Храмовый «спектакль»
На высоких барабанах к небу подняты изящные главы-«луковицы» большого холодного храма. Пятиглавие его поддержано главками колокольни и тёплой церкви, освящённой во имя Тихвинской иконы Божьей Матери. Ранее храм имел позакомарное покрытие, что, конечно, делало его ещё прекраснее и изящнее. Но и современная четырёхскатная крыша мало убавила высоты барабанов, не приземлила храм.
Нет в нём подклета, «снижающего» картину, придающего черты хозяйственности и обыденности. Трёхсторонняя галерея кажется лёгкой и естественной. Стройная колокольня «тянется» вверх вместе с барабанами и высокими-высокими крестами, которые какой-то народный поэт сравнил с соловьями: мол, вот так же вытягивается соловей в струнку, когда выводит трели в ночное майское небо…
Николо-Мокринский ансамбль воздушен и подвижен, словно главы и башни сходятся-расходятся, оживлённо беседуют меж собой… Особая драматургия у этой постройки, которая и выражает несомненный талант зодчего.
Фото и описание
Храм Михаила Архангела относится к числу двух пятиглавых храмов 17 столетия, которые фланкируют Спасо-Преображенский монастырь по периметру набережной Которосли. Церковь располагается несколько к востоку от здания монастыря и немного в сторону от храма Спаса на Городу.
История становления и развития храма Михаила Архангела условно может быть разделена на два периода. В продолжение Средних веков, по оценкам краеведов, он существовал в качестве дворцовой церкви при удельных ярославских князьях. Существуют достоверные сведения, согласно которым можно в полной мере отнести строительство Архангельского храма к 1215 году.
В середине 17 столетия Михайлоархангельский храм расположился в Стрелецкой слободе и до сегодняшнего времени является гарнизонным храмом
Важно отметить, что его тесная связь с военной тематикой была обусловлена не только наличием должного месторасположения, но и посвящением Архистратигу Михаилу – истинному покровителю военного дела. Что касается оборонного ведомства, то оно очень скудно финансировало храм, который нуждался в развитии
Храм возводился на протяжении многих лет, ведь 25 лет для строительных работ – это очень много (1657-1682 годы). Храм собрал в себе черты двух периодов развития культовой ярославской архитектуры.
Если судить о церкви Михаила Архангела с точки зрения плана, то он очень похож на ранние ярославские храмы Илии Пророка и Николы Надеина. Храм – четырехстолпный, трехапсидный и стоит на высоком подклете, в котором расположился склад товаров для торга. С северной и западной сторон он окружен при помощи галерей, на которые вели пара высоких и живописных домообразных крылец, расположенных на ползучих арках. На сегодня сохранилось лишь западное крыльцо. Со стороны северо-западного угла была пристроена квадратная, довольно грузная колокольня, оснащенная невысоким шатром. В наличии есть два придела: южный и северный, при этом северный выполнен в виде башенки и посвящается Соловецким чудотворцам.
Если сравнивать храм с другими ярославскими памятниками, то его верхняя часть очень схожа с ними, ведь большое пятиглавие и громадные оконные проемы как раз были отличительными чертами ярославского зодчества 1670-1680-х годов. Церковь Михаила Архангела стала первой во всем городе, которая изначально была крыта на четыре ската, ведь все остальные были сделаны позакомарно. Данное покрытие относилось к разряду более практичных, так как не давало на крыше скапливаться снегу. Что касается оформления фасадов, то они совершенно традиционные и представлены ширинками, наличниками, оснащенными изразцовыми вставками, которых особенно много на паперти.
В храме имеется рукопись, которую можно отнести к концу 18 века – она до сих пор имеется в храме.
Стенопись церкви была выполнена в 1731 году группой ярославских мастеров под руководством Федора Федорова. Данная работа относится к поздней фресковой ярославской живописи. В 1781 году были проведены работы, касающиеся перестроения южного придела под нужды теплого Благовещенского храма.
Исключая иконы, в старинном храме имеются и большие серебряные кресты, в которых хранятся мощи святых. До нашего времени сохранилась «Келейная запись» или церковная летопись, которая велась священником по имени Егоров Семен на протяжении 1761-1825 годов.
В 1924 году церковь закрыли, после чего она стала постепенно приходить в запустение. Старинные образы и драгоценные предметы были разграблены, только некоторые экземпляры можно увидеть сегодня в музеях. Во внутреннем пространстве храма были обустроены ненужные перегородки. Большой урон был нанесен церковной стенописи, а изразцовое убранство паперти в большей мере было утрачено.
В 1994 году храм Михаила Архангела был возвращен местным прихожанам. Первоначально восстановили теплый храм, а холодный пока еще только ожидает реставрационных работ. В 2000-м году здание храма было оштукатурено, а все витражные окна полностью восстановлены.
Спасо-Преображенский собор Ярославля
Так, самым древним храмом Ярославля, сохранившимся до наших дней, является Спасо-Преображенский собор. Правда, здание первого собора, заложенного князем Константином Мудрым на этом месте в XIII веке, сильно пострадало во время пожара 1501 года и его пришлось разобрать. Но на сохранившемся фундаменте вскоре был построен новый каменный храм, созданный по образу церквей Московского Кремля. Это четырехстолпный собор, поставленный на высокий подклет, который венчают три шлемовидные главы на высоких и массивных световых барабанах. Интересным элементом декора является двухъярусная галерея, которой окружён собор с севера и запада. Восточный фасад выполнен более строго.
Особую же ценность этого старинного собора представляют его фрески. Собор был расписан московскими живописцами в середине XVI века, и на сегодня это самые древние сохранившиеся фрески Ярославля.
Строительство каменного храма
Самым первым каменным храмом Ярославля был Успенский собор в Рубленом городе. А первым каменным храмовым сооружением посадского Земляного города была Церковь Николы Надеина, затем в камне возводился Спасский собор Спасо-Преображенского монастыря, находящейся за пределами города.
Каменные оборонительные стены Спасо-Преображенского монастыря
К середине 30-х годов 17 века одна из самых богатых купеческих семей – братья Назарьевы (Гурий с Анкидиным) — решают заменить ветхий деревянный Рождественский храм на прекрасный каменный. Эти братья были известны в городе не только своим богатством, но и военной доблестью. Оба они героически сражались в рядах Народного ополчения, которое некоторое время, перед походом на Москву, стояло в Ярославле (подробнее — История Ярославля). Мужество, проявленное братьями в боях, было замечено и высоко оценено на самых верхах! Они получили от царя жалованную грамоту, а народ дал им прозвище «дружина».
Войска Народного ополчения в Смутные времена
Царская грамота помогла братьям быстро занять лидирующее положение среди ярославских купцов. Капитал был сколочен довольно быстро в результате торговых операций, которые осуществлялись и в русских городах – Казани, Астрахани и т.д. и за морями. А следующее купеческое поколение – Гурьевых — стало инвестировать деньги в добывающие отрасли. В частности они занимались крупной добычей рыбы на реке Яик, где впоследствии построили каменный городок, названный затем Гурьерым (с 1991 года — казахский город Атыра́у). А в 1667 году тот городок, который тогда назывался Яицким, был захвачен восставшими отрядами С.Разина, что очень негативно отразилось на финансовом положении купеческой семьи.
Так вот, первые Назарьевы, дружные и героические братья, более чем через двадцать лет после победы над польскими супостатами, скопив уже значительные средства, решают соорудить храм, краше которого не было еще в ярославском посаде. Конечно, имена архитекторов, зодчих, строителей и художников-оформителей затерялись в веках. Но само строение, чудом не уничтоженное в советские времена, до сих пор поражает своей оригинальностью, изяществом и асимметричностью пропорций, которая придает ему особую привлекательность и неповторимость.
Гармония ансамбля Церкви Рождества Христова
Храм строился почти 9 лет (1635-1644) в основном из красного большемерного кирпича, соединяющегося с помощью известкового раствора. Для декора использовались фрагменты белого камня, тесаный кирпич и керамические изразцы. Изначально планировалось создать его неким подобием Храма Николы Надеина, но в результате строительства планы были изменены. Добавились дополнительные пределы, галереи, отдельная Колокольня и прочее, что привело к созданию ни на что не похожего сооружения.
На осуществление задуманного вначале не хватало денег, потом инициаторы строительства ушли из жизни. Их дело продолжили сыновья Гурия. Считается, что они решили даже усложнить композицию архитектурного решения. Как бы там не было, но спустя 8 лет от начала строительства, выросла на берегу Волги прекрасная церковь на гордость и на радость жителям ярославского посада.
История деревянной Церкви Рождества Христова
Первый деревянный Рождественский храм имел очень интересную и даже несколько героическую историю, относящуюся к годам обороны города во время польско-литовского нашествия. Во времена Смуты город был захвачен войсками Лжедмитрия Второго, а точнее, сдан им без сопротивления в 1608 году. В тот период в Ярославль из Романова попадает икона Казанской Богоматери. Но в 1609 – поляков выгнали ополченцы Н.Вышеславцева. Однако поляки обещали вернуться. (История Ярославля кратко)
После одного из боев с польскими захватчиками. Картина
Польско-литовские отряды напали на Ярославль в том же 1609 году. Но опасаясь безжалостного уничтожения чудотворной иконы Казанской Богоматери, под покровом ночи драгоценный образ был заранее перенесен из храма Похвалы Богородицы, где она находилась, на территорию Земляного города, который имел оборонительные сооружения. Местом сохранения иконы была выбрана Христорождественская церковь. Мероприятия по спасению иконы оказались вполне оправданными.
В то время около известного Спасо-Преображенского мужского монастыря в радиусе сегодняшней Богоявленской площади находился Рождественский женский монастырь, которому было суждено погибнуть в пожаре при польском нападении, и никогда более он не восстанавливался. Приемником погибшего Рождественского монастыря стал впоследствии Казанский женский монастырь на территории Земляного города, начало которому и дала спасенная икона. А Рождественскому храму в ближайшее время после установления мирной жизни судьба уготовила новую жизнь в камне.
Уникальность колокольни
В сегодняшнем отдельно стоящем сооружении 38-метровой колокольни сложно угадать сооружение состоящие из ворот, надвратной церкви и колокольни – так сказать три в одном. А ведь все это здесь было.
Колокольня храма
В четверике прямоугольника – между аркой ворот и восьмериком-звонницей, находился небольшой храм, посвященный Гурию, Самону и Авиву. Он был сооружен исключительно в память о Гурии Назарьеве. Службы в нем не велись. Завершается восьмерик необыкновенно изящной, устремленной ввысь шатровой крышей. Шатровое завершение и ярус звонницы выполнены с большой любовью и отличаются очень необычным и ажурным декором. Он имеет массу слуховых окошечек в обрамлении наличников. Нижние из них вытянуты по ширине, а верхние в длину. Главка по низу оторочена поясом из кокошников.
Декор храмовой колокольни с башенками
С двух сторон шатер окружен небольшими башенками, что делает сооружение как бы трехшатровым. Эти башенки — специальные хозяйственные помещения, в одном находился часовой механизм (колокольня была снабжена часами), а в другом проходила лестница наверх. На западном же фасаде можно увидеть декоративные парные полуколонки в форме мусульманских минаретов, не встречающиеся более нигде.
Колоколов на колокольной звоннице было восемь, многие были отлиты в Голландии в начале 17 столетия. Увы, этих колоколов больше нет – они были переплавлены (в прямом смысле этого слова) советской властью еще в 1929 году. Наверное, так было нужно.
Сама колокольня, возведенная в 50-х годах 17 столетия, была частью единого архитектурного комплекса, ибо ее храм был соединен крытой галереей и аркадой с основными церковными постройками через Казанский предел. Сама же колокольня была частью церковной ограды, и вход на территорию храма осуществлялся через Святые ворота, находящиеся внизу колокольни.
Святые врата — прежний въезд на территорию храма
Оформление арочного входа внизу колокольни тоже заслуживает внимания – здесь мы видим стройный ритм арок, центральная из которых сдвоенная с центральной декоративной гирькой. Арки имеют широкие карнизы и опираются на полуколонны, декорированные резными поясками. Над въездными арками находится легкая и воздушная открытая галерея с кувшинообразными столбами.
Название храма
Интересно происхождение названия «Никола Мокрый». Не очень убедительная версия говорит, что названо по месту — мокрому, болотистому на берегу Которосли. Другая версия связывает имя храма с образом Николая Чудотворца — спасителя терпящих бедствие на воде. Люди именно как спасителя воспринимали Николая Мокрого, о чём свидетельствуют некоторые городские записи.
Так, в 1801 году, «мая 9-го дня», как раз в праздник святителя Николая, напротив храма перевернулась лодка, в которой было трое «больших мужиков» и пятеро детей. Про «мужиков» не сообщается далее, а вот с младенцами произошло чудо: стали они все плавать по волнам, на спине, словно пробка. «…Собрали их безвредно…» и доставили на берег, восприняв случившееся как истинное чудо, свершённое Николой Мокрым.
Архитектура и внутреннее убранство храма Николы Мокрого
Церковь Николы Мокрого выполнена в лучших традициях ярославских зодчих своего времени. Это холодный четырехстолпный пятиглавый храм с шатровой колокольней. Высокий основной объем не имеет подклета. Интересно, что в этом культовом здании были применены и новаторские для своего времени архитектурные решения. Впервые в ярославской архитектуре в нем создали полузакрытую систему одноэтажных галерей, которые на зимний период закрывались съемными деревянными рамами.
В 80-е годы XVII века храм украсили поливными цветными изразцами на наличниках и пучковых колонках. А в 90-е годы – к западному фасаду пристроили притвор, заканчивающийся восьмигранным шатром. И его также богато декорировали многоцветной керамикой.
Особо нужно отметить уникальный образец русского прикладного искусства – кованную решетку, которая украшает паперть храма. Она была сделана в XVII века из S-образных звеньев, завершающихся изящными цветочными бутонами.
Тихвинская церковь
Каменный храм Николы Мокрого, появившийся взамен деревянного, создавался как холодный. Но довольно скоро (в 1686 году) с его южной стороны появляется теплый Тихвинский храм
с одной главой, отстроенный на купеческие средства братьевЛузиных .
Тихвинский храм около Церкви Николы Мокрого
Возведение теплого Тихвинского храма было спланировано средневековыми зодчими как составная часть
единого храмового комплекса Николо-Мокринского прихода. Новая церковь не имела алтарного выступа, и поэтому с восточной стороны мы видим ровную прямую стену. Помимо этого, к храму примыкает длинная невысокаятрапезная . Основной храм и трапезная практически не имеют украшений, храм увенчан одной главой, которая установлена на двухъярусном барабане.
Шатровым крыльцом и южным притвором
Тихвинская церковь обзавелась к концу 17 века, как и Николо-Мокринская. В отличие от основных церковных объемов, стены притвора и крыльца были отделаны очень высокохудожественно и до сих пор наглядно демонстрируют удивительный стиль «русского узорочья».
Керамическое убранство южного притвора
Керамическая облицовка стен притвора была богатой и разнообразной, а изразцовое покрытие здесь сохранилось значительно лучше, чем на притворе храма Николы Мокрого. Поливная черепица находится и на самой шатровой кровле.
Удивительный декор шатра притвора
В храме имеется два престола
. Основной алтарь посвящен Тихвинской Богоматери, а второй – Святителю Василию Кесарийскому. Здесь особо интересна храмовая святыня в виде скульптурного образа Преподобного Нила Столобенского. Почитается и икона Сергия Радонежского, которая является мироточивой.
Сегодня Тихвинский храм является действующим, и посетить его службы можно в выходные или в праздничные дни.
Изразцовое узорочье притвора Тихвинского храма
Кроме храмов Николы Мокрого и Тихвинского в архитектурном ансамбле присутствует и здание бывшей богадельни
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Название храма
Интересно происхождение названия «Никола Мокрый». Не очень убедительная версия говорит, что названо по месту — мокрому, болотистому на берегу Которосли. Другая версия связывает имя храма с образом Николая Чудотворца — спасителя терпящих бедствие на воде. Люди именно как спасителя воспринимали Николая Мокрого, о чём свидетельствуют некоторые городские записи.
Так, в 1801 году, «мая 9-го дня», как раз в праздник святителя Николая, напротив храма перевернулась лодка, в которой было трое «больших мужиков» и пятеро детей. Про «мужиков» не сообщается далее, а вот с младенцами произошло чудо: стали они все плавать по волнам, на спине, словно пробка. «…Собрали их безвредно…» и доставили на берег, восприняв случившееся как истинное чудо, свершённое Николой Мокрым.
Архитектурные особенности храма
Согласно традиции храмового строительства 16 века Спасо-Преображенский собор является четырехстолпным крестово-купольным сооружением, воздвигнутом на мощном подклете. Этот подклет долгое время служил местом захоронения княжеских правителей Ярославля. По трем сторонам основного четверика шла частично открытая, частично закрытая двухъярусная галерея.
Открытая западная галерея
Общий декор закомарных фасадов был решен в простом, строгом и, в то же время, изящном виде, что соответствовало архитектурному стилю древнерусского периода. Поражает профессиональный уровень мастеров, создавших удивительно ровную кирпичную кладку и гармоничную соразмерность отдельных частей и общекомпозиционных пропорций.
Особо выразителен и строг соборный фасад с восточной его части с тремя высокими апсидами и узкими бойницами.
Восточный фасад
Западный фасад построен в более сложном варианте. У него на первый план выходит выразительная и монументальная открытая аркада двухэтажной галереи, которая в 17 веке имела роскошное крыльцо. Таким же был ранее и северный фасад храма, но его арочные проемы со временем были заложены кирпичом, и эта галерея стала закрытой.
Закрытая северная и часть открытой западной галереи
С южной стороны храм имеет общую стену с Церковью Ярославских чудотворцев, построенной в 19 веке взамен Храма входа Господня в Иерусалим.
Кровля собора как у всех ярославских храмов первоначально имела позакомарное покрытие, а венчался храм тремя шлемовидными куполами, первоначально покрытыми белым железом. Купола покоятся на удлиненных световых барабанах, чьи основания украшают замкнутые цепи небольших кокошников, ближе к куполам расположен аркатурно-колончатый декор.
Трехглавье Спасо-Преображенского собора
Храм гарнизонный
Пока храм строили, освящали, оказался он на территории Стрелецкой слободы и стал храмом гарнизонным, коим остаётся и по сей день. Тому способствовало не только расположение, но и посвящение церкви Архистратигу Михаилу — святому покровителю и попечителю людей военных.
ХХ век встретила церковь пустой и почти заброшенной: приход составляли только 82 человека. Революция и вовсе прекратила духовную практику и службы: в 1924 году храм закрыли, церковное добро разворовали, пострадали даже некоторые элементы постройки: так, кирпичная ограда лишилась арочных ворот. Церковь стала складом и окончательно не разрушилась благодаря сотрудникам Ярославского музея-заповедника.
Только в 1994 году в церковь вернулась жизнь — на пасху священник Анатолий Михайлович Перегудов провёл первую Божественную Литургию. После возвращения храма в РПЦ сначала восстановили тёплую церковь, обустроенную после 1781 года в южном крыле галереи. Храм холодный пока в стадии восстановления: разрушения в нём особенно масштабные и требуют значительных средств.
Ежегодно в августе церковь Архистратига Михаила становится одной из площадок фестиваля «Преображение». В рамках фестиваля состязаются в мастерстве хоры и звонари. Для последних устроили на территории церкви деревянную звонничку.
Адрес: г. Ярославль, ул. Первомайская, 67.
Карта расположения:
← Церковь Спаса на Городу в Ярославле |
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле → |
---|
Похожие публикации:
Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…
Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался …
Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…
Успенский кафедральный собор
Ярославский православный собор Успения Пресвятой Богородицы, или, в обиходной речи, Успенский собор, с XVIII по XX столетия имел статус кафедрального – главного в епархии. Воздвигнутый при слиянии Которосли с Волгой и освященный в 1219 г., он был п…
Поделиться ссылкой:
Церковный Иконостас
Первоначально иконостас был сооружен в тябловом варианте (из деревянных брусов для установки икон) и был четырехъярусным. Но в 18 веке его заменили на более модный каркасный резной шестиярусный. Сегодня мы можем увидеть пышную резьбу елизаветинского барокко по краям прямоугольных иконостасных рам, в выполнении картушей и витых колон.
Каркасный резной иконостас во внутреннем убранстве церкви
Так же красиво были оформлены и Святые врата со скульптурной композицией на тему сошествия на апостолов Святого Духа. Фигуры ангелов у алтарного входа выполнены в полный рост. Все эти обновления делались потомками Гурьевых.
Хотя облик церковного иконостаса изменился, многие древние иконы 17 века остались на своих местах и сегодня являются уникальными памятниками иконописного творчества. Это практически единственная цельная коллекция икон первой половины 17 века, выполненная до церковного раскола.
Фрагмент иконостаса Рождественской церкви с древними иконами
К сожалению, многие их этих икон, пережив годы войн и революций стали добычей простых грабителей конца 80-х годов 20 века, были вывезены за границу и проданы там. Интересно, что через десять лет после ограбления саратовский коллекционер Владимир Рощин случайно приобрел те похищенные образа и, проследив их судьбу, вернул иконы в ярославский храм.
Таким образом, целостный образ архитектурного ансамбля церкви складывался в течение не одного века и не одним поколением Назарьевых-Гурьевых. Но все, что сделано на протяжении такого длительного срока – является собранием самых лучших достижений ярославского храмового творчества.
Режим работы: осмотреть храм 17 века можно все дни, кроме понедельника и вторника с 10.00 до 17.00.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Церкви Николы Мокрого и Тихвинская: что рядом?
Церкви Николы Мокрого и Тихвинская находится в относительной близости от следующих
достопримечательностей этого региона
В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует
принять во внимание условную близость объектов.
Никитская и Сретенская церкви
~ 0.7 км
Мемориальный дом-музей поэта М.А. Богдановича
~ 0.8 км
Ярославский театр юного зрителя
~ 0.9 км
Ярославский театр кукол
~ 0.9 км
Церкви Димитрия Солунского и Похвалы Божией Матери
~ 1.1 км
Ярославский государственный цирк
~ 1.1 км
Вознесенская и Сретенская церкви
~ 1.1 км
Церковь Богоявления
~ 1.5 км
Храмовый «спектакль»
На высоких барабанах к небу подняты изящные главы-«луковицы» большого холодного храма. Пятиглавие его поддержано главками колокольни и тёплой церкви, освящённой во имя Тихвинской иконы Божьей Матери. Ранее храм имел позакомарное покрытие, что, конечно, делало его ещё прекраснее и изящнее. Но и современная четырёхскатная крыша мало убавила высоты барабанов, не приземлила храм.
Нет в нём подклета, «снижающего» картину, придающего черты хозяйственности и обыденности. Трёхсторонняя галерея кажется лёгкой и естественной. Стройная колокольня «тянется» вверх вместе с барабанами и высокими-высокими крестами, которые какой-то народный поэт сравнил с соловьями: мол, вот так же вытягивается соловей в струнку, когда выводит трели в ночное майское небо…
Николо-Мокринский ансамбль воздушен и подвижен, словно главы и башни сходятся-расходятся, оживлённо беседуют меж собой… Особая драматургия у этой постройки, которая и выражает несомненный талант зодчего.
Изразцы в храмовом оформлении
Особую оригинальность внешнему оформлению храма придавало использование разноцветных изразцов в оформлении практически всех фасадов и крыльца. Такое их использование в храмовом оформлении Ярославля было сделано впервые и вместе с разноцветной черепицей куполов придавало церкви удивительную яркость и декоративность.
Изразцовое оформление Храма
Храмовые изразцовые «муравленые» плитки были сделаны в двух вариантах. На них было нанесено изображение льва и семилепестковой розетки. Сегодня реконструированные изразцовые вставки можно посмотреть на фасадах крыльца.
Но это еще не все! Вдоль всего фасадного четверика шла изразцовая надпись – это не орнамент, как можно подумать вначале, а перечень фамилий и имен лиц, имеющих отношение к созданию храма, а также указание времени постройки сооружения. Здесь упомянуты купцы Назарьевы, начинающие возводить храм, продолжатели дела – Гурьевы (дети Гурия), есть и имя митрополита Варлаама и даже действующего государя Михаила Федоровича, знаменующие собой историческую эпоху.
Изразцовый текст вдоль фасада четверика
Создание подобного изразцового текста является практически первым шагом и первым опытом в отечественном зодчестве. Причем, довольно дорогим опытом! Подобная летописная надпись позднее была выполнена в Соборе Василия Блаженного в Москве.
Керамическими плитками различных оттенков желтого и зеленого цветов была когда-то покрыта и плоская крыша Казанского предела, а покрытие ее главки было выполнено из зеленой поливной черепицы.
Построенная церковь стала образчиком для последующих аналогичных построек. Подобная асимметричность композиции, наличие галерей, применение керамических изразцов – все это можно увидеть в Ильинском храме, в церквях Николы Мокрого, Иоанна Предтечи и Иоанна Златоуста.
К середине 19 века эта церковь имела около 300 прихожан. Особым почитанием в то время пользовалась икона Рождества, наиболее часто обращались к ней будущие матери.
Особо почитаемая икона Рождества
К тому времени облик церкви очень сильно изменился относительно первоначального. С основного храма исчезли четыре малые главки, и осталась одна – центральная. Исчезла и соединительная аркада ограды, разделив композиционный замысел на две составные части – церковь и колокольня стали существовать раздельно. Позакомарность завершений крыш была заменена на их четырехскатность.
В советские годы храм закрывается, колокола переплавляются, а сама церковь окружается новыми постройками, в которых теряется ее самобытная красота и средневековая необычность.
Церковь Михаила Архангела.
Если встать на Богоявленской площади лицом к монастырской стене, то справа у
вас будет церковь Богоявления, а слева — церковь Михаила Архангела. С
площади ее не видно, нужно обойти монастырские стены слева и пойти в
направлении Которосльной набережной.
Как правило, все ярославские церкви довольно высокие, но эта особенно
крупная. И немудрено: она стоит на большом подклете, в котором хранились
товары, доставляемые по Которосли. Как видим, нередко оборотистые
ярославские купцы умело сочетали духовное с материальным. С одной стороны,
получилось неплохо: здание стало более величественным. С другой же стороны,
его нижняя часть очень тяжелая и громоздкая.
Как и церковь Богоявления, церковь Михаила Архангела никогда не имела
позакомарного покрытия. Пониже четырехскатной крыши идет ряд чисто
декоративных кокошников.
Наверно, вы уже научились отличать настоящие закомары от кокошников: первые обычно гораздо крупнее и более пологи, вторые мельче и круче.
Но особенно интересно крыльцо храма. В свое время таких крылец было много,
но нам осталось только вот это. Перед нами так называемая «ползучая» арка,
под которой можно пройти. Проемы этой арки не совсем правильной формы, как
будто вылепленные неопытной рукой, что придает им особенную выразительность.
С внешней стороны арка украшена изразцами. Совсем недавно это были подлинные
очень старые зеленые «муравленые» изразцы, но они уже уничтожены
вандалами и заменены копиями.
Нынче это храм ярославского гарнизона.
С местом, где стоит Михайловский храм, а точнее, с той частью Которосли,
против которой храм стоит, связано важное историческое событие. В 1681 году
по Которосли плыл на струге, возвращаясь в Москву из ссылки, знаменитый
патриарх Никон, жизнь которого известный писатель и наш земляк Ефим Дорош
назвал «жизнью шекспировского наполнения»
Патриарх до Москвы не доплыл и
умер прямо вот здесь.
Имя Никона связано с большой трагедией русского православия — расколом. Крутой, властный патриарх возжелал исправить православные обряды по образцу греческих, полагая, что тем самым восстанавливает истинную веру. Против никоновских реформ восстали те, кто считали себя старообрядцами, но на самом деле были сторонниками измененных обрядов. Все эти противоречия, вероятно, можно было как-то уладить и найти разумный компромисс, но жесткая, чтобы не сказать жестокая политика Никона компромиссов не признавала. Со своими противниками он расправлялся беспощадно, чем их, естественно, еще больше ожесточил и сделал примирение практически невозможным. Никон проводил политику главенства церковной власти над светской и даже носил титул «великого государя». В конце концов, вначале покровительствовавший Никону царь Алексей Михайлович снял с него патриарший сан и сослал на север в Ферапонтов монастырь. Правда, в 1661 году царь Федор, крестник Никона, разрешил ему вернуться в Москву. Никон был даже восстановлен в патриаршем сане, но, как мы уже знаем, по дороге из ссылки его земная жизнь окончилась.
До сих пор православная церковь остается расколотой, и обе стороны обвиняют друг друга в искажении истинной веры. В Ярославской области и самом Ярославле и сегодня существуют значительные объединения старообрядцев. Им отдан один из лучших храмовых ансамблей нашего города — ансамбль в Коровниках с всемирно известной церковью Иоанна Златоуста.
Далее:Церковь Николы Мокрого Вверх:Список ссылок Назад:Церковь Ильи Пророка.
ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения28.12.2007
Постройка и живописные сокровища
Строили холодный Николо-Мокринский храм с 1665 года по 1672 год. В народе рассказывали, что возводили церковь на месте старого языческого капища: будто лежал здесь, на берегу Которосли, голубой камень для жертвоприношений, и положили тот камень в церковный фундамент.
Заказали строительство церкви купцы Афанасий Лузин да Андрей Лемин. Приняли участие в постройке и посадские богатые — Степан Тарабаев, Фёдор Выморов. Освящение главного престола во имя Николая Чудотворца/Мокрого состоялось в 1672 году.
В последние годы XVII века к фасадам присоединили притворы с восьмигранными шатрами и богато декорировали постройки невиданной яркости и пестроты керамическими изразцами. Изразцовым стало и обрамление алтаря. А паникадила — из меди, с царскими орлами — заказали у лучших мастеров в Голландии.
У столпов разместили необыкновенной роскоши молельные места — патриаршее и государево Алексея Михайловича. Богато украсили и паперть — кованым ажуром из цветов и завитков.
Но главное богатство храма — его роспись. Торжественная и сложная, продиктованная гармонией и устремлением к прекрасному, николо-мокринская роспись стен стала основанием для всей будущей школы ярославской храмовой живописи. Первоначально живописный ансамбль составляли 660 клейм, но часть их была утеряна безвозвратно при переделке паперти и других испытаниях.
Семь ярусов образуют изображения на северной и южной стенах. На четырёх сюжетных видим живописные «сказания» жизни и деяний Николая Чудотворца и семь Вселенских Соборов, Страшный суд и Страсти Христовы, Распятие и Семь таинств. На трёх других — орнаменты, летописание постройки храма и подзор из полотенец.
Постройка и живописные сокровища
Строили холодный Николо-Мокринский храм с 1665 года по 1672 год. В народе рассказывали, что возводили церковь на месте старого языческого капища: будто лежал здесь, на берегу Которосли, голубой камень для жертвоприношений, и положили тот камень в церковный фундамент.
Заказали строительство церкви купцы Афанасий Лузин да Андрей Лемин. Приняли участие в постройке и посадские богатые — Степан Тарабаев, Фёдор Выморов. Освящение главного престола во имя Николая Чудотворца/Мокрого состоялось в 1672 году.
В последние годы XVII века к фасадам присоединили притворы с восьмигранными шатрами и богато декорировали постройки невиданной яркости и пестроты керамическими изразцами. Изразцовым стало и обрамление алтаря. А паникадила — из меди, с царскими орлами — заказали у лучших мастеров в Голландии.
У столпов разместили необыкновенной роскоши молельные места — патриаршее и государево Алексея Михайловича. Богато украсили и паперть — кованым ажуром из цветов и завитков.
Но главное богатство храма — его роспись. Торжественная и сложная, продиктованная гармонией и устремлением к прекрасному, николо-мокринская роспись стен стала основанием для всей будущей школы ярославской храмовой живописи. Первоначально живописный ансамбль составляли 660 клейм, но часть их была утеряна безвозвратно при переделке паперти и других испытаниях.
Семь ярусов образуют изображения на северной и южной стенах. На четырёх сюжетных видим живописные «сказания» жизни и деяний Николая Чудотворца и семь Вселенских Соборов, Страшный суд и Страсти Христовы, Распятие и Семь таинств. На трёх других — орнаменты, летописание постройки храма и подзор из полотенец.