История
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».
В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.
В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.
Строительство Казанского собора
В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.
Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. На строительстве Казанского собора на общественных началах, в качестве помощника Воронихина работал архитектор и гравёр Николай Федорович Алфёров. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.
15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.
Собор в XIX—начале XX века
Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.
До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.
27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.
21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых, произошла давка, по официальной версии унесшая жизни 34 человек.
24 мая (6 июня) 1917 года в соборе, путём «свободного голосования клира и мирян», состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин (Казанский).
18 января 1921 года митрополит Вениамин (Казанский) освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.
С 1930-х годов
Гонения на церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. Храм перешёл в руки обновленцев и после закрытия в 1928 году Исаакиевского кафедрального собора получил статус кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.
Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор получил статус кафедрального. Ранее имел этот статус в марте—ноябре 1923, январе 1925 — январе 1932 года, когда находился у обновленцев.
Как доехать
Храм расположен на Шереметьевском проспекте, 41. Он стоит в 0,2 км от Соковского моста через реку Уводь.
На автомобиле. По трассе М7 из столицы до Иваново можно доехать 4,5-5 часов (290 км). От южной окраины города нужно ехать по улицам Лежневская, а потом повернуть направо – на Шереметьевский проспект, на котором, на углу с Крутицкой улицей и расположена церковь.
Купола Казанской церкви
На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Иваново поезд доходит за 7 часов. Железнодорожный вокзал расположен в центральной части Иваново. Кроме того, от Центрального автовокзала Москвы у станции метро «Щелковская» до Иваново за 6 часов можно добраться на прямых или транзитных рейсовых автобусах. Автовокзал в Иваново работает в южной части города и удален от железнодорожного вокзала на 6,5 км. По городу до храма можно подъехать на автобусах № 2, 12, 14, 17, 32, 33, 129, троллейбусах № 2, 6, 9, 11 и маршрутных автобусах № 2, 17, 24, 30, 30Б, 37, 38, 39, 131, 135, 155, 177 (остановка «Соковский мост»).
Рейтинг достопримечательности:
← ИВАНОВО | ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ | РОССИЯ → |
Космический Покров
13 марта, в Неделю Торжества Православия, по окончании литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл вручил главе Роскосмоса Анатолию Перминову Казанскую икону Божьей Матери.
«Я хотел бы, чтобы этот образ был взят на борт космического корабля во время юбилейного полета. Храни вас Господь», — сказал Предстоятель, благословляя присутствовавших в храме космонавтов.
«Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной, — сказал Патриарх. — В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию».
7 апреля 2011 года космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону на Международную космическую станцию. Сейчас икона хранится в российском сегменте станции.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Возвращение чтимого списка из Ватикана
После революции 1917 г. богоборческий режим безжалостно расправлялся с духовным достоянием русского народа и последовательно уничтожал драгоценные для верующего сердца святыни.
Многие иконы ради их древности и богатых окладов были пущены с молотка и попали в руки западных коллекционеров.
Один из списков Казанской иконы Божией матери, написанный в XVIII в. и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 г. По некоторым предположениям эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви села Дивеева.
Желание передать эту икону Русской Православной Церкви высказывалось папой уже очень давно. В 1997 г. условием передачи ставилась личная встреча главы Ватикана со Святейшим Патриархом Алексием II, что было неприемлемо для Русской Церкви в силу усложнившихся в те годы отношений с Римом. В 2000 г. вопросом возвращения образа заинтересовались гражданские власти, и стал рассматриваться вариант передачи иконы папой Патриарху в Казани во время перелета понтифика в Монголию.
В 2003 г. смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье.
После экспертизы католической администрацией снова было заявлено о возможности приезда Иоанна-Павла II в Россию для передачи иконы, на что последовала отрицательная реакция Синодального отдела внешних церковных связей. В ней указывалось на то, что передача иконы не является достаточным основанием для визита папы, а сам визит к тому времени даже не фигурировал в качестве предмета межцерковных переговоров (Церковный вестник, № 9-10 (262-263) май 2003 г.).
Наконец Католическая Церковь приняла решение передать список Казанской иконы без всяких условий. 25 августа в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля чтимый список был передан делегацией Римо-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, Русской Православной Церкви в лице ее первосвятителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Возвращение Казанского образа Богоматери на Родину было воспринято с одной стороны как великая милость Божия к русскому народу и с другой — как свидетельство добрых намерений Ватикана возвратиться к искренним отношениям с Русской Православной Церковью.
Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля, передал образ Казанской епархии: икона была помещена в Крестовоздвиженском храме б. Богородицкого монастыря.
Архитектурные особенности и внутренне убранство храма
Церковь построена из кирпича и оштукатурена. Белостенный храм увенчан темными куполами на граненых барабанах, и такой контраст придает культовому зданию необычный вид. Основное здание храма – прямоугольный в плане двухэтажный производственный корпус ситценабивной фабрики, который во многом определил композицию всей церкви. Этот массивный трехярусный четверик соединен с низкой алтарной абсидой и трехэтажной трапезной.
В архитектуре культового здания удачно сочетаются традиции раннего классицизма и так называемого русского стиля. Фасады храма декорированы профилированными карнизами и кокошниками, а также плоскими наличниками и фигурными филенками. Утраченные в прошлом веке живописные трехарочные проездные ворота и церковная ограда сейчас полностью восстановлены.
История церкви в XX столетии
В самом начале XX века в храме провели ремонт, и освятили его в честь Святой Троицы. Спустя два года российские законы уравняли старообрядцев и православных в правах. И по проекту архитектора Петра Густавовича Бегена старый молитвенный дом стали реконструировать в полноценное церковное здание. Сверху построили большой чердак и установили пять глав. Небольшие главки поставили также над алтарным помещением, крыльцом и трапезной.
В 1907 году переделанный храм вновь освятили. Его главный престол посвятили иконе Казанской Божией Матери, а боковые приделы – Святой Троице и Николаю Чудотворцу. Потом произошло официальное учреждение местной общины старообрядцев.
В 1910 году, когда церковь отмечала столетие, вокруг нее поставили изящную ограду с красивыми металлическими решетками, которые были отлиты в мастерских Павла Николаевича Шабарова в Москве. Архитектор Александр Федорович Снурилов построил над воротами живописную звонницу, сочетающую мотивы древнерусского зодчества и популярного в те времена стиля модерн. А спонсором строительства этой звонницы стал церковный староста, богатый купец Николай Иванович Куражев.
В 1930 году представители советской власти закрыли храм. Членам старообрядческой общины разрешили забрать из него иконы и церковные облачения и перенести их в холодный придел церкви Благовещения. Около двух лет шла инициированная старообрядцами переписка между властями Иваново и членами комиссии по вопросам культа, существовавшей при Президиуме Всесоюзного центрального исполнительного комитета. Но отстоять храм так и не удалось. Внутренние помещения церкви перегородили и переделали для небольших комнат, в которых поселили более полутора сотен человек. И, кроме того, в бывшем храме заработал клуб местной милиции.
После войны церковное здание много лет использовали как жилое, и неоднократно пытались снести. Но удалось разрушить лишь храмовую ограду, звонницу и луковичные главки. Демонтированные металлические решетки перенесли к школьному зданию, стоящему на ул. Рабфаковская.
Церковные службы здесь возобновились с 1991 года, а спустя четыре года здание храма целиком перешло православной приходской общине. Потом провели большие восстановительные работы: отремонтировали стены и своды, заново обустроили алтарь, в также открыли церковную лавку и трапезную. В церкви поставили иконостас, и жители Иваново подарили храму иконы старого письма. После этого, в 1996 году прошло освящение главного престола и всего церковного здания.
Явление чудотворной иконы
Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища, во сне явилась Матерь Божия, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать.
Так как никто не обращал внимания на слова ребенка, Матерь Божия явилась вторично, а на третий раз девочка во сне увидела саму икону, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Тогда мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил словам ребенка.
Казанская икона Божией Матери
Наконец, 8 июля мать с помощниками стала рыть по указанию дочери, но только когда сама девочка взялась за заступ и стала копать около печи, появилась икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня (иконография Казанского образа представляет собой разновидность Одигитрии-Путеводительницы). Узнав о чуде, архиепископ с градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, затем после молебна — в Благовещенский собор.
События явления и перенесения образа описал священник Никольской церкви Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем Патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время.
Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая общеизвестный тропарь: «Заступнице усердная…» Он также засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец Никита.
Впоследствии также была замечена особая милость Богоматери через Свой Казанский образ к страждущим глазами.
После того как архиепископ с воеводами отправили царю подробное описание обретения иконы с точным ее списком, тот велел строить на месте явления женский монастырь. Первыми постриженицами обители стали отроковица Матрона и ее мать.
В 1595 г. митр. Ермогеном был отстроен новый Успенский собор и штат монахинь увеличен до 64 человек; чудотворный образ был обложен царскими дарами — золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В 1798 г. новые украшения были возложены императрицей Екатериной, и ею же были отпущены 25 тыс. руб. на строительство новой соборной монастырской церкви, освященной в 1808 г.
История появления храма
27 июля 2003 года на месте будущей церкви архиепископ Амвросий совместно с клириками епархии отслужил молебен в честь основания нового святого места.
Во время торжественной церемонии на месте будущего церковного престола поместили камень. Затем по инициативе протоирея Андрея строительство храма продолжилось и было доведено до логического конца.
4 декабря 2003 года в храме Серафима Саровского была проведена торжественная литургия. А в 2009 году был установлен памятник известного святого в полный рост. Скульптура была отлита из бронзы и находится в храме до сих пор.
Само здание проектировала архитектор Власова. Оно получилось очень уютным и гармоничным. Несмотря на небольшую площадь храма, там есть все необходимое для проведения полноценных служб и церковных обрядов.
Раньше на месте храма был пустырь, который окружали типовые пятиэтажные здания. Теперь же красуется настоящий памятник архитектуры, а рядом возводится белокаменный храм Пресвятой Богородицы.
Рядом с деревянной церковью регулярно проводится благоустройство. Создаются детские площадки, облагораживается территория вокруг. В этом месте приятно находиться, а также искать уединения в молитвах к Господу.
Храм Серафима Саровского – достойная достопримечательность города Иваново. Этот объект довольно популярен среди туристов, да и в прихожанах церковь не испытывает недостатка.