История создания храма
Место для будущего собора выбрано не случайно. Выборгская дорога ведёт в сторону Швеции. В первые годы церковь была деревянной и не поражала красотой и масштабами, но во второй половине XVIII века началась её перестройка. Был возведен каменный храм. Строительство началось при Петре Великом и завершилось только при Анне Иоанновне.
После закладки фундамента собора при нём сразу же было решено организовать кладбище. На нём традиционно хоронили людей, имевших самое прямое отношение к искусству. Например, здесь похоронены такие известные люди, как Торелли, Растрелли и Леблон. К сожалению, в XX веке кладбище было реорганизовано в парк, поэтому большинство могил и памятников не сохранилось.
Строительство основного собора и колокольни при нём завершилось в 1740 году. Архитектор — Д. А. Трезини. Часовню при соборе достраивали уже в начале XX века, выдержав стиль аннинского барокко. Часовня имеет черты, характерные для многих проектов Растрелли, поэтому немного выделяется из основного ансамбля своей стилистикой.
В конце первой половины XX века, в 1938 году, храм решено было закрыть. Чуть позже были демонтированы и колокола. В помещении бывшего собора оборудовали лавку с платьями, затем — библиотеку Академии Наук, после — городской универмаг. И только в начале нынешнего столетия собор был взят под надзор государства и превращен в историко-культурный музей с государственным статусом. В праздничные и воскресные дни стали проводиться богослужения, которые впоследствии стали ежедневными.
Настоятели
- Алексий Степанов (1807 — 1816)
- Феодор Барсов (1816 — 1826)
- Михаил Кедров (1826 — 18 июня 1848)
- Петр Аренов (1848 — 1864)
- Алексей Ярославский (1864 — 1884)
- Александр Владимирский (1884 — 1892)
- Александр Преображенский (1892 — 1900)
- Павел Знаменский (17 апреля 1900 — 13 июля 1907) прот.
- Иоанн Острогорский (29 июля 1907 — конец 1918)
- Василий Петропавловский (конец 1918 — 3 марта 1935)
- Алексей Васильев (март 1935 — декабрь 1937)
- Николай Ломакин (19 декабря 1937 — 22 февраля 1938; 1 марта 1938 — 13 марта 1938)
- Александр Петров (15 марта 1938 — 25 марта 1938)
- .
- Александр Воскобойников
- Иоанн Малинин (4 августа 2003 — 29 октября 2014 )
- Александр Пелин (17 января — 11 сентября 2015)
- Серафим (Шкредь) (с 12 сентября 2015 ) См. также
- Сампсониевское кладбище
История храма
В 1709 году русские войска во главе с Петром I победили шведов под Полтавой. Это событие произошло 27 июня — в день, когда православная церковь отмечает память Святого Сампсония.
Общий вид Сампсониевского собора
После возвращения в Санкт-Петербург император принял участие в закладке деревянной церкви, которую в благодарность за победу посвятили Святому Сампсонию Странноприимцу. Новый храм поставили на окраинах города, возле дороги, ведущей на Выборг и в Швецию.
Во время правления царицы Анны Иоанновны на месте обветшавшей деревянной церкви было решено построить каменную. Предполагают, что проект здания выполнил талантливый архитектор и признанный мастер стиля барокко – Пьетро Антонио Трезини. Часть денег на храм пожертвовал купец из Ярославля И. А. Лапшин, а остальные взяли из казны.
Вид на Сампсониевский собор с Большого Сампсониевского проспекта
Строительство заняло более 10 лет и было закончено в 1740 году. Изначально собор был одноглавым, но в 1760-х годах вокруг главного купола пристроили еще четыре главки.
До 1711 года жителей города хоронили рядом с приходскими храмами или возле домов. Потом при Сампсониевской церкви разбили два общегородских кладбища — для православных христиан и иноверцев – католиков, лютеран и представителей других религий. Места для могил на общегородских погостах предоставлялись бесплатно.
Вид Сампсониевского собора с тыла
Примечательно, что идея кладбища для иностранцев исходила от Петра I. По мнению императора, на благо Санкт-Петербурге трудилось много пришлых людей, поэтому логично было хоронить их под защитой покровителя всех странников — Сампсона Странноимиимца.
Долгое время в кладбищенском храме на Выборгской стороне проходили обряды отпевания и поминальные молебны. В 1734 году здесь был погребен один из лучших архитекторов начала XVIII века – Доминико Трезини, однако его могила не сохранилась.
Вид Сампсониевского собора с Гренадерской улицы
Шло время, и Санкт-Петербург разрастался. Чтобы решить возникающие проблемы, императрица Екатерина II инициировала несколько важных градостроительных реформ. Государыня издала указ о переносе петербургских погостов в пригороды, поэтому в 1785 году оба кладбища при Сампсониевском соборе закрыли.
В 1830 году в храме прошла большая реконструкция. Строители заменили старые чугунные полы на каменные и полностью отремонтировали внутренне убранство церкви.
Вход в Сампсониевский собор
В конце XIX века из Пантелеймоновского храма возле Фонтанки в собор перенесли частицу мощей Святого Сампсония. В начале прошлого века на южном и северном фасадах появились памятные доски со словами Петра Великого, которые он говорил воинам русской армии.
В 1935 году православный храм стал архитектурным памятником. Это спасло его от разрушения во время активной антирелигиозной кампании в стране. Через три года по решению Выборгского комитета собор закрыли для верующих и с колокольни сняли все колокола. До войны внутри здания был склад и магазин одежды, а в послевоенные годы – книгохранилище.
Купола Сампсониевского собора
В 1980-е годы старинный храм присоединили к музею-памятнику «Исаакиевский собор». Благодаря этому, удалось провести капитальную реставрацию. Первые посетители смогли увидеть восстановленное здание в 1999 году, а через уже год собор стал памятником-музеем. Первое богослужение здесь прошло в 2002 году.
Примечания[править | править код]
- Протоиерей Виктор Александрович Московский (рус.). ИА «ВОДА ЖИВАЯ». Проект «Глобус епархии», 2011-2016. Дата обращения 22 ноября 2020.
- Перевод протоиерея Виктора Московского (рус.) (недоступная ссылка). Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Дата обращения 22 ноября 2020. Архивировано 22 ноября 2020 года.
- ↑ 12 Опатович Стефан, ИСС-IV, 1875, с. 81.
- ↑ 1234 Опатович Стефан, ИСС-IV, 1875, с. 82.
- ↑ 12345 Опатович Стефан, Русская старина, т.8, № VIII, 1873, с. 175.
- С.-Петербургская Сампсониевская церковь на Выборгской стороне // Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С.-Петербургская епархия. СПб., Тип. училища глухонемых Вед. Учр. Имп. Марией, 1909, с.13.
- Опатович Стефан, ИСС-IV, 1875, с. 83.
- Опатович Стефан, Русская старина, т.8, № VIII, 1873, с. 175—176.
- Опатович Стефан, Русская старина, т.8, № VIII, 1873, с. 178.
- Опатович Стефан, ИСС-IV, 1875, с. 87.
- ↑ 12 Опатович Стефан, Русская старина, т.8, № VIII, 1873, с. 181.
- ↑ 12345 Иван Пушкарёв, 1843, с. 228.
- Опатович Стефан, ИСС-IV, 1875, с. 103.
- Святыни Петербурга: Упраздненные церкви/Православные: А. В. Кобак, В. В. Антонов , Упраздненная церковь в доме имеретинской царицы Марии (рус.). Комитет по культуре СПб, ин-т Петра Великого. Дата обращения 4 апреля 2020.
- Святыни Петербурга: Церкви на кладбищах: А. В. Кобак, В. В. Антонов , Церковь ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ на Смоленском кладбище (рус.). Комитет по культуре СПб, ин-т Петра Великого. Дата обращения 4 апреля 2020.
- ↑ 12 Попов И. В., СПб епарх. ведомости, 26.12.1991.
- Опатович Стефан, ИСС-IV, 1875, с. 88.
- ↑ 12 Опатович Стефан, Русская старина, т.8, № VIII, 1873, с. 180.
- Опатович Стефан, Русская старина, т.8, № VIII, 1873, с. 180—181.
- ↑ 12345678 Попов И. В., СПб епарх. ведомости, 1991.
- Иван Пушкарёв, 1843, с. 225.
- Валентин Сперанский. Религиозно-психологические наброски современной (советской) России // Путь (орган русской религиозной мысли) : журнал / Н. А. Бердяев. — Париж, 1926. — № 5, октябрь-ноябрь. — С. 114.
- Опатович Стефан, ИСС-IV, 1875, с. 149.
- «Список погребённых под церковью в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге» (рус.). Copyright MyCorp 2020, Razhivin. Дата обращения 21 ноября 2020.
- Опатович Стефан, ИСС-IV, 1875, с. 112.
Лютеранский собор Святого Петра
Рекомендовать место
11
2
Лютеранскую церковь Cв. Петра строили по проекту К.П. Брюллова (брата знаменитого художника), позаимствовавшего архитектурные формы из средневекового зодчества Западной Европы.
Фасад здания оформлен двумя башнями, между которыми разместился портал главного входа. Портал выполнен по схеме, которая активно использовалась при строительстве храмов во Франции и других странах Западной Европы в Х веке. Духом романской архитектуры был пропитан и зал церкви. Самой выразительной деталью храма была картина «Распятие» работы К.П. Брюллова.
В 1737 году возле церкви построили два дома, в которых разместились квартиры церковных служителей и школа.
В 1930-е годы помещение церкви использовалось как склад, поэтому ее внутреннее убранство не сохранилось. В 1960-х церковь и вовсе переделали в плавательный бассейн. Лишь в 1993 году здание храма возвратили Русской лютеранской церкви, но воссоздать прежний брюлловский интерьер не удалось.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери
Создание этой церкви началось с официального учреждения Смоленского кладбища на Васильевском острове у Черной речки (Смоленки) в 1738 году. Заложенная в 1758 деревянная церковь была построена и освящена уже в 1760 году. Своим названием и кладбище, и церковь обязаны поселениям смоленских работных людей, прибывших на строительство города в период его возведения. Так возникла первая Смоленская церковь. Санкт-Петербург, разрастаясь и развиваясь, испытывал потребность в сооружении каменных зданий, и в конце 19 века по проекту архитектора А. Иванова была построена каменная церковь в лучших традициях русского классицизма с великолепной двухъярусной колокольней.
Возведение этого храма неразрывно связано с именем известной святой Блаженной Ксении Петербургской, которая после потрясения от гибели любимого мужа раздала все имущество и скиталась по городу, помогая днем горожанам, ждущим ее помощи, а ночью тайком работала на строительстве храма, поднимая на леса строительный кирпич. Святая настолько почитаема в России, что находящаяся поблизости от Смоленской церкви часовня Ксении Петербургской — особое место поклонения и паломничества верующих.
Архитектура
Сампсониевский собор в Петербурге — это яркий образец стиля барокко XVIII века
Он привлекает внимание посетителей как внешним видом, так и интерьерами
Внешнее убранство
В облике Сампсониевского собора можно видеть элементы как допетровской эпохи на Руси, так и архитектуры европейских стран. Так, например, колокольня храма завершается шатром с восемью гранями, окнами и куполом, что было характерно для многих церквей Москвы в XVII веке. К собору примыкают трапезная и небольшая колокольня, которые вместе образуют единый архитектурный ансамбль.
Собор изначально имел один большой купол, но после восшествия на престол дочери Петра I Елизаветы Петровны вернулось в обиход и моду строительство пятиглавых храмов, как было в допетровское и отчасти петровское время. В 1761 году к собору пристроили еще четыре купола меньшего размера. Они и создали современный облик здания.
Вход в Сампсониевский собор оформлен фронтоном с горельефом с фигурами ангелов с трубами (скульптор — Гейдлих по рисунку Н. Е. Лансере), и двумя белыми полунишами.
Здание вытянуто с запада на восток, такой стиль называется «Корабль». То есть впереди находится алтарь, а за ним — все остальные части храма.
Часовня построена в 1909 году в стиле елизаветинского барокко по проекту епархиального архитектора А. П. Аплаксина. Она представляет собой трехъярусную квадратную по форме башню, верхняя часть которой — восьмигранный шатер, завершенный куполом. На площадке третьего яруса колокольни находится чугунный колокол XVIII века.
Денис Гарипов
Внутреннее убранство
Внутри собор оформлен в барочном стиле — изысканно и величественно. Стены и иконы его украшены позолотой. Напольное покрытие сохранилось двух видов: у алтаря деревянный паркет, в остальной части — камень.
Главная ценность собора-музея в том, что в нем находится большая часть икон-подлинников, датированных 1720 — 1760 годами. Интересны также росписи стен, которые были созданы в разное время. Одна из них изображает Петра Великого — победителя Полтавского сражения, восседающего на коне.
Но самая главная реликвия собора — его алтарь, созданный в стиле барокко из сосны и липы. Он украшен золотом и включает в себя несколько десятков икон. Здесь же находятся малые иконостасы с четырьмя ярусами, в них размещено по 18 и 22 образа соответственно.
На северной и южной стенах трапезной находятся крупнейшие в Санкт-Петербурге Лицевые святцы, которые древнее самого собора и датируются концом XVII века.
Денис Гарипов
Колокольня и звонница
Бартоломео Растрелли при строительстве Смольного монастыря желал воплотить в жизнь проект самой высокой в Европе 140-метровой колокольни из пяти ярусов. Нижняя ее арка должна была служить парадным входом в монастырь, второй ярус – надвратной церковью, а четыре верхних – звонницей. От постройки этого гигантского сооружения пришлось отказаться, а от замысла Растрелли осталась лишь модель, которая хранится в Академии художеств.
Во время достройки собора в городе Валдае отлили 12 колоколов, которые поместили в башнях – звонницах. По желанию Елизаветы Петровны собор выстроили пятиглавым, но лишь один купол из пяти относится непосредственно к храму. Остальные четыре – купола колоколен, в нижнем ярусе которых и располагается звонница.
В 2013 году освятили десятитонный колокол, доставленный из Воронежа, где он был отлит.
История
В 1710 году на месте будущего собора в честь победы в Полтавской битве 27 июня 1709 года была построена и освящена деревянная Сампсониевская церковь, названная именем Сампсона Странноприимца, в день которого Россия одержала победу в битве. Перестройка церкви в собор велась в 1728—1740 годах, долгий её срок был обусловлен недостатком средств и замораживанием работ, которые были возобновлены только при императрице Анне Иоанновне.
В 1711 году по приказу Петра I на территории собора было устроено кладбище. К середине XVIII века кладбище занимало территорию 4,5 га. Выше, по берегу Большой Невки, было отведено место по «немецкие» захоронения. В этой части кладбища были захоронены Д. Трезини, А. Шлютер, Г.-И. Маттарнови, Ж.-Б. Леблон и Н. Гербель, скульптор Б. К. Растрелли, первый президент Академии наук Л. Л. Блюментрост, живописцы Л. Каравак, Г. Гроот и С. Торелли, фельдмаршал Б. К. Миних. Кладбище было закрыто в 1770 году по приказу Екатерины II. До сегодняшних дней могилы не сохранились, а на месте кладбища разбит сквер. Осколки надгробий собраны около стен собора, а во дворе в 2009 году был установлен памятный знак о некогда существовавшем кладбище.
В ограде собора были похоронены казнённые 27 июня (8 июля) А. П. Волынский, А. Ф. Хрущёв и архитектор П. М. Еропкин. В 1885 году на могиле был установлен памятник (архитектор М. А. Щурупов, барельеф работы А. М. Опекушина, текст эпитафии К. Ф. Рылеева).
В 1820 году в соборе был крещён дед Владимира Ленина по материнской линии Израиль Бланк, получивший имя Александр (в честь своего крёстного отца, графа Александра Апраксина) и отчество Дмитриевич (в честь сенатора Дмитрия Баранова).
В 1830-е годы внутреннее убранство собора было отремонтировано, в результате чего чугунные полы были заменены на каменные. 20 марта 1935 года собор взят под охрану государством как памятник. В июле 1938 года службы в соборе прекратились по решению административной комиссии Выборгского комитета. После этого в соборе размещался магазин готового платья, а в 1933 году с него были сняты все колокола, за исключением главного, который впоследствии был повреждён в результате попадания снаряда 10 февраля 1942 года.
В 1984 году благодаря инициативе Георгия Бутикова собор вошёл в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», что способствовало началу ремонтных работ.
Первых после длительного перерыва посетителей собор принял в июле 1999 года, в 290-ю годовщину победы в Полтавской битве. В качестве музея открыт в следующем, 2000 году, после открытия следующие два года восстанавливалась декоративная роспись стен интерьера главного придела храма.
21 мая 2002 года, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в честь которого освящён один из приделов собора, настоятель храма протоиерей Иоанн Малинин отслужил первую после длительного перерыва божественную литургию.
С 2010 года в Сампсониевском соборе проводятся ежедневные богослужения.
5 февраля 2017 года собор был передан Русской православной церкви в пользование на 49 лет.
Памятник Петру I
С запада от храма, за Большим Сампсониевским проспектом стоит памятник основателю собора – Петру Великому. Выразительный монумент появился в 1909 году, когда Россия отмечала 200-летия битвы под Полтавой.
Памятник Петру Великому на против Сампсониевского собора
Бронзовую статую отлили по модели, которую в 1872 году создал известный скульптор-реалист Марк Матвеевич Антокольский. Проект гранитного постамента выполнил архитектор Николай Евгеньевич Лансере. Деньги на строительство были пожертвованы правнуками генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева, который командовал русской армией под Полтавой.
Памятник Петру I простоял 20 лет и в 1929 году был демонтирован. Скульптуру отправили в фонды Третьяковской галереи, а гранитный постамент полностью разобрали. Только в 2003 году, когда город на Неве отмечал 300-летие своего основания, исторический монумент восстановили на прежнем месте.
Царь-преобразователь изображен в полный рост в мундире любимого им Преображенского полка. В левой руке император держит подзорную трубу, а правой опирается на массивную трость. На груди Петра I можно увидеть орден Андрея Первозванного.
Интерьеры Сампсониевского собора
Как добраться до Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге
Сампсониевский собор расположен в стороне от основных достопримечательностей и туристических маршрутов Санкт-Петербурга, но все же недалеко от центра. поэтому добраться до него не составит труда.
Сразу несколько видов общественного транспорта останавливаются рядом с ним или в радиусе 500 метров:
- автобус № 14, 86
- маршрутное такси № К-32, К-262
- трамвай № 61.
Их остановки расположены напротив собора, у Сампсониевского сквера. Главная остановка называется «Большой Сампсониевский проспект». До нее ходит автобус № 14, трамвай № 61 и маршрутка № К-32. Перпендикулярно проспекту идет Нейшлотский переулок, где расположена одноименная остановка. От нее до собора — 300 метров пешком. Останавливаются здесь автобус № 86 и маршрутное такси № К-262.
Но в большом городе удобнее и быстрее всего передвигаться на метро. Сампсониевский собор находится рядом со станцией метро «Выборгская» (Красная линия). От Невского проспекта путь займет всего три станции с пересадкой на станции «Площадь восстания». Поездка займет 15 минут. От станции метро «Выборгская» нужно пройти пешком около 500 метров вдоль Сампсониевского сквера: собор будет виден на горизонте — бело-голубого цвета.
Схема Петербургского метрополитена
Кроме того, добраться до Сампсониевского собора можно на автомобиле: у входа есть бесплатная парковка. Или же можно воспользоваться приложениями такси: Яндекс.Такси, Uber, Gett и другими.
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге — панорама Google Maps:
Видео-обзор Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге:
Архитектура и убранство
Собор, колокольня и часовня, вид с севера
На сегодняшний день собор состоит из трёх зданий — основного храма, колокольни и часовни. Собор и колокольня возведены в 1740 году. Имя архитектора собора доподлинно не известно. Историки архитектуры предполагают, что это могли быть: П. А. Трезини, Джузеппе Трезини или Михаил Земцов. Архитектор колокольни неизвестен. Весь соборный комплекс гармонично покрашен в светлый голубой цвет. Собор представляет собой одноэтажное сооружение на ленточном бутовом фундаменте из лещадной плиты, с известняковым цоколем и кирпичными стенами. Луковичные купола собора, тесно скомпонованные на одном барабане, находятся в центре крыши, что придаёт собору несколько причудливый и нетрадиционный вид.
Колокольня разделена на три яруса. Нижний ярус имеет две боковых пристройки, в связи с чем становится шире других двух верхних. В середине яруса имеется арочный проём и проезд, вымощенный лещадными плитами. Второй и третий ярусы украшены пилястрами тосканского ордера. В нише второго яруса вместо звонниц на каждой грани находятся декоративные «глухие окна». В нише третьего яруса располагается звонница с колоколом XVIII века. Каждая из граней третьего яруса заканчивается треугольным фронтоном. Колокольню завершает восьмигранный шатёр с ложными окнами, шатёр увенчан луковичной маковкой с крестом.
Часовня
Часовня построена в 1909 году (архитектор А. П. Аплаксин) в совсем не характерном для того времени архитектурном стиле елизаветинского барокко по образцу Ф. Б. Растрелли, который заметно отличается от собора и колокольни. Пары колонн на углах, скруглённый фронтон с расположенной под ним художественной композицией «Всевидящее Око Господне», овальная люкарна и луковичный купол на фонаре придают зданию облик XVIII века.
Смотровая площадка
На смотровой площадке Смольного собора открываются красивые виды на резиденцию губернатора Санкт-Петербурга, Большеохтинский мост, площадь Растрелли, сквер Кикины Палаты, ансамбль Смольного Собора и другие не менее интересные достопримечательности.
Смотровая площадка, находящаяся на высоте 50 метров, считается одной из самых высоких в городе, чуть ниже расположена колоннада Исаакиевского собора.
Наверх ведут 278 ступеней, которые делятся на 3 вида, так что подниматься скучно не будет. Подъем начинается с обычных лестничных ступеней по типу парадных в многоквартирных домах.
На высоте 4 пролета находится мрачное чердачное помещение, через которое нужно пройти к винтовой каменной лестнице. Уже начиная с чердака, чувствуешь себя, будто в каком-то старинном подземелье, здесь веет холодком и чувствуется влажность. Ощущения непередаваемые.
Следующий тип лестниц окунает в атмосферу средневекового замка и продолжается всего пару-тройку пролетов. Если засмотреться на аутентичные стены храма и не пригнуть по пути голову, то на финише можно встретиться с массивной деревянной балкой. Так что нужно быть внимательным.
Преодолев все ступени, открывается красивейший вид на историческую часть Санкт-Петербурга, в том числе и на ансамбль большей части монастыря. Особенно отдаленные части города можно посмотреть через бесплатный бинокль.
Стоя спиной к двери, слева можно увидеть Большеохтинский мост, здание губернатора Санкт-Петербурга, Александро-Невскую церковь.
В центре можно созерцать церковь святой Марии, сад Смольного собора, Исаакиевский собор, здание правительства Ленинградской области.
Справа находятся церковь Захарии и Елизаветы, площадь Растрелли, сквер Кикины Палаты, Лахта-Центр.
Согласно официальному сайту Смольного Собора, смотровая площадка работает с 7 утра до 22 вечера. Оплата осуществляется в виде рекомендуемого пожертвования – 200 рублей для взрослых и 100 рублей для школьников, студентов и пенсионеров. На кассе есть терминал для оплаты банковскими картами.
Совет! На смотровой площадке Смольного Собора практически всегда дует ветер и даже в жару там чувствуется прохлада. Поэтому лучше запастись пледом или тёплой одеждой.
Сампсониевский собор – символ Полтавской баталии и поминовения усопших
Предназначение храма воодушевлять воинов прослеживается с брошенного даже мельком взгляда на стены его колокольни. Они буквально испещрены текстами речей царя-реформатора, выгравированными на чугунных досках и прославляющими отечество, доблесть и дух русского человека.
Через пару лет после освещения у церкви вырос погост. Здесь свою основополагающую роль сыграло отдаленное местоположение храма от обильно обжитого Выборга. Кладбище Сампсониевского собора приютило множество знаменитостей, среди которых: архитектор Д. Трезини, скульптор К. Растрелли, первый российский экономист-теоретик И. Посошков, художники Л. Каравак и С. Торелли и многие другие выдающиеся личности, включая казненных «врагов Бирона».