Ильинская церковь в иваново

Село расширилось за счет Посада

Первым головой Посада был избран фабрикант Иван Александрович Бабурин. Располагалась дума на ул. Посадской (ныне Жиделёва) в районе нынешнего педагогического колледжа. Рядом была Посадская площадь (ныне – пл. Ленина), в 1899 г. переименованная в Вознесенскую. На ней проводились регулярные ярмарки.

Вид на Иваново-Вознесенск с Крестовоздвиженской колокольни. Конец XIX века.

Постепенно Посад обрастал необходимой инфраструктурой. Открывались училища: например, женское в 1861 г. и училище для мастеровых и рабочих в 1866-м. Через два года заработал общественный банк, начала строиться «больница для мастеровых и рабочих»; для связи центра Посада с Дмитровской и Ильинской слободами в 1860 г. закончили постройку Зубковского моста (ныне – Фабричный мост, соединяющий Фабричный проезд и ул. Тимирязева). 

Возводились и храмы. В 1839 г. стараниями Диодора Бурылина рядом с Дмитровской слободой была выстроена Благовещенская единоверческая церковь, в 1842-м в Воробьёвской слободе открылась Ильинская церковь (поэтому слобода и стала называться Ильинской). А в центре Вознесенской слободы на средства Зубкова, Дурденевского и Бабурина по проекту академика архитектуры Константина Тона (автора храма Христа Спасителя в Москве, взорванного большевиками в 1930-е годы) в 1851 г. была выстроена Вознесенская церковь. Она потом стала главным храмом Посада.

В дальнейшем именно жители Вознесенского Посада стали активными приверженцами объединения села Иваново и собственного поселения в единый город. А после отмены крепостного права и завершения в 1869 году выкупных операций ивановцы стали свободными людьми, и никаких препятствий к созданию единого населенного пункта не осталось.

«В том селе Иванове…»

Постепенно Иваново из хлебопашеского поселения превращается в торгово-ремесленное. Об этом свидетельствуют данные вотчинной описи за 1630 г. Иваново представляло собой крупное торговое село, в нем было 123 хозяйства. Уже тогда большая часть крестьян занималась различными ремеслами и торговлей. Ивановцы торговали холстом, крашениной и набойками на окрестных базарах и ярмарках.

В середине XVIII в. из среды ивановских крестьян выделились предприимчивые люди, которые открыли в селе полотняные мануфактуры. Их называли «капиталистые крестьяне» (то есть богатые, имевшие «капитал»). Так, Григорий Бутримов открыл в 1742 г. в Иванове первую полотняную мануфактуру, на которой трудились сотни ткачей.

Ключарь Рождественского собора в Суздале Ананий Фёдоров в «Историческом собрании о богоспасаемом граде Суждале» (около 1770 г.) писал: «В том селе Иванове… у обывателей именуются фабрики полотняные, на которые штуки разные ткут, канифасы, салфетки и прочие тем подобные…»

Сейчас в это трудно поверить, но когда-то Иваново было окружено рядом сел, которые по статусу были выше будущей региональной столицы. Среди них Кохма (или Рождествено), Ново-Талицы… И вот тут на помощь приходит такой документ: «1584/1585 г. – Выпись из отдельных книг Юрия Ивановича Плещеева на поместье Тарусы Алексеева сына Линева сц. Курьяново на рч. Увоти с дд., почч., сщщ. и пуст. И поместье Лукерьи, вдовы Ивана Линева, с сыном Степаном сц. Елманово м дд. и пуст. в Суздальском у.»

В нем упоминается ряд населенных пунктов, находящихся рядом с Ивановом: например, сельцо Курьяново на Увоти. Курьяново вошло в состав Иванова в 1958 г. Тогда же к городу примкнуло и Авдотьино, названное в этом документе Овдотьино. Кроме того, упомянуты Ермолино, Зименки, Белянцово…

Кстати, Авдотьино в прошлом было крупным селом, центром одноименной волости, но потом утратило волостной статус и стало частью владений графа Шереметева.

Когда Иваново было Ывановом

Как известно, в названии современного областного центра соединилась судьба двух населенных пунктов – села Иванова и Вознесенского Посада.

Долгое время датой первого письменного упоминания Иванова считался 1561 г. Она связана с именем шуйского купца и историка Владимира Борисова. В книге «Описание города Шуи и его окрестностей» (1851) он сообщал о селе Иванове: «В 1561 году, Царем Иоанном Васильевичем IV, оно, как богатое имение, пожертвовано в поместное владение Царским шурьям, князьям Темрюковичам-Черкасским». 

К сожалению, Борисов не указал, из какого источника он взял эти сведения, а краеведам до сих пор не удалось документально их подтвердить. Сейчас, после многолетних поисков, приходится констатировать, что дата 1561 г. является легендарной. Да и пожалование села Иванова Иваном Грозным князьям Черкасским вряд ли имело место.

Первая подтверждаемая письменная дата упоминания нашего областного центра указывает на 1609 г. Она приведена в документе под названием «Суздальского воеводы Фёдора Плещеева о поражении воров, приходивших под Суздаль, о взятии города Плёса на Волге, и что опасно оставить Суздаль и идти в Кострому. 1609, Февраль 17».

Однако удалось встретить и еще одну дату и еще одно название села Иваново – «Ываново» (или Ывановское). Так, из свозных и дозорных книг Троице-Сергиева монастыря мы узнаем, что сбежавшие в 1608 году из Суздальских и Юрьевских монастырских вотчинных сел Шухоболва, Кинобаля и Кучек крестьяне Данилко Борисов, Михалко Григорьев сын Софронов, Правоторх да Аристко Нероновы дети и Петрушка Афанасьев сын Першин «збежав… живут за князь Михайловою матерью Васильевича Скопина-Шуйского в селе ее – в Ывановском, в Кохме и в деревнях». 

Встречается «Ываново» и в документах 1614 г. Этот факт, на наш взгляд, подтверждает, что Иваново принадлежало Скопиным-Шуйским, а с другой стороны, удлиняет письменную историю Иванова на год. Не исключено, что дальнейшее изучение письменных источников позволит продлить ее. Сейчас можно смело утверждать, что населенному пункту Иваново в письменном исчислении – 413 лет. Согласитесь, это достойный возраст!

История храма

После Отечественной войны 1812 года промышленность Москвы находилась в большом упадке, поскольку все мануфактуры перед входом в город войск Наполеона были сожжены. Центр ситценабивного производства России переместился в Иваново.

Вид на церковь с улицы Кольцова

Выходец из крестьянской среды, предприимчивый торговец Александр Алексеевич Лепетов приобрел у землевладелицы Е.И. Барсуковой несколько участков в деревне Воробьево. На деньги, вырученные на продажах миткаля и бумажной пряжи, Лепетов построил здесь производство и жилые дома, которые положили начало одной из первых слобод Иванова – Воробьевской.

Из года в год число жителей новой слободы росло. Сюда стали приходить на заработки крестьяне и ремесленники из окрестных деревень. Через некоторое время в Воробьевской слободе появились ситцевые фабрики, которыми владели купцы А.В. Бабурин и Д.И. Спиридонов, а также склады для пряжи, принадлежавшие богатым купцам из Шуи Киселевым.

В 1838 году А.А. Лепетов выделил деньги, и самом центре слободы началось строительство новой кирпичной церкви. Ее решено было посвятить Пророку Илье. Вскоре слободские жители подали прошение о переименовании их слободы в Ильинскую, и такое решение было принято Владимирским архиепископом Парфением. Строительство храма завершилось в 1841 году, и год спустя новую церковь освятили. Произошло это в день празднования обретения иконы Божией Матери «Казанская», и с тех пор этот образ особо почитается в Ильинском храме.

Новая, возведенная из кирпича, церковь была видна издалека и сразу стала архитектурной доминантой слободы. Позже вокруг храма построили ограду, а на территории появилось здание богадельни и дом притча. Первые десять лет священником здесь был отец Алексей (Покровский).

В конце XIX века Ильинской церкви потребовалась реконструкция, во время которой из двух прежде разделенных половин храма – зимней и летней было создано единое пространство. Кроме того, в приделах обустроили новые резные иконостасы, и известные иконописцы из Палеха И.В. и В.Е. Белоусовы подновили потускневшие настенные росписи. Приглашение этих художников было не случайным. Известно, что именно они в 1880 году участвовали в подновлении древних фресок в московской Грановитой палате и как умелые мастера пользовались большим авторитетом. Вся реконструкция храма проводилась под руководством известного архитектора из Москвы Александра Степановича Каминского. И даже новые иконостасы для церковных пределов были выполнены по его рисункам.

Примечательно, что финансировал дорогостоящие работы по реконструкции храма внук А.А. Лепетова – ивановский фабрикант Александр Иванович Гарелин. Его супруга Мария Александровна пользовалась среди жителей Иваново-Вознесенска большим уважением за обширную благотворительную деятельность в городе и на фабрике мужа. В начале XX века, когда шла русско-японская война М.А. Гарелина возглавила городское общество благотворителей. И в Иваново-Вознесенске были открыты богадельни для пожилых горожан, столовые для неимущих, а также детские ясли.

В годы советской власти происходили большие гонения на церковь, и государство вело активную антирелигиозную пропаганду. В 1922 году ведущую к храму улицу Церковную переименовали в улицу Лермонтова. В конце августа 1935 года Ильинскую церковь закрыли для верующих, а само культовое здание стали использовать для хранения областного архива и разместили внутри него большое количество стеллажей.

Следующие полвека православный храм стоял без крестов и постепенно ветшал. Существовавшие в нем настенные росписи осыпались, потолок со временем почернел, а стены во многих местах покрылись плесенью. В середине Великой Отечественной войны бывшие прихожане обращались к городским властям с просьбой об открытии храма, но их просьбы так и остались безответными. Вернуться в церковь верующие смогли только в 1989 году.

С этого времени здесь начались большие ремонтно-восстановительные работы. Средствами и материалами Ильинской церкви помогали анонимные жертвователи, а также ивановские предприятия – Меланжевый и Мебельный комбинаты, Лежневское домостроительное управление, городской ЗАГС и др. И храм стал быстро преображаться. Первую литургию в начале 1990 года прихожане провели в подвальном помещении, в котором теперь обустроен цокольный крестильный храм. А к середине лета того же года богослужения совершались уже в самой церкви.

Вид на купол Ильинской церкви

В ходе ремонтных работ освободили от кирпичной кладки окна, отштукатурили и покрасили стены, подновили настенные росписи, и к 1993 году храм был полностью восстановлен.

«Третья пролетарская столица»

Вскоре после революции, 20 июня 1918 г., Иваново-Вознесенск стал административным центром новой Иваново-Вознесенской губернии. В 1918 г. в городе открылись политехнический и педагогический институты.

Иваново-Вознесенск стал площадкой для реализации масштабных архитектурных и социальных проектов. 29 марта 1925 г. в губернском центре начала работу первая в Советском Союзе механизированная фабрика-кухня. 8 ноября 1925 г. пущен водопровод. 6 ноября 1934 г. по городу пошел трамвай. Первые проекты по его пуску были зафиксированы еще в 1901-м.

Крупнейшей стройкой индустриализации стал Меланжевый комбинат. Развивалось машиностроение (заводы «Ивтекмаш», «Ивторфмаш»), химическая и пищевая промышленность.

 Именно отсюда берет начало масштабность многих социальных и культурных проектов, которые возникали в Иванове на рубеже 1920-х и 1930-х годов: кардинальная перепланировка центра города, строительство грандиозного Дома Советов, огромного драматического театра… Некоторые из этих идей воплотились в жизнь, другие остались в задумках.

Преобразования прервала Великая Отечественная война. В Иванове формировался ряд воинских частей, город развертывал госпитали, принимал эвакуированных, перестраивал на военный лад все виды промышленности… Неслучайно в 2020 г. Иваново удостоилось высокого звания «Город трудовой доблести».

В послевоенные, а затем в 1950-1960­е годы развивалась текстильная промышленность города. Вводились в строй новые производства, шла реконструкция старых, осваивался новый ассортимент. В 1958-м началось строительство комбината камвольных тканей. Большая Ивановская мануфактура освоила выпуск штапельных тканей из искусственных волокон. Начал работу Камвольный комбинат имени В.И. Ленина.

В 1960-е в Иванове развернулось массовое строительство пятиэтажек, пошли первые троллейбусы. В следующее десятилетие была закончена газификация города. К своему столетию Иваново занимало территорию в 97 кв. км. Город стал крупным научным и культурным центром. Здесь работали 7 вузов, 76 общеобразовательных школ, 2 НИИ, действовали драматический и музыкальный театры, театр юного зрителя, 8 кинотеатров, цирк.

Роспись Собора

Роспись Собора отражает историю Православной Руси и земли Ростовской, в которую когда-то входила и Ивановская область.

В соборе изображены 17 князей и святителей, включая равноапостольного Великого Князя Владимира, Андрея Боголюбского, Владимирских Глеба и Георгия, Александра Невского, Дмитрия Донского — правителей и покровителей Княжества Ростовского.

Также можно увидеть изображения девяти святителей:

  • Федора Ростовского;
  • Леонтия Ростовского;
  • Исаи;
  • Кирилла;
  • Игнатия;
  • Иакова;
  • Симона Суздальского;
  • Иоанна Суздальского;
  • Дионисия Суздальского.

Эти святители внесли неоценимый вклад в просвещение и распространение христианства на земле русской.

Справа от входа можно увидеть изображение Владимирской иконы Матери Божией, посвященной празднику Сретения. Этот образ распространился по Руси после чудесной победы над Тамерланом.

На стене рядом с входом есть еще одно интересное изображение: под иконой Матери Божией «Указующая путь» («Одигитрия») нарисован мужчина в красных одеждах с раскинутыми в стороны руками. Это напоминание еще об одном чуде, происходившем в Византии. В период гонения на иконы одна женщина попыталась выцарапать глаза Богоматери Одигитрии, однако Богородица простерла к ней руки, и женщина ослепла. После этого она долго молила о прощении, и зрение к ней вернулось. Женщина постриглась в монахини, и с тех пор монастырь Одигон это место, куда приезжают молиться о прозрении слепые, и где они могут рассчитывать на особое участие и заботу. Люди, ухаживающие за источником рядом с монастырем и выносящие икону к страждущим носили красные одежды. Они должны были носить икону без помощи рук, обходя 50 раз рыночную площадь благословляя людей и их работу. В торжественных шествиях часто участвовал император и его приближенные. Шествия с иконой часто сопровождались чтением Акафиста Матери Божией, поэтому на стене есть строчка из Акафиста.

Фото и описание

В городе Иваново, на улице Кольцова, 19А стоит старинная церковь, освященная в честь Илии Пророка. Историческое развитие церкви Святого Илии тесно связано с историей самого города Иваново. В свое время неподалеку от одноименного села началось формирование и последующее становление Ильинской слободы. Известно, что в конце 17 столетия стала активно развиваться текстильная промышленность, после чего в начале 18 века из числа ивановских крестьян отделились предприимчивые и деятельные люди, которые смогли организовать на основе льноткацкого производства большие полотняные мануфактуры. Примерно в это же время начинается внедрение изготовления набойки или рисунка на ткань изо льна – данный вид производства стал самым успешным в селении. По прошествии 1812 года, который обернулся полным разорением московской промышленности, крепостное селение Иваново стало эпицентром набойного производства.

Преуспевающие крестьяне выкупали слободу у богатого графа Шереметева, при этом теряя право собственности в селе. После этого они решили приобретать земельные наделы у окрестных помещиков. Таким образом по периметру селения стали формироваться слободы, после чего постепенно образовался город Иваново-Вознесенск, развившийся из нескольких центров.

Самой первой появилась Воробьевская или Ильинская слобода. Начиная с 1816 года, богатый купец А.А. Лепетов, который являлся торговцем бумажной пряжей и миткалем, принялся скупать землю у помещицы Е.И. Барсуковой – владелицы деревни Воробьево. Спустя несколько лет, купец построил дом. С течением времени здесь стали формироваться ситцевые фабрики, принадлежащие купцам Д.И. Спиридонову и А.В. Бабурину, а также просторные склады для пряжи купцов Киселевых. Известно, что в 1838 году состоялось заложение Ильинской церкви, после чего в 1842 году, когда были окончены все строительные работы, она была освящена. Храм возводился на денежные средства А.А. Лепетова.

Церковь Илии Пророка стала настоящим памятником классицизма, при этом южный и северный ее фасады оформлены при помощи четырехколонных портиков. Основной объем храма слагается из венчающего цилиндра и кубового основания, который завершается пятью главками. Со стороны запада к храму примыкает небольшая колокольня, имеющая цилиндрическую форму в верхнем ярусе.

В 1893 году на денежные средства А.И. Гарелина – внука Лепетова – согласно проекту талантливого архитектора из Москвы А.С. Каминского состоялось проведение плановой внутренней реконструкции церкви, а именно разделенные стеной зимнюю и летнюю половины соединили в единое цельное помещение. До сегодняшнего дня в существующих приделах Сорока Севастийских мучеников и Рождества Богородицы были установлены новые резные иконостасы. На стенах храма имеется уникальная живопись, выполненная знаменитым художником из Палеха – Белоусовым.

Ильинская слобода была основана людьми, которые на протяжении долгого времени славились милосердными делами, а также благотворительностью. Гарелина Мария Александровна, которая являлась супругой Гарелина Александра Ивановича, занималась благотворительными делами. На производстве, под руководством ее мужа, была сформирована специальная социальная сфера, которая охватывала весь жизненный период человека, начиная от его рождения и заканчивая его смертью. В период русско-японской войны жена Гарелина возглавила благотворительное Иваново-Вознесенское общество, когда для многочисленных городских жителей были организованы: богадельни, предназначенные для престарелых людей, ясли для детей и просторная столовая.

В период между 1842 и 1852 годами священником в храме Илии Пророка являлся Покровский Алексий Егорович. С 1852 и по 1904 годы настоятелем церкви был зять священника Покровского Алексия протоиерей Лепорский Григорий Афанасьевич. После него до 1918 года настоятелем был назначен его сын – Николай.

В 1935 году храм закрыли, после чего богослужения возобновились только в 1989 году, когда была проведена первая Божественная Литургия. Храмовый престол освящен во имя Иоанна Кронштадтского.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: