Архитектура Троицкого Собора
Главным смыслом строительства собора, по задумке Никона, было запечатление памяти о Сергии. Поэтому белокаменное, златоглавое строение, построенное над прахом основателя Троицкого монастыря, было выполнено не жалея денег, хотя и без чрезвычайного расточительства.
Орнамент на апсиде Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Деньги на строительство были не проблемой, ведь Троице-сергиева лавра была популярной у многих московских князей, которые уважали память преподобного, и готовы были потратить любые средства для его увековечивания.
Огромную роль сыграл князь московский Дмитрий Донской, крещённый, к слову, самим Сергием Радонежским, который в будущем стал победителем куликовской битвы и спасителем русской земли. Таким образом, но постройку собора были брошены немалые силы.
Храм был выстроен в обычном для тех времён стиле московского церковного зодчества, конца XIV — начала IV веков, который характеризовался неимением притвора и венчавшим постройку крупным единоглавым куполом.
При этом у храма есть интересные архитектурные особенности, которые не были характерны для данного стиля: деление фасадов не соответствовало храмовому пространству, круглый барабан с венчающим его куполом-шлемом смещается к алтарю.
Хотя вся постройка конструктивно не очень крупногабаритная, её стены сформированы таким образом (со всеми этими завитушками, кокошниками и прочими украшениями), создают внешний эффект масштаба и визуально увеличивают собор. Это касается как внутреннего убранства, так и внешней стороны.
Изнутри здание расписано лучшими представителями иконописи тех времён: например, в росписи поучаствовали великие иконописатели Андрей Рублeв и Дaниил Чёрный.
История Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря тесно связана с многочисленными перестройками и внешними изменениями. Связано это, в первую очередь, с необыкновенной популярностью храма у первых лиц страны.
Например, в 1510 году князь владимирский и московский Василий III, после успешного похода на Псков, приказал обить железом кровлю собора. А царь Иван IV, во время молебена, после взятия Казани в 1552 году, повелел озолотить купол.
В течение следующих столетий к собору были пристроены различные приделы: склеп, трапезная, Никоновский придел. Уже в XVIII веке была снова проведена реконструкция: заменена кровля, перекрашены фасады, внутреннее оформление тоже регулярно меняли. Таким образом, храм постоянно менял свой облик.
История
Как явствует из названия, собор воздвигнут во имя Святой Троицы для отправления религиозных нужд Измайловского полка.
В 27 году XIX века Николай I, некогда командовавший измайловцами, повелел возвести на месте старой деревянной церкви полноценный каменный храм. Монарх так же принимал деятельное участие в проектировании и благоустройстве здания, нередко заставляя архитекторов пересматривать решения в угоду августейшим вкусам. Именно ему собор обязан существованием трёх приделов, вместимостью (до 3 тыс. чел.) и небесно-голубыми куполами
Главным архитектором проекта стал В.П. Стасов, инженером – П. П. Базен. Начало строительства датируется 13 мая 28 г. XIX в. Разразившаяся война с Турцией не позволила императору и двум из трёх батальонов полка посетить церемонию водружения первого камня.
Второй по величине после Исаакиевского собора новострой Петербурга преподнёс несколько неприятных сюрпризов. Огромный центральный купол дважды «замораживал» строительство. В 30 г. XIX в. из-за неправильно распределённой нагрузки треснуло 16 колонн, а спустя 3 года барабан был и вовсе снесён ураганом. Прямое вмешательство императора ускорило работы по исправлению расчетных промахов и возведению основной деревянной главы, простоявшей 170 лет, вплоть до пожара года.
Измайловский собор Святой Троицы был готов к торжественному освящению уже в 1935 г. Среди оформителей можно отметить:
- И.П. Оловяшников – отлитие колоколов;
- С. Гальберг, И. Леппе, К. Грейсон – скульптуры и оформление;
- В. Шебуев, А. Егоров, А. Иванов, Н. Майков – оформление иконостасов.
При Советском Союзе
При власти Советов храм сменил статус полкового собора на роль рядового прихода. Во время изъятия церковной утвари отсюда вывезли более двух кг золотых и 300 кг серебряных изделий. Прихожане выкупали святыни храма, меняя церковные реликвии по весу на столовое серебро.
С 1923 г. Троице-Измайловский собор побывал в руках обновленцев и вновь вернулся в лоно православной церкви. Священнослужители храма подвергались репрессиям и гонениям. Так протоиерея Михаила Чельцова, противостоящего вывозу церковных ценностей, арестовывали в общей сложности 6 раз, 2 раза приговаривали к смерти и казнили в 30-х гг. 15 лет назад священник был причислен к лику святых и назван покровителем петербуржского Измайловского собора.
Помимо изделий из драгоценных металлов из собора вывезли знамёна Измайловского полка, демонтировали колонну Славы, что вызвало порицание даже со стороны рабочих.
До 1938 г. пастве удавалось отстаивать права на владение храмом. Благодаря пожертвованиям велись восстановительные работы, по окончании которых здание Троице-Измайловского собора было передано декоративной мастерской, а впоследствии рассматривался проект о превращении его в крематорий.
Годы ВОВ оставили уродливые шрамы на фасаде здания. Подвалы были переоборудованы под бомбоубежища, а само здание отвели под хранение трупов.
Реставрация, проведённая в 50-х г. XX в., сгладила страшные следы войны, однако архитектурный памятник вплоть до 90-х гг. эксплуатировался как холодный склад и постепенно приходил в упадок.
Наши дни
В течение 10 лет с 1990 г. сообществом интеллигентов северной столицы проводился капитальный ремонт, реставрация и благоустройство здания. Список работ был колоссальным. Предстояло оснастить Троице-Измайловский собор системами водоснабжения и отопления, полностью восстановить ушедшее великолепие помещений и фасада, имея в распоряжении только серые остовы стен, повреждённую лепнину и потускневшую роспись с отбитыми кусками штукатурки.
Помимо реставрационных работ в помещении подвала был отделан «Славянский зал» и создана иконописная мастерская. С началом реставрации вновь начались регулярные богослужения. В 2005 г. городу петербуржцам вернули реконструированную колонну Воинской Славы.
Августовский пожар 2006 г., бушевавший 6 часов, уничтожил основной и один из боковых куполов. Несмотря на опасность, проходившая церковная служба не прервалась. В ходе происшествия пострадавших не было, а все ценности удалось эвакуировать. Пламя уничтожило 170-летний деревянный купол, но он не остановило жизнь храма. На следующее утро священники читали литургию рядом с ещё курящимся дымом храмом. Несчастье не остановило повседневную жизнь собора, службы проходили ежедневно.
К 2019 г. Свято-Троицкий Измайловский собор вернул былое великолепие вопреки несчастьям.
Электрик стал смотрителем часов
Интересно, что хранитель книжного фонда Ольга Чудова непосредственно связана с возрождением колокольни. Дело в том, что ее муж Михаил – сын коренного лежневца Юрия Чудова, который ремонтировал уникальные часы после их остановки, а до этого, мальчишкой, был свидетелем разорения храма и колокольни. Юрий Иванович вспоминал, как в 1937 году большевики сбрасывали колокола: «Большой колокол не влезал в оконный проем, тогда они выломали часть стены и сбросили его вниз через этот пролом. Упав на землю, колокол раскололся».
Об остановленных часах, сделанных знаменитыми мастерами, вспомнили в середине 1960-х. Тогда в поселковый совет вызвали Юрия Чудова, который после демобилизации устроился электриком на фабрику. Чудов и его приятель Валерий Решетников взялись за работу. Большой, тяжелый механизм был страшно запущен. Но часы пошли! Так Чудов, оставаясь электриком, стал еще и смотрителем часов.
Огромные часы с четырьмя циферблатами, на все четыре стороны света, заводят раз в пять-шесть дней. Сначала это делали вручную. «Механизм тяжеленный, нагрузка равна примерно 180 килограммам, – рассказывал Юрий Чудов. – На то, чтобы завести часы, уходило минут 25». Со временем появился специальный электромотор, с помощью которого часы заводят и поныне. Правда, в последние несколько лет это делает сын Чудова – Михаил. Самому Юрию Ивановичу было уже тяжело преодолевать 232 ступеньки, что ведут к часам.
История
Современный храм Святой Троицы в Иваново заложен в 2000 году. В основе проекта, разработанного А. В. Пашковым, — образ Троицкого храма в Сергиевом Посаде. Церковь имеет верхний и нижний приделы, в каждом из них регулярно проходят службы. С 2006 года при храме работает воскресная школа.
Но история Троицкого храма началась давным-давно, еще в стенах Покровского мужского монастыря. На юго-востоке города (тогда села) стояла мужская обитель, построенная князьями Черкасскими в память о взятии Казани. Монастырь назвали Покровским, так как великое военное событие произошло в праздник Покрова Божией Матери. В летописях 1632 года встречается первое упоминание о Троицком храме — небольшой деревянной церкви. В XIX веке деревянную церковь разобрали и перенесли на территорию Успенского погоста, а на ее месте возвели кирпичный храм. Новый храм выполнялся по проекту итальянского архитектора Маричелли. Храм был построен в стиле провинциального классицизма и являлся самым интересным архитектурным памятником в Иваново. Несмотря на то, что Троицкий храм был признан памятником архитектуры, советские власти приняли решение снести его, и еще одну религиозную постройку — Покровский собор. В 1931 году они были уничтожены, а на их месте возвели Дворец искусств.
Внутреннее убранство храма, Официальная группа Троицкого храма Иваново вконтакте
Современный храм не похож на своего предшественника из XIX века. Новая церковь выполнена в древнерусском стиле с узкими оконными проемами и одноглавым куполом.
Современное состояние церкви и режим посещения
Храм действующий, и богослужения в нем проходят ежедневно в 7.00 и 16.30. Долгое время церковь являлась подворьем Николо-Шартомской мужской обители, а с 2013 года она имеет статус Архиерейского подворья местной епархии. Верхний придел храма освящен в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость», а нижний – Усекновения Главы Иоанна Предтечи и Иоанна Крестителя. Престольные праздники отмечаются здесь 11 сентября и 6 ноября.
Входные ворота на территорию церкви
Особо почитаемой верующими святыней храма является двухсотлетняя икона Богоматери «Всех скорбящих радость». Дети прихожан имеют возможность обучаться в созданной при церкви воскресной школе. А для тех путешественников, которые приезжают в Иваново на собственном автомобиле, удобно, что рядом находится парковка.
Самые крупные объекты реставрации
Объект в Лежневе – не единственный реставрированный крупный памятник культуры и архитектуры в регионе. Напомним, в 2015 году в Шуе завершена реставрация объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс торговых сооружений XIX века – мерные весы, 1820 года» того же архитектора Маричелли. Из федерального бюджета на это было выделено порядка 10,5 миллиона рублей.
В 2018 году региональный комитет по охране культурного наследия подал заявку на реставрацию по федеральной программе 18 памятников архитектуры. В нее включены усадьбы Бредихина (Заволжский район) и Татищева (Старая Вичуга), храмовый комплекс в Юрьевце, церкви в Дунилове, Лухском и Ильинском районах. Все они не реставрировались десятки лет и давно обветшали. Привести их в порядок можно лишь при финансовой помощи федерального центра. Необходимы средства и на реконструкцию сгоревшей Успенской церкви в Иванове (они выделены на ПСД и консервацию). Еще ранее область подала свыше 50 заявок на реставрацию памятников архитектуры более чем на 200 миллионов рублей. Средства выделили только на Воскресенский собор в Шуе и Лежневскую колокольню, а недавно – и на упомянутую Успенскую церковь…
Так что прав отец Иаков: чудо помогло лежневской колокольне! И активная позиция регионального правительства, добившегося включения ее в федеральную программу.
Строительство нового храма
В 2000 году в городе было принято решение восстановить Троицкий собор. Однако, его архитектурный проект совсем не похож на культовое здание, уничтоженное в годы борьбы советской власти с религией. Новый собор по формам в точности копирует древний собор Живоначальной Троицы, стоящий в духовном центре России – Троице-Сергиевской Лавре.
Ивановский каменный одноглавый храм также выполнен в древнерусском стиле. Узкие проемы окон концентрируют свет в просторном подкупольном пространстве. А в глубине церкви свет словно растворяется в красочной настенной росписи, которая выполнена клеевыми красками. В храме установлен богатый четырехярусный золоченый иконостас, и закрепленные на нем иконы также имеют позолоченные оклады.
Внутреннее убранство
Иконостас
Согласно Пахомию Логофету, Никон Радонежский незадолго до смерти обратился к иконописцам Андрею Рублеву и Даниилу Черному с просьбой выполнить роспись Троицкого собора. Особенностью иконостаса является то, что он является сплошным — иконы в нем не разделены алтарными столпами.
Роспись стен
Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425—1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 года и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи.
Мощи преподобного Сергия Радонежского
5 июля 1422 года, во время строительства собора, были обретены нетленными мощи Сергия Радонежского, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет.
Праздник «Троица» и его значение
Праздник «Троица» –один из великих двенадцати праздников в Православии. Установлен в воспоминание о сошествии на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи. Потому еще называется «Пятидесятницей» и еще «Днем сошествия Святого Духа».
Когда на апостолов сошел Божественный Свет, простые рыбаки чудесным образом стали мудрыми богословами. Заговорили на всех языках мира. Этот Дар был им дан, чтобы проповедовать христианство. Апостолы почувствовали в себе силу и посвятили свои жизни проповеди учения Христа в разных землях.
Праздник Святой Троицы называют днем рождения Церкви. В православных храмах совершается одно из самых красивых и торжественных богослужений. В этот день принято молиться о прощении грехов. И о спасении душ всех усопших.
Праздник Пятидесятницы престольный праздник в Свято-Троицком соборе. Перед иконой Отца и Сына, и Святого Духа молятся в трудные периоды жизни. Просят помощи в принятии важных решений, в преодолении жизненных испытаний, о наставлении на путь праведности и об очищении от грехов.
Церковь украшают молодыми зелеными ветвями, цветами, пол усыпают свежескошенными травами. Зелень, побывавшую на Троицу в церкви, хранят за иконами. Считают ее целебной и защитой от разных напастей.
История Успенского Кафедрального Собора
Храм был заложен более 180 лет назад, в сентябре 1834 года. Проект здания разрабатывал владимирский архитектор Петров, а средства на строительство церкви выделили ивановские фабриканты – Косьма Бутримов и Николай Шодчин. Строительство продолжалось около 9 лет, и достраивать собор пришлось уже сыну Шодчина – Антону Николаевичу.
В сентябре 1843 произошло освящение Собора. Главный Престол был посвящен Успению Матери Божий, приделы Храма – Рождению Иоанна Крестителя и Великомученице Варваре.
Успенский собор имел богатое внутреннее убранство: иконы обрамляли серебряные оклады, стены расписывали лучшие русские живописцы.
Большой вклад в обустройство Кафедрального Собора внесла семья Щаповых. Эти крепостные крестьяне, ставшие впоследствии знаменитыми российскими предпринимателями и меценатами, на собственные средства благоустроили территорию нового храма.
Николай Терентьевич Щапов, а затем и его сын – Николай были назначены старостами Храма. Они отвечали за благоустройство Собора и нередко проводили необходимые работы за собственный счет. При них была построена новая ограда, возведена Троицкая часовня. Именно Щаповы были инициаторами открытия приходской школы.
В 1933 году Успенский Кафедральный Собор в Иваново закрыли. На месте кладбища устроили парк с танцевальной площадкой, кинотеатром и читальней, а здание Собора использовали для рабочего общежития. Позднее, уже 50-х годах, в церкви разместили контору Ивановской электросети.
В 1991 году Успенский Собор вернули Православной церкви, на территории кладбища был открыт мужской монастырь, но само здание церкви освободила только в 2003 году, а восстановление Храма началось в 2007.
В июле 15-го восстановленный года Храм был освящен, ему было присвоено звание Кафедрального Собора.
Перенос церкви на Успенское кладбище
В 1815 году монастырь начал постройку нового каменного храма, а Троицкую церковь, предварительно разобрав, перенесли на территорию находившегося неподалёку Успенского кладбища. Там в конце ноября 1817 года, по завершении сборочных работ, она была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы, отчего и получила название Успенской.
Прослужив на новом месте более шести десятков лет, церковь обветшала, и богослужения в ней были прекращены. Реставрировать её не пытались, так как на погосте к тому времени уже был сооружён каменный храм. Так со временем и пропала бы церковь, разобранная жителями на дрова, но в дело вмешался местный почитатель старины – фабрикант, основавший городской музей, Д. Г. Бурылин.
История
Первый камень нового храма в селе Тума был заложен в 1823 году. Село Тума тогда была успешным торговым местом, державшим связь Мещеры с миром. Здесь прошла железная дорога, построили станцию и депо, проводили ярмарки. Хотя с финно-угорских языков само название села переводилось как «дуб», «дерево», «непроходимый лес» — поселение было оживленным, зажиточным и с народом пассионарным, затеявшим такую вот стройку века на собственные средства. Каменная церковь была построена в 1841 году на деньги прихожан, архитекторами значились Дементий Ермолаев и Алексей Прокофьев. Возводилась церковь прямо на болоте. Причем в XIX веке местный приход не только собрал народные средства на строительство исполинской церкви, но и решил расписать ее по хрестоматийному альбому Виктора Васнецова, заказав настенное письмо его ученикам. И пред нами сегодня здесь живопись, а не иконография! В довершение ко всему, в Троицкой церкви установили алтарь из белоснежного мрамора да застелили дорогущей плиткой весь пол.
В ходе массовой коллективизации церковь была закрыта в конце 1920-х годов, что вызвало массовые волнения жителей села и близлежащих деревень. Уцелела, выжила церковь. Во второй раз, в 1940 году было принято решение о переоборудовании храма под Дом культуры, а в реальности ипользовался храм в войну как зернохранилище. Просьбы верующих об открытии церкви не прекращались до 1947 года, и чудо — в разгар советского строительства было вновь принято решение Рязанского облисполкома об открытии Троицкой церкви в рабочем посёлке Тума. С тех пор и стоит храм, работает, а сегодня — вовсю возрождается!
Строительство Храма Живоначальной Троицы в городе Гусь-Железный — совсем другая история. Не народный храм, а заказной, с желаением хозяина блеснуть щедростью и благодетельностью. Владелец Гусевского завода Андрей Баташов закладывает величественный белокаменный храм с трапезной и пятиярусной колокольней в 1802 году. Говорят, проект его делает сам великий Василий Баженов. Впрочем, есть и другая версия: что строил храм касимовский архитектор Иван Сергеевич Гагин — тоже самобытный, крепкий, но не такая же «звезда». Первая версия «запала» больше. Во Владимирском государственном архиве имеются сведения только о том, что храм строился «знаменитым архитектором», но имя его не названо.
При жизни А. Баташёва храм был только заложен и доведен только до купола, трапезная и колокольня — до карниза. В 1825 году работы были приостановлены, все же в нижнем этаже почти все было завершено, были освящены три престола: во имя святителя и чудотворца Николая (освящен в 1816 г.), во имя первоапостолов Петра и Павла (освящён 1818 г) и во имя Рождества Христова ( освящен в 1823 г.). Хотя в храме уже совершались богослужения, однако окончательно достроен он был в 1847-1868 гг. на средства наследников Баташовых и рабочих завода. Главный Троицкий престол был освящен только в 1868 г.
В советские времена в 1921 году у храма сначала изъяли ценности, а затем в 1932 году закрывали и использовали для хозяйственных нужд. Но вслед за храмом в Туме уже в 1948 году церковь в Гусе-Железном возродилась вновь!