Сергиев посад

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм

Храм был построен в 1547 году. В дальнейшие периоды многократно перестраивался. Современный архитектурный лик все же характерен для церквей с чертами 16 – 18 вв. На таких традиционных крестово-купольных церквях сооружали одну главу.

При советской власти произошло закрытие храма (1928 г.). Он стал опустевшим и выглядел заброшенным. В 1960 г. начали реставрацию бывшего храмового сооружения. Восстановительные работы проводились Загорским музеем-заповедником, под юрисдикцию которого передали церковь. Окончательно собор вернули верующим в 1991 г. С того времени продолжаются реставрационные процедуры по внутреннему убранству церкви. Особое значение придается восстановлению иконостаса.

В наши дни – это каменное одноглавое здание двухъярусной структуры. Относится к крестово-купольному типу. Единственная позолоченная верхушка венчает белоснежные стены. Над церковью создается своеобразная корона с блестящим отливом. Здание привлекает стройностью и величавостью. Такие свойства стали результатом совмещения архитектурных традиций из нескольких столетий.

Церковь расположена по адресу: пр. Красной Армии, 127.

Храм сегодня

Сегодня Введенская церковь является уникальным социально-культурным центром российского значения, привлекающим историков, архитекторов, искусствоведов… В журнале «Архитектура и строительство России» (№1/2008) вышла статья «Три жизни одного храма» кандидатов исторических наук Ю. В. Иванова, О. А. Мазницыной и Д. М. Вязова. Работы этих же авторов о Введенском храме публиковались и в московских журналах, и на сайте «Храмы России»… Но главное, конечно, не в этом. Тщанием восьмого настоятеля игумена Феофана (Кузнецова), назначенного в 1998 году, храм поддерживается в работоспособном состоянии: регулярно проводятся Богослужения, совершаются таинства… А значит, возрождается духовная жизнь и созидается новый этап истории храма.

Сделаны первые шаги, нацеленные на дальнейшее развитие и создание в селе храмового комплекса, эскизовый проект которого уже выполнен.  В проекте и строительство небольшого детского дома… В связи с возникшим в стране финансовым кризисом реализация данных планов откладывается на неопределенное время. Но Бог видит благие и добрые устремления и помыслы, а значит, и материальное приложится…

Как добраться

Электричка с Ярославского вокзала (Москва, м.«Комсомольская») до Сергиева Посада. Время в пути полтора часа. Расписание: http://www.tutu.ru/msk.

Автобус От метро «ВДНХ» №388-экспресс до Сергиева Посада, отправление каждые 15-20 мин. с 6:50 до 22:40 (из Сергиева Посада с 5:10 до 21:00). Время в пути (без пробок) примерно час.

От вокзалов до Лавры можно дойти пешком.

Личный транспорт Из Москвы по пр. Мира на Ярославское шоссе (трасса М8). Через 45 км — поворот на Сергиев Посад, через 10 км – город. Лавра видна при въезде.

На подъезде к монастырю парковки платные. А так, парковка везде, где не запрещено. Бесплатная нормальная парковка за Лаврой (проезжаете вперёд, до первого поворота налево, потом прямо пару кварталов, снова налево, т.е. вы заехали с тыла, и подыскивайте место. С этой стороны в Лавру тоже есть вход (через дорогу вниз с горки, увидите).

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад

Год включения в Список всемирного наследия: 1993

Сергиев Посад (с 1930 по 1991 г. – город Загорск) – это небольшой город,
расположенный в 70 км к северо-востоку от Москвы. Он сформировался вокруг
древнего монастыря  Троице-Сергиевой лавры, которая на протяжении нескольких
веков играла большую роль не только в религиозной, но и в политической и
культурной жизни Руси.

Уединенная пустынь (место моления) была основана в середине XIV в. в глухих
подмосковых лесах сыном ростовского боярина Варфоломеем, который после стал
известен как Сергий Радонежский. В XV–XVI вв. пустынь стала превращаться в
большой и влиятельный монастырь

Расположение на важной стратегической дороге к
русскому Северу способствовало его укреплению и включению в общую систему
обороны Москвы. Героической страницей истории монастыря стала его многомесячная
оборона в начале ХVII в. от осаждавших его польских интервентов

от осаждавших его польских интервентов.

Монастырь постепенно становится крупнейшим феодалом-землевладельцем. В 1744
г. ему присваивается почетное наименование лавры. В 1782 г. населенный пункт,
образовавшийся вокруг монастыря, объявляют городом под названием Сергиев
Посад.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры создавался постепенно на
протяжении почти шести столетий, и включает более 50 различных строений.

Первое каменное сооружение лавры – Троицкий собор. Его возвели в 1422–1423
гг. над гробом Сергия Радонежского, на месте прежней деревянной церкви. Для его
постройки пригласили выдающихся зодчих, придавших собору все характерные черты
ранней московской архитектуры. Это четырехстолпный крестово-купольный храм,
сложенный из тесаных белокаменных блоков, он отличается небольшими размерами и
скромным резным декором.

Для росписи интерьера Троицкого собора были приглашены выдающиеся художники
того времени Андрей Рублев и Даниил Черный, которые руководили артелью
иконописцев. Именно для этого собора Андрей Рублев написал свою знаменитую
«Троицу», которая находилась здесь до 1929 г., а затем была передана
Государственной Третьяковской галерее (в соборе находится ее копия). Андрей
Рублев и мастера его круга создали и многие другие росписи, включая три ряда
иконостаса. К сожалению, впоследствии росписи и интерьеры собора были очень
сильно разрушены.

Во второй половине XVI в. ансамбль Троице-Сергиева монастыря пополнился
Успенским собором, а также крепостными стенами и башнями. Успенский собор на
центральной площади монастыря строили на средства Ивана IV Грозного, и по его
указанию он должен был повторить облик Успенского собора Московского Кремля, но
в несколько увеличенных размерах. Получился массивный пятиглавый храм, в
отличие от кремлевского образца сложенный не из камня, а из кирпича. В XVII в.
он был расписан ярославскими мастерами, и эта роспись сохранила до наших дней
свой первоначальный вид. В дальнейшем собор также неоднократно перестраивали. В
1606 г. здесь были погребены русский царь Борис Годунов с женой и сыном.

Каменные крепостные стены с башнями, придающие монастырю вид неприступной
крепости, были построены всего за десять лет (1540–1550 гг.). Позднее их
неоднократно реконструировали. Ныне они достигают общей длины 1120 м при высоте
от 7 до 15 м.

В XVII в. архитектурный ансамбль монастыря продолжал усложняться за счет
появления новых сооружений. К их числу относятся больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия, надвратная церковь Иоанна Предтечи и Царские Чертоги, т.е.
каменный царский дворец в лавре. Это также замечательная трапезная – этот зал
был предназначен для праздничных обедов и торжественных приемов царя и высшего
духовенства. Эксперты считают это здание прекрасным образцом «московского
барокко».

В XVIII в. здесь появилась изящная пятиярусная колокольня, проект которой
был создан выдающимся московским зодчим Д.В. Ухтомским. Белая 88−метровая
колокольня – своего рода объединяющий центр всего монастырского ансамбля,
придающий ему логическую завершенность.

В 1920 г. Троице-Сергиева лавра была объявлена музеем, с 1940 г. – это
государственный историко-художественныймузей-заповедник. Помимо архитектуры,
огромную ценность представляет уникальное собрание древнерусской живописи и
прикладного искусства XIV–XVII вв. Здесь творили многие русские писатели того
времени, составляли летописи, вели переписку и коллекционирование древних книг,
здесь развивались иконопись, художественные ремесла. Большую ценность
представляют также произведения русского искусства XVII–XIX вв. На территории
лавры располагается Московская духовная академия и духовная семинария.

Социальные комментарии Cackle

История постройки храма

1608 год в истории Троице-Сергиевой Лавры описан, как время длительной осады и жестоких боев русских с польско-литовской армией. Земля в Конюшенной слободе, на месте которой ныне находится собор Петра и Павла, после боев оказалась окрашенной в красный цвет от крови, пролитой на ней. В память о стойкости христианской веры и любви к отечеству в 1654 году была построена церковь Воскрешения Господнего.


Церковь Петра и Павла в Сергиевом Посаде

Строительство осуществлялось при материальной поддержке царя Алексея Михайловича по духовному благословению патриарха Никона. За 2 столетия деревянная постройка пришла в упадок, поэтому в 1818 году на ее месте вырос в Сергиевом Посаде собор Петра и Павла, эта дата является официальной датой появления этой церкви.

В 1900 году появилась крытая западная паперть, храмовый фасад укрывала цементная штукатурка. Архитекторы старались максимально сохранить схему первоначальной церкви, возведя новую постройку в стиле классицизма, что коренным образом отличало ее от строений монастыря. С юга и севера храма были достроены приделы.

Михеевская церковь

Рекомендовать место

6

1

Михеевская церковь была воздвигнута в 1734 году. Она находится над гробом преподобного ученика Сергия Радонежского Михея. Церковь располагается в северо-восточной части от Трапезного храма. Она была освящена в честь явления Божией Матери Сергию Радонежскому, свидетелем которого и стал его ученик.

Здание церкви выполнено в стиле барокко. Оно имеет небольшие размеры. Его завершает голландская кровля и небольшая главка с крестом. Стены внутри церкви имеют масляную роспись, время возникновения которой относят к девятнадцатому веку. В этот же период появился и орнамент на ее стенах.

В храме расположен небольшой иконостас, который ранее находился в домовой церкви священнослужителя Левшина Платона. Этот резной иконостас был создан в восемнадцатом веке. Самой главной святыней этого храма считаются мощи преподобного Михея. Тысячи людей прибывают ежегодно в это место, чтобы им поклониться. Особенно много прихожан бывает здесь в мае.

Координаты: 56.29215700,38.00994900

История Введенской церкви

Место, где расположен храм, в старину было очень оживленным, многолюдным и носило название Подола. Здесь располагалась базарная площадь на торговом пути, который вел из Москвы в Александровскую слободу.

Введенская церковь (справа) с высоты птичьего полёта

Еще при втором игумене Троицкого монастыря преподобном Никоне (1352-1426), ученике Сергия Радонежского, на этом месте был возведен деревянный храм. Его освятили в память о Введении во храм Пресвятой Богородицы, а созданный храмовый придел – в честь Параскевы Пятницы. Церковь использовали как приходскую в Нижней Служней Слободе для живших подле монастыря чиновников, которые управляли большими монастырскими вотчинами.

Строительство каменного храма связано с именем боярина и воеводы Ивана Ивановича Хабарова. Именно на его деньги в 1547 году вместо старого деревянного храма были выстроены две новые каменные церкви. В конце своей жизни боярин и его жена приняли монашеский постриг. Иван Хабаров умер в 1583 году под именем Иосафата, а принадлежащие ему родовые вотчины завещал передать Троицкому и Суздальскому монастырям.

Введенская церковь на фоне Троицко-Сергиевской Лавры

Введенская церковь стала главным храмом Нижнего Пятницкого (или Подольного) монастыря, который зависел от Троицкой обители. После осады польско-литовскими войсками в начале XVII века Введенская церковь, как и все храмы города, сильно пострадала. И в 1621 году были переложены часть ее разрушенных стен, своды и закомары.

В записи, сделанной в 1641 году, отмечается, что Введенский храм был крыт тесом, а его глава и крест обиты немецким железом. В 1679 году Подольный монастырь упразднили, и Введенская церковь стала приходской. Но в самом конце XIX века приход из-за бедности и малочисленности ликвидировали, а храм был возвращен Лавре.

С наступлением советской власти, в 1919 году Троицко-Сергиевскую Лавру закрыли, и монахи были вынуждены покинуть свою обитель. Часть из них переселилась в Гефсиманский скит, образовав там трудовую артель. А другая часть обосновалась в Пятницком подворье, которое стали называть Малой Лаврой. Здесь также стали жить профессора и студенты выгнанной из Лавры духовной академии. В храме вплоть до 1928 года проводили занятия и совершали богослужения. Потом Введенскую и рядом находящуюся церковь Параскевы Пятницы закрыли. И с 1931 года во Введенском храме разместили склад зерна.

В 1960-е годы Введенскую церковь забрал Загорский музей. И в 1968 году здесь начались большие реставрационно-восстановительные работы. В 1991 году Введенский храм в достаточно разрушенном состоянии был передан Лавре. Здесь было организовано Пятницкое подворье. И было положено начало его долгой реставрации.

История основания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Свое начало история Свято-Троицкой Сергиевой Лавры берет примерно в 1337 году. Основателями монастыря, который впоследствии обрел известность по всей Руси, стали двое братьев – Варфоломей и Стефан. Проживали они неподалеку, в поселении Радонеж, куда их родители бежали от ханских набегов из Ростова. К концу жизни мать и отец будущих монахов отправились в Хотьков монастырь. А сами братья приняли решение стать отшельниками – и, установив в глухом лесу маленькую церковь и скромную келью, посвятили себя молитвам.

Пропитание отшельникам приходилось добывать самим, как и спасаться от зимних холодов. Тяжелая жизнь оказалась непосильной для Стефана, и вскоре он перебрался в один из московских монастырей. Варфоломей же, принявший новое имя Сергий, остался. Однако одиноким он был недолго – слухи о праведнике распространились по всем русским землям, и со всех сторон в обитель устремились обездоленные верующие. Здесь они самостоятельно строили себе жилища, засеивали поля и осваивали ремесла. Так, постепенно, лесная чаща превратилась в монашеский город. А преподобный Сергий за свою всеобъемлющую любовь к людям и Богу прослыл святым.

Накануне Куликовской битвы именно к основателю Свято-Троицкой Сергиевой Лавры обратился за благословением Дмитрий Донской. Преподобный предсказал московскому князю великую победу, тем самым подняв боевой дух войска. С победы на Куликовом поле на Руси началась эпоха единодержания и престолонаследия, а монастырь получил небывалую поддержку князей.

Время правления каждого монарха обязательно сопровождалось вниманием к Свято-Троицкой Лавре. Здесь возводились новые пристройки и храмы

Постепенно обитель обрела вид величественного архитектурного ансамбля. И даже после смерти Сергия Радонежского сюда продолжали устремляться потоки верующих – для молитвы и получения помощи.

По указу Ивана Грозного, в 16 столетии монастырь был обнесен кирпичными стенами, рвами и сторожевыми башнями. Укрепления помогли Лавре выстоять в Смутные времена, надежно укрыв обитателей от польских захватчиков. Последующее столетие стало периодом расцвета монастыря – на его землях работали заводы, росли фруктовые сады. В прудах велась ловля рыбы, а число крестьянских подворий, относящихся к Лавре, превышало даже царскую собственность.

Во второй половине 18 века по приказу Елизаветы в монастыре открыли Духовную семинарию. Несколько позже здесь обосновалась и Духовная академия, переехавшая из Москвы. К 20 веку здесь работали также типография, несколько гостиниц, множество торговых лавок и мастерских.

Все изменилось с приходом к власти Советов. Монастырь закрыли, а его обитателей разогнали. Большинство церковных ценностей были уничтожены и вывезены, храмовые колокола – сняты. Помещения Лавры переоборудовали под столовые и школы.

Монастырь вернули верующим в 1946 году. Известно, что во время войны Сталин начал переговоры с православной церковью – и пошел на уступки в отношении некоторых храмов. В последующие годы в Сергиеву Лавру вернулись монахи, в соборах возобновились богослужения. В конце 20 века началось активное восстановление разрушенных и поврежденных культовых сооружений. На территории монастыря возвели памятник основателю обители – Сергию Радонежскому.

Сегодня Свято-Троицкая Сергиева Лавра является центром православия и просвещения. На территории монастыря, известного по всему миру, находятся Духовная семинария и академия, работают иконописная и регентская школы. Здесь проводятся тематические международные конференции, проходят Рождественские чтения.

Отдельного внимания заслуживает хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, участниками которого являются монахи и учащиеся Московских духовных школ. Традиции божественных песнопений в обители были заложены много лет назад. Выступления полного состава Будничного хора осуществляются один раз в месяц – 70 участников коллектива исполняют воскресную Литургию.

Известный в России и за рубежом мужской монастырь относится к популярному туристическому направлению. Территория комплекса открыта для паломников, любителей истории и поклонников древнерусского зодчества. Живописный архитектурный ансамбль с 1993 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Рекомендовать место

11

1

Церковь Рождества Иоанна Предтечи считается надвратной. Она стоит в восточной части Кремля над высокой аркой, где до перенесения крепостной стены располагался главный вход в монастырь. Датой ее постройки называют конец 17 века, основные средства для строительства выделил купец Строганов.

Церковь считается великолепным образцом так называемого «московского барокко». Она имеет очень четкую геометричную форму и богато украшена снаружи, ее даже можно назвать нарядной. Изящно возносясь над крепостной стеной пятиглавой вершиной, эта церковь составляет первое впечатление о Кремле. И это впечатление — светлое и радостное.

Из средневекового убранства внутри церкви сохранилась лишь изразцовая печь 17 века. Настенная роспись и резной иконостас восстановлены в 20 веке и воспроизводят средневековые аналоги.

Интересные факты о Сергиевом Посаде

  • Сергиев Посад – единственный город Подмосковья, который входит в список «Золотого кольца» России.
  • В Троице-Сергиевой лавре был крещен Иван Грозный.
  • В России насчитывается всего два монастыря, имеющих статус лавра – один находится в Сергиевом Посаде, а второй – в Санкт-Петербурге.
  • С 1930 по 1991 гг. Сергиев Посад был переименован в Загорск.
  • На гербе Сергиева Посада изображена зубчатая оборонительная стена, за которой возвышается круглая башня с золотой церковной маковкой.
  • До наших дней полностью сохранилась первоначальная планировка Троице-Сергиевой лавры.
  • Троице-Сергиева лавра – крупнейший православный монастырь в России. И он же находится под охраной ЮНЕСКО.
  • В Троице-Сергиевом монастыре в 1689 году укрывался сбежавший из Москвы Петр I.
  • По одной из версий, именно Сергиев Посад стал родиной первой русской матрешки, прообразом которой послужила японская «матрешка» Фукурума.
  • Первое шоссе, соединявшее Москву с Сергиевым Посадом было проложено лишь в 1845 году.

Матрешки в Сергиевом Посаде

Святыни обители

  • В Троицком соборе: святые мощи преподобного Сергия.
  • Серапионова палата (находится в в приделе Троицкого собора): здесь покоятся останки главных настоятелей Троице-Сергиевой Лавры — святых Серапиона, Дионисия Радонежского и Иосафата.
  • Две «моленные» иконы преподобного Сергия: Богоматери Одигитрия и Святителя Николая.
  • Образ святого мученика Димитрия Солунского, написанного в рост. Это храмовая икона с боевого корабля, о чем свидетельствует имеющаяся на ней надпись: «От крейсера Дмитрий Донский 1901». Крейсер погиб во время русско-японской войны, а икону прибило волнами к берегу.

Современное состояние

Петропавловская святыня постепенно возрождается, ныне архитектура храма представлена зданием четкой правильной формы с низкими полукруглыми апсидами по трем сторонам. Главный купол с крестом выполнен в виде луковицы или свечи, как символ духовной битвы и света, даруемого с Неба.

Арочные пролеты, голубой цвет с белоснежной отделкой, придают строению особую воздушность и легкость. Трехъярусная колокольня органично завершает храмовый комплекс в дополнении с трапезной, пристроенной сбоку центральной церкви. В церковном декоре преобладают нотки классицизма, но в некоторых элементах прослеживается барокко.

Северный и южный вход оформляют портики, их украшением служат фронтоны. Ниши и выступающие карнизы оформлены с помощью сандриков. Внутреннее убранство восхищает красотой иконостасов и рисунков на стенах.

Престольный праздник

Ежегодно 12 июля тысячи горожан и гостей собираются на торжественную Литургию в честь памяти Святых апостолов Петра и Павла.


Богослужение в Петропавловском храме

Иконостасы Троицкого Собора

Троицкособорный иконостас — это уникальный предмет церковного исторического наследия. Многоярусный (пятиярусный) иконостас, имеющий исключительную историческую ценность. Самые ценные произведения, помещённые в иконостас, были созданы мастерами под руководством Андрея Рублева и Данилы Черного.

Самой важной, известной и ключевой работой Андрея Рублёва, на которую также есть указание и в летописных источниках — это всемирно известная икона «Троица». На ней легендарный иконописец потрясающим образом воплощает образ триединого бога. Ряд исследователей считает, что авторству Андрея принадлежат от 2 до 5 перемещенных в иконостас произведений

Ряд исследователей считает, что авторству Андрея принадлежат от 2 до 5 перемещенных в иконостас произведений.

К ним относятся отображения:

  • апостолов Павла и Петра;
  • архангела Гаврила;
  • Димитрия Солунского из деиисусного ряда;
  • а также икона «Крещение».

Считается, что иконы апостолов ближе всего к «Троице «по художественной манере, поэтому именно они признаются основными кандидатами на признание авторства Рублёва. Всего в иконостасе лавры размещено семьдесят четыре иконы.

Так как три иконы Звенигородского чина, приписываемые Рублёву, и Рублёвские произведения иконостаса Владимирского Успенского Собора помещены в Третьяковскую галерею, то Свято-Троицкий собор остаётся единственным храмом, сохраняющим иконы если не самого преподобного Андрея, то по крайней мере его близкого окружения, непосредственно в самом храме.

История

Строительство храма неразрывно связано с древним преданием. Когда-то в этих местах находился монастырь. В 1608-1610 годах он был осажден польско-литовским войском, христиане оказались без пропитания и дров. Осада продолжалась долгие 16 месяцев. Некоторым монахам удавалось пробраться в ближайший лес, чтобы раздобыть топливо. Многие из них погибали. У стен монастыря шли кровопролитные бои, унесшие жизни множества крестьян. Об этом месте говорили, что оно «окроплено христианскою кровию яко дождевыми каплями».

В 1654 году в честь безвинно павших христиан на этом месте решили построить храм Воскресения Христова. Разрешение на строительство было подписано государем того времени Алексеем Михайловичем, благословение дал патриарх Никон. В 1775 году здание храма заменили на новое, так как оно сильно обветшало.

Кирпичное здание храма Петра и Павла, простоявшее до наших лет, выросло в конце 1810 года. Строительство однобашенной церкви с колокольней и трапезной было завершено в 1818 году. В 1820 году состоялась церемония освящения. Впоследствии территорию храма обнесли кирпичной оградой. В начале XX века храм изменил свой облик. Стены здания покрыли цементной штукатуркой, а с западной стороны пристроили крытую паперть.

Здание храма имеет четкую правильную форму. С трех сторон к нему пристроены низкие полукруглые апсиды. Фронтоны фасадов имеют треугольную форму. Полукруглый свод завершается круглым барабаном. Небольшая головка в форме луковички на изящной шейке завершает крышу храма. С боковой стороны к храму пристроена трапезная. Входы в нее сделаны в виде арочных пролетов. Три яруса колокольни имеют разный размер, убывая снизу вверх.

С приходом советской власти был наложен запрет на богослужения, и они проводились крайне редко. В 1930 году церковь полностью закрыли. Храм остался бесхозным и стоял в запустении. Отсутствие пригляда и ухода за зданием неблагоприятно сказалось на его состоянии, и оно начало постепенно разрушаться. Кирпичную ограду разобрали для обустройства рынка, находящегося неподалеку. В 50-х годах была разрушена колокольня, целым остался только нижний ярус.

Уже в 50-е гг 20 века произошло возвращение храма Петра и Павла верующим. Церковь получила статус подворья Троицко-Сергиевской Лавры и началась его реставрация, продолжающаяся по сей день. Церковь восстанавливали по сохранившимся чертежам и фотографиям, сделанным в начале XX века. К сожалению, внутреннее убранство храма очень сильно пострадало в советские годы. Иконостас не удалось сохранить. Многим ценителям старины не нравится, что взамен утраченных деревянных, в соборе установили пластиковые окна и двери.

Святые врата и надвратная церковь Троице-Сергиевой лавры

Рекомендовать место

10

4

Cвятые врата Троице-Сергиевой Лавры служат основным входом в монастырь. Они располагаются в восточной стене храма. Над вратами находится четырехъярусная Красная башня, построенная в XVI веке. Ее высота составляет 14 метров.

Внутри Святые врата украшают фрески, раскрывающие житие преподобного Сергия. Подписи выполнены на русском языке, но стилизованы под старославянский язык. У Святых врат обычно встречают патриарха и других почетных гостей во время их визита в Лавру.

Надвратная церковь построена в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. Она располагается в восточной части монастыря. Ее построили в 1699 году, а финансировал ее строительство промышленник и купец Строганов. Церковь построена в стиле московского барокко и является лучшей постройкой в своем стиле. Ее украшает пятиглавие и резной декор. Настенная роспись датируется 1948 годом.

История Троице-Сергиевой лавры

Первые упоминания о Троице-Сергиевой лавре встречаются в Троицкой летописи и в книге Епифания Мудрого о житии Сергия Радонежского, написанных в XV веке. История же монастыря берёт начало в 1337 году, когда его будущий основатель Варфоломей (позднее — Сергий Радонежский) селится с братом Стефаном в нескольких десятках км от современной Москвы на холме Маковец в глухом непроходимом лесу.

Верующие с разных концов Руси стали приходить к отшельнику на время или оставались навсегда. Их становилось всё больше — так возникла необходимость строить новые кельи. В связи с введением в обители монастырского устава территорию разделили на три зоны: жилую, общественную и оборонную. Посередине расширенной обители возвели другой деревянный храм и трапезницу, вокруг которых были кельи.

За кельями располагались огороды и хозяйственные постройки. От внешнего мира обитель была отгорожена тыном с воротами, над которыми построили ещё одну церковь в честь великомученика Димитрия Солунского. За семь веков общая картина сооружений монастыря мало изменилась, несмотря на их разграбление и сожжение монголами в начале XV века, а также дальнейшее восстановление обители и появление каменных построек.

Игуменом монастыря сначала был Митрофан, а после его смерти — и Варфоломей, принявший постриг и ставший монахом Сергием. С именем Сергия Радонежского (фамилия образована от города Радонеж, из которого прибыл отшельник) и этого монастыря связано благословение в 1380 году Донского на битву с Мамаем, а также участие монахов-воинов обители Пересвета и Ослябя в Куликовской битве.

Здесь, у гроба Сергия, был схвачен Василий II Темный, после этого ослеплённый братом, в купели был крещён Иван IV, по указу которого в середине XVI века появился пруд, а сам монастырь стал крепостью. А в конце XVII века в борьбе за власть с Софьей Алексеевной Романовой монастырь поддержал Петра Первого, при котором позднее были возведены церкви Трапезная и Иоанна Предтечи, а также Царские палаты.

В конце XVII века монастырь стал ставропигиальным, то есть независимым от власти местной епархии. А ещё через 60 лет он получил наивысший для монастырей статус лавры. Эта идея была выдвинута Елисаветой Петровной и одобрена Святейшим синодом. В это время и появилось современное название обители — Троице-Сергиева лавра — в честь первого храма на территории монастыря и его основателя — Сергия Радонежского.

В XVIII—XIX веках лавра переживала свой расцвет: на территории монастыря стали появляться и разрастаться крестьянские жилища и ремесленные мастерские, тут базировалась Славяно-греко-латинская и Духовная академии, типографии, гостевые и конные дворы, различные лавки. Так, в 1782 году лавра и примыкающие к ней сооружения образовали новый город, названный Сергиевым Посадом.

Однако благополучие сменилось возникшей угрозой исчезновения святыни и её ценностей после прихода советской власти. Более четырёх сотен монахов были выселены, а сама лавра сначала была превращена в музей, а позже её помещения использовались для проведения курсов по электротехнике. Сразу после войны монастырь не только открыли, но и вернули его монахам. На сегодняшний день здесь проживает около двух сотен человек.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: