Монастырь панагия сумела — святое место для православных христиан

[:ru]Самые известные православные места Турции[:]

Современная Турция – безусловно, мусульманская страна. Однако исторически именно на этой земле, когда-то называвшейся Византийской Империей, зародилось христианство. Именно поэтому Турция представляет большой интерес не только для тех, кто любит проводить отпуск на лучших пляжах мира, но и для паломников, которые стремятся побывать в святых местах.


Пещерные храмы Каппадокии

Если вы хотите увидеть колыбель христианства и при этом полюбоваться уникальными творениями природы, обязательно посетите пещеры Каппадокии. Эти древние христианские храмы в течение 500 лет были занесены песком и недоступны для людей, поэтому доподлинно установить, в честь каких святых они были освящены, к сожалению, невозможно. Однако храмовые фрески и сама атмосфера отшельнического скита отлично сохранились по сей день.


Собор Софии в Стамбуле

Невозможно представить себе православные места Турции без величественного Софийского собора. Несмотря на то, что собор Софии уже давно является музеем, его обязательно стоит посетить каждому христианину. Этот первый большой храм был построен в Византии 15 веков назад. В его стенах сохранилась необыкновенная атмосфера. Здесь буквально все – и архитектурные формы, и фрески и даже сам воздух пропитано духом тех времен.


Демре

Демре и Миры Ликийские обязательны к посещению тем, кто хочет увидеть православные места Турции в их первозданном великолепии. В Мирах Ликийских некогда служил сам Святой Николай. Сейчас здесь находится музей-заповедник, который стремятся посетить миллионы туристов со всего мира. А в Демре, который примыкает к Мирам Ликийским, находится храм во имя Святителя Николая. Часть храма чудом сохранилась до наших дней.

Для того чтобы подробно описать все православные места Турции не хватит и нескольких статей. Поэтому мы приведем список основных мест паломничества христиан на территории Турецкой республики:

• Влахернская церковь • Собор святой Софии (Стамбул) • Храм святой Ирины (Стамбул) • Студийский монастырь (Стамбул) • Церковь святых Сергия и Вакха (Стамбул) • Церковь Божией Матери Паммакаристос (Стамбул) • Пещерные поселения исторической области Каппадокия • Дом, где жил святой Иоанн Русский (город Югрюп) • Храм святых Константина и Елены (Мустафапаша) • Миры Ликийские • Древний Иераполис (место проповеди и кончины ап. Филиппа) • Могила ап. Иоанна Богослова (Эфес) • Грот семи эфесских отроков • Древний театр — место бичевания ап. Павла • Храм святой Софии, где проходил Первый Вселенский собор (Никея) • Церковь монастыря Спасителя в Хоре • Церковь Пресвятой Богородицы во Влахерне • Живоносный Источник Пресвятой Богородицы и храм в Балыклы • Болгарская церковь Архидиакона Стефана • Мидикийский монастырь в Зейтинбагы • Монастырь Панагия Сумела на скале Трабзона • Бывший храм на месте первоначального погребения свт. Николая (Демре) • Монастырь Святой Троицы на острове Хейбелиада (действующий).

Монастырь Панагия Сумела — священное место для паломников

Несмотря на то, что турки практически полностью разграбили и уничтожили внутреннее убранство монастыря, им не удалось завладеть иконой Панагия Сумела
. Монахи, уже во время того, как турки штурмовали крепостные стены, закопали священную реликвию. Только в 1923-м году монах решился на подвиг: он раскопал икону и перевез ее в

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 11 по 18 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге будет находиться чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Панагия Сумела».

11 сентября святыня прибывает из Греции в Санкт-Петербург в Казанский кафедральный собор . 12 сентября святыня проследует во главе Общегородского Крестного хода до Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры . По окончании Крестного хода чудотворный образ будет доставлен в Спасо-Преображенский собор .

Икона Божией Матери «Панагия Сумела» будет находиться в Спасо-Преображенском соборе с 12 по 18 сентября, все желающие могут поклониться святому образу.

Согласно древним источникам, в 385 году иноки Варнава и Софроний пришли в один из храмов Афин поклониться чудотворной иконе Богородицы, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Тут они неожиданно услышали голос Богородицы. Она велела монахам следовать за иконой до самого Понта, остановиться у горы Мела и основать там новую обитель.

Затем два ангела подняли бесценный лик, и потрясенные монахи двинулись за ним. После долгих скитаний Варнава и Софроний оказались у Черной горы. Там они обнаружили лик, написанный святым Лукой, он стоял на голом скалистом уступе. Вновь им явилась Богородица и сказала, что вода будет. И действительно из скалы над пещерой вдруг забил живительный чудотворный источник. Он существует и поныне.

Камень за камнем – так и построили Варнава с Софронием храм, вокруг которого стал формироваться монастырь. В Понтийском царстве, а затем и в Трапезундской империи он всегда пользовался благосклонностью византийских монархов.

Впоследствии именно на горе Мела короновались на трон представители династии Комнинов. Даже после того как турки уничтожили христианскую державу, монастырь процветал. Такова была воля султана Османской империи Селима Великолепного в XVI веке. Есть легенда о том, как однажды во время охоты султан неожиданно оказался у подножия Черной горы и увидел на ней богато украшенный христианский монастырь и церковь с сияющим золотом крестом. В ярости повелитель велел верным янычарам немедленно сравнять с землей святыню «неверных». Но не успел он произнести и последнее слово, как тут же свалился с коня и забился в предсмертных судорогах. Впрочем, Бог пощадил его, и на следующий день султан был вынужден даровать Сумельскому монастырю все прежние привилегии и свою благосклонность.

В целом же обитель не знала больших бед вплоть до трагических событий насильственного переселения в Грецию. В 1923 году икону Панагии Сумелы, равно как и другие ценности, турецкое правительство разрешило вывезти, но с тех времен об этом монастыре почти все забыли.

Так и не возвращенная до сих пор к жизни обитель с ослепленными ликами святых объявлена национальным памятником Турции.

15 августа 2010 года в монастыре впервые за 90 лет была отслужена Божественная литургия, на которую прибыли тысячи православных паломников из разных стран.

Появление негативной кредитной истории и черный список заемщиков

Договор аренды автомобиля Образец договора аренды автомобиля без экипажа

В Русской православной церкви шаги Турции назвали современным варварством

В Русской православной церкви (РПЦ) шокированы тем, как изменился интерьер древнего монастыря Хора в Стамбуле после того, как местные власти решили превратить его в мечеть. Замглавы синодального Отдела внешних церковных связей РПЦ протоиерей Николай Балашов опубликовал сегодня, 28 октября, у себя в «Фейсбуке» две фотографии монастыря — до августа этого года, когда обитель ещё имела статус музея, и нынешнюю, после того как монастырь по личному распоряжению президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана превратили в мечеть.

Судя по фотографиям, в ходе переделки монастыря в мечеть потолки обители стали в два-три раза ниже: их перекрыли гипсокартоном, грубо покрашенным белой краской. В итоге высокие расписные арки, мозаики и купол с оконными проемами оказались полностью скрыты.

Решение Эрдогана «перепрофилировать» монастырь Хора в мечеть было принято через месяц после того, как власти Турции осуществили то же самое в отношении собора Святой Софии в Стамбуле, также признанного объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

После того как было объявлено о превращении монастыря Хора в мечеть, в Москве указали на важность его использования в полном соответствии со статусом объекта всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Немного истории

Панагия Сумела – один из древнейших монастырей, располагающийся на северо-востоке Турции, в 48 км от города Трабзон. Уникальность комплекса в первую очередь заключается в его многовековой истории, насчитывающей более 16 столетий. Интерес вызывает и сам способ возведения Панагии Сумелы: строение было высечено в скалах на высоте более 300 м над уровнем моря. Кроме того, много веков в стенах святилища содержалась чудотворная икона Богородицы «Одигитрия Сумельская», в честь которой и был назван храм.

Посмотрите галерею видов этого монастыря…

Существует предание, утверждающее, что икону с ликом Богородицы написал Святой Лука – покровитель художников и врачей. Считается, что апостол не раз становился свидетелем чудесных исцелений, которые даровал грешникам Иисус Христос во время своей земной жизни. Святой Лука также написал одно из Евангелий, дошедших до наших дней, и является первым иконописцем.

Если вы впервые слышите об иконе Панагия Сумела и не представляете, о чем ей молиться, то стоит знать. Что молитва Одигитрии Сумельской помогает в исцелении целого ряда недугов. Особенно часть к ней обращаются женщины, имеющие проблемы с зачатием ребенка.

Такое монументальное сооружение, как Панагия Сумела, вызывает интерес не только у христиан, но и у представителей других верований. Некоторые туристы приезжают к монастырю из курортных городов Турции, для других достопримечательность становится основной целью поездки в страну. И хотя внутренние интерьеры храма уже давно не украшают искусные византийские росписи и орнаменты, которые беспощадно разрушило время и мародеры, постройке удалось сохранить свое величие и священную атмосферу.

Краткое описание

Монастырь Панагия Сумела (Сумельский монастырь), расположенный на территории современного турецкого города Трабзона, раскинувшегося на берегу Черного моря, считается не только одним из самых древних православных храмов в мире, но и самым труднодоступным.

К этому монастырю ежегодно приезжают сотни тысяч паломников из Греции, России, Молдавии, Украины, Белоруссии. Кроме этого, добраться до священного места, построенного в меловой скале, мечтают и туристы из других стран мира, исповедующих католицизм, ислам и буддизм

Удивительного в этом ничего нет, дело все в том, что с момента основания и до 1923 года, святое место для каждого православного христианина постоянно привлекало к себе внимание, ведь именно в его стенах хранилась одна из самых значимых и самых ценных святынь — икона Богородицы Панагия Сумела

Существует древнейшее предание, что написана чудотворная икона, на которой изображена мать Спасителя всего человечества, была самим Святым Лукой. Для тех, кто не знаком с православной верой, следует уточнить, что Святой Лука является автором одного из существующих на сегодняшний день Евангелий, а также считается первым человеком, написавшим икону. Кроме этого, Святой Лука признан в православной вере покровителем живописцев и врачей. Интересен тот факт, что Святой Лука, написавший икону Панагия Сумела, хранившуюся до 1923-го года в одноименном монастыре, был очевидцем чудес, которые являл Иисус Христос грешным людям. Более того, этот Святой, подаривший нашему миру несколько чудотворных икон с изображенной на них Богородицей, почитается не только среди православных верующих, но и среди католиков. Все вышеперечисленное лишь в очередной раз объясняет, почему монастырь Панагия Сумела в Турции пользуется такой огромной популярностью.

К огромному сожалению, в наше время монастырь уже не может поразить паломника богатейшим внутренним убранством, потрясающими росписями и орнаментами: многие из них пострадали из-за неумолимого хода времени, а некоторые были целенаправленно разрушены и стерты вандалами и фанатичными исламистами. Кстати, такое отношение к монастырю Панагия Сумела началось лишь с конца 19-го века. До этого времени православный храм, в котором монахи возносили свои молитвы к Богу, Деве Марии и Святым, пользовался не только огромным влиянием, но даже не был тронут воинами Османской империи, когда тем удалось захватить территорию современного Трабзона. Однако история возведения и процветания монастыря, равно, как и его значение для современного мира, заслуживают того, чтобы остановиться на них более подробно. Еще бы, ведь строительство монастырь Панагия Сумела в Турции началось уже через 386 (!) лет после прихода в наш мир Спасителя.

Икона Божией Матери «Великая Панагия»

Считается, что древнейшее изображение Богородицы такого типа относится к IV в.: фреска найдена в одной из катакомб Рима, где древние христиане совершали моления, укрываясь от гонителей.

Оранта. Изображение в катакомбах Домитиллы, Рим

Пречистая представлена молящейся, с воздетыми руками, с изображением перед грудью Христа как Отрока. Древнее изображение – поясное, однако позже появились подобные иконы, где:

  • Богородица написана в полный рост;
  • образ Христа на Её груди заключен в круг («медальон»).

Несколько столетий такие ростовые и поясные иконы этого типа имели другие названия:

  • греки именовали этот тип изображений Орантой, или молящейся Богородицей, а также Платитерой, что значит буквально «шире» или «просторнее; это именование обращает взор молящегося к изображению Христа: Богородица, чье чрево «пространнее небес», представлена как принимающая в Себя Бога, в момент Его Воплощения;
  • на Руси утвердилось иное именование поясных икон Пречистой с воздетыми руками – «Знамение»; происхождение названия связано, с одной стороны, с пророчеством св. Исайи «Сам Господь даст вам знамение: се, дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут ему имя Еммануил»; но кроме этого, есть и событие XI в., когда от такого образа 25 февраля 1170 г. последовало знамение милости Божией Новгороду, осажденному войсками князя Андрея Боголюбского; во время крестного хода по стенам города стрела ударила в икону, она развернулась к осажденным и источила слезы; одновременно осаждающие, объятые страхом, начали беспорядочно отступать.

Интересный фактЦерковные историки считают, что именование «Панагия» у всех этих икон появилось, вероятно, позже, с XIV в. Оно, возможно, идет от Афонской обители Ксиропотам, где на особом сосуде для Богородичной просфоры (он называется «панагиаром») был представлен именно такой образ Богородицы.

Ростовые образы Великой Панагии часто можно увидеть в алтарях древних храмах, в апсидах. Чаще всего Богородица изображается в конхе – верхней закругленной части апсиды, таким образом, возвышаясь над престолом, благословляя его. А поясные иконы, как правило, пишутся на досках, их можно увидеть практически в любой церкви.

Богоматерь Великая Панагия (Оранта). Из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Первая треть XIII века. Государственная Третьяковская галерея

Культурное (либо религиозное) значение «Панагии Сумелы»

Монастырь занимал и занимает особенное место в православии. В нем долгое время находилась икона Святой Богородицы, которую Святой апостол Лука написал при её жизни в 56 году от рождения Иисуса Христа. А таких в мире известно всего три.

С чудесным исчезновением и поисками иконы и связанна легенда основания монастыря. Согласно легенде двум монахам приснилось, что икону Святой Богоматери увозят из Афин в Понтийское государство, на гору Мела. И проснувшись, они обнаружили, что иконы действительно нет на месте.

После долгих поисков, чудесным образом икона нашлась в пещере на горе Мела. Где и был основан известный нам монастырь. А монахи и были легендарными Варнавой и Сафонием.

История Сумельского монастыря

Как уже говорилось выше, монастырь на горе Мела еще до окончания своего строительства стал местом поклонения православных христиан. Однако история показывает, что монахам, все же, приходилось переживать набеги варваров и вандалов. Благодаря тому, что три церкви, служебные помещения и гостиницы для паломников располагались в труднодоступном месте, грабежи, хоть и нечасто, но случались. До наших дней дошло свидетельство о разбойном нападении на Сумельльский монастырь в конце VI века. Тогда практически все ценности из монастыря были вывезены вандалами, чудом уцелела только икона, написанная Святым Лукой, и некоторые другие священные предметы. Чудом…, а как же может быть иначе, если речь идет о чудотворной иконе? Впрочем, для разбойников всегда представлял интерес благородный металл, все остальное они считали не заслуживающим внимания. Уже в 644-м году в Монастырь Панагия Сумела пришли новые монахи, которые за рекордно короткие сроки возродили его
и сделали пригодным для посещения паломниками.

Наибольшего расцвета монастырь, высеченный в скале горы Мела, достиг во времена правления великой династии Комнинов. Они имели безграничную власть не только над Трапезундом, но и в определенные промежутки времени над всей огромной византийской империей. Каждый правитель из этой династии считал своим долгом покровительствовать монастырю, в котором хранилась священная реликвия, написанная свидетелем земной жизни Иисуса Христа, и который ежедневно посещали многочисленные паломники из дальних земель.

Огромный вклад в развитие и процветание Сумельского монастыря внес Иоанн II, его сын, внук и правнук. По указанию царя, монастырю были дарованы 24 деревни и около 40 небольших поселений, доходы от которых направлялись монахами на возведение крепостных стен, монашеских келий и других построек. Кроме этого, монастырь получил от правнука Ионна II, правившего с 1349 по 1390 год, почти 1370 (!) привилегий. Монахи не забыли эту щедрость и прямо над входом в главный храм поместили стихотворение, в котором прославлялись деяния Алексея III и его бесценный вклад в распространение по миру православной веры. Кстати, это стихотворение можно было различить до XVII века, потом время навсегда стерло его с меловой скалы.

Удивительно, но даже после того, как Трапезунд и, прилегающие к нему земли, перешли в состав Османской империи, православный храм продолжал процветать и пользоваться огромной властью. Один из султанов подписал указ, в котором говорилось, что монахи и Сумельского монастыря, в котором хранится святыня православного мира Панагия Сумела, имеют право на полную свободу и на привилегии, предоставленные им еще во времена династии Комнинов. Более того, султан Селим I и все его потомки, которые, естественно, исповедовали ислам, постоянно одаривали монастырь и даже покрыли купол главного храма медью. Внук Селима I решил, что медь — недостаточно благородный материал для такого святого места и распорядился поменять ее на чистейшее серебро.

Просто не поддается объяснению, чем руководствовались правители Османской империи, когда проявляли такую заботу о храме, который не имел никакого отношения к их вере. Правда, монахи упросили султана отказаться от покрытия крыши серебром: они попросту боялись, что такое несметное богатство рано или поздно искусит разбойников на нападение.

Процветание Сумельского монастыря, который находится на территории современной Турции, продолжалось до 19-го века! Вселенский патриархат в 1863-м году полностью лишает монастырь Панагия Сумела всех его владений и привилегий
. Паломники, которые поклонялись иконе, написанной Святым Лукой, встретили с неодобрением этот указ и патриархат, опасаясь бурных протестов, в спешке отменяет свое решение. Однако через 39 лет выходит новый указ, который в итоге стал окончательным. Для Сумельского монастыря наступили трудные времена: во время кровопролитных сражений Первой мировой войны все монахи покинули стены некогда могущественного и влиятельного православного храма. Обезумевшие от ярости турки ворвались в храм: они, забыв о том, что даже во времена Османской империи монастырь пользовался уважением, стали разбивать все, что только было возможно. Практически полностью были уничтожены настенные росписи, а на тех изображениях, которые не удавалось стереть, святым выбивали глаза.

Современная обитель в Верия

В 1930-м году, стараниями Елефтериоса Венизэлу (Eλευθέριος Bενιζέλου) в рамках продвижения греко-турецкой дружбы, турецкий премьер-министр Измет Инону посетил Афины, и согласился на то, что бы греческая делегация прибыла на Понтос (Πόντος), что бы заполучить реликвии православия и эллинизма. В 1930 году живые были только 2 монаха старенького исторического монастыря. Дряблый Иэрэмиас (Iερεμίας) в Лагада Салоник (Λαγκαδάς Θεσσαλονίκης), который отказался поехать, так как ноги его не подчинялись ему, либо так как он не желал вновь пережить те кошмарные сцены турецкого варварства, и красавчик, энергичный и жизнестойкий Амвросий Сумэльётис (Aμβρόσιος Σουμελιώτης), главный в церкви Святого Терапонта (Aγίους Θεράποντας) в Салоникском районе Тумба (Tούμπα Θεσσαλονίκης). От Иэрэмиаса Амвросий вызнал о склепе, где хранились реликвии. 14-го октября Амвросий, с рекомендательным документом турецкого посольства, поехал в Константинополь (Kωνσταντινούπολη) и от туда в Трапезунда (Tραπεζούντα), с предназначением Панагия Сумэла. Некоторое количество дней спустя он возвратился в Афины, не только лишь с атрибутами эллинского православия, да и с самим Понтосом, как написал тогдашний депутат правительства Венизэлу, Леонид Иасонидис (Λεωνίδας Iασωνίδης): «В Греции жили Понтийцы, но не жил Понтос. С иконой Панагии Смогла прибыл и Понтос». Икона осталоась на 20 лет в Византийском музее Афин. Первым Леонид Иасонидис предложил в 1931 году повторную интронизацию иконы Сумелы в какой-либо район Греции. По сути, в 1951 году мечтатель и основоположник Кромнэй Филон Ктэнидис (Kρωμναίος Φίλων Kτενίδης) преобразовал в действие мечту всех Понтийцев, обосновав новейшую Панагию Сумелу на склонах Кастаняс Вериас (Καστανιά Βέροιας).

О месте Панагия Сумела

Панагия Сумела переводится с греческого языка, как  «Всесвятая с горы Мела». Это православный  Монастырь Сумела, возведённый на меловой скале Трабзона  в период конца IV—начала V столетия нашей эры. Трапезунда – так называется территория современной Турции. В конце IV столетия в монастырь перенесли на хранение чудотворную икону Богородицы Панагия Сумела, которую, по преданию, написал апостол Лука. В 1923 году, когда проходил греко-турецкий обмен населением, икону вывезли понтийские греки. Каждый год 18 августа отдается дать памяти основателям монастыря, а  15 августа — иконы Панагия Сумела.История Основан монастырь был монахом Варнаве примерно в период 375-395 годов. Восстановлением его занимался Святой Софроний, после того, как строение пострадало при разрушительном набеге агарян в VI столетии. В период  византийских императоров, монастырь пользовался благосклонностью сразу нескольких их поколений, став самым влиятельным и богатым святым местом на территории Понта во времена Трапезундской империи (1204—1461 годы). С падением последней, привилегии не были утрачены, наоборот, их даже подтвердил султан Селим и все последующие османские правители. Наибольший расцвет монастырь пришелся на XVIII—XIX века. В рамках греко-турецкого обмена населения по результатам Лозаннской конференции,  монашеская жизнь в Панагия Сумела, после выселения греческого православного населения Анатолии, пресеклась. Все реликвии монастыря, среди которых  была и чудотворная икона Панагия Сумела, сначала были спасены понтийскими греками от потери. В 1930 году их перевезли в Грецию, где  теперь они пребывают в новом монастыре Панагии Сумела, неподалеку от города Науса в Македонии. Несколько веков монастырь Панагия Сумела являлся святыней понтийских греков и христианства всего мира, но турецкие власти, несмотря на это, достаточно резко и враждебно относились к православному паломничеству. По этой причине оно впервые стало возможным только в 2007 году.Наши дни В Москве 22 ноября 2009 года  прошла встреча Мехмета Али Шахина  — Председателя Великого Национального Собрания Турции  и Ивана Саввиди —  депутата Государственной Думы РФ и координатора межпарламентской депутатской группы. Ими обсуждался вопрос  паломничества, а также  инцидент, произошедший  в аэропорту города Трабзон 15 августа 2009 года. Тогда православных священников по указанию властей вынудили снять священническую одежду и кресты. Министерство культуры Турции  в 2010 году  дало согласие по просьбе Вселенского патриарха  на проведение в Панагия Сумела богослужения. Оно стало первым с 1922 года. В день Успения Пресвятой Богородицы 15 августа 2010 года, Вселенским Патриархом Варфоломеем I была возглавлена литургия в монастыре, когда тут произошло стечение нескольких сотен паломников, прибывших  из разных стран.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: