Как была построена первая часовня
Списки или копии со знаменитой афонской иконы начали делать очень давно. Верующие считали, что они, как и оригинал, обладают чудотворными свойствами и помогают в решении жизненных проблем и исцелении от недугов. В 1648 году настоятель Новоспасской обители архимандрит Никон попросил насельников афонского монастыря привезти в русскую столицу оригинал иконы. Монахи не захотели расставаться со святыней, и тогда изограф Ямвлих Романов создал ее точную копию. Умелый мастер нарисовал список на кипарисовой доске, использовав краски, замешанные на святой воде.
К царскому двору икону привез сам настоятель Иверской обители архимандрит Пахомий. Вначале образ разместили в Никольском монастыре, а потом переправили в Валдайскую Иверскую обитель. Согласно летописям, в 1651 году, благодаря новой иконе, сумела выздороветь царская дочь. Обрадовавшись, российский государь Алексей Михайлович щедро отблагодарил Иверский монастырь и подарил ему обитель Святого Николая, расположенную в Московском кремле.
Через 8 лет специального для Москвы афонские изографы создали еще одну копию с иконы и привезли ее в столицу. В 1669 году возле Неглименских ворот построили небольшой навес, чтобы новая икона имела надежную защиту в дождь и снегопад. Место для чудотворной иконы возле сдвоенных ворот Китай-города было выбрано не случайно. Через них русские государи торжественно въезжали на Красную площадь.
1680 году навес заменили на деревянный храм. Примечательно, что в 1722 году по Синодальному Указу были уничтожены почти все московские часовни, однако, Иверскую часовню тронуть не посмели.
Ангел на куполе Иверской часовни
Монастырь Ивер
Иверский монастырь расположен на берегу моря между монастырями Ставроникита и Филофей. Посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Обитель основана, согласно преданию, в конце Х века Иоанном Иверским и Иоанном Торники – учениками Св. Афанасия. Его создали грузинские монахи и дали ему название в честь своей родины Иверии (древнее название Грузии). Благополучие Ивера было прервано в 1259 году, когда пираты практически полностью разрушили его. Он был восстановлен благодаря помощи вселенских патриархов и вновь занял достойное место среди других монастырей Афона.
В середине XVII века, по приглашению русского царя Алексея Михайловича, иверские монахи прибывают в Москву. Царь просил доставить в столицу чудодейственную икону Иверской Божьей Матери, надеясь, что она поможет излечению его тяжело больной дочери. Чудо действительно состоялось, и благодарный царь пожертвовал Иверу крупную сумму денег, а также передал ему монастырь Св. Николая в центре Москвы.
В 1617-1626 гг. в Иверском монастыре был построен водопровод, в 1622 году – башня и здание причала (арсаны), а в 1674 году была расписана часть Соборного храма. Сильные пожары 1740 и 1865 гг. уничтожили большую часть монастыря. Работы по его восстановлению начались год спустя, в 1866 году.
Соборный храм монастыря Успения Божьей Матери построен в первой половине XI века грузинским монахом Георгием Варашвадзе и отреставрирован в XVI веке. Храм славится великолепным мраморным полом и богатой резьбой иконостаса с иконами Христа и Божьей Матери, автором которых, вероятно, является Феофон Критский.
Собор располагает шестнадцатью часовенками и ракой с мощами ста пятидесяти святых, в том числе апостолов Петра, Луки и Варфоломея, святителей Афанасия Александрийского, Василия Великого и Иоанна Златоуста.
Трапезная построена в 1848 году, на месте предыдущей, к тому времени разрушенной.
Монастырь Ивер обладает одной из богатейших на Святой Горе сокровищниц церковных ценностей и библиотекой, в которой хранятся 12000 старинных рукописей.
Святые мощи обители: части святых мощей великомученика Феодора Стратилата; левая рука Святителя Василия; левая нога Святителя Михаила; епископа Синадского; рука великомученика Пантелеимона; нога и плечо мученицы Фотинии Самаряныни; глава мученика Феодора Пергийского; левая рука преподобной Евпраксии; десница мученицы Параскевы; частица мощей Святителя Василия Великого; великомученика Георгия; Святителя Иоанна Златоуста; святых безсребреников Космы и Дамиана; первомученика и архидиакона Стефана; Апостола Варфоломея; Святителя Афанасия Великого; мученика меркурия; Святителя Иоанна Постника, патриарха Константинопольского; преподобномученика Стефана Нового; святого Ипатия; Иоанна Предтечи; нога праведной Макрины; нога священномученика Киприана; часть главы мученика Фотия; глава преподобного Иерофея Иверского, глава мученика Никиты; частица мощей Святителя Епифания Кипрского и миро великомученика Димитрия Солунского. Есть также хламида, губа и трость, через которые был поруган Господь иудеями.
Архимандрит Василий является игуменом монастыря Ивер. Телефон: (30-23770) 23 643; Факс: (30-23770) 23 248.
Добраться пешком от Ивера до Кареи можно за 1 час 30 минут, до Филофея – за 1 час 40 минут.
Анакопийская крепость
Другим важнейшим строением на громаде является Анакопийская крепость, выстроенная ещё византийцами во II – IV вв. н.э. Твердыня не раз выдерживала лютые вражеские осады.
Исследователи местной старины уделяли особое внимание археологическим изысканиям на Анакопийской горе. Ими было установлено, что на склонах громады ещё в IV – II вв
до н.э. существовало довольно большое поселениост, выстроенная ещё византийцами во II – IV вв. н.э. Твердыня не раз выдерживала лютые вражеские осады.
Исследователи местной старины уделяли особое внимание археологическим изысканиям на Анакопийской горе. Ими было установлено, что на склонах громады ещё в IV – II вв
до н.э. существовало довольно большое поселение городского типа. Его жители вели активную торговлю с различными торговыми центрами в Малой Азии и Греции. Эти выводы были сделаны после нахождения нескольких важных артефактов на склонах Иверской горы: культурный слой поселения содержал многочисленные черепки привозной керамики, характерной для Малой Азии и Балкан, — амфор, чернофигурной посуды и др. Культура местного населения была довольно высокой и не ограничивалась только торговлей. Можно говорить о тесном переплетении традиций и обычаев автохтонного населения с элементами культуры других народов. Другие археологические находки свидетельствуют, что территория Нового Афона стала одним из главных мест, откуда христианская вера распространялась всё дальше. Найденные погребения абазгов периода поздней Античности, совершённые по христианскому обряду с сохранением языческих элементов, говорят о сложной религиозной ситуации. Местное население приняло христианство, но не смогла отказаться от прежней религии в полной мере. В захоронениях были обнаружены интересные предметы материальной культуры древних абазгов: круглопроволочное кольцо, стеклянные бусины, ножи из железа, бронзовое зеркало с отполированной лицевой стороной и многое другое.
Копии
Часовня, став неким символом российского патриотизма (например, в борьбе с Наполеоном Бонапартом) и православной набожности, была очень популярна на закате империи. Многие города начали строить похожие здания. Иверская часовня у Воскресенских ворот в Москве послужила образцом для маленького храма в Томске. Там копия была сооружена в тысяча восемьсот пятьдесят восьмом году. Во время советской власти и этот провинциальный храм был снесен, а на его месте разбили сквер. Но жители Томска восстановили свою часовню в двух тысяч втором году. Ее, как и столичный оригинал, освятил патриарх Алексий Второй. Существует как минимум еще одна копия Иверской часовни в Москве. Правда, находится она не в России, а в Белграде. Она была построена на Новом кладбище на деньги эмигрантов из СССР в тридцать первом году. Много лет эта часовня стояла заброшенной, но летом 2014 года была полностью восстановлена и отреставрирована. Есть еще часовни Иверской Богоматери, где хранится один из «списков», но они не являются копиями московского храма.
Разрушение и возрождение часовни
Судьба небольшого храма круто изменилась с приходом советской власти. Весной 1918 года рядом с часовней на здании думы повесили красную звезду и большой антирелигиозный плакат. Потом храм ограбили. Московская милиция возбудила уголовное дело о краже, однако воров так и не нашли.
В 1922 году в стране проводили кампанию, в ходе которой ценности принудительно изымали их храмов и монастырей. В часовню пришли люди и забрали из нее чудотворную икону и всю богослужебную утварь. Так москвичи утратили одну из своих главных святынь. В 1923 году на Сочельник перед Рождеством комсомольцы развели перед храмом огромный костер и демонстративно сожгли в нем предметы религиозного культа.
В 1928 году в городе было подготовлено решение о сносе культовых зданий и последующей реконструкции главной площади Москвы. Летом 1929 года храм закрыли для верующих и в течение суток разобрали до самого основания. Воскресенские ворота снесли чуть позже — в 1931 году. Ведущий на Красную площадь проезд освободился и через него стали пускать колонны демонстрантов и технику для парадов.
Московскую святыню возродили в середине 1990-х годов под руководством архитектора О. И. Журина. Осенью 1995 года вновь отстроенную часовню освятили и поместили в нее новую копию со знаменитой иконы, созданную афонскими мастерами.
Что посмотреть
Приближаясь к Иверскому монастырю, обязательно почувствуешь себя где-то в сельской Грузии: и, кажется, такие же живописные горы, и безыскусные постройки, и серый цвет каменных стен, и кирпичная черепица, покрывающая купола храмов. Обитель располагается на побережье, которое быстро поднимается, перерастая в невысокие холмы; к их подножию будто лепятся монастырские постройки.
Главный храм Иверского монастыря освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. От первоначальной постройки конца 10 века остался лишь фундамент и фрагменты стен, прочие структуры были закончены к 1513 г. Фасад привлекает взор насыщенным карминовым цветом, на котором выделяется белоснежное оплетье окон. В интерьерах же стоит увидеть великолепные фрески 16 века и поклониться многочисленным мощам святых. Знаменитую Иверскую икону Божией Матери, датируемую началом нашей эры и принадлежащую авторству апостола Луки, можно увидеть в отдельном небольшом храме на территории монастыря. Согласно преданию, икону неоднократно пытались перенести в кафоликон, но каждый раз она возвращалась на свое место над воротами в монастырь, за что и получила прозвание Вратарница.
В числе исторических реликвий Иверского монастыря «лимонное дерево» — серебряный подсвечник о семи свечах, и разделяющая вестибюль и центральный неф дверь из серебра и эбенового дерева. В библиотеке обители хранится книга Псалмов, подаренная монастырю Петром I.
История иконы
Искусствоведы и историки не имеют единого мнения о возрасте иконы Иверской Богоматери. В Афинском университете считают, что этот образ написали в первой половине XI столетия, а сотрудники университета имени Леопольда и Франца, расположенного в австрийском городе Инсбрук, утверждают, что его создали позднее — уже в XII веке.
Иверская часовня на фоне Воскресенских ворот
О появлении чудотворной иконы записано в христианских Сказаниях. Славяне впервые написали об удивительной иконе в XV веке, а греки — в XVI веке. В летописях существуют совершенно различные версии ее происхождения. По одному из сохранившихся преданий во времена иконоборчества, при византийском императоре Феофиле, неподалеку от греческого города Никея жила женщина. Понимая, что икону могут забрать и уничтожить, она решила спасти лик Богородицы от преследователей и опустила икону в море.
Через два века образ оказался у монахов и его поместили в Иверскую обитель, которая была основана в конце X века выходцами из Грузии, происходившими из царского рода Багратидов. По монастырю икона и получила свое имя «Иверская».
Вначале ее хранили в киоте, помещенном над входом в соборный храм, и называли «Вратарницей». Однажды на полуостров напали сарацины. Один из варваров подъехал к монастырю и ударил копьем по иконе. По преданию в то же мгновение из нее брызнула кровь. Увидев такое, разбойник раскаялся и принял монашеский постриг.
Потом для иконы возвели небольшую отдельную церковь. В XVI веке грузинские чеканщики сделали для образа серебряный оклад, в котором остались открытыми только лики младенца Христа и Богоматери. В древнем Иверском монастыре икона хранится и в наши дни.
Общий вид Иверской часовни
Водопад
Недалеко от станции Псырцха, самой красивой ж/д станции во всем СССР, находится рукотворный водопад, ниспадающий вниз – это настоящее произведение искусства, завладевшее вниманием моего ребенка на целых 20 минут. Учитывая то, что более 5 минут его ничего не впечатляет, я могу со всей уверенностью говорить о том, что зрелище это и впрямь потрясает воображение
Уходить отсюда нам не хотелось, даже, несмотря на то, что солнышко делало свое дело, и было просто невыносимо жарко. Забыла сказать, что эти водопады служили монахам своего рода холодильниками. За водопадом они располагали специальные камеры.
Водопад
Водопад
Что впечатлило меня больше всего на этой экскурсии? Пожалуй, это природа. Можно бесконечно долго говорить о великолепии древнейших построек, но по мне ничто не затмит местные красоты, созданные природой. Кусты кипариса и эвкалипта, пальмы, магнолии, гранаты, мандарины, лимоны – многокилометровые зеленые аллеи тянутся по всему Новому Афону.
Абхазия
Абхазия
Если вы соберетесь на экскурсию в Новый Афон, то учтите, что тут много христиан и паломников. Не рекомендую вам носить здесь слишком открытую пляжную одежду, так как это не совсем уместно и будет притягивать множество неодобрительных взглядов. А оно вам надо?!
На данную экскурсию вполне можно отправиться с автобусным туром, собственно говоря, следующую поездку мы таким образом и совершили.
Что такое Иверская икона Заступницы
Основной алтарь храма на Большой Ордынке освятили во славу Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Оригинал иконы храниться в Иверском монастыре на Святой Горе Афон, откуда она и получила свое название.
Считается, что образ девы Марии с младенцем Иисусом на руках чудодейственен и полон благодати. Точная датам написания иконы разнится, но историк университета Инстбрука Томас Штеппан датирует ее создание началом седьмого века, а Никодим Кондаков просто VII веком.
Иверская икона Богоматери или Привратница, датируется VII веком от Рождества Христова. Сейчас находится в Иверском монастыре Афона. По приданиям спасла монахов от персидских пиратов и голодной смерти
В чем помогает Иверская икона Богоматери
Начать стоит с одной истории.
Гора Афон находится рядом с берегом Средиземного моря. А это море в то время просто кишело пиратами и лихими людьми. Монастыри Святой Горы часто подвергались набегам этих негодяев, что приводило к их разорению.
Однажды персидские пираты решили ограбить Иверский монастырь. Монахи, вязанные обетами, не могли дать тем достойный отпор и лишь истово молились иконе Богоматери о защите.
Молитва была столь сильна, что через некоторое время разразилась буря и потопила корабли захватчиков. С тех пор к иконе часто обращаются с мольбой о заступничестве. Ее даже стали так называть — Заступница или Привратница.
Так, о чем молятся пред иконой Иверской Заступницы:
- В первую очередь об исцелении от болезней и недугов;
- О защите от набегов лихих людей и варваров;
- Как ни странно, о пополнении погребов припасами.
Текст молитвы перед ликом Богородицы на Иверской иконе о защите и исцелении:
О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.
Молитва вторая, обращение к лику Заступницы на Иверской иконе:
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 1:
«От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая».
Кондак, глас 8:
«Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов, но явилася есть хранительница Афона и вратарница обители Иверския, враги устрашающая и в православней Российстей стране чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши».
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Как выглядит часовня сегодня
Проезд возле небольшого храма и Воскресенских ворот давно стал популярным променадом, где любят гулять жители города и гости российской столицы. Восстановленная часовня занимает место между двумя арками исторических ворот. Единственным входом она обращена на север — в сторону Манежной площади.
Изящная одноэтажная постройка покрашена в зеленый, белый и золотой цвета. Темно-синий купол декорирован золотыми звездами, и, как и несколько веков назад, его венчает фигура ангела с крестом. Часовня — действующий православный храм, и богослужения здесь проходят каждый день с 8.00 до 20.00.
Немного истории
Иверский монастырь был основан в 980-983 гг. грузинским монахом Иоанном, выходцем из знатного тифлисского рода. Вместе со своим сыном Евфимием они проповедовали сначала в Константинополе, а затем отправились на Афон, к святому старцу Афанасию, и служили в Великой Лавре. В дальнейшем Афанасий Афонский благословил подвижников на основание нового монастыря — и так на святой горе появилась Иверская обитель, названная так по русскому названию древнегрузинского царства Иверия. С тех пор правители Грузии считали своим долгом помогать Иверскому монастырю, что и спасло обитель от финансовых трудностей в 15-16 веках. В 18-19 веках монастырь трижды горел, но каждый раз был восстановлен. В 1830 г. обитель перешла под греческое управление, а в 1955 г. здесь скончался последний грузинский монах.
Иверия — удел Богородицы
Абхазия издревле считается местом активной христианизации Северного Причерноморья. Существую легенды и предания, свидетельствующие об особом назначении этой земли. Одна из них гласит, что после своего чудесного воскресения Иисус послал Благую Весть всем народам, а его ученики бросили жребий, чтобы определить назначенную ему для проповеди землю. Богородица Мария, настоявшая на участии в жеребьёвке, получила в удел Иверию. Но ученики рассудили, что лучше будет послать вместо неё сильного мужчину, которого она изберёт сама. Мария избрала своим представителем Симона Кананита, который принял мученическую смерть во время своей миссии.
В память о тех далёких событиях на Иверской горе появилась часовня Иверской Богоматери, построенная в 1913 году монахами Новоафонского монастыря. Здесь обрела своё место чудотворная икона, переданная из Свято-Пантелеймоновского монастыря в Старом Афоне. Предание гласит, что появлению иконы предшествовало чудо: иверские монахи увидели в море огненный столп с ликом Богоматери, защищавшей гору и крепость на ней.
Строительство каменного храма
Деревянный храм простоял до конца XVIII века и сильно обветшал, поэтому его решили заменить на каменный. Проект новой часовни выполнил талантливый российский зодчий Матвей Казаков, а украшать ее доверили итальянскому мастеру Пьетро Гонзаго. По его эскизам часовню оббили жестью и декорировали позолоченными звездами и медными пилястрами. Наверху храма появился изящный золоченный ангел, держащий крест.
Маленький храм освятили в 1791 году, и он сразу понравился москвичам. Хотя в часовню и не могло попасть больше 50 верующих, сюда приходили помолиться из разных частей города. К чудотворной иконе шли не только православные. Она почиталась и католиками, которые приезжали в Россию по государственным или торговым делам. Купцы обязательно заходили в часовню перед важными сделками, а гимназисты и студенты просили у Богородицы хороших оценок на экзаменах.
Время от времени знаменитая икона покидала часовню. По заказу жителей города образ возили по домам для исцеления больных и помощи роженицам. Для того чтобы Иверская часовня не оставалась пустой, с образа сделали копию и вешали ее на освободившееся место.
Несколько веков в Москве была традиция, по которой прибывающий в город государь первым делом ехал приложиться к Иверской иконе. Это правило было нарушено только один раз. В 1699 году молодой Петр I вернулся в Россию из первого путешествия по Европе. Вместо Иверской иконы он поспешил к своим друзьям в Лефортово, и это поступок вызвал резкое осуждение горожан. После этого Петр I и другие российские государи, приезжая в Москву из Санкт-Петербурга и возвращаясь в северную столицу, обязательно молились в Иверской часовне.
Перед нашествием французских войск в начале осени 1812 года знаменитую икону вывезли из Москвы. Чтобы враги не могли надругаться над православной святыней, ее спрятали в одном из владимирских монастырей. Однако, через два месяца, после того как французы покинули город, икону вернули в московскую часовню. Затем храм отреставрировали, и в городе ежегодно стали проводить крестный ход в честь освобождения страны от Наполеона. Во время него толпы верующих с чудотворной иконой на руках обходили вокруг стен древнего кремля.
После Революций церковь Иверской иконы Богоматери переделывают в клуб
Как уже упоминалось церковь на Большой Ордынке не подвергалась в течении XIX века радикальным перестройкам и лишь слегка ремонтировалась. Именно в изначально виде она простояла до Февральской буржуазной революции и Великой Октябрьской революции.
И хотя ряд церквей начали демонтировать в начале двадцатых годов XX века, то этот храм продолжал функционировать до 1930 года. Именно в этот год до него все таки добрались. По приказу руководящих органов снесли колокольню, демонтировали полностью внутренне убранство и даже часть экстерьера.
После проведенных работ, опустошенное здание передали в собственность вагоноремонтного завода. Руководство предприятия использовало постройку по своему усмотрению и организовало в храме клуб для досуга своих сотрудников.
Чуть позже постройку передали в ведомство министерства культуры.
В минкульте зданию бывшей церкви нашли более достойное назначение – внутри нее организовали музей современного искусства. С этими целями под купольное пространство разделили на три этажа.
Храм отметил свое 200-летие в 2002 году.
Обратно Русской православной церкви храм вернули только в 1994 году. Он находился в отличном состоянии. Позже все лишнее внутри демонтировали, вернули убранство, заново освятили алтарь и приделы.
Сейчас храм функционирует. Рядом с церковью в 2000 году установили памятник под названием «Возрождение».