

Дальнейшая судьба

Потешный дворец в Кремле, будучи изначально жилым помещением, впоследствии превратился в место для проведения театрализованных представлений для царской семьи, откуда он и получил свое название. Потом здесь проживали царевны. Однако при императоре Петре I он утратил свое предназначение: новый правитель, который основной культурный центр перенес в Петербург, расположил здесь Полицейский приказ. В начале XIX века здесь располагался штаб коменданта Москвы.

В этом же столетии был составлен план по перестройке дворца. Архитектор И. Еготов решил переделать восточный фасад и сделать его главным в здании. Поэтому к дворцу был пристроен новый, дополнительный северный фасад, а интерьеры были отделаны в популярном тогда псевдоготическом стиле. К сожалению, домовая церковь, которая являлась лучшей частью всего сооружения, при этом была упразднена. Новым элементом был пристроенный балкон на столбах в виде кубышек. Впрочем, во второй половине этого же века Н. Шохин попытался вернуть строению первоначальный вид, однако его проект был лишь слабой попыткой стилизации старого облика здания.

Историческая справка

Кремлевская крепость расположена на высоком левом берегу Москвы-реки на Боровицком холме при впадении в неё реки Неглинной. По плану, Кремль – это неправильный треугольник площадью 27,5 гектара. Южная стена обращена к Москве-реке, северо-западная – к Александровскому саду, восточная – к Красной площади.

За время своего существования кремлевская крепость перестраивалась и видоизменялось 10 раз. По сведениям историков, в 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяженностью 850 метров и площадью около 3 гектаров. Укрепление было окружено рвом шириной 16-18 метров и глубиной не менее 5. Земляной вал по ширине был около 14,5 метров и 7 метров по высоте. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Вал был укреплен дубовыми брусьями, скреплявшимися на польский манер. По сведениям исторической хроники, в 1339 году из дуба также были построены стены и башни.

Кардинальная перестройка Кремлевской крепости началось в 1366-1368 годах при великом кинязе Дмитрии Донском. Деревянные стены Кремля были заменены на стены и башни из местного белого камня. По данным археологов, каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма. По некоторым сведениям, начиная с 1485 года, на протяжении целого десятилетия белокаменную облицовку стен и башен разбирали, а на их месте возводили новую – из обожженного красного кирпича. По другим сведениям, стены и башни просто обложили красным кирпичом, не разбирая старую кладку.

Площадь крепости была увеличена за счёт присоединения значительных территорий на северо-западе и достигла 27,5 гектаров, а Кремль получил современные очертания неправильного треугольника.

Форма башен и завершение стены в виде зубцов напоминает замок Скалигеров в Вероне и замок Сфорца в Милане. Московский Кремль повторяет замок Сфорца вплоть до мельчайших деталей. Верхушки стен российской крепости венчают 1045 зубцов в форме ласточкиного хвоста – даже высота у них одинаковая (71 сантиметр). Вот и думай теперь, кто у кого скопировал дизайн… То ли итальянцы у русских, то ли наоборот. Но историки утверждают, что есть письменные свидетельства того, что для реконструкции Кремля были приглашены именно итальянский зодчие.

В 1508 году вдоль стены был вырыт ров, вода в который поступала из реки Неглинной. Кремль окончательно превратился в неприступную окруженную водой со всех сторон крепость, обособленную от разросшегося к тому времени города. При реставрации стен и башен в 1946-1950-х годах внутри их кирпичной кладки, в нижних частях и фундаментах были обнаружены белокаменные блоки, использованные в качестве заготовки. Возможно, что это и есть остатки белокаменных стен Кремля времени Дмитрия Донского.

В настоящий момент протяженность Кремлевский стены составляет 2 километра 235 метров. Стена, как бы следя за очертаниями Кремлевского холма, становится то выше, то ниже. Толщина Кремлевской стены от 3,5 до 6,5 метров при высоте от 5 до 19 метров. Здесь находится 20 башен различных высот, форм и стилей.

История дворца

В январе 1648 года молодой царь Алексей Михайлович обвенчался с Марией Милославской. Почти сразу же в Кремле началось строительство дворца для его тестя. Под палаты выбрали место рядом с Царским дворцом, где до этого стояли различные хозяйственные постройки. Земельный участок был неудобным, вытянутым, и это определило архитектуру здания. Строительные работы завершились в 1651 году, и Милославский смог въехать в новый дворец.

Вид на Потешный дворец из Александровского сада

Примечательно, что Алексей Михайлович неуважительно относился к своему новому родственнику и называл его «Ильей — не тестем». Царская немилость определялась поведением Милославских. Представители возвысившегося рода имели репутацию жадных чиновников, которые охотно брали взятки. Тесть царя и его ближайшие родственники без стеснения пользовались открывшимися возможностями при дворе и быстро обогатились. В конце жизни в Москве даже стали появляться «воровские листы». Так называли объявления на улицах города, в которых упоминался сам Милославский и его приближенные.

Боярин прожил в своих хоромах 16 лет и скончался в 1668 году в возрасте 72 лет. Через год при родах умерла его дочь и жена царя — Мария Милославская. После этих событий дворец перешел в дворцовый приказ, и бывшие боярские палаты соединили каменным переходом с Царским дворцом.

Вид на Потешный дворец и церковь Похвалы Богородицы

В 1671 году Алексей Михайлович вступил во второй брак с Натальей Николаевной Нарышкиной. Вскоре во дворце, который начали называть «Потешным», стали устраивать различные представления для царя, членов его семьи и приближенных. Царские потехи были первыми в России театральными постановками.

Основателем придворного театра считают возвысившегося при Алексее Михайловиче Артамона Сергеевича Матвеева. В истории России он остался, как один из первых «западников». Матвеев попал во дворец в возрасте 12 лет и был безгранично предан царю. Он очень ценил западные новинки и общение с иностранцами. Матвееву удалось собрать первую труппу актеров, которые развлекали государя, царицу, царевичей и царевен. Известно, что в бывших боярских палатах был впервые поставлен балетный спектакль, рассказывающий трогательную историю об Орфее и Эвридике.

Западный фасад Потешного дворца

Увеселения при дворе продлились недолго и закончились в 1676 году, когда от сердечного приступа в возрасте 47 лет умер царь Алексей Михайлович. Артамон Матвеев попал в опалу. Вдова царя Наталья Нарышкина вступила в противостояние с жаждущими власти Милославскими и вместе с сыном вынуждена была много времени проводить в Коломенском и Преображенском.

В 1679 году царица с детьми переехала в Потешный дворец. Перед этим небольшое здание расширили. Петр I недолюбливал Москву, и старался жить в других местах. Во времена его правления во дворце размещался Полицейский приказ.

Потешный дворец со стороны Троицкой башни

В начале XIX века постройку реконструировали по проекту известного российского архитектора Ивана Еготова. Смотрящий на Дворцовую улицу фасад превратили в главный и украсили его модными псевдоготическими деталями. Кроме того, к зданию для симметрии с севера пристроили крыло. После переделок, с 1806 года во дворце поселился комендант Москвы, и разместили его канцелярию.

В 70-е годы XIX века архитектор и реставратор Николай Александрович Шохин предпринял немало усилий, чтобы сделать дворец таким, каким он был в середине XVII века. Однако, в результате получилась лишь стилизация под постройку того времени.

Вид Потешного дворца со стены Кремля

В 1918 году в гараже, расположенном во дворе здания, расстреляли Фанни Каплан, которая совершила покушение на Ленина. Потом во дворце жили семьи партийных и государственных лидеров. В 1932 году в квартире Сталина застрелилась его жена Надежда Аллилуева. Трагедия произошла в одной из комнат, окна которой обращены в сторону Александровского сада.

История

Вид от Львиных ворот. Рисунок-реконструкция середины XIX века

Дворец как комендантский дом, 1884

Потешный дворец из Александровского сада, 2012

Здание строилось как жилые палаты боярина Ильи Даниловича Милославского на территории, которую с конца XVI века занимали различные хозяйственные постройки царского двора, и было закончено к 1651 году2.После смерти Милославского усадьба в 1669 году перешла в царскую казну, после чего палаты соединили сначала деревянными, а затем каменными переходами с Царским дворцом. В 1672 году в палатах для царской семьи стали устраиваться потехи — первые на Руси театральные представления, в результате чего палаты стали именоваться Потешным дворцом. С 1679 года, когда здесь поселились члены царской семьи, дворец был расширен и частично перестроен2.

Постройка Потешного дворца стала следующим, после Теремного, этапом развития каменного жилья, получившего вскоре широкое распространение в Москве. Поэтажное членение фасадов с белокаменным резным декором, близкое к анфиладному расположение жилых помещений роднят его с Теремным дворцом. Отличительной особенностью объёмно-планировочной структуры дворца является расположение домовой церкви Похвалы Богородицы, вписанной в объём здания. Она возвышается над средней частью восточного фасада. Мощные кронштейны, имитирующие машикули, выступающие на уровне парадного этажа, несут алтарь церкви, что помогло избежать неканонического расположения алтарной части храма над жилыми покоями. Плоская кровля с висячим садом с западной стороны служила папертью2. 3 марта 1681 года царица Агафья Грушецкая на оклад образа Богородицы в церкви Потешного дворца пожертвовала со своей царской шубы 46 аламов (серебряная, вызолоченная бляха, кованая или чеканная) общим весом 12 фунтов 83 золотника34.

При Петре I во дворце разместили Полицейский приказ, а в 1806 году здание приспособили под жилье и канцелярии коменданта Москвы. Перестройка дворца осуществлялась по проекту архитектора Ивана Еготова и предусматривала превращение восточного фасада, выходящего на вновь образованную Дворцовую улицу, в главный. С этой целью для симметрии было пристроено северное крыло, а фасад и интерьеры украшены модными псевдоготическими деталями. Домовая церковь при этом была упразднена и с неё сняты купола2.

В 1874—1875 годах архитектор Николай Шохин сделал попытку частично вернуть сооружению древний вид, но это была лишь стилизация, отражавшая представления архитектора2. На 1884 год в помещении был комендатский дом.

Если верить автобиографической повести Юрия Коринца «Привет от Вернера», в конце 1920-х годов в Потешном дворце жила Бронислава Генриховна Мархлевская — вдова Юлиана Мархлевского.5

В настоящее время во дворце размещаются службы Комендатуры Кремля, по инициативе которой в 2000—2004 годах на памятнике проведены реставрационные работы, в основном по восстановлению отдельных фасадов церкви Похвалы Богородицы и дворца, также — некоторых интерьеров дворца. Одной из реставрационных находок стало обнаружение на наличниках парадного этажа уникальной белокаменной резьбы с сюжетами, редкими для декораций XVII века — цветами, реальными и фантастическими зверями и птицами, рыцарскими турнирами.

Дворец после смерти Петра I

В 1725 году, после смерти Петра, дворец опустел. При Екатерине I, недолго царствующей после смерти мужа, здесь заседал Верховный тайный совет, орган высшей власти. Потом во дворце жили придворные и сановники.

При Александре I во дворец Петра I начали пускать публику. В 1903 году, к 200-летию Петербурга, во дворце открыли выставку памяти Петра Великого. В 1934 году здесь открыли историко-художественный музей.

Реставрация дворца, пострадавшего во время Великой Отечественной войны, началась сразу после Победы, и в 1947 году музей открыли для посетителей. В 2014-2018 годах проведена новая реставрация. Сегодня Летний дворец – филиал Русского музея, открытый для посетителей.

Музей Петра I знакомит с прошлым , когда Русь была Российской Империей, одной из сильнейших морских держав в мире, когда начала расцветать культура и развиваться наука, строились новые учебные заведения.

Летний дворец – образец творчества первого императора России, в архитектуре сооружения отображена личность Петра I, личность своеобразная и великая

УСПЕНСКИЙ СОБОР

К началу 1470-х гг. в Москве было лишь три каменных храма, построенных еще Иваном Калитой. Главный из них — Успенский собор — успел так обветшать, что его своды приходилось подпирать толстыми бревнами. Обратились за помощью к итальянскому зодчему Аристотелю Фиораванти, который и взялся за работу, но для начала снес стены до основания. Получился огромный храм, который уступал в размерах лишь Владимирскому собору. Успенский собор служил местом погребения почти всех московских святителей. Он многократно страдал от пожаров, обновлялся и реставрировался.

В петербургскую эпоху, начиная с Петра II, в соборе продолжали венчать на царство российских императоров. Во время Отечественной войны 1812 г. собор был осквернен и разграблен французскими солдатами, хотя наиболее ценные святыни успели эвакуировать в Вологду. В 1813 г. собор пришлось заново освящать. В августе 1917 г. в нем состоялся Поместный собор Русской православной церкви, в октябре принявший решение о восстановлении патриаршества в России.

В советское время храм закрыли для богослужений, организовав в нем музей. А в 1960 г. Успенский собор перешел в ведение Министерства культуры СССР. До сих пор лишь в отдельные дни в нем совершаются богослужения. В настоящее время храм именуется Патриаршим кафедральным собором.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: