Обелиск Перу I
На пригорке, который сегодня именуется Гремяч, установлен уникальный обелиск, посвященный достижениям великого императора Петра Первого. Камни в основании этого мемориального комплекса заложен в 1850 году. Официальное открытие происходило в 1852 году. Строительство обелиска шло по плану архитектора П. С. Кампиони.
Во время открытия этого скульптурного шедевра присутствовали как местные жители из Переславля-Залесского, так и население окрестных деревень, а также высокопоставленные чины из Москвы и Петербурга. Памятник представляет собой высокую мраморную стелу, вершину которой венчает двуглавый орел – символ российской государственности, который стоит на золотистом ядре.
Немного ближе к Белому дворцу установлен дополнительный памятник легендарной личности. Эта скульптура бронзового царя была создана совсем недавно. Здесь молодой Петр Великий раскинул руки под безграничной далью озера, незримо указывая путь всем странникам в музейный комплекс.
Ботик Петра I – это удивительный музейный комплекс, который позволяет гостям провинциального городка узнать подробности развития российского флота. Экспозиция музея порадует своей красочностью. В рамках выставки представлены уменьшенные копии знаменитой флотилии, которую строил здесь в свои юношеские годы великий российский император – Петр I.
Потешная флотилия
В 1692 году Пётр I заложил на горе Гремяч у села Веськово верфь, где строились ладьи потешной флотилии для плавания по Плещееву озеру.
Флотилия была спущена на воду 1 мая 1692 года. Для этого торжества явилось сюда потешное войско, чтобы приветствовать рождение русского флота. Недалеко от дворца, слева от него, они устроили небольшое возвышение, поставив тут свои пушки, сами выстроились в боевой порядок и только ждали первого движения нового флота, чтобы встретить его залпом оружий. Место, устроенное ими, с того времени называют «Гремяч», от грома пушек, как говорят жители села Веськова, из которых палили во время спуска флотилии в озеро.
Царская «потешная» флотилия
Первым кораблям на Плещеевом озере предшествовали «потешные» войска Петра I. Он создал их, будучи еще тринадцатилетним подростком, в 1685 году в селах Воробьеве и Преображенском. Интерес юного государя к военному делу рос, и 1686 году он завел при своей «потешной» армии артиллерию. В этом же году на реке Яузе появились первые «потешные» суда.
Памятник «Юный Пётр I» встречающий гостей музея-усадьбы «Ботик Петра I»
В 1688 году в родовом селе Измайлово Петр I нашел старый английский ботик. Но для восстановленного по приказу государя деревянного судна Яуза была маловата. И царь поехал на Плещеево озеро. Именно тогда у него родилась идея использовать переславские просторы для своего «потешного» флота. Для строительства кораблей царем был объявлен сбор денег с монастырских вотчин. Он составлял по гривне с каждого двора.
Тогда же шестнадцатилетний царь повелел основать на просторном Плещеевом озере судостроительную верфь. А руководить постройкой судов государь поставил корабельных мастеров из Голландии Карштена Брандта, Класса и Корта. Корабли начали делать возле села Веськово. Через год почти все суда были уже готовы. Но Петр был вынужден уехать в Москву, как того требовали неотложные государственные дела — в столице произошел стрелецкий бунт.
Обелиск императору Петру I в музее-усадьбе «Ботик Петра I»
Строительство возобновили в 1691 году. На берегу озера появились также деревянный дворец, другие постройки и даже небольшая церковь. Большие корабли достраивали прямо на берегу, а для спуска меньших от судоверфи к озеру был прорыт специальный канал.
В начале мая 1692 года первые «потешные» суда уже осваивали озерные просторы, а царь продолжал учиться основам судостроения и судовождения. Новый флот приветствовали громом артиллерийского салюта. И возвышенность, где тогда стояли пушки, назвали горой Гремяч. Спустя год, Петру I захотелось еще большего простора, Он уехал в Архангельск, а его первая флотилия была позабыта.
Ботный дом в музее-усадьбе «Ботик Петра I»
Точное количество «потешных» судов и их внешний вид не известны. Историки говорят о сотне разноразмерных кораблей, имеющих все необходимое вооружение и укомплектованных обученными экипажами. В некоторых источниках упоминается большой корабль «Марс», оснащенный тридцатью пушками, и яхта «Анна». Сохранился указ Петра I от 1722 года призывающий переславских воевод сохранить «потешный» флот для будущих поколений. Но судьба распорядилась по-своему — большой пожар, произошедший в 1783 году, уничтожил все корабли, которые хранились тогда в Переславле.
Вид Ботного дома с тыла
График работы
Музей-усадьба открыта с мая по сентябрь — со вторника по воскресенье с 10.00 до 18.00, по субботам с 10.00 до 20.00; а в другое время года — с 10.00 до 17.00. По понедельникам — выходной день. Нужно иметь в виду, что касса заканчивает работу на полчаса раньше времени закрытия музея.
Корабль-витрина находящийся в первом зале Белого дворца
Вход в усадьбу во время высокого туристического сезона с 1 мая по 1 октября платный, в остальное время года – бесплатный. Посещение Ботного дома и Белого Дворца платное круглый год. Посетители могут проводить любительскую фото- и видеосъемку на всей территории бесплатно.
История музея
Первый раз жемчужину России, Плещеево озеро молодой Петр I увидел еще в 1688 году. Озеро, издавна являвшееся собственностью московских правителей, просто поразило его своими размерами и красотой. Здесь и пришло решение к Петру о необходимости строительства собственного флота. Проживал государь в Переславских монастырях, то в Никитском, то в Горицком, а судоверфь для создания «потешной флотилии» расположили в устье реки Трубеж.
В период самоизоляции рекомендуем обратить внимание на онлайн экскурсии. Петр I. Петр I
Петр I
Для обучения и помощи в строительстве военных морских кораблей были приглашены мастера из Голландии: Корт, Класс и Брант.
Летом 1692 года флотилия, состоявшая из сотни кораблей, вооруженных артиллерией и с экипажами на борту, была спущена на воду. Это был первый русский флот, давший понять иностранным соседям, что военное морское могущество не за горами.
Флотилия 1692 года
Уже через год, повзрослевший Петр I, влекомый настоящими морскими просторами, уезжает в Архнгельск, на Белое море, чтобы приступить к формированию настоящей боевой флотилии. Переславская флотилия остается в стороне от славных дел… Последний раз в Переславле-Залесском Петр побывал в феврале 1722 года, плачевное состояние его первой флотилии просто привело царя в ярость. Он создает указ, адресованный переславским воеводам, дабы берегли те остатки флотилии, иначе обещана царская кара и потомкам воевод. В 1783 году разразившийся пожар окончательно уничтожил то, что не довершило время. Однако из петровской флотилии уцелел бот, которого когда-то пророчески нарекли «Фортуна».
«Фортуна»
Сохранились также остатки других кораблей, уникальные украшения для кораблей, частично разрушенный царский дворец. В 1802 году в этих местах довелось побывать Владимирскому губернатору Ивану Михайловичу Долгорукову. На него произвело сильное впечатление место, где молодой царь учился мореплавательным наукам на благо государства, а также факт того, что при пожаре уцелел ботик, якобы построенный самим Петром. У губернатора возникает идея создания постройки, в которой можно было хранить бот, тем самым выполняя заветы Петра о сохранении остатков флотилии.
В августе 1803 года здание, фактически явившееся первым провинциальным музеем России, было готово и открыло свои двери перед посетителями.
Музей-усадьба «Ботик Петра I»
На фронтоне музея были высечены позолоченными буквами: «Великому Петру усердный Переславль». В 1842 году возле музея была возведена каменная сторожка, которая являлась караульным помещением для отставных матросов, которые охраняли музей. В августе 1850 года в присутствии великих князей Николая и Михаила Романовых состоялась закладка монумента, посвященного памяти пребывания в этих местах Петра I. Чуть позже была возведена триумфальная арка и здание Ротонды, в которой проводились общественные приемы, собрания и балы.
В 1853 году на территории усадьбы «Ботик Петра I» был сооружен Белый дворец, и примерно в этот период масштабное строительство в усадьбе прекратилось. Тот архитектурный стиль, который присущ усадьбе и в наши дни, был приобретен именно в эти годы. После Революции, в 1919 году музей-усадьба «Ботик Петра I» переходит в ведение Переславского музея. В 1984 году, после реконструкций, для посетителей открылись обновленные экспозиции.
Посетителям
На сайте музея можно приобрести сувенирную продукцию.
Полезные ссылки для туристов:
- Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
- Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
- Проживание: сравнивайте цены на разные отели через Hotellook;
- Транспорт: билеты на поезд, автобус, самолет или попутные автомобили.
- Туры: пакетные туры на любой вкус и кошелек лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Есть туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.
Исторический экскурс
Петр Первый отличался в своем юношеском возрасте от остальных мальчишек своими увлечениями. Одним из самых любимых занятий юного царя была строительство потешной флотилии, которое он совершал вблизи озера Плещеево. Спуск флотилии на воду произошел в мае 1692 году. Это событие явилось ключевым, так как 1 мая был создан первый русский флот.
В этот значимый день в село Веськово перебазировалось потешное войско, которое установило на небольшом пригорке свои пушки, которые гремели в момент движения первых судов по воде озера Плещеево. Именно с того момента пригорок получил название «Гремяч», так как гром от залпов пушек был ошеломляюще громким.
Чтобы увековечить заслугу великорусского императора – Петра I было принято решение открыть на территории села музей-усадьбу. Указ о возведении комплекса был отдан Долгоруким – губернатором Владимирской земли. Поэтому к 1803 году на территории усадьбы было построено первое сооружение – Ботный дом. Средства на строительство изыскали местные жители переславского уезда.
Всего на территории комплекса построено несколько сооружений, каждое из которых является уникальным памятников древности. В усадьбе построены: ротонда, Белый дворец и каменная сторожка. Большого интереса со стороны туристов вызывают Триумфальные ворота, которые завершают собой небольшую аллею, которая ведет от здания дворца.
Музейная экспозиция
Сейчас музей представляет собой целый туристический комплекс из нескольких строений и экспозиций. Он находится на возвышенности и туда ведет довольно крутая лестница — это стоит иметь в виду при посещении с детьми и пожилыми людьми. Зато сверху открывается великолепный вид на озеро и его окрестности.
Самый главный объект — это Ботный дом, в котором до сих пор бережно сохраняется ботик «Фортуна» и установлен бюст Петра I работы Ф. Растрелли. Но, кроме этого, в павильонах устроено еще несколько интересных музейных объектов.
Экспозиция в Белом Дворце была открыта здесь в 2012 году — она рассказывает об истории усадьбы и о самом Петре I. Ее первый зал — это подлинные остатки плещеевского кораблестроения: резные корабельные украшения, снаряжение, инструменты и чертежи. Второй зал — это восстановленная «комната Петра I» с подлинной мебелью и предметами начала XVIII века, портретами родителей Петра и его первой супруги. Третий зал рассказывает об истории музея и роли владимирского дворянства XIX века в сохранении петровского наследия.
В Ротонде частично сохранились, а частично были воссозданы подлинные ампирные интерьеры XIX века: росписи, мебель и т. д. Здесь собрана живопись, графика и скульптура, посвященная Петру I и его сподвижникам.
В здании сторожки 1842 года расположилась забавная и интересная выставка под названием «Клевое место». Плещеево озеро издано славилось своей рыбой, здесь находилась Рыбная слобода, рыбной ловлей занимались все: и поставщики государева двора, и монахи, и просто любители. Выставка рассказывает об истории рыбных промыслов города.
Еще одна постоянная выставка в этом музее — выставка моделей кораблей судомоделиста С. Лушкина. Он создает модели исторических российских кораблей XVII-XVIII вв. по рисункам и чертежам из тех пород деревьев, из которых и строились корабли.
Кроме того, на самой территории устроена небольшая выставка военной техники периода Великой Отечественной войны: торпеды, зенитки, модели ракет и т. д., модель корабля, на которой можно фотографироваться, и огромный валун — ближайший родственник знаменитого Переславского синего камня.
Белый дворец
Белый дворец в начале XX века
Белый дворец заложен в 1853 году как здание для приёмов, званых обедов, балов. Дворец строился на добровольные пожертвования. Чтобы дом не простаивал, переславские дворяне и купцы устраивали здесь «переславские ассамблеи». Летом сюда собирались любители карточной игры и танцев.
После Великой Октябрьской социалистической революции в Белом дворце открылась географическая станция МГУ. В 1925—1926 годах здесь жил и работал писатель Михаил Пришвин. В конце двадцатых годов в доме гостили Кукрыниксы. В 1937 году здесь открылся дом отдыха для рабочих переславских фабрик.. В годы Великой Отечественной войны во дворец перевели из осажденного Ленинграда два детских дома. Судьбам блокадных детей, их жизни в усадьбе, Пришвин, живший в это же время неподалёку — в селе Усолье (ныне в составе Купанского), посвятил цикл «Рассказы о ленинградских детях» (другое название — «Рассказы о прекрасной маме»).
Основание музея
Первый провинциальный музей открылся в усадьбе Ботик в 1803 году. В нарочито построенном Ботном доме был установлен единственный уцелевший корабль потешной флотилии — бот «Фортуна», а вокруг него якоря, рули и мачты с других кораблей. Почётными гостями на церемонии были богатый переславский помещик П. С. Свиньин и владимирский губернатор И. М. Долгоруков, читавший собственные стихи на случай. Описание церемонии открытия содержится в мемуарах Долгорукова:
Рано поутру все духовные чины и архимандрит Никитского монастыря собрались в сельскую церковь близ города при озере, и там пред обедней прочтён публично указ Петра Первого о хранении его судов, после чего воспета сему великому основателю обширнейшего в Европе царства вечная память. Я переносился мысленно лет за сто назад, воображение моё кипело, и сердце трепетало от радости, что привёл меня владыка всех миров исполнить патриотическое сие предприятие. Духовным обрядам последовали светские угождения и пиршество отличное в шатрах. Бокалы довершили праздник, как водится, и тем исполнилось удовольствие общее. Погода благоприятствовала случаю. Солнце до самого вечера лучами своими озаряло надпись, золотыми буквами на фронтоне начертанную: «Петру 1-му усердный Переславль». Легкие волны озера, едва движимые тонким ветром, пробегали к берегу Гремячего мыса и, омывая ступеньки здания, как бы поклонялись памятнику того, кого некогда носили на себе.
В 1842 году неподалёку были возведены каменные казармы со службами для помещения трёх матросов.
Потешная флотилия Петра I
Петр I с ранней юности был одержим «марсовыми забавами». Самый первый потешный полк был создан для маленького Петра его отцом Алексеем Михайловичем. В селе Преображенском была построена небольшая крепость — Пресбург, где юноша мог, играя, обучаться военному делу. С возрастом количество войск увеличилось, забавы становились все серьезней: Петр изучал фортификацию, артиллерийское дело, тактику и стратегию, хотя и выглядело это как подростковая забава. С 14-15 лет он начинает изучать также и морское дело под руководством голландца Карштена Брандта.
Весной 1688 года в амбаре боярина Никиты Романова молодой царь отыскал старый английский ботик своего отца. Его отремонтировали, переоснастили и сначала плавали на нем по Яузе, а потом перевели в Измайлово, где был подходящий пруд. Летом того же года Петр поехал будто бы на богомолье в Троице-Сергиеву лавру, а сам заехал в находящийся неподалеку Переславль. Он увидел Плещеево озеро, и оно показалось ему подходящим для строительства настоящей верфи.
В том же году началось строительство, а летом 1689 года здесь была уже верфь с пристанью. Здесь было построено пять кораблей: три легкие яхты и два фрегата. Первый фрегат «Марс», оснащенный 30 пушками, сошел с верфи в 1692 году. Ранее сюда были переведены все корабли с Яузы и Просяного пруда в Измайлово. Петр сам обучался плотницкому делу и работал топором.
В том же 1692 году на Плещеевом озере состоялся первый парад русского флота, в присутствии всего городского духовенства, с водосвятием. На высоком холме за селом Веськово к этому времени был построен целый «потешный двор» — небольшой деревянный дворец с пятью комнатами, хозяйственными постройками и домовой Вознесенской церковью. Село было выкуплено в казну, а надзор за всем хозяйствам был поручен населению Рыбной слободы.
Но уже через год Петр перестал сюда ездить. Плещеево озеро стало для него слишком маленьким — царь искал выхода к морю. Следующая верфь, уже не «потешная», а самая настоящая, была заложена в Архангельске, потом начали строить суда в Воронеже и Дону, а в 1702 году появился Балтийский флот.
Музей в наши дни
В наши дни музей-усадьба «Ботик Петра I» предлагает вниманию посетителей экспозиции, выставки и различные программы, подготовленные сотрудниками музея-усадьбы. Экспозиция, посвященная единственному уцелевшему судну, боту «Фортуна» располагается в Ботном доме, который был сооружен на территории усадьбы самый первый из архитектурных построек. В этой же экспозиции можно ознакомиться с корабельными снастями, котлом для варки смолы, остатками часового механизма, бронзовым орлом, когда-то украшавшим дворец Петра.
Котел для варки
В выставочно-презентационном зале «Ротонда» долгие годы царило запустение. Это здание для общественных приемов, выстроенное в память о Петре I когда-то было выстроено на собранные пожертвования дворянства Владимирской губернии. Сейчас реконструированное здание с воссозданными интерьерами петровского времени является украшением музея-усадьбы «Ботик Петра I». Постоянная выставка, располагающаяся в Ротонде, носит название «Образ Петра I в изобразительном искусстве» и представлена разнообразными художественными произведениями, в которых мастера увековечили образ царя-реформатора в различных образах, от царя-плотника до Петра в виде римского императора, увенчанного лавровым венком.
Образ Петра I
Большой популярностью пользуется у посетителей яркая театрализованная программа «Петровская Ассамблея», проходящая также в стенах Ротонды. Роскошные интерьеры начала 18 столетия, великолепные дамы и галантные кавалеры, мелодичная музыка менуэта, а может и партия в шахматы с самим Петром Алексеевичем – все это создает ощущение, словно посетители чудом оказались в эпохе Петра Великого.
Театрализованная программа «Петровская Ассамблея»
История Российского флота берет начало здесь!
История российского флота началась, как это ни странно, не далеко от села Веськово — на берегах Плещеева озера. Его основал будущий император Российской империи Петр Первый, посетивший Переславль в конце 1680-х гг. Первую судоверфь он возвел на реке Трубеж, где Петра обучали голландские мастера. Достаточно быстро рядом с верфью появились другие деревянные постройки – дворец, церковь, хозяйственные строения.В 1690-х гг. реку и озеро соединили каналом — чтобы готовые корабли проходили к озеру. Первый военный флот России насчитывал около ста судов, имевших свои экипажи и вооружение. Их спуск произошел на водах озера, недалеко от верфи. Через тридцать лет Петр Первый снова посетил Переславль и нашел флот в плачевном состоянии, что вызвало у него ярость. Был издан приказ о сохранности остатков яхт и кораблей. Однако в 1783 г. на бывшей верфи случился пожар, в результате чего сгорели почти все оставшиеся суда. Сохранился лишь бот под названием «Фортуна».
От лодочного сарая до «Ботика Петра Первого»
По местным преданиям, уцелевший бот строил лично сам Петр, поэтому его хранили особо тщательно — в сарае для лодок. Там его в 1803 г. нашел И. Долгорукий, ставший губернатором Владимирской губернии. Он принял решение создать в Веськово музей петровского флота, но деньги на его строительство не выделил. Следовательно, музейное учреждение возведено на дворянские средства, что позволило за июнь-август 1803 г. полностью отстроить здание. Архитектура музея имеет черты стиля классицизм, в котором оформлены и колоны главного входа. Крышу же строения украшает шпиль с жестяным флагом.Около музея в 1840-х гг. была поставлена сторожка из камня, в которой отставные матросы охраняли здание. Дальнейшее развитие комплекса связано с посещением представителей царской семьи Романовых, которые в 1850 г. заложили фундамент памятника Петра Первого. Спустя два года здесь поставлена стела — ее увенчал двуглавый орел, а также украсили якорями, цепями и топорами. Сверху и снизу сделаны надписи: сверху было написано «Петру Великому», а снизу указана краткая история памятника. В тот же временной промежуток возле учреждения возведены новые строения — Белый дворец, триумфальная арка и Ротонда из дерева. После Революции 1917 г. данный комплекс вошел в состав историко-художественного музея города Переславля.
Выставки и экспозиции
В ботике Петра I размещена коллекция морской и корабельной тематики. Здесь с 1803 г. хранится бот «Фортуна», а также корабельные принадлежности, снасти, инструменты для строения судов и украшения для кораблей.Ротонда первоначально предназначалась для приемов и проведения танцев, но долгое время оставалась заброшенной. В 2000-х гг. она полностью отремонтирована, после чего здание стало настоящей жемчужиной музея. Архитектура Ротонды точно воссоздает петровскую эпоху. Стены имеют бордовый шофт, порталы сделаны из дуба, на потолке находится тонкая художественная роспись, паркет имеет голландский рисунок начала XVIII века. Внутри расставлена мебель и экспонаты времен Петра. Ротонда стала местом проведения различных экскурсий, выставок, презентаций, чтения лекций, театральных постановок.Экспозиция в Белом дворце расположена в нескольких залах и называется «В начале славных дел». Подобное наименование призвано рассказать об истоках российского флота и о создании специального музея. Выставка построена по хронологически-тематическому принципу. В одном из залов находятся предметы XVII века, относящиеся к корабельному и морскому делу, детали больших и малых кораблей. Отдельную ценность составляют резные украшения, созданные художниками из Петербурга. В другом зале расположены фрагменты дворца Петра Первого, в котором он жил во время строительства флота. По стенам развешаны портреты царской семьи. В третьем зале экспозиция рассказывает о дворянах Владимирской губернии и их роли в создании и сохранении бота «Фортуна». Выставлены здесь и документы, рассказывающие об истории музейного учреждения.