Подготовительные работы (1807 год)
Риф, на котором стоит маяк, имеет протяжённость 600 м и большую часть времени находится под водой, появляясь над поверхностью всего лишь на несколько часов в день в отлив, из-за чего представляет опасность для судоходства. В самый высокий прилив, скала, на которой стоит маяк, находится на глубине 3,65 м, а в самый сильный отлив — возвышается на 1,22 м над поверхностью воды.
Строительство маяка началось в конце лета 1807 года. Работы могли вестись всего по несколько часов в день, поэтому рабочие жили на стоявшем рядом судне. За первую неделю на скале были сооружены кузница и проделаны 12 отверстий для временного строения. Чтобы возвести маяк максимально быстро, большинство рабочих трудилось даже по воскресеньям.
Начальная стадия строительства маяка (1808 год)
В 1808 году начались работы по строительству самого маяка. Для фундамента, нужно было выбить в скале котлован, диаметром около 13 метров и глубиной более 4 метров. Все работы велись вручную, поскольку использование пороховых зарядов, могло разрушить весь риф. Подготовка котлована осложнялась тем, что каждый раз, после очередного отлива, приходилось откачивать из него воду.
К 4 июня 1808 года в Арброте, где располагались каменоломные мастерские, были готовы каменные монолиты для нижнего ряда фундамента маяка. В нижний ряд были уложены 71 внутренний каменный блок из песчаника и 52 облицовочных гранитных блока. Общий вес этих блоков составил 104 тонны. На их изготовление, 60 каменотёсов потратили год напряжённой работы.
Первый каменный блок фундамента был уложен 10 июля, а последний – 12 августа.
Хотя каменные блоки фундамента были соединены шипами в виде ласточкина хвоста и дубовыми нагелями и клиньями, Роберт Стивенсон решил усилить соединение между блоками так же, как это было сделано Джоном Смитоном, при строительстве в 1759 году, маяка Эдистоун. Только в нижнем ряду каменного фундамента, было использовано 246 нагелей и 378 пар клиньев.
Во второй ряд фундамента было уложено 136 камнных блоков, общим весом 152 тонны. Благоприятная погода позволила уложить второй ряд за 7 приливов.
Укладка третьего ряда каменного основания маяка, была завершена к концу года. Возникли непредвиденные трудности, задержавшие укладку третьего ряда. 11 сентября работы прервались из-за перебоев в поставках гранита из Абердина.
13 сентября, шторм выбил из кладки два камня, которые впоследствии удалось уложить обратно. После укладки третьего ряда, работы продолжилсь на берегу – готовили камни для следующих рядов башни маяка.
Краткое описание
Всего в 19 километрах от берегов Шотландии расположен риф Инчкейп, получивший название Bell Rock. Его длина составляет 600 метров и его острые, словно лезвия бритвы края, практически все время скрыты под водой.
Трудно сосчитать, сколько кораблей натолкнулось на этот опаснейший для судоходства риф, и сколько тысяч жизней унесла «скала с колоколом», — именно так дословно с английского языка переводится Bell Rock. Интересна легенда происхождения названия рифа: один из настоятелей аббатства, еще в 14 веке, дабы спасти жизнь мореплавателям, приказал установить на рифе огромный колокол. Волны били по нему с неистовой силой, и его звон, разносившийся на всю округу, предупреждал моряков о близости рифа.
Правда, не прошло и года, как один из пиратов сломал колокол, а немного позже сам погиб на корабле, разбившемся о Bell Rock. Справедливости ради, стоит уточнить, что это лишь легенда. И чего в ней больше, правды или вымысла – решать историкам. А вот записи дают более-менее достоверную информацию: по самым скромным подсчетам с начала 19 века об острые камни разбились более чем 70 кораблей.
Во время прилива риф скрывается под водой всего на три с половиной метра, а во время отлива камни выступают над водной гладью чуть более чем на метр. Заметить их даже во время отлива практически невозможно. Жизненно необходимо было построить на коварном рифе-убийце (а именно так прозвали его мореплаватели) маяк, который предупреждал бы моряков о грозящей им опасности
За столь важное дело решил взяться Роберт Стивенсон. К слову, проект маяка создал и воплотил в жизнь дед того самого Роберта Льюиса Стивенсона, который подарил миру «Остров Сокровищ» и другие не менее известные повести и приключенческие рассказы
Александрийский маяк: краткое описание на доклад
Высота старинного маяка составляла 140 метров — намного выше окружающих зданий. В древности здания не превышали трёх этажей и на их фоне Фаросский маяк казался огромным. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.
Александрийский маяк построили на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии – главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э. Также он известен в истории как Фаросский маяк.
Он входит в число самых известных чудес древнего мира, наряду с Колоссом Родосским, Висячими садами Семирамиды и воротами богини Иштар. Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.
Чрезвычайно важно было, чтобы Александрийский маяк находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света – Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую – для приплывших по Нилу
Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее
При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом)
После смерти Александра Македонского (который по легенде родился в день разрушения Храма Артемиды в Эфесе) город оказался под властью Птолемея I Сотера – и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.
Строение
Вид на маяк с берега от деревни Охмити
Маяк построен из камня и имеет 90 рядов кладки. Основа из песчаника, до 26-го ряда облицован гранитом. Строительный раствор состоит из извести, пуццолана и песка. Для внешнего скрепления камней использовался романцемент. Всего при строительстве маяка было использовано 2835 камней; его общий вес со световым механизмом составляет 2083,445 т.
Сужающаяся к верху форма маяка необходима для отклонения энергии волн вверх. Первый ряд кладки имеет диаметр 12,8 м и состоит из 123 камней, каждый из которых имеет вес более тонны и толщину 45,7 см. До 26 ряда кладка полостей не имеет, а на 27-ом ряду, который состоит из 38 камней и расположен на высоте 9,95 м от основания и 5,18 м от уровня прилива, находится вход в здание и начало каменной винтовой лестницы. Эта лестница поднимается до 38 ряда, причём стены в этой части маяка имеют среднюю толщину 1,83 м. На высоте здания 13,72 м расположен 39 ряд кладки (16 камней), с которого начинаются комнаты со стенами толщиной 96,5 см. Пять этажей поднимаются до 85 уровня, где расположена комната светового аппарата и выход на балкон. Этот уровень состоит из 8 камней и имеет диаметр 4,11 м. Максимальная высота каменной части строения — 31,24 м. Комната для светового механизма выполнена из чугуна с медными и латунными вставками и закрыта сеткой. Окна комнаты расположены восьмиугольником и сделаны из 48 стёкол толщиной 6,35 мм.
15 самых красивых и интересных маяков
Маяки — словно отдельный вид искусства. Изящные, мрачные, необычные и расположенные в очень живописных и красивых местах, они стоят того, чтобы увидеть их хотя бы на фото. Мы собрали подборку из самых впечатляющих маяков, взглянуть на которые захочется каждому.
Маяк Рубьерг Кнуд, Дания
Маяк Норт Пойнт, США
Маяк Тевеннек, Франция
Маяк Хук Хэд, Ирландия
Маяк Ля Жюмьен, Франция
Маяк Waugoshance, США
Маяк де Кереон, Франция
Маяк Старт Пойнт, Великобритания
Маяк Кыпу, Эстония
Маяк на острове Вьерж, Франция
Маяк Neue Leuchtturm, Германия
Маяк «Башня Геркулеса», Испания
Маяк Нейст Пойнт, Шотландия
Разрушение Фаросского маяка
Александрийский маяк простоял много лет, видел смену правящих династий и войны, однако во все периоды за строением был надлежащий уход. Во-первых, отдавали дань архитектурному решению, во-вторых, просто поддерживали его в работоспособном состоянии. В периодическом ремонте нуждался как фасад маяка, так и крепостная стена.
В критическом состоянии сооружение оказалось после землетрясения в 956 году, когда разрушилась его верхняя часть и упала стоявшая там статуя. С этого момента Фаросский маяк постепенно стал приходить в упадок. Наибольшее разрушение, которое стало результатом очередного землетрясения, пришлось на 1303 год.
Точку в существовании поставил Кайт-Бей (султан Египта), который в 1480 году на его месте построил крепость.
Строительство маяка (1809 год)
За сезон штормов, которые в январе этого года были особенно сильны, строения практически не пострадали. Однако, работы по восстановлению и усовершенствованию железной дороги, использовавшейся для перевозки камней с лодки до маяка, закончились лишь к концу мая. С третьего ряда, пришлось счищать наросты водорослей, образовавшихся там за зиму, кроме того, работы осложняла низкая температура, которая в апреле и мае редко превышала +5 °C. В июне, море также было неспокойно, но к 25 июня маяк вырос над скалами на 3 метра. К 15 июля 1809 года был положен двенадцатый ряд маяка. Маяк поднялся на 4,5 метра, поэтому строителям уже не приходилось бояться приливов.
Из-за военных действий, 22 июля 1809 года, на судоходство у берегов Англии был наложен запрет, который длился 10 дней. Это задержало строительство маяка.
К 25 августа был уложен 26-й ряд каменных блоков, на котором заканчивалась гранитная облицовка маяка. Основание маяка достигло высоты 9,5 метров.
Следующий этап – строительство дверей и ступеней – был отложен на следующий год.
История строительства
Гравюра Уильяма Миллера, изображающая этапы строительства маяка (1824 г.).
1807 г.
Стивенсон нанял 60 человек, включая кузнеца, чтобы они могли точить ломы, которыми копали фундамент прямо на месте. Действительно, Стивенсон не хочет использовать взрывчатку, которая могла бы повредить скалу, на которой должен стоять маяк. Экспедиция ушла17 августа 1807 г.за два месяца отсутствия. Чтобы уложиться в бюджет и вовремя, Стивенсон попросил свои команды поработать в субботу . Несмотря на аргументы Стивенсона, а именно, что они выполняли работу Господа, большинство людей отказались, заявив, что это будет неправильно истолковано Богом.
20 часов в день, пока валун покрыт максимум на 12 футов (около 3,65 м ), мужчины живут на лодке, пришвартованной в морской миле от валуна. Первой задачей было построить верфь на деревянной конструкции, чтобы у мужчин было место для ночлега на острове, вместо того, чтобы тратить время на ежедневные путешествия между кораблем и скалой. Это решение было также принято после инцидента, в результате которого одна из лодок ушла по течению. В этом сооружении могли разместиться 15 человек.
Фундамент маяка и опоры верфи завершили в первый сезон. Зимой каменотесы изготавливали камни для маяка из абердинского гранита .
1808 г.
Весной 1808 года работы возобновились. Строительная площадка была завершена, и были заложены первые три ряда камня. В течение второго сезона на скале можно было отработать всего 80 часов. Еще до завершения строительства хижины молодой рабочий был сбит буем, упал в море без сознания и утонул. Поскольку мальчик был основным кормильцем своей семьи, Стивенсон предложил вакансию Александру Скотту, младшему брату жертвы.
Строительный дом выдержал сильный шторм, который побудил рабочих согласиться работать в субботу .
1809 г.
Рабочий по имени Уишарт в результате несчастного случая сломал ноги, что помешало ему продолжить работу над проектом. Он попросил Стивенсона нанять смотрителя маяка, который сделал все необходимое. Работа прекращается22 августа 1809 г., тогда башня в основном завершена.
1810 г.
В январе близнецы Стивенсона умерли от коклюша , а две недели спустя от этой болезни умерла и его младшая дочь Джанет.
В этот последний период строительства маяк стал туристической достопримечательностью. Многим не терпится увидеть самый высокий прибрежный маяк в мире.
В течение последнего сезона на место обрушился семичасовой шторм, рабочий Чарльз Хендерсон погиб, а его тело так и не было найдено.
Наконец, работы завершены, при строительстве использовано 2500 гранитных камней . Всех перевезла одна лошадь по имени Бэсси.
Потеря HMS Аргайл
HMS Аргайл
Маяку на скале было приказано выключить свет во время Первая мировая война из-за боязни помочь немецким подводным лодкам в их действиях, а свет включали только по специальному разрешению. 28 октября 1915 г., глядя на маяк, HMSАргайл под командованием капитана Джеймс Танкред отправил сигнал с просьбой включить свет. Корабль продолжил свой курс, полагая, что сигнал получен, но этого не произошло, и свет не был включен. Вскоре после этого, Аргайл сел на мель, получив значительные повреждения большей части корпуса. Два эсминца — HMSШершень и HMSШакал — помогал в спасении экипажа. Несмотря на повреждения, погибших среди ее экипажа не было. После того, как все ценные предметы на борту были утилизированы, в том числе ее 6-дюймовые (150-мм) пушки, она была взорвана морской спасательной командой. В 1970 году два ее больших гребных винта были обнаружены водолазами и проданы на металлолом.
Маяк Белл-Рок: пираты и пивной мятеж
Риф Инчкейп, Арброт, Шотландия (Великобритания)
По легенде, настоятель Арбротского аббатства установил на рифе Инчкейп колокол, который приводился в движение волнами прибоя, и таким образом бой предупреждал корабли об опасном рифе, основную часть времени скрытом под водой (Bell rock в переводе с английского — «скала-колокол»). Пират по имени Ральф забрал колокол, а после забыл о краже и, спустя много лет возвращаясь в порт с добычей, сам потерпел кораблекрушение на этом месте.
…Словно шагая по водам Северного моря, шестьдесят человек вместе пытаются пробурить скалу. Они оказываются по колено в воде в восемнадцати километрах от ближайшего берега. Рабочие двигаются так быстро, как только могут, ведь всего через два часа прилив полностью их накроет. Прежде чем это произойдет, они возвращаются на корабли «Смитон» и «Фарос», стоящие на якоре неподалеку, где и проводят остаток дня, покачиваясь на волнах. К осени они раскапывают основание диаметром в тринадцать метров и строят навесы для укрытия и хранения рабочих материалов к будущему сезону. Следующим летом им удается заложить первый камень. Еще две с половиной тысячи камней будут поочередно использованы на возведение маяка. Каждый камень весит тонну. Они тщательно вырезаны и закреплены на деревянных штырях, чтобы их можно было водрузить друг на друга как пазл.
Работы продолжались еще три года, и за это время происходило разное: несчастные случаи со смертельным исходом, дезертирство рабочих, неспособных выдержать морское ненастье, мятежи, вызванные нехваткой пива. Наконец, 1 февраля 1811 года огни маяка Белл-Рок зажглись.
Белл-Рок — самый старый сохранившийся до наших дней маяк, установленный в открытом море. Его устойчивость — результат коллективных усилий неизвестных нам сегодня людей: рабочих, матросов, прорабов, каменщиков. И все же успех его строительства приписывают двум людям. Роберт Стивенсон — дед знаменитого автора книги «Остров сокровищ», — молодой, импульсивный и, возможно, немного самонадеянный, мечтал возвести маяк в особом месте, чтобы ему не было равных. Он спланировал проект, убедил Совет Северного маяка в его целесообразности, и руководил работой, выдержав все трудности и риски. Джон Ренни, главный инженер, почти никогда не посещал эту скалу. Из своего лондонского офиса он одобрил расчеты и предложил технические решения, чтобы конструкция выдержала суровость шотландского моря.
Хотя и косвенно, на дизайн маяка повлияли также еще один человек и… одно дерево. Маяк Белл-Рок был создан по чертежам маячной башни, которая за пятьдесят лет до этого была возведена на изолированном рифе Эдистон на южном побережье Англии. Инженер маяка Джон Смитон начертил его конструкцию, увидев однажды, как старый дуб выстоял под натиском жестокой бури.
Архитектурные особенности
На сегодняшний день нет ни одного документа, который бы достоверно описывал архитектуру маяка в Александрии. Ученые опираются на труды историков, свидетельства моряков того времени, отчеканенные монеты с изображением строения.
Общие сведения
Александрийский маяк попал в число Семи античных чудес света из-за своей высоты, которая в различных источниках колеблется в пределах 120-160 м. И это при том, что большинство сооружений того времени не превышало трех этажей. В течение многих лет Фаросский маяк носил звание самого высокого здания в Античном мире.
Для строительства использовали большие блоки светлого материала. Одни историки предполагают, что это был известняк, другие настаивают на мрамор. Третьи же утверждают, что основными материалами служили известняк и гранит, а вот облицовка была мраморной.
Александрийский маяк служил не только указателем для моряков, но и оборонительным сооружением. Занимая в основании участок размером 130х180 м, он был обнесен крепостной стеной с наблюдательными башнями по углам и бойницами. Внутреннюю часть, ширины которой хватало для проезда двух всадников, вымостили камнем.
Нижний ярус
Нижний ярус выполнен в форме почти идеального квадрата со сторонами 30-31 м. Его высота по разным данным составляла 40-60 м. Стены были ориентированы на 4 стороны света.
Внешне эта часть строения напоминала крепость, а мореплаватели отмечали, что всю ее испещряли небольшие отверстия. Скорее всего они предназначались для вентиляции помещений и наблюдений за вражескими кораблями.
Нижний ярус маяка насчитывал 4 этажа. На первом находились запасы воды и продовольствия, различный инвентарь. На втором, третьем и четвертом этажах располагались комнаты для рабочих и солдат — 18, 14 и 17 комнат, соответственно.
Плоскую крышу нижней части Александрийского маяка украшали статуи Трифонов — наполовину людей, наполовину рыб.
Средний ярус
Высота среднего яруса составляла примерно 40 м и была облицована мраморными плитами. Представляла собой восьмиугольник со сторонами, ориентированными по направлению преимущественных ветров («роза ветров»).
Внутри по всей высоте яруса был построен пандус. По нему поднимали топливо, необходимое для поддержания огня в верхней части строения.
Второй ярус Фаросского маяка был украшен статуями, которые многие моряки наделяли необычными способностями. Так, одна из них отстукивала каждый час, другая указывала на солнце, а третья служила флюгером. Достоверными представляются лишь сведения о статуях, указывающих направление ветра. Ученые допускают, что они могли вращаться на манер флюгеров.
Верхний ярус
Верхний ярус представлял собой цилиндр диаметром 4,3 м. Его купол поддерживали 8 мраморных колонн. Именно здесь разводили костры, чтобы в темное время суток указывать кораблям путь с помощью света, а при плохой видимости — с помощью дыма.
Путешественники утверждали, что свет Фаросского маяка был виден почти за сотню километров от берега. Этому способствовала специальная система бронзовых пластин, отполированных до зеркального блеска. В их вогнутых и выгнутых поверхностях огонь от костра отражался особенно ярко, формировался направленный луч света.
В качестве топлива использовали просмоленные дрова, которые жгли круглосуточно. В дождливую или туманную погоду пламя костра сопровождали звуки трубы, предупреждающие корабли о наличии пристани недалеко от них.
Верхнюю часть украшала высокая статуя. И здесь мнения историков о том, кого она изображала, опять расходятся. Одни предполагают, что это был Посейдон, другие склоняются к фигуре Зевса.
строительство маяка «Bell Rock»
17 августа 1807 года люди отправились к скале и пробыли там два месяца. Прибыв на место, команда обнаружила обломки кораблей разбившихся в зимние месяцы. Люди сразу начали орудовать кирками, так как работать можно было только в спокойные летние месяцы. Взрывчатку использовать было нельзя из-за возможных повреждений самого рифа. Кирки очень быстро затуплялись, поэтому на помощь пришлись умения кузнеца. Нельзя было терять ни минуты, так как через несколько часов риф погрузиться под воду. Стивенсон молился вместе с другими людьми. С наступлением прилива в течение 20 часов в сутки, когда риф находился под водой команда строителей жила на шхуне, которая на расстоянии в миле от рифа стояла на якоре. К ней команда добиралась на лодке. Это был очень трудно. В связи с этим Стивенсон разработал постройку бараков прямо на рифе, где команда могла прожить какое-то время. Для этого было построено жилище на сваях с глубоким фундаментом. На что ушел один год. Затем риф был оставлен до следующего года из-за частых приливов и зимних штормов.
В этот период работы продолжались на суше. Из жесткого обердинского гранита каменщики вытесывали блоки. Весной 1808 года Стивенсон и его люди снова отправились на скалу. Пришло время закрепить на скале камни фундамента. Это было событие равносильное закладке корабля, который прослужит сотни лет. Дом в башне был закончен и готов к проверке. Башня была убежищем, и команда строителей была уверена, что на скале они будут в безопасности.
Камни один за другим с аккуратностью хрусталя выгружали на риф благодаря не хитроумному подъемному устройству. В блоки были вбиты крюки для сцепления с тросом. К концу 1809 года было положено три ряда камней с цементом. Вскоре погода вынудила строителей маяка снова оставить проклятый риф.
После зимовки работы снова возобновились. Башня начала приобретать форму согласно инструкциям Ренни.
Наконец 1 февраля 1811 года Стивенсон был положен последний гранит. Всего их было 2500 штук
Маяк Стивенсона сразу привлек внимание общественности. Многие преодолевали большую дистанцию на лодках, чтобы увидеть это достижение.
первый свет маяка «Bell Rock»
Наконец настала ночь, когда Роберт Стивенсон и его люди вышли на палубу, чтобы увидеть, как 24 огромных фонаря зажгутся в первый раз. Маяк «Bell Rock» был закончен. После открытия маяка начался спор относительно разработчика строительства, которое продолжался несколько лет, хотя было очевидно, кто его построил.
С технической точки зрения маяк «Bell Rock» тоже имел высокое превосходство. Стивенсон применил на маяке изобретение, сделанное французским инженером Аргоном. Оно заключалось в следующем — в пробирку с газом погружалось пламя, которое горело ярче. Кроме того инженер расположил вокруг пламени отражатели, чтобы излучаемый свет сфокусировать в один интенсивный луч, который был заметен дальше в море. Дополнительно перед отражателями он поместил красное стекло, которые попеременно производили красные и белые вспышки. Теперь моряки видели, что находится под этим пронизывающим светом. Еще не один маяк того времени не светил так ярко.
Вертолетная авария 1955 г.
15 декабря 1955 года вертолет RAF Bristol Sycamore XG501 с экипажем сержанта PA Beart и сержанта EF Hall вылетел из RAF Leuchars в 09:35 для выполнения упражнений по лебедке на маяке Bell Rock. Примерно в 10:00 хвостовой винт вертолета ударил по анемометру .на вершине маяка, в результате чего самолет рухнул в море. Свидетелем инцидента стал экипаж второго вертолета, который сразу же передал сигнал бедствия и вылетел на место крушения. В ответ на сигнал бедствия четыре самолета, еще два вертолета Sycamore, спасательный катер RAF и три спасательных шлюпки обыскали местность, обнаружив тело навигатора XG501; тело пилота не было обнаружено. Маяк был поврежден, в том числе потерял свет, но его смотрители не пострадали. Из-за плохой погоды маяк нельзя было отремонтировать до 20 декабря, когда условия позволили доставить припасы.
Маяк Годреви: вдохновение для Вирджинии Вулф
Острова Годреви, Камборн, Корнуолл (Великобритания)
Роман «На маяк» Вирджинии Вулф написан с удивительной для нее легкостью, слова будто бы вырываются наружу, но при этом в произведении почти ничего не происходит, просто одна семья постоянно откладывает путешествие к маяку. На создание этого произведения, который в Times назвали одним из лучших англоязычных романов ХХ века, Вирджинию Вулф вдохновил собственный опыт. В детстве она проводила лето со своей семьей в доме на побережье Корнуолла. Во время прогулок Вирджиния могла видеть с берега маяк Годреви, расположенный на скалистом островке в заливе Сент-Айвс. Эти дни запечатлелись в ее памяти и много лет спустя в какой-то мере повлияли на роман, несмотря на то что сюжет в нем разворачивался вдали от этих мест: «»Будет дождь, — он помнил, сказал отец. — Выбраться на маяк не удастся». Маяк тогда был серебристой смутной башней с желтым глазом, который внезапно и нежно открывался по вечерам. А теперь…»
Бесконечные отсрочки, не позволяющие добраться до маяка, происходят не только в действии романа. От подобных проволочек страдали и сами смотрители маяков, испытывая задержки с отправками продуктов или заменой персонала. В конце 1925 года, когда Вирджиния Вулф писала роман в Лондоне, помощник смотрителя маяка Годреви У. Дж. Льюис остался один на острове: его напарник был эвакуирован на берег с пневмонией.
В течение восьми долгих дней Льюис, пребывая в одиночестве на Годреви, без перерыва поддерживал в рабочем состоянии фонарь и колокол для подачи сигналов в туманную погоду, ожидая, когда шторм стихнет и прибудет лодка с новым смотрителем маяка, который должен был заменить его напарника. В то время как Вулф создает роман, в котором практически отсутствуют диалоги, Льюис отмечает в дневнике, как ему было необходимо поговорить хоть с кем-нибудь: «После пятидесяти четырех часов непрерывного бодрствования я не смог удержаться от нескольких часов сна. Мне было так хорошо, что я встретил следующую ночь без страха, хотя и начал ощущать последствия одиночества. Мне нужно было с кем-нибудь поговорить, и мне до сих пор кажется невероятным, что в течение недели я не произносил ни слова и даже ни разу не напевал себе под нос».
И Вулф, и Льюис страдали от одиночества и писали, чтобы изгнать своих демонов. Льюис опубликовал книгу под названием «Непрекращающееся бдение» (Сeaseless Vigil), в которой излил некоторые из своих мучительных переживаний.
Маяк Ля Жуман: ужасный шторм и гениальная фотография
Скала Ар-Газек, остров Уэсан, Финистер, Бретань (Франция)
Несмотря на рев бури, Тео Мальгорн услышал из фонарного отсека шум пропеллера. Любопытство заставило его спуститься к подножию маяка. Открыв дверь, он увидел вертолет, зависший над неспокойными водами Ируазского моря. Фотограф Жан Гишар наблюдал с воздуха за тем, как атлантический шквал настойчиво бил по маяку Ля Жуман. С удивительной интуицией он точно уловил момент: смотритель маяка стоял на пороге, когда гигантская волна разверзлась над башней.
Этот знаменитый снимок оставляет зрителя в напряжении. Рассматривая его, мы находимся в неведении, не зная, что случилось с маячником. Возможно благодаря тому, что в этой фотографии так много неопределенности, в 1990 году она была удостоена премии World Press Photo. История этого кадра имеет счастливый конец. Смотритель успел закрыть дверь за секунду до того, как на маяк обрушилась огромная волна, и смог укрыться в безопасном месте. Он обошелся простым испугом и промокшими ногами.
Если эта волна прославила маяк Ля Жуман, то другие бушующие здесь прежде волны положили начало его строительству. Беспокойные воды пролива Фромвера были свидетелями многочисленных кораблекрушений. Некоторые из них печально известны, например кораблекрушение английского пассажирского парохода «Драммонд Касл». Путешественник и член Парижского географического общества Шарль Эжен Потрон пережил одну из таких трагедий. Обладая горьким опытом потерпевшего кораблекрушения, он выделил в своем завещании четыреста тысяч франков на строительство маяка у острова Уэсан и написал: «Хотя героически устранять бедствия — в меру человеческих сил, еще лучше их предотвращать». Даритель поставил только одно условие: завершить работу в течение семи лет после его смерти.
Работы начались в ускоренном темпе в 1904 году, и, несмотря на то что огонь маяка засиял в оговоренные сроки, работа впопыхах привела к тому, что башня пострадала в ближайшие несколько лет. Первые штормы вскоре выявили аномальные вибрации в структуре конструкции. Во время бури смотрители маяка часто пребывали в панике, когда казалось, что башня вот-вот рухнет в море. Попытки восстановить маяк продолжались, но работа оказалась настолько сложной и дорогостоящей, что была завершена только тридцать лет спустя. Несмотря на положительные изменения, для многих Ля Жуман все еще оставался «Уэсанским адом».
Отслужив четырнадцать лет, Тео Мальгорн, герой той известной фотографии, покинул Ля Жуман в 1991 году, оставив автоматизированный маяк. Бывший смотритель продолжал жить на острове Уэсан, прогуливаясь вдоль его скал, и, наблюдая издали внушительный силуэт башни, иногда вспоминал тот момент, когда огромная волна ударила в «маяк штормов».
Святоносский маяк: на царской службе
Святой Нос, Мурманская область (Россия)
В соответствии с «Положением о найме смотрителей и прислуги для беломорских маяков», которое было утверждено императором Александром II в 1875 году, от смотрителя требовалось быть компетентным, дисциплинированным, обладать высоким моральным духом и крепким здоровьем, способностью выдержать тяготы службы и к тому же хорошо представлять себе суровые условия жизни на северном побережье. Кроме того, необходимо было владеть навыками работы на маяке, управляться с метеорологическим оборудованием, а также иметь базовые знания в области медицины и гигиены.
В начале XX века Евлампий Павлович Багрецов начал терять зрение. Сперва ему стало тяжело вести записи в вахтенном журнале, затем он обнаружил, что с трудом различает на горизонте Баренцева моря корабли, меняющие курс в сторону полуострова Святой Нос, и наконец понял, что едва ли теперь может различать фитили ламп. Однако Багрецов был человеком упрямым. Он много лет занимался своим ремеслом и досконально знал каждый уголок на маяке. Кроме того, жена помогала ему справляться с наиболее трудными ситуациями. По этой причине, не желая просить об отставке и решив остаться на своем посту, Багрецов проинформировал об ухудшении своего состояния управляющего беломорскими маяками полковника Васильева, который, впечатлившись отличным исполнением служебных обязанностей, выделил ему помощника.
Жизнь на маяке продолжалась в обычном режиме до 1913 года, когда корабль контр-адмирала Бухтеева неожиданно появился у Терского берега. Известие о том, что слепой смотритель управляет Святоносским маяком, достигло Петербурга. Несколько приспособленцев, желавших прибрать к рукам место Багрецова, направили в Главное гидрографическое управление письма, где многократно подчеркивалось, что невозможно доверять эксплуатацию объекта слепому человеку. Неожиданный визит Бухтеева был призван проверить, насколько обоснованны эти утверждения. После тщательного осмотра контр-адмирал отметил в отчете: «Будучи слепым, Багрецов настолько хорошо знает маяк, что чувствует его работу как собственный организм. Он замечает любые сбои в освещении, непорядок на вахте, он участвует во всех маячных делах. Багрецову помогают его жена и человек, производящий метеонаблюдения… Считаю справедливым представление Багрецова к очередной награде за многолетнюю исправную службу».
Слепой смотритель маяка выполнял свою работу вплоть до начала революции 1917 года, а затем передал эстафету сыну.
Девичья башня, Стамбул, Турция
Если ты уже был в Стамбуле, разнообразь своё путешествие поездкой к маяку Девичья башня. Отсюда открываются замечательные виды на город и Босфор. Одиночеством здесь не насладиться — тут всегда много туристов, зато можно поесть и попить турецкий чай — в башне расположен ресторан , где по вечерам играет живая музыка. А ещё маяк вдохновил самого Айвазовского на создание картины «Вид Леандровой башни в Константинополе».
Как добраться. Добраться до башни можно на пароме или катере от причалов Кабаташ (только по выходным) или Саладжак (в любой день). Стоимость посещения — 20 лир (≈ 230 рублей).
Отели неподалёку. Отель Burckin Hotel 4*. Из ресторана при отеле открывается панорамный вид на Стамбул и собор Святой Софии. Стоимость за ночь — от 3400 рублей на двоих.
Надеемся, поездка к одному (или нескольким!) из этих маяков поможет тебе прорваться через все тернистые пути и изменить жизнь и настроение в лучшую сторону. Ну а если нет — что ж, ты всего-навсего увидел один (или несколько!) из самых красивых маяков мира.
http://womanadvice.ru/mayaki-shotlandiihttp://be-traveller.ru/15-samyx-krasivyx-i-interesnyx-mayakovhttp://blog.ostrovok.ru/sem-samyx-krasivyx-mayakov-mira/
Археологические исследования
В 1968 году после погружения подводных археологов у берегов Египта были обнаружены руины, официально признанные элементами Александрийского маяка. По ряду причин исследования были прекращены и возобновили их только в 1990-х годах.
В 1994 году фрагменты древнего строения впервые сфотографировали под водой. В этот период были найдены:
- гранитные блоки весом до 60 тонн;
- части статуй, украшавших маяк;
- фрагменты колонн.
Позднее с помощью спутников на дне Восточной гавани были найдены и другие артефакты. Они исследованы и выставлены в нескольких музеях Александрии, где с ними может ознакомиться любой желающий.
Фаросский маяк до сих пор удивляет своим размером и инженерными решениями, так как был построен задолго до появления специального оборудования и многих научных открытий.