Церковь владимирской иконы божией матери на божедомке

Архитектурные особенности.

По архитектурному решению к Владимирской церкви близка Воскресенская церковь в Гончарах (Москва, 1649)

Средства на строительство существующей церкви дал «государев гость» Семен Астафьев Лузин. Совершенно нетипичный для Ярославля бесстолпный храм трапезного типа, завершённый поставленными в ряд тремя глухими малыми шатрами наподобие горящих свечей,строился в 1670—1678 годы.

Как свойственно церквям такого типа, основной объём заметно вытянут по оси север-восток, что позволяет зрительно выделить западный и восточный фасады, заодно увеличив пространство для богослужения внутри храма. Алтарь прямоугольный, притвор устроен с западной стороны, над ним — невысокая шатровая колокольня. Декоративная отделка церкви крайне скудная, что соответствует статусу кладбищенского храма для бедноты. Фресковые росписи 1691 года не раз поновлялись, в настоящее время находятся под побелкой.

Шатровое решение храма противоречило запрету патриарха Никона на строительство подобных «неканонических» церквей. Тем не менее, по любопытному совпадению, в один год с Владимирской был освящён трёхшатровый же храм в Александровой Чудовой пустыни под Рыбинском. (Его шатры обрушились в 2007 году). Эти два памятника — последние трёхшатровые храмы в допетровском зодчестве.

Архитектурные особенности

По архитектурному решению к Владимирской церкви близка Воскресенская церковь в Гончарах (Москва, 1649)

Средства на строительство существующей церкви дал «государев гость» Семён Астафьев Лузин. Совершенно нетипичный для Ярославля бесстолпный храм трапезного типа, завершённый поставленными в ряд тремя глухими малыми шатрами наподобие горящих свечей, строился в 1670—1678 годах.

Как свойственно церквям такого типа, основной объём заметно вытянут по оси север — юг, что позволяет зрительно выделить западный и восточный фасады, заодно увеличив пространство для богослужения внутри храма. Алтарь прямоугольный, притвор устроен с западной стороны, над ним — невысокая шатровая колокольня. Декоративная отделка церкви крайне скудная, что соответствует статусу кладбищенского храма для бедноты. Фресковые росписи 1691 года не раз поновлялись, в настоящее время находятся под побелкой.

Шатровое решение храма противоречило запрету патриарха Никона на строительство подобных «неканонических» церквей. Тем не менее, по любопытному совпадению, в один год с Владимирской был освящён трёхшатровый же храм в Александровой Чудовой пустыни под Рыбинском (его шатры обрушились в 2007 году). Эти два памятника — последние трёхшатровые храмы в допетровском зодчестве.

Виды служения

Служение разделяется на следующие виды:

  1. Молодежное служение. Оно проходит в домашних группах, которые ведут пасторы Лукьяновы Сергей и Антонина. Здесь обучают молодых людей правильно относиться к себе, своей жизни, другим людям, находить свое предназначение в жизни, правильно мечтать. Также прививают любовь к чистому и светлому.
  2. Подростковое служение. Здесь образовалась бойкая подростковая команда, во главе которой — пастор Юлия Синицина. Этой категории учеников церкви стараются привить высокие нравственные нормы и правильное понимание жизни. Помогают развивать свои врожденные таланты, ведь подростки – будущее страны, как и молодежь.
  3. Детское служение происходит в несколько этапов: встречи в группе, воскресная школа, детские походы, социальные проекты помощи детским домам, детские творческие проекты, конференции, кружки по интересам. Детей обучают простому человеческому общению, дружбе. Учат развивать свои таланты и способности.
  4. Служение христиан-бизнесменов. В рамках этого служения существуют специальные бизнес-курсы, где людей обучают библейским принципам в сфере правильного ведения бизнеса.

Архитектура церкви

Церковь Богоявления была своего рода художественным новшеством в Ярославле. Его внешний облик и небывало высокий светлый интерьер поражали воображение горожан. В его архитектуре, уводившей с проторенных путей развития местной школы, Ярославль отдавал дань традициям московского зодчества.

Архитектура церкви

Этот бессточный, без подклета храм перекрыт огромным сомкнутым сводом. Благодаря отсутствию столбов или опор внутри церкви, она стала более вместительной и просторной. Два яруса крупных декоративных кокошников, поставленных на своде «на убег» или двумя уступами, служат основанием для высоких глухих декоративных барабанов.

Традиционные галереи превращены в протяженные приделы. Небольшая западная паперть ничем не напоминает просторных галерей большинства ярославских посадских храмов. Отсутствуют и боковые крыльца, хотя в плоскости фасадов условно воспроизведен их силуэт в виде щипцовых (двускатных) покрытий. Западное крыльцо до перестройки девятнадцатого века было очень сходно с крыльцами церкви Иоанна Златоуста в Коровниках.

Архитектура церкви

В расположении колокольни есть тоже своя особенность. Она входит в состав самой галереи и примыкает к северо-западному углу не галереи, а храма, хотя и не связана с ним, отделяясь от храма узким просветом.

Стены храма богато украшены полихромными изразцами. Этот основной декоративный материал введен расчетливо и умело. Зеленоватый мерцающий пояс изразцов охватывает сплошной широкой лентой объем основного храма. Вертикальные гирлянды отдельных изразцов усиливают впечатление стройности пилястр и утонченности пропорций высоких барабанов. Широкие цветные фризы зрительно объединяют алтари, приделы, паперти, крыльцо. Создается впечатление необычайной нарядности и бесконечного разнообразия изразцовых украшений.

Архитектура церкви

Изразцовый декор церкви Богоявления производил огромное впечатление на современников. Дошло до того, что в одном из сюжетов фресок, которыми украшены интерьеры церкви, использован рисунок фасадных изразцов – таково было их художественное влияние.

Бесстолпное пространство главного храма освещено девятью огромными окнами. Пронизанное солнечным светом, легкое и торжественное, со стенами, покрытыми сплошным ковром золотистых фресок, оно напоминало сказочный терем древнерусских былин.

Архитектура церкви

Средневековые зодчие, создав хорошо освещенный и зрительно единый интерьер, предоставили живописцам прекрасные условия для выполнения самых смелых композиционных замыслов. Внутренне убранство храма словно спорит с великолепием декора (к сожалению автор росписи и точная ее дата неизвестны). Стенопись церкви – это обширный евангельский цикл на темы жизни и страданий Христа. Прекрасен рисунок росписей, великолепно их цветовое звучание.

Дополняет убранство церкви Богоявления роскошный резной иконостас в стиле барокко, выполненный в конце семнадцатого века. Скорее всего, он был заказан к открытию храма и с тех пор не менялся.

Храм в ведении РПЦЗ и РПАЦ

В начале 1992 года бывший священник Русской православной церкви Николай Кобычев, перешедший в РПЦЗ, возглавил новообразованную общину в Ярославле, которая вошла в Суздальскую епархию РПЦЗ.

28 июля 1992 года местные власти передали данной общине храм во имя Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке. 9 сентября того же года департаментом культуры Администрации Ярославской области было заключено охранное обязательство на здание храма с приходом Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке.

В дальнейшем Николай Кобычев неизменно сохранял верность Валентину (Русанцову), и вместе с ним отошёл от РПЦЗ в 1994—1995 годах, став клириком неканонической Российской православной свободной церкви, которая затем была перерегистрирована в Российскую православную автономную церковь.

10 июня 1999 года храм был передан по договору безвозмездного пользования приходу Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке Суздальской епархии Российской православной автономной церкви.

20 июля 2016 года Николай Кобычев скончался. В августе 2016 года территориальное управление Росимущества прекратило договор безвозмездного пользования. В арбитражной суде было установлено, что храм Владимирской иконы Божьей Матери на Божедомке является собственностью Российской Федерации. 21 ноября 2016 года арбитражный суд Ярославской области удовлетворил иск Росимущества и обязал приход Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке РПАЦ освободить здание храма. При этом суд отклонил доводы ответчика, который ссылался на охранный договор как на основание для пользования зданием. В решении суда отмечается, что охранный договор имеет основной целью сохранение объекта как памятника, а не его использование по назначению. К тому времени этот храм являлся единственным историческим храмом, находившимся в ведении РПАЦ на территории России. 11 мая 2017 года приставы вручили исполнительный лист с требованием освободить помещение. В связи с этим начальник УФССП по Ярославской области Александр Юдин на своей странице в Фейсбуке написал: «Храм принадлежит территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, а местная религиозная организация во главе с руководителем, который лишен сана, захватили здание и добровольно не желают освобождать его. По решению суда организация должна выселиться из помещений, принадлежащих Росимуществу».

Третий собор

В 40-х годах 17 века

по царской воле было решено разобрать прежний Успенский храм в связи с его обветшалым состоянием, а новый возвести неподалеку. Над церковным подклетом, являющимся хранилищем казны, и с частичным использованием храмовых стен было построено местное здание казенной палаты.

Очередной, третий по счету Успенский храм (1646 г

.) был очень скромным невысоким сооружением, с одним этажом и без подклета. Около него возносится вверх на 55 метровКолокольня. Этот храм просуществовал совсем небольшой временной промежуток. Самое страшное ярославское пожарище1658 года сильно повредило его, особенно крышу с главами.

Современная церковь

Еще около двадцати лет тому назад была организована современная христианская Божья Церковь в Ярославле. Она еще имеет название «Организация христиан веры евангельской (пятидесятников)».

В эту церковь люди приходят по разным причинам:

  • кто-то желает познакомиться поближе с Богом и обрести здесь важную для себя гармонию;
  • кто-то — излечиться от мирских пагубных привычек, заменив их развитием лучших духовных качеств в себе;
  • а кто-то жаждет исцелиться душевно и духовно, ощутив здесь колоссальную поддержку.

Главное, чтобы атмосфера храма резонировала с внутренним миром человека, чтобы он ощущал себя там, где ему и нужно быть в данный момент своей жизни.

1. Божедомка

Ярославль. Божедомка. 1920-е годы.

Первое свидетельство существования деревянного храма на подъезде к Ярославлю по дороге из Углича — хранившийся в нём напрестольный крест с серебряной чеканкой и вкладной надписью: «Лета 1601-го в 1-й день состроил сей животворящий на престол Владимирской Богородицы в Ярославле поволгском, на убогий дом, мирским подаянием».

Церковь называлась «на убогом доме», «на божедомке» или «на семике». Это была т. н. «божедомница» — братская могила для захоронения бродяг и утопленников, окружённая забором, с дощатой крышей. Тела умерших не хоронили, а складывали друг на друга до весны, причём отпевали раз в году, на 7-й день после Пасхи, откуда и название — «семик». По словам ярославского историка П. А. Критского, семик «считался нечистым и страшным местом, и в обычное время его обходили далеко стороной»:

В 1771 г. сенатский указ в санитарных целях запретил убогие дома и повелел мёртвых хоронить за пределами городов. В связи с этим в Ярославле остались только три кладбища — при церквях на Туговой горе, на Божедомке и в Тверицах. После принятия генерального плана (1778) Владимирская кладбищенская церковь оказалась в центре жилого квартала. Наместник А. П. Мельгунов в 1779 г. распорядился перенести кладбище к Леонтьевской церкви, где оно существует и по сей день.

Церковь Иоанна Златоуста

Самая гармоничная достопримечательность ярославского зодчества возведена с таким расчетом, чтобы максимальная красота, величие внешней отделки строения производила незабываемое впечатление при подъезде с Волги.

Великолепный храм маленькой рыбацкой деревушки Коровники, возведённый в 1654 году, имел форму четырехстолпной пятиглавой церкви, опоясанной по трём сторонам открытой галереей, заканчивающейся симметричными, простыми и изящными шатровыми пределами. Они посвящены княгине Ольге и зачатию Иоанна Крестителя.

Во внешней отделке храма выделяются роскошное крыльцо, наличник окна центральной апсиды, выполненный из красивых изумрудных изразцов. Он считается одним из символов города. Орнамент из изразцов на фоне уникальной кирпичной кладки придаёт церкви сказочный, нарядный вид. Находится на ул. Портовая набережная, 2.

Церковь Дмитрия Солунского

Храм считается образцом двухстолпного типа ярославского зодчества XVII столетия. Холодная церковь возводилась в честь Смоленской иконы Богоматери Одигитрии на месте старой деревянной церкви.

В ней были три предела во имя Великомучеников Дмитрия, девяти мучеников Кизических.Солунского, Георгия Победоносца. Первоначально её украшали пять куполов. Теплый храм во имя Похвалы Богородицы имел двухъярусный расписной иконостас (интерьер храма исчез) был воздвигнут в 1749 году.

Считается, что автором росписей храма был известный мастер Плеханов. Тематика росписей основана на использовании сюжетных клейм из сцен Евангелия, жизни Богородицы.

Основными изображениями считаются «Вседержитель», находящийся в куполе, фигуры восьми пророков, расположенных между окнами. Их выбор, исполнение во весь рост символизирует вселенское величие Русской церкви. Хорошо сохранилась нарядная алтарная живопись с композицией «О тебе радуется».

Находится на улице Большая Октябрьская (раньше Рождественская).

2. Архитектурные особенности

По архитектурному решению к Владимирской церкви близка Воскресенская церковь в Гончарах (Москва, 1649)

Церкви Владимирского прихода в 2010 году — холодная Владимирская и тёплая Покровская (перестроена).

Средства на строительство существующей церкви дал «государев гость» Семен Астафьев Лузин. Совершенно нетипичный для Ярославля бесстолпный храм трапезного типа, завершённый поставленными в ряд тремя глухими малыми шатрами наподобие горящих свечей, строился в 1670-78 гг.

Как свойственно церквям такого типа, основной объем заметно вытянут по оси север-восток, что позволяет зрительно выделить западный и восточный фасады, заодно увеличив пространство для богослужения внутри храма. Алтарь прямоугольный, притвор устроен с западной стороны, над ним — невысокая шатровая колокольня. Декоративная отделка церкви крайне скудная, что соответствует статусу кладбищенского храма для бедноты. Фресковые росписи 1691 года не раз поновлялись, в настоящее время находятся под побелкой.

Шатровое решение храма противоречило запрету патриарха Никона на строительство подобных «неканонических» церквей. Тем не менее, по любопытному совпадению, в один год с Владимирской был освящён трёхшатровый же храм в Александровой Чудовой пустыни под Рыбинском. (Его шатры обрушились в 2007 году). Эти два памятника — последние трёхшатровые храмы в допетровском зодчестве.

Благое желание

В годы перестройки, когда всеобщая борьба с религией сменилась повсеместным восстановлением ранее попранных, а зачастую и разрушенных святынь, вопрос о возрождении главного городского храма был поднят и в Ярославле. Добровольным спонсором работ стал столичный бизнесмен В.И. Тырышкин, являющийся президентом крупной строительной корпорации.

Успенский собор решили возводить на прежнем месте, и с этой целью был объявлен конкурс на лучший проект будущей постройки, в котором приняли участие многие российские архитекторы. Наибольшего внимания жюри удостоились две работы.

Автором одной из них был ярославский зодчий Вячеслав Сафронов, предложивший восстановить храм в том облике, который был ему присущ в последние предреволюционные годы. Осуществить задуманное позволяло большое количество сохранившейся с прежних времён технической документации.

Однако комиссия отдала предпочтение проекту московского архитектора А.М. Денисова, имевшего к тому времени опыт восстановления храма Христа Спасителя. Возведённый по его проекту собор своим обликом выходит за рамки верхневолжской традиции и отчасти напоминает Смоленский собор московского Новодевичьего монастыря.

Адрес и часы служб

Многим паломникам и просто гостям города требуется информация о том, где находится Успенский собор (Ярославль). Адрес храма: Которосльная набережная, 2/1. Добраться в город из Москвы можно автобусами и поездами, отправляющимися с Ярославского вокзала.

В отличие от многих других церквей, службы в соборе проводятся каждый день. Утренняя литургия по будним дням начинается в 8:00 (а по выходным – она проводится дважды: в 7:00 и 9:30). Вечернее богослужение начинается в 17:00.

На долю этого славного храма выпало множество испытаний и разрушений. Они преследовали его всю долгую историю. Тем не менее сегодня собор остается прекрасным и величественным воплощением православной веры, а в его стенах, как и прежде, звучат искренние молитвы и торжественные песнопения, пробуждающие в прихожанах самые благие чувства и помыслы. А для паломников, посещающих Ярославль, Успенский собор становится самой главной точкой притяжения.

  • https://posmotrim.by/article/uspenskij-sobor-yaroslavl.html
  • https://ikona-i-molitva.info/uspenskij-kafedralnyj-sobor-yaroslavl/
  • https://fb.ru/article/197606/gorod-yaroslavl-uspenskiy-sobor-uspenskiy-kafedralnyiy-sobor-v-yaroslavle

Владимирская церковь

Один из последних памятников шатрового зодчества Руси, к сожалению почти заброшенный, с непонятным хозяином сохранил только холодную часть церкви. В центре города, среди алей Власьевского сада, раскинувшегося на месте старинного кладбища, в XIX веке находится знаменитая церковь Божедомка.

Её архитектура, история появления имеют особенности. Храм на «убогом доме» (месте захоронения бездомных, безымянных странников по древним обычаем язычества).

С 1771 года (церковь построена в 1678 году) стал действовать запрет на убогие дома, а захоронения стали проводить на кладбищах за городом. Так церковь Владимирской Божией Матери на Божедомке постепенно оказалась в центре города, на улице Свободы.

Особенности архитектуры церкви заключаются в том, что основной куб сделан по принципам крестовокупольного варианта. Три шатра выполняли только декоративную роль. Храм для бедных никогда не имел богатой внешней, внутренней отделки.

Другие виды служения

Существуют и другие виды служения:

  1. Театральное — при храме создан свой театр «Екклесиаст», который всегда готовит прекрасные спектакли. Например: «Они друг другу противятся», мюзикл «Не уснуть перед Рождеством», «В дюйме от Чуда» и другие. Просто, через образы, характеры и действия героев и персонажей постановок, происходит обучение каждого важнейшим христианским добродетелям, еще глубже развивается любовь к Богу.
  2. Танцевальное служение во главе с прекраснейшим и талантливым педагогом Поповой Натальей Германовной. Ведь благодаря танцам у человека любого возраста есть возможность выразить свои подлинные чувства и эмоции. Через танец ученики также выражают свою любовь и почтение к Богу. Здесь этим видом служения в основном занимаются дети и подростки.
  3. Служение поклонения. Люди пишут песни, музыку, создают аранжировку – и все это для прославления Христа. Все очень трогательно и с искренней любовью! Они поют эти песни во время встреч.
  4. Служение переводчиков – очень необычный вид служения. Молодые люди, владеющие иностранными языками, занимаются обучением этому всех желающих, также общаются и с иностранцами. Руководит этим видом служения Галина Параскевова.
  5. Служение милосердия – это помощь людям с проблемами со здоровьем. За ними ухаживают, помогают в излечении от недугов. Ответственный за это — Евгений Жигалов.
  6. Радиослужение – самый необычайный вид служения. В рамках церкви существует радиостудия «Слово Веры». С ее помощью осуществляются Церковью Божьей (Ярославль) проповеди по всему миру. Организована студия была еще в 1998 году.

Кроме перечисленного, еще здесь есть служения для людей армянской национальности, желающих познать Бога. Большинство из них меняются в лучшую сторону, придя сюда.

Церковь Владимирской Божией Матери на Божедомке.

Эта церковь, так сказать, на особом счету в Ярославле. Построена она в XVII
веке во времена Ионы Сысоевича и в отличие от большинства храмов того
времени вместо обычных луковичных глав имеет три шатровых завершения. Кроме
того, алтарь у нее — четырехугольный, что тоже довольно необычно.

Однако знаменита она совсем не этим. Выстроена она на западной окраине
Ярославля, далеко от центра, и не зря. Дело в том, что стояла она рядом с
огромной ямой, огороженной забором и покрытой крышей. В эту яму в течение
целого года сбрасывали тела всех умерших без причастия: скоропостижно
скончавшихся, замерзших на улице, утопленников, спившихся пьяниц, самоубийц,
просто неизвестных мертвецов и т.п. Причем сюда свозили мертвые тела со
всего уезда. В четверг седьмой недели после Пасхи их всех разом отпевали,
совершали панихиду, яму засыпали и рыли новую…Старый холм называли
«Убогим домом» или «Божедомкой». Отсюда и название церкви — «Церковь
на семике» или «Церковь при убогом доме», «на Божедомке».

Откуда пошел такой обычай? Скорее всего, считают специалисты, из языческих времен, когда вообще зарывать мертвецов в землю считалось делом опасным, так как от этого могут происходить всяческие неприятности, вроде наступления преждевременных холодов. Поэтому наши предки оставляли своих мертвецов на поверхности земли, за оградой. С наступлением христианства церковь стремилась ввести этот обычай в более цивилизованные рамки. Мертвецов теперь стали погребать в таких вот «Божьих домах», которые впоследствии сохранились только для убогих, «божедомцев». Кстати, было время, когда самоубийцам отказывалось даже в таком погребении: их просто закапывали где-нибудь в лесу.

Словом это было страшное окраинное место, куда зря люди старались не
заходить. Правда, кроме одного дня — дня погребения усопших. В этот день из
Успенского собора до этого места устраивался крестный ход, а когда он
уходил, сюда со всего города собирались толпы горожан. Беднякам раздавали
кутью, блины, пироги. Для остальных это был повод для большого гуляния,
песен и плясок. Сейчас нам кажется странным такое веселье на таком мрачном
месте. Но времена были другие, развлечений было мало, да и сам обычай
устраивать на поминках праздник дожил ведь до наших дней. Помолиться за
усопших и выпить за упокой души всегда считалось делом богоугодным.
Возможно, что и этот обычай ведет происхождение из седой языческой
древности.

Вот что написано по этому поводу в Путеводителе 1913года:

«Семик в городе превратился в детское гулянье во Власьевском саду, не имеющее ничего общего с древним обрядовым семиком. На окраинах же города и теперь девицы, убранные цветами и цветными лентами, ходят встречать семик в четверг перед Троицей».

Теперь район Владимирской церкви — это заселенная, отнюдь не самая дальняя
часть города, недалеко от главного железнодорожного вокзала Ярославля. И
вряд ли много кто из жителей этого района знают, на каком жутком месте стоят
их дома.

Зимняя церковь того же прихода постройки 1821 г. разрушена при советской
власти.

Далее:Церковь Ильи Пророка. Вверх:Список ссылок Назад:Церковь Богоявления.

ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения
28.12.2007
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: