Часовня пятницкий колодец

Современное состояние часовни и режим ее посещения

В наши дни часовня отреставрирована. Она относится к Пятницкому подворью Троицко-Сергиевской Лавры. По происхождению источника этот храм часто в обиходе называют Сергиевской часовней. Внутри нее установлен крест, с которого стекают два ручейка. К ним обычно выстраивается две очереди набрать святой воды. Такой же крест, только побольше размером, установлен снаружи здания, напротив часовни. Территорию вокруг недавно благоустроили в уютный зеленый сквер. Попасть внутрь можно ежедневно с 9.00 до 17.00. Здесь находится иконная лавка, где можно также приобрести посуду для набора воды.

Храмы Сергиево-Посадского района

Усадебная Спасская церковь. Село Абрамцево
Церковь свв. богоотец Иоакима и Анны. Село Аким-Анна
Ахтырская церковь. Село Ахтырка
Церковь праведного Лазаря Четверодневного. Село Благовещенье
Богородицерождественская церковь. Село Богородское
Никольская церковь. Село Бужаниново
Васильевская церковь. Село Васильевское
Сергиевская церковь. Деревня Взгляднево
Крестовоздвиженская церковь. Село Воздвиженское
Тихвинская церковь. Село Выпуково
Казанская церковь. Село Гагино
Корсунская церковь. Село Глинково
Покровская церковь. Село Горошково
Спасская церковь. Село Деулино
Никольская церковь. Село Дерюзино
Покровская церковь. Село Заболотье
Успенская церковь. Село Закубежье
Воскресенская церковь. Село Захарьино
Христорождественская церковь. Село Иудино
Сретенская церковь. Село Константиново
Покровская церковь. Село Кучки
Никольская церковь. Деревня Малинники
Богородицерождественская церковь. Село Махра
Сергиевская церковь. Село Мергусово
Богородицерождественская церковь. Село Мишутино
Успенская церковь. Поселок Муханово
Покровская церковь. Село Никульское Бужаниновского с/о
Никольская церковь. Село Никульское Кузьминского с/о
Троицкая церковь. Село Новая Шурма
Никольская церковь. Село Озерецкое
Богоявленская церковь. Село Парфеново
Успенская церковь. Село Подсосино
Преображенская церковь. Село Радонеж
Покровская церковь. Село Сабурово
Сергиевская церковь. Часовня Усекновения Главы Иоанна Предтечи., поселок Семхоз
Покровская церковь. Село Сватково
Михаило-Архангельская церковь. Город Сергиев Посад
Введенская и Пятницкая церкви. Город Сергиев Посад
Часовня Пятницкого колодца. Город Сергиев Посад
Ильинская церковь
. Город Сергиев Посад
Пантелеимоновская часовня. Город Сергиев Посад
Успенская церковь. Город Сергиев Посад
Иоанно-Богословская церковь. Село Слотино
Спасская церковь. Село Спас-Торбеево
Тихвинская церковь. Село Титовское
Казанская церковь. Село Хомяково
Алексиевская церковь. Город Хотьково
Воскресенская церковь. Село Хребтово
Часовня. Село Царевское
Михаило-Архангельская церковь. Никольский храм-часовня. Село Шарапово
Казанская церковь. Село Шеметово
Димитриевская церковь. Село Яковлево
Ильинская часовня. Село Ярыгино

Понять[править]

Сергиев Посад
ранее Сергиевский Посад, Загорск
Смоленская церковь в Троице-Сергиевой лавре
Полезная информация
Население 106 007 чел. (2013)
Телефонный код +7 496 54, 496 55
Часовой пояс UTC+3
  Культурное наследие

Историяправить

В 1337 году Сергий Радонежский (тогда Варфоломей) и его брат Стефан поселились на холме на месте современной лавры, и в 1340 году построили деревянную церковь. Формально 1337 год считается временем основания монастыря. Стефан вскоре ушёл в Москву, а на холме начали селиться монахи, и в 1355 году был принят устав монастыря. Игуменом его был Митрофан, постригший, наконец, Сергия в монахи, а сам Сергий стал игуменом после смерти Митрофана. Монастырь стремительно увеличивал своё влияние и ещё при жизни Сергия (он умер в 1392 году) достиг статуса главного монастыря России. Так, в 1380 году Дмитрий Донской, которому предстояло сражение с татарами (известное сейчас как Куликовская битва), отправился сначала получать благословение Сергия. В 1408 году монастырь был сожжён в результате набега татарского хана Едигея, что, впрочем, мало повлияло на закрепившийся к тому моменту высокий статус обители, а восстановили её довольно быстро.

В XV—XVII веках это крупнейший политический и культурный центр Московского государства. В частности, тут пишут летописи и действует иконописная школа. Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, крупнейшие живописцы того времени, расписывали новопостроенный Троицкий собор. Московские князья регулярно ездили в монастырь и не менее регулярно его спонсировали. В 1442 году, во время гражданской войны, в Троице-Сергиевой лавре состоялось примирение Василия II (будущего Василия Тёмного) с Дмитрием Шемякой, один из наиболее значительных исторических эпизодов XV века. В 1530 году здесь же крестили Ивана Васильевича, будущего царя Ивана Грозного. Троицкому монастырю принадлежали большие земли по всему Московскому государству. В 1608—1610 годах, в Смутное время, монастырь в течение 16 месяцев осаждало польское войско Яна Сапеги и Александра Лисовского. В монастыре, где находились не только монахи, но и население окрестных деревень, прошла эпидемия, от которой умерло около 2000 человек, но полякам так и не удалось взять обитель. Именно после осады и в результате последующего восстановления монастырь в целом приобрёл свой современный облик.

В XVIII веке значение монастыря несколько уменьшилось, во-первых, из-за переноса столицы в Петербург, а во-вторых, из-за общей политики подчинения церкви императору. Тем не менее, в 1742 году в Троицком монастыре была открыта духовная семинария, в 1744-м он получил статус лавры. Её главой был московской митрополит. Лавра по-прежнему входила в число крупнейших землевладельцев России и владела огромным количеством (около ста тысяч) крепостных крестьян. Кроме сельского хозяйства на своих землях, она также вела активную торговлю. В 1814 году сюда перевели Московскую духовную академию. Лавра, в которой хранились мощи нескольких высоко почитаемых святых, была также одним из наиболее значительных центров паломничества в России. Вокруг лавры возникло довольно большое поселение, которое до 1919 года называлось Сергиевский Посад, а затем получило статус города и было переименовано в Сергиев.

Сергиев Посад в начале XX века

В 1919 году Лавра была закрыта, как, впрочем, и все остальные монастыри России, Духовная академия распущена, а в 1920 году на территории монастыря был открыт историко-архитектурный музей, из-за чего лавра в годы советской власти пострадала довольно мало ― главной потерей стала переплавка почти всех колоколов. В 1930 году город Сергиев переименовали в Загорск, по имени большевика Загорского, и это название сохранялось до 1991 года. В 1930-х годах началась научная реставрация монастыря, которая шла до 1970-х годов, и в ходе которой были перестроены чуть ли не все здания лавры. При этом в 1946 году лавра была снова открыта как монастырь, а заодно и как резиденция патриарха. Монастырь и музей сосуществовали довольно долго, до 1990-х годов. В 1993-м резиденция патриарха была перенесена в в Москве, и в том же году Троице-Сергиева Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ориентацияправить

Лавра представляет собой фактический центр города. От вокзала её прекрасно видно, расстояние меньше километра. Вблизи лавры сохранилось несколько кварталов дореволюционной застройки, в которых и расположены почти все достопримечательности Сергиева Посада. Скорее всего, этого вам хватит, но, если у вас достаточно времени, попробуйте найти Черниговский скит и церковь Марии Магдалины в посёлке Лоза — оба объекта расположены довольно далеко от центр города.

Часовня Пятницкого колодца

По другую сторону шоссе, напротив Пятницкой и Введенской церквей, располагается еще одна постройка, составлявшая когда-то
единую с ними группу,— это часовня над Пятницким колодцем. Прежде эту часовню не отделяла от них, как теперь, насыпь шоссе,
устроенная в 1845 году, так как дорога из Москвы огибала подольные церкви с запада и севера.

Пятницкий колодец. Конец XVII — начало XVIII века

Часовня Пятницкого колодца — одно из загадочных строений Троицкого монастыря: находясь вне
его стен, она редко попадала в монастырские описи, обходили ее вниманием и исследователи. До сих пор неизвестна точная
дата сооружения часовни и неясны причины утраты большей части ее пышного декора

Поставленная на берегу ре ки Кончуры
над источником, возникновение которого
предание связывает с именем основателя монастыря, часовня Пятницкого колодца по своим размерам и ярусному силуэту имеет
много общего с Надкладезной часовней близ Успенского собора. Однако архитектуру часовни Пятницкого колодца отличает более
четкая прорисовка деталей — колонн, их капителей, картушей, карнизов и др ,— а также повышенное внимание к гладкой беленой
стене, что станет характерным для зодчества наступающего XVIII столетия.

Часовня Пятницкого колодца, Конец XVII — начало XVIII в.

Пятницкая часовня круглая в плане (внутренний диаметр 6 м) и возведена над родником, оформленным в виде колодца. Ее нижний
объем перекрыт купольным сводом с двухметровым в диаметре отверстием в зените, над которым размещены еще два открытых
внутрь и последовательно уменьшающихся восьмерика; при этом грани нижнего объема поочередно имеют прямоугольные или криволинейные очертания.
На каждой из граней расположено по одному большому окну прямоугольной формы с богатыми наличниками двух типов: или в виде
двух колонок на кронштейнах, несущих развитый фронтон с «разорванным» карнизом и пинаклем, или в виде своеобразных, «чешуйчатых»
волют, поставленных перпендикулярно к плоскости стены с белокаменной резной вставкой сложного рисунка в завершении. Узорчатый
крест «с репьями», венчающий постройку, точно повторяет крест Надкладезной часовни. Входной портал украшен колонками и киотом
с пышными волютами по сторонам.

Часовня Пятницкого колодца отличается оригинальностью композиции и совершенством архитектурных форм. Она играет заметную
роль в общей панораме монастырского ансамбля, открывающейся с высокой насыпи дороги, идущей на юго-восток, Особенно эффектно
выглядит часовня в солнечные дни, когда ярко сияет городчатый лемех деревянной кровли, а фигурный тес ее по-лицы отбрасывает
узорчатую тень на белые стены здания.

Группа церквей на Подоле вместе с Пятницким колодцем первыми встречают путников со стороны Москвы, как бы подготавливая
их к восприятию архитектурных образов и форм многочисленных сооружений, которые ожидали их за стенами крепости.

Часовня Пятницкого колодца. Фасад, план. Проект реставрации. Чертеж В. И. Балдина. 1962
Красногорская часовня. 1770. Чертеж XVIII в.

На вершине холма у самой дороги против входа в монастырь расположена еще одна часовня — Красногорская. Она отмечает
собой то место, куда во время полыхавшего в обители пожара (1709) поставили гроб Сергия Радонежского, вынесенный
из Троицкого собора. Первоначально часовня была «деревянная, осмистенная, крашенная, покрыта по шатровому, на ней крест железный», а затем, в 1770
году, ее заменили на существующую ныне каменную, также восьмигранную, но выполненную в классических формах. На каждой грани
восьмерика размещены полуциркульные окна, обрамленные наличниками с замковыми камнями и характерными «ушами». Те из граней,
которые ориентированы по странам света, дополнительно выделены крепованными пилястрами и треугольными фронтонами. Покрытие
купольной формы венчает небольшой восьмигранный барабан с крестом (восстановлен в 1970 г.). Не обладая особыми архитектурными
достоинствами, Красногорская часовня хорошо дополняет ансамбль монастыря.

С площади перед монастырем раскрывается широкая панорама города на юг: у основания холма виднеются золотые купола Пятницкой
и Введенской церквей с «колокольницей», а недалеко от них, по другую сторону дороги, серебрится покрытая осиновым лемехом
ярусная кровля часовни Пятницкого колодца; Московская дорога поднимается в гору, к белому силуэту Вознесенской церкви бывшей Иконной слободы.

Как добраться[править]

На поездеправить

Памятник Савве Мамонтову

В Сергиев посад приходят электрички из Москвы с Ярославского вокзала. Многие из них имеют здесь конечную, остальные едут дальше в Александров или Балакирево. Стоимость билета составляет 138 рублей, время в пути: от 1 часа до 1,5 часов. Если воспользоваться экспрессом, то можно добраться за час, но и билет будет дороже (около 230 руб.). Дальние поезда в Сергиевом Посаде (за редкими исключениями) не останавливаются. Если вы едете со стороны Ярославля, нужно будет пересесть в Александрове.

На автобусеправить

Из Москвы автобус № 388 от станции метро   ВДНХ. Автобусы ходят 2-3 раза в час, с той же остановки водители на легковых автомобилях набирают попутчиков. Также в городе делают остановку некоторые дальние автобусы ярославского направления (Кострома, Рыбинск, Углич), но есть и такие, что проходят Сергиев Посад по объездной.

В сторону Переславля-Залесского около 10 автобусов в день, как прямых, так и проходящих. Чуть реже можно уехать в Калязин, из которого некоторые автобусы продолжают путь в Углич, Рыбинск или Кашин. Теоретически можно уехать и в Дмитров, но всего лишь 3 раза в день.

На автомобилеправить

Из Москвы на северо-восток по Ярославскому шоссе около 70 км. До Сергиева Посада всюду идёт автодорога с разделёнными полосами, и в отсутствие пробок вы доедете быстро. Дальше дорога уходит в Ярославль через Ростов и Переславль, но минуя Александров, а разделённые полосы заканчиваются на границе Владимирской и Ярославской областей. Чуть севернее города проходит второе кольцо вокруг Москвы (А108, «дальняя бетонка»), по которой удобно ехать в сторону Дмитрова или же Киржача. На север дорога уходит в Калязин, Углич и Рыбинск.

Окрестности[править]

В Сергиев Посад обычно ездят из Москвы на один день. Если у вас осталось время, стоит посетить усадьбу Абрамцево, в строительстве которой принимала участие целая плеяда выдающихся русских художников конца XIX века. Другая, менее очевидная остановка на пути к Москве — город Пушкино с замечательным храмом начала XX века. В направлении от Москвы 50 мин езды до Александрова, выросшего вокруг обустроенной Иваном Грозным Александровой слободы. Александров, как и Сергиев Посад — город одной достопримечательности, и при желании их оба можно посетить за один день.

Если вы путешествуете на машине, из Сергиева Посада удобно поехать в Дмитров, ещё один древний подмосковный город. Дорога на Дмитров проходит по Клинско-Дмитровской гряде, это один из самых живописных уголков Подмосковья. Не менее красива местность к северу от Сергиева Посада вдоль трассы на Углич.

Наконец, туристический маршрут Золотого кольца предполагает, что из Сергиева Посада вы направитесь по ярославской трассе в Переславль-Залесский. Это, на самом деле, не очень удобно, если только у вас нет машины или вас не везёт туристический автобус, поскольку рейсовый транспорт ходит из Сергиева Посада в Переславль всего 7-8 раз в день. Поездом в Переславль попасть нельзя, зато можно в Ростов Великий: впрочем, с пересадкой всё в том же Александрове. Наконец, в Сергиевом Посаде останавливаются автобусы в Калязин и Углич, но ходят они ещё реже, чем в Переславль.

К северу от Сергиева Посадаправить

Водоводы Загорской ГАЭСБогородская игрушка на старой почтовой марке

Краснозаводск основан в 1915 году при строительстве Троицкого снаряжательного завода. Теперь завод называется просто химическим, но его профиль за последнюю сотню лет нисколько не изменился: здесь выпускают ружейные патроны и мирную продукцию того же типа — например, фейерверки. Краснозаводск активно застраивался в 1930-е гг., и любители советской архитектуры найдут здесь немало зданий в стиле конструктивизма наряду с нехарактерной для Подмосковья мрачноватой атмосферой маленького, замкнутого в себе промышленного городка.

Источник преподобного Сергия в селе Радонеж

Село Радонеж тесно связано с именем святого Сергия: здесь прошла его благочестивая юность, так как именно сюда переселились его родители из Ростова Великого. Согласно благочестивому преданию, на горе, из которой бьет святой источник, стоял дом преподобных Кирилла и Марии, родителей аввы Сергия. Источник назван в его честь и от святой воды родника по молитвам преподобного происходят многочисленные чудеса и исцеления.

 Купальня над источником

Чтобы попасть на святой источник, нужно спуститься по ступенькам от Преображенского храма вниз к реке Пажа. Слив воды из источника производится из двух труб, рядом построена деревянная купальня для омовения.

Краткая история Сергиева Посада

До первой половины XIV века на месте Сергиева Посада рос дремучий лес, а само место это называлось – холм Маковец. Однажды пришли на Маковец два брата: старший Стефан и младший Варфоломей. Построили деревянную келью и маленькую церквушку, и остались тут жить. Так в 1337 году в глухом лесу был основана Троице-Сергиева лавра. В монашестве Варфоломей взял имя Сергий, впоследствии ставший известным как Сергий Радонежский.

Еще при жизни преподобного Сергия вокруг монастыря начали селиться люди. Они просили у него благословения, чтобы жить здесь, расчищали лес и ставили избы.

Из-за нападений татар, в 1540-х гг. монастырь при поддержке Ивана Грозного превратился в мощную крепость с кирпичными башнями и стенами, окруженный рвами и запрудами.

В 1744 году императрица Елизавета Петровна присвоила монастырю статус Лавры. А чуть позже (в 1782 году), согласно указу Екатерины II, поселение вокруг монастыря получило статус города с официальным названием – Сергиев Посад.

В Советское время Сергиев Посад был переименован в Загорск в честь погибшего в 1919 году революционера Владимира Загорского. В это время в городе открылось несколько крупных промышленных предприятий: электромеханический и оптико-механический заводы. В 1967 году Сергиев Посад вошел в список «Золотого кольца» России. А в 1993 году архитектурный ансамбль Сергиево-Троицкой лавры вошёл в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сейчас Сергиев Посад является мощным культурным, историческим, туристическим и паломническим центром. Ежегодно этот небольшой подмосковный городок с населением около 100 тыс. человек принимает более 1,5 млн туристов со всего мира!

Троице-Сергиева Лавра (конец XIX — начало XX века)

Архитектура и внутреннее убранство часовни Пятницкий колодец

Часовня представляет собой ярусное центрическое здание. Она построена очень аккуратно и с большой точностью исполнения отдельных, даже самых мелких деталей. Это вызвано тем, что Строганов увлекался архитектурой и всегда покупал изданные в Европе архитектурные справочники и пособия. Он очень тщательно следил, чтобы все технологии производимых строительных работ точно исполнялись по европейским образцам. Другим памятником строгановского барокко является расположенная в Лавре Надвратная церковь Иоанна Предтечи. Кроме зданий строгановской архитектуры, в Сергиевом Посаде сохранилось также несколько памятников Нарышкинского барокко того времени. Например, Надкладезная часовня возле Успенского собора Лавры. Однако последние, хоть и копируют европейские образцы, но делают это поверхностно, не соблюдая точные пропорции и не обращая особого внимания на качество исполнения отдельных деталей: колонн, капителей, карнизов и картушей.

Низ часовни представляет собой восьмигранную ротонду, с приставными колоннами по углам. Она завершается двумя уменьшающимися по размерам световыми восьмигранными надстройками. А купол всего здания венчает узорчатый крест, который является точной копией креста Надкладезной часовни в Лавре.

Интересно, что внутренние помещения часовни визуально кажутся очень просторными. Хотя диаметр основания равен всего 6 м.

Декор строения поражает качеством исполнения. Красивые наличники и порталы точно копируют лучшие образцы, известные в Европе как стиль немецкий маньеризм. Работа такого качества могла быть выполнена только очень умелыми мастерами, вероятно, приглашенными специально для этого из-за границы. Низ граней и оконные проемы украшены нарядной богатой лепниной, с четко прорисованными деталями. Портал, обрамляющий вход в часовню, декорирован колонками и киотом. А оформление верхних ярусов тождественно декору верхней части Уточьей башни Троицко-Сергиевской Лавры.

Внутри часовни расположен родник в виде круглого невысокого колодца. На стенах и сводах здания можно увидеть живописную роспись, выполненную в конце XIX – начале XX века. А оконные проемы заполнены кубчатыми решетками.

Часовня ярко дополняет архитектурный ансамбль Троицко-Сергиевской Лавры. Она особенно хорошо смотрится в погожие дни, когда деревянная многослойная кровля живописно контрастирует с белоснежными стенами постройки.

С 1995 года часовня имеет статус объекта культурного наследия федерального уровня. Она считается одним их прекрасных образцов зодчества петровского времени, в котором явно прослеживаются мотивы лучших традиций европейской архитектуры.

Как добраться до часовни Пятницкий колодец

Часовня находится в историческом центре города Сергиев Посад на проспекте Красной Армии, 130. От железнодорожной станции и расположенной возле нее автостанции вначале нужно спуститься к проспекту Красной Армии, и по нему дойти до часовни. Путь этот не большой и составляет около 1 км.

Если со стороны Москвы добираться до Сергиева Посада на автомобиле, то нужно ехать через город по Московскому шоссе и проспекту Красной Армии. Часовня расположена справа (с востока) от проспекта Красной Армии, напротив Пятницкой и Введенской церквей.

Рейтинг достопримечательности:

← СЕРГИЕВ ПОСАД МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →

История часовни Пятницкий колодец

По редким сохранившимся сведениям первая часовня была построена в 20-е годы XVII века над родником, который когда-то нашел здесь сам Сергий Радонежский. Ее возвели из белого камня и покрыли шатром из теса. Известно, что святую воду из родника в 1667 году набирали по просьбе царя Алексея Михайловича.

Новое, круглое в плане здание часовни было построено в конце XVII – начале XVIII века. Заказчиком строительства стал, как считается, богатый российский промышленник Григорий Дмитриевич Строганов. К сожалению точных сведений о времени начала и окончании строительства не сохранилось. Исследователи ставят лишь приблизительные сроки — с 1675 по 1725 год

Строгановские постройки от московского или Нарышкинского барокко отличала большое внимание к деталям и высокое качество выполнения работ

В 1860 году часовню частично переделали – сделали межэтажные перекрытия и заложили часть оконных проемов.

В советские годы ученые-реставраторы потратили немало сил для качественной реставрации этого архитектурного памятника XVII-XVIII веков. План таких работ был разработан архитектором В.И. Балдиным. Первая реставрация часовни была проведена в 1962 году, а вторая – через 9 лет. После проведенных работ часовня приняла первоначальный облик. Ее покрыли, как и в старь, осиновым лемехом, а также воссоздали колонны большого ордера.

Кроме того, реставраторы восстановили живописную барочную ограду часовни с балюстрадой и столбиками, декорированными шарами. Однако по причине обыкновенного бытового вандализма, чудесную ограду в 1998 году сломали. И еще много лет ее обломки валялись вокруг часовни. Сейчас об этом можно лишь сожалеть, потому что ограда по своему замыслу была прекрасным дополнением архитектурной композиции необычного здания.

Освящение часовни состоялось в июле 1997 года. Над входом в нее был помещен образ Параскевы Пятницы. С этого времени все желающие получили возможность свободного доступа к святому источнику. А весной 2014 года провели очередные реставрационные работы, и этот памятник архитектуры сменил кровлю на новую.

Фото и описание

За оградой Троице-Сергиевой лавры с южной стороны стоят две непохожие друг на
друга церкви: церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм мученицы
Параскевы Пятницы. Каменные постройки относятся к одному году – 1547-му.
Называют их «подольными» за особое расположение на склоне холма у самых стен
монастыря.

Введенская церковь очень напоминает стройную монастырскую Духовскую, только
со сводами, на высоком подклетном этаже и без звонницы под главой. Оконные
проёмы, двери, а также план и даже украшение алтарных выступов — всё
заимствовано у псковских мастеров, возводивших Духовскую церковь семьюдесятью
годами ранее. Средства на строительство храма выделил боярин Иван Хабаров.
Первоначальный облик церкви был не раз изменён. Из четырёх столпов в 1740-м году
осталось только два в результате реставрационных работ для нового свода и главы
на гранёном барабане. Апсиды сохранили терракотовый фриз, подобный поясу
Духовской церкви. Килевидные ниши завершают стены церкви.

Пятницкая церковь не столь высока, как Введенская, а более вытянута вдоль
горизонтальной оси, что характерно для церквей Сергиева Посада. Искусствоведы
называют эту постройку уютной и нарядной. Резной портал украшает единственный
вход, расположенный с западной стороны. Он ведёт в храм через трапезную. А прямо
над входом возвышается восьмигранная шатровая колокольня с большими арочными
слуховыми проёмами, завершающаяся маленькой главкой на гранёном барабане.
Лестница звона проходит в стене трапезной, на которую и опирается восьмерик «колокольницы».
Кроме той стены колокольню поддерживают два пилона. Сама церковь — бесстолпная с
сомкнутым сводом. Её луковичная глава расположена на цилиндрическом глухом
барабане. Внешнее убранство храма Параскевы Пятницы торжественно. Довольно
большие оконные проёмы четверика и трапезной украшены стрельчатыми кокошниками и
витыми резными полуколоннами. Благодаря лопаткам, стены церкви разделены на три
прясла с килевидными нишами и поребриком в завершении. Декоративный пояс,
проходящий по верхней части стен, отличается от соседнего храма большей
сложностью. Пятницкая церковь дошла до нас почти первозданной.

Первоначально обе церкви были приходскими. Во время польско-литовской осады
1608-1610 годов они были сильно разорены. После того, как оба храма
отремонтировали, они стали служить женскому монастырю, организованному здесь в
первой половине XVII века. В монастырской описи 1641 года здесь значатся 13
келий. Монастырь прекратил своё существование, придя в упадок, к 1680-му году.
Подольные церкви вновь стали приходскими. К концу XIX века Введенский приход
прекратил своё существование, став подворьем Троице-Сергиевой Лавры. В годы
советской власти церкви снова ненадолго открыли свои двери прихожанам Сергиева
Посада. С 1928 года службы здесь уже не велись. Сначала они служили складом, а
затем были переданы Загорскому музею-заповеднику. Лавре церкви вернули в 1991
году.

По другую сторону Московской дороги напротив церквей Подольного монастыря
стоит Пятницкий колодец с часовней. По преданию, появился на берегу реки Кончуры
источник по молитве Сергия Радонежского. Восьмигранная Пятницкая часовня имеет
купольный свод, на котором расположились ещё два яруса меньшего диаметра. Каждая
грань восьмерика оснащена прямоугольным оконным проёмом с богатыми наличниками.
К сожалению, точной даты постройки часовни доподлинно неизвестно. Архитекторы
относят постройку к концу XVII – началу XVIII веков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: