20 башен московского кремля

Надвратные иконы

Исследователи предполагают, что образы святых у ворот Спасской башни появились в 20-е гг. 16 века. Иконы были написаны в честь чудесного избавления столицы от татарского нашествия под предводительством хана Махмет-Гирея.

Согласно легенде, слепой монахине из Вознесенского монастыря привиделось, как преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский уговаривают святых покровителей Москвы — Пётра, Алексия и Иону, а также Леонтия Ростовского, отвести угрозу от города. Вскоре осада была действительно снята.

В ознаменование чуда лики святых запечатлели по обе стороны от ворот в Спасской башне:

  • на западной стене — епископы Петр и Алексий у ног Богородицы
  • на восточной стене — преподобные Сергий и Варлаам у ног Христа

Вверху башни над проездной частью исстари размещались 2 иконы, давшие название строению:

  • Спаса Смоленского
  • Спаса Нерукотворного

Спас Смоленский

Икона с изображением Спасителя появилась на башне в 1514 г. Она была написана в ознаменование присоединения Смоленска к Московскому княжеству, поэтому получила имя «Спас Смоленский». Образ установили на стене, обращенной в сторону Красной площади. Перед иконой постоянно горела неугасимая лампада, за которой присматривали священнослужители Покровского собора (Василия Блаженного).

На иконе изображался Спаситель, стоящий в полный рост. В руках он держал открытую книгу Евангелия. Образ наделялся чудотворными способностями. После Октябрьской революции Спас Смоленский считался утраченным. В начале 21 века был изготовлен из мозаики новый образ. Во время реставрационных работ в 2010 г. на стене была открыта фреска. Она оказалась изображением Спаса Смоленского. Его повторно освятил патриарх Кирилл.

Иконы Печерской Богоматери и Спаса Нерукотворного

Икона Спаса Нерукотворного, по преданию,  оберегла жителей города Хлынов (ныне Киров) во время опустошительной эпидемии чумы в середине 17 ст. О чудесном образе узнал царь Алексей Михайлович. Он повелел доставить икону в столицу. Крестный ход принес Спаса Нерукотворного в Москву, где его поместили в Новоспасском монастыре.

Живописцы сняли с иконы 2 копии:

  • одну – в Хлынов
  • вторую — на Спасскую башню со стороны Кремля

В 19 веке еще одна копия была помещена на иконостасе Новоспасского монастыря. Надвратная икона помещалась в киот из драгоценных металлов и самоцветов. Его сняли и вывезли французы во время наполеоновского нашествия. Сам образ бесследно исчез в послереволюционный период.

У входного проема с внутренней, кремлевской стороны Спасской башни также размещалась икона Печерской Богоматери. Она была написана в 1673 г. Иваном Ярославцевым, по указанию царя Алексея Михайловича. Образ представлял сидящую Богородицу с младенцем на руках. Сверху икону закрывал металлический киот со стеклом. Перед иконой в ночное время зажигался фонарь. С установлением советской власти надвратница пропала.

Иконы на башнях Московского Кремля

Исстари кремли имели и военное, и мирское, и духовное значение. На территории обязательно строились храмы, часовни, колокольни, хранились святыни – иконы и мощи. Так случилось и с Московским Кремлем. Некоторые башни были украшены иконами святых, и даже название было дано в соответствии с расположенными на них образами (например, Никольская – икона святителя Николая). Иконы были любимы и почитаемы среди народа.

Наиболее уважаемой башней была Спасская, названная по образу Спаса Смоленского. Также она именовалась Фроловской – по названию располагавшейся рядом церкви. Через врата башни даже запрещалось проезжать верхом, а мужчины обязаны были обнажать голову. Через Фроловские ворота отправлялись в походы войска, через них же въезжали иностранные послы.

После революции власть стала светской. Иконы считались утраченными. Однако уже в XXI в. по инициативе Фонда Андрея Первозванного была собрана специальная комиссия. Было высказано предположение, что иконы могли сохраниться на башнях под слоями штукатурки в киотах. Были проведены реставрационные работы. В 2010-м в торжественной обстановке иконы на Спасской и Никольской башнях были вновь открыты и освящены патриархом Кириллом.

Икона Спаса Смоленского изображает Христа, стоящим в полный рост. В левой руке у него раскрытое Евангелие, правой он дает благословение. Считается, что первый образ Спаса Смоленского создали в начале XVI в.

Икона святителя Николая Чудотворца была написана около того же времени. В 1917-м образ на башне Кремля сильно пострадал при артиллерийском обстреле. Однако ни одна пуля или осколок не задели лицо святителя, что верующие почитают как чудо.

Назначение

Сегодня Троицкая башня Кремля является базой для расположения Президентского оркестра России. Но для этой цели она использовалась не всегда – на протяжении двух веков в ней находилось тюремное помещение. Затем башня стала архивом, принадлежащим министерству царского двора. Все это сказалось и на внешнем облике здания – была проведена реставрация Троицкой башни. Были укреплены стены и шатер башни, а в процессе выполнения работ специалисты получили много новых знаний об истории этого памятника архитектуры.

Сегодня в Московском Кремле это сооружение является одним из самых красивых, а через его ворота проходят миллионы туристов.

Назначение

На протяжении отрезка рва от Константино-Еленинской до Фроловской башни в нем было расположено четыре шлюза. Наличие рва объясняет использование башни, а именно обеспечение проезда через нее.

Некоторые историки высказывают мнение, что Константино-Еленинская башня могла являться главной, так как она связывала Кремль с Великим посадом (район Москвы), а также имела выход на Китай-город. В конце 15-го столетия к башне вели две крупнейшие улицы – Великая и Всехсвятская. Помимо того что башенные ворота использовались для «военного» проезда Иоанна III и Иоанна IV, в мирное время в Кремль через них проезжали жители посада.

Также башня защищала подъездные ворота к пристани, находящейся на Москве-реке. Специально для защиты пристани в башне была создана так называемая отводная стрельница. Эта надстройка и позволяла оборонять близлежащую территорию от неожиданной атаки.

Водовзводная

Это одна из угловых башен Кремля, расположенная в юго-западной части. Она построена в 1488-м. Другое название башни – Свиблова. Оно восходит к боярскому роду Свибло, чей двор находился рядом с ней.

А название «Водовзводная» связано с тем, что в XVII в. в ней была установлена машина, качавшая воду из реки для снабжения Кремля. Это считается первым напорным водопроводом в столице. Вода шла на орошение садов и снабжение дворцов, обеспечивала работу пивоварни, медоварни, воскобойни и других предприятий, а также бани, конюшни и прачечной. Руководил строительством водопровода мастер Галовей, за основу он взял принцип работы лондонской системы перекачки воды из реки Темзы.

В XVIII столетии произошел сильный пожар, повредивший водовзводную систему башни. Через 40 лет прошли восстановительные работы. Причиной для этого стал доклад архитектора Баженова, согласно которому башня находилась на грани обрушения. Зодчий настаивал на том, что сооружение необходимо полностью разобрать, но императрица Екатерина Великая настаивала на починке, а не сносе башни.

Реставрация прошла только в начале XIX в. Но уже через несколько лет сооружение было взорвано наполеоновской армией. Позже его восстановил архитектор Бове, несколько изменив ее внешний вид и придав больше декоративности. Очередная реставрация прошла в 1868-м.

В 1937-м башня была украшена кремлевской звездой диаметром 3 м. В 1991-м Водовзводная башня попала на внутреннюю сторону обложки российского паспорта.

Высота Водовзводной башни: 61,2 м

Отрывок, характеризующий Петровская башня

Наконец, как-то собравшись, Радан произнёс: – Скажи нам, Симон, как же так получилось, что именно ты оказался дважды за один и тот же день рядом с Магдалиной? И именно тебе она передала своё послание? А ведь она никогда не писала посланий. Кроме как мне и Светодару. Ты ведь прекрасно знаешь это – Магдалина всегда предпочитала с нами говорить

И она никогда не решала важное в одиночку! Она уважала и любила нас и никогда не согласилась бы на такое. Один из рыцарей был очень нервным и недовольным

К моему величайшему ужасу, это оказался тот самый, всегда весёлый и приятный «друг» Весты – Рыжий Симон… Магдалина была права – он принёс беду… сам этого не осознавая. Симон ершисто поглядывал на остальных, видимо, не зная, как выдержать эту словесную атаку. Что сказать, дабы они его поняли? – Так как же ты можешь объяснить это «письмо», Симон? – настойчиво повторил Радан. – Я говорил уже вам, не знаю! – обиженно воскликнул Рыцарь. – Я, глупец, старался найти вас как можно скорее. А в благодарность получил недоверие! Ревность застилает вам глаза, думаю. Иначе вы не оскорбляли бы меня столь незаслуженно! Возмущённый Симон теребил в руках крошечный белый листок, весь сплошь исписанный аккуратными крупными рунами – предполагаемое «письмо» Магдалины… Все остальные были явно растеряны – они знали друг друга столь давно, что поверить в предательство одного из своих было воистину невозможно… Но тогда, почему случилось такое?!. Ведь Мария ещё ни разу не выделяла кого-то из них, обсуждая что-то по-настоящему важное! Они всегда и во всём действовали вместе. А данное «сообщение» ставило с ног на голову всё учение Катар, и резко меняло смысл того, чему так долго учила Магдалина. Разве не являлось это поистине непонятным и уж, по меньшей мере, странным?.. – Прости нас, Симон, мы не хотим обвинять тебя. Но обстоятельства очень уж непонятны. – сдержано произнёс один из рыцарей Храма. – Каким образом ты очутился рядом с Марией именно в тот момент, когда она писала это злосчастное послание? И каким образом ты оказался в святой пещере именно тогда, когда их убили?!. – и чуть успокоившись, добавил: – Говорила ли она что-либо? – Нет, не говорила… Лишь попросила прочитать это вам всем. – возмущённо произнёс Симон. – Если бы она не погибла, разве, казалось бы это странным!? И разве это моя вина, что я оказался рядом? Если бы я ИХ не нашёл, возможно, ещё сейчас вы бы не знали, что с ними такое случилось!.. Очень тяжело было осуждать его, не зная правды. Все они были Рыцарями Радомира. Самыми близкими боевыми друзьями, прошедшими вместе опасный и долгий путь… Но как бы ни старались Храмовики думать положительно, произошедшее настораживало – очень уж необычно всё совпадало… Я стояла потрясённая, не желая верить, что самая чудесная на Земле Империя была разрушена так предельно просто!.. Опять же, это было другое время. И мне трудно было судить, насколько сильны тогда были люди. Но ведь Катары обладали чистейшими, никогда не сдававшимися, гордыми сердцами, позволявшими им идти, не ломаясь, на страшные человеческие костры. Как же могли они поверить, что такое позволила бы Золотая Мария?..

Здание государственных коллегий

В 1718 году Петр I принял закон об учреждении государственных коллегий. В скором времени для них потребовалось отдельное здание. Архитекторы Доменико Трезини и Теодор Швертфегер начали строительство на Васильевском острове в 1722 году. Петр I распорядился, чтобы все коллегии располагались в отдельных зданиях, но при этом в каждое из них можно было пройти один за одним — Трезини спроектировал план, согласно которому каждый корпус имел свой вход, был перекрыт отдельной крышей, но все коллегии соединялись в единую 400-метровую композицию. Архитектор создавал проект под впечатлением от Биржи в Копенгагене, где жил до переезда в Петербург.

Интересно и расположение здания — перпендикулярно набережной. С этим фактом связана одна городская легенда: строительство здания Петр I перед отъездом из Петербурга поручил Меншикову. В благодарность за службу он обещал отдать под усадьбу Меншикова всю оставшуюся после строительства землю. Царедворец рассудил, что если расположить здание вдоль набережной, то земли останется совсем немного, поэтому он и решил поставить его таким необычным способом. Конечно, Петр I, увидев это, пришел в ярость, но сделать ничего не мог.

Своего предназначения здание так и не выполнило. При Анне Иоанновне центр города был перенесен на Адмиралтейскую сторону, куда постепенно и переехали коллегии. Сейчас в здании располагается Санкт-Петербургский государственный университет.

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Использование постройки

Троицкая башня Московского Кремля до ХIX в. рассматривалась исключительно, как оборонительный объект, а за отсутствием врагов, готовящих штурм крепости, она практически не использовалась. Разве что нижние подвальные этажи служили тюрьмой, да и то редко.

Это подтверждается неоднократными описями ветхости, где отмечаются разрушения, возникшие без надлежащего надзора за имуществом. Помещения с интенсивной эксплуатацией не доводятся до состояния руин, а ремонтируются своевременно.

В 1870 году после генеральной реконструкции в башню был переведен архив министерства императорского двора, где его хранили до 1895 года.

Все башни Московского Кремля

Архитекторы и года постройки

Название башни Год постройки Архитектор
1 Тайницкая 1485 Антонио Джиларди (Антон Фрязин)
2 Беклемишевская 1487-1488 Марко Руффо (Марк Фрязин)
3 Благовещенская 1487-1488
4 2-я Безымянная 1487-1488
5 Петровская 1480-е
6 1-я Безымянная 1480-е
7 Водовзводная 1488 Антонио Джиларди (Антон Фрязин)
8 Константино-Еленинская 1490 Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин)
9 Боровицкая 1490 Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин)
10 Спасская 1491 Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин)
11 Никольская 1491 Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин)
12 Сенатская 1491 Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин)
13 Угловая Арсенальная 1492 Пьетро Антонио Солари (Петр Фрязин)
14 Средняя Арсенальная 1493-1495 Алоизио да Каркано (Алевиз Фрязин)
15 Оружейная 1493-1495 Алоизио да Каркано (Алевиз Фрязин)
16 Комендантская 1493-1495 Алоизио да Каркано (Алевиз Фрязин)
17 Набатная 1495 Алоизио да Каркано (Алевиз Фрязин)
18 Троицкая 1495-1499 Алоизио да Каркано (Алевиз Фрязин)
19 Кутафья 1516 Алоизио да Каркано (Алевиз Фрязин)
20 Царская 1680

Архитектор и архитектура

Архитектором Троицкой башни, как и других укреплений, был Алевиз Фрязин. Его пригласили в столицу по приказу великого князя Ивана III в 1494 году, так как умер другой итальянский зодчий Солари, начавший грандиозное строительство.

Настоящее имя мастера Алоизио де Карезано, родной город – Милан. Что является делом его рук на родине – неизвестно, а в Москве он разработал проект Большого Кремлевского дворца и довел его до завершения, под его руководством возведены кремлевские укрепления от дворца до Боровицкой башни, а затем вдоль реки Неглинной. Именно на этой линии и находится Троицкая башня.

К сожалению, что с ним случилось после 1519 г., в летописях не отразилось. Троицкая башня Московского Кремля строилась по последним достижениям фортификационного искусства: почти квадратная форма в периметре, 4 высоких этажа внутри окружены пятью ярусами меньшей высоты.

Они нужны были для переходов на стены и другие башни. Прямые ворота сложены на высоте 6 м от уровня грунта. К ним изначально от Кутафьей башни через ров был сооружен деревянный мост с подъемом по середине. Уже через 20 лет его заменили каменным. К башне пристроили 2 отводные стрельницы – одной была Кутафья, вторая примыкает к главной башне вплотную.

У основания башни оборудовали специальные подземные ходы «слухи», чтобы караулить, не ведет ли враг подкоп для организации диверсии, а также вылазы для скрытного доступа в лагерь неприятеля и ведения боя непосредственно у стен крепости.

Верх башни имел зубцы, за которыми могли прятаться защитники города. Были также оборудованы навесные бойницы, выступающие за главный периметр. При царевне Софье башню надстроили по принципу «Восьмерик на четверике» (так возводили шатровые храмы), а вместо купола – шпиль с флюгером в виде двуглавого орла.

Под крышей обустроена дозорная площадка. Если рассмотреть ее в хороший бинокль, становится заметно, что арочные проемы по бокам ограничены колоннами по образцу древнегреческих.

Украшением башни стали стрельчатые арки, маленькие белые башенки с флажками (прапорами) и без них. Зрителю с земли белокаменный декор напоминает корону.

Moscow.org городской портал Москвы

Все фотографии

Адрес: Кремль

Как добраться до Троицкой башни: ст. метро Александровский сад

Троицкая башня Кремля была построена итальянским архитектором Алевизом Фрязиным (Миланцем) в 1495 году в рамках создания укрепительной линии с северо-западной части Кремля со стороны реки Неглинной (сейчас здесь находится Александровский сад).

За время своего существования башня сменила много названий, она была Богоявленской, Ризоположенской, Знаменской (по имени кремлевских храмов), Каретной (в честь располагавшегося поблизости каретного двора). В 1658 году указом царя Алексея Михайловича башня получила свое нынешнее имя от Троицкого подворья, располагавшегося на территории Кремля. Троицкая башня находится в середине северо-западной кремлевской стены, и является главным входом для посетителей Кремля. К воротам Троицкой башни можно пройти по Троицкому мосту через Кутафью башню.

Сейчас в Троицкой башне располагается Президентский оркестр России.

Среди 20-ти башен Кремля Троицкая – самая высокая. Со стоны кремля высота башни без звезды составляет 65,65 м, со звездой – 69,3 м. Со стороны Александровского сада высота башни без звезды составляет 76,35 м, со звездой — 80 м.

Троицкая башня является главной на западной стороне Кремля. В 1516 году от нее был построен каменный мост через реку Неглинную, который заканчивался Кутафьей башней

Троицкие ворота башни были вторыми по важности после Спасских. Через них лежал путь в Кремль ко дворам патриарха, цариц и царевен

Многоярусная шатровая надстройка с декором из белого камня у Троицкой башни появилась в конце 17 века, что сделало ее похожей на Спасскую башню. В это же время на Троицкой башне были установлены куранты. Они вышли из строя во время пожара 1812 года и больше не восстанавливались. Когда в 1707 году над Москвой нависла угроза вторжения шведов, бойницы Троицкой башни расширили, и теперь с нее можно было вести обстрел тяжелыми пушками.

Троицкая башня представляет собой шестиэтажное строение с глубокими подвалами в два этажа, которые предназначались для оборонных целей. На протяжении 16-17 веков в этом двухэтажном основании размещалась тюрьма. По периметру башни проходят лестницы, соединяющие все этажи башни. В стрельнице второго яруса имеется помещение с плоским перекрытием. Венчает здание небольшой четверик с восьмериком. Восьмерик имеет сквозную смотрительную часть, которая заканчивается высоким шатром. Когда-то со стороны Александровского сада Троицкая башня выглядела намного красивее, так как декоративные башенки и пинакли (остроконечные декоративные башенки) располагались не только по углам парапетов, но и на стрельнице. Над Троицкими воротами в киоте помещалась икона Казанской Божьей Матери. При взятии Кремля большевиками в 1917 году образ был поврежден, и дальнейшая его судьба неизвестна.

В 1870 году в Троицкую башню перевели архив министерства императорского двора. Для того, чтобы его разместить, пришлось перестроить башню, и в ходе реконструкции многие древние декоративные детали были уничтожены. Архив располагался здесь до 1895 года. В 19 веке реку Неглинную спрятали в трубу, а белокаменный пандус до Кутафьей башни заменили кирпичным. В 1901 году был построен новый Троицкий мост.

Как и на Спасской башне, на Троицкой до 1935 года находился старый герб России – двуглавый орел. В 1935 году было принято решение снять орлов, и на всех проездных башнях установить позолоченные пятиконечные звезды из уральских самоцветов. Этого орла изготовили в 1870 году, и он оказался самым старым из всех. Конструкция была собрана на болтах, и выяснилось, что двуглавого орла Троицкой башни нужно разбирать наверху. В 1937 году все звезды на башнях Кремля заменили рубиновыми.

Историческая справка:

1495 г. — была построена Троицкая башня Кремля 1516 г. — от нее был построен каменный мост через реку Неглинную, который заканчивался Кутафьей башней конец 17 в. – у башни появилась многоярусная шатровая надстройка с декором из белого камня и куранты 1707 г. — бойницы Троицкой башни расширили, и теперь с нее можно было вести обстрел тяжелыми пушками 16-17 в.в. — в подвалах Троицкой башни размещалась тюрьма 1812 г. – во время пожара куранты Троицкой башни вышли из строя и больше не восстанавливались 1870-1895 г.г. — в Троицкую башню перевели архив министерства императорского двора 1917 г. — образ Казанской Божией Матери, размещавшийся над Троицкими воротами был поврежден, и дальнейшая его судьба неизвестна. 1935 г. — было принято решение снять орлов и а всех проездных башнях установить позолоченные пятиконечные звезды из уральских самоцветов 1937 г. — все самоцветные звезды на башнях Кремля заменили рубиновыми

Спасская башня в XVII веке

Изначально донжон у Спасских ворот имел незначительную высоту. Его было решено увеличить в начале 17 в. К работам подключили русского мастера Бажена Огурцова при содействии английского архитектора Христофора Галовея.

Вершина строилась в несколько ярусов, постепенно сужающихся вверх. Общий вид соответствовал готическому архитектурному стилю. Для декора использовались каменные фигуры. Однако их обнаженная натура смущала москвичей, поэтому царь Михаил Федорович распорядился пошить специальные балахоны, в которых статуи обряжали.

У входных ворот были закреплены барельефы святых покровителей Москвы. Их перенесли с Фроловской стрельницы. В настоящее время часть изображения Георгия Победоносца хранится в коллекции Третьяковской галереи. На Спасской башне впервые в Московском Кремле было воздвигнуто шатровое каменное навершие. Деревянный мост у входа заменили на постоянный каменный.

Интересные факты

Интересные факты про башню:

  • Троицкая башня Московского Кремля является безмолвным свидетелем прихода Наполеона. Именно через ее ворота он въехал в Кремль в сентябре 1812 года.
  • У Троицкой башни Дмитрию Пожарскому и его ополчению сдалось боярское правительство в 1612 году, сидевшее в Кремле вместе с поляками.
  • Эта башня единственная оборудована отоплением.
  • Возле Троицкой башни остался участок древнего рва и отдельно от стены стоящая башня, защищающая ворота.
  • Двуглавого орла Троицкой башни демонтировали в 1935 г. Он оказался уникальной конструкции 1870 г., и был собран на болтах. По этой причине его разборка производилась прямо на вершине башни.
  • Вместо орла в 1937 г. была установлена 1,5-тонная звезда, которая существует до настоящего времени.

Назначение

В Средние века большинство европейских и русских городов начиналось с крепости. Само слово «город» восходит к слову «городить, огораживать». Сначала возводили укрепление с мощными стенами и рвами, чтобы оградиться от нападений неприятеля и при необходимости дать отпор.

Затем внутри крепостных стен начинали складываться поселения. Строили храм, жилые и хозяйственные здания, прокладывали улицы. Часто города, разрастаясь, «вылезали» за пределы стен, и приходилось строить дополнительные, внешние стены. 

Назначение башен Московского Кремля соответствует тому историческому периоду. Они были не просто украшением стен, а необходимым фортификационным элементом.

На башнях могли размещаться дозорные, которые издалека заметили бы приближение неприятеля. Расположение башен по всему периметру крепости позволяло получить панорамный зрительный охват прилегавших земель. Также башни и стены играли роль в обороне крепости, с них велись сражения с осаждавшими. В некоторых башнях находились проездные ворота, ведущие на внутреннюю территорию крепости. Наконец, в них часто располагались склады оружия и боеприпасов, а в подвалах могли храниться запасы продовольствия.

Более подробно о тайне Либерии

Началась она в конце 15-го столетия, когда София Палеолог (принцесса Византии) в качестве приданого своему мужу Ивану III привезла множество трудов византийских и древнегреческих ученых и философов (Заратустры, Аристотеля, Цицерона), книги папирусы, спасенные во время пожара в библиотеке А. Македонского.

Питавший не меньшую страсть к книгам (известна его любовь и к драгоценным камням), Иван IV продолжал собирать эту библиотеку. Он очень дорожил Либерией, поэтому приказал специалисту по подземельям и тайникам Феорованти (итальянец) создать в Кремле подземные катакомбы. Тот настолько ответственно сослужил свою службу, что возникла легенда, по которой библиотеку Ивана Грозного не должны обнаружить в течение 8 столетий.

Устройство стрельницы башни

Башенная стрельница соединялась с мостом, который имел подъемный механизм. После того как мост опускался, башенные ворота закрывались герсами. Герсы – это железные решетки, которые опускались и лишали возможности противника проникнуть в Кремль.

В случае нападения вражеские войска, проникнувшие в стрельницу после закрытия железных решеток, оказывались в западне («каменном мешке»), где в итоге их уничтожали стрельцы, дежурившие на верхних галереях башни.

В 1508 году была достроена 2-я отводная стрельница, которая имела сообщение с мостом и башней. После нападения крымского хана Мохаммеда-Герая были построены предмостные укрепления, которые имели вышки, ведущие к башне. Автором проекта был немецкий инженер Н. Обераке.

Изначально Константино-Еленинская башня Кремля, как и остальные, не имела конусного навершия. Верх шатрового типа надстроили уже в конце 17-го века. Для работ этого типа, согласно дворцовому приказу, были собраны мастера-каменщики со всей Руси. Невзирая на то что сами шатры и башни строились в разное время, они выглядят очень гармонично, как строение, возведенное в единый период.

Помимо оборонительных функций с дозорных вышек была возможность просматривать близлежащие окрестности на предмет пожаров, что было очень актуально для столицы, имевшей огромное количество деревянных домов.

Башня в наши дни

В 90-е годы усилилось движение за возвращение башен в первозданный вид. После распада СССР красные звезды на вершине башни стали считаться пережитком прошлого. Писатель В.Солоухин первым написал обращение с призывом убрать советскую символику с кремлевских башен.

Целый ряд политических организаций («Возвращение», «Народный собор» и др.), а также Русская Православная церковь высказываются в пользу установления на шпиле Спасской башни двуглавого орла. В 2010-14 гг. на внешней стороне башни проводились реставрационные работы. Под слоем штукатурки была обнаружена надвратная икона.

История

Константино-Еленинская башня была построена в 1490 году на том месте, где ранее располагались Тимофеевские ворота, и стала 5-й кремлевской башней. Однако в Духовной грамоте от 1498 года она носит еще старое название – «Тимофеевские ворота». Они, в свою очередь, получили название в честь Тимофея Воронцова-Вельяминова – воеводы Дмитрия Донского. В 1380 году Дмитрий Донской со своим войском выезжал через эти ворота на Куликовскую битву.

Вам будет интересно:Кувшинская Салма — координаты, история боевой славы

Археологи историческо-градостроительного центра г. Москвы отмечают, что на Васильевском спуске, со стороны Китай-города, располагался глубокий ров, который был выложен каменными стенами и проходил рядом с Константино-Еленинской башней.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: