Лобное место — святая трибуна и древний эшафот

Казни

Со временем Лобное место превратилось в кару для неугодных. Здесь казнили участников Стрелецкого бунта, мятежников-раскольников. Ходили упорные слухи, что бунтаря Степана Разина четвертовали тоже тут. Хотя некоторые историки склоняются к мысли, что это случилось в другом месте, а именно на Болотной площади.

Пётр I продолжил эту ужасную традицию, установив спицы с головами казнённых заговорщиков. Сотни бунтарей были умерщвлены именно на этом месте. И хотя эшафот установили ближе к южной части Красной площади, все говорили о казнях на Лобном месте.

В 1786 году произошла реставрация исторической памятки. В таком виде Лобное место дошло до наших дней. Это возвышение окружено каменными перилами, а по центру установлен постамент. С западной стороны расположена решётчатая дверь. Чтобы подняться наверх, нужно пройти через неё и преодолеть 11 ступенек.

История появления Лобного места на Красной площади

Следуя трактовке древних документов, ряд исследователей считает, что Лобное место было устроено в 1521 году в честь избавления города от нашествия татар. Впервые оно упоминается в некой рукописи от 1549 г., когда на Лобном месте двадцатилетний Иван Грозный держал речь перед горожанами, призывая примириться враждующих между собой бояр. С тех пор место часто называлось «Царевым», как царская кафедра или царский трибунал.

О Лобном месте на Красной площади также упоминается в «Пискаревском летописце» от 1599 г. и «Петровом чертеже» времен правления Бориса Годунова от 1600 г. По описаниям того времени, постройка была огорожена деревянной решеткой, имела шатер или навес на столбах и находилась напротив Фроловских (сегодня – Спасских) ворот Кремля.

Все последующее время, вплоть до переноса столицы Российского государства в Санкт-Петербург, постройка была главной городской трибуной, на которой народу объявлялись важнейшие указы царя; здесь дважды в год государь представлял своему народу наследника, (до тех пор, пока последний не достигал совершеннолетия); здесь объявлялось об избрании патриарха, о начале войны и о подписании мирного соглашения; около Лобного места были казнены взбунтовавшиеся стрельцы Петра I, а у его ступенек лежало обезображенное тело Лжедмитрия I.

Василий Суриков «Утро стрелецкой казни»

В 1753 г. Лобное место было отреставрировано архитектором Д.В. Ухтомским, а в 1786 г., по проекту русского зодчего Матвея Казакова, постройка была смещена в восточном направлении и частично перестроена.

С давних времен и вплоть до октябрьской революции около Лобного места останавливались крестные ходы, с его вершины архиерей осенял горожан крестным знамением. Когда праздновался «Вход в Иерусалим», патриарх восходил на Лобное место и с него раздавал царю, боярам и духовенству освященную вербу, а по завершению церемонии – уезжал с площади на осле, ведомого самим царем!

В 1919 г. на Лобном месте был установлен деревянный памятник «Степан Разин с ватагою», который, чтобы сохранить его от губительного воздействия окружающей среды, было решено демонтировать и перенести в Пролетарский музей (ныне – Музей революции).

В 1936 г. на Лобном месте была установлена Скульптура трудящихся, которая простояла здесь несколько лет (на фотографиях 1941 г. ее уже здесь не было).

Возле Лобного места в 1942 г. дезертир С. Дмитриев, приняв машину А. Микояна за машину И. Сталина, обстрелял ее из винтовки. Впоследствии был приговорен к расстрелу.

В 1968 г. у Лобного места проходила сидячая забастовка против ввода войск СССР на территорию Чехословакии, восставшей против социалистического строя.

На сегодняшний день Лобное место – составляющая часть архитектурного комплекса Красной площади и охраняется государством.

Известен интересный факт: до недавнего времени среди туристов существовала традиция – бросать внутрь сооружения монетки, чтобы когда-то еще раз вернутся сюда. Теперь таким местом стал знак «Нулевой километр России».

Реконструкции

Из плана города, составленного при Борисе Годунове известно, что первоначально помост был кирпичным и располагался западнее того места, где его привыкли видеть в наши дни. Потом трибуну возвели из белого камня. В документах XVII века написано, что она имела деревянную решетку и установленный на столбах шатровый навес.

В середине XVIII века, когда Российским государством правила императрица Елизавета Петровна, приметный помост перестроили под началом главного архитектора города князя Дмитрия Ухтомского. Чуть дальше от Кремлевской стены Лобное место перенесли в 1786 году при участии известного русского архитектора Матвея Казакова.

С приходом советской власти историческую трибуну ждали большие перемены. В 1919 году, в День международной солидарности всех трудящихся на помосте установили деревянный монумент в честь предводителя народного восстания Степана Разина и его товарищей. Необычный памятник был раскрашен как народные игрушки талантливым скульптором Сергеем Тимофеевичем Коненковым. Потом деревянная скульптура стала ветшать, и ее решено было перенести в музей.

В 1928 году молодое советское государство объявило конкурс на оформление главной площади к годовщине Октябрьского революции. Победителями конкурса стали художники-графики братья Владимир и Георгий Стенберги. По их проекту каменный помост украсила скульптурная группа, изображающая международную солидарность рабочих. Так как новый памятник был сделан из фанеры и ткани, он не мог находиться на Лобном месте постоянно. Однако, известно, что до 1940 году эту скульптуру устанавливали на историческую трибуну для каждого значимого праздника.

Внутри Лобного места

В 1945 году во время проведения Парада Победы оформление постамента поменяли. На нем соорудили огромный фонтан со статуями рабочего и колхозницы, декорированный зелеными ветками и цветами.

История создания и названия

В Евангелии понятие Лобное место упоминается в значении месторасположения распятия Христа. Сооружение на Красной площади отвечает всем необходимым требованиям проведения наказаний. В народе существовало поверье, что Лобным место назвали, потому что там «рубили и складывали лбы». Но есть версия, что такое имя памятке дали в честь Голгофы. Ведь в древнем Иерусалиме там складывали черепа казнённых людей.

Существует предание, что идея создания столь ужасного места исходила от митрополита Макария. Именно он надоумил государя организовать Лобное место, которое должно было вписаться в единый ансамбль с Покровским собором и Спасскими воротами. Правда, по изначальной задумке религиозного деятеля оно должно было стать святым.

Изначально конструкция была кирпичной. Но при Борисе Годунове появился круглый каменный помост, окружённый парапетом и обнесённый решёткой. По свидетельствам очевидцев, присутствовал жёлоб для стекания крови казнённых людей в пещеру без дна.

Это место поначалу действительно было святым и предназначалось во время больших религиозных праздников для торжественных шествий. Отсюда Иван IV делал свои обращения, и здесь зачитывались правительственные указы. Удивительное шествие на осляти приурочивалось Входу Господнему в Иерусалим. Правитель самолично вёл под узду коня с восседавшим на нём митрополитом.

Если изучить старинные документы, можно получить описание тогдашнего Лобного места – это столбы с навесом в виде шатра, ограждённые решёткой из дерева. Лобное место изначально располагалось у Спасских (тогда ещё Фроловских) ворот.

Когда настали смутные времена, Лобное место потеряло религиозную объектность, приняв политическую окраску. Здесь стали выступать представители различных партий, отсюда прозвучало воззвание Лжедмитрия I, а со временем и он сам вышел к народу, после чего в сопровождении массы людей вошёл в Кремль. Когда случился бунт, тела приверженцев лжецаревича и его самого собирали именно на Лобном месте.

Действующие правители знакомили москвичей со своими наследниками, достигшими 16-летнего возраста именно здесь. В последний раз оглашение царя отсюда состоялось, когда на престол взошёл Михаил Романов.

Как выглядит архитектурный памятник в наши дни

Возвышенный постамент построен из тесанного известняка, имеет округлую форму и окружен невысокими каменными периллами. Со стороны Спасской башни на Лобное место ведет 11 каменных ступеней. Центральная часть помоста закрыта ажурной металлической оградой, так что туристы не могут попасть в центр Лобного места.

Слева и справа от ступеней на каменных стенах закреплены мемориальные таблички. На одной из них написано об историческом предназначении Лобного места, а на другой рассказывается, что помост имеет статус памятника архитектуры и охраняется государством.

Долгое время путешественники, желающие вернуться в столицу, бросали монетку в центр помоста. С 1996 году эта традиция продолжилась у памятника «Нулевой километр» который находится неподалеку — возле здания Государственного исторического музея.

Лобное место

В 30-е годы XVI века на Красной площади напротив Спасской башни был построен помост, получивший название Лобное место. В летописях это место впервые упоминается в 1549 году. Символизирует гору Голгофу, дословный перевод — «Лобное место». Помост служил трибуной для объявления важнейших правительственных указов и торжественных церемоний.

Здесь зачитывались царские указы, здесь выставлялись для почитания мощи святых и чудотворные иконы, чтобы все желающие могли им поклониться. В 1812 году здесь был отслужен молебен и символически освящена вся Москва после изгнания Наполеона. Вопреки распространенному ошибочному убеждению на Лобном месте никого и никогда не казнили. Около Лобного места на бревенчатых помостах иногда совершались казни.

В этом виде, в котором Лобное место сейчас находится, существует с 1786 года, после перестройки его по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Оно представляет собой круглое белокаменное возвышение с площадкой, чугунной оградой и лестницей.

На месте соборов и стен Кремля в древности был сосновый бор, который называли Боровицкий холм. Первое упоминание в летописях под именем Москва относится к 1147 году.

Это место и связанное с ним поверье об исполнении желаний известно любому москвичу и большинству приезжающих в столицу туристам.

Значительно позже деревянный постамент заменили на каменный, а свой нынешний вид Лобное место приобрело в конце XVIII века. С этого места оглашались государственные указы, объявлялись войны или перемирие. Также именно здесь народу показывался наследник престола, которому исполнилось шестнадцать лет, а на Вербное воскресенье именно здесь патриарх вручал государю освящённые вербовые ветки.

В древности Лобное место именовали «Царёвым» и считали его священным. Сегодня оно славится тем, что, по существующему поверью, достаточно попасть монетой в центр круга, и сбудется заветное желание. Составить представление о популярности этого места и связанной с ним традиции можно, присмотревшись к рассыпанным там монетам из самых разных стран мира.

Существует три основных версии происхождения названия места. В одной рассказывается, что Лобное место в переводе на славянский с еврейского означает «Голгофа» — небольшая скала, место казни, где складывали множество черепов еще в древнем Иерусалиме. Строение Лобного места напоминает своими контурами форму черепа. Другая версия гласит, что здесь часто проводили казни — «рубили лбы» или «складывали лбы». Хотя на самом деле на Лобном месте произошли лишь две казни: прилюдно лишили жизни Никиту Пустосвята и Степана Разина. Самая распространенная версия гласит, что Лобное место обязано своим названием лишь своему расположению: Васильевский спуск, на котором располагается памятник, в XV-XVI веках назывался «лбом».

История

Существуют также некоторые трудности с определением даты создания Лобного места. По преданию оно было воздвигнуто в 1521 году в честь избавления Москвы от татарского нашествия. Согласно некоторым древним документам какое-то время считалось, что оно возникло в Москве в 1540-е годы. Точнее, есть рукопись с речью еще юного Ивана Грозного, которую он якобы произнес с Лобного места в 1549 году. При дальнейшем изучении документа эта версия была поставлена под сомнение — он был составлен в начале 17 века и являлся не историческим фактом, а политическим памфлетом. Самое первое официальное упоминание о Лобном месте датируется 1599 годом. Оно описано в «Пискаревском летописце».

Более века Лобное место являлось основной трибуной Москвы, где объявлялись государственные указы, проводились публичные мероприятия. Дважды в год царь в обязательном порядке представлял народу своего наследника. Данное мероприятие продолжалось вплоть до достижения наследником своего совершеннолетия. Здесь же часто на всеобщее обозрение представлялись мощи почитаемых святых. Здесь начинались крестные ходы и здесь патриархи благословляли царей веточкой вербы. После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург Лобное место потеряло свое значение в жизни города и государства.

В 1751 году по указу Сената Лобное место было отреставрировано под началом главного архитектора Москвы Д.В. Ухтомского. Вторая реставрация, а точнее перестройка, прошла в 1786 году, во время которой Лобное место было сдвинуто немного восточнее от первоначального местоположения, приняв свой современный вид. Ранее это был помост из кирпича с деревянной решеткой и шатром на столбах.

В настоящее время Лобное место является элементом Красной площади, а у туристов существует традиция кидать на него монетки, чтобы снова возвратиться сюда.

История знаменитого помоста

По сохранившемуся преданию исторический постамент появился в 1521 году, после того, как татары под предводительством Мехмет-Гирея оставили столицу Руси. В летописях о нем написали в 1549 году, когда молодой Иоанн IV Грозный вышел на возвышение возле стен Московского кремля и призвал враждующие боярские кланы к примирению.

Вид Лобного места с высоты

Выражение «лобное место», как место казней, прочно закрепилось нашей речи, поэтому бытует мнение, что на протяжении нескольких веков исторический помост являлся главным эшафотом страны. Однако, это не совсем верно. Казнили здесь крайне редко. Большинство смертных приговоров приводили в исполнение на Болотной площади или так говорили в Средние века — на Болоте.

В мае 1606 года у ступеней помоста три дня лежал обезображенный труп самозванца Лжедмитрия I, убитого разъяренной толпой. После многочисленных надругательств тело человека, который выдавал себя за сына Иоанна IV Грозного, похоронили на кладбище за Серпуховскими воротами. Потом труп выкопали, сожгли и выстрелили прахом в сторону Польши.

Центральная часть Лобного места с 11 ступеньками

В 1682 году на историческом постаменте лишили жизни священника Никиту Добрынина, рискнувшего выступить против церковных реформ, которые инициировал патриарх Никон. У своих противников суздальский раскольник получил имя Пустосвята, но старообрядцы до сих пор почитают мятежника, считая его «столпом православия».

В середине XVII века в Московию прибыло голштинское посольство, возглавляемое немецким путешественником и историком Адамом Олеарием. Иностранные гости в течение четырех месяцев знакомились со русской столицей и позже составили подробное описание увиденного. В своей книге Олеарий называет Лобное место по-латыни «Theatrum proclamationum», то есть «театром объявлений».

Лобное место на фоне ГУМа

Воспоминания о помосте оставили и послы из Польши. Они писали, что один раз в год царь появлялся там перед своими поданными. А когда наследнику престола исполнялось 16 лет, его с трибуны показывали собравшейся толпе.

Хотя с 1685 года существовал официальный царский указ о проведении казней на Лобном месте, новая кровь пролилась на каменный постамент только в конце XVII века. В октябре 1698 году молодой российский государь Петр I жестоко расправился со стрелецким бунтом. Тем не менее головы мятежникам отсекали не на Лобном месте, а на построенном рядом деревянном эшафоте.

Лобное место на фоне собора Василия Блаженного

Всего в Москве было казнено более тысячи человек, причем царь лично отрубил головы пятерым стрельцам. Страшные события, происходившие на Красной площади, ярко переданы на известном полотне художника В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Последнюю публичную казнь здесь провели при императрице Екатерине II. Палач на виду у всех переломил шпагу над головой дворянина по фамилии Истомин и ударил осужденного по щеке. Кроме того, возле исторического постамента стояла Дарья Салтыкова или Салтычиха, наказанная государыней за жестокое обращение в крепостными крестьянами.

Внутри Лобного места

Многие века каменный помост почитался как святое место. До революционных событий 1917 года существовала традиция крестных ходов через Красную площадь. Во время них шествие с иконами и хоругвями останавливалось у Лобного места, церковный архиерей поднимался наверх и оттуда осенял собравшуюся толпу крестным знамением. Он дарил освященные ветки вербы государю и боярам, и продолжал ехать по площади на осле, которого держал под уздцы сам император.

История помоста сохранила покушение на главу государства. В конце осени 1942 года 33-летий ефрейтор Савелий Дмитриев спрятался на постаменте и три раза выстрелил из винтовки в выехавший из ворот кремля правительственный кортеж. Он целился в автомобиль Анастаса Микояна, приняв его за машину И. В. Сталина. Никто из ехавших не пострадал, а вооруженного ефрейтора схватили. Следствие длилось несколько лет, и в 1950 году ефрейтор был осужден и расстрелян.

Охранительная табличка на стене Лобного места

В 1968 году возле исторического памятника прошла демонстрация, участники которой возражали против того, чтобы войска стран-участниц Варшавского договора были введены на территорию Чехословакии. Протестная акция прошла под лозунгом «За вашу и нашу свободу» и осталась в истории, как «демонстрация семерых».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: